По наблюдениям психологов, в нашем обществе появилась своего рода мода на агрессию. Если 10 лет назад родители жаловались: «Мой ребёнок часто дерётся», — то сейчас жалобы изменились: «Мой ребёнок не может постоять за себя». Что за механизмы порождают повседневную, бытовую агрессию? Как с ней жить? Нужно ли с ней бороться? И каким станет наше общество ещё через 10 лет? Об этом «АиФ-Красноярск» говорил с клиническим психологом Марией Севостьяновой.
Мода качать права
Сергей Митрухин, «АиФ-Красноярск»: Мария Сергеевна, в чём же причина появившейся в обществе моды на агрессию? Ведь нас из каждого утюга призывают быть миролюбивыми, толерантными, в том числе к чужим недостаткам.
Мария Севостьянова: Мы теряем чувство безопасности, когда попадаем в состояние стресса, фрустрации, когда наши потребности блокируются. Важно подчеркнуть: это совсем не обязательно состояние реальной угрозы, оно лишь воспринимается индивидуумом как угрожающее. Вот тогда мы проявляем агрессию, пытаемся защититься на подсознательном уровне. Стресс у людей возникает из-за нынешних социально-экономических условий, ситуации неопределённости в образовании, работе, построении карьеры. Когда нет социальных гарантий и поддержки, когда не стало стабильности… И человек начинает демонстрировать агрессивное поведение, отстаивать свои права, даже в той ситуации, когда никто его прав не нарушает. Отсюда и появляется мода качать права.
Посмотрите: в магазине покупателя обсчитали — он кричит в ответ на продавца. Водителя в пробке кто-то подрезал — он матерится, открывает окна, показывает неприличные жесты! Доходит до того, что интеллигентные вроде люди останавливаются посреди, допустим, Октябрьского моста и начинают друг на друга орать.
— Но это же неконструктивно и неадекватно, когда в ответ на слово «козлина» в пробке тебе разбивают лицо. Почему мы так себя ведём?
— Когда ситуации имеют некоторую неопределённость, наш разум отключается. Особые зоны мозга, корреляторы нашего поведения, так запрограммированы эволюцией с биологической и психофизиологической точки зрения. В древности, когда на человека бежал мамонт, надо было реагировать крайне агрессивно. Нужно было включить симпатическую систему, чтобы дать отпор зверю, вступить в бой с соседним племенем за территорию, за женщин, за еду. А сейчас не мамонт бежит, а просто едет неаккуратный водитель. Условия жизни изменились, а физиология — нет. Даже окружающий пейзаж способен провоцировать агрессию — когда фрустрация наступает от бесконечных рядов окон на фасадах домов-муравейников или припаркованных автомобилей.
Культура выражения
— Неужели нет выхода? Так и будем драться в пробках и очередях? И как выпускать пар от стрессов?
— В агрессии проблемы нет. Проблема — в отсутствии культуры её выражения. Надо учить с детства этой культуре. Я чувствую агрессию — у меня есть два способа её проявить. Могу подраться, а могу сесть за мольберт (арт-терапия) и нарисовать свои эмоции.
«Бьёт — значит, любит»? Как насилие в семье становится нормой Подробнее
— Или взять топор и наколоть дров?
— Да, как в той психологической шутке — практике медитации с агрессором. «Ты сидишь на берегу спокойной реки, опускаешь руки в воду, чувствуешь, как приятно течение омывает тебе пальцы, Смотришь на них в воду, видишь в них лицо твоего обидчика и душишь его, душишь!..»
А если серьёзно — мы материмся, толкаемся, дерёмся из-за того, что в детстве нас просто наказывают: «Иди, встань в угол и не злись». Никто не объясняет ребёнку: «Ты сейчас злишься. Это нормально. У тебя отобрали игрушку. Я понимаю твою злость. Давай с тобой подумаем, как мы можем выразить её по-другому?» Когда ребёнку расскажут про эмоцию, почему он её чувствует, что с этим делать, он будет реагировать по-другому.
Займитесь спортом!
— Я сейчас, конечно, пошучу — психологи скажут, что это слишком поверхностно. Но если вы рисуете картину — это искусство, если рисуете картину, пытаясь отразить своё агрессивное психоэмоциональное состояние, — это арт-терапия. Если плывёте ради мышц — это спорт, если плывёте или бежите и думаете о ситуации — это телесно-ориентированная терапия.
