В начале октября в Ереване состоялось освящение нового храма Русской Православной Церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. В церемонии приняли участие Католикос всех армян Гарегин II, ряд государственных и общественных деятелей России и Армении, священнослужители ААЦ и РПЦ, представители дипломатических миссий государств – членов ОДКБ, российские соотечественники и местные жители, пресса.
Решение о перекрестном строительстве двух церквей в Ереване и Москве было принято несколько лет назад на уровне высших духовных санов Армении и России. «Знаменательно, что оба они посвящены нашей общей великой святыне – Честному и Животворящему Кресту Господню, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты, называемые хачкарами», – отметил тогда владыка Алексий Второй. А в 2010 году в ходе официального визита в Армению Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки будущей церкви в Шенгавитском районе армянской столицы.
Долгое время единственной русской церковью здесь был храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1913-1916 годах в районе Канакера, считавшегося тогда даже не окраиной, а всего лишь северным предместьем Еревана. На его территории был расквартирован казачий полк, а потому церковь называлась гарнизонной. С приходом советской власти ее, естественно, закрыли, превратив сначала в склад, а чуть позже – в кинотеатр. Однако после распада СССР русский храм был возвращен РПЦ. В 2010 году столичная мэрия предоставила в пределах Еревана под проект РПЦ пять тысяч квадратных метров земли, где за семь лет был отстроен православный пятикупольный храм, дом причта и Поклонный крест. Открытие нового православного комплекса в новейшей истории нашей страны является, по словам присутствующих, свидетельством общих исповедальных ценностей двух народов, а по словам Гарегина Второго, являет собой достойный пример прочной дружбы между Армянской Апостольской и Русской Православной сестринскими церквями. «Плодом этой дружбы являются храмы и часовни, воздвигаемые в мирных условиях в различных городах России и Армении. Сегодня в отстроенном на армянской земле русском храме возносится к небу первый колокольный звон, приглашая в дом Божий своих чад. Наше сердце наполняется чувством удовлетворения, видя волнение и ликование наших благоверных русских чад, проживающих в Армении, – подчеркнул Католикос всех армян. – Мы возносим хвалу и славу Господу в связи с этим отрадным событием и передаем в дар новому приходу икону Воздвижения Креста Господня».
Чин освящения и Божественную Литургию в новой церкви совершил управляющий приходами Русской Православной Церкви в Армении епископ Владикавказский и Аланский Леонид. Чуть позже он наградил архитектора Елену Гурову «за понесенные труды по проектированию комплекса зданий православного храма в Ереване» архиерейской грамотой. Также церковные ордена Славы и Чести III степени были вручены строителю Сергею Абрамяну и президенту Союза армян России Ара Абрамяну, при содействии и на средства которого был отстроен новый духовный очаг. Кстати, по словам самого благотворителя, для него строительство церквей хотя и не является самоцелью, тем не менее в его биографии это уже девятый храм, из которых два русских и семь армянских, возведенных в Армении, России, Америке.
Вручая епископу Леониду дарственный сертификат на храмовый комплекс, он отметил: «Правительство Российской Федерации и органы местного самоуправления, осознавая, что церкви и национальные школы помогают огромной армянской общине России сохранять свою национальную идентичность, всегда идут навстречу пожеланиям наших соотечественников о строительстве армянских храмов. Сегодня в разных городах России уже действует более ста приходов ААЦ. С нашей стороны новая русская церковь – это дар православным россиянам, которые постоянно или временно проживают на территории Армении. Это символ дружбы наших народов и сакральный уголок, предназначением которого является служение благим делам, будь то крещение детей, молитва прихожан, проведение религиозных обрядов, да и просто посещение церкви, когда хочется остаться наедине с Богом и поразмыслить о сокровенном».
О том, что место действительно является сакральным, не раз говорили прихожане и гости этого торжественного мероприятия. Ведь с одной стороны открывается вид на Ереванское озеро, а с другой – на библейский Арарат. Одновременно проспект Адмирала Исакова связывает русскую церковь с международным духовным центром армянства – Святым Эчмиадзином. «Думаю, что выбор места был не случаен. Близость к христианской святыне – Ветхозаветному Арарату свидетельствует о близости наших религий, – считает присутствовавший на освящении храма советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. – Русский и армянский народы на протяжении многих веков вместе шли историческими путями. Недавно в Москве была открыта новая красивейшая Армянская Апостольская Церковь. А сегодня мы открываем еще одну русскую православную церковь в Ереване. Это ли не есть подтверждение братства и духовной близости двух наших народов».
