Рождество (Christmas) – один из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа. Он отмечается во многих странах по всему миру, но преимущественно – в европейских странах. Все же, как отмечают рождество в США? Эта страна имеет свои уникальные традиции и обычаи празднования этого торжества.
Содержание
- История праздника
- Рождество в Америке: традиции и обычаи
- Как украшают дома в Америке на рождество
- Что готовят на рождество в Америке
- Что дарят на рождество в Америке
- Символы рождества в Америке
- Особенности католических праздников
- Праздники римско-католического литургического года
- В 2020 году Пасха отмечается 12 апреля.
История праздника
Для начала обратимся к истории появления самого праздника. Все началось около 2000 лет назад, когда, согласно священному писанию, в городе Вифлеем на свет появился Иисус Христос. Это событие было ознаменовано как пришествие Бога на землю, поэтому считается великим событием.
В течение трех первых веков христиане не праздновали отдельно Христово Рождество. В то время был праздник Богоявления, которое объединяло в себе и праздник Рождества Христова, и Крещения Иисуса. Кстати, появление младенца Иисуса на свет в английском называется специальным словом: «the Nativity”.
Но со временем Рождество оформилось как самостоятельный религиозный праздник. Этому во многом поспособствовала Римская церковь в начале 6 века н.э. С тех пор эту традицию подхватили многие христианские богослужители и храмы.
Но вот вопрос: почему Рождество 25 декабря? В 525 году римский монах Дионисий создал летоисчисление, положенное в основание нашей эры. В хронографическом сборнике рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря, где говорится «При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны», то есть 25 декабря по григорианскому календарю.
До 18 века Рождество в Новом Свете было запрещено, и колонистами признавался только День благодарения. Было даже принято постановление, согласно которому все, кто нарушил запрет, подвергались строгому наказанию.
Закон продержался немногим четверть века, и в отдельных штатах Рождество стало получать статус официального праздника. Первым стал штат Оклахома, где в 1832 году было объявлено первое официальное празднование. За ним последовали и другие. Так, в 1891 году в Америке состоялось первое общенациональное торжество в честь рождения Христа.
Сейчас праздник Рождества – самый популярный в США, и так как он имеет религиозные корни, жители придерживаются старых традиций и целыми семьями посещают церкви. В Сочельник американцы ходят на рождественскую службу, которая называется «месса» (mess).
Рождество в Америке: традиции и обычаи
Подготовка к Рождеству начинается после Дня благодарения (Thanksgiving day), который отмечается в конце ноября (в последний четверг месяца). Начинается сезон распродаж: все покупают елки, готовят подарки; украшают дома и улицы.
По традиции Рождество в Америке празднуют 25 декабря. Это национальный праздник, поэтому многие государственные учреждения, магазины, кафе и многие другие в этот период не работают, хотя условия меняются от штата к штату.
Рождество – религиозный праздник, хотя с ним связано множество светских традиций, таких как Санта Клаус, подарки и пр. Как бы то ни было, в американской культуре установилось множество традиций празднования Рождества, связанных с семьей, праздничным ужином и развлечениями.
Одна из самых ярких рождественских традиций – семейный ужин в канун праздника (Christmas Eve), который проводится 24 декабря. За столом собираются все родственники. Конечно, все обмениваются подарками. Есть даже такое понятие как «Тайный Санта» (Secret Santa). Суть этой церемонии в том, что все по очереди достают из шляпы по одной бумажке, т.е. проводится жребий, на котором определяется, кто кому дарит подарок. При этом имя «Санты» остается секретом для того, что получает презент.
В Америке широко распространены рождественские гимны (hymns). Возможно, некоторые из них вы слышали. Самые популярные гимны — «Hark the Herald Angels Sing”, «Silent Night”. Иногда на улицах в Сочельник можно встретить хор, исполняющий рождественские песни. Дети, облаченные в ангельские костюмы, поют рождественские гимны, славят Бога и рождение его сына Иисуса.
