В России более 500 тысяч детей живут без попечения родителей. Когда мы заходим на сайт федеральной базы детей на усыновление, мы видим цифру «55 тысяч детей в базе”.
Первый вопрос, который возникает: почему в базе всего 55 тысяч детей, если всего их в стране не одна сотня тысяч. Все дело в том, что многие дети, попавшие на учет в органы опеки, так и не попадают в базу, так как их очень быстро устраивают в семью, особенно если это здоровый младенец, большинство же детей из этого полумиллиона не имеют статуса под усыновление или даже под опеку. Например, мать сидит в тюрьме, от ребенка не отказалась, и усыновлять его нельзя. Или мать каждые полгода пишет на своего ребенка временный отказ, он живет в доме ребенка или детском доме, а если оснований лишать ее родительских прав нет, то фактически у него есть мама, а то, что он живет уже не один год в учреждении, не является поводом искать ему новую семью.
Второй вопрос, который возникает, кто все эти дети – эти 55 тысяч детей по всем регионам России. Если всего в стране более чем полмиллиона детей живут без заботы родителей, неужели так сложно найти родителей хотя бы для 55 тысяч детей, которые состоят в базе на усыновление? На деле оказывается, что большинство детей в этой базе – это дети с тяжелой инвалидностью, а также вполне здоровые дети, но уже подростки, у которых шанс попасть в семью невелик. В итоге именно эти дети, наряду с теми, у кого нет статуса на усыновление или другую форму семейного устройства, являются заложниками учреждений до своего совершеннолетия.
Из нашего подшефного учреждения в Саратовской области несколько лет назад одна пара предпринимателей в сфере сельского хозяйства взяла под опеку одного за другим пятерых подростков. Через год, когда дети перестали регулярно ходить в школу (а когда приходили, поражали всех своим неухоженным видом и постоянным чувством голода), местная опека выяснила, что детей взяли просто в качестве бесплатной рабочей силы, не заботились о них и даже нормально не кормили. Все ребята как на подбор изначально отличались хорошим физическим развитием и не очень хорошим развитием интеллектуальным. Ведь такими детьми легче управлять. В итоге этих недобросовестных родителей лишили опекунства над детьми. Но случаев, когда приемные родители просто лучше скрывают использование детей в качестве помощников по хозяйству, к сожалению, немало.
Для нормальных же людей, готовых стать хорошими приемными родителями подростку, в России даже нет специальной подготовки. В Великобритании и США, например, есть специальные школы для приемных родителей детей от 12 лет. Там учатся и те, кто уже давно взял на воспитание ребенка, и сейчас сын или дочь достигли подросткового возраста, и родитель обязан в такой школе отучиться, и те, кто берет из учреждения именно подростка. У нас в стране такая школа всего одна. А ведь именно она позволяет подготовить родителей так, чтобы они были в состоянии справиться с самыми разными сложностями в ходе воспитания ребенка старшего возраста.
Дети в возрасте от 12 лет выглядят, ведут себя и думают уже иначе, чем дети младшего возраста, но не меньше, чем малыши, мечтают жить не в детском доме, а в семье, получать от родителей любовь и заботу, дружить с ними, иметь личное пространство, которого они лишены в учреждении. А ведь именно отсутствие личного пространства, личного времени сводит подростков с ума больше, чем детей младшего возраста. Представьте себе жизнь в общей комнате, куда постоянно врываются другие дети, взрослые, волонтеры, спонсоры, какие-то комиссии — 24 часа в сутки ты не один. Не каждый из нас выдержит такое. Наряду с непростой обстановкой и отсутствием родительской любви и примера, подростки также лишены возможности освоить очень важные, простые для нас, но сложные для них социальные навыки. Они не умеют общаться, не знают как вести быт, не знают, как устраиваться на работу, оплачивать счета, создавать семью, жить в ней каждый день и многое другое. Частично эти пробелы компенсируют детям образовательные программы — такие, как у нас в фонде, но в идеале все эти знания всё же лучше передаются от родителя ребенку. И до совершеннолетия есть как раз хотя бы несколько лет, когда ребенок может переехать жить в семью и максимально всему научиться перед взрослой жизнью.
