Содержание
- Нарушения социального взаимодействия
- Нарушения в сфере коммуникации
- Нарушения в поведении
- Нарушения моторики
- Особенности восприятия, обостренная чувствительность
- Причинение вреда самому себе
- Нарушение чувства опасности
- Нарушения сна
- Нужно ли ругать ребенка?
- Как же воспитывать ребенка?
- Как ругать ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму
Нарушения социального взаимодействия
Это самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, отказываться от участия в общих играх, не интересуется тем, что ему предлагает взрослый, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
Обратите внимание, если ребенок
1. Не замечает, что родители ушли
2. Расстраивается и сопротивляется, если взрослый присоединяется к игре и поддерживает ее
3. Сидя в одиночестве, громко, монотонно кричит, вместо того, чтобы позвать маму
4. Невозможно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
5. Не улыбается в ответ на улыбку
6. Не реагирует на свое имя
7. Не дает обнимать себя, брать на руки даже родителям
Нарушения в сфере коммуникации
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали.
Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
Обратите внимание, если ребенок
8. Избегает контакта «глаза в глаза»
9. Автоматически повторяет слова, не обращенные к другим
10. Использует «управляемую руку» взрослого, когда хочет, чтобы что-то было сделано
Нарушения в поведении
Третья группа симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу.
Обратите внимание, если ребенок
11. «Прилип» взглядом к движущемуся предмету (например, лопасти вентилятора) и долго не может оторваться от него
12. Часто кружится вокруг своей оси
13. Вращает предметы, поднося их очень близко к лицу
14. Не играет с игрушкой обычным способом, но очень интересуется какой-то частью игрушки, например, крутит колесо машинки
15. Часто и многократно взмахивает руками
16. Совсем не интересуется игрушками, но восхищается обычными предметами
17. Выставляет игрушки в специфический ряд, причем сюжета у игры нет, создание ряда самоценно
18. Пытается есть несъедобные предметы (простыню, подушку)
19. Щелкает, перебирает, трясет пальцами перед глазами
20. До бесконечности готов щелкать выключателем
21. Часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
Нарушения моторики
При постановке диагноза «аутизм» это не ведущий критерий. Но многие родители и специалисты отмечают неравномерность моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
Обратите внимание, если ребенок
22. Плохо оценивает расстояние до предмета
23. Ходит на цыпочках
24. Плохо координирует движения в повседневных задачах
25. Не захватывает и не удерживает мелкие предметы
26. Не может кататься на машинке-каталке, на велосипеде
27. Имеет поразительные способности к удержанию равновесия, но крайне неуклюж в другом
28. У него наблюдается повышенное слюнотечение
Особенности восприятия, обостренная чувствительность
Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи, которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.
По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
Обратите внимание, если ребенок
29. Не принимает все новое или редкое, например, элементы праздника: воздушные шары, свечи на торте
30. Не переносит прикосновений к коже, голове, волосам, сопротивляется раздеванию или мытью, стрижке
31. Не переносит обычные домашние запахи (например, бытовой химии)
32. Не переносит музыку
33. Не вздрагивает и не оборачивается на громкие звуки, но в другое время реагирует на слабые звуковые раздражители
34. Отказывается переодеваться или пристегиваться ремнем безопасности в машине
Причинение вреда самому себе
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
Обратите внимание, если ребенок
35. Вырывает у себя волосы клочьями
36. Сильно стучит головой о твердую поверхность
37. Царапает, обдирает кожу, срывает корочки с ранок
38. Кусает себя
39. Болевая чувствительность отсутствует либо, наоборот, чрезмерно высокая
Нарушение чувства опасности
Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.
Обратите внимание, если ребенок
40. Как бы стремится к опасности, нарушая одни и те же правила снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт
Нарушения сна
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.
Перечисленные симптомы подойдут для ознакомления и первичной оценки риска. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. При отсутствии аутизма у ребенка тоже могут быть проблемы развития, и он может нуждаться в помощи. Помните, что аутизм – биологическое расстройство, а не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка.
Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.
Аутизм. Пособие для родителей, семей и друзей. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.
