Преподобный Илия Муромец, Печерский и русские народные былины об Илье Муромце
Богатырский скок, В.М. Васнецов, 1914 г.
В Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры хранятся мощи преподобного Илии Печерского или Ильи Муромца.
Народное предание отождествляет святого с тем самым справедливым и добрым богатырем Ильёй Муромцем из русских былин.
БЫЛИНА:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…
Ученые предполагают, что преподобный Илья Печерский, по прозвищу Чоботок, родился в 12 веке в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича Чоботова и его жены Евфросиньи.
С детства Илья был парализован, а потом в возрасте 30 лет его чудесным образом исцелили три вещих старца – калики перехожие, как называли на Руси нищих странников. Старцы предсказали Илье, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья оставил родное село и отправился на службу к киевскому князю.
БЫЛИНА:
Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне своё благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую» …
В некоторых былинах Илья Муромец находится на ратной службе у князя Владимира, Крестителя Руси, который жил задолго до 12 века, в других былинах угадывается образ великого князя Владимира Мономаха
Былинный богатырь Илья Муромец воюет не только с вымышленным Соловьём-разбойником, но и с «идолищем поганым», как называли на Руси печенегов, и с хазарами, и с другой вражеской «силушкой великой».
БЫЛИНА:
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так нехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица чёрный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьём колоть,
А и побил он эту силу всю великую…
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами, а ещё тем, что свою невиданную силу он использовал только для борьбы с врагами Отечества. Русский богатырь не хвастается своими подвигами, ниогда не берётся за оружие ради княжеского вознаграждения.
В народном сознании былинный Илья Муромец – истинный христианин, который готов положить свою жизнь «за други своя» и ради защиты Отечества. В любви к Церкви крестьянский сын из села Карачарово равен великому киевскому князю.
БЫЛИНА:
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со Божьей церкви,
Он пришёл в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идёт он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-учёному,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
По преданию, в одном из боев с половцами Илья Муромец получил неизлечимую рану в грудь и вскоре после этого принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Скончался он примерно на 45-м году жизни.
В 1988 году специальная комиссия провела экспертизу нетленных мощей святого Ильи Печерского, определив, что в юности он, действительно, страдал параличом конечностей и скончался от раны в груди.
О мощах преподобного Ильи Печерского Муромца тоже говорится в одной из народных былин:
БЫЛИНА:
…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»
В настоящую книгу вошли акафисты, посвященные церковным праздникам, иконам Божией Матери и святым, особо почитаемым в Киево-Печерской Лавре. Ранее издавался сборник «Редкие акафисты Киево-Печерской Лавры», пользующийся популярностью у православных читателей. Этот сборник был дополнен и отредактирован, так как, к сожалению, в нем имели место ошибки и неточности, искажавшие не только правила церковнославянского языка и его представления в гражданской орфографии, но и некоторые евангельские и житийные события. Акафистное творчество в Русской Церкви в прошлом было явлением широко распространенным – акафисты составляли люди самого разного церковного и общественного положения: духовные писатели, преподаватели духовных школ, священнослужители. Процесс вхождения акафиста в практику богослужения происходил следующим образом: акафист и прошение о его разрешении направлялся в Комитет духовной цензуры; цензор выносил свое суждение и предлагал его Комитету; Комитет делал донесение в Святейший Синод, где акафист рассматривали снова, исходя, как правило, из отзыва архиерея, и выносили определение о возможности его напечатания, доводившееся до сведения Цензурного комитета. Как известно, после 1917 г. Комитет духовной цензуры прекратил свое существование, и до начала 90-х годов XX в. функции Цензурного комитета выполнял Издательский отдел Московской Патриархии. После того как запрет государства на печатание духовной литературы был снят, ее стали широко издавать всевозможные церковные и светские издательства, что не лучшим образом сказалось на качестве текстов. В предлагаемом вниманию читателей сборнике издатели постарались исправить недостатки, допущенные в предыдущих изданиях. СОДЕРЖАНИЕ ТОМ 1 Часть 1 Акафисты праздникам и святым, во имя которых возведены храмы Киево-Печерской Лавры Успению Пресвятой Богородицы Рождеству Христову Благовещению Пресвятой Богородицы Пресвятой и Животворящей Троице Рождеству Пресвятой Богородицы Кресту Господню Введению во храм Пресвятой Богородицы Пресвятой Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость» Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Живоносный Источник» Святому Архангелу Михаилу Всем святым, от века Богу благоугодившим Святому Предтече Господню Иоанну Святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских Святому апостолу Андрею Первозванному ТОМ 2 Часть 2 Акафисты чудотворным иконам и святым, особо чтимым в Киево-Печерской Лавре Божией Матери ради иконы Ее Киево-Печерской Святой великомученице Варваре Святителю и чудотворцу Михаилу, первому митрополиту Киевскому Святому равноапостольному князю Владимиру Святой и равноапостольной великой княгине Русской Ольге Святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу Святителю Петру, митрополиту Киевскому и Галицкому и всея Руси Преподобной Евфросинии Полоцкой Всем святым, в земле Русской просиявшим Часть 3 Акафисты преподобным отцам Печерским Преподобным и богоносным отцам нашим Антонию и Феодосию Печерским Преподобному и богоносному отцу нашему Антонию, Печерскому чудотворцу Преподобному и богоносному отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, чудотворцу Всем преподобным Печерским Святителю Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу Преподобному Агапиту, врачу Печерскому Преподобному отцу нашему Моисею Угрину Преподобному Илии Муромцу, Печерскому чудотворцу Святителю Никите, епископу Новоградскому, чудотворцу Святителю Леонтию, епископу Ростовскому, чудотворцу Священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры