Содержание
Аудио
– Почему в мусульманских странах более трепетное отношение к вере, обычаям, семье, нравственности, чем в христианских странах? Как можно рассматривать ислам с христианской точки зрения?
– Тут большую роль играет то обстоятельство, что в мусульманских странах даже государственные законы очень строги. Я помню, как-то прочитал с ужасом одно сообщение, как, по-моему, в Саудовской Аравии женщину закопали по шею в землю и побили камнями. Это, конечно, ужасно. Но вот такими жесткими мерами они поддерживают чистоту нравов. Как расценивать ислам с христианской точки зрения? Ислам подобен ветхозаветной иудейской религии. Сам Мухаммед был знаком с евреями не просто внешне, по торговым отношениям, они, естественно, говорили о религиозных вопросах очень много. И в Коране это отражено. Мы находим там очень много библейских сюжетов, конечно, воспринятых по-своему. В исламе главный догмат – Бог один – вполне соответствует ветхозаветной иудейской религии. Ислам почитает только двух великих пророков – это Мухаммед и Иса – Иисус Христос. Есть еще пророки, но они второстепенные. Иса, Иисус Христос убьет духом уст Своих антихриста. Мария, дева, это в мусульманстве, подумайте, Та, Которую мы почитаем Богоматерью. Иоанна Крестителя почитают. Помню, в Сирии заходим в одну мечеть, смотрю – посреди мечети огорожено решеткой место небольшое и мусульмане подходят, целуют. Я спрашиваю, что такое? Говорят: а здесь захоронена глава Иоанна Крестителя. Вы подумайте, как они относятся к самым основным святыням христианства – к Иисусу Христу, к Деве Марии, Иоанну Крестителю. Сравните с иудаизмом. В иудаизме Иисус Христос Кто? Лжемессия. Вы слышите, какое различие? Ислам, конечно, это самая близкая из всех современных религий к христианству.
После 1990-х русских в Самарканде стало заметно меньше, однако в наши дни православные храмы города не только не закрываются, но, наоборот, возрождаются. Церквям помогают власти. И паствы в них стало немного больше.
Второй родной: почему в Узбекистане учат русский >>
В Самарканде действуют три православных храма – Алексеевский, Покровский, Георгия Победоносца. Есть также планы вернуть верующим еще один объект – церковь Николая Чудотворца. Сейчас это пустующее здания возле железнодорожного вокзала.
Главный православный
Самый центр города часто называют «русским Самаркандом», поскольку он начал застраиваться во времена протектората Российской империи — в архитектуре преобладают постройки конца XIX — начала XX века. Порой даже кажется, что находишься не в сердце Азии, а где-нибудь в Пятигорске или Владикавказе — тот же кирпич, те же архитектурные формы, та же этажность. А еще с центральной улицы, со знаменитого бульвара, хорошо видны купола главного православного храма — Собора святителя Алексия Московского, принадлежащего Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.
© Sputnik Парадное крыльцо в Алексеевский собор в Самарканде © Sputnik / Рамиз Бахтияров Снаружи у оградки при нашем появлении, как водится, протягивают руки мужчина с женщиной. От собратьев из России их отличает национальный колорит – на женщине теплый почти национальный халат, а в руках пиала с горячим чаем.
Внутри храм выглядит слишком новым: ярко-желтые расписанные сценами из Библии стены, белоснежные колонны, потолок поделен на одинаковые квадраты и в каждом – лепнина. Ощущение, будто еще пахнет краской. Разве что плитка старая – ее, как потом выяснилось, не разрешили трогать из-за исторической уникальности.
© Sputnik Алтарь Алексеевского собора в Самарканде Несмотря на субботний день, прихожан почти нет. По одну сторону — свечная лавка, по другую на приличном расстоянии – в глубине храма алтарь, а возле него за перегородкой играет музыка — певчие готовятся к вечерней службе. «Наш храм построен для казачьего полка в 1912 году еще при царе Николае II. Говорят, он должен был приехать на освящение, но не смог, а потом — Первая мировая война и революция. И храму тоже досталось: начались гонения на церковь, кресты и купола разрушили, собор становился то танцзалом при воинской части, то клубом, то складом. В 1992-м здание передали на баланс музея, начали восстанавливать, а спустя четыре года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и освятил его. С этого времени церковь снова действует. И после у нас побывали многие известные гости – Владимир Путин и Ислам Каримов, Сергей Шойгу и Патриарх Кирилл», — коротко рассказывает историю главной православной святыни Самарканда женщина из свечной лавки, которая представляется Елизаветой.
