4. Прокл
Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410–485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.
Но как непохожи были Афины и их философы во времена Прокла на Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся в школе Аристотеля интерес к развитию специальных знаний, выдвинувший крупнейшие фигуры таких ученых, как Теофраст и Стратон, у которых в ряде их исследований и воззрений торжествует не только натурализм, но и доподлинный материализм, сходит на нет, торжествует идеализм как в понимании природы, так и в учении о человеке, в антропологии и психологии.
В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного исследования истины покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного знания.
В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От него осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало изученное. Особое место в нем занимают составляющие много сотен страниц комментарии к труднейшим диалогам Платона и «Началам» Евклида. Комментарии к «Пармениду» и «Тимею» Платона, а также к его «Кратилу» далеко выходят за рамки комментирования текстов Платона и заключают в себе систематическое изложение всех основных вопросов и учений неоплатонизма, а также богатейшую и разнообразную историко-философскую информацию. Метод комментирования Платона у Прокла представляет дальнейшее развитие метода Ямвлиха. Выдающимся теоретическим сочинением Прокла было «Богословское элементарное учение». Это настоящий катехизис неоплатонизма в наиболее зрелом его виде. Сочинение состоит из 211 тезисов, излагающих в чрезвычайно сжатой форме всю систему неоплатонизма, т. е. учение о Едином, об Уме, о Душе и о Космосе. Тезисы сопровождаются пояснениями, без всяких цитат, чрезвычайно сжатыми, далекими от литературных прикрас. Напротив, чрезвычайно подробным было сочинение Прокла «О богословии Платона», в котором обстоятельно излагалось на основе Платона учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих и мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одновременно.
Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл проводит принцип и метод триадического построения и изложения. В основе этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично. Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях, и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики.
В триаде Прокл различает три момента. Первый из них — пребывание в себе. Другие названия для него — причина, неделимое единство, «наличие», «отец», «потенция». Второй момент триады — выступление из себя (proodoV), иначе — эманация за свои предела, причинение или действие в виде причины. Это переход из единства во множество, начало делимости, «мать», энергия. Третий момент — возвращение из «инобытия» обратно в себя (epistrofh), возвышение от дробности и множества вновь в неделимое единство, а расчлененное единство, в «эйдос» или единораздельную сущность. Итак, в своей основе эти три момента образуют «пребывание», «выступление» и «возвращение».
Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и Души выработана в четкую триадическую схему, более рассудочную и более схоластическую, чем у Плотина.
В учении о Едином — первом звене триады — Прокл опирается на расчленение Единого, разработанное в предшествующей традиции неоплатонизма, и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких качеств, то оно предшествует даже Уму, существует между безусловным Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе — «над-бытийиыми единицами». Принципиально учение это было намечено уже у Платона и в неоплатонизме — у Плотина.
Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе после Единого звено основной триады — Ум, который толкуется по разным ступеням:
1. Как Ум Мыслимый, т. е. «интеллигибельный» (nohtoV), или «пребывание в себе». На этой ступени Ум — предмет для него самого, или «бытие».
2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом самого себя. Это Ум «интеллектуальный», или Ум «мыслящий» (noeroV), т. е., «ум» в собственном обычном смысле слова.
3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или тождество бытия и мышления. Это Ум «интеллигибельно-интеллектуальный», иначе — «жизнь-в-себе» (autozwon).
Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие. В триаде Гегеля «эманация» мыслится как возрастающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, «развитие» понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается «интеллигибельный» (мыслимый), а наиболее бедным — «интеллектуальный» (мыслящий).
Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой «интеллигибельный» ум. Здесь три триады согласно Триадическому закону, указанному Платоном в «Филебе»: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное из предела, и беспредельного. На этом, впрочем, триадическая классификация богов из области Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в известных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход к душам и называется «источником душ».
Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также и для третьего момента основной триады — для мира Души — и обнимает души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими подразделениями.
Учение Прокла оказалось последней системой эллинистического неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный систематизаторский талант и могучий аналитический ум. Система Прокла не могла противостоять христианству не только как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и связанной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной государственной религией уже в течение двух полных столетий.
