В среду, 19 августа, православные христиане отмечают Преображение Господне. В народе праздник известен как Яблочный Спас.
В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит торжественную литургию в храме Христа Спасителя. Служба начнется в 10:00.
Также впервые праздник отметят в Главном храме ВС России в парке «Патриот». Там на Соборной площади откроется яблочная ярмарка, отмечает ТАСС.
Преображение Господне является одним из двунадесятых праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа. Согласно Библии, апостолы Петр, Иаков и Иоанн по пути в Галилею вместе с Иисусом Христом поднялись на гору помолиться. Там же они впервые увидели преображенного Христа, представшего перед ними в божественном облике.
Преображение Господне отмечается в разгар Успенского поста. В этот период верующие не употребляют мясо, молоко и рыбу.
В церквях в праздник проводят освящение фруктов нового урожая. На Руси в это время освещали яблоки и другие сезонные фрукты.
28 июля патриарх Кирилл в ходе проповеди призвал не отказываться от православия и следовать историческому выбору князя Владимира, крестившего Русь в 988 году.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ — христианский праздник, основанный на событии евангельской истории — явлении Иисусом Христом Своей Божественной природы.
В большинстве христианских церквей совершается 6(19) августа. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников.
Преображение Господне описано в трёх синоптических Евангелиях (Мф. 17:1-8, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Оно произошло в третий год проповеди Иисуса Христа, незадолго до Его крестной смерти.
Христос с тремя учениками — Иоанном, Иаковом и Петром, поднялся на высокую гору помолиться. В Евангелиях название горы отсутствует; в церковной традиции считается, что это гора Фавор в Нижней Галилее (территория современного Израиля), некоторые современные исследователи предполагают, что это могла быть гора Ермон (территория современной Сирии). На горе облик Христа изменился: Его лицо просияло, как солнце, одежды стали белыми как снег. Преображение Господне сопровождалось явлением пророков Моисея и Илии, приходом к горе облака и голосом Бога Отца из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение! Его слушайте!» (Мф. 17:5).
Смысл Преображения Господне открывается в контексте спасительного служения Христа: в то время как даже ученики считали Его прежде всего земным царём-освободителем, в Преображении Он явил Свою Божественность, прообразуя, что близкие страдания будут не поражением, но победой над смертью, славой, увенчанной Воскресением.
В православном богословии так называемый Фаворский свет, сопровождавший Преображение Господне, трактуется как нетварная энергия Божественной природы, пронизывающая человечество Иисуса Христа. Преображением показана доступность соединения человека с Богом, ведущего к обожению. Происхождение Фаворского света было предметом богословских споров XIV века (смотрите в статье «Григорий Палама»).
Праздник Преображение Господне первоначально отмечался на христианском Востоке; существует предание о его установлении в Армении святым Григорием Просветителем (IV век). Преображение Господне указывается под 6 августа в палестинских письменных памятниках VI-VII веков.
С VIII века на православном Востоке стал общепринятым праздником.
Причина выбора даты 6 августа остаётся неизвестной. Церковь приурочила праздник Преображение Господне ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья в миссионерских целях, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества, наполнить народные праздники христианским содержанием. С праздником Преображения Господне была совмещена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, не имеющая отношения к богословской и исторической основе праздника.
На Руси средиземноморская традиция освящения винограда в праздник Преображения Господне заменена освящением яблок, в связи с чем Преображение Господне получило название «Яблочный Спас». В честь Преображения Господне смягчается продолжающий в этот период Успенский пост (разрешается рыбная пища).
На Западе праздник Преображения Господне упоминается с IX века, в 1457 году введён как общий для католической Церкви.
Радостное, с яблочными ароматами, августовское торжество в народе любили. Храмы, освященные в честь Преображения, давали названия деревням, улицам, площадям и даже одной станции московского метро. Был у нас и знаменитый Лейб-гвардии Преображенский полк, где служили преображенцы — элита гвардии.
А еще праздник подарил фамилию знаменитому профессору из «Собачьего сердца». Булгаков наделил своего героя такой фамилией неслучайно, и мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сначала про само слово и суть отмечаемого события.
«Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение» — все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение — нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы — объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.
Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме». Что значит «говорили об исходе»? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. «Петр и его спутники забылись дремой, — читаем дальше, — а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!». «Он не знал и сам, чтo говорил», — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, «как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!». И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели.
Так произошло Преображение Иисуса Христа — явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: «Преображение — это существенное изменение образа (найдем, выделим корень «образ» в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества». О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.
Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд — не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, передают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют «фаворским светом», так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части — апостолы.
Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая -винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда народное название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!
Иван Шмелев — «Лето Господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде. Необыкновенно, весело — будто гости и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».
Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение — это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.
Поэтому преображение не есть просто изменение. «В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия. Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело — одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия. Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него» (преп. Иустин Сербский).
«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, — пишет епископ Мефодий (Кульман), — но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».
Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.
А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских — все не перечислишь, их действительно очень много! — Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?
Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое — преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.