Врач – это одна из самых необходимых профессий. Ведь это специалисты, которые владеют знаниями и навыками, используя которые диагностируют, лечат и контролируют течение различных заболеваний.
Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Востребованность 99% Оплачиваемость 43% Конкуренция 78% Входной барьер 76% Перспективы 98%
Профессия врача – одна из самых древних и важных для человечества. За тысячи лет своего существования она претерпела значительные трансформации, и современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, порой для рядовых пациентов творя чудеса, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров. Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать недюжинным интеллектом и огромным желанием спасать людей.
Содержание
История
Люди лечили друг друга с незапамятных времен, но как наука медицина стала формироваться в Древнем Риме и Древней Греции. Серьезный вклад в развитие врачебной мысли внесли Гиппократ, Гален и Везалий, которые утверждали, что болезнь – это не наказание за грехи, а сбой в работе организма, вызванный вполне земными, а не мистическими причинами.
Праотцом профессии врача безоговорочно признается великий древнегреческий медик Гиппократ. Именно он начал классифицировать заболевания, основываясь не только на их локализации, но и на причинах возникновения. Древнеримский доктор и философ Гален внес значительный вклад в развитие физиологии как науки и считается основоположником экспериментальной медицины. Бельгиец, а по большому счету гражданин средневековой Европы, Везалий вошел в историю медицины как отец современной анатомии.
В Средние века медицина пришла в упадок из-за сильного влияния церкви, которая считала любое научное изыскание греховным, запрещала применять обезболивающие средства и вскрывать трупы для изучения нормальной анатомии человеческого тела и патологических изменений органов. Одним из немногих ученых, которые в смутную эпоху Средневековья продолжали вносить вклад в развитие научного целительства, был Амбруаз Паре. Он проводил мелкие операции, изобрел несколько инструментов и считается основоположником современной хирургии.
Позже большим прорывом стало изобретение зубного врача У. Мортона – он нашел способ притуплять боль с помощью химических веществ. Немецкий физик В. Рентген открыл излучение, благодаря которому стала возможной диагностика состояния внутренних органов без нарушения целостности тканей. В конце 18 века англичанин Э. Дженнер разработал эффективную прививку от оспы, и это стало прорывом в борьбе с опасными инфекционными заболеваниями. Позднее Луи Пастер нашел вакцину от бешенства и сибирской язвы.
В 20 веке открытия посыпались одно за другим: в лабораторных условиях был выделен спасительный для диабетиков инсулин; найдены губительные для раковых клеток химиопрепараты; синтезированы гормональные средства, антибиотики; разработаны методики диализа при почечной недостаточности; отработаны операции по трансплантации органов. Есть все предпосылки полагать, что 21 век будет не менее богатым на новые открытия.
Описание профессии
Доктора давным-давно уже не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьем бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Дать в двух словах характеристику современной профессии врача крайне затруднительно хотя бы потому, что на сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций.
Несмотря на огромное разнообразие профилей, любая из специализаций врачей относятся к одному из четырех основных направлений:
- Терапевтическое. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках и лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого проводят осмотр, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют на анализы. После постановки диагноза назначают терапию, а при необходимости рекомендуют оперативное лечение.
- Хирургическое. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.
- Психологическое и психиатрическое. Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.
- Патологоанатомическое. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику на основании исследований биоматериалов, которые предоставляют для анализа все оперирующие клиницисты – хирурги, эндоскописты и другие врачи.
Многие врачебные специальности могут относиться и к терапевтической, и к хирургической группе, например, стоматолог: он может быть терапевтом и челюстно-лицевым хирургом.
Специальности, вузы и предметы ЕГЭ
Чтобы стать врачом, надо поступить в медицинский вуз, где предстоит грызть гранит науки в течение 6 лет. Еще минимум два года уйдет на обучение в ординатуре – это нужно, чтобы получить узкую специализацию.
Для поступления в медицинские вузы кроме обязательных русского языка и математики понадобятся еще результаты ЕГЭ по биологии и химии (ее иногда заменяют физикой – это зависит от приоритетов вуза).