Сергей Тигранян
Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 74 человека
Покровский Храм г. Еревана
Походная церковь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска во имя св. Александра Невского была учреждена в 1882 году. Первоначально (с 1905 г.) Полтавский полк имел церковь в верхнем этаже казарменного здания. В 1912 г. сооружен полковой храм на казенные средства по типу военных церквей с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение возобновлено в 1991 г.
Храм Рождества Богородицы г. Ванадзора
Железнодорожный храм во имя святителя Николая Чудотворца в Караклисе (ныне г. Ванадзор) построен в начале XX века во время царствования благоверного царя Николая II и назван в честь небесного покровителя императора. Богослужение возобновлено в 1993 г., а храм вновь освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нуждается в внутренней реставрации. Настоятель храма – протоиерей Арсений Григорьянц.
Храм во имя св. мучеников Кирика и Иулитты села Димитров
Храм во имя св. мучеников Кирика и Иулитты построен в 1835 г. и возобновлен в 1881 г. на средства Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе для жителей села Койласар (ныне с. Димитров), населенного ассирийцами, принявшими православие. Иконостас храма был возобновлен в 1893 г. Реставрация производилась в 80-х годах XX века. Богослужение возобновлено в 1989 г. Первым настоятелем вновь открытого храма стал иеромонах Макарий (Оганесян). Нуждается в продолжении реставрационных работ.
Храм-часовня во имя свт. Николая Чудотворца. г. Гюмри
Ранее к крепостной церкви св. мученицы Александры была приписана храм-часовня во имя Св. Архистратига Михаила, находящаяся на военно-гарнизонном кладбище г. Александрополя (ныне г. Гюмри), именуемом «Холм Чести», на котором погребали воинов, убитых на поле брани и умерших от ран. Храм-часовня освящена в 1886 г. Экзархом Грузии Греко-Российской Православной Церкви, Архиепископом Павлом (Лебедевым) (1882 – 1887). Часовня небольшая, но изящная по архитектуре. В 1997 г. при часовне учрежден приход Русской Православной Церкви во имя свт. Николая Чудотворца.
Покровский Собор
Первый Русский Православный собор в Восточной Армении после присоединения к России был учрежден на территории Эриванской крепости. Есть предание, что храм первоначально был построен православными греками, затем он был обращен в мечеть. 1-го октября 1827 года (в день праздника Покрова Божией Матери), Эривань была взята российскими войсками и мечеть была вновь обращена в православный храм и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Проект реконструкции осуществлен в 1839 г. По данным 1913 года в соборе богослужение уже не совершалось по причине крайней ветхости здания. Ныне Покровский собор разрушен.
Свято-Николаевский Собор
Православный собор во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя благоверного царя Николая II, находился в средней части северо-восточной стороны Соборной (ныне Шаумяна) площади г. Эривани. 5 июля 1894 г. был одобрен проект нового Эриванского собора, составленный гражданским инженером М. Буйновым. План пятикупольного храма имел форму почти равноконенчного креста. Строительство Свято-Николаевского собора было завершено в начале XX века. Были построены также колокольня и сторожка. Храм был расписан, имел красивый трехъярусный иконостас и богатую церковную утварь. В годы советского безбожия собор был разрушен, а на его месте в 1931 г. сооружен памятник известного коммуниста Степана Шаумяна.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Походная церковь 18-го драгунского Северского полка в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовала с 1856 года и сопутствовала ему при взятии Карса. Здание полкового храма в Александрополе (ныне г. Гюмри) однокупольное, облицовано местным красным тесанным камнем. Сооружена церковь на средства от казны. Освящена 8-го июля 1901 года. Вмещала до 700 человек.
Храм во имя свт. Арсения, архиепископа Сербского
Походная церковь во имя свт. Арсения, архиепископа Сербского существовала со времени сформирования 153-го пехотного Бакинского полка и сопутствовала ему во время Русско-Турецкой войны (1877-1878). Храм свт. Арсения в Александрополе (ныне г. Гюмри) расположен на так называемом «Казачьем посту». Построен на казенные средства по типу военных церквей и освящен 6 января 1910 г. Храм имел мраморный иконостас. Нуждается в основательной реконструкции-реставрации.