Во многих городах устраиваются праздничные парады. Все желающие наряжаются в тематические костюмы, и огромными колоннами проходят по центральным улицам, создавая этим праздничную атмосферу и задавая хорошее настроение зрителям. Празднуется рождество в Америке с большим размахом.
Как украшают дома в Америке на рождество
В США принято украшать дома внутри и снаружи. На улицах создается уютная праздничная атмосфера. Американцы не скупятся на иллюминацию домов, благодаря которым улицы светятся разноцветными огнями.
Перед домом на лужайку выставляются фигурки Санты с его оленьей упряжкой. Интересный факт, но раньше средством передвижения для него служила лошадь. Олени впервые были «придуманы» в произведении Клемента Мура «Ночь перед Рождеством».
Для украшения в ход идут фигурки снеговиков, медведей, ангелов, гирлянды, елочные игрушки, рождественские венки (wreath), колокольчики. Здесь не боятся проявить фантазию, и с душой отдаются этому занятию.
Конечно, главное рождественское украшение внутри дома – рождественская елка (Christmas Tree). Обычай наряжать елку пришел из Германии. Первое письменное упоминание об этом датируется 16 веком. В немецком городе Страсбурге люди из бедных и богатых семей в качестве украшений использовали цветную бумагу, фрукты, и даже сладости.
Постепенно эту традицию переняли другие европейские страны. Так этот обычай распространился почти по всему миру.
По данным статистики, в США существует около 13 тысяч ферм, на которых выращивают в общей сложности примерно 310 млн. елок. Ежегодно в стране продается 25-30 млн. живых елок на сумму более миллиарда долларов. Такая же сумма тратится американцами на покупку елочных игрушек (ornaments).
Ну и конечно, говоря об американском рождестве, нельзя не упомянуть рождественские чулки (Christmas stocking), точнее мешочки в форме чулок, которые традиционно вешаются на камин. Считается, что Санта Клаус, спускаясь по трубе в дом, обязательно кладет в них подарки.
Что готовят на рождество в Америке
Праздник нельзя представить без особого ужина. Главное блюдо на рождество, украшающее праздничный стол – запеченная индейка или другие виды мяса – утка, курица и т.д. На гарнир подаются брюссельская капуста, жареный картофель, вареные или паровые овощи, бобовые.
Главный десерт праздника – фруктовый кекс (Fruitcake). Многие хозяйки специально к Рождеству выпекают пирог с орехами, сухофруктами и цукатами, пропитанный ромом и сиропом. Интересно, но еще одно значение слова Fruitcake – «чудик» или «сумасшедший». Так что существует очень много шуток, связанных с этим лакомством.
Нельзя упомянуть о «пряничных человечках». Этот десерт широко известен во всем мире, и является кулинарным символом Рождества. При приготовлении этого печенья добавляется имбирь, а сверху они украшаются глазурью. Впервые такие съедобные фигурки появились при дворе королевы Елизаветы I, и при этом «человечки» были внешне похожи на некоторых ее важных гостей.
Напиток на Рождество должен быть согревающим. Поэтому готовят преимущественно горячий шоколад или какао. Но поистине традиционным считается эгг-ног (eggnog) — сладкий напиток на основе сырых куриных яиц и молока. Из остальных вариантов – вино, пунш, чай.
Перед началом трапезы принято читать молитвы, прославляющие Бога.
Что дарят на рождество в Америке
Рождество – это праздник подарков, которые дарят родственникам, знакомым и друзьям.. Для почтовых служб эти дни выдаются самыми сложными и загруженными.
По данным Почтовой службы Америки, ежегодно, в период с конца ноября и до конца декабря, доставляется примерно 450-470 миллионов писем, бандеролей и посылок.
На рождество в подарок можно получить что угодно. Среднестатистический американец тратит около 900 долларов на подарки к Рождеству и Новому году.
Но все же в США уделяют огромное значение не содержанию подарочной коробки, а внешнему виду – оберточной упаковке. Это почти что символ рождества. Но, к сожалению, последствия праздника – около 4 млн. тонн мусора в виде упаковок и пакетов из под подарков.
