Оглавление Введение Глава 1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки и причины петровских преобразований. Глава 2. Реформы Петра I: цели, содержание, последствия. Глава 3. Цивилизационный раскол. Оценка реформ Петра I Заключение Список литературы Введение
Мощным сдвигам в российском обществе, в экономике, производстве и социально-культурных отношениях в начале XVII века предшествовали значительные предпосылки не только внутри русского государства, но и на международной арене. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы. Конечно, становление Русского государства в системе международных отношений происходило, начиная со второй половины XV века. Весь период шло активное накопление сил и расширение, которое привело к развитию взаимоотношений сначала ближайших соседей, а затем более отдаленных государств. Вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера взаимодействия России с европейскими державами преимущественно ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы (Польшей, Швецией и Крымским ханством). При этом в международных отношениях с другими крупными державами Россия принимала скромное участие, и контакты с государствами Западной Европы можно было назвать весьма ограниченными как в экономическом, так и в политическом плане вплоть до реализации преобразований Петра I. По точному замечанию великого русского историка С.М. Соловьева «чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и, тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние». Неудивительно, что петровские преобразования неоднократно привлекали внимание русских исследователей. Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ, в общих чертах сохранившиеся и в современной историографии. Группа исследователей (во главе с С.М. Соловьевым, а в советский период — М.Н. Покровским и Б.И. Сыромятниковым) придерживались «революционной» концепции, что реформы Петра I нарушили естественный ход развития экономических и социально-культурных процессов, внеся преждевременные перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Сторонники другого подхода, «эволюционного», главным представителем которого стал В. О. Ключевский, полагают, что предшествующий ход исторического развития Русского государства стал логичным этапом перед комплексными реформами Пета Великого. Действительно, достаточно ясно прослеживается связь многих явлений экономической и социально-политической жизни страны конца XVII в. с петровскими преобразованиями. Прежде чем перейти к анализу реформ Петра I и их влияния на русское общество, стоит определить актуальность данной темы, задачи и хронологические рамки данной работы. Объектом данной работы являются реформы Петра I, предметом – их влияние на развитие русского государства и общества. Целью данной работы является комплексное рассмотрение реформ Петра I с точки зрения их реализации и последствий для России. Задачами данного исследования являются анализ реформ Петра I, их предпосылок, результатов и влияние на дальнейшее развитие государства и общества путем изучения исторических источников и научной литературы по данной теме. Что касается хронологических рамок исследования, то они определяются темой исследования: сами реформы относятся к первой четверти XVII века и логически делятся на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725. Если же речь идет о влиянии реформ на дальнейшее развитие русского государства, то верхняя временная планка может простираться вплоть до сегодняшнего дня. В данной работе, однако, мы уделим внимание итогам реформ в более узком периоде – XVII века. Вопрос о влиянии реформ Петра Великого на русское общество и развитие России в целом является открытым не только в научном сообществе, но и в обывательских кругах, что обуславливает актуальность данной темы по сей день.
Заключение
Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы о таком великом явлении в истории России, как петровские преобразования: 1) Реформы Петра I имели множество предпосылок, обусловленных естественным развитием русского государства. Среди причин начала преобразований Петра I можно выделить как внутренние и внешние, так и личностные качества монарха, обусловившие путь проведения реформ. 2) Преобразования Петра I затронули все области жизни государства и общества, охватывая экономическую, социальною, государственно-административную, военную, духовную и культурную сферы. Результаты реформ по-разному оцениваются исследователями с точки зрения их необходимости, путей реализации и долгосрочности выгоды, полученной для общества. Мы отмечаем успех реформ в краткосрочной перспективе, позволивший России занять место среди государств-лидеров Европы, однако также обозначаем важнейшие проблемы, возникшие в обществе, после их реализации. 3) Последствия реформ Пета Великого стали важнейшим фактором развития России в последующие века. Выбранный Петром I путь модернизации всего российского общества через навязанную сверху вестернизацию породил ряд цивиллизационных конфликтов в обществе, расколов его на долгие годы. Внедрение западных практик в экономике России без адаптации к реалиям русского общества вызвало глубокое противоречие как в развитии производства, так и в эволюции русского общества и закабалению крестьян. В аспекте культурного развития реформы раскололи общество не только по социальному признаку, но и по культурному: высшие слои населения (дворяне, верхушка армии) были вынуждены во всем принять европейские традиции и отказаться от русского уклада жизни, в то время как основная часть населения России в бытовых вопросах продолжала жить в старой парадигме. Такие различия в сословиях заложили на долгие годы не только социальный конфликт, но и конфликт на уровне культурном и психологическом. Подводя итоги всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что преобразования Петра I стали необходимостью в рамках естественного развития государства и привели к возвышению России на международной арене, усилению экономики и военной мощи страны, что нельзя не учитывать при оценке итогов этих преобразований. Однако метод проведения преобразований, избранный Петром I, носил не только всеобъемлющий, но и принудительный характер. Отказ от традиционных для России форм управления государством, военной организации, изменение роли Церкви, запрет или дискриминация русских традиций в быту как высшего слоя населения, так и массы народа, повсеместная европеизация процессов – всё это стало корнем конфликтов еще при Петре I и продолжило усугубляться в XVIII и XIX веках. По нашему мнению, именно методы реализации реформ, крайняя интенсивность (срок проведения всех реформ был ограничен четвертью века) и неадаптированность их к русским реалиям послужили основной причиной для раскола в обществе. Безусловно, вопрос о результатах реформ Петра остается открытым для научной дисскуссии в историческом сообществе по сей день, что связано с разными подходами к оценке этих преобразований, в ходе которого влияют на решение исследователя не только его субъективное мнение, но и политическая и идеалогическая атмосфера.