Медицинские вузы есть во всех регионах России. В рейтинги по разным версиям традиционно входят несколько медуниверситетов*:
- Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова.
- Национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова.
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.
- Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова.
- Сибирский государственный медицинский университет (Томск).
- Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.
- Курский государственный медицинский университет.
- МГУ (факультет фундаментальной медицины).
- РУДН (медицинский факультет).
*Список не отражает позиций медицинских вузов в различных рейтингах – в него вошли постоянные участники международных и российских ренкингов.
В конце последнего курса выпускник получает диплом специалиста по одному из трех укрупненных направлений:
- лечебное дело;
- педиатрия;
- стоматология.
С 2017 года интернатуру заменила первичная аккредитация, которая включает в себя оценку практических навыков, тестирование, решение ситуационных задач. Успешно пройдя ее, выпускник медвуза сразу может поступать на работу в лечебных учреждениях первичного звена (амбулаториях, поликлиниках, здравпунктах, дневных стационарах) и заниматься медицинской практикой. Для получения более узкой специализации придется поступать в ординатуру.
В период всей трудовой деятельности врач должен каждые 5 лет проходить аккредитацию. Для этого недостаточно просто сдать тестирование – в промежутках между экзаменами от доктора требуется участие в конференциях и мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации. Этот процесс получил название непрерывного медицинского образования (НМО). Учет научно-профессиональной активности ведется начислением баллов. Если за 5 лет врач не наберет нужного их количества, то аккредитацию не пройдет и не получит допуска к дальнейшей работе.
Плюсы НМО для пациентов очевидны – врач не останавливается в профессиональном развитии. Минусы касаются в первую очередь докторов из глубинки – медики из отдаленных населенных пунктов далеко не всегда располагают временем и лишними средствами для поездок на конференции и семинары в крупные города.
В настоящее время на рынке труда особо востребованы врачи нескольких специальностей:
- терапевты – принимают пациентов в поликлинике или лечат их в стационаре;
- хирурги – занимаются инвазивными манипуляциями и операциями, а также тяжелыми травмами, переломами и т. д.;
- педиатры – лечат детей, в том числе новорожденных;
- акушеры и гинекологи – специализируются на женских болезнях, ведут беременных, принимают роды;
- психиатры – помогают при отклонениях в психической сфере;
- патологоанатомы – исследуют образцы тканей живых пациентов и устанавливают причину смерти;
- стоматологи – помогают пациентам при проблемах с зубами и деснами;
- врачи функциональной диагностики – занимаются обследованиями больных при помощи аппаратуры (УЗИ, МРТ, КТ, эндоскопия и т. д).
В последние годы активно развивается подготовка семейных врачей, которые обладают универсальными медицинскими знаниями и умениями по терапии, кардиологии, педиатрии, хирургии и гинекологии. Такой доктор не только проводит осмотр и назначает лечение, но и делает небольшие операции, может принимать роды. Разумеется, профессия семейного врача требует высокого уровня знаний и практических навыков.
Обязанности
Круг профессиональных обязанностей врача зависит от выбранной специальности, но и терапевты, и хирурги должны:
- Проводить осмотр и опрос больного.
- Устанавливать предварительный диагноз.
- Направлять пациента на необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
- Ставить окончательный диагноз.
- Назначать лечение или передавать пациента узкому специалисту.
- Следить за ходом терапии или проводить оперативное лечение.
- Курировать больного все время его нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении.
- Фиксировать все наблюдения в медкарте, выдавать больничные листы.
- При выписке давать рекомендации о дальнейшем лечении и по профилактике осложнений.
- Брать на учет пациента при наличии у него хронического заболевания или отслеживать его состояние, если он входит в группу риска.
Кому подходит профессия
Врач – это одна из немногих профессий, в которую надо идти исключительно по призванию. Кроме того, доктору никак не обойтись без таких личных качеств, как:
- острый ум и способность анализировать;
- хорошая память;
- умение быстро принимать решения и нести ответственность за их последствия;
- стрессоустойчивость;
- гуманность и сочувствие боли человека;
- тактичность;
- способность найти общий язык с пациентом и его близкими;
- терпение и выдержка.
Чтобы стать врачом и уважаемым специалистом, надо обладать альтруистическими наклонностями. Потребность в медицинской помощи не подчиняется строгому графику – часто придется жертвовать личным временем и планами. При этом есть у профессии врача такие существенные минусы, как:
- низкая оплата труда;
- постоянный груз ответственности за жизни других людей;
- затраты времени и сил, связанные с необходимостью постоянного обучения.
Заработная плата
Самые высокие зарплаты в России медики получают в Москве и области, в Магадане и на Крайнем Севере, самые маленькие – в Кабардино-Балкарии. Разброс, согласно данным Росстата, довольно большой – от 40 до 176 тыс. р. Однако эта статистика, мягко говоря, излишне оптимистична, потому что в маленьких городах или поселках врачи обычно получают 12–15 000 р. в месяц.
Оплата труда часто зависит от региона: там, где условия проживания суровые, врачи зарабатывают от 137 до 176 тыс. р. Менее 30 тыс. р. составляет доход докторов в Алтайском крае, Астраханской, Тульской, Воронежской областях, Чувашии. Немногим больше зарплата в Екатеринбурге и Краснодарском крае – 32 тыс. р.
В вакансиях на сайтах трудоустройства средняя ежемесячная заработная плата врача в зависимости от специализации составляет:
Специальность | Оклад в рублях |
---|---|
Косметолог | 90 000 |
Акушер-гинеколог | 90 000 |
Анестезиолог-реаниматолог | 66 000 |
Остеопат | 65 000 |
Нейрофизиолог | 62 000 |
Судовой врач | 60 000 |
Стоматолог | 50 000 |
Педиатр | 47 000 |
Педиатр | 46 000 |
Терапевт | 40 000 |
Врач функциональной диагностики | 35 000 |
Уролог | 30 000 |
Как строить карьеру
Продвижение в государственном учреждении может проходить по вертикальной или горизонтальной линии. В первом случае врач занимает административную должность, а во втором – получает более высокую квалификацию.
Карьеру можно выстроить и в науке, если есть интерес и способности к исследованиям. Знания, талант и опыт помогут простому преподавателю вуза или практикующему врачу стать не только завкафедрой или деканом факультета, но и медицинским светилом международного уровня.
Перспективы профессии
Мир шагнул в третье тысячелетие, но профессия врача была и остается перспективной и востребованной. Жизнь постоянно ставит перед человечеством новые задачи, а о том, чтобы у всех и каждого хватило здоровья решать их, предстоит позаботиться нынешним и будущим поколениям врачей.
Вашему ребенку нужно подготовить рассказ о профессии родителя, работающего врачом? Предлагаем вам небольшой набросок, который поможет начать рассказ:
—————————-
Моя мама работает детским врачом. Она уходит на работу рано утром и возвращается поздно вечером. Каждый день она осматривает детей, слушает их легкие и сердце, смотрит горло и измеряет температуру. К ней приходят даже с самыми маленькими детками, которые недавно родились. Мама следит, как они растут, проверяет, сколько весят, как развиваются и чему учатся. Это нужно, чтобы вовремя помочь малышу, если он вдруг заболеет.
Врач – одна из важнейших профессий, потому что врачи лечат людей и спасают много жизней. Каждый ребенок знает, что если ему плохо и что-то болит – ему обязательно поможет доктор.
Врачи бывают разными – одни лечат детей, другие – взрослых. Одни лечат зубы, другие – уши, горло и нос, третьи – сердце. Существует много разных врачей, и у всех у них одна задача – помочь человеку выздороветь. Врачи заботятся о нашем здоровье.
Чтобы стать врачом, нужно много лет учиться в институте и очень многое знать. Кроме того, врачи каждые пять лет продолжают свое обучение, ездят на специальные курсы, чтобы всегда знать о новых методах лечения и новых лекарствах.