В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – «провидение») – западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно предпринимается попытка (в т.ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм – это не построение «земного рая», а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как «образа и подобия Бога» и направление человечества «к стяжанию даров Духа Святого». Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции «Симфонии» (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле «Номоканона» императора Юстиниана (6 в.) и в «Эпанагоге» (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда «теократична», властвуя только над сердцами людей, тогда как государство – над телами. В этом иерархическом моменте «Симфонии» особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем – Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 – нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П.И.Новгородцевым в работе «Об общественном идеале». По мнению С.Н.Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном «социально-экономически активном» учении, а затем и в среде «светско-гуманистического мировоззрения». Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К.Н.Леонтьева, К.П.Победоносцева Булгаков и позднее А.В.Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того, самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И.В.Киреевского и А.С.Хомякова, продолжен В.С.Соловьевым, затем В.В.Зеньковским, В.Н.Лосским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу «естественного света разума», независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от «избранного первосвященника»-политика, к «избранной общине» экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, «провиденциальное» стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф.Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма – Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.
Литература:
1. Булгаков С.Н. Два Града. М., 1996;
2. Вебер М. Избр. соч. М., 1990;
3. Ильин И.А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I;
4. Хомяков А.С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2;
5. Шамшурин В.И. Христианская социология Р.А.Орбели. – «Соц. исследования», 1991, № 11.
В.И.Шамшурин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста»
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется:
во-первых, возрастанием потребности общества в решении целого ряда экономических, социальных, политических проблем, которые невозможно разрешить, рассматривая их в отрыве от духовно-нравственной основы;
во-вторых, в последние годы предприняты попытки осмысления особенностей духовных ценностей России, и с этой целью воссоздаются пробелы в наследии исторической памяти (педагогики, философии, этики и др.). Однако целый ряд выдающихся мыслителей, внесших свои вклад в духовное укрепление нашего Отечества, остается вне пристального изучения педагогов и философов.
В-третьих, необходимость этико-педагогических, этико-психологических разработок становится все более актуальной задачей, как в теоретическом так и в практическом отношении, ряд философов, психологов, педагогов заявляют о значимости единения этики, педагогики, психологии.
Диссертант разделяет мнение, что в основе кризиса гуманитарного знания лежит отрыв педагогических концепции от мировоззренческих установок, уход в безликую парадигму «естественно-научности». Не отсюда ли проистекает размывание предметов педагогики и психологии?
В-четвертых, становится все более очевидным, что существующее кризисное состояние современной педагогики, в какой-то мере обусловлено, ставшей в течение длительного времени традиционной, проблемой духовности в ее этико-философском аспекте. Развитие гуманитарного знания, включая педагогику, немыслимо без глубокого изучения природы
жизни, менталитета русского человека. Нужна концепция духовной системы образования и воспитания.
К сожалению, значительная часть философско-педагогических трудов и исследований безвозвратно потеряна. Однако и оставшаяся часть полностью не изучена, а многие концептуальные идеи и выводы искажены идеологическими установками. Более того, инерция заидеологи-зированного сознания мешает целостному исследованию. В то время как истинное возрождение России возможно лишь через познание, переосмысление и объективную оценку собственного опыта. Именно поэтому мы обращаемся к неистощимому кладезю святоотеческого наследия великого учителя Церкви, философа, педагога, проповедника — Иоанна Златоуста с целью выявления основополагающих философских этических и педагогических идей, специфических для той эпохи и универсальных тенденций развития концепции духовно-нравственного воспитания, которая обозначена в трудах великого мыслителя.
Во-первых, анализ богатейшего наследия Иоанна Златоуста с позиций современного философско-этического знания представляет новые возможности понимания и осмысления нравственной философии проповедника, которая представляет интерес своей практической направленностью и глубоким осмыслением проблем эпохи через призму своего видения.
Во-вторых, проповеди Златоуста представляют собой яркий пример активной «злободневной» публицистики, в основе которых глубочайшее внимание к общественно-политическим вопросам своего времени.
В-третьих, феноменальность его произведений в том, что они всегда имели в своей основе этическую направленность, нравственное переживание смысла бытия. Иоанн был сторонником евангельского идеала государственного устройства, в основу которого он закладывал «совершенствова-
ние внутреннего человека» . Этот идеал великого учителя нравственности нашел свое отражение в «теории добродетелей».
В-четвертых, мировоззрению Златоуста свойственна глубина исторического видения мира. В этой связи непреходящий интерес представляет факт причастности святителя к христианскому просветительству древней Руси, его миссионерская деятельность. В этом мы видим одно из свидетельств преемственности и взаимопроникновении культур, говоря о наследии Византии как об интернациональном. Ибо оно, взаимодействуя с культурами народов Древнего и Средневекового мира, принимало и сосредотачивало в себе их духовные богатства и одновременно обогащало эти народы, стимулировало формирование их собственных культур. Отсюда русская национальная культура, глубоко православная в своей основе и существе, прежде всего связана с фактом приобщения Руси к жизни мирового христианства.