Храм во имя Св. Архистратига Михаила
Храм во имя св. Архистратига Михаила построен в 1875 г. стараниями протоиерея Иоанна Мансветова (1840-1914) и прихожан села Привольное при царском наместнике на Кавказе Великом Князе Михаиле Николаевиче (1832—1909) и Экзархе Грузии Греко-Российской Православной Церкви архиепископе Евсевии (Ильинском) (1858 – 1877). В 1990-ые годы производилась реставрация храма, но работы были приостановлены из-за отсутствия средств на стадии росписи стен. Ранее в храме служил по приглашению жителей села клирик Грузинской Православной Церкви. Литургия совершалась на временном Св. Престоле в приделе храма.
Храм во имя Свт. Николая Чудотворца
Храм во имя свт. Николая Чудотворца построен для православных верующих села Николаевка (ныне с. Амракиц), основанного в XIX веке украинскими казаками. До землетрясения 1988 г. храм был действующим. Приход окормлял протоиерей Григорий Щукин (Грузинская Православная Церковь), после кончины которого богослужения в храме более не совершаются. Храм сильно поврежден при землетрясении 1988 г. и находится в аварийном состоянии. Нуждается в проведении серьезных реставрационных работ
Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы
Каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы построен в 1887 году в селе Арзни, населенного ассирийцами. В 1903 г. храм был отремонтирован на средства Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе и местных жителей. В приходе имелись два дома, построенные прихожанами. Нуждается в серьезных реставрационных работах.
Храм во имя св. апостола Фомы
Кирпичный храм во имя св. апостола Фомы ассирийского села Верин Двин построен местыми жителями в конце 1895 г. на средства прихожан при содействии Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе. В свое время в приходе действовала также часовня. Храм очень поврежден. Нуждается в коренной реставрации.
Храм во имя св. великомученика Георгия
Храм во имя св. великомученика Георгия построен для жителей с. Анкаван, населенного православными греками. Здание храма находится в нормальном состоянии. Имеется красивый резной иконостас. Нуждается в продолжении реставрационных работ.
Храм во имя св. мученицы царицы Александры
Во время посещения Армении царя Николая I в 1837 году, город Гюмри был переименован в Александрополь в честь супруги императора, а в крепости 4-го октября был заложен храм во имя св. мученицы Александры, небесной покровительницы императрицы. Освящение крепостного храма было совершено в 1842 году. Храм св. мч. Александры однопрестольный, имеет крестообразную форму и вмещает до 800 человек. Ныне находится на территории российской войсковой части г. Гюмри.
Храм во имя св. священномученика Харалампия
Храм во имя св. священномученика Харалампия, епископа Магнезийского построен в 1865 г. при царском наместнике на Кавказе Великом Князе Михаиле Николаевиче (1832—1909) и Экзархе Грузии Греко-Российской Православной Церкви архиепископе Евсевии (Ильинском) (1858 – 1877) для православных верующих при Кафанском медеплавильном заводе. Нуждается в серьезной реставрации.
Церковь Тандоянц не так-то легко заметить. Она расположена в переулке совсем рядом с оживленным проспектом Агмашенебели с множеством новых ресторанов, обслуживающих туристов, неторопливо прогуливающихся по пешеходной зоне.
Когда-то церковь Тандоянц была свидетельством многочисленности армянского населения Тбилиси. Но в течение десятилетий — сначала при советской власти, затем при грузинской — ею никто не занимался, и сейчас церкви практически не существует. Несколько лет назад обрушилась крыша; две из четырех стен почти полностью разрушены. О том, что это не просто очередные городские развалины, говорят только имеющиеся кое-где ленты полицейского ограждения и несколько вырезанных на стенах надписей армянским шрифтом.
В ноябре прошлого года некоторые представители армянского сообщества Тбилиси заметили, что на участке церкви, на владение которым издавна претендует Грузинская епархия Армянской апостольской церкви, начались строительные работы. В том же месяце деятели культуры официально обратились за информацией в Национальное агентство государственной собственности и узнали, что в июле того же года церковь Тандоянц была передана в дар Грузинской православной церкви (ГПЦ).