Список литературы
Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.
Церковные реформы
В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф.М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства.
Первые попытки реформ были предприняты тогда же в 1640-е годы. Но к концу 40-х кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. Аввакум считал, что Россия – Третий Рим не нуждается во внешних заимствованиях. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно еще и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины.
Изменения затронули обрядовую сторону богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов нужно было класть четыре; креститься не двумя, а тремя перстами (тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви); совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д. С 1654 года стали изыматься иконы, написанные на «фряжский», то есть иностранный манер.
Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введен новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.
Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.
Раскол
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.
Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.
Лидеры раскола
Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».
Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.
Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.
Идеология раскола
Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденная собором 1666-1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню». Местами, куда бежали раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.
Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.
Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.
Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.
Практика самосожжений
Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист – а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века таким образом погибли более 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.
Раздел старообрядчества
В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.
Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.
Политология
УДК 322
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-56-65
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
О. В. Вольтер, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент
РАЕН, г. Армавир
В статье поднята важнейшая для нашей страны проблема религиозного конфликта Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата.
Рассмотрены причины раскола православия, которые автор видит в религиозном экстремизме, возникшем в условиях эскалации напряжения в современном геополитическом контексте. Проанализированы перспективы раскола мировой Православной Церкви.
Установлено, что в современном мире единственной преградой к мировому господству для Запада является Русская Православная Церковь — самая могущественная и многочисленная Православная Церковь в мире. Москва превратилась в главного носителя православия. Это и явилось причиной раскола в Православной Церкви в 2018 г., а идея автокефалии Украинской Православной Церкви, поддержанная Константинополем, по просьбе Президента Украины П. А. Порошенко и спецслужб США, стала предлогом.
Выявлено, что раскол Православной Церкви происходит с помощью политической поддержки США и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. По замыслу США, все православные страны нужно оттолкнуть от России. Показано, что таким образом создается благоприятная обстановка для расширения влияния Константинополя, который превратился бы в надсмотрщика над православными церквями в НАТО и Евросоюзе.
Сделан вывод, что действия Константинопольского патриархата, который объявил о предоставлении автокефалии неканонической церкви на Украине, являются «заказом на разрушение» единства мирового православия.
Доказана необходимость выработки идеологообразующих ценностей для осуществления профилактики и противодействия социальным девиациям, а также раскрыты реальные возможности мобилизации потенциала нравственно-гуманистических ценностей христианства
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; церковный раскол; Россия; Украина; Украинская Православная Церковь (Московского патриархата); религиозный экстремизм; Константинопольский патриархат; НАТО; США; патриарх Кирилл
© 0. В. Вольтер, 2019
Б ведение. Православие во все века являлось ядром духовной идентичности русского народа, смыслообразующей основой Российской цивилизации. Русская Православная Церковь была духовно-политической основой государственности Киевской Руси, Русского государства, Российской империи.
Православная церковь, или, как ее еще называют, Православная церковь Византийской традиции, всегда находилась в духовном единении 15 суверенных автокефальных Православных церквей, во главе которых находилась Константинопольская Православная Церковь.
В последние годы произошел раскол Православной Церкви как проявление противостояния Константинополя и Москвы, он явился отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Одним из проявлений данных трансформаций на мировой арене явилось противостояние России и США.
Таким образом, проблема религиозного конфликта Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата является важнейшей для нашей страны.
Объектом исследования является Православная церковь в современной системе международных отношений. Предметом исследования — проблема религиозного противостояния Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата.
Цель исследования научно обосновать раскол мировой Православной Церкви как результат религиозного экстремизма в геополитическом контексте.
Методология исследования. Применялись два уровня методологических исследований: общетеоретический и прикладной.
Методы исследования: теоретические: общелогический; сравнительный; исторический, а также системный, позволивший выявить взаимосвязи отдельных элементов объекта исследования; психологический; институциональный; метод принятия решения; прикладные методы политических исследований (наблюдение и констатация фактов, контент-анализ и т. д.).
В результате исследования выявлено, что проблемы экстремизма и терроризма весьма актуальны в условиях глобализации и трансформации современного миропорядка. Однако данные понятия являются неоднозначными и многоплановыми категориям. Это можно объяснить сложностью, многогранностью, историческим непостоянством и динамизмом явлений экстремизма и терроризма.