Выясняется, что это ее второе имя, которое она приняла после крещения.
«Мои родители мусульмане, а я православная. Один раз сюда пришла, понравилось, прошла беседу и покрестилась», — рассказывает Елизавета и признается, что в гражданской жизни ее зовут Луизой.
Корова за веру
Теперь в Алексеевский собор она приходит не только на службы, но и сама в нем трудится.
Международный пресс-клуб «Официально моя должность называется сборщик пожертвований. Но это на бумаге, а так делаю все: и подсвечниками занимаюсь, и кушать готовлю, и полы мою. Нас тут всего три человека официально трудятся – я, бухгалтер и батюшка. Прихожан-то мало: когда 50 человек придет на службу, когда — сто. Но по большим праздникам или когда какую святыню привозят, то и до 400 прихожан бывает. В России у церквей есть спонсоры, а у нас таких нет – русских в Самарканде осталось не так много, поэтому надежда не на пожертвования, а на власти, которые нам очень помогают», — поясняет Луиза-Елизавета. © Sputnik Мемориальная доска на Алексеевском соборе в Самарканде При этом она добавила, что в Алексеевский собор все чаще приходят и коренные жители — узбеки, таджики и представители других национальностей и народностей. По ее словам, поначалу некоторые мусульмане, заходя в церковь, спрашивали, куда поставить свечку, а потом молча стояли у иконы и о чем-то про себя просили. Впрочем, есть и такие, кто прониклись этой верой и решили принять христианство.
В подтверждение этих слов Луиза указывает на женщину, моющую полы: «Вот, с Галиной поговорите. Женщина выросла в кишлаке, а потом поехала в Россию, там работала в церкви, покрестилась, и муж позже последовал ее примеру. И такие случае, говорит она, не единичны.
«Да, я узбечка, — на очень плохом русском говорит Галина. – В 1999 году во сне увидела большой золотой крест над головой и дедушку в белых одеждах, который спросил: «Хочешь в мою веру? Тогда бери билет в Россию и уезжай очень далеко». Пыталась его убедить, что денег у меня нет, мои мама с папой в кишлаке живут, бедные все. Но он настаивал так, что я даже проснулась. Но как только закрыла глаза, снова увидела этот крест и дедушку – Бога Отца, который сказал, что мои родители должны продать корову и тогда денег на дорогу хватит». © Sputnik Служительница Алексеевского собора Галина рассказывает, как она пришла к православию Утром она поехала в кишлак к родителям, рассказала про сон и про большие фотокарточки, которые ей приснились, — женщины с ребенком, мужчины с бородой, того самого дедушки (до этого Галина никогда не видела иконы), объяснила, что хочет видеть Божий дом, и мама с папой согласились продать корову. Так Галина оказалась в городе Энгельс Саратовской области, пришла в Свято-Троицкий собор и предложила свою помощь. «Настоятель отец Василий сразу же сказал: ты мусульманка, я тебя не возьму. А я на него рассердилась: «Кто ты такой, чтобы меня не взять?! Здесь Бог Отец есть, у него буду работать». Он удивился моему напору и взял. А потом предложил креститься. Дал имя Галина — меня же Гульстон зовут. Спросил, если родственники узнают, ругать станут, что будешь делать? Откажусь от них, сказала ему», — вспоминает Гульстон-Галина.
В итоге все получилось наоборот, когда спустя 12 лет она вернулась домой, родные ее не приняли, а вот муж-мусульманин напротив, вслед за ней перешел в православие, так вдвоем в Самарканде они и живут.
Внучка сожженного муллы – православная Галина
До революции на территории современного Узбекистана действовало полтора десятка православных церквей, но почти все они в советское время были уничтожены либо переделаны под хозяйственные нужды. Единственный храм, который не закрывался с момента основания, — церковь Покрова Божьей Матери, построенная в 1903 году. Туда мы и отправились.