Работать врачом – ответственное дело
Это непростая профессия, потому что:
- Доктор всегда должен уметь точно и быстро определить, что случилось с больным человеком, поставить диагноз;
- Врач должен всегда знать, чем помочь пациенту, какое назначить лекарство, и как его лечить;
- Врачи работают и днем, и ночью, они очень устают, но всегда готовы прийти на помощь;
- Работа у врачей очень ответственная, потому что в их руках – здоровье, а иногда и жизни людей.
Врачи работают не только в поликлиниках и больницах. Они есть и в санаториях, есть врачи, которые работают на Скорой Помощи и оказывают помощь людям, когда помощь нужна срочно и человек не может попасть в больницу, помогают людям, попавшим в аварию.
Врачи всегда опрятные, вежливые и добрые люди, потому что у них самая важная задача – сохранить наше здоровье. Именно поэтому профессия врача тат важна.
——————————————————
Стихи про профессии врачей для детей
Если что-то заболело,
Чувство страха одолело,
Ты душой крепись, не плач:
В деле том поможет врач.
Окулист
Глазки наши сбережёт
Капельки для них найдет.
По глазам специалист
Добрый доктор ОКУЛИСТ
Лор
Заболело ушко, горлышко першит,
Да еще в добавок носик мой сопит.
«Что ж придется выписать укол»
– Сказал мне грустно доктор ЛОР
Хирург
Сложность операции любой Лишь хирургу мудрому подвластна. Он спасти способен нас с тобой, Мыслит он разумно, четко, ясно.
Кардиолог
Когда в секунды счёт идёт, чтоб сердце ‘завести’, Надёжной твердости рукам, чтоб горе отвести. За всё спасибо, доктор наш, спасибо и богам За кардиолога талант, отданный всем нам!
Стоматолог
Вы – стоматолог. Профессия эта
Все за себя каждый день говорит:
Знают и взрослые, знают и дети –
Жизнь не мила, если зуб заболит!
Лишь стоматолог все может исправить –
Станет улыбка белее, чем снег,
Он нас от боли способен избавить,
Чтобы счастливым вновь стал человек!
Что может быть прекраснее профессии врача? Она сложна и интересна. Она привлекает высокой социальной значимостью и уважением, каким пользуется в обществе. Игра во врача — одна из первых социальных детских игр, и сегодня она практически вытеснила игру в войну. Однако не все так просто, ведь эта профессия, наряду, к примеру, с профессией педагога, относится к «профессиям призвания», а это значит, что низкий уровень зарплат в этой индустрии компенсируется высоким профессиональным интересом и мотивацией ее представителей к работе. И, несмотря на трудности и критику отечественной медицины, работа врачей полна благородства и самоотдачи.
Когда мы говорим «врачи» — кого мы подразумеваем?
Чаще всего не только врачей в строгом смысле, а весь корпус медицинских работников от нянечки-сиделки до главврача клиники. Нередко это справедливо. Например, лаборант, допустивший ошибку, — лишь звено в цепочке, на конце которой — врач. На него-то и обрушивается все недовольство пациента при сообщении негативного диагноза. А плохая работа сестер вызывает критику в адрес всей больницы.
В глубокой провинции единственная медицинская сестра будет считаться врачом — ведь других-то нет! Так называемый в прошлом сельский врач — это универсал, он должен уметь все, независимо от того, учился он этому или нет. Ты врач? Принимай роды! Да я же стоматолог! Но ты же врач!
Чувствуете ответственность?
Врачи бывают разными. Есть стоматологи, есть психиатры, есть хирурги, есть терапевты и различные специалисты — об этом всем хорошо известно. Интуитивно понятно, что одни врачи «больше врачи», чем другие. Действительно, многие считают, например, стоматологов, психиатров, курортологов и т. п. не врачами, а «парамедиками» — то есть, как бы не совсем врачами. Они, дескать, не оказывают радикального воздействия на организм, не спасают жизнь так, как это делают хирурги, которым достается вся слава врачевания. Говорят, артиллерия — «бог войны», по этой аналогии, хирургия — «бог медицины». Однако если в армии «царица полей» — пехота, то в медицине это — терапевты.