Экстремизм как характерная «линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами» .
Религиозный экстремизм «проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо в противоборстве внутри одной конфессии и часто используется в политических целях, а также в борьбе
религиозных организаций против светского государства или за усиление власти представителей одной из конфессий» .
Раскол Православной Церкви, как проявление противостояния Константинополя и Москвы, явился отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Илларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, заявил, «что Русская православная церковь решительно не согласна с претензиями константинопольского патриархата на роль лидера и арбитра в современном православном мире, его особые права и привилегии … а легитимизация раскола на Украине. расколет не только украинских верующих, но и все мировое православие, что уже и происходит» .
Таким образом, это противостояние способствовало разрыву дипломатических отношений РПЦ с Константинополем. Руководитель отдела Русской Православной Церкви по отношениям с обществом и СМИ В. Легойда считает, что одна из причин данного противостояния заключается в воздействии на Патриарха Константинополя Соединенных Штатов Америки.
Как считает исследователь, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нужно проанализировать место и роль Православной Церкви в геополитическом и историческом аспектах.
Итак, «Православная Церковь византийской традиции», или «Восточная православная Церковь» насчитывает примерно 300 млн сторонников.
В ее состав входят автокефальные и автономные поместные Церкви, но она полагает себя единой святой соборной и апостольской Церковью, основатель и глава которой — Иисус Христос. Автокефальные церкви суве-ренны в каноническом и административном управлении, но едины в литургическом, т. е. в молитвенном общении. В каноническом подчинении они имеют автономные церкви.
Иерархическая структура Восточной Православной церкви появилась в 1054 г. после церковного раскола Христианских церквей на Греко-кафолическую (Константинополь) и Римско-католическую (Рим) Церковь. Принадлежавшее до 1054 г на Востоке Римской кафедре первое в иерархической структуре место перешло Константинопольской кафедре. С момента Великого Церковного
раскола и до настоящего времени появились новые автокефальные церкви, находящиеся в диптихах, т. е. в иерархическом списке Православных церквей, после Иерусалимского патриархата.
В современном православном мире насчитывается 15 автокефальных церквей, которые, в соответствии с церковным списком, находятся в следующей очередности:
1) Константинопольский патриархат (около 2 млн прихожан);
2) Александрийский патриархат (6,7 млн прихожан);
3) Антиохийский патриархат (1 млн 470 тыс. прихожан);
4) Иерусалимский патриархат (130 тыс. прихожан);
5) Русский патриархат (130 млн прихожан);
6. Грузинский патриархат (4,2 млн прихожан);
7) Сербский патриархат (11 млн прихожан);
8) Румынский патриархат (17 млн прихожан);
9) Болгарский патриархат (8,2 млн прихожан);
10) Кипрский патриархат (450 тыс. прихожан);
11) Элладский патриархат (8,3 млн прихожан);
12) Албанский патриархат (800 тыс. прихожан);
13) Польский патриархат (600 тыс. прихожан);
14) Патриархат Чешских земель и Словакии (200 тыс. прихожан);
15) Православный патриархат в Америке (1 млн прихожан).
Автономными православными церквями, существующими в церковно-иерархиче-ском и каноническом подчинении у суверенных автокефальных церквей, являются:
— Синайская церковь — в подчинении у Иерусалимского патриархата;
— Финляндская церковь и Эстонская апостольская церковь — в подчинении у Константинопольского патриархата;
— Японская церковь и Китайская церковь — в каноническом подчинении у Московского Патриархата (РПЦ);
— Православная церковь в Америке Константинопольским патриархом признается как часть РПЦ, а Московский патриархат, Грузинский, Польский патриархаты, а также
Патриархат Чешских земель и Словакии признает ее автокефальный статус;
— Критская православная церковь — в подчинении у Константинопольской Церкви с 1965 г., имеет статус полуавтономии.
Кроме того, в структуре Православной Церкви Византийской традиции имеется статус Самоуправляемой церкви. Он введен РПЦ в нормативные документы в 1990-е гг. и означает большую территориально-каноническую церковь с особыми правами, но не имеющею статуса автономной церкви.
Самоуправляемыми церквями в составе РПЦ в соответствии с Уставом РПЦ от 2000 г., с поправками и дополнениями, утвержденными 27 июня 2008 г. на Архиерейском соборе, в Москве являются церкви :
— Латвийская самоуправляемая православная церковь;
— самоуправляемая церковь Молдовы;
— Эстонская православная самоуправляемая церковь;
— Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ).
Украинская православная церковь — «самоуправляемая с правами широкой автономии» .
Русская Православная Церковь за границей считается самоуправляемой с 18 мая 2007 г. Данное положение утверждено в соответствии с Актом о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ: «Русская Православная Церковь Заграницей … пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» (п. 1 Акта) . Также с 2003 г. на положении самоуправляемой находится Православная церковь Северной Америки как часть Антиохийского патриархата .
