Причем открылось оно в Колымажном переулке недалеко от Храма Христа Спасителя.
Там находится храм Священномученика Антипы Пергамского, тот самый, территория которого раньше принадлежала Пушкинскому музею. О том, как его отвоевали у ГМИИ, неоднократно рассказывала в своих интервью актриса Екатерина Васильева.
«Храм Святого Антипы взяли «на всякий случай». Уж больно красивый. Хотя было ясно, что его не отдадут никогда. Долгие годы нас даже не пускали на порог, мы ходили по чиновникам, поднимались до президента — и ничего не получалось. Ирина Антонова так ловко маневрировала, что даже Лужков, который решал все вопросы левой ногой, в какой-то момент понял, что ничего не может сделать, и рассердился на меня. Я же его буквально за горло брала. Мы поднимались на самый верх, вдруг Ирина Александровна делала очередной хитрый ход, и мы снова оставались ни с чем. Мата Хари просто! Такая дуэль была интересная! Но мы и тут победили. Антонова не могла поверить. А я боялась, что она не переживет», — цитирует Васильеву сайт Ruskline.
Недавно в трапезной при храме открылось современное модное кафе Antipa. Трапезная тут была всегда, как и во многих храмах, но такая стильная трапезная, пожалуй, первая и единственная в Москве.
«Светлое пространство с белыми стенами и контрастными черными рамами окон дополнили деревянными столами, барной стойкой и подвесным шкафчиком с открытыми полками. Изготовили мебель мастера мебельного ателье ModernMemphis & Co по эскизам архитекторов Михаила Князева и Анастасии Балакиревой. Завершают композицию стулья от мебельной компании Partisan», — описывают интерьер в инстаграме самого кафе Antipa. Михаил и Анастасия также являются авторами архитектурной концепции заведения.
Благодаря «Антипе» имидж православных заведений вышел на совершенно новый уровень. Раньше его портили люди вроде Германа Стерлигова, который свои нетолерантные жизненные принципы вывешивал прямо на дверях собственных булочных. Теперь до православного кафе дойдут все желающие — и ценители интерьеров, и любители выпечки, которая в трапезных традиционно одна из самых вкусных в Москве.
UPD: После выхода материала Михаил Князев пояснил: «Данная постройка никогда не была трапезной, а долгие годы служила хозблоком. (При этом в храме, как и в любом другом, действительно есть своя работающая трапезная.) Мы же дали этому объекту вторую жизнь, добавив новые функции: кафе, трапезная, лекторий».
Кофе – абсолютно растительный продукт, при этом не имеющий отношения к алкоголю. Но тем не менее, некоторые религии запрещают употреблять этот напиток во время поста, а иным верующим он не доступен круглый год. Как вы уже могли догадаться, все дело в эйфории, которую испытывает организм сразу после употребления напитка. Так что же теперь, забыть про любимый эспрессо в рождественский пост?
Тем, для кого это очень важно, рассказываем – не обязательно. Давайте пройдемся по каждой религии отдельно.
Напиток, благословлённый Папой
Первое знакомство христиан с загадочным «сатанинским» напитком произошло в 16 веке, когда кофе был завезен в Европу. Большинство священнослужителей приняли новинку в штыки и приложили все усилия, чтобы напиток был запрещен. К счастью для нас, когда «подсудимый» попал на стол к Папе Клименту Восьмому, возглавлявшему в те времена церковь, тот не стал прислушиваться к наветам, а решил для начала составить свое мнение. Несколько глотков, сделанных Папой, решили судьбу кофе в нашу пользу: заморские бобы были амнистированы и даже, если верить легендам, прошли через обряд освящения, дабы ничего сатанинского в них не осталось.
Сегодня кофе можно увидеть в чашках большинства католиков и православных. Но во время поста многие убежденные последователи религии все же отказываются от любимого напитка, хотя тот не входит в список запрещенных продуктов. Это объясняется тем, что главная задача поста – укротить свои желания. И уж если кофе стал для христианина настоящей страстью, то пост – отличный повод поработать над собой. Так что пить кофе в пост или не пить – это ваше личное решение.
Что говорит Будда?
В буддизме вы не найдете прямых запретов на употребление кофе, но многие приверженцы этого пути духовного развития полагают, что кофеин может серьезно навредить их практике, поскольку излишне возбуждает ум. Кроме того, он нередко действует подобно алкоголю, то есть искажает восприятие действительности, а это уже нарушение одного из пяти базовых заветов буддизма, который гласит: «Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания».
С другой стороны, если человек не является монахом, а живет в миру и по долгу службы или сердца вынужден поддерживать сознание в бодром состоянии, то ни один буддист не осудит его за необходимость выпить стаканчик кофе. Да и, как вы помните, не на всех кофе действует «веселящим» образом, как алкоголь – многие пьют его исключительно в медицинских целях (например, для поддержания давления или профилактики заболеваний сердца) и не замечают никаких побочных эффектов. А есть и такие, кто может опрокинуть чашечку кофе в вечернее время и потом спокойно лечь спать, не испытывая проблем с погружением в сон.
В общем, у буддистов, все сложно, а в других религиях?
В исламе есть только один период, когда кофе запрещен к употреблению – это во время Рамадана, месяца духовного поста. С рассвета и до заката мусульманам нельзя принимать никакую пищу и напитки, даже воду. Так что тут все предельно четко, без вариаций. И кофе всего лишь ставится в один ряд со всеми продуктами, которые в принципе разрешены религией после заката.
Иудаизм тоже ничего против кофе не имеет, относя его к кошерным напиткам. Запрет может возникнуть только в том случае, если кофе готовится с какими-либо добавками, чья кошерность не подтверждена. В пост Йом-Киппур иудеи почитают за лучшее по возможности отказаться от кофеина в любом виде, а значит, и от кофе.
Гораздо грустней живется мормонам, адвентистам седьмого дня и растафарианцам – все они официально не имеют права пить кофе. Их религии ставят данные напитки в один ряд с алкоголем, табаком и наркотиками. Не повезло, что уж тут скажешь! Впрочем, всегда находятся те, кто готов рискнуть оспорить запреты, наложенные несколько веков назад.