© Sputnik Покровская церковь в Самарканде Еще на подходе к храму встречаем пожилую прихожанку, которая, услышав, что мы из Москвы, искренне обрадовалась и сразу же позвала к себе пить чай. С трудом удается отказать. Просим показать дорогу к церкви. По пути она рассказывает о себе. © Sputnik / Сергей Пятаков «Я в 1966 году приехала с Украины на помощь братскому Узбекистану отстраивать Ташкент после землетрясения. Когда закончили, нам предложили остаться и выбрать любой город. Так я оказалась в Самарканде, с 1971-го живу в двух шагах от этой церкви, сюда и хожу. А мусульмане – да, сюда тоже ходят. Видимо, у кого-то душа лежит к этой вере, тут у них ничего не просят. Много таких, кто перед поездкой в Турцию или Эмираты заходит, делает пожертвования, ставит свечи, молится боженьке перед дорогой», — рассказывает она и просит называть бабой Ниной. © Sputnik Прихожанка Покровской церкви в Самарканде Нина Внутри храм небольшой, в отличие от Алексеевского кажется просто крохотным, но из-за этого он уютен, чувствуется, что старый, намоленный, на стенах много икон XVII-XVIII веков. Даже полы деревянные, крашеные. «На строительство нашей церкви еще царь Николай II 1 500 рублей пожертвовал — есть подтверждающие документы,— перенимает эстафету от бабы Нины служительница Покровской церкви Галина. — У нас и школа была при церкви до революции. Она и сейчас как воскресная работает, а в подвале хранились уцелевшие иконы из других разрушенных в советские годы храмов. Часть из них мы передали в Алексеевский собор». © Sputnik Старинные иконы в Покровской церкви Самарканда — единственной не закрывавшейся в советские годы Галина в этой церкви тоже заведует свечной лавкой и, как Луиза-Елизавета, выполняет попутно множество других дел. Считается, что постоянных прихожан в Покровском храме человек 200, на большие праздники — Пасху и Рождество — или если привезут мощи святого, могут прийти и больше. Однако обычные службы посещает до 50 верующих.
Сама Галина тоже из бывших мусульманок.
«Мама у меня русская, а папа человек Востока, дедушка вообще был муллой – его в середине 1920-х сначала раскулачили, а потом избили и полуживого сожгли на глазах у детей. Семью разорили и пустили детей по кишлакам. Папа все это помнил, он у меня был верующим мусульманином, маленькой привел в мечеть, где мулла нарек меня Мушаррафой. Я с детства читала Коран, но душа требовала других молитв. Так, в 51 год вместе с внучкой, которой тогда было два года, я крестилась в православие. И сразу все молитвы стали ложиться в голове», — признается она. © Sputnik Алтарь Покровской церкви в Самарканде Раньше Галина ходила в мечети, ездила по святым для мусульман местам, но «благодать нашла другой вере». И теперь за покойного папу-мусульманина просит у Бога в Покровской церкви.
Постепенно в православие перешла почти вся ее семья — они крестились со своими детьми, уже взрослыми. Такие родственные переходы в другую религию не редкость, добавляет женщина, приведя в пример подьяка церкви — отца Фортуната – чистокровного таджика — и его жену. И его родной брат с супругой и детьми также приняли православие.
Бог един, просто имен и языков у него много
Галина также рассказала, что в храме молятся не только за христиан, ведь почти в каждой семье тех, кто более-менее постоянно ходит в Покровскую церковь, есть мусульмане.
«В наших церквях можно не только поставить свечу за некрещенного, но и записку заказать. Видите, они голубого цвета. Раз в неделю есть благословление, когда священник читает молитвы за них по какой-то потребе. У меня, знаете, сколько двоюродных братьев? Они все мусульмане, но за них же тоже нужно молиться», — говорит она.
По ее словам, чаще всего переход из одной религии в другую начинается с женщин. Это связано с тем, что в православном храме они чувствует себя свободнее, чем в мечети, даже не будучи крещеными, и могут приходить сюда, прося перед иконами, например, о супруге или детях.
© Sputnik Священное писание и православный крест на кафедре в храме Самарканда «Я тут столько таких историй насмотрелась, когда девушки-мусульманки вначале приходят и молча стоят у икон, свечи ставят, мужей выпрашивают у Господа. А потом уже вдвоем заходят, теперь о детях молят. Глядишь, и уже крестятся, венчаются и детей своих крестят. Кто-то при этом так и остается мусульманином, но ходит по выходным и праздникам не в мечеть, а сюда», — говорит Мушаррафа-Галина. «Я считаю, что Бог един, просто имен у него много и языков, но он всех понимает. Вопрос только в том, где ты чувствуешь силу, помощь и как хочешь спасти свою душу. Каждый находит утешение в чем-то своем», — признается она на прощание. © Sputnik Узбекистана – одна из самых толерантных и мультикультурных стран не только Востока, но и мира. Здесь благополучно уживаются все конфессии, а мусульмане, православные, иудеи или буддисты часто общаются в повседневной жизни, ходят друг к другу в гости и порой вместе отмечают праздники. Пожалуй, в Самарканде это разнообразие и единение чувствуется особо, а православные кресты на золотых маковках храмов органично дополняют стройные минареты и небесно-голубые купола мечетей.
Примечание редактора: Данная статья, являющаяся подготовительным материалом конгресса Кейптаун 2010, была написана Джозефом Каммингом в качестве обзора темы, которая будет обсуждаться на конгрессе на мультиплексной сессии, посвященной исламу. Отзывы по этому материалу, представленные в рамках Лозаннского глобального диалога, будут переданы авторам и другим участникам конгресса, чтобы помочь им усовершенствовать материал для представления на конгрессе.
Может ли человек быть одновременно мусульманином И последователем Иисуса? Не является ли это оксюмороном? Какую оценку могут дать этому христиане библейского направления?
В 1979 году мой лучший друг решил, что он видит себя не «христианином», а «мессианским евреем». Джон вырос в светском еврейском окружении и до встречи с Иисусом практиковал индуизм. Затем в течение трех лет он был активным членом христианской библейской церкви. Но в какой-то момент Джон почувствовал желание вернуться к еврейским истокам, присоединился к мессианской синагоге, стал соблюдать кашрут и воспитывать своих детей в духе еврейских традиций. Он не видел противоречия в том, чтобы верить в Иисуса как пришедшего мессию, но идентифицировать себя – этнически и религиозно – с еврейским народом.
Как большинство христиан в 1970 годы, первоначально я реагировал скептически, цитировал библейские тексты, поскольку полагал, что ограничения кашрута противоречат нашей свободе во Христе. Позже я стал осознавать, что эти библейские отрывки могут пониматься двояко, и начал принимать правомерность растущего мессианского движения. Но прежде чем я понял это, я успел ранить чувства друга своей враждебностью к его попыткам определить свою принадлежность к еврейскому сообществу, верующему в Христа.
Широкое еврейское окружение также реагировало негативно. Большинство видело в мессианском иудаизме новую попытку, поменявшую лишь внешнюю упаковку, многовековых усилий христианской Церкви обратить евреев в свою веру, при этом полностью разрушая еврейское самосознание. Они не считали мессианских евреев за евреев. Однако в последнее время появились еврейские лидеры и ученые, которые с осторожностью начали говорить о том, что мессианские евреи, которые соблюдают Тору и Галаху, конструктивно участвуют в жизни еврейской общины и передают еврейские традиции своим детям, заблуждаются, но должны быть признаны евреями.
В 1980 году аналогичное движение началось среди мусульман, которые уверовали в Христа. Эти мусульмане верят в Иисуса как Господа и Спасителя, верят в то, что Иисус умер за их грехи и воскрес, но настаивают, что в связи с этим они не перестают быть мусульманами и не обращаются в христианскую религию. Они желают оставаться в рамках своего мусульманского сообщества, почитая Христа в привычном контексте.