— То есть когда бывшие наркоманы или алкоголики начинают бегать — это попытка переключиться с наркотиков на спорт и избавиться от стресса?
— Монотонная нагрузка полезна не только для физического здоровья, но и для психологического. Бегуны рассказывают: у них наступает состояние лёгкой медитации, транса. При этом повышается уровень альфа-активности отдела головного мозга, ответственного за самовосстановление и саморегуляцию, повышение работоспособности. Когда человек бежит, раскрашивает картинки, что-то лепит из глины, его сознание избавляется от психологических проблем, стрессов. Как раз у наркоманов и алкоголиков недостаток этой альфа-активности, им нужны обязательные альфа-тренинги с обратной биологической связью, обучение, направленное на умение активизировать свою мозговую деятельность.
Стресс от мыслей
— Так что же, бросить мысли о справедливом переустройстве мира и пойти медитировать?
— Медитация не предполагает, что в твоей жизни есть что-то плохое, но ты сел, помедитировал и убедил себя, что это плохое на самом деле — хорошее. Это практика безоценочного принятия, когда ты не относишься к событиям как к плохим или хорошим. Здесь нет противоречий: можно мирно медитировать, а затем идти и агрессивно менять мир. Сначала исправь то пространство, за которое у тебя 100-процентная зона ответственности.
— Так нас же приучают: надо ставить себе планку выше своих возможностей, иначе не победить!
— А потом ты сталкиваешься с реальностью, с ограничивающими факторами — вроде чиновников, или полиции, или припаркованного на тротуаре соседского авто. Твои ожидания на быстрое изменение мира не оправдались, и наступает чувство пустоты. И ладно если ты после этого пошёл медитировать, а то ведь идут пить! Алкоголизм, наркомания — это аутоагрессия, направленная на самого себя. У таких людей и психосоматические заболевания развиваются, когда эмоции не находят выхода.
— То есть терапевт должен ещё и интересоваться у пациента: «А как у вас дела на работе? Не прессует ли вас начальство?»
— Это было бы прекрасно. Но есть медицинские психологи. И если у вас хроническое соматическое заболевание — на приём к ним обязательно нужно сходить.
— И тогда менять работу?
— И тогда менять мышление.
Как выжить
— Что делать, если столкнулся с бытовой агрессией?
— Например, неожиданно извиниться. Или попросить паузу. Много агрессии идёт в состоянии аффекта. Поэтому если вы останавливаете на 5-6 минут диалог, вы снимаете это состояние. Можно чашку чая или кофе предложить — это не просто вежливость, а способ взять передышку, выжить. Выплеск гормональный и эмоциональный закончится: противник не самоубийца, его мозг тоже включит зоны самоконтроля.
— А что же ждёт наше общество через 10-15 лет? Мы будем более нервными и агрессивными?
— Нет. Если коротко — сейчас у детей развивают эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства других людей и выстраивать стратегию поведения. В детсадах и школах такие методические программы уже активно применяются, не то что 20 лет назад. Пусть медленно, но мы учимся культуре выражать агрессию. Скорее всего, будем не более тревожными, а более внимательными. И защищать свои права будем лучше.
Досье Мария Севостьянова. Родилась в 1986 г. Окончила Сибирский медицинский университет в Томске. Врач-психолог вышей категории. Директор Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России. Специализация — медицинская психология, спортивная психология, судебно-психологическая экспертиза.
— Юрий Вадимович, как возникла идея выставки «Осторожно, религия!»?
— Выставки, проводимые Музеем Сахарова, делятся на два типа. Одни из них инициирует сам музей, а другие нам предлагают сделать художники, если мы дадим помещение. С идеей данной выставки к нам обратился художник Арутюн Зулумян. Основная его идея была в том, что опасна именно агрессивная сторона религии и в то же время опасен агрессивный атеизм, агрессивное отношение к самой религии. Эту идею я считаю весьма важной и правильной, потому что в советские времена я видел священников, которые, преодолевая массу трудностей, несли свое служение людям, и за это я их очень уважал. Сейчас же возникает ощущение, что православие становится агрессивным по отношению к другим конфессиям, пытается проталкивать православную идеологию в качестве единственно верной и спасительной.
