Тема: Дом и семья в православии.
Тип урока обобщающия знаний
Цель: дать представление об особенностях христианской семьи, формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Задачи: сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи;
познакомить с житием Петра и Февронии;
раскрыть сущность таинства венчания;
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;
развивать коммуникативные способности, активизировать положительные эмоции и чувства;
Планируемые результаты:
Предметные: Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьёй. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.
Метапредметные: Совершенствование навыков целеполагания; освоения социальных ролей и норм; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в паре.
Личностные: Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.
Ключевые понятия: семья, красный угол, святые, любовь, венчание, добродетели
1 Организация начала урока
— Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
II. Постановка цели и задач урока. Определение темы урока
-Ребята, хочу начать наш урок с загадки. Она затрагиваем непростую, но очень значимую тему, в ней говорится о главной ценности в жизни каждого человека. Слушаем внимательно.
В ней обычно людей много, может быть и двое в ней. Все живут в одном лишь доме – так обычно веселей (семья).
Когда я произношу слово «Семья» какие ассоциации у вас возникают, скажите одним словом.
Ребята, давайте определим тему урока (дом и семья)
— Да, ребята , сегодня мы поговорим о Доме и семье в православии.
— Семья играет особую роль в жизни каждого человека независимо от того, какую религию он исповедует.
Каждая религия учит устраивать семью по определённому порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Попробуем разобраться, как православие учит относиться к семье и её устраивать. Вспомним некоторые православные традиции.
Ш.. Понятие слова «семья»
( один из учеников прочитает вслух определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова)
- Это группа живущих вместе близких родственников;
- Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Учитель. Вывод: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Учитель: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете эти слова. (ответы детей)
Каждый из нас знает, где рождается счастье, счастье рождается дома.
Дом во все времена являлся надежным тылом. Нам думается сразу о чем- то добром, уютном прекрасном.
Ведь у каждого человека должен быть свой родной дом. Дом где он родился, дом в котором царствует атмосфера доброты,тепла и любви. Дома человек чувствует себя по-особому.
Прочитайте и готовьтесь ответить на вопросы
А дома на Руси старались делать добротные, удобные, их благоустраивали, украшали резьбой. Строили дом обычно «всем миром», то есть соборно, сообща, всей крестьянской общиной. При строительстве нового дома обязательно приглашается священник освятить жилище, т.е. он произносит молитву, а делается это для спокойствия и уюта в доме, недаром говорят
» Мой дом моя крепость». В христианской семье в каждом доме стояли иконы. Иконы устраивали в переднем углу. Православные иконы всегда стояли в доме на самом почётном месте, которое именовалось красным (т.е. красивым) углом. Образа следовало держать в чистоте, почитать их свято, молясь и каясь перед ними. «В красном углу молилась вся семья. Считалось, что совместная молитва имеют особую силу. Неслучайно христианскую семью называют «малой церковью». В православных семьях было много детей.
Вопросы:
- Какие вы знаете православные традиции?
- Какие дома строили на Руси?
- Зачем приглашали священника при строительстве дома?
4. Как вы думаете, какое место в доме считалось самым главным, почётным?
5. Давайте вспомним, что такое икона
6. А где устраивали иконы?
7. Где в доме находится красный угол
8. Какие иконы должны быть в доме?
9. Какие иконы есть у вас дома?
Сейчас у нас выступает Архипов Никита, он нам расскажет про красный угол.
3)Ребята, на чем основан крепкий фундамент семьи? Без чего невозможно построить хорошую семью? ОТВЕТЫ детей
Учитель
Любовь является основой для создания семьи. Любовь к ближнему, к детям, к родителям. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Выступление Варфоламеева Матвея про венчание
4) Рождение ребенка– вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это.
Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любят, но стараются не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряется многословие (болтливость).
А родители стараются быть такими, какими они хотели бы видеть своих детей.
А пословица: «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет» — говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгость
5)Кто вспомнит и подскажет есть ли у нас в России праздник, посвященный семье?
8 июля – был официально объявлен праздником — Днем семьи, любви и верности
В честь кого отмечают этот праздник? (Петр и Феврония)
Ребята, а теперь посмотрим небольшой видеоролик о святых Петре и Февронии (ВИДЕОРОЛИК)
-Почему именно Петр и Феврония считаются покровителями семьи, любви и верности?
-Что вы узнали о Петре и Февронии, какими они были?
— Как они относились друг другу?
— Как Петр и Феврония правили княжеством?
— Как были погребены Святые?
Какой у этого праздника символ? Почему?
(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, поэтому символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.)
Два лепестка, которой покрыты красным и синим цветом, означают, как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.
6) Ребята, давайте создадим свою ромашку как символ крепкой семьи, а лепестками будут те качества и добродетели, которые помогут создать крепкую семью
Поэт Илья Резник написал замечательный «Гимн Семьи», который я предлагаю вам послушать, пока мы будем собирать ромашку.
Дети выбирают лепестки – добродетели и прикрепляют на доску
БОГ ПУСТОТА ВЕРА ЗЛО ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА РАВНОДУШИЕ ЛЮБОВЬ ЛОЖЬ ЛАСКА ТЕРПЕНИЕ ОБИДА СТРАХ ЭГОИЗМ ПОЧИТАНИЕ ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ УВАЖЕНИЕ
ОТВЕРЖЕННОСТЬ СОВЕТ МОЛИТВА ССОРА БЛАГОДАРНОСТЬ ОТРИЦАНИЕ ГРУБОСТЬ ЕДИНСТВО ОТЧУЖДЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ МИЛОСЕРДИЕ ДОВЕРИЕ РАДОСТЬ ГОРЕ (на партах)
Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. Пусть в вашей семье всегда будет мир и покой.