Символы рождества в Америке
Один из самых главных символов Рождества – Санта Клаус, который известен далеко за пределами страны. Во время праздника в стране работают около 20 тыс. Санта-Клаусов.
У многих этот сказочный персонаж ассоциируется с добродушным старичком, одетым в красный костюм с колпаком, и имеющим густую белую бороду. Его прообразом стал Святой Николаус, который почитается в Европе (в частности, в Германии), и в честь которого утвержден католический церковный праздник.
Еще один символ – красно-белый леденец в виде буквы J. Есть несколько версий его появления. Некоторые считают, что J – первая буква от имени Jesus. Другие полагают, что такая необычная форма конфеты символизирует форму посохов пастухов, которые первые пришли посетить новорожденного младенца.
Звезда на елке тоже символизирует появление на свет Иисуса, и напоминает о Вифлеемской звезде, взошедшей в момент его рождения.
Католицизм — самое мощное религиозное направление в христианстве (Фото: Marijus Auruskevicius, )
Особенности католических праздников
Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, — сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря — церковным праздникам, дням памяти святых.
Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах — Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, странах Латинской Америки. Большую роль сыграли — характерные для католицизма — торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.
Праздники римско-католического литургического года
Церковь святого Петра в Ватикане (Фото: Roca, ) Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников — Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю.
В 2020 году Пасха отмечается 12 апреля.
Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.
Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода преддверия Рождества. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.
Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.
Икона Девы Марии (Фото: Bogdan VASILESCU, ) 8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников — День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1854 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.
Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.
Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения приписывается святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с 13 века устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.
Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в 4 веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.
В 19 веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.
17 января — День святого Антонио — покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в День святого Блаза — патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля — День святой Агаты отмечался церковным богослужением.
Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься». В период Поста (25 марта) отмечается праздник Благовещения, посвященный Деве Марии.
Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».
Сцена рождения Христа. Все действующие лица выполнены из дерева и раскрашены вручную. (Фото: Alexander Hoffmann, ) Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи.
Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
Первый церковный праздник мая — «Обретение святого Креста» (3 мая), установленный в память нахождения «подлинного креста». Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями) и установка его в костеле. 15 мая — День памяти святого Исидора-землепашца — покровителя Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.
Вознесение Господне — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции, в начале 20 века накануне Вознесения совершались трехдневные церковные молебны: в первый день молились о сенокосе, во второй — о жатве, в третий — об уборке винограда.
На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник «Божьего тела» (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Святой Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.
Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом — Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию.
Статуя святого Петра в Ватикане (Фото: JCVStock, ) Рождество святого Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.
Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа — праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
Последний крупный праздник римско-католического литургического года — Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века папой Бонифацием IV, а позднее, в начале 11 века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.
Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.
Далее представлен список основных католических праздников.Когда родился Иисус Христос?
Исторический Иисус Христос, если он действительно существовал (а неопровержимых доказательств существования реального прототипа библейского Мессии нет), родился между 7 годом до нашей эры и 4 годом нашей эры. Точная дата его рождения тоже неизвестна; христианская церковь считает, что Христос родился 25 декабря – ровно через девять месяцев после того, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии о непорочном зачатии (праздник Благовещения отмечается 25 марта).
На 25 декабря по юлианскому календарю, введенному императором Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры, приходилось и зимнее солнцестояние. Однако ко времени, когда празднование Рождества прочно вошло в традицию (по разным данным, это произошло в III–IV веке нашей эры; официально дата была закреплена на Эфесском соборе в 431 году), юлианский календарь на несколько дней отставал от астрономического. Непосредственно к Рождеству расхождение календарей не имело отношения, но создавало сложности при определении других церковных праздников, в частности главного христианского торжества – Пасхи, – дата которого рассчитывалась от дня весеннего равноденствия.
Откуда взялось 7 января?