Работа терапевта сходна с работой следователя: из единичных, недостаточных, разрозненных, противоречивых фактов (симптомов, показателей и результатов анализов) нужно сделать единственно правильный вывод и разработать программу лечения. Это — самое привлекательное в работе терапевта, и из-за этого мы любим медицинские сериалы-квесты и сериалы-детективы «Доктор Хаус», «Кости», «Скорая помощь», «Доктор Куин: Женщина-врач», «Следствие по телу». Их несколько десятков, как правило — американских. Надо признать, что наши проекты либо созданы в жанре мыльной оперы, либо комедии: сказывается низкий интерес к отечественной медицине, к ее профессиональной стороне.
Как становятся врачами?
Анализируя биографии хороших врачей (не обязательно знаменитых), прихожу к выводу, что настоящим врачом становятся те, кто:
- в возрасте 14–16 лет сильно заинтересовался биологией, анатомией, врачеванием;
- вырос в семье врачей или был введен в круг врачей, в медицинское учреждение каким-то значимым взрослым (родственником, другом родителей, педагогом);
- попробовал работать в больнице (санитаром, помощником и пр.) в детском или студенческим возрасте;
- ухаживал за больным членом семьи;
- имел опыт спасения и выхаживания животного;
- имеет сам хроническое или системное заболевание или вырос в семье, где есть человек с таковым;
- имеет среднее медицинское образование и опыт работы в клинике или «в поле» сельским фельдшером, фельдшером скорой помощи и т. п.
Профессиональный путь многих врачей начинается с медицинского училища, где парень или девушка, обучаясь по специальности «сестринское дело», получает профессию медсестры (-брата). Сертификат медицинской сестры дают военные кафедры некоторых немедицинских вузов.
Профессию фельдшера можно получить в медучилищах, медицинских колледжах и даже в медвузах. Нередко молодой человек, прежде чем стать врачом, проходит все эволюционные ступеньки: санитар — медсестра (-брат) или фельдшер — врач.
Профессию врача получают в медицинских вузах: университетах, академиях, институтах, которые есть почти в каждом крупном городе. Какие-то из них специализируются на определенных направлениях, какие-то дают общую универсальную квалификацию «лечебное дело». Так, ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова (а попросту «второй мед») специализируется на педиатрии, а «третий» (Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет) — на стоматологии. Но оба они дают специальность «лечебное дело».
С недавних пор в медицинских вузах стали готовить главных медицинских сестер. И если главный врач больницы отвечает за лечебный процесс в целом, то главная сестра — за весь блок поддержки лечебного процесса и выхаживания. Кстати, продолжая военную аналогию, можно сказать, что сестринский корпус — это «сержанты». В медицине принято даже считать, что врача хорошим делают медсестры.
Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?
Во-первых, нужно действительно этого хотеть. Сила этого желания должна поднимать вас по вызову в любое время суток, преодолеть низкие зарплаты и критику пациентов, различные страхи и сомнения.
Во-вторых, необходима смелость для преодоления страхов заразиться, не справиться, потерять больного, оказаться слабее болезни.
В-третьих, надо быть готовым осваивать большие объемы информации, поскольку человек — это космос и для его познания надо знать очень много (анатомия — на латыни, фармакология — ее механизмы, физиология — законы жизни и т. п.). Но главное — успевать осваивать новые медицинские знания, технологии, лекарства.
В-четвертых, следует быть толерантным. Как известно, врач лечит не болезнь, а человека. Но пациент не всегда готов сотрудничать с врачом, не всегда признает, что болен. Нередко пациент проявляет недоверие и даже агрессию по отношению к спасителю.
В-пятых, медик должен быть ответственным. Если пациент не хочет лечиться, казалось бы — это его дело, но нет: врач должен спасать, если это касается жизни больного. Он отвечает также за каждое слово в диагнозе, в анализе, в разговоре с пациентом.
Как строится карьера в этой профессии?
Молодой специалист, выпущенный вузом, должен пройти одно- или двухгодичное обучение в качестве интерна, в конце которого он получит сертификат, дающий ему право на лечебную деятельность.
Поступив на работу в стационар или в поликлинику, он занимает первичную должность ординатора или врача-дежуранта.
Профессиональный рост специалиста отражается в получении все более высокой категории: от второй до высшей. Раз в несколько лет врач подтверждает свою категорию и претендует на переход в более высокую категорию. Категория не гарантирует занятие более высокой должности, она похожа на звание в армии: не каждому полковнику поручают командовать полком.
Врач может стать руководителем отделения, и для этого он проходит обучение в ординатуре, дающей сертификат на право замещения руководящей должности.
Дальнейшее повышение — заместитель главного врача по своему направлению деятельности (специализации), например, замглавврача по хирургии, по акушерству и гинекологии и пр. Заместители отвечают также за научную, административную, кадровую работу. Кстати, два последних — не обязательно медики.
Как мы видим, карьерная структура довольно «плоская» — в иерархической лестнице лечебного учреждения совсем немного ступенек. Это означает, что карьеру тут сделать непросто. Нередко хороший врач не становится (не стремится быть) высоким руководителем, и наоборот, среди руководителей оказываются те, кто не стал хорошим врачом.
Да, медик — это «профессия призвания»: многое из того, что делают эти люди, не объясняется стремлением к славе, к достатку, к легкой и чистой работе. И вход в профессию непрост: учиться и дольше и труднее, да и после вуза учеба продолжается. А после трудная работа: ночные дежурства в стационаре, нескончаемый поток пациентов в поликлиниках, длительные поездки в глубинку по плохим дорогам…
Видимо, есть в этой деятельности что-то такое, что сильнее всех этих препятствий?
Байкалпресс № 33 от 28 августа 2015 года (http://baikalpress.ru/prosto-vzyal-i-sdelal)
История о помощи старику, герой которой — молодой фельдшер Владимир Урусов.
«Володя Урусов в Иркутске всего-то полтора месяца, работать устроился на скорую — он по образованию фельдшер, в этом году окончил кяхтинское медучилище. Кому еще, как не будущим фельдшерам и медсестрам, учиться помогать людям? И не в виртуальном пространстве соцсетей, а вот так — выслушивая стариковские жалобы, вынося мусор, отмывая грязные полы? Ведь профессия медика — это сплошное самопожертвование. И если ты не готов к этому, то лучше в медики не ходить!»
- Автор — Чемеков Валерий Павлович
- 15.10.2015
- Все консультации автора
Профессия врача в современном обществе
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Профессия врача в современном обществе
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Профессия врача в современном обществе
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Профессия врача в современном обществе
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В настоящее время популярность и престижность профессий зависит от многих факторов. Особое значение при этом имеют средства массовой информации, которые влияют на сознание нашего общества и изменяют представления о многих важных вещах. Удивительно, что иногда люди доверяют провокационным слухам. Врач – это не просто профессия, а призвание. Для подобной профессии не достаточно одного образования, необходимы ещё и внутренние качества человека .
Профессия врача весьма престижна, но не совсем прибыльна, зачастую бывает так, что денег хватает только на пропитаете. Большинство студентов поступают в медицинские вузы, с намерением помогать людям, а так же понимая, что профессия врача будет востребована всегда и везде. Отношение к отечественной медицине и нашим врачам в обществе оставляет желать лучшего, чего не скажешь о зарубежных коллегах. На западе да и в других странах сложился нерушимый образ гуманного, порядочного, профессионала своего дела. К сожалению, большинство людей считает, что в России врачи не делают абсолютно ничего, а только обманывают и вымогают деньги. Есть также немало людей, которые понимают, что тяжкий труд, который отнимает много физического и морального здоровья. Наличие больших знаний и опыта, нравственная позиция, предполагающая требовательное отношение к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие серьезных и важных решений .
Главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания неотложной, плановой и профилактической медицинской помощи. Врач должен быть готов оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, материального положения, а также иных факторов .
В настоящее время изменяется характер социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формируются новые нормативные и этико-правовые положения.
Целью исследования стало изучение отношения к профессии врача в современном обществе.