Светлана Шаповалова, 23 марта 2020, 06:09 — REGNUM Судя по интервью с одним из сотрудников детдома в Алтайском крае, после статьи ИА REGNUM «Диана и Стёпа спят вместе»: алтайский детский дом вновь оскандалился» продемонстрированные чиновниками живой интерес и стремление помочь восстановить справедливость очень быстро сменились равнодушием, а потом они и вовсе стали хамить и даже пригрозили сотрудникам детдома возбуждением уголовного дела — за разглашение служебной информации.
Одна из комнат, где живут воспитанники детского дома Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Эта трансформация, вероятно, возникла после известия о том, что основания для возбуждения уголовного дела не найдены. А может, плохо искали? «Неудобных» подростков разделили по разным детским домам — «от греха подальше», а к существующим проблемам добавился жёсткий прессинг в отношении тех сотрудников детдома, которые говорили об имевшихся непотребствах. Вот что в интервью ИА REGNUM сообщил по этому поводу один из сотрудников скандального социального учреждения (его персональные данные есть в редакции).
Способ «убаюкивания» от ночной няни
ИА REGNUM: Ранее мы сообщали, что группировка старших ребят детского дома не ходит в школу, устраивает по вечерам пьянки и оргии, истязает тех, кто не может дать сдачи, курит прямо в спальнях и кроет матом воспитателей за замечания. Что изменилось после начавшихся проверок? Как эти старшие дети теперь себя ведут?
Сотрудник алтайского детдома: Брата с сестрой перевели в барнаульский детский дом, а та девочка, которая «спала» с мальчиком, осталась в нашем детском доме. В связи с этим у нас, конечно, стабилизировалась обстановка, дети стали скромнее, потому что не стало такого навязчивого примера антисоциального поведения. Из ряда вон выходящих событий не стало.
ИА REGNUM: Известны ли вам какие-то конкретные случаи издевательств над воспитанниками?
Сотрудник алтайского детдома: Да, этот случай, произошедший летом 2019 года, зафиксирован и описан в медицинском журнале. Ни для кого не секрет: был момент, когда ночная няня нанесла повреждение ребёнку-инвалиду, который не хотел спать. Она так тащила его по ковру, что содрала кожу на спине. Это всё было зафиксировано при осмотре медиком и доложено исполняющему обязанности директора детдома. Но никаких мер принято не было. Женщину просто перевели на другую группу, она продолжает работать.
Мальчик-инвалид, которому в детском доме нанесли увечье Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Техничка-воспитатель
ИА REGNUM: Также сообщалось, что в одной из групп в воспитатели записали техничку, которая в один день работала техничкой, в другой — педагогом. Какова судьба данного работника?
Сотрудник алтайского детдома: Эта женщина также у нас работает. Она, как дневная няня, моет две группы с 8:00 до 16:00. Помимо этого, она замещает воспитателя любой группы, где временно отсутствует воспитатель. То есть в то время, пока она моет группы, она является и воспитателем. А ещё она работает в качестве ночного воспитателя — за сотрудника, который отказался по ночам работать. Такая ситуация с распределением смен на одного человека получилась после того, как часть коллектива выступила против нездоровой обстановки в детдоме. Теперь все подработки отдают этому сомнительной компетенции работнику, у которого образования нет — какие-то интернет-курсы.
«Не мясо, а вонючая дрянь»
ИА REGNUM: Что вам известно о просроченных продуктах, которыми кормили воспитанников?
Сотрудник алтайского детдома: Просроченные продукты, в частности вонючее мясо, давались детям. Мясо закупалось какое-то промышленное. Я, когда замещала заместителя директора по административно-хозяйственной службе, сама лично заходила в столовую и видела, что это не мясо, а какая-то вонючая, прилипающая к рукам дрянь. И из этого лепили котлеты — варили, жарили и парили детям. Я не знаю, куда смотрят надзорные органы? Неужели никому это не надо?