Реакции в мусульманских и христианских кругах были самими разнообразными. С мусульманской стороны, некоторые из этих людей подвергались гонениям за веру, тогда как другие с осторожностью оказывались принятыми в своих сообществах. С христианской стороны, их защитники видели в них «мессианских мусульман», которых мы должны принять – точно так же как мы принимаем мессианских евреев – как истинных учеников Христа. Критики же наставали, что ислам и иудаизм коренным образом отличаются, и мусульманское сознание не согласуется с библейской верой.
Когда Набил(1) имел опыт преображающей жизнь встречи с Христом, он остался в мусульманской общине и продолжал участвовать в мусульманских молитвах. Когда о его любви к Иисусу стало известно его семье и друзьям, были те, кто последовали его примеру, но были и те, кто пытались его убить. Отсидев в тюрьме за веру, он решил, что больше не будет считать себя мусульманином. Он видел в исламе систему, которая была ответственна за гонения. Сегодня Набил считает себя христианином. Однако некоторые из тех, кто последовал за ним в вере, все еще называют себя мусульманами.
Ибрагим был уважаемым знатоком Корана, хафизом. Когда он принял решение следовать за Иисусом, то тщательно изучил стихи Корана, которые обычно понимаются как отрицающие Троицу, божественное происхождение Христа, искупительную смерть Христа, и правдивость Библии. Он пришел к выводу, что каждый из этих стихов может иметь альтернативное толкование, а, следовательно, он может следовать за Иисусом, оставаясь мусульманином. Со временем члены его семьи и друзья стали разделять его веру в Иисуса как Господа и Спасителя. Ибрагим также попал в тюрьму за веру, но в отличие от Набила, он по-прежнему хочет, следуя за Иисусом, оставаться мусульманином. Тем не менее, некоторые из тех, кого он привел к Иисусу, больше не видят себя мусульманами. Ибрагим и Набил – друзья, и относятся друг ко другу с братским уважением, хотя и расходятся во мнении по поводу своей религиозной идентичности.
Когда христиане из других культур встречают таких верующих как Набил и Ибрагим, их реакция зачастую неоднозначна. Например, Фил Паршал и Джон Тревис более 60 лет работали с мусульманами, и, сохраняя уважение друг ко другу, так и не приходят к согласию. Они опубликовали ряд статей в миссионерских журналах, рассматривая вопросы, по которым у них имеются разногласия. За ними последовали многочисленные публикации других авторов.
Технический термин для обозначения этих концепций — «дебаты С4-С5». Это название обусловлено шкалой Тревиса, разработанной для описания различных сообществ, исповедующих Христа («С»), сюда относятся верующие в Иисуса, имеющие мусульманские корни (MBBs) и их понимание собственной принадлежности:
C1 – Верующие MBBs в церквях радикально отличающихся от мусульманской культуры, богослужение проводится на языке, отличном от их родного языка
C2 – То же как в C1, но богослужение проводится на родном языке
C3 – Верующие MBBs в христианских церквях, принадлежащих местной культуре, которые не практикуют исламских форм поклонения и традиций
C4 – Верующие MBBs в христианских церквях, принадлежащих местной культуре, которые сохраняют библейски допустимые «исламские формы поклонения» (например, падение ниц в молитве), наделяя их библейским смыслом. Они могут называть себя не «христианами», а как-то иначе (например, «последователи Иисуса»), но не относят себя к мусульманам.
C5 – Мусульмане, которые следуют за Иисусом как Господом и Спасителем вместе с такими же верующими внутри мусульманского сообщества, сохраняя культурную и официальную принадлежность к мусульманскому сообществу
C6 – Тайные/подпольные верующие
Большая часть ожесточенных споров происходит между защитниками позиций С4 и С5. Чтобы помочь читателям понять эти проблемы, я приведу здесь аргументы, выражающие озабоченность сторонников позиций C1-C4, обеспокоенных С5. Затем я обобщу ответы защитников С5. Эти аргументы и ответы я привожу в кавычках, чтобы было ясно, что это взгляды других авторов, не всегда совпадающие с моими взглядами. После этого я добавлю свои комментарии.
Аргумент C4: «Писание (напр., 1 Цар. 18:21; 2 Цар. 17:27-41) осуждает синкретизм. Попытка быть одновременно мусульманином и последователем Иисуса является синкретической».