В-пятых, представляется логически оправданным обращение к истокам становления Святой Руси, так как они явились фундаментально основой для последующего возникновения философской мысли. Учение Иоанна Златоуста имеет с своей сущности этико-философские концепции раскрывающие «целостное понимание истины». Этот яркий антропоцентризм, базирующийся на теме «судьбы человека» в смысле и целях истории, четко прослеживается и в воззрениях русских философов. Отсюда, на наш взгляд, безусловная близость учения Златоуста и основных направлении русской философии — антропоцентризма и сотериологии.
В-шестых, необходимость философско-этического исследования проблемы нравственного воспитания в России и изучения философско-этических концепции, оказавших влияние на становление отечественной философии образования заставила нас исследовать творения Иоанна Златоуста с точки зрения их педагогической направленности. Следует отме-
тить, что взгляды на воспитание в наследии святителя представлены в четкой систематичности и последовательности. Они представляют собой синтез древневосточной (библейской и античной традиций, базирующихся на евангельском мировидении, которое выражается в интенции на первичность религиозного (духовного) воспитания личности. Концептуальной направленностью педагогических воззрений Златоуста является интенция на воспитание «внутреннего человека», формирующая его нравственные убеждения.
Необходимо отметить, что в творениях Иоанна Златоуста представлено глубокое религиозное и философско-этическое осмысление таких понятий как «грех», «порок», «добродетель», «достоинство», «свобода самоопределения», «совесть» и др. Именно у него, по мнению многих исследователей, наиболее ярко во всей патристике дается раскрытие нравственной красоты, придающей творческий динамизм всему нравственному пути каждого человека.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Тема ценностной ориентации человека в мире, философско-этического аспекта нравственного воспитания, проблема добра и зла в свете духовно-нравственного совершенствования личности крайне обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы. Надо сказать, что и наследие великого Златоуста не было обойдено вниманием исследователей , ведущих научные изыскания в этом направлении. К нему обращались богословы и философы, историки и словесники.
Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в литературе и исторических источниках, которые послужили основанием исследования.
Первые источники, относящиеся к жизнеописанию Иоанна Златоуста относятся к концу IV началу V века. Фактографическое описание было сделано его другом Палладием, дальнейшие упоминания о святителе присутствуют в работах историков Созомена и Феодорита.
В Европе творения Златоуста были известны в многочисленных латинских переводах. В 1609-1633 г. были изданы в Париже Фронтоном, затем Савеллием в 8 томах в 1612 г., Монфоконом — в 13 томах — в 17181738, это издание немного дополненное, перешло в патрологи Миня, которую переиздавали в Париже, Афинах в 1878-1874 и сравнительно недавно — в 1976 г., в Фессалониках — в 1978 г. Русский перевод по частям начал появляться еще с 11 века, сначала на славянском наречии, а потом в русском тексте. С 1894 г. петербургская духовная академия выпустила полное издание творений Иоанна Златоуста, которое состоит из 12 томов.
В творениях святителя нашли отражение многие научные направления: философия, экзегетика, этика и др. Среди наиболее известных исследователей наследия следует выделить таких ученых как Ф.С.Владимирский, П.Белодед, В.И.Лебедев, И.В.Попов, Г.Прозоров, Э.Пюш, С.Никольский, Н.Кудрявцев, В.И.Экземплярский, М.Григоревский, Т.А.Миллер. Однако надо сказать, что несмотря на большую работу, проделанную исследователями, наследие великого мыслителя нельзя назвать широко известным в современной России. В ряде случаев творения Златоуста изучались довольно однобоко — интерпретировалась только их богословская значимость, и совершенно упускалась философская направленность большинства из его проповедей.
В годы «социалистического строительства» сокровищница свято отеческих творении была незаслуженно забыта, как бы потеряла свою актуальность. Обличающие идеи и мораль святоотеческой проповеди не вписывались в «восторженные речи» на пленумах и съездах, в эти годы
лишь немногие ученые продолжали исследования святоотеческого наследия. Среди них Г.Ибрагимов, С.С.Аверинцев, С.И.Радциг.