Плесневелый хлеб Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Наш медик эту информацию постоянно доводил до руководства детского дома. Но когда после состоявшихся проверок не помогло, медик отправила информацию, фотографии просроченных продуктов, фото с ребёнком-инвалидом и другие ужасы уполномоченному по правам ребёнка Ольге Казанцевой. Также было дано разъяснение: то, чем кормят детей, не соответствует 14-дневному составленному меню. Дают то, что есть. Могли по три-четыре дня рыбу давать, потому что на складах ничего не было. Списывались сотни килограммов овощей — гнильё. Или, к примеру, сегодня в меню стоял салат с крабовыми палочками и кукурузой, но кукурузы на складе не нашлось. Выдали кукурузную крупу на салат с кукурузой, понимаете? Это всё доводилось до сведения исполняющего обязанности директора детдома.
Сгнивший картофель, по словам сотрудника детдома, такая продукция списывается тоннами Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Была протухшая селёдка, которую медик запретила выдавать детям. Но на следующий день повара получили предписание: помыть, почистить и отдать детям. Вся информация о том, какие продукты заменялись или снимались, чего и сколько приходило плесневелого, была доведена до Ольги Казанцевой. Узнав информацию о списанных и просроченных продуктах, она поначалу была в шоке, но очень быстро её эмоции ушли в никуда. Теперь она вовсе оборвала все контакты и не отвечает на просьбы выйти на связь. Это весьма огорчает, ведь так повёл себя человек, который уполномочен отвечать за жизнь и здоровье детей.
Сгнившие помидоры, выданные для приготовления еды воспитанникам детского дома Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Аналогичное обращение (с фотографиями и докладными) было передано и к ещё одной чиновнице из краевой администрации, которая поступила примерно также — ужаснулась, а затем переслала полученные данные в минобр, ответив, что «тема на контроле». Затем мне и вовсе угрожать стали, поступил звонок от министерства образования, стали пугать возбуждением уголовного дела, за то что разглашаю служебную информацию вышестоящим лицам. Так, а как по другому, если не решается серьёзная проблема, связанная детьми, которым и так живётся не сладко?
«Нашли и слава богу»
ИА REGNUM: Из вашего рассказа следует, что руководство детским домом и чиновники пытаются замять проблемы
Сотрудник алтайского детдома: Когда после вашей публикации приехала комиссия регионального министерства образования, мы с надеждой ждали, что проблемы начнут решаться. В одной из объяснительных, помимо вышеупомянутой истории с нанесением повреждений ребёнку-инвалиду, было про то, как в снегу чудом нашли воспитанника, нанюхавшегося токсичными веществами. Об этом не разрешалось говорить никому — мол, нашли и слава богу. Хотя в этой ситуации администрация должна была дать указание отвезти ребёнка на освидетельствование, а потом — на лечение в наркодиспансер. Ничего не было сделано, мальчик продолжал нюхать.
Такие бананы поступили в детский дом Сотрудник детского дома в Алтайском крае
Воспитатели теперь ходят на работу и понимают, что их могут уволить. Каждый просто сидит и боится, чтобы его не тронули. От того, что по просьбе коллектива исполняющего обязанности директора детским домом сняли с должности, ничего не поменялось — этот человек работает теперь на своей прежней должности — заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Именно по этой причине никто не хочет возглавлять детдом. И те педагоги, которые хотели бы вернуться — не вернулись.
ИА REGNUM: А как обстоят дела с медиками?
Сотрудник алтайского детдома: Медицинскую сестру на место ушедшей в декрет сейчас приняли. Но вакантными остаются ставки трёх постовых медсестёр, педиатра и старшей медсестры. С врачом-педиатром руководство детдома поступило очень непорядочно, и теперь этот специалист сказал, чтобы о нём в детдоме даже не вспоминали.
Кроме того, диет-сестра работает без образования и медицинской книжки. К тому же она не имеет понятия о составлении меню, не ведёт накопительную ведомость и правильный расчёт в питании.
Бананы, которые списывали в детском доме Сотрудник детского дома в Алтайском крае
«Любви к детям — тоже уже нет»
ИА REGNUM: Что во всей этой истории беспокоит Вас больше всего?
Сотрудник алтайского детдома: Это очень больной вопрос, я даже не знаю, как ответить. Наши дети расхоложены тем, что им было всё позволено. Конечно, мы стараемся это исправлять, проводим занятия в соответствии с годовым утвержденным планом. А региональное министерство образования после очередной проверки дало указание собираться коллективом, общаться, разговаривать друг с другом. Но за всё это время ничего такого не было.