В структуре Константинопольского патриархата положение самоуправляемой имеют:
— Западноевропейский экзархат русских приходов;
— Украинская православная церковь в Канаде;
— Украинская православная церковь в США;
— Корейская митрополия.
Православная церковь византийской
традиции в соответствии со светской классификацией разделяется на:
— мировое (вселенское) православие. Оно состоит из четырех патриархатов древней пентархии. Пентархия — это власть пяти основных патриархатов Византийской им-
перии (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский), совместно решавших важнейшие вопросы. Но со временем Римский патриархат отошел в католичество. Эти церкви являются приверженцами греко-византийской традиции наряду с Церковью Кипра, их особый статус закреплён постановлениями Вселенских соборов. К мировому православию относятся также Патриархии, состоящие с ними в евхаристическом контакте (т. е. признанные как православные);
— немногочисленные общины греко-православной традиции, не признанные мировым православием и являющиеся с его точки зрения неканоническими. Они распространены на Украине (прежде всего, УПЦ КП и УАПЦ) и в Республике Македония (Македонская православная церковь). Практически все эти общины немногочисленны, они имеют свою религиозную структуру и администрацию. Церковное мировоззрение и иерархическая структура этих приходов изменяется от ультраконсервативных и консервативных до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных («обновленческих»). В России большая часть приходов альтернативного православия проводят свои службы в частных помещениях и не имеют церковных зданий.
После Великого Христианского раскола в 1054 г первенство в православии перешло от Римского патриархата к следующему в диптихе, т. е. в списке православия, Константинопольскому патриархату, который стал официально именоваться Вселенским. Константинопольский патриархат в настоящее время возглавляет Варфоломей (Архондо-нис), 232-й Патриарх Константинопольский.
Он родился в Турции на о-ве Имврос 10 марта 1940 г В епископы Варфоломей рукоположен 26 декабря 1973 г Он получил титул митрополита Филадельфийского и 18 лет управлял Патриаршим кабинетом. 22 октября 1991 г Варфоломей избран Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви с титулом «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». А чин интронизации (введение в должность) произошел 2 ноября 1991 г
Исходя из первенства в списке Православной Церкви Византийской традиции, Патриарх Константинополя наделен привилегиями по отношению ко всем православным
церквям. А именно: «он имеет право созывать и быть председателем на общеправославных мероприятиях, Предстоятель может обращаться к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными церквами. Вселенский патриарх может напрямую участвовать в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении других автокефальных Церквей» . Подтверждением этих привилегий является решение об отстранении управления кафедрой Кипрского архиепископа Хризостома I, принятое собором в г Шамбези в 2006 г. под руководством Патриарха Варфоломея .
Кроме того, под руководством Патриарха Варфоломея 6 мая 2005 г. на Всеправо-славном соборе в Стамбуле решением Синода Иерусалимской церкви был отстранен от должности Патриарх Ириней I .
Под руководством Патриарха Варфоломея на Всеправославном соборе в 1998 г. в г София прекращено противостояние в Болгарской церкви, проходившее в форме раскола в 1990-х гг. .
В сентябре 2018 г Патриарх Варфоломей выступил на заседании Архиерейского собора. Он обвинил Русскую Православную Церковь в «неканоническом вмешательстве» в жизнь Киевской митрополии начиная с XIV в. Кроме того, обвинил Московский Патриархат в том, что Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Варфоломей сказал: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы «патриарха» Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела» .
Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию .для выполнения этой высшей и исключительной обязанности. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдёт с межпра-
вославной сцены, то поместные Церкви будут действовать «как овцы без пастыря» (Мф. 9, 36)» .
Эти заявления сделаны после дарования автокефалии Украине Вселенским патриархатом в апреле 2018 г
Сербского издание «Видовдан», комментируя сложившуюся ситуацию, заявило: «Константинополь хочет вернуть себе доминантное положение в православии, пусть даже ценой раскола. …Константинопольский патриархат решил предоставить автокефалию Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая не признана ни одной православной церковью, а значит, даже не является частью православия. Данное решение, цель которого — отделить украинское православие от Москвы, стало новостью только для тех, кто не следит за геополитическими событиями и религиозными событиями в регионе» .
В центре противостояния между Московским патриархатом и Константинопольским патриархатом — вопрос о будущем Украинской Православной Церкви.
Против автокефалии Украинской Православной церкви резко выступила Русская Православная Церковь, которая считает Украину своей каноничной территорией, а УПЦ МП — единственной церковью, которая может легитимно функционировать в Украине . Константинопольский патриарх, притязающий на лидерство в Восточной Православной церкви, считает, что может дарить церковную независимость своим единовластным решением. Но Московский патриархат убеждает, что лидерство Константинопольского патриарха является данью традиции, а постановления об автокефалии нужно принимать сообща на церковном Сборе при участии всех существующих Православных церквей.
Православными в настоящее время себя считает большинство населения Украины (около 70 %), проживающее в центральных, восточных и южных регионах страны.
Таким образом, на территории Украины функционируют три православные церкви. Только одна из них — Украинская Православная Церковь Московского патриархата, входящая в структуру РПЦ — признается мировыми православными церквями. Ее возглавляет митрополит Онуфрий. УПЦ МП не поддерживает движение за автокефалию. С
1990 г УПЦ МП — самоуправляемая церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что только она имеет право просить автокефальный статус. На территории Украины расположено около трети церковных владений РПЦ. На начало 2017 г. УПЦ МП имела в своем распоряжении в стране 11 392 культовых сооружений, а также 12 328 общин. Всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов. В ведении УПЦ МП состоят три лавры: Киево-Печерская, Почаевско-Успенская и Святогорская Успенская.
Президент Украины П. А. Порошенко заявил, что его прошение об автокефалии подписали Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) основана в 1992 г выходцами из УПЦ. Ее руководитель митрополит Филарет в 2008 г. предан РПЦ анафеме, т. е. церковному проклятию и был отлучен от церкви .
Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальная церковь (УАПЦ) мировыми православными не признаются, а в Московский патриархат называет их раскольниками. В собственности Православной церкви Киевского патриархата находится 3784 храмов и 5114 общин. Украинская автокефальная православная церковь является третьей по численности общин и храмов на Украине (1195 общин и 868 храмов).
Кроме того, с 1990 г законно действует Украинская грекокатолическая церковь, корни которой уходят в Русскую униатскую церковь, созданную в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).
В апреле 2019 г. непризнанные церкви отправили Константинопольскому патриарху прошения о предоставлении им автокефалии. Эти прошения поддержали Президент и Верховная рада Украины .
П. А. Порошенко с начала своего срока на посту президента заявлял о намерении добиться независимости Украинской церкви от Русской Православной Церкви. «Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине», — заявил Порошенко в июне 2018 г. Его поддержали бывшие прези-
денты Украины Л. Кравчук, Л. Кучма, В. Ющен-ко. Для П. А. Порошенко решение церковного спора являлось одним из немногих способов повысить свой рейтинг в президентских выборах 31 марта 2019 г, как считает А. Макар-кин из Центра политических технологий . Власти Украины пытаются переключить внимание украинского народа с кризисного состояния в экономике страны на активизацию борьбы со «страной агрессором», т. е. с Россией. Одним из основных направлений борьбы для Порошенко является религиозное направление. П. А. Порошенко перед выборами попытался создать из раскольников ПУПАЦ, т. е. Поместную украинскую православную автокефальную церковь при поддержке Константинопольского патриархата.
Но ни одна из Поместных православных церквей не поддержала идею украинской автокефалии, которую предложил Константинопольский патриарх по просьбе Президента Украины. Об этом заявили в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
Автокефалию украинские раскольники еще не получили, но в Киев в октябре 2018 г уже приехали экзархи (титул главы отдельного церковного округа) Константинополя. Оба они являются этническими украинцами, один из которых архиепископ Памфильский Даниил, гражданин США, сторонник украинских националистов, и Илларион (Роман Рудник), гражданин Канады, которого в 2005 г. турецкие власти задерживали по подозрению в подделке документов.
На наш взгляд, выбор эмиссаров становится понятен, если сопоставить огромные амбиции Патриарха Константинопольского Варфоломея с небольшими размерам самого Константинопольского патриархата, который насчитывает около четырех миллионов прихожан. Большая часть из этих прихожан находится далеко за пределами Турции, а на территории самой Турции проживают 2.3 тыс. православных верующих. Города Константинополь, который в древности был столицей Великой Римской империи, Византийской империи, Османской империи, города, в котором в 1054 г произошло разделение христианской церкви и Константинополь стал центром православия, этого города уже нет, и от былого величия не осталось и следа. В 1930 г Константинополь переименован в Стамбул, поэтому Варфоломея I иногда с иронией называют епископом стамбульского
квартала Фенер. В этом квартале находится его резиденция.
«Варфоломей мечтает стать единоличным главой всего Вселенского православия по аналогии с Римско-католической церковью. Варфоломей сформулировал следующую идею. Он сказал, что Константинополь обладает некой мистической исключительностью по сравнению с другими православными церквями. Варфоломей говорит, что он держатель эталонного «этоса православия». Это сразу подразумевает, что все другие церкви несовершенны и должны подчиняться Фенеру. Этот пример религиозного расизма», — уверен первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ А. Щипков .
Как отмечает автор, Православный патриарх Варфоломей имеет хорошее католическое образование. Он закончил Папский восточный институт в Риме, которым с 1922 г руководит орден иезуитов. Возможно, что именно там, с помощью ватиканских спецслужб, будущий патриарх Константинопольский стал сторонником идей папства. Варфоломей является одним из главных идеологов сближения православной и католической церквей.