Текст готовился по брошюре фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»
Интересная причина! Хорошо, у меня есть несколько советов. Я тоже много улыбаюсь, особенно когда нервничаю. Возможно, поэтому ты тоже так много улыбаешься? Я много улыбаюсь, когда встречаю новых людей, и отчасти это потому, что я немного социально озабочен. Иногда, когда кто-то говорит что-то неуместное для меня, вместо хмурого взгляда, я улыбаюсь. Зачем мне улыбаться ?? Потому что я чувствую себя запуганным. Это защитный механизм при правильном использовании. «Я безвреден, понимаете? Посмотри на эту улыбку. Я дружелюбный, я не имею в виду никакого вреда. Не нападай на меня. Но при неправильном использовании улыбка может заставить вас казаться покорным, неуверенным в себе и подчиненным.
Так как вы перестаете так много улыбаться?
1. Вы когда-нибудь участвовали в детском конкурсе? Я делал это с моей сестрой и друзьями. Правила были, кто первым улыбнется, проиграет. Я был действительно ужасен в этом! Лицо лицом к лицу, прямой зрительный контакт вызывали у меня некоторое беспокойство, и я обычно терял себя в течение первых нескольких секунд. Но, потренировавшись, я мог в течение минуты удерживать лицо ровным лицом (до того, как расколоться, и, в конце концов, снова проиграл моей торжественной сестре, ха).
2. Потратьте несколько минут, чтобы лучше познакомиться с мышцами щек. Это хорошая практика внимательности. Каково ваше лицо, когда оно улыбается? Каково это, когда расслаблено? Теперь сделайте глубокий вдох, выдох, полностью расслабляя все мышцы вашего лица. Мне это очень приятно. 🙂 Когда вы замечаете, что улыбаетесь в ситуации нервозности, сделайте глубокий вдох и попытайтесь расслабить все мышцы лица. Успокаивающее дыхание также поможет вам немного расслабиться — это хорошо, если беспокойство заставляет вас улыбаться.
3. Составьте мантру и скажите ее себе перед началом разговора (или ситуации, которая заставляет вас много улыбаться). Вы можете сказать что-то вроде: «Я уверен в себе и счастлив, но мне не нужно улыбаться», или просто: «Сейчас не время улыбаться».
Конечно, я считаю, что хорошо улыбаться при знакомстве с новыми людьми. Он посылает сообщение, что вы дружелюбны. Но, возможно, убавь улыбку после первого приветствия. Люди (как я), которые слишком много улыбаются, имеют тенденцию выдаваться немного одурманенными или взволнованными. Мой лучший друг из университета в мои месяцы признался в нашей дружбе: «Когда я впервые встретил тебя, я думал, что ты был отчасти… ну знаешь, тупой. Ты просто улыбнулся всему, что я сказал. Я был немного обижен, но у него был смысл.
Последнее предложение! Может быть,
ПУТЬ, ты улыбаешься
важнее, чем сколько ты улыбаешься? Широкая улыбка может заставить вас выглядеть теплее, но также менее компетентна, чем легкая улыбка. 🙂 По крайней мере, согласно этой статье.
То, как ты улыбаешься, согласно науке, определяет, думают ли люди, что ты умный или глупый
Удачи!
Вечный тренд и часть имиджа – улыбка – озаряет наш мир и приносит хорошие дивиденды. Вести дела и личную жизнь приятнее с улыбчивыми людьми: эмоция здесь идет рука об руку с убедительной речью и ярким характером. Но что мешает людям качественно улыбаться? Сегодня на эту тему беседуют три эксперта: Лиана Давидян – психолог, директор Avroraclinic, Ирина Маркова – политтехнолог, работающий с избирательными кампаниями, и Дмитрий Бужинский – актер театра и кино, телеведущий, преподаватель сценической речи.
Лиана Давидян
Лиана Ленсеровна, как вы полагаете – улыбка влияет на жизнь человека?
Улыбка – это некий образ человека в целом. По тому, как он улыбается – как часто, насколько открыто, – мы бессознательно принимаем решение: близок ли он нам по духу, комфортно ли с ним. Скованная улыбка и сжатые губы интуитивно воспринимаются как признак агрессивности, даже злости. Есть люди, которым от природы повезло – у них щедрая улыбка, ямочки на щечках, «лучики» вокруг глаз, гармоничный ряд зубов, сочетающийся с губами… И в целом сложно поверить, что улыбающийся человек способен на что-то плохое.