Особенно обидно, что в предпраздничный день — 8 марта — администрация не посчитала нужным собрать работников хотя бы на тортик с чаем. После проверок, после недопониманий в коллективе, можно же было поговорить, проанализировать ошибки, чтобы дальше работать, развиваться, прививать детям светлое чувство, ответственность — но увы.
Недавно наше временное руководство заявляло в СМИ, что коллектив расколот теми, кто сам метит в руководство, что за всем стоит психолог. Но это же бред! Рыба гниёт с головы. Если ты решил сплотить коллектив, нужно работать над этим, а как раз работы с коллективом нет. Теперь воспитатели завыли от того, что попытались добиться правды. Им связали руки и ноги: и дышать нечем, а жить надо.
Мне в минобре сказали, что я «больная на голову», что я бьюсь и не даю покоя. Что якобы даже коллектив меня просит успокоиться, что они готовы терпеть. Сейчас я в отпуске, но буду увольняться из этого учреждения. Хотя очень жалко оставлять детей. Они всё равно дети. Они не понимают сути войны взрослых, которые уже даже не работать с детьми приходят, а отрабатывать ещё один день с мыслями «А кому сегодня выговор сделают или сегодня уволят?». Нет коллектива, нет сплочённости, да, наверное, и любви к детям — тоже уже нет, как бы это страшно ни звучало.
Беспризорники Цитата из кф «Педагогическая поэма». реж. Алексей Маслюков, Мечислава Маевская. 1955. СССР
«Поди теперь докажи»
Напомним, основанием для публикации о скандальном детском доме стали заявления двух воспитанников, в которых было сказано, что дети лишены возможности нормально спать и учиться из-за постоянных сборищ по вечерам старших воспитанников. По словам их родственницы, на днях дети подтвердили, что еда, которой их кормят в детдоме, не сытная и не вкусная, бывает странного вкуса. И ещё: если продукты, действительно, списываются в больших объемах, то достаётся ли детям положенная норма?
Отчасти существование проблем официально подтвердил и глава района. В одном из интервью местной прессе он заявил:
«Большая честь информации, размещённой в интернете и относительно детского дома, и районной больницы не нашла своего подтверждения в ходе многочисленных проверок, инициированных, в том числе, администрацией района. Факты не подтверждены, но, как мы и говорили вначале, поди теперь докажи. Все проблемные вопросы, а они действительно есть в детском доме, находятся и у нас на контроле. В настоящее время решается вопрос о назначении директора учреждения».
Резюмируя сказанное, хочется пожелать детскому дому и его работникам и воспитанникам большой удачи. Потому что тактика самоустранения — «от греха подальше» — избранная в этой истории руководством и чиновниками профильных ведомств, ни к чему хорошему не приведёт. Где гарантия, что в следующий раз обнюхавшегося подростка сможет найти и спасти воспитатель, или что ранняя половая жизнь другой пары подростков не приведёт к большим проблемам, а то и трагедиям, не говоря уже о вероятности массового отравления «просрочкой»?
(Точное название детского дома и фамилия сотрудника не указаны в интересах детей).
План организация поездки в детский дом. Опыт «Клуба волонтеров»
- Как организовать поездку
- Как сформировать команду
- Поездка
1. Как организовать поездку
– Договоренность с администрацией. Безусловно, организация любого мероприятия начинается с согласования с административным органом, который непосредственно отвечает за тех детей, которые находятся в их учреждении, несут за них полную ответственность и, безусловно, они решают, какую программу у них можно провести, а что считают из ряда вон выходящее. Поэту куратор обязательно, прежде чем начать подготовку к поездке и собирать команду, он сначала предварительно планирует программу. Это могут быть различные мастер-классы, это может быть одно большое мероприятие, например, квест, это может быть поход с детьми за территорию интерната. Что касается похода за территорию, здесь хочу сделать оговорку, что это очень важный момент, который не всегда и не в каждом детском учреждении можно провести. Здесь нужно согласовывать абсолютно все нюансы и при этом необходимо, чтобы обязательно при этом присутствовал кто-то из администрации. Поэтому мы стараемся проводить все мероприятия в пределах школы-интерната, чтобы избежать этих лишних договоренностей и волокиты.