«Существует очень тесный союз между спецслужбами Ватикана и США. В этом плане, что папа, что американское руководство едины в осуществлении своего проекта глобального управления, в котором Ватикану уделяется очень важная роль, потому что неоднократно папа заявлял о необходимости духовного центра глобального. И эта идея прозвучала, когда они заявили о необходимости создания Организации Объединенных религий, во главе которой должен стоять папа», — прокомментировала доцент МГИМО, кандидат исторических наук О. Четверикова .
По нашему мнению, земная власть для Римских пап всегда была выше, чем духовная. Их жажда власти привела к Великому церковному расколу 1054 г, когда католическая церковь отделилась от православной. В современном мире единственной преградой к мировому господству для Рима является Русская Православная Церковь — самая могущественная и многочисленная православная церковь в мире. Москва превратилась в главного носителя православия. Это и явилось причиной раскола в Православной
церкви в 2018 г, а идея автокефалии украинской православной церкви, поддержанная Константинополем, по просьбе Президента Украины П. А. Порошенко и спецслужб США, стала предлогом.
На наш взгляд, современный раскол Православной церкви происходит под влиянием политической поддержки США, НАТО и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. По замыслу США, все православные страны нужно оттолкнуть от России.
Таким образом, создается благоприятная ситуация для расширения влияния Константинопольского патриархата. В Европе существует ряд непризнанных православных церквей (Македонская и Черногорская православные церкви), которые согласны в обмен на автокефалию признать юрисдикцию Константинополя над ними. Канонические православные церкви в странах-членах НАТО сначала заняли бы нейтральную позицию, но впоследствии признали бы автокефалию новых православных церквей, а также расширение полномочий Константинопольского патриарха, который превратился бы в надсмотрщика над православием в НАТО и Евросоюзе. Так Константинополь насильственными и политическими методами превратился бы в важный центр православия и искусственно увеличил бы число своих «подданных».
С другой стороны, НАТО и ЕС получат послушных православных верующих, контролируемых Константинопольским патриархом. Непокорные православные церкви и духовенство в автокефальных православных церквях будут усмиряться Константинопольским патриархом, который, расширив свои полномочия, получит право назначать политически корректных и угодных НАТО и Евросоюзу иерархов по всей Европе.
Таким образом, Константинополь во времена Османской империи не раз пытался при поддержке султана и его правительства подчинить своему влиянию православных жителей империи. Но тогда это не удалось. Теперь Константинополь пытается добиться этого с помощью стран НАТО .
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 30 октября 2018 г. заявил: «Действия Константинопольского патриархата, который объявил о начале предоставления автокефалии неканонической церкви на Украине,
являются «заказом на разрушение» единства православия» .
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в комментарии греческому информационному агентству «Ромфеа» сказал: «Константинополь больше не является лидером мирового православия!» .
15 декабря 2018 г по решению Президента Украины П. А. Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея созван Объединительный собор в Киеве, в нем создана Православная Церковь Украины. В январе 2019 г. в Киев привезен томос об автокефалии новой церкви и подчинении ее напрямую Константинопольскому патриарху. Приходы и храмы Украинской Православной Церкви Московского патриархата подвергаются регулярным нападениям и захватам со стороны националистов и радикалов, которые силой принуждают их к переходу в новую Православную церковь Украины.
Список литературы _
По итогам второго тура выборов Президента Украины, прошедших 21 апреля 2019 г, главой государства избран В. А. Зеленский. Остается выразить надежду, что новый Президент Украины будет проводить политику, направленную на восстановление дружественных связей с Россией.
Заключение. Религиозное противостояние Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата явилось отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Современный раскол Православной Церкви происходит с помощью политической поддержки США и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. Действия Константинопольского патриархата, предоставившего автокефалию неканонической церкви на Украине, явились «заказом на разрушение» единства мирового православия.
1. Акт о каноническом общении . Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 27.03.2019).
2. Аналитический вестник. Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт / отв. Г. А. Алексеевская. М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2015. Вып. 15.
10. Патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира . Режим доступа: http://www. interfax-religion.ru (дата обращения: 06.03.2019).
11. Патриарх Варфоломей называет неканоничным «вмешательство» Москвы в церковные дела Украины и оставляет это право за собой . Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru (дата обращения: 03.02.2019).
12. Патриарх Варфоломей намерен вмешаться в разрешение сложной ситуации вокруг престола Поместной Православной Церкви Кипра . Режим доступа: http://www.pravoslavie. ru/ (дата обращения: 02.03.2019).
References _
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Вольтер Ольга Владимировна, д-р полит. наук, канд. филос. наук, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАЕН, г. Армавир, Россия. Область научных интересов: политические и национальные идеологии, политическая роль религиозных организаций, национальня политика и национальные отношения, региональная геополитика, проблемы национальной безопасности, политические процессы Volter17@list.ru
Образец цитирования_
Вольтер О. В. Религиозное противостояние Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата как отражение геополитических трансформаций на мировой арене // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С. 56-65. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-56-65.
Раско́л (греч. σχίσματα — схизма) — нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.
Раскол следует отличать от других форм вероотступничества – ереси и самочинного сборища (парасинагога). Согласно св. Василию Великому, раскольниками древние святые отцы называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание.