У меня есть маленькое хобби, игра: когда я сталкиваюсь со всевозможными чиновниками разного уровня, обычно хмурыми и недружелюбными, я «делаю ставку» – за сколько минут смогу вдохновить их на то, чтобы улыбнуться. Это всегда удается: начиная от дамы в паспортном столе и заканчивая людьми высокого ранга, которые, похоже, не так уж счастливы на своем месте… В итоге люди волшебно преображаются – проявляются доброта и искренность, которые есть в каждом, и человек становится не просто набором функций, а личностью со своими проблемами и радостями. Улыбка делает нас живыми – улыбаясь, мы чуть-чуть приоткрываем дверцу в свою душу. И когда ты видишь эту дверцу у собеседника, ты понимаешь, что он тоже готов к открытости.
Для имиджа публичного человека улыбка особенно важна. Ирина Викторовна, случалось ли вам учить политиков улыбаться?
По моему опыту работы с претендентами на высокие посты – для избирателей это важно. Многие респонденты при просмотре фото кандидатов критикуют неправильный прикус или циничную улыбку. Это один из важнейших факторов имиджа политика. Ведь первая оценочная категория – это взгляд, а на втором месте стоит улыбка. Участники фокус-групп охотно выделяют разные типы улыбки: «любезная», «одними губами», «циничная», «хитрый лис», «открытый человек» и так далее – это очень показательный критерий.
Были случаи, когда мы учили кандидата улыбаться (или наоборот – меньше улыбаться, когда зубы были не очень демонстрационными для электората). Но хочу подчеркнуть: для человека, который не привык улыбаться, это сложнейшая задача, даже если у него прекрасные зубы! Мы не раз сталкивались здесь с серьезными психологическими барьерами. И тогда проще научить человека подавать свою серьезность и даже мрачность как некий «бренд».
Какие эпизоды из вашей политической практики, связанные с улыбками, вам особенно памятны?
Был один яркий случай… Мы вели серьезные переговоры по Волгоградской области, еще при старом губернаторе, Максюте. В то время это была настоящая «красная губерния», коммунистический край. Приехали в администрацию: кабинет сталинского типа, сидят суровые дядьки советской формации, все – лет под шестьдесят. Я зашла и улыбнулась, как Анюта из «Веселых ребят», выпалила «Здравствуйте!»… В кабинете, где было человек десять, возникла пауза, и один, самый главный, сказал: «Ну, всё – наш человек, улыбается. Можно проводить переговоры!» И мы провели тогда действительно очень успешные переговоры. Моя открытая улыбка стала билетом в их «закрытый клуб». Это были люди прежней формации, воспитанные на советских фильмах, где все улыбались…
Но почему они сейчас такие неулыбчивые? Любовь к родине – слишком серьезная вещь? Или привычка улыбаться «экономно» – от дефектов зубов в юности? Или это в целом особенность современного российского менталитета?
Пожалуй, от менталитета здесь действительно многое зависит. Я бы различала европейскую улыбку, американскую, российскую и восточную. Американская брендовая улыбка «зубы на продажу» создает образ «своего парня» для электората. Восточная улыбка – тонкая, отстраненная. Европейский вариант – сдержанная улыбка. А российская – нечто среднее между Европой и Азией. В последнее время, мне кажется, улыбок во весь рот становится все меньше. На моей памяти последняя открытая политическая улыбка была у Ельцина.
Полагаю, прежде всего это пример родителей. Многие наши политики – выходцы из простых семей. Я не раз замечала, что «простые люди», улыбаясь, прикрывают рот рукой, имея ряд нерешенных стоматологических проблем, – возможно, эта привычка политиков идет из генетической памяти их семей. И второй момент: политики часто люди возрастные, в свое время у них не было условий для качественной стоматологии, а сейчас просто некогда – это ведь серьезный процесс, нужно выйти из графика на какое-то время, заняться отбеливанием, протезированием… Но все же основное, на мой взгляд, это прискорбное отсутствие высокой стоматологической культуры в нашей стране даже на уровне власти.