Протест в защиту тбилисской церкви Норашен перед грузинским посольством в Ереване в 2009 году. (Public domain via Wikimedia Commons)
«Грузинский патриархат хочет построить на этом месте совершенно новую грузинскую православную церковь, — сказал Это Гвритишвили, юрист Центра изучения и мониторинга прав человека (EMC), неправительственной организации, участвующей сейчас в юридическом споре о правах собственности на Тандоянц. — Они утверждают, что это исторически грузинский участок». В своем официальном требовании Грузинская церковь ссылается на документы XIX века, согласно которым Тандоянц стоит на месте, которое раньше занимала маленькая грузинская церковь, разрушенная в 1622 году персидским шахом Аббасом.
Оспаривая происхождение церкви Тандоянц, Грузинская церковь возлагает вину на стандартного для грузинской политики козла отпущения. «Они признают, что существующая церковь армянская, но утверждают, что она появилась на месте грузинской церкви после того, как в XIX веке власти Российской империи отдали эту землю армянам», — сказал Гвритишвили в интервью Eurasianet.org.
Грузинская Православная церковь не ответила на просьбу Eurasianet.org прокомментировать вопрос.
Официальная позиция Армянской апостольской святой православной церкви в Грузии состоит в том, что церковь Тандоянц была «незаконно передана» в прошлом году Грузинскому патриархату. «На глазах армян продолжается разрушение домов Господних, построенных нашими предками», — говорится в заявлении, опубликованном в начала 2018 года в рамках продолжающейся юридической битвы за право собственности на исторические армянские церкви в Грузии. Епархия Армянской церкви сравнивает нынешнюю ситуацию с захватом церквей большевиками в 1921 году, утверждая, что их грабеж, «начатый в период советской оккупации, продолжается и сегодня, в период существования независимой Грузии».
Тандоянц — не единственная историческая армянская церковь, на которую претендует Грузинский патриархат. По информации ЕМС, Грузинская православная церковь нацеливается еще по меньшей мере на шесть церквей.
Развалины церкви Шамкорецоц Сурб Аствацацин после землетрясения 1989 года. (Ian Holder/CC BY 2.0 via Wikimedia Commons)
Одна из них — церковь Шамкорецоц в историческом армянском районе Авлабари. Ее состояние постепенно ухудшалось на протяжении нескольких десятилетий, пока наконец землетрясение 1989 года не разрушило ее знаменитый купол. Сейчас от церкви остается только остов, выглядящий особенно разрушенным по сравнению с построенной по соседству современной гостиницей.
Институт толерантности и многообразия (TDI), тбилисская неправительственная организация, оспаривающая права ГПЦ на эту церковь, утверждает, что строительство нарушило грузинский Закон о культурном наследии, в частности, Статью №37, в которой говорится, что строительные работы «в охранной зоне исторической застройки на территории, на которой исторически не было застройки, запрещены».
Церковь Шамкорецоц была крупнейшей в Тбилиси в советскую эпоху и оставалась таковой до сравнительно недавнего времени. Только в 2004 году ее превзошел по размерам гигантский собор Самеба (Троицкий). На фотографиях конца XIX века Шамкорецоц возвышается над всем окрестным районом. «Это было одно из самых прекрасных зданий, какие я видела», — сказала Мариам Гавтадзе, юрист TDI.
Сейчас церковь практически лежит в руинах, поврежденная пожарами 2002 и 2012 годов. Последний из них привел к обрушению стены, которую власти отказались восстанавливать. В заявлении Грузинской епархии Армянской церкви говорилось, что церковь Шамкорецоц находится «под угрозой разрушения».
Та же участь постигла и другие армянские церкви. Церковь Норашен, расположенная в старой части Тбилиси, находится рядом с синагогой и собором Сиони, знаменитым храмом Грузинской православной церкви, который датируют VI веком. Политики часто упоминают о близости этих трех культовых учреждений, когда говорят о религиозной терпимости Грузии, отметила юрист Гванца Ломая, также работающая в TDI.
К этому храму Армянскую церковь также не допускают. Несколько лет назад армяне предприняли попытку очистить внутреннюю часть церкви, но она была заблокирована Грузинской церковью, говорит Ломая. Однако Грузинский патриархат ничего не сказал по поводу строительства, продолжающемся рядом с церковью Норашен, которое, по словам Ломая, может повредить здание.