По словам выдающегося комментатора канонического права Иоанна Зонары, раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и образуют свои отдельные собрания.
Согласно знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), расколы образуют те, кто «иначе мыслят о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, легко могут быть примирены». По мнению св. Игнантия (Брянчанинова), расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах».
Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Мелевитский (+ 376) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.
В сегодняшнем смысле слово раскол встречается впервые у св. Ипполита Римского. Он был в расколе с папой Каликстом (217-222), которого обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины.
Основная причина расколов в Древней Церкви – последствия гонений: Декия (Новата и Фелициссима в Карфагене, Новатиана в Риме) и Диоклетиана (Ираклия в Риме, донатистов в африканской церкви, мелитианский в Александрии), а также спор о крещении еретиков. Серьезные разногласия вызывал вопрос о порядке принятия в Церковь «падших» – отрекшихся, отступивших и оступившихся во время гонений.
В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий, обновленческий (преодолён) и карловацкий (частично преодолён 17 мая 2007 года).
Содержание
Использованные материалы
- Раскол церковный // Сайт «Азбука веры»
В Черногории не утихают протесты из-за того, что на священников Сербской православной церкви (СПЦ) завели уголовные дела. Они организовывают протестные молебны, на которые еженедельно выходит больше половины населения страны. Люди недовольны законом о вероисповедании, который по инициативе местных властей вступил в силу в январе этого года. В результате большая часть расположенных на территории страны храмов Сербской православной церкви отходит государству. По мнению верующих, происходящее очень напоминает недавние события на Украине, а власти намерены передать объекты раскольнической «Черногорской православной церкви». Принятие этого документа вызвало критику со стороны Белграда и Москвы. Подробности — в материале «Известий».
Спорный закон
Всё больше прихожан Сербской православной церкви (СПЦ) в Черногории выходят на особые протестные молитвенные шествия. Местная полиция возбудила уголовное дело в отношении митрополита Амфилохия, организовавшего мирные шествия против преследования СПЦ в балканской стране, в которых участвовали около 8 тыс. человек. Минздрав Черногории разрешает собираться в одном месте не более чем 200 гражданам, поэтому теперь священнослужителя обвиняют в нарушении закона о массовых собраниях.
Помимо Амфилохия, были задержаны и допрошены другие служители СПЦ. 12 мая после литургии арестовали епископа Никшичского Иоанникию и еще нескольких священников после проведенных ими протестных молебнов и шествий, которые были направлены против спорного закона о свободе вероисповедания в Черногории. Через три дня епископа отпустили, однако уголовное дело на него не закрыли — священнослужителю грозит год тюрьмы.
Документ «О свободе вероисповедания или убеждений и правовом положении религиозных общин» вступил в силу в Черногории в начале января этого года. По нему религиозные общины теперь обяжут документально доказывать право на принадлежащее им имущество. Разумеется, 100–200 лет назад какой-либо юридический учет таких объектов в стране не вели, поэтому большая их часть отойдет государству. В частности, речь идет о более чем 600 храмах Черногорской митрополии Сербской православной церкви.
Священники принимают участие в акции протеста, митрополит Амфилохий (в центре), Подгорица Фото: Global Look Press/ Keystone Press Agency
Законопроект готовили несколько лет, его поддержали католическая, еврейская, мусульманская общины Черногории, а также непризнанная «Черногорская православная церковь» (ЧПЦ).
Принятие этого этого документа вызвало бурное негодование в Черногории. В конце прошлого года, когда закон только обсуждался в Скупщине, местном парламенте, депутаты от оппозиционного «Демократического фронта» — партии, считающейся главной просербской и пророссийской в Черногории, активно пытались сорвать голосование.
Они обещали осуществить суицид в стенах Скупщины, захватить дома премьер-министра и президента, вырывали микрофоны у спикеров на трибуне, кидали в оппонентов пластиковые бутылки и даже пытались взорвать в зале заседаний гранату со слезоточивым газом. В результате их задержала полиция, а правящая коалиция вместе с оппозиционной Социал-демократической партией проголосовала за принятие закона.
Этот документ привел к обострению отношений Черногории с соседней Сербией — он вызвал критику со стороны Сербской православной церкви (СПЦ), а также мощную античерногорскую кампанию в Сербии. Президент Александр Вучич обвинил Подгорицу в попытке ассимилировать сербов, пообещав «в десятки раз увеличить поддержку сербских организаций в Черногории». Сербские депутаты от оппозиции призывали власти отправить в Черногории армию для защиты местных сербов, митингующие осаждали посольство в Белграде и расписывали его стены оскорбительными лозунгами.
Члены Сербской православной церкви собрались, чтобы провести массовый молитвенный и протестный марш Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency
Сербская православная церковь, преобладающая в Черногории, стала организовывать протестные акции верующих в разных городах страны.
