Суд отклонил иск о противоправной торговле в храме Христа Спасителя. Судья посчитал, что в ХХС не торгуют предметами религиозного назначения, а отдают их безвозмездно за рекомендуемую сумму пожертвований. К предметам религиозного назначения отнесли даже пластиковые пакеты с изображением храма.
Хамовнический суд Москвы рассмотрел иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к религиозной организации «Подворье патриарха Московского и всея Руси кафедральный соборный храм Христа Спасителя РПЦ». Истцы заявляли, что в храме идет торговля с нарушениями. Посетив главный кафедральный собор страны 31 мая, члены ОЗПП пришли к выводу, что в церковных лавках отсутствовали ценники, информация о продавце и товаре, книги отзывов и предложений, кассовый аппарат и чеки.
На заседании суда представитель ОЗПП Роза Баршина пояснила, что к проверке их подтолкнули жалобы граждан, которые не смогли обменять или вернуть товар, купленный в ХХС.
На вопрос судьи Игоря Канановича о том, каким образом поступили жалобы и от кого, Баршина сообщила, что «это были телефонные обращения». Запись переговоров не велась; кроме того, в ОЗПП не записали координаты звонивших. Таким образом, потерпевших не удалось найти — иск представлял интересы «неопределенной группы граждан». Тогда судья поинтересовался, пытались ли сотрудники ОЗПП, проводившие проверку, выяснить, кто юридически является продавцом в храме. Представитель ОЗПП пояснила, что они не получили ответа.
«В лавке нам заявили, что на территории храма мирские законы не действуют», — ответила Баршина.
Реплика вызвала смешки, однако представитель ответчика в суде подтвердил, что закон о защите прав потребителей в храме не действует. Руководитель юридической службы Московского патриархата матушка Ксения заявила, что ответчик не признает иск, поскольку заявитель спутал квалификацию правоотношений договора купли-продажи с распространением предметов религиозного значения НКО. Сославшись на ст. 28 Конституции России (о свободе совести и вероисповедания) и ст. 17 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» юрист напомнила, что религиозные организации вправе производить и распространять продукцию. При этом они освобождаются от уплаты НДС. «Распространение не является предпринимательской деятельностью. Подворье осуществляет благотворительную деятельность.
Работники храма помогают прихожанам с выбором и отдают предмет безвозмездно», — заявила матушка-юрист.
Как оказалось, ценники возле религиозной продукции вовсе не являются ценниками. По словам юриста, «указывается рекомендуемая сумма пожертвования, которая ни в коем случае не является обязательной». Поэтому на подворье патриарха не должен распространяться закон «О защите прав потребителей», в нарушении которого его обвинили, подытожила выступающая.
То есть в ХХС не торгуют, а раздают предметы культа, при этом указывая сумму пожертвований за каждый из них.
Позже на вопрос «Газеты.Ru», знают ли прихожане, что совершают акт благотворительности, а не купли-продажи, представитель ответчика заявила, что большинство знают. По ее словам, где-то в храме даже имеется вывеска с соответствующим сообщением. От вопроса, можно ли пожертвовать меньше или больше рекомендованной суммы, она уклонилась, сообщив, что большинство прихожан понимают, что храм живет на пожертвования. А если денег все-таки нет, «то надо отдельно обсуждать».
Судье представитель ответчика предъявила штатное расписание храма. В нем отсутствовали продавцы, зато была должность сборщика пожертвований.
Услышав позицию ответчика, Баршина просила судью перенести слушание, поскольку дело ей передали от другого адвоката и она не успела подготовиться. Судья просьбу отклонил. Тогда адвокат попросила заслушать свидетелей — двух юристов ОЗПП и двух сотрудников портала «Потребители.Ru», которые проводили проверку. Но их не оказалось на месте, к тому же судья посчитал свидетелей заинтересованными лицами: юристы связаны трудовым соглашением с ОЗПП, а портал создан при участии ОЗПП.
Тогда Баршина предложила ознакомиться с продукцией, купленной в храме, по ее мнению, с нарушением закона. Это были две шкатулки — берестяная и фарфоровая — для хранения ладана. На обеих были зеленые бумажки с цифрами (видимо, размерами пожертвований) — 540 и 560. Кроме того, суду были продемонстрированы белый платок, два крестика, цепочка, а также два пластиковых пакета с изображением ХХС и надписью «просьба не использовать для хозяйственных нужд». По словам адвоката, их купили в храме по пять рублей каждый. Матушка Ксения заявила, что пакеты тоже являются предметами религиозного назначения, а значит, пять рублей были пожертвованием.