Ирина Маркова
Прежде всего соглашусь с Ириной Викторовной: улыбку в первую очередь портит ее отсутствие! Улыбку портит страх человека улыбаться. Действительно, стоматологических проблем, способных удержать от желания улыбаться, множество: кривые зубы, некрасивые щели между зубами, процессы стираемости зубов – из-за чего они становятся мелкими, желтый цвет эмали зубов, ну и банальное их отсутствие.
А неправильный прикус может и не оказать влияния на гармонию улыбки – это реально скомпенсировать обаянием собеседника. С другой стороны, прикус очень влияет на дикцию, порождая пресловутую шепелявость, неразборчивость речи. Согласитесь, немногие могут без раздражения слушать человека с нечеткой дикцией; будучи людьми воспитанными, они не скажут об этом в глаза, но всё же выразят невербальным способом, и говорящий это почувствует. Почему заика стеснителен и напряжен? Он постоянно чувствует давление, неприятие. То же касается людей с небезупречной дикцией, особенно после неудачного протезирования.
Знаете, больно видеть публичных людей с дефектами протезирования или вовсе без части зубов. Даже если это не приводит к формированию комплексов, смотреть на это неприятно, неэстетично, даже диковато. Кроме того что у них нарушена дикция, просто физически чувствуешь, как им некомфортно с этим жить, если же это протез – то его тягостно носить! А ведь хорошая работа должна и может проводиться на высшем уровне и по функциональности, и по эстетике: современная стоматология располагает огромным арсеналом средств для решения таких проблем.
Выходит, стоматолог должен осознавать, что несет ответственность за восприятие своего пациента обществом? Социальная ответственность врача должна простираться дальше снятия слепков и установки протезов?
Конечно! У нас в клинике, например, перед началом сложного лечения проводится развернутый диагностический протокол, в который включены записи на диктофон речи пациента, фотодиагностика улыбки, видеорегистрация мимики. Только после анализа особенностей каждого индивидуума можно разработать адекватный план лечения. И возможности стоматологии таковы, что практически любое лечение может проводиться без причинения дискомфорта пациенту и тем более не мешая его социальной активности.
Да, неудачное протезирование, к сожалению, встречается часто и влечет за собой много последствий. Стоматологические проблемы могут стать причиной бессонницы, головных болей, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, кровеносной и выделительной систем. Перенапряжены лицевые мышцы, постоянный стресс, дискомфорт – какое тело может это выдержать? Рано или поздно это аукнется в самом слабом звене организма. К нам обращаются пациенты, безрезультатно прошедшие исследования у неврологов, страдающие ужасными головными и лицевыми болями. А причина крылась в проблемах прикуса или результатах неудачного протезирования! Так что иной раз, прежде чем отправляться на томографию, имеет смысл получить заключение стоматолога.
Стоматология сегодня – это сложная наука на уровне высшего пилотажа, где все зависит исключительно от знаний, интуиции и опытности врача. На вопрос, как выбрать «своего» доктора, отвечаю – в большой степени это везение. Из учебных заведений стоматологи выпускаются сотнями – а настоящими специалистами становятся единицы. Лично я, человек, измученный ортодонтами с шестилетнего возраста, вижу, как колоссально изменились возможности, особенно за последние 20 лет. Я начинала с жутких пластинок и специального чепчика на ночь. Позже на мне можно было проследить все этапы развития отечественной ортодонтической науки… Мне повезло: моим (наконец финальным!) доктором стал мой собственный брат, Арам Давидян, который и возглавляет Avroraclinic. Его усилия для меня, как и для всех наших пациентов, позволили исправить «ошибки природы» и сохранить здоровыми зубы.
Дмитрий Бужинский
Итак, стоматолог не просто украшает улыбку – он создает инструмент, который жизненно важен для каждого. И есть профессии, в которых без этого инструмента просто не обойтись. Дмитрий, как в вашей актерской среде карьера связана с качеством дикции?