Возможно, более всего известен случай собора Самеба. Этот храм, ставший кафедральным собором Грузинского патриархата, был построен между 1995 и 2004 годами на развалинах более старого сооружения — пантеона Ходживанк, армянского кладбища, существовавшего с XVII века. В процессе строительства многие надгробия просто выбросили.
Церковь Шамкорецоц в Тбилиси в начале 1900-х годов. (Цифровая обработка Walter Frankhauser/Public domain via Wikimedia Commons)
«Армянские церкви в Тбилиси находятся сейчас в позорном состоянии, — говорит Инна Сукиасян, активистка и член армянского сообщества Тбилиси. — Это культурные памятники Грузии, и любому гражданину, любящему свою страну, должно быть стыдно».
«Кое-кому хотелось бы стереть любые следы присутствия армян в Тбилиси», — сказала юрист Гавтадзе из TDI.
Грузинская церковь проявляет сходное собственническое отношение и к другим верованиям. За последнее десятилетие она приобрела все католические церкви в стране и выступает против строительства новых мечетей в Тбилиси и Батуми: в каждом из этих городов есть всего по одной мечети. Историческую мечеть в деревне Мохе рядом с Тбилиси Грузинская церковь также объявила историческим православным объектом, ссылаясь на грузинские надписи на нескольких камнях. «Грузинская церковь заявляет права на эти храмы, а государство ей помогает», — говорит Сукиасян.
Исход решающей битвы за владение церковью Тандоянц пока неясен. Судебная тяжба, вероятно, затянется на годы. «Мы не можем сказать наверняка, чем кончится это дело, — сказал Гвритишвили из ЕМС, стараясь не терять надежды. — Все, что мы можем сделать, — это представить суду свои доказательства».
Праотец Ной, апостолы Иуда Фаддей, Нафанаил и Анания, преподобные Иаков Низибийский, Евфимий Великий и Месроп Маштоц, мученицы Гаяния и Репсимия, равноапостольная Нина Грузинская, равноапостольный Григорий Просветитель, святитель Иоанн Златоуст, пророк Иоанн Предтеча. Что объединяет этих святых? То, что их жизнь тем или иным образом была связана с Арменией.
Несмотря на то, что Армянская апостольская церковь, занимающая в Армении доминирующее положение, отвергла постановление IV и последующих Вселенских соборов и имеет в своём богословии серьёзнейшие отличия от православного вероучения, этот уход от Православия был сделан далеко не сразу.
Частица мощей святого апостола Петра (в центре реликвария)
Исключительное расположение на перекрёстке торговых путей и разнообразных культур, а также практически пять веков православной истории в Восточной Армении и около девятнадцати столетий в Западной Армении, оставили в этой стране множество великих святынь, к которым стремятся православные паломники.
Сегодня мы расскажем вам, дорогие читатели, не только о том, какие православные святыни в Армении можно увидеть, но также и как к ним добраться, где остановиться и какие «подводные камни” ожидают вас на этом пути.
1. Дорога в Армению и внутри Армении
Армения граничит на северо-западе с Грузией (а Грузия на севере граничит с Россией), на северо-востоке и, немного на юго-западе с Азербайджаном, на юге – с Ираном и, наконец, на западе – с Турцией.
После армянского геноцида конца XIX- начала XX столетия отношения Армении с Турцией плохие. Граница закрыта. С Азербайджаном из-за конфликта вокруг Арцаха (Нагорного Карабаха) ситуация аналогична.
Мощи святого католикоса Саака Партева
Выхода к морю у страны нет и более-менее легко попасть в неё можно через Иран или через Грузию. С Ираном действует автодорожное сообщение. С Грузией – автодорожное и железнодорожное. Но это если передвигаться сухим путём.
В Армении есть несколько аэропортов, самые крупные из которых – в Ереване и Гюмри. В них совершают рейсы Армянские авиалинии, а также многие авиакомпании России, Европы и других стран. Из России рейсы бывают из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара и других городов.
Цена на билеты из России в среднем тысяч 35 в оба конца для одного взрослого. Взрослые с территории России могут прибывать по внутренним паспортам, дети – по загранпаспорту. Виза не нужна. Так что самый быстрый и очевидный способ попасть в Армению – по воздуху.
