§2. Истинность Православия
Православие
В отличие от основного направления западной богословской мысли, утверждающей, что каждый верующий в Иисуса Христа уже находится в Духе Святом, Православие напоминает: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2: 19), и Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7: 21). Лишь те становятся один дух с Господом (1Кор. 6: 17), о которых Сам Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8), ибо «душа видит истину Божию по силе жития». И в Духе Святом находится только душа, очищенная от страстей, и лишь ей открывается истина. Поэтому первостепенной задачей христианских церквей является проповедь правильного жития и средств очищения сердца для познания Бога, открытого Евангелием Господа Иисуса Христа.
Главнейшей особенностью Православия, в отличие от других христианских исповеданий, является его учение о том, что верное понимание Священного Писания, как и любой истины вероучения и духовной жизни, возможно только на основе согласного учения святых отцов (consensus patrum (лат.) – согласие отцов). Ибо святость жизни отцов свидетельствует об их особой причастности тому Духу Истины, действием Которого явилось и само Священное Писание.
Преподобный СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ писал об этом: «Если Он умно воссияет в твоем сердце или в уме, как молния или как великое солнце, то что Он может сделать душе озаренной? Не просветит ли ее и не даст ли (ей) точно познать Того, Кто Он есть? Ей, воистину, так бывает и так совершается, так открывается благодать Духа, и чрез Него и в Нем – и Сын со Отцом. И (таковой человек) видит Их, насколько возможно (ему) видеть, и тогда от Них тому, что касается Их, он неизреченно научается, и вещает, и всем другим (то) описывает, излагая богоприличные догматы, как все предшествовавшие святые отцы учат; ибо таким образом они божественный символ сложили».
Вне святоотеческого критерия понимание Писания и всех вопросов веры теряет свою достоверность и вырождается в бесплодную теологию (схоластику), религиозную философию, ложный (пре́лестный) мистицизм. Поэтому о нем как единственно надежном основании истинного понимания слова Божия горячо писал святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ): «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы… Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским».
Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 30. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 171.
Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 3. Божественные гимны. Гимн 17. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 85.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 1. М., 2014. С. 144.
Сегодня христианство является самой значительной мировой религией, которая разделена на три главных направления: православие, протестантизм и католицизм, а также еще на несколько более мелких разновидностей. Главным объектом поклонения христиан считается Иисус Христос. Все христиане свято верят или только догадываются, что праведников после смерти ожидает награда в виде блаженства в раю, а грешных людей – наказание, которое они истолковывают по-разному.
Христианство зародилось во второй половине первого века в Палестине. Причина возникновения данного течения напрямую связана с бессилием угнетенных людей в борьбе с их обидчиками. Поэтому часть рабов и угнетенных, отказавшихся от работы, нашли успокоение в религии.
Новая религия и ее особенности формировались под воздействием целого ряда иных социальных обстоятельств. Существующая на тот момент имперская власть содействовала возникновению представления о едином Боге. Усиление политического, экономического, идейного общения между народностями оставило в сознании людей понятие о наднациональном Боге, который обещал спасение всем земным жителям.
Стоит отметить, что христианство появилось как форма иудаизма, у которого оно переняло, прежде всего, идейные основы Ветхого Завета (у иудеев он именуется Танах) – самой древней части Библии. А уже непосредственно из Ветхого Завета было взято немало сюжетов для создания биографии нового Бога – Иисуса Христа. Затем у иудаизма христианство позаимствовало учения о едином Боге, пришествии мессии, создании мира за 6 дней, о конце света.
Также немаловажное влияние на христианство имели идеи Сенеки и Филона. Философ Александрии Филон развил идею о врожденной греховности человечества, о необходимости спасения души посредством страданий и аскетизма. Он также разработал учения о Логосе, развивающие взгляды иудаизма на мессию. Следом за Филоном христиане незамедлительно дали имя миссии, вскоре признав его Богом. У римлянина Сенеки христиане заимствовали этические идеи о равенстве абсолютно всех людей перед Богом, о спасении души, как главной жизненной цели, о любви к врагам, о покорности судьбе.