Маятник качнулся в другую сторону. Появились предпосылки к возникновению такого неприятного явления, как православный тоталитаризм, дискриминация атеистов, верующих других конфессий и религий. Агрессивная проповедь того, что только верующий человек — нравственный человек и только он является носителем духовного и культурного наследия страны, для меня кажется нелепой и претенциозной.
— Вы не ожидали подобной реакции со стороны верующих?
— Нет, мы даже не предполагали подобного развития событий. До этой выставки я большую часть авторов просто не знал. Когда я стал с ними разговаривать, то оказалось, что многие из них, в частности авторы самых критикуемых работ, православные верующие.
Они в четкой образной форме пытались передать свою озабоченность тем, что религия становится для определенных церковных и околоцерковных кругов торговой маркой, брэндом, политическим рычагом. Реакция некоторых представителей Церкви тоже меня совершенно обескуражила. Например, протоиерей Всеволод Чаплин не раз бывал у нас в музее. Он отлично знает, что мы не боремся против религии, поэтому его суровая критика в наш адрес стала для меня полной неожиданностью.
С моей точки зрения, самыми интересными и талантливыми были работы, подвергшиеся самой большой критике. Например, рекламный плакат Косолапова со стилизованным изображением Христа, надписью «This is my blood» и банкой кока-колы. Художник выразил свою неприязнь к деятельности тех, кто любой ценой пытается навязать людям свой товар или идею.
— У вас не возникло мысли пригласить какого-либо эксперта-религиоведа, чтобы тот дал оценку того, насколько экспонаты выставки могут быть оскорбительными для верующих?
— А зачем? Это может оскорбить чувства верующих только в том случае, если они не понимают смысла созданного художником. И даже в этом случае у верующего нет права работы уничтожать. Меня и наш музей, возможно, будут судить за богохульство. Вопрос в том, можно ли в современном светском обществе судить людей за богохульство?
Существенно следующее. Если многие из этих работ повесить в церкви, то я бы сам счел это намеренным оскорблением. Ведь в церкви не подразумевается вольная трактовка символов, значимых для верующих людей, им нельзя придавать иное значение. Но пространство выставочного зала предназначено именно для другой интерпретации разнообразных значимых символов.
Другая, чем в церкви, интерпретация религиозных символов отнюдь не подразумевает надругательство. В искусстве чем значимей символ, тем значимей помещение его в другой контекст. Это другое толкование, а не надругательство. Главный вопрос в этой ситуации: существуют ли в России правовые ограничения на использование религиозных символов для создания художественных образов, выражающих другие смыслы и значения?
Если бы они были, то мы, как законопослушные люди, не стали бы демонстрировать на выставке «Осторожно, религия!» некоторые работы, однако я подобных ограничений не знаю. Да и могут ли они существовать в обществе, где Церковь отделена от государства? Если их ввести, пойдут запреты на использование значимых культурных, национальных и других символов.
— Повторили бы вы еще раз такую выставку после всего, что произошло?
— Мы обсудили случившееся с нашими экспертами и пришли к мнению, что эта тема даже более актуальна, чем мы думали ранее, и настолько важна, что ее необходимо продолжать. И я думаю, что если никаких правовых ограничений на переинтерпретацию религиозной символики не обнаружится, то вполне возможна следующая художественная выставка. В ней хотелось бы выразить протест и тревогу в связи с тем, что определенные силы в Церкви пытаются создать из православия господствующую в России идеологию. Конечно же, выставку нужно будет обеспечить охраной от возможных погромов.
Почемучка, Психология и общество » Теории агрессивности
© С. Виттманн
На вопрос о том, почему люди вообще ведут себя агрессивно, нельзя ответить однозначно. Чтобы объяснить агрессивное поведение, очень часто приводят целый ряд причин, условий и мотивов, которые каким-то образом связаны. Злость или накопившийся гнев, недостаток заботы в детстве, фильмы о насилии и компьютерные игры, а также давление со стороны ровесников или стремление быть у всех на виду, производить впечатление «крутого» — все это, очевидно, может объяснить агрессивное поведение людей.
Также существуют самые разные научные методы и способы объяснения агрессивного поведения.