Внутри Армении крайне развит рынок такси. Работает сервис Яндекс-такси и множество частных извозчиков. В прошлом Армения имела множество заводов, многие из которых в период независимости были закрыты и стали торгово-развлекательными центрами, бизнес-центрами либо казино. Поэтому с работой в стране дела плохи и многие подрабатывают в такси.
Мощи святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Из-за сильной конкуренции цена на такси невысокая, машины в основном западные. Много комфортабельных «Мерседосов”, «Опелей”, «БМВ”. Так что если вы едете семьёй или малой группой, категорически рекомендуем передвигаться на такси как в самом Ереване, так и по святым местам за его пределами. Не сильно переплатите.
Конечно, всегда можно доехать в нужное место на рейсовом автобусе, но дожидаться его, спрашивать дорогу и остановки, ехать в душном салоне – дело хлопотное и не очень приятное.
Ещё один вариант – прийти в Ереване на площадь Республики и обратиться к местным организаторам туристических групп. Обычно, они набирают микроавтобус в 12-15 человек. Выходит ещё дешевле такси. Но здесь есть свои минусы. Во-первых, вы будете ехать по их стандартному маршруту, включающему не только святыни, но и другие местные достопримечательности (а надо ли вам в языческий храм бога Митры в Гарни?). Во-вторых, где-то вы будете ждать группу, а где-то группа будет торопить вас. В общем, если вы за удобство, то ещё раз рекомендуем такси.
2. Жильё, валюта, питание и ещё несколько важных моментов
Ниже – мощи великомученика Георгия Победоносца, выше – мощи святого апостола Луки
Если вы собираетесь в Армению на срок до двух-трёх недель, то можете снять номер в одном из местных отелей. В отеле в 3-4 звезды неприхотливому паломнику уже будет комфортно, но ещё не слишком дорого. Как правило, большинство отелей предлагают завтрак в стоимость бронирования, а отобедать или отужинать в Ереване можно на любой вкус и кошелёк.
Но гораздо лучшим вариантом будет снять апартаменты (квартиру) у частных владельцев. Множество жилья предлагается в самом центре Еревана и довольно недорого – в пределах 1500-2000 рублей в сутки. В этом случае вам придётся готовить себе самим, но и свой график путешествий вы сможете планировать заметно гибче.
Армянское гостеприимство славится далеко за пределами страны. Так что большинство хозяев, как в отелях, так и в апартаментах, будут внимательны к вашим просьбам и всегда постараются помочь. Особенно местные жители любят детей!
В Армении действует собственная валюта – армянский драм (AMD). По курсу 1 рубль примерно соответствует 7.2 драма. Цены в Армении, если переводить в рубли, примерно соответствуют российским. Что-то дешевле, как такси, что-то дороже.
Частица мощей великомученика Георгия Победоносца
В Ереване обменников полно. Начиная от аэропорта и заканчивая супермаркетами. Так что сразу много денег можно не менять. Но в дни паломничества с собой лучше иметь достаточно местных денег. И среди них – несколько купюр мелкого достоинства, чтобы по дороге купить воды, продуктов, сувениров, так как сдача может быть не у всех.
Местные гиды вас разочаруют. Они могут рассказать вам кое-что об истории Армении, многое – о её природных красотах, советском прошлом и местных легендах и довольно мало – о христианских святынях. Даже профессиональные экскурсоводы в сокровищнице Эчмиадзина или Национальном историческом музее в темах христианских святынь, богослужения и утвари, православных традиций и т.п. «плавают”. Они почти всегда расскажут вам из какого серебра выполнен мощевик такого-то святого и что на нём за чеканка, но не ответят на вопрос откуда, когда и при каких обстоятельствах мощи данного подвижника попали в Армению… Экскурсии здесь, к сожалению, малополезны.
Если вы захотите поболее узнать о святынях, рекомендуем перед путешествием внимательно прочесть доступные материалы в сети или съездить в Покровский православный храм в Ереване (район Канакер) и поговорить о них с духовенством.
По части питания можем порекомендовать рынок «Петак”. Там вы найдёте много хороших продуктов и довольно недорого. Фрукты, орехи и чурчхелу лучше покупать на обочинах дорог по пути в святые места. Цены там совсем «копеечные”, а фрукты натурально тают во рту. Особенно груши.
За золотым крестом – древо Ноева ковчега
Если вы свободны в выборе времени для путешествия, можем посоветовать сентябрь-октябрь. Жара уже спала, но ещё так тепло, что можно ходить в футболке или лёгком платье. Фрукты созрели. Дни ясные и дожди редки.