– Сбор команды. Как только с администрацией согласованы более или менее все нюансы и части программы, после этого куратор начинает собирать команду. В нашем клубе у каждого интернат сложилась уже своя команда из костяка. Порядка десяти человек составляют наш костяк, которые ездят постоянно. Поездки у нас происходят раз в полтора месяца, поэтому ребята, если они ездят в какой-нибудь отдаленный интернат, вполне могут выделить один выходной день, чтобы посвятить его поездке в интернат к детям. На этом костяке строится вся основная организация поездок, и куратор на них сильно рассчитывает, потому что они несут всю организационную нагрузку за программу. К этим десяти человекам примерно столько же обычно добавляется новичков. Это очень важно, потому что нет абсолютно одинаковых интернатов, каждый отличается своими особенностями и режимом, разные дети, разный подход, разное воспитание. Поэтому даже опытные волонтеры в каждом из интернатов получают что-то новое, знакомятся с чем-то новым.
Важна работа с новичками. Ребята, которые вообще едут в первый раз, они пока вообще ничего не знают, ни как себя вести с детьми, ни как проводить мастер-классы, ни как организовать мероприятие. Новички обычно у нас едут в первую поездку как зрители. Они везде ходят, смотрят, знакомятся, осваиваются, задают вопросы кураторы, которые у них возникают по ходу знакомства.
2. Подготовка команды.
После того как команда уже более или менее собрана, она начинает готовить программу. Куратор предлагает какой-то формат, т.е., либо это мастер-класс, либо квест, либо какое-то спортивное мероприятие, либо совмещенное что-то, когда в первой половине для проводят мастер-классы, а во второй – спартакиаду. Иногда сами волонтеры предлагают формат и куратор поддерживает инициативу.
На самом деле, подготовка программы – очень важный блок. Дело в том, что все наши ребята работают, все чем-то заняты и находятся в разных местах. И собраться вместе, чтобы разработать программу, обсудить ее и согласовать, практически нет возможности. В один день одни не могут, в другой день другие, и так далее. Поэтому для подготовки программы мы используем наш сайт, раздел форума. Это очень удобно и облегчает нам задачу, чтобы не нужно было собираться и все согласовывать. На форуме у нас есть специальный раздел, который видят только действующие волонтеры. Они заходят в определенную тему, где ведется подготовка мероприятия. Тему всегда открывает куратор. Он в первом своем посте задает формат поездки, предлагает какие-то идеи. Соответственно, начинается активное обсуждение и подготовка к поездке.
Очень важно при подготовке программы назначить ответственных ребят, которые будут отвечать за определенный мастер-класс или за определенное мероприятие. Без ответственных ничего организовать не получится. Всегда должен быть один человек, который будет вести мастер-класс, заниматься закупкой и распределением реквизита. Он должен определиться, нужны ли ему помощники или не нужны, это уже зависит от сложности и масштабности мастер-класса. Назначить ответственных людей – это одна из задач куратора. Если, например, формат мероприятия квест, то обязательно назначается ответственный за проведения всего квеста, а так же ответственные за его определенные этапы. Везде нужен свой реквизит, своя подготовка, что-то надо напечатать, что-то надо купить. Это все ребята обсуждают на форуме. Очень много всяких маленьких нюансов, которые нуждаются в организации.
Дисциплина
Всегда надо учитывать и человеческий фактор. Бывают моменты, что кто-то из ребят проспал, а у него реквизит, кто-то заболел, или просто не пришел. Тут очень важно куратору вовремя сориентироваться. Если роль отсутствующего человека была слишком уж важной, то происходить отмена мероприятия или ее замена более легким и простым. Либо же идет перестройка программы. Поэтому мы стараемся взывать к ответственности наших волонтеров, и таких случаев у нас бывает не часто.
Если же все-таки произошла такая ситуация, то тут может встать вопрос санкций. Если это ответственный волонтер и с ним такое произошло впервые, и сам он извиняется тысячу раз, то куратор, конечно же, не применяет никаких санкций. А когда за волонтером такие срывы замечены уже не первый раз, то это уже выносится на обсуждение и мы коллегиально принимает решения о том, как поступить с этим волонтером. Либо мы выносим предупреждение, замечание, либо волонтер бывает отчислен. Ну, это уже в серьезных случаях.