Теория влечения: агрессия — «внутренний инстинкт»
Понятие «агрессия» стало популярным благодаря психоанализу. Радость — основное чувство, которое управляет поведением человека. Такими же важными чувствами или влечениями являются стремление к удовольствию (либидо) и инстинкт разрушения или смерти (деструдо). Подавление инстинкта смерти, точно так же, как и подавление либидо может привести к серьезным психическим расстройствам. Если человек не может выплеснуть агрессию, то это оборачивается против него самого. С точки зрения психоанализа, формы таких подавленных агрессивных (аутоагрессивных) действий многообразны. Одни люди нервно грызут ногти, другие на глазах теряют в весе. Встречаются и случаи самоубийства. Из этой теории можно сделать следующие выводы: если инстинкт разрушения присущ человеку, то подавлять его, конечно же, не следует. Напротив, его нужно проявлять во всей своей полноте. Кроме этого, человек должен научиться управлять этим инстинктом. Иначе это может привести к самоуничтожению или разрушению окружающей среды.
Теория инстинктов: агрессия ради самосохранения
На основе теории инстинктов, которую применяют в этологии и социобиологии, агрессивное поведение можно объяснить следующим образом: человек ведет себя агрессивно с целью самосохранения и адаптации к происходящему. К одной из таких теорий можно отнести, например, «теорию парового котла». Впервые ее сформулировал Конрад Лоренц, который занимался изучением поведения людей. По его мнению, у человека всегда существует свободная энергия, которая накапливается в его организме. Если определенное количество этой энергии уже накопилось, то она начинает высвобождаться в форме агрессии. Таким образом, чтобы «произошел взрыв», совсем не нужен какой-то специальный внешний повод. Чтобы вывести человека из себя, достаточно любого пустяка. Для того чтобы успокоиться, многие люди занимаются спортом или колют дрова. Разумеется, можно усомниться в том, что подобные занятия действительно служат «выпускным клапаном» и предотвращают агрессивное поведение, приносящее обществу вред. Наоборот: есть множество ссылок на то, что такой способ самоуспокоения (давать волю эмоциям) лишь стимулирует агрессивное поведение.
Теория причинно-следственной связи агрессии и фрустрации: агрессия как результат фрустрации
Другие объяснения агрессивного поведения связаны с внешними факторами, которые в теории «парового котла» считаются второстепенными. Согласно теории причинно-следственной связи агрессии и фрустрации, агрессия — это результат состояния фрустрации. Это состояние наступает, когда человек не может достичь поставленной цели, поскольку ему мешает реальная или воображаемая помеха. При этом человек чувствует себя слабым, беспомощным и измученным. Однако агрессия может наступать не только в результате фрустрации. И, наоборот, не каждое состояние фрустрации влечет за собой агрессию. Вероятнее всего, она возникает, если сдерживание агрессии является недостаточно сильным, а также существуют дополнительные факторы, вызывающие агрессию.
Теория научения: агрессии учатся
Согласно новым исследованиям агрессивное поведение можно объяснить тем, что человек еще в детском возрасте учится быть агрессивным. Дети считают, что если они будут вести себя агрессивно, то будут успешными. Они видят, что другие дети и их родители в некоторых ситуациях ведут себя агрессивно и благодаря этому добиваются определенных результатов. Поэтому, если дети думают, что тем самым и они смогут достичь желаемых результатов, то начинают копировать такое поведение. Исходя из этой теории, можно утверждать, что средства массовой информации, особенно телевидение, оказывают большое влияние на агрессивность в поведении детей. Однако исследования показывают, что данное мнение во многом ошибочно. Хотя дети и склонны подражать определенным персонажам из фильмов, но все-таки решающее влияние оказывают «реальные люди», которые их окружают и у которых они на самом деле чему-то учатся.
Социально-когнитивная теория: агрессия является результатом искажения информации
В последнее время все больше и больше исследователей работают над усовершенствованием социально-когнитивной модели, объясняющей причины агрессивного поведения человека. Ученые исходят из того, что агрессивное поведение является результатом искажения при обработке информации, что приводит к искаженному восприятию ситуации. В педагогической и терапевтической практике социально-когнитивный метод анализа агрессивного поведения является наиболее эффективным. Используя этот метод, можно целенаправленно диагностировать искажения и воздействовать на необходимые стимулы в соответствии со ступенью развития человека.
Cм. далее:
Почемучка: 38 интересных «Почему…»