Комментарий: Обе стороны этой дискуссии проделали серьезную экзегетическую работу по толкованию Писания, которая, как они полагают, подтверждает их точку зрения. В данной статье невозможно должным образом представить ни одну из сторон. Читатели могут изучить статьи в журналах EMQ и IJFM, в которых обсуждаются эти библейские вопросы.
Аргумент C4: «Ислам и иудаизм отличаются: нельзя сравнивать «мессианский ислам» с мессианским иудаизмом. В отличие от Корана Иудейское Писание признается христианами как богодухновенное. Мечеть является центром вынашивания исламского учения, которое открыто отвергает библейские истины».
Ответ C5: «Ислам и иудаизм отличаются, но обе религии монотеистические. Ислам признает Тору и Новый Завет как часть Писания наряду с Кораном. Ортодоксальный иудаизм признает авторитетными не только иудейское Писание (Танак), но также Талмуд, который, подобно Корану, содержит ряд материалов, совместимых и несовместимых с Новым Заветом. Традиционно литургия в синагоге также рассматривается как отрицающая учение Нового Завета, но обе литургии можно интерпретировать по-новому, и присутствие на молитве не всегда означает признание каждого слова литургии».
Комментарий: Термин «мессианский ислам» не оказывает нам доброй службы. Для иудеев признание Иисуса мессией является вопросом водораздела, тогда как мусульмане признают Иисуса мессией, но выдвигают другие возражения против христианского учения об Иисусе. Большинство мусульман верит, что текст Библии был искажен, но некоторые мусульманские теологи не соглашаются с этим. Верующие С5 считают Библию словом Божьим. Священные тексты требуют тщательного изучения, чтобы определить, являются ли предложенные толкования правомерными и корректными.
Аргумент C4: «Подход С5 ложный. Что бы вы почувствовали, если бы мусульмане пришли в вашу церковь, объявляя себя христианами, а затем постарались обратить ваших людей в ислам?»
Ответ C5: «Нет никакого обмана в том, что верующие С5 не скрывают в своем мусульманском сообществе того, кто они и во что верят. Верующие С5 искренне считают себя мусульманами, а не «христианами, которые делают вид, что они мусульмане»».
Комментарий: Помните: Шкала Тревиса описывает то, как верующие, которые были рождены и воспитывались в мусульманской среде, видят свою принадлежность, а не позицию христианских служителей, работающих в мусульманской культуре.
Аргумент C4: «Мусульманское сообщество не будет терпимо относиться к отклоняющимся от общепринятого учения и правил мусульманам в своих общинах».
Ответ C5: «Еще слишком рано говорить об этом с уверенностью».
Комментарий: Мусульманское сообщество может само говорить за себя. Когда я обсуждал это с мусульманскими лидерами, их главной заботой было то, будут ли эти люди продолжать выполнять моральные требования и соблюдать ритуальные устои мусульманского сообщества, которому они принадлежат.
Аргумент C4: «Называть себя «мусульманином» значить верить в Мухаммеда как истинного пророка Бога. Это несовместимо с Библией».
Ответ C5: «В действительности «мусульманин» может означать разные понятия для разных мусульман. Верующие С5 имеют различные взгляды в отношении Мухаммеда, в том числе: 1) человек может быть мусульманином в культурном смысле без какого-либо богословского признания Мухаммеда; 2) Мухаммед был пророком, но не всегда непогрешимым (ср. 1 Фес. 5:20-21 и Каиафа в Ин. 11:51); 3) Мухаммед был пророком для арабов, но не для других народов; 4) Мухаммед был настоящим пророком, чьи слова неверно истолковывались; 5) этот вопрос неважен в любом случае».
Комментарий: Для подавляющего большинства мусульман признание Мухаммеда пророком непреложно. Но слово «мусульманин» (буквальное арабское значение: «подчиненный Богу») действительно означает различные вещи в разных контекстах. Коран называет первых последователей Иисуса «мусульманами» (К3:52). В некоторых сообществах слова «мусульманин» и «христианин» указывают больше на этническое происхождение, чем на религиозную принадлежность.