Было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов Саратовского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет (N=81).
Для 51% опрошенных возможность помогать людям стала определяющей при выборе будущей профессии. 35% опрошенных при выборе своей профессии осуществили свою детскую мечту, для них образ врача остается идеалом и 14% опрошенных ориентировалось на выбор родителей и престижность профессии в обществе.
При это 76% респондентов уже к 15 годам определились со своей будущей профессией, 14% знали уже в 10 лет, что обязательно станут врачами, 10% опрошенных выбрал свою профессию к окончанию обучения в школе.
95% опрошенных подтвердили престижность профессии медицинского работника, а возможными причинами падения престижа врачей считают негативное отношение СМИ к врачам, недостаточное финансирование здравоохранения в целом, низкий уровень заработной платы. Среди профессиональных качеств, которыми должен обладать врач, были отмечены ответственность перед больным, требовательность к себе, исполнительность и аккуратность. Личными качествами, которыми должен обладать врач, по мнению респондентов, являются отзывчивость, сострадание и обаяние.
60% опрошенных полагают, что люди доверяют врачам и 40% считают, что общество нейтрально относится к профессии в целом, но испытывает чувство признательности или, наоборот, негатив к конкретным докторам.
Профессия врача остается самой важной в обществе, врач должен быть верен своим нравственным идеалам, своему делу, непоколебимо отстаивать своими действиями образ сострадательного, отзывчивого и ответственного профессионала несмотря ни на что.
Профессия «ВРАЧ» имеет многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал в основном состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и корений растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Зачастую таким врачевателям приписывали связь с колдовством, а их искусство возвращения здоровья объясняли с помощью мистики. В древности врачевание часто было связано не с наукой, а с суевериями и религиозными ритуалами. «В борьбе с болезнью… жители Месопотамии прибегали к методам лечения, тесно связанным с религией, поскольку считали, что болезнь — это наказание, посылаемое богами»*. Египетская медицина, появившаяся вскоре после месопотамской, тоже уходила корнями в религию. Таким образом, изначально к целителю относились с чувством религиозного благоговения.
Доктор Томас Престон замечает: «Многие верования древних оставили в медицине свой след, который продолжает ощущаться сегодня. Согласно одному из таких верований, больной не в силах излечиться сам, и надежда на исцеление была связана только с магической силой врача»**.
Само значение слова «ВРАЧ» имеет русское происхождение и обозначает «заговаривающий», «волшебник».
Со временем медицина становилась все более научной. Самым известным древним целителем, отличавшимся приверженностью науке, был Гиппократ. Он родился приблизительно в 460 году до н. э., на греческом острове Кос, его часто называют «отцом медицины». Гиппократ заложил основание для рационального подхода в медицине. Он отверг представление, что болезнь — это наказание, посылаемое богами, аргументируя это тем, что она возникает по естественным причинам.
Например, эпилепсию долгое время называли «священной болезнью», поскольку полагали, что излечить ее могут только боги. Но Гиппократ писал: «Что касается так называемой священной болезни, то мне кажется, она не более священна, чем другие болезни, и имеет естественное объяснение». Гиппократ был также первым известным целителем, который заметил и описал симптомы различных болезней.
Спустя века греческий врач Гален (родился в 129 году н. э.) также занимался научными изысканиями. На основании анатомических исследований людей и животных Гален составил учебник по анатомии, которым врачи пользовались в течение столетий! Андреас Везалий (родился в Брюсселе в 1514 году) поставил под сомнение некоторые взгляды Галена. Книга Везалия «О строении человеческого тела» была принята в штыки, потому что она противоречила многим взглядам Галена. Так или иначе, этот труд стал основополагающим в современной анатомии. Согласно книге «Великие», Везалий стал «одним из самых значительных медицинских исследователей всех времен и народов» («Die Grossen»).
———————————
* «Медицинская эпопея» («The Epic of Medicine»), под редакцией доктора Феликс Марти–Ибаньес.
** «Глиняный пьедестал» («The Clay Pedestal»), Томас Престон.
Вернуться к статьям