Голос, артикуляция, свободно звучащий голос, объемный звук, четкая дикция – вот темы, которым посвящены первые годы обучения сценической речи. Только тогда, когда будущий актер освоит все эти азы «словоговорения», можно начинать работу над текстами. Зубные дефекты – кривизна, щели между зубами, отсутствие одного или нескольких зубов – значительно усложняют работу.
Первое время после установки протезов отмечается не только изменение тембра, но и нарушение дикции: возникает легкая шепелявость, нечеткость речи. Проблема особенно мешает актерам и студентам театральных вузов. К счастью, дикционные упражнения позволяют ее быстро устранить. Привыкание всегда индивидуально: оно зависит от возраста, привычек и, конечно, от количества ежедневных тренировок. Проще всего пользоваться скороговорками, выбирая сначала простые и затем усложняя задачу. Необходимо произносить их, стараясь добиться предельной четкости и скорости.
А проблемных карьерных случаев – сколько угодно! Режиссер на кастинге просит улыбнуться во весь рот – а актер не имеет такой возможности, и роль достается другому… Огромная проблема – отсутствие полетности звука. Стараясь скрыть зубные дефекты, человек говорит как бы немного «в себя», бубнит, и за несколько шагов его уже не слышно. И только легкая улыбка, обнажающая зубы, обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко и каждый его звук отчетлив.
Лиана Ленсеровна, а вы слышали такие истории от своих пациентов? Ведь среди них много певцов и актеров, общественных деятелей…
Я недавно пересматривала интервью, которая дала певица Нино Катамадзе, наш большой друг и бывшая пациентка. Надо сказать, что, осознавая значимость звуков и дикции для певицы, она больше всего перед началом лечения волновалось именно об этом. В интервью она говорит: классический и оперный репертуар даже чисто технически не исполняется без улыбки. Все слова произносятся «на улыбке», только тогда получаются правильные, нужные звуки. И именно зубы и губы обеспечивают оттенки звуков, их бархатистость и полутона. Для меня это стало открытием: наша работа стала частью ее сценического успеха, частью ее великого голоса!
Знаете, это стоит очень многого, когда пациенты признаются, что их жизнь полностью изменилась после курса лечения и протезирования у нас в клинике: они вышли из депрессии, открылись миру, полюбили себя и встретили свою любовь – и все это только потому, что мы научили их улыбаться!
Когда я очень боюсь, я всегда почему-то смеюсь. Или как минимум улыбаюсь. И когда больно тоже часто улыбаюсь. Вообще когда нервничаю.
В школе меня часто не любили учителя за эту улыбку в самый неподходящий момент, когда ругают, а я улыбаюсь. Когда урок не знаю и это так глупо и стыдно, а я улыбаюсь. А от этого еще более стыдно.
Когда чувствую унижение тоже часто улыбаюсь. Непроизвольно. Могу улыбаться и плакать одновременно. Но улыбаться. Губы сами искривляются в подобие улыбки и ничего нельзя сделать.
Когда я была маленькая. Ну как маленькая, я думаю это был уже класс девятый, ничего себе маленькая, ну в общем, подросток, у меня умерла бабушка. Ну ясно что она то умерла у всех у нас, но мы как-то узнали первыми. А я ее любила очень. И мне было очень больно и страшно. Страшно было осознавать что ее нет.
А телефонов у всех не было. Ну у тетки, сестры моей мамы точно не было, я хорошо помню, они так и не провели домашний. У нас был, а у них не было, а мобильники тогда были только у самых крутых. Ну время такое.
И мне пришлось к ним пойти и сказать. Сказать маминой сестре что у нее умерла мама. Ну вот она мне как-бы бабушка, близкий мне человек, а ей она мама. И для меня это было очень страшно. Я не хотела идти к ней с такой новостью. Но выбора у меня не было. Я как-то понимала что спорить не то время, не могла не пойти.
И вот я пришла к ним, как сейчас помню, а они не дома, на огороде, что-то полют, картошку по-моему, тетка и две дочки ее. И солнце заходит, закат такой красивый, и слышно как поезд поехал, хотя обычно не слышно, жд полотно далеко.
И вот я пришла и говорю ей: «бабушка умерла». И улыбаюсь. А она мне не верит. Я же улыбаюсь. И мне так стыдно. А я ничего не могу поделать. Рот искривился и все.