Аргумент C4: «Верующие C5 MBBs оставляют за собой право принадлежать мусульманской среде, чтобы избежать гонений за Крест Христов».
Ответ C5: «Это несправедливая оценка мотивов. Вопрос стоит о религиозно-культурной принадлежности, а не о Кресте Христовом, что признается верующими С5».
Комментарий: Если верующие С5 пытаются избежать гонений, это им не удается. Многие из них подвергались жестоким гонениям, страдали от тюремного заключения и еще больших испытаний за свои убеждения.
Аргумент C4: «Как насчет Церкви? Видят ли себя верующие С5 частью Тела Христова?»
Ответ C5: «Верующие С5 образуют христианскую общину, в которой они изучают Библию, молятся, совершают таинство крещения и причастия. Они являются ekklesiai в новозаветном смысле, хотя внешне эти общины могут отличаться от церквей в общепринятом христианами смысле.
Комментарий: Изучение Писания и подчинение ему помогает местным общинам стремиться к святости и сохранению апостольского духа. Но Писание также призывает общины признавать единство и вселенскую природу всемирного Тела Христова. Некоторые верующие С5, а также работники, сотрудничающие с ними, имеют негативные представления или натянутые отношения с церквями, не принадлежащими MBB. Другие общины С5 имеют здоровое отношение с остальными христианскими церквями.
Аргумент C4: «Я слышал, что некоторые группы С5 имеют расплывчатую христологию. Это пугает меня».
Ответ C5: «Некоторые верующие С5 действительно имеют нечеткую христологию, но то же самое можно сказать и об обычных христианах по всему миру. Имеет значение направление движения верующих С5 – к Иисусу Христу. Они молятся во имя Его, славят Его как своего Господа, ощущают Его божественное присутствие в своей жизни. С каждым днем их христология становится более верной».
Комментарий: Это видится разумным в отношении новообращенных. Но когда движение растет, и его лидеры становятся более зрелыми, можно надеяться, что они придут к пониманию основательной христологии, и будут формулировать ее в терминах, понятных прихожанам. Задано верное направление движения, но должна быть ясность относительно конечной цели этого движения – к Иисусу Христу, не только как Спасителю и Искупителю, но также вечному несотворенному Слову, явлению Бога в человеческой плоти.
Некоторые мысли о самосознании: верующие С5, такие как Ибрагим, подвергают сомнению представления о том, что означает быть «мусульманином» или «христианином». Мы все отождествляем себя с разными группами и сообществами. Например, большинство американских христиан полагают, что человек может быть патриотом Америки и верным христианином, при этом не соглашаясь с некоторыми действиями своего правительства или сограждан. Верующие подобные Ибрагиму хотят быть одновременно истинными мусульманами и преданными последователями Иисуса, критически оценивая то, что делают и чему учат их братья-мусульмане в свете учения Христа – иногда принимая, иногда предлагая иное толкования, иногда не соглашаясь. Требуют ли такие несогласия от американских верующих отказа от американского самосознания, или от верующих С5 отказа от мусульманского самосознания? Как каждый из них может наилучшим образом быть «разборчивым, но преданным» традиции, в которой он родился, и своему семейному наследию, уважительно критикуя то, что не соответствует Писанию, но исполняя Божью заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»?
Со времен Веслианского возрождения и Великого Просвещения 18-го века, евангельские христиане настаивали на том, что для Бога имеет значение не чтобы человек называл себя христианином, но чтобы он имел преобразующие жизнь отношения с Иисусом Христом. Дэвид Брейнерд был изгнан из Йельского университета в 1742 году за слова, что один из преподавателей университета (верный «христианин») имеет «не больше благодати, чем этот стул», потому что у него нет личных отношений с Иисусом.
Следует ли отсюда, что совершенно неважно, называют ли себя верующие «христианами»? В отношении мессианских евреев евангельское сообщество в основном признает, что называть себя христианином необязательно. Верно ли это в отношении верующих С5, или ислам радикально отличается? Если верно второе, тогда какие специфические различия между иудейскими и мусульманскими сообществами заставляют нас принимать одних и отвергать других?