Как сформировать команду
– Ресурсный центр волонтеров
– Вид транспорта (пешком, авто, другое)
– Назначение ответственных
– Инструктаж
Один в поле не воин и куратор один ничего не сможет сделать в детском интернате. От количества подопечных в интернатах зависит и наша команда. Т.е., если в интернате 150 детей, то команда волонтеров тоже должна состоять из 20-30 человек, потому что иначе они этот объем работы не осилят. Таким образом, мы сформировали для себя лимиты, т.е., мы знаем, в каком учреждении у нас сколько детей и сколько волонтеров туда следует отправлять.
Когда формируется команда, то необходимо, чтобы среди них были и автомобилисты, потому что в основном у нас поездки осуществляются на волонтерских машинах. Если не будет автомобилистов, не смогут поехать ребята не автомобилисты. Волонтеров с машин зачастую не хватает, поэтому ребята уже привлекают и своих друзей. К автомобилистам у нас послабления, потому что это уже большой вклад, она по 500 километров за рулем (мы работаем с регионами, с областью, а не в самой Москве). Они везут экипаж, и это уже хорошо, мы не ждем от них больше никакой ответственности за проведение мастер-классов и т.д.
Для сбора команды мы опять таки используем наш форум. Это такое место, где волонтеры общаются, видят всю нашу деятельность, нашу жизнь. Мы там вывешиваем информационные посты, какие поездки будут в эти выходные, какая школа-интернат, сколько километров от Москвы, лимит волонтеров и программу мероприятия. Посетители форума это видят и они при желании могут записаться в клуб в волонтеры в тот или иной интернат.
Каждый вторник в 12 часов одна из наших девочек, волонтер, открывает ветку записи, и формирует таким образом команды. Это очень важный организационный момент, и куратор уже видит, сколько людей у него набирается в выходные, как он их может спланировать по мастер-классам и так далее. Если он видит, что записались одни пешеходы, а автомобилистов нет, то ему уже приходится подтягивать свои личные ресурсы, связи, писать или звонить давним волонтерам, которые не раз помогали в таких случаях.
Когда уже собралась команда в точке выезда, настало время провести инструктаж. Мы информируем группу, что поездка у нас всегда проходит колонно. Организованно собрались, организованно выехали, организованно едем и организованно приезжаем в интернат, все вместе там целый день побыли и все вместе выезжаем. У нас даже существует правило, что запрещено самостоятельное индивидуальное посещение волонтером интерната. Это потому, что когда приезжает команда волонтеров, она приезжает ко всем детям. Ни в коем случае мы детей не выделяем. А один человек не сможет охватить всех подопечных сразу, и многие из них остаются обиженными. Поэтому у нас красной линией проходит это правило – мы едем всей командой ко всем детям и мастер-классы мы тоже стараемся продумать и рассчитать на все возрасты. У малышей у нас одна программа, у средних – своя, а у старших детей – своя.
Но бывали случаи, когда тот или иной волонтер привязывался к кому-то из подопечных, они оформляли гостевые визиты, брали их к себе на лето и так далее. Такие случаю у нас обсуждаются индивидуально, обговариваются с администрацией, такие дети проходят школу приемных родителей и т.д.
3. Поездка
После того, как программа разработана, согласована, закуплен реквизит, назначены все ответственные, происходит сама поездка.
Из чего состоит поездка
1.Встреча
2.Программа
- -мастер-классы
- -квесты
- -викторины
- -соревнования
- -поход (пикник)
3.Чаепитие
4.Прощание
Здесь сложный момент для новичков, потому что дети выбегают к тем волонтерам, которых уже знают. Они знают их по именам, они им не нарадуются, они висят у них на шее, рассказывают о своих достижениях. А новички как бы остаются в стороне и не знают, как себя вести. Тут очень важно вовремя среагировать куратору и все ввести в дело, максимально всех задействовать.
Потом уже происходит распределение детей и волонтеров по группам, по мастер-классам, викторинам и соревнованиям в зависимости от программы. У нас такая традиция, что после всего этого мы устраиваем обязательно с ребятами чаепитие. Мы обычно закупаем сладости к чаю, и за час перед отъездом накрываем столы и проводим чаепития, делимся впечатлениями от прошедшего дня.