3. Святыни Эчмиадзина
Большая часть тех христианских святынь, которые являются общими для Армянской апостольской церкви и Православных Церквей, на сегодняшний день сконцентрированы в сокровищнице католикоса (патриарха) всех армян в Эчмиадзине (он же Вагаршапат). В этом городе располагается духовная академия Армянской апостольской церкви и резиденция католикоса.
При резиденции действуют картинная галерея и сокровищница, доступ в которые за небольшую плату открыт для всех желающих – паломников и просто туристов.
Святое Копие – одно из орудий Страстей Христовых
Работает сокровищница примерно с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме воскресенья и понедельника. Понедельник – это выходной день практически у всех армянских музеев.
Здесь же, в Эчмиадзине, три древних христианских храма – мучениц Гаянии (Гаяне), Репсимии (Репсиме) и Шогакат, живших в III веке. В храмах находятся мартирии с мощами святых мучениц, которым можно поклониться.
В сокровищнице Эчмиадзина хранится Святое Копие, которым сотник Лонгин по Преданию нанёс рану Спасителю на Кресте. На роль того истинного Копия претендуют 4 артефакта – в Ватикане, Вене, Кракове и Эчмиадзине. Эчмиадзинское копьё по мнению учёных является самым древним.
Ещё одной великой святыней Эчмиадзина является часть окаменевшего древа Ноева ковчега, которую преподобный Иаков, Епископ Низибийский, в IV веке обрёл на горе Арарат. Позже часть древа легендарного судна была помещена в драгоценный оклад.
Частица Животворящего Креста Господня (за белым камнем в центре)
Интересно, что одного угла у квадратного куска окаменевшего корабельного древа в окладе не хватает. В XVIII веке армянский католикос (патриарх) Симеон Ереванци отправил часть святыни в Россию – в дар императрице Екатерине Великой. Это была его благодарность за заботу государыне об армянском народе.
Сегодня подаренный католикосом Армении кусочек древа ковчега праотца Ноя хранится в Москве в Свято-Даниловом монастыре.
Благая Весть пришла в Армению вместе с учениками Господа Иисуса Христа – святыми апостолами Иудой Фаддеем (Леввеем) и Нафанаилом (Варфоломеем), которые проповедовали в этих местах и здесь же приняли мученическую смерть.
Несомненно, что в древние времена в Армении пребывали и мощи обоих апостолов. Но постоянные войны против иностранных захватчиков – персов, арабов, монголов, турок и т.п. не способствовали сохранности святынь.
Боевой крест царя Ашота Железного с ещё одной частицей Святого Креста
Сегодня в самой Армении сохранились апостола Иуды Фаддея. Они также покоятся в сокровищнице католикосов в Эчмиадзине. Ковчег для хранения мощей святого апостола выполнен в национальной армянской традиции – в виде благословляющей десницы. В похожих окладах здесь хранится большинство мощей святых.
В музее Эчмиадзина есть и три частицы величайшей христианской святыни – Святого и Животворящего Креста Господня. Одна из них вставлена в специальном сосуде в походный крест армянского царя Ашота Железного, который вздымал святыню в бою над армянскими войсками. Вторая – в специальном золотом окладе в выставочном зале. Третья – в запасниках, где хранится ещё множество святынь, не выставленных в сокровищнице.
Мощи преподобного Иакова Низибийского
Если говорить о мощах других первохристианских святых, то в сокровищнице вы можете увидеть мощевики с частицами мощей преподобного Иакова Низибийского, святого пророка Иоанна Крестителя, святого католикоса Саака Партева, при котором преподобный Месроп Маштоц создал армянскую азбуку и перевёл на армянский язык Священное Писание.
Также в выставочном зале музея есть ковчеги с мощами великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, апостола Петра.
В запасниках сокровищницы есть ещё одна драгоценная десница с мощами святого равноапостольного Григория, Просветителя Армении. Но её выставляют для поклонения верующих только по праздникам в соборе Эчмиадзина. Также мощевик, как и Святое Копие использует армянский католикос в чине мироварения, касаясь святынями освящаемого масла.
Вторую часть гида «Православные святыни Армении” .
Андрей Сегеда
Также читайте: Православие в Армении. Современность.
Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)12