Позвольте мне завершить эту беседу важной для меня просьбой. В последние месяцы эти дебаты приобрели враждебный характер. Верующие мусульманского происхождения, такие как Набил и Ибрагим, в своем большинстве не могут участвовать в дискуссиях напрямую, поскольку это подвергнет их еще большим гонениям помимо тех, которые они уже испытали. В результате христиане немусульманского происхождения ведут дебаты без их участия, предавая анафеме Ибрагима, а затем и Набила. Но Набил и Ибрагим уважают друг друга как братья и способны не соглашаться друг с другом в любви.
Что касается меня, помня, как однажды я ранил чувства своего еврейского друга в 1979 году, я хочу быть очень осторожным и не нанести боль отвержения братьям, которые и без того подверглись отвержению и тюремному заключению за Иисуса. Иисус сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
Набил и Ибрагим, понимая свое место во вселенском Теле Христовом, должны прислушиваться к советам других верующих со всего мира. Но если мы правильно понимаем свое место в этом Теле, мы тоже должны уважать их фундаментальное человеческое право находить – руководствуясь авторитетом Писания – свой путь выражения идентичности. Это их жизнь поставлена под удар. И если они способны сохранять уважение друг ко другу, пережив страдания тюремного заключения за Христа, то безусловно они оба заслуживают уважения и с нашей стороны.
Что никогда не сделает истинный мусульманин?
Что никогда не сделает истинный мусульманин?
Ответ:
Если мы не ответим тому, кто ругает или оскорбляет нас, то мы сможем получить с него этот долг в ахыра. Если же мы, поддавшись шайтану, ответим еще большими оскорблениями, то в этом случае наш оппонент получит с нас свой долг в ахыра. Так как мы ответили не в том же объеме, а в гораздо большем. Но если мы ответим в том же объеме, то будет считаться, что мы возместили свои права. Однако в этом случае перед нами встает запрет наносить кому-либо оскорбления.
Оскорбление мусульманином мусульманина является харамом. Вне зависимости от того первым ли он наносит оскорбление или же отвечает на него. Тот, кто первым оскорбляет своего брата, становится совершившим «большой» грех. Сообщается, что давая определение мусульманству, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мусульманин – это тот, кто не наносит вреда другим, ни языком, ни руками» (Рийадус-Салихин, 211).
В одном из хадисов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщает о том, что «оскорбление мусульманина» станет причиной большого убытка человека, не смотря на совершенные им намазы, посты и другие виды поклонений (Рийадус-Салихин, 218).
Оскорбления являются следствием сильнейшего гнева. Все зло, гнет, и несправедливость являются плодами этого гнева.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Страшись Аллаха! Не принижай ни какого добра. Даже если это будет всего лишь глоток воды для жаждущего, или улыбка брату мусульманину».
«Остерегайся носить одежду, края которой волочатся по земле. Так как это признак высокомерия. А Аллах не любит высокомерных».
«Если кто-то станет ругать тебя и стыдить теми недостатками, которых у тебя нет, то ты не стыди его теми недостатками, которыми он обладает. Покинь его в таком состоянии, когда твое вознаграждение остается тебе, а его грех остается ему. Никогда никого не оскорбляй» (Джамиус-Сагыр, 1/66).
В другом хадисе посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Верующий раб Аллаха никому не причинит вреда в гневе.
Никогда не пойдет на грех ради любимого человека.
Никогда не проявит вероломства в отношении того, что дано ему на хранение.
Никогда не станет завидовать.
Не посягнет на достоинство другого.
Никого не оскорбит.
Не станет никому давать плохих прозвищ.
Он смиренен в намазе.
Он выплачивает закят без задержек.
В изобилии он благодарен.
Он довольствуется тем, что имеет.
Он никогда не присвоит себе того, что ему не принадлежит.
Он никогда не станет мстить другим.
Он общается с людьми, чтобы узнать что-то новое.
Столкнувшись со злом и несправедливостью, он проявляет терпение, пока Аллах Всевышний сам не отомстит» (Джамиус-Сагыр 2/1375).
«Устное посягательство на честь мусульманина, является большим грехом. Отвечать на оскорбление еще большим оскорблением – большой грех» (Джаимус-Сагир, 3/3491).