— Закон возмутил многих черногорцев. С января по март верующие по два раза в неделю выходили на молитвенные стояния. По разным оценкам, в акциях участвовали до 300 тыс. человек — почти половина населения страны. Местные уверены, что имущество церкви хотят использовать для того, чтобы пополнять бюджет страны. Внешний долг страны — свыше $8 млрд — в два раза больше ВВП, — рассказала «Известиям» одна из участниц протестных акций, 26-летняя студентка по имени Саня.
Похоже на украинский раскол
Авторы закона утверждают, что документ не коснется церковной жизни внутри самих храмов, он лишь подтверждает право государства на объекты культурного наследия. Однако Саня, как и другие активисты, уверена, что в основе противостояния лежит именно собственность — территории, которые прилегают к храмам, в частности, объекты, расположенные на берегу Адриатического моря.
— Закон направлен против сербской церкви. Ей в Черногории принадлежит около 66% средневековых монастырей, десятки церквей и другой недвижимости и имущества. В СПЦ уверены, что теперь черногорские власти намерены ее всего этого лишить, вывести на первый план «Черногорскую православную церковь», а Сербскую православную церковь — вытеснить из Черногории, — пишет балканское издание Advance.
«Черногорская православная церковь» была создана в начале 1990-х на фоне усиления националистических настроений во всех уголках распадающейся Югославии. Сейчас у нее семь церквей и одна часовня, в то время как у Черногорской митрополии Сербской православной церкви свыше 1,5 тыс. храмов.
Протестные молитвенные шествия в Черногории Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency
К слову, «Черногорская православная церковь» — единственная православная структура, признавшая «Киевский патриархат», созданный раскольником Филаретом Денисенко в 1992 году. Верующие опасаются, что происходящее в Черногории напоминает недавний церковный раскол на Украине.
В прошлом году президент Черногории Мило Джуканович, который внес вызвавший протесты законопроект, заявил, что в стране будет своя автокефальная православная церковь, которая поможет преодолеть раскол между проживающими в государстве сербами и черногорцами. Cогласно последней переписи населения, 45% граждан считают себя черногорцами, а 28,7% — сербами.
Глава государства на протяжении многих лет продвигает идею полного размежевания с Белградом, несмотря на то, что у двух государств общий язык и история. В 2006 году он добился того, что Черногория вышла из государственного союза с Сербией, через несколько лет Подгорица получила статус кандидата в Евросоюз, в 2017-м вошла в НАТО.
Большой стратегический удар
В Москве принятие черногорского закона о свободе вероисповедания вызвало «серьезную озабоченность», поскольку этот документ «предоставляет черногорским властям возможность изъятия у Сербской православной церкви находящихся на территории страны свыше 650 религиозных объектов с перспективой их передачи в ведение раскольнической непризнанной «черногорской православной церкви». «По сути, речь идет об усилении административного нажима на СПЦ с целью ее полного выдавливания из Черногории», — говорится в комментарии департамента информации и печати МИДа России.
Обсуждали сложившуюся в Черногории ситуацию и во время недавнего визита министра иностранных дел Сергея Лаврова в Белград, где он встретился с президентом и главой МИДа Сербии, а также с Патриархом Сербским Иринеем. Так, Александр Вучич во время совместной пресс-конференции с Лавровым заявил, что попросил Россию о защите православной церкви на Балканах. Российский министр впоследствии подтвердил, что Москва «всегда будет отстаивать интересы православных церквей, выступать против попыток государственного вмешательства в их внутренние дела».
По мнению специалиста по Балканам, доцента НИУ ВШЭ, старшего сотрудника Института Европы РАН Екатерины Энтиной, то, что сейчас происходит в Черногории — беспрецедентное явление.
— Протесты продолжаются уже полгода и еженедельно де-факто собирают больше половины населения страны. При этом мы не видим никакой реакции на эти события со стороны мировой общественности. Это наводит на мысль, что существуют двойные стандарты, — рассказала эксперт «Известиям».
Акция протеста в Черногории Фото: Global Look Press/PPI
Энтина отмечает, что два года назад не столь многочисленные акции протеста проходили в Македонии, на которые западные страны реагировали достаточно остро.
— В результате принятия этого закона о свободе вероисповедания условное единство православия, которое было в регионе, может исчезнуть. Плохо, что одна ветвь христианства дробится. Похожие события происходили и на Украине, — уверена балканист, отмечая, что нынешняя ситуация в Черногории — «фатальный удар по самой сербской нации после косовского сюжета».
Политолог полагает, что это и удар по национальному объединению, поскольку лишает Белград гипотетической возможности усиления в регионе. Балканское общество консервативное и традиционное, его объединяет только отношение к церкви и взаимоотношения с церковью.
— В сложившейся ситуации нарушаются традиционные для этого региона ценности и взаимосвязи. Мы не увидим результат этого немедленно, но в перспективе пяти, семи, десяти лет это будет очевидно. С точки зрения идентичности и внутреннего национального стержня, духовности — это большой стратегический удар, — считает доцент НИУ ВШЭ, старший сотрудник Института Европы РАН Екатерина Энтина.