Что же происходило и почему бароны-лютеране оказались вынуждены признать столь неприятный для себя факт? Задолго до появления в Риге петровских солдат, в 50-е-70-е годы XVII столетия, произошло резкое укрепление позиций «русской веры» в Латвии. Православные и староверческие храмы, словно по взмаху волшебной палочки, стали строиться и в Инфлянтах (Латгалии), и в Лифляндии, и в Курляндском герцогстве. Как русские чиновники еще до Петра I Латвией управляли
Как известно, в ходе так называемой Первой Северной войны (1655–1661) русские войска заняли ряд лифляндских городов и, по заключенному в конце 1658 года со шведами перемирию, россияне получили право три года управлять Кокенгаузеном (Кокнесе), Мариенбургом (Алуксне) и Дерптом (Тарту). В нескольких лифляндских городах появились православные церкви. И, видимо, сюда потянулись и местные жители. Обратим внимание на даты. Перемирие было заключено 20 декабря 1658 года. А уже через месяц лифляндский ландтаг забил тревогу: крестьяне веру меняют!
Одновременно со строительством православных храмов в Лифляндии, Инфлянтах и Курляндском герцогстве в 1659 году появились первые староверы. А в Курляндском герцогстве вскоре возник даже чисто славянский город с православным храмом.Кидок по-шведски, или как «инвалиды» Земгале захватили
Та же война, что привела к контролю московитов над Кокнесе и Алуксне, породила поток беженцев из польской в то время Белоруссии. К ним присоединялись староверы, и, не исключено, местные православные. Они основали Гельмгольфскую слободу и стали работать лоцманами, торговцами, даже дрессировщиками медведей.
Чтобы беженцы не уехали обратно, рачительный курляндский герцог Якоб Кеттлер (в латышской литературе – Екаб – прим. автора) дал слободе право города, определив, что жить в нем могут только русские и поляки. Жители города Якобштадта (Екабпилса) основали не только православный храм, но и монастырь.
Заметим, что ко времени основания Екабпилса православие существовало в Латвии уже более 500 лет. И как его ни запрещали, как с ним ни боролись, оно не исчезало.
Когда в конце ХII столетия немецкие крестоносцы вторглись на территорию Латвии, в Кокнесе и Ерсике уже существовали православные церкви. А русский князь Рюрик Ростиславович еще в XII веке основал в Лудзе православный храм Святого Михаила (в исторической литературе встречаются утверждения, что это событие можно считать основанием города).Как «новая церковь Порошенко» планирует захватить храмы УПЦ
Как относились в Средние века к православию балты? В изданном в 1931 году в Риге историческом очерке латвийский историк А. А. Поммер утверждал, что «великолепие православного богослужения, жизнь и обычаи православных» привлекали латышей.
Но вот крестоносцы уничтожили замок древнерусского князя Вячко в Кокнесе, разорили Ерсику, стали контролировать значительные территории в Прибалтике. 7 ноября 1219 года Его Святейшество Папа освободил основателя Риги епископа Альберта от подчинения архиепископу Бремена. Ливония стала независимой и получила право называться землей Пресвятой Девы Марии.
И что же? Епископ Альберт вскоре с удивлением обнаружил, что в его католическом государстве по-прежнему живет множество православных. Чтобы подстегнуть его к решительной борьбе со «схизматиками», Римский Папа Гонорий в 1222 году направил в Ливонию специальное послание. Он с неудовольствием констатировал: «От достопочтенного брата нашего, епископа Ливонской церкви, стало нам известно, что некоторые рутены (русские – прим. автора), поселившиеся в Ливонии, придерживаются греческого обряда… нужно принуждать этих рутенов к соблюдению латинского ритуала». Как рижский негражданин на баронессе женился
Итак, Папа Римский требовал «принуждать». А вот в православие в Ливонии никого и никогда не обращали насильно. Но, несмотря на требование Гонория принуждать переходить в католичество, православные в Латвии никуда не исчезли. Напротив, в Риге в XIII веке появился храм Святого Николая Чудотворца.
Прошли сотни лет – большой срок для интеграции на базе католичества. И что же? В 1582 году по Ливонии проезжал, направляясь в Россию, дипломат Папы Римского Антоний Поссевино. В Илуксте он как духовное лицо решил провести службу. И обнаружил, что ему не перед кем проповедовать. В ливонском поселке жили… одни православные.