Неожиданно приятно бывают удивлены волонтеры-новички, потому что у них другие ожидания, они думают, что в интернатах все вон как плохо, дети все злые, голодные и т.д. А когда навстречу им выбегаю совершенно другие, прекрасные дети, то это конечно, их приятно удивляет.
Материал подготовлен редакцией сайта Школы социального волонтерства на основании семинара «Организация поездки в детский дом. Опыт Клуба волонтеров». Ведущий семинара — Дарья Манакова, исполнительный директор «Клуба волонтеров». Видеозапись семинара можно посмотреть .
Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Современный детский дом выходит за пределы давно устоявшихся стереотипов о воспитании сирот. Детский дом сегодня — это большой Дом, в котором живут дети. Для создания домашней атмосферы у ребят здесь есть возможность самим готовить еду, организовано пространство для игр. Дети посещают множество секций и кружков, как в стенах самого дома, так и за его пределами. Государство обеспечивает ребёнка в детском доме, казалось бы, всем необходимым. Но не хватает самого главного — открытого, тёплого человеческого общения. Отсутствие полноценных близких отношений, в будущем формирует у ребенка неправильную картину мира: никому нельзя доверять, главная ценность — это деньги, государство даст мне всё, чего я хочу.
Поэтому важно дать ребёнку внутреннюю силу, с которой он пошёл бы в самостоятельную жизнь. И сделать это возможно. если ребенок будет осознавать и чувствовать, что он в этом мире не один — у него есть взрослый наставник. Наставник — это человек, который помогает ребёнку в жизненном самоопределении, заботится о нем, помогает и поддерживает в трудную минуту, радуется большим и маленьким победам.
Нравственно-этический кодекс волонтёра
Его автор — известный общественник, защитник прав детей, сам бывший детдомовец, выпускник ПетрГУ Александр Гезалов.
Чего нельзя:
1. Нельзя спрашивать детей об их здоровье. Это ничего не меняет.
2. Нельзя общаться с детьми в спальных комнатах. Это небезопасно.
3. Нельзя общаться с детьми в отдельном помещении.
4. Нежелательно приносить с собой сумки и дорогие гаджеты.
5. Нельзя обсуждать воспитателей и сотрудниц детского дома.
6. Нельзя давать оценок поведения того или иного воспитанника. Возможно, у него есть причины вести себя именно так.
7. Нежелательно давать советы сотрудникам детского дома при детях. Это понижает их статус.
8. Нежелательно слишком эмоционально встречать детей.
9. При общении желательно не давать детям забираться на вас. Это нарушает личные границы ребенка.
10. Нежелательно вступать в обсуждение родителей детей. Даже если дети навязывают эту тему — это манипуляция вами.
11. Не оставлять без серьезной причины свой номер телефона.
12. Не давать никаких обещаний.
13. Не класть на телефонные счета детей средства.
14. Не дарить дорогих гаджетов.
15. При встрече вести себя максимально сдержанно. Не начинать общение на высокой эмоциональной ноте.
16. Не участвуйте в разборках между детьми, не вставайте на чью-нибудь сторону.
17. Не рассказывайте воспитателям то, что вам рассказали дети. Возможно эта информация не соответствует действительности.
18. Не общайтесь со всеми детьми сразу, выделите одного и с ним решайте возникающие вопросы. Потом переходите к другому.
19. Фильтруйте информацию, которую сообщают дети относительно своих родителей. Дети ищут участия и часто привирают, чтобы его вызвать.
20. Не курите перед приходом в детский дом и рядом с ним, потерпите до дома.
Что можно:
1. Интересоваться успехами в школе и спорте.
2. Обсуждать планы на будущее.
3. Отрефлексировать то, что было сделано в совместном труде полезного.
4. Писать письма и рисовать рисунки родителям детей.
5. Поддерживать созидательные инициативы.
6. Смотреть и обсуждать умное кино.
7. Ходить системно с детьми в кино, музеи и театры.
8. Плавно и аккуратно интересоваться общением детей с родственниками. Возможно, помочь им контактировать.
9. ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ НАЙТИ СЕМЬЮ.