Несовпадение привело к тому, что в 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новый календарь (теперь его называют григорианским): после четверга, 4 октября 1582 года, наступила пятница, 15 октября. Процесс перехода на григорианский календарь сильно растянулся (Великобритания приняла новый стиль только в 1752 году, Россия и Украинская Народная Республика – в 1918-м), и если на момент введения григорианского календаря разница с юлианским составляла 10 дней, то к XX веку она увеличилась до 13. То есть 25 декабря для церквей, которые пользуются юлианским календарем, наступает на 13 дней позже, чем по григорианскому календарю. Собственно, этим и объясняется разница в датах празднования Рождества.
«Особая” дата Рождества (она не имеет отношения к разнице в календарях) принята только Армянской апостольской церковью, которая отмечает рождение Христа 6 января. В армянской и раннехристианской традиции это праздник Богоявления, посвященный рождению и крещению Иисуса Христа (в остальных церквях Крещение теперь отмечается отдельно, 6 января по григорианскому календарю и 19-го – по юлианскому).
25 декабря – католическое Рождество, 7 января – православное?
Это не так. Действительно, к 1582 году, когда папа римский ввел новый календарь, христианство уже разделилось на католицизм и православие, и христиане восточного обряда, чтобы не подчиняться воле папы, продолжали пользоваться юлианским календарем. Тем не менее и католики, и православные праздновали Рождество в одну дату, но из-за разницы в календарях она приходилась на разные дни. Нет четкого конфессионального разделения по дате празднования Рождества и сейчас.
Кроме того, в 1923 году православная церковь провела календарную реформу: по предложению константинопольского патриарха Мелетия IV вместо юлианского был введен новоюлианский календарь (до 2800 года даты полностью совпадают с григорианским). Однако решение собора не было выполнено, и некоторые поместные православные церкви продолжают пользоваться юлианским календарем.
Как отмечал украинский историк Александр Зинченко, и в Российской империи до революции 1917 года, и в Советском Союзе после революции, выходным днем считалось именно 25 декабря, а традиция отмечать Рождество 7 января установилась только после развала СССР.
К настоящему времени григорианский календарь используют почти все церкви западной традиции, греко-католики и православная церковь Финляндии; юлианский – православные церкви в России, Украине, Польше, Сербии и Грузии, а также Иерусалимский патриархат, Украинская греко-католическая церковь; новоюлианский – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский патриархаты, православные церкви Румынии, Болгарии, Кипра, частично Греции и Северной Америки, а также румынские грекокатолики. Протестантские церкви тоже отмечают Рождество по-разному. Например, Англиканская церковь и лютеране празднуют 25 декабря, тогда как у баптистов-евангелистов дата определяется каждой поместной церковью или общиной отдельно.
Украина собирается перенести Рождество на 25 декабря?
С 2017 года по решению Верховной Рады в Украине выходными днями объявлены и 25 декабря, и 7 января (кроме Украины, дважды Рождество отмечается только в Беларуси, Эритрее и Молдове). При этом решение о переносе празднования могут принять только церковные власти, а не государство. Представители крупнейших конфессий пока не высказывали такого желания.
Предстоятель образованной в 2019 году Православной церкви Украины митрополит Епифаний говорил, что ПЦУ не против перехода на григорианский календарь, однако, по его мнению, украинцы пока не готовы к реформе. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» 5–8 декабря 2019 года, негативно относятся к идее перенести празднование Рождества с 7 января на 25 декабря почти 65% респондентов.
Рождество по обоим церковным календарям – григорианским и юлианским – в Украине начали официально праздновать два года назад. Верховная Рада утвердила и 25 декабря, и 7 января — государственными выходными и праздничными днями. По новому – григорианскому календарю – один из крупнейших праздников христианства отмечают украинские католики и протестанты, а по старому – юлианскому – православные и греко-католики. Дискуссии о переходе на новый календарь, чтобы синхронизироваться с большинством христиан мира, в Украине ведутся уже давно. Почему иерархи церквей медлят сейчас, а верующие – по собственной инициативе меняют традиции – в сюжете Леси Головатой.
Утром 25 декабря в доме семьи Нижаловских радостная суета. Пока мама с детьми на кухне возятся возле блюд к праздничному столу, отец украдкой подкладывает под елку подарки для детей.