В 1993 году в Журнале «Вопросы экономики» было опубликовано несколько статей современных ученых экономистов, в которых вопрос традиционности христианских принципов в деле предпринимательства и хозяйственной деятельности. Речь шла о возрождении православных принципов в российской экономике. Доминантой выдвигаемых гипотез были концепции Филарета (Дроздова) и Иоанна Златоуста, утверждающие евангельский принцип социальных отношений. Названные вопросы освещались в статьях Э.Афанасьева, В.Симонова, Д.Нлатонова, А.Соболевской.
Если говорить о полном объеме изучения наследия Иоанна Златоуста, то пожалуй следует выделить ученых богословов, обращавщихся к его творчеству, среди них Г.Флоровский, прот.Иоанн Мейендорф, прот. Александр Мень, архим. Киприан (Керн).
Неоспоримую ценность представляют труды Златоуста с литературоведческой точки зрения. Отечественные литературоведы занимались исследованием богатейшего наследия проповедника, анализировали стиль, языковые особенности и обороты, выражения, заимствованные из школы риторов, последователем которой был св. Иоанн. Среди многих других ученых следует назвать имена Д.В.Рождественского, В.Горского, И.Благоразумова, С.И.Радцига, И.К.Белодеда, К.Е.Скурата.
По единодушному заключению языковедов, сила речи Златоуста проявлялась не только в содержании, но и в языке, который отличался необычайной оригинальностью, свойственной ему одному. Многие проповеди содержат такие филологические приемы, какие не применяли другие св. отцы и учители церкви. Гармоничный язык святителя и до настоящего времени считается образцом красноречия.Яо словам Д.В.Рождественского:
«Плавная и ясная выразительная речь Златоуста, больше всего похожа на язык Лукиана, который можно определить словами Гомера: «Речи из уст его вещих сладчайшие меда лились» .
Основополагающие идеи, изложенные в трудах святителя, были исследованы как явление в общественной мысли. Представители такого подхода анализируют мировоззрение проповедника, его политические и философско-этические взгляды. Среди дореволюционных исследователей следует назвать П.Дударова, Д.Азаревич, И.Малыпевского, И.В.Попова, И.Николина, Э.Пюша, В.Д.Кудрявцева-Платонова.
Философско-этические, религиозные, и педагогические идеи, которыми так богаты произведения Златоуста, нашли свое отражение в практическую значимость в трудах русских ученых-богословов и подвижников: св. Дмитрия Ростовского, св. Кирилла Туровского, св. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, св. Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Санкт-Пвтербургского и Ладожского, Иоанна Кре-стьянкина, прот. Глеба Каледы, А.Шмемана и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Учитывая необходимость изучения духовного наследия России в контексте диалога культур, и делая акцент на современной духовно-нравственном кризисе общественных отношений, автор предполагал провести анализ философско-этических концепций Иоанна Златоуста. Следует обратить внимание на другую грань таланта проповедника — его педагогические взгляды, основания которых уходят своими корнями в традиции общественного образования. В связи с этим совершенно необходим, на наш взгляд, возврат к духовно-нравственным традициям образования, укладу жизни и формам национального опыта. Автор стремился уяснить ме-
сто и роль Иоанна Златоуста в культурно-историческом пространстве России, ее философской и педагогической мысли.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Выяснение места Иоанна Златоуста в истории русской религиозной философско-этической мысли и его влияние на формирование духовных, нравственных ценностей древней Руси, истоков ее миросозерцания.
2. Определение основных истоков мировидения Златоуста и этапы их формирования.
3. Раскрытие сущности понятий «добродетель», «порок», «грех» в системе ценностей Златоуста. Определение влияния нравственных категорий на нормирование чувства самоценности человека по учению мыслителя.
4. Выработка метода классификации добродетелей, представленных в наследии великого проповедника, на основании анализа существующих вариантов систем.
5. Выявление принципов духовно-нравственного становления личности как основы воспитания в рамках педагогических воззрений Иоанна Златоуста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы работы Апресяна Р. Г., Балицкого В. П., Гусейнова A.A., Дробницкого О.Г., Коваля Т.Б., Мчедлова М.П., Никанд-рова Н.Д, Немировского А., Перевезенцева С., Степанянца М., Трофимчу-ка H.A., Титаренко А.И. В работах названных авторов отражены сущность и значимость нравственного идеала, исторически показана динамика развития морали, а также сделан акцент на понятийном аппарате некоторых
этических категорий, таких как совесть, долг, ответственность, честь, честность, благочестие, свобода.