Чем же продолжало привлекать православие латышей после появления в Ливонии немецких священников? Об этом нынче мало говорят и пишут. Немецкие крестоносцы ассоциировались у местных жителей с угнетением, с несвободой. В том же XVII веке, когда лифляндский ландтаг встревожился по поводу «легковерия» латышей, в соседней Курляндии немец Пауль Эйнгорн написал поучительную «Историю латышей». В ней он привел такой факт: некий немец перевел на латышский древнюю хронику и стал читать латышам, как воевали их предки. Латыши начали сами обсуждать прочитанное. Тогда немцы, опасаясь восстания, запретили говорить об истории.
А православие в Ливонии никому не навязывалось. Еще Генрих Латвийский, автор хроники XIII века о вторжении в Прибалтику крестоносцев, признавал, что православие в Латвии никого не заставляли принимать насильно. Крестьянский сын и поклонник Петра: о жизни латышского романиста Матиса Каудзите
И вот уже в XIX столетии автор знаменитой поэмы «Лачплесис» Андрейс Пумпурс в стихотворении «Запад и Восток» противопоставлял Восток, откуда приходит свет, и принесший беду Запад. А православный латышский священник XIX столетия Янис Лицис, насмотревшись на жизнь латышей под властью немецких баронов, написал однажды, что «нет на свете народа лучше русского». (Сегодня священника Яниса Лициса вполне могут объявить «полезным идиотом» Москвы). Он же так писал о чаяниях латышей, о России: «Знает ли она, что одна наша надежда на нее, только одна эта надежда и подкрепляет нас в нашей горькой доле…».
Итак, «русская вера», то есть вера не угнетавших латышей людей, порой казалась предпочтительнее и была связана с надеждой на лучшую жизнь.
В 40-е годы ХIX столетия в Лифляндии десятки тысяч человек перешли в православие. Быть может, они рассчитывали на выгоду от такого поступка, на то, что православный царь станет защищать своих единоверцев? Прибалтийский генерал-губернатор Евгений Головин в докладе в Санкт-Петербург так определил их мотивы: часть латышей действительно искали выгоду, но другие действовали «по внутреннему убеждению».
Несомненно, в 1659 году у лифляндского ландтага имелся основательный повод для беспокойства…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
02.08.2011
В кельнском православном храме
В Германии проживает около 1,5 миллиона православных, представляющих третью по численности христианскую конфессию после протестантской и католической. Во многих немецких городах есть русские православные церкви.
Русские православные церкви существуют в Германии более 300 лет. Первый русский приход, по данным богослова Андрея Голованя, возник в Кенигсберге в 1655 году. В 1718 году Петр Великий определил на службу в Потсдам, при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма I, группу гренадеров — в знак дружбы между двумя монархами. После Октябрьской революции русские православные приходы стали разрастаться благодаря иммигрантам.
В 1960-х годах число православных христиан в ФРГ увеличилось с притоком трудовых мигрантов из Восточной Европы и Греции. В 90-х годах, во время массового исхода немцев из бывшего СССР, православных христиан в ФРГ стало еще больше, в основном благодаря членам семей переселенцев славянского происхождения. Сегодня среди православных христиан — русские, украинцы, болгары, греки, сербы. Несколько тысяч православных — немцы, которые сменили религию. Русские православные приходы есть во всех крупных городах ФРГ, в том числе в Кельне.
В самом центре города
Семья Функ
Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены находится в пяти минутах ходьбы от знаменитого Кельнского cобора. Русская православная община при этой церкви основана в 1973 году. Духовенство заботится о 350 прихожанах. «Богослужения проходят по выходным, — говорит настоятель общины отец Герман (German Faltermeier). — По субботам — вечерня, по воскресеньям в 10 утра — литургия. В церковь приходят целыми семьями прихожане разных возрастов».
Супруги Функ родом из Казахстана, в ФРГ переселились 10 лет назад. На вопрос, почему российские немцы оказались в православной общине, Вадим Функ отвечает: «Бог один, только вера у людей разная. В Казахстане у нас не было лютеранской церкви. Моя жена русская, я принял православие, и наших дочерей мы крестили в православной церкви». По словам его жены Ольги, православные немцы в их общине — не редкость.
Oтец Герман
С какими проблемами обращаются прихожане к настоятелям общины? Отец Герман поясняет: «К нам приходят в первую очередь помолиться Богу. Церковь существует на пожертвования прихожан, мы можем оказывать только моральную поддержку — молитвами и советами». По словам батюшки, община снимает квартиру, в которой проводит курсы немецкого языка. Это необходимо для лучшей интеграции прихожан в немецкое общество. Службы в церкви ведутся на двух языках — русском и немецком.