Бабушка говорю умерла.
А тетка начала плакать.
А я до сих пор чувствую будто предала ее. Что я не имела права улыбаться. Просто не имела. А по другому и не могла.
А с тех пор ничего и не изменилось
В процессе воспитания у нас может возникать вопрос, а как правильно ругать ребенка? И ругать ли ребенка вообще? Ведь он должен понимать, где он неправ, чтобы в дальнейшем этих ошибок не допускать. Но если ругать своего ребенка неправильно, то это может привести к печальным последствиям.
Например, если его ругать слишком часто, то он закроется в себе, станет закомплексованным. Если слишком мало, то его самооценка взлетит на космический уровень, и он не будет считаться с вашим мнением.
Здесь нужно знать меру. Но как же ее найти? Ведь если б мы знали меру во многих вещах, мы бы даже не задавались вопросом, как правильно воспитывать ребенка. Перебирают все, а как ругать ребенка в меру, расскажет эта статья.
Главный материнский капитал — её дети.
Константин Кушнер
Нужно ли ругать ребенка?
Не стоит ребенка ругать, так как это слово подразумевает критику личности ребенка. А родители эту ошибку повторяют десятки раз. От них постоянно можно слышать: «Балбес», «Идиот», «Руки-крюки» и другие выражения этого плана. Это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, придавая авторитет родителям. Если же они для ребенка не несут особой ценности, то он может еще больше отдалиться от вас.
Ребенка нужно не ругать, а воспитывать. Воспитание же, в свою очередь – это больше, чем банальная критика. Человеку нужно не только указать на его ошибки, но еще и сказать, как правильно. Если ребенок делает ошибки несколько раз, то нет ничего плохого в том, чтобы обидеться. Если ваше мнение для него важно, то он постарается не повторять.
Как же воспитывать ребенка?
В первую очередь, нужно во всем знать меру. Если вы будете кричать на ребенка за каждые пустяки, то ваша цена в его глазах попросту упадет. Тогда все, что вы ему будете говорить, обернется простым смехом. И в дальнейшем нужно задавать вопрос в гугле «Что делать, если ребенок смеется, когда его ругают». А причина ведь очень проста.
Если вы будете его ругать слишком мало, то он станет разбалованным и дальше вам будет еще труднее. Вы имеете право гневаться.
Обычно дети, не подростки, признают авторитет родителей над собой. Более того, они не один раз убеждались в том, что мама права.
Например, ребенку запретили сидеть долго за компьютером, когда у чада из-за этого начала болеть голова или спина.
Главное – дать ребенку понять, что, когда вы гневаетесь, это — не банальная эмоциональная вспышка. Ваше дитя должно понимать, что гнев сопровождается его непослушанием. Если говорить более конкретно, то гнев – это неконтролируемая вспышка эмоции, когда человека попросту что-то достало.
Вот ваш ребенок должен понимать, что он вас достал, если вы гневаетесь. Но не стоит это вербализировать. Он сам должен до этого додуматься. В таком случае вы его учите быть внимательным к другим людям.
Как ругать ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму
На самом деле, чтобы не нанести психологическую травму ребенку, его нужно ругать уж слишком интенсивно. Годам к десяти большинство детей привыкает к тому, что временами родители могут быть недовольны их поведением. Поэтому психологической травмы у них не будет.
Главное – поменьше унижать, а превносить побольше конструктивной критики. В таком случае дети будут попросту счастливы, что вы их учите жить.
Кстати, желательно постоянно ребенку говорить, что вы ругаетесь не потому, что он такой плохой. Объясняйте ему, что причина вашего крика в том, что вам не нравятся определенные действия.
Воспитывайте в ребенке личность, которая в первую очередь уважает чужое мнение, а потом только думает о том, чтобы навязывать свое. Пусть уважение других людей будет личным мнением вашего ребенка.
Итак, основных законов, как правильно ругать ребенка, два:
- Соблюдайте меру.
- Используйте лишь конструктивную критику (никаких «потому что я так сказал» быть не должно. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок реагировал аналогичным образом на эту же фразу, но от других людей?)