При анализе религиозно-философского аспекта мировоззрения Иоанна Златоуста автор обращался к трудам историков церкви А.К.Бороздина, Е.И.Смирнова, А.Н.Бахметевой, архиеп. Сергия Спасского, в которых отражен историко-культурный процесс, развивающийся в нескольких направлениях: философском, этическом, эстетическом, теологическом.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.
Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, позволяющий вести исследование в рамках культурно-исторической парадигмы,способствующей выявлению смыслов и значимости наследия Иоанна Златоуста.
Метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие этических проблем не в частичном, а в целостном ее рассмотрении с помощью научных теорий в онтологическом и конструктивном аспекте.
Метод сравнительного анализа философско-этических концепций направлен на выяснение сущностного содержания религиозно-
нравственных
воззрений Иоанна Златоуста и структурирования материала исследования.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ.
Существенным элементом новизны работы является попытка систематизации и классификации добродетелей, в большом спектре представленных в наследии Иоанна Златоуста. Проводилось сопоставление таких этических категорий как «добродетель», «порок», «грех» в том соотношении как они даны в учении святителя.
Впервые рассматриваются в целостном восприятии религиозные, философские, этические воззрения мыслителя и проповедника. Акцентируется внимание на подвижническом образе жизни Иоанна Златоуста , его общественной и церковной деятельности, дается представление о его социальных идеалах, выявленных в процессе анализа творений и предпринимается попытка восстановления утерянных исторических и культурных связей в области философии, этики и педагогики.
Автором предпринята попытка определения места, роли и значимости Иоанна Златоуста в деле формирования русской философской мысли и национального менталитета, в основе которого был заложен принцип «жизни по евангельским законам добродетели», проповедуемый мыслителем.
Существенным элементом, представляющим, на наш взгляд, безусловную важность, является обращение к педагогическим взглядам Иоанна Златоуста, которые раскрывают целостное и творческое мировоззрение святителя, помогающее формулировать концептуальные принципы воспитания на основе святоотеческого наследия. Следует отметить, что педагогические воззрения в данной диссертации представлены лишь фрагмен-
тарно, т.к. автору не представляется возможным подробного раскрытия этой темы, требующей отдельного исследования.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Иоанн Златоуст как философ, экзегет, проповедник и педагог оказал величайшее влияние на формирование русской философской мысли и духовно-нравственного мировоззрения раннехристианской Руси.
2. Существенными чертами мировосприятия мыслителя является практическая ориентированность, стремление к поиску прямого исторического смысла Священного Писания, уход от абстрактного теоретизирования ^четкая интенция на нравственные выводы. Для него было свойственно сильно развитое социальное чувство, отсюда неослабеваемый интерес к общественным проблемам и стремления дать им свое осмысление через собственный «государственный идеал», в основу которого он закладыва- ! лись «евангельские заповеди блаженств».
3. Добродетель как высшая этическая ценность, обосновывается в наследии Иоанна Златоуста с точки зрения «вечного» назначения человека. Критерием нравственности в системе ценностей проповедника определена категория достоинства, раскрываемая в трех аспектах: религиозно-духовном, этическом, аскетическом.
4. Понятие «греха» и «порока» в трудах святителя находятся в прямой экзистенциональной зависимости и представляют динамическую направленность личности к определенным ценностным полюсам существования. Порок, по определению мыслителя, предстает как одна из стадий в процессе неправильной личностно-ценностной ориентации.
5. В качестве одного из вариантов духовно-нравственного совершенства Златоуст рассматривает педагогический процесс в его целостности и обращенности к «внутреннему человеку». Отсюда следует трактова-
ние святителем воспитания как методапреодоления порочности и достижения духовно-нравственного совершенства путем «стяжания добродетелей».
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ
Проведенное исследование предусматривало целостный подход к проблеме анализа творчества Иоанна Златоуста в философском, этическом и религиозном аспекте.
Теоретические и методологические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в разработке проблем философии, этики, религиоведения и педагогики. Кроме того, воззрения, рассмотренные в работе могут играть определенную положительную роль в возвращении из небытия святоотеческого наследия как ценности национальной культуры в рамках духовного возрождения России.
Обращение к педагогическому, наследию мыслителя позволяет говорить о духовно-нравственном аспекте воспитания, основанном на традициях русской педагогики, которая,в свою очередь,всегда опиралась на творения святых отцов.
Положения и выводы диссертационного исследования, на наш взгляд, могут быть полезны при разработке образовательно-воспитательных программ, а также в процессе преподавания курсов педагогики, истории, этики, религиоведения, аксиологии, истории философии и др.