В бывших бельгийских казармах
Храм Святого великомученика Пантелеймона
В другой православной общине Кельна главный язык богослужений — русский. Храм Святого великомученика Пантелеимона находится в кельнском районе Вестховен (Westhoven). 12 лет назад Русская православная церковь за границей купила несколько помещений на территории бывшей бельгийской воинской части. «Наша община занимает пять зданий, — уточняет управляющая делами Алевтина Наумова. — В одном находится храм, в другом — концертный зал, в третьем — трапезная, воскресная школа и библиотека, есть у нас гостиница и хозяйственное помещение».
«По будням богослужения провожу я, — говорит отец Александр Калинский, — а по выходным вместе с настоятелем храма Андреем Остапчуком. Он работающий священник, в мирской жизни — физик, профессор Ахенского университета». Сам батюшка Александр, музыкант по образованию, стал иереем в 2004 году. Обряд рукоположения прошел в Берлинско-Германской епархии. В кельнском храме он проводит богослужения четвертый год.
Отец Александр «По воскресеньям после литургии прихожане идут в трапезную, — говорит отец Александр. — За обедом они общаются с другими верующими, ведь община живет не только богослужениями». По его словам, в воскресной школе детям преподают, помимо Закона Божьего, русский язык, а на уроках краеведения их знакомят с Германией. Педагог Светлана Кашляева добавляет: «По субботам у меня бывает до девяти уроков русского языка. Интерес так велик, что мы стали заниматься с детьми и по будням». Во время школьных каникул молодежный центр, который был создан при общине в 1995 году, организует для детей летний лагерь.
Как вторая семья
Община насчитывает более 200 постоянных членов. «У нас есть прихожане и «захожане», — улыбается Глеб, которого я встретил в понедельник утром на богослужении. — Первые приходят постоянно, а вторые заходят, когда им позволяет время». Приехала в храм в этот день и Ирина из Бонна. 40 дней назад в Воронеже умер ее отец, батюшка Александр отслужил панихиду. Ирина живет в Германии восемь лет, в общину пришла недавно. Она говорит, что вдалеке от родины церковь стала для нее вторым домом, а многие прихожане — словно родственниками.
По словам отца Александра, особенно много верующих приходят в храм во время религиозных праздников: в пасхальных и рождественских богослужениях участвуют до 600 человек. «В будни людей меньше, чем в выходные, но двери храма открыты всегда. Со мной можно связаться по телефону или интернету, я всегда приду для благословления, молитв, проведения других религиозных обрядов», — заверил священник.
И еще один храм
В Кельне существует и еще одна православная церковь. Объединение русской православной церкви в России и за границей приняли не все зарубежные церковные иерархи. Ряд приходов за рубежом не поддержал воссоединение, объединившись в русскую православную церковь за границей под омофором митрополита Виталия — РПЦЗ (В). Сам Виталий заявлял: «Никогда не приобщайтесь к Московской патриархии, которая была создана КГБ».
В Кельне священником-бунтарем оказался отец Божидар. Он многие десятилетия служит в небольшом уютном храме святого пророка Ильи, расположенном в районе Кальк (Kalk). Эта община насчитывает несколько десятков человек. Здесь работает и воскресная школа по обучению детей русскому языку и Закону Божьему.
Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик
Раннее мы уже упоминали о Русской Зарубежной Церкви, или- Русской Православной Церкви Заграницей, и о её возникновении в Германии. Сегодня, посещая русские православные храмы во Франкфурте на Майне, в Гамбурге, или других городах, вы узнаете, что они, и их приходы принадлежат к Русской Зарубежной церкви.
Начало этому трагическому разобщению всей русской эмиграции заграницей, и в том числе — церковной эмиграции, относят к началу 20-х годов нашего века. Поводом этому сами представители зарубежной церкви назывались идеологические, церковно-политические и канонические причины, многие из которых были связаны с борьбой против религии в России в советский период. После упразднения СССР причины разделения перестали существовать.
В 2007 г. Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась со всей полнотой Русской Православной Церкви Московского Патриархата и с тех пор является неотъемлемой самоуправляемой частью Русской Православной Церкви.
В Германии существуют и другие православные церкви, которые объединяет с нашей церковью единство веры и Святых Таинств:
- Болгарская митрополия Болгарского Патриархата
- Греческая митрополия Константинопольского Патриархата
- Греческая митрополия Антиохийского Патриархата
- Румынская митрополия Румынского Патриархата
- Сербская митрополия Сербского Патриархата