«У нас есть Николай с 18 на 19. То малый Николай, там апельсины, конфеты, безделушки. А на Рождество святой Николай приносит большие подарки, которые дети пожелали течение года – написали в письмах к Николаю», – объясняет Владимир Нижаловский.
Три года назад семья начала отмечать Рождество вместе с большинством христиан мира.
«Если мы, в принципе, живем по новому стилю, Новый год празднуем по новому стилю, то почему должны праздновать Рождество по старому. Говорили об идентичности, с каким миром мы себя идентифицируем, о том, что рано или поздно Украина все равно перейдет на празднование Рождества уже по новому стилю», – отмечает Ольга Ніжаловська.
25 декабря глава ПЦУ митрополит Епифаний поздравил с Рождеством поместные православные церкви и христиан западного обряда. Однако календарная реформа на повестке дня созданной год назад церкви – не стоит. Потому что нет консенсуса среди верующих. Это подтверждает и последняя социология. Только каждый четвертый из опрошенных украинцев готов праздновать Рождество не 7 января, а 25 декабря. Абсолютное большинство – 64% – против этой идеи.
«Мы будем вести просветительскую работу, и когда увидим, что абсолютное большинство православных христиан, а особенно наших верующих – ПЦУ – готовы к смене календаря, тогда мы проведем календарную реформу», – пояснил Епифаний.
Епископ Евстратий Зоря предостерегает: необдуманная спешка может только навредить. За этот год более шести тысяч приходов из Московского Патриархата перешли в ПЦУ, а вот календарные нововведения могут затормозить этот процесс.
«Если мы хотим законсервировать эту ситуацию так, как есть сейчас, то как раз один из лучших путей – это провести календарную реформу. Потому что для тех, кто есть сейчас в Московском Патриархате, это будет один из поводов не объединиться с Православной церковью Украины», – объясняет архиепископ.
Украинская греко-католическая церковь – это христиане, которые придерживаются православной Византийской традиции, в то же время живут в единстве с Папой Римским. Некоторые зарубежные епархии УГКЦ уже перешли на новый календарь, но в Украине этого сделать еще не решаются.
Века назад в одной из епархий в Галиции провели первый эксперимент – начали праздновать Рождество Христово по григорианскому летоисчислению. Он оказался неудачным.
«Владыка Хомишин предложил перейти в своей Станиславской епархии на новый календарь. Это были 20-е годы. И на самом деле – и среди священников, и особенно среди верующих – было определенное сопротивление этому. Пришлось отказаться от этой идеи», – рассказывает отец Андрей Нагирняк.
Сейчас в УГКЦ, как и в ПЦУ, тоже обращают внимание на желание верующих. Скорее всего, иерархи этих церквей договорятся, чтобы синхронно вводить календарные изменения.
«Мы понимаем, что у нас в Галиции есть семьи, часть которых православные, часть – католики. И внести в семью еще один дополнительный раздел, что они не будут вместе праздновать Рождество, это было бы дополнительным негативный аспектом», – объясняет священник УГКЦ.
Изменения будут не революционными, а эволюционными – считает отец Андрей. А переходный период может длиться десятилетиями – каждый приход должен самостоятельно определять, как праздновать Рождество – по новому или по старому стилю. Так, как это делают за рубежом.
«Сейчас рассматривается в нашей митрополии в Польше. Условием перехода является, когда значительное большинство за переход. То есть не 50 на 50, не 60 на 40, а когда 2/3 или даже 3/4 должны быть за то, чтобы перейти на новый стиль», – объясняет отец Андрей Нагирняк.
А семья Нижаловских празднует Рождество дважды – по григорианскому календарю – по личному выбору и по юлианскому – как дань традициям.
«Люди не думают о календаре, когда празднуют. Ну это что-то такое значительно глубже, наверное. О единении поколений, вот какие-то такие вещи», – делится женщина.
«Кумовья приезжают в январе именно из Киева во Львов праздновать январское Рождество, с кумовьями мы тоже садимся за стол и празднуем», – объясняет Владимир Нижаловский.
Леся Головатая, Марта Шикула, Алексей Иванченков и Евгений Радион, «5 канал»