Человеку нужна семья по очень многим причинам. Никто не может усомниться в справедливости старой истины: «семья – ячейка общества!» Чем больше крепких, благополучных семей – тем крепче и сильнее все государство. И любовь к своему народу, к своей стране, начинается именно с любви к самым близким людям – маме и папе.
Семья основана на супружеском союзе или родственных связях, обусловлена отношениями взаимопомощи и взаимоответственности. Так для чего же нужна семья? Так ли она необходима в современном обществе? Эти вопросы актуальны как никогда, и дать однозначный ответ просто невозможно.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Она обеспечивает человеку психолого-физиологический комфорт. В семье человек испытывает ощущение своей полезности и важности. Масса человеческих трагедий разыгралась в результате того, что человек не чувствовал себя необходимым кому-либо. Семья позволяет каждому осознать свою значимость и неповторимость. Чем больше востребованным и ценным чувствует себя человек, тем больше у него сил и рвения преодолеть одиночество. Каждый из нас хочет быть любимым и любить. А ведь именно любовь и избавляет человека от одиночества. Она дает возможность полного (не только сексуального) принятия человека. Общение в семье способствует согласованности действий супругов, направленных на достижение важных для семьи целей и задач. В ходе общения между собой супруги обмениваются важной только для них информацией, сопереживают друг другу, нравственно обогащаются. Духовное общение супругов очень тесно связано с интимным. Семейная жизнь дает возможность иметь постоянного и надежного партнера для половой жизни. Со временем у супругов возникает потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства. Воспитательная функция семьи невероятно важна и незаменима. Дети должны рождаться в браке. Без семьи не бывает детей, а главный смысл существования любого взрослого здравомыслящего человека – это дети. Каждый человек имеет цель в жизни, достичь которой очень непросто, не имея прочного фундамента. Семья как раз и является этим фундаментом и основой. То, что семья – это ячейка общества — не пустые слова. Благополучная семья – это благополучные дети, а благополучные дети сегодня – это благополучное общество в будущем.
Христианская семья и ее ценности
Цель: христианская семья. Основные ценности и традиции христианской семьи.
Задачи.
Образовательные:
1 Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.
2.Познакомить с основными ценностями христианской семьи.
Развивающие:
1.Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1 Воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.
Формы работы на уроке: слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа с учебником.
Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Понятие семья, христианская семья.
4. Обряд венчания – слайд 1-5.
5. Обручальные кольца – слайд 6-7.
6. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.
7. Любовь к детям.
8. Любовь детей к родителям.
9. Понятие традиция.
10. Традиции христианской семьи.
10.1. Дисциплина в семье.
10.2. Молитва.
10.3. Праздники.
11. Домашнее задание: записать ценности своей семьи в виде рассказа.
12. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Понятие семья, христианская семья.
Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. (Работа в тетради: запись понятия). Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
4.Обряд венчания.
Вступление в брак в православии называется венчанием. (Работа в тетради: запись понятия). На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день «князь» и «княгиня». (Слайды 1-3) Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. (Слайды 4-5). Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и все претерпеть ради сохранения семьи.
5.Обручальные кольца.
Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды 6-7). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.
6.Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.
Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).
В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.
Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего «я». Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
7. Любовь к детям.
Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе. (слайды 8-9)
8.Любовь детей к родителям.
В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.
Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них «добро» – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: «Хорошо нам быть здесь!» Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, «что такое хорошо».
В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью. (Запись понятия в тетрадь). (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).
Учитель рассказывает историю про Хама, сына Ноя.
Вопросы:
· Подумайте, как вы можете оценить поступок Хама?
По ответам детей учитель может задать еще 2-3 вопроса, затем переходит к объяснению того, что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.
9. Понятие традиция.
Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.
10. Традиции христианской семьи:
1. Дисциплина в семье.
2. Молитва.
3. Праздники.
10.1. Дисциплина в семье.
У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот «крест власти», который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.
Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. «Не выбегай на улицу!» «Не трогай!» «Не лезь сюда!» Очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: «Мама сказала этого не делать. А что будет, если я все-таки сделаю? » Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: «Да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу».
Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:
1. Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.
2. Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.
3. Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.
4. Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.
10.2.Молитва.
Молитва – это беседа с Богом, это «стояние перед Богом», для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми, и в семье же может «научиться» молитве.
Обычно первая молитва ребенка – это просьба («Господи, пожалуйста…»), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Тем самым он подтверждает, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит.
В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», которую произносят при крестном знамении. Постепенно дети знакомятся с другими важными молитвами. Они становятся частью их жизни.
10.3.Праздники.
Одной из традиций христианской семьи являются праздники. Церковные праздники для детей – настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома. Церковные праздники связаны со всем укладом жизни. На Троицын день дома украшают зелеными ветками, на Преображение благословляют первые плоды, на Благовещение выпускают из клеток птиц. В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников. Во время праздника вся семья собирается вместе.
11. Домашнее задание: записать ценности своей семьи в виде рассказа.
12. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.
Давайте вспомним:
· Что такое семья?
· Что такое ценность?
· Что такое традиция?
Как вы поняли, что такое тактичность и что такое хамство?