Позже юрист РПЦ пояснила, что все освященное святой водой можно отнести к предметам религиозного назначения.
Пока судья знакомился с продукцией, в зал вернулись свидетели, и Кананович согласился заслушать их. Судье не понравилось, что свидетели не смогли точно произнести название организаций истца и ответчика. «Что ж, поясните нам, что вы знаете о рассматриваемом вопросе, не зная наименование истца и ответчика», — негодующе предложил Кананович.
Выступавшие юристы ОЗПП Дмитрий Ульянов и Игорь Зверев рассказали, что получили задание от председателя общества провести проверку. Они зашли в лавку в так называемом нижнем храме и заметили, что там отсутствовали правильно оформленные ценники, кассовые аппараты и чеки. Оба охарактеризовали происходивший процесс как куплю-продажу. Ульянов сообщил, что в церковной лавке продавались «картины», «букинистическая продукция» и «яйца, украшенные стразами». На книгах, по словам свидетеля, цены были написаны карандашом. Судья насторожился, поскольку под букинисткой понимают обычно старые книги, изданные ранее1851 года, к тому же было необходимо установить, являлась ли распространяемая продукция религиозной. Оказалось, что «букинистикой» свидетель называл всю печатную продукцию, под «картинами» имелись ввиду «иконы», а под «яйцами со стразами» — пасхальный яйца.
Свидетель от сайта «Потребители.Ru» Вячеслав Лыков в свою очередь сообщил, что купил шкатулку, но не смог обменять ее впоследствии, так как ему «не подошел размер».
Процесс проверки был снят на видео, но оригинал адвокат предоставить не смог, а судья отказался знакомиться с копией.
В суде выступил также представитель Роспотребнадзора: он поддержал позицию ответчика.
В итоге судья отклонил иск с формулировкой «ввиду отсутствия у ответчика действий, регулируемых законом «О защите прав потребителей». У ОЗПП есть месяц на обжалование, и, как заявила Баршина, они обратятся в вышестоящую инстанцию.
Матушка Ксения заявила после суда, что иск ангажирован и его целью был подрыв репутации церкви. Истцов она назвала «людьми, далекими от церкви» и предположила, что ОЗПП использовало суд в целях самопиара.
Главная — Сегодня в продаже —
Многие верят, что продавать иконы нельзя. Якобы в результате такой сделки, человека, который продал священный образ, ожидают неприятности, болезни, его настигнет Божья кара. Но если разобраться, то продажа икон не несет ничего плохого.
Все, что имеет цену, можно продать. Это касается и божественных образов, и антикварных картин, и семейных реликвий. Иногда икона несколько столетий передается по наследству. В другом случае образ может быть подарен или куплен. Одни выставляют свою ценность на показ, выделяют специальное место для размещения, любуются ею, произносят молитвы возле нее. Это глубоко верующие люди, священнослужители или коллекционеры.
Другие берегут иконы от чужих взоров, хранят в шкафах, чуланах, на чердаках. Вот так делать точно нельзя. Во-первых, теряется весь смысл. Ведь для многих икона — символ веры. Хранение таким образом изображений — это как стыдиться своей веры или не признавать ее вообще. Напрашивается вопрос» А зачем хранить икону?» Если ее можно подарить или продать тому, кто в ней больше нуждается. Во-вторых, если икона старинная, она является ценным достоянием прошлого, которое надо беречь. При неправильном хранении икона может повредиться, краски могут осыпаться, поблекнуть и передать следующему поколению частичку истории станет просто невозможно.
Содержание
Назад в прошлое
Икона — это результат труда иконописца. А каждый труд должен оплачиваться. Во все времена за свои работы изографы получали деньги. Исключением были иконописцы-монахи, они все делали бесплатно во славу Господа, в том числе и писали его изображения.
Иконописец мог сам продавать образы на ярмарках или пользовался услугами посредников, а сам тем временем продолжал работу. Зачастую изографы работали в деревнях, а посредниками оказывались проезжие люди. Неудивительно, что некоторые иконы находятся далеко от места их создания. Когда в городах появились магазины церковной утвари, в провинции купить иконы можно было у бродячих торговцев, которых называли «офени». Они предлагали различные мануфактурные мелочи, книги, картины и прочее.
Примерно в XVIII веке начал формироваться интерес к иконе как культурной ценности. Высшие слои общества принялись собирать коллекции, а, значит, процесс купли-продажи был неизбежен. Божественные образы покупали (и покупают до ныне) не только коллекционеры, а и священнослужители. Они весьма доброжелательно относятся, как к торговле иконами, так и к антикварам, которые эту торговлю продвигают.
Продажа икон в Москве или любом другом городе никогда не считалась чем-то криминальным. Единственное время, когда покупка или приобретение божественных образов были проблемой — это советский период. Но в то время все, что относилось к церкви, предавалось гонению. Сейчас купить иконы можно в церковных лавках, антикварных магазинах, монастырях, у коллекционеров и просто с рук на рынке.
Назад в будущее
С течением времени в человеческой жизни происходят изменения, в том числе и в религиозной сфере. Интернет становится неотъемлемой частью повседневности. И даже у многих служителей церкви есть свои сайты или странички в соцсетях. Потому что так можно охватить большую аудиторию, донести больше информации, ответить на вопросы прихожан, приобрести необходимую утварь.
Хорошо тому, кто живет в мегаполисе, где можно найти в продаже все, что душе угодно. А что делать тем, кто живет далеко от городов? Конечно же, заказать необходимые вещи в интернете. С помощью всемирной сети покупают все — от настенного календаря с изображением котиков до путевок в места паломничества.
Коллекционер, который занимается созданием уникальной коллекции, всего за несколько кликов может купить икону в Москве или любой другой интересующий его предмет, живя за тысячи километров от столицы. Это удобно. Это экономит время и деньги. Единственное, надо знать, где можно купить иконы, чтобы товар оказался качественным, а продавец честным.
Нужно ли благословение на продажу иконы?
Если человек убежденный атеист, то, чтобы продать икону, нужно только найти покупателя. Однако иногда даже у неверующих людей возникают сомнения. Особенно в случае, когда икона старинная и имеет свою историю. Но если не интересуют церковные каноны, многолетние традиции, то спрашивать разрешения о продаже иконы нет смысла.
Если человек верующий, но в церковной жизни не принимает участия, благословения можно попросить у батюшки любого храма. Не все священнослужители будут потакать решению продать икону, но и запретить не должны. Это не грех.
Нередко люди боятся продавать фамильное наследие или подаренные образы. Благословение в этой ситуации поможет психологически. Ответственность за продажу как бы исчезнет. Но если есть твердое решение или обстоятельства вынуждают продать икону, не надо сомневаться — ничего плохого не произойдет.
Как правильно продавать иконы?
Божественный образ в нарядном окладе или без него — не просто потребительский предмет, о котором можно сказать, что он красивый и полезный. Икона, все-таки, требует к себе особого внимания и отношения. Не в каждом антикварном магазине можно найти старинные иконы.
Чтобы выгодно что-то продать, нужно знать рыночные цены и найти достойного покупателя. Можно продать икону самостоятельно. Найти коллекционера и сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Но чаще всего продавец получает отказ, потому что коллекционеры могут просто не доверять неизвестному человеку. Лучше будет обратиться к специалистам, которые прекрасно знают ситуацию на рынке икон. Они быстрее найдут покупателя и помогут не продешевить.
Как вывод — продавать иконы и другие уникальные предметы в интернете можно и нужно, потому что в этом есть потребность. Главное, делать это грамотно и соблюдая уважение.
Оценить и продать икону
Антикварный магазин «Золотой Совет» на протяжении многоих лет занимается скупкой икон в Москве. Мы готовы предложить лучшую рыночную стоимость по выкупу вашей иконы. Для предварительной оценки вам необходимо:
- Отправить фотографии изделия удобным для вас способом (на электронную почту, в WhatsApp или Viber)
- Эксперт связывается с вами и говорит за сколько мы готовы купить икону;
- Договариваемся о встрече в офисе на Старом Арбате в Москве;
- Производим визуальный осмотр иконы в вашем присутствии;
- Вы получаете моментальную выплату денежных средств.
Если вы не в Москве?
- Вы присылаете нам качественные фотографии иконы на почту goldsovet@bk.ru в WhatsApp или Viber по номеру +7(903)790-05-06.
- Мы проводим онлайн оценку и связываемся с Вами.
- Если вас устраивает цена, то договариваемся о выкупе иконы у Вас в городе.