- Духовное прикосновение
Еще Аристотель писал: «В других чувствах человек уступает многим животным, а что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек самое разумное из всех живых существ».
Но все-таки мы говорим не о таком прикосновении, то есть не о физическом прикосновении. Мы говорим о прикосновении к Богу, Свету, Слову, Истине.
Французский богослов Владимир Лосский так пишет о прикосновении к Богу:
«Искать богопознания означает искать блаженства. Поэтому, если тварный ум и остается совершенно неспособным к постижению Бога в том, что Он есть, он тем не менее обретает великую усладу, когда он Богу каким-то образом соприкасается, Его достигает. Слово attingere обретает здесь значение «прикосновения».
А далее он приводит цитату из блаженного Августина:
«Кто же очами сердца постигает Бога? Достаточно, чтобы коснуться, если чисто око. Если же касается, то касается неким бестелесным и духовным прикосновением, если притом чист, всего, однако, не постигает» (Святой Августин «О Троице»).
Итак, мы говорим прежде всего о прикосновении бестелесном и духовном. В Библии можно прочесть множество стихов, в которых так или иначе описывается прикосновение к Богу или божественному, но нужно понимать, что прикоснуться физически к трансцендентному нам Создателю невозможно для нас. Лишь для Него одного все возможно. Человек же может рассчитывать на прикосновение духовное и бестелесное.
В чем же особенность этого прикосновения?
- Встреча двух и прикосновение Бога
«Касание есть всегда акт встречный, это пребывание на той границе, которая разделяет и одновременно соединяет двоих, и которая в силу своей пограничности не может принадлежать только одному» (Михаил Эпштейн «Философия тела»).
Духовное прикосновение требует двух участников. Если от Света можно оградиться и от Слова тоже, то от прикосновения – невозможно. Прикосновение — это всегда двое. В случае с духовным прикосновением в Писании, эти двое — Бог и человек.
Прикосновение Бога проявляется полностью тогда, когда у человека есть вера. Наилучшим образом это показывает нам Евангелие от Марка:
«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истратила всё, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хоть к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обернулся в народе и сказал: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики сказали Ему: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «Кто прикоснулся ко Мне?»» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: «Дочь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Когда Он еще говорил это, приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (Евангелие от Марка 5: 25-34)
Лишь одним касанием исцелилась женщина, потому что у нее была вера.
Об этом же свидетельствует нам один из эпизодов с исцелением, описанное в Евангелии от Луки:
«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лк 5:12-13).
Когда человек верует абсолютно, когда он подчинен Истине и желает ее познания, прикосновение Бога служит тем самым живительным исцелением, которое способно выдернуть его из греха, из тьмы, слепоты, глухоты, любой духовной болезни.
- Рука Бога
Символ прикосновения – это зачастую рука. Именно рука Бога чаще всего фигурирует в Библии, как инструмент, которым Господь прикасается к своему творению, благоволит ему, исцеляет его, а когда нужно – наказывает. И когда следует наказание – рука Господа тяжела:
1Цар 5:6 …И отяготела рука Господня над Азотянами…
1Цар 5:7 …ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего…
1Цар 5:9 …была рука Господа на городе – ужас весьма великий…
1Цар 5:11 …весьма отяготела рука Божия на них…
Рука Его сильна:
«Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!» (Псалмы 88:14)
Последствия прикосновение Бога к творению велики и неподвластны пониманию человека:
«Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она, как река, и опустится, как река египетская» (Ам. 9:5).
Но важно помнить, что та же самая рука Господа может быть не только сильной, властной, но и любящей и нежной. Тогда прикосновение несет собой мир, благодать, свет и любовь:
«Левая рука его у меня под головой, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6).
- Стремление к прикосновению
Человек стремится к этому прикосновению:
«В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Псалмы 76:3).
А если не стремится – то должен, ведь он призван к этому Христом. И по милости Божьей возможность для этого есть всегда, ведь точно так же, как и Свет и Слово, рука Господа – повсюду, она простерта на все народы:
«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил – и кто может отменить это? Рука Его простерта – и кто отвратит ее?» (Ис. 14:26-27)
Божественное прикосновение лечит от греха, очищает человеческую душу от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся уст моих, и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»» (Ис. 6:6-7).
Но также оно служит часто для любящей острастки, чтобы человек не впадал в искушение и соблазн, но понимал, кто он и к чему призван. Так Христос прикасается к трем своим ученикам после открытого им видения с пророками Моисеем и Илией, чтобы вынуть их из мира будущего в мир сегодняшний:
«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф 17:3-7).
- Прикосновение как союз
Когда Господь протягивает человеку свою руку, Он желает заключить с человеком союз:
«Подать десницу означает заключить мир, союз» (1 Мак.)
Как пишет об этом философ Эпштейн: «Издревле прикосновение составляло чувственную основу магии и самых священных символических действий — клятвы, присяги. Отсюда корневое родство слов «осязание» и «присяга»: оба происходят от праславянского «сягати» (касаться, доставать). Присяга, собственно, и означала прикосновение к предмету клятвы — земле, крови, телу, знамени и т. д. Да и сегодня глава государства, вступая в должность, приносит присягу, кладя руку на текст Священного Писания или Конституции. Прикосновением к Писанию или Закону освящается и сам акт создания нового государства, провозглашения новой нации» (Михаил Эпштейн «Хаптика. Человек осязающий»).
В Сравнительном словаре мифологической символики Маковского также читаем: «Прикосновение, а также возложение (жертвоприношение) были наиболее типичными формами клятвы и проклятия. (…) Вполне возможно допустить соотношение рус. глаголов «класть» и «клясть». Типологически ср.: праформа *pri-sega «клятва» буквально означает касание рукой…» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996, с. 187).
Прикосновение – это избрание Богом человека для следования по пути Христа.
- Прикосновение – милость и дар
Прикосновение также – что очень важно – символизирует бесконечную милость и любовь Бога к человеку. Человек может отказываться видеть Свет. Он может сопротивляться Слову Бога, закрывать от него свои уши. Он волен стать слепым и глухим. Но даже тогда Бог не оставляет человека. Об этом прекрасно говорит нам эпизод с исцелением глухонемого, о котором мы читаем у апостола Марка (Мр 7:35). Иисус вкладывает глухонемому пальцы в уши. Почему? Господь все ведает. Он знает, что человек глух и не может услышать Его Слово. Но Христос все равно позволяет человеку исцелиться, обрести истину. Для этого Христос прикасается к человеку.
Бог знает, что у этого человека нет веры, по крайней мере нет никакого понимания Истины. Он знает это, но все равно делает шаг навстречу, призывает его к себе и дарует исцеление прикосновением, то есть тем способом, на восприятие которого этот конкретный грешник еще способен.
В этой притче прекрасно также и то, что человек – нем. Не обладая истиной, он не может ответить на призыв Христа. Он не умеет говорить с Богом. Поэтому Христос сначала отверзает ему уши, то есть дарует Истину своим прикосновением, а потом уже дарует ему способность возблагодарить Бога за этот дар и эту милость, дает ему возможность ответить на призыв Христа.
За прикосновением всегда следует ответ человека. Господь ждет от него этого ответа. Как и в случае со зрением и слухом, прикосновение служит первой ступенью в общении человека с Богом. Бог дарует ему Истину, все что после этого – ответное служение человека Христу, пребывающее в постоянном Свете Истины, в ее Слове.
- Не прикасайся ко мне
Лишь один раз Господь говорит человеку напрямую: «Не прикасайся ко мне». И тут тоже речь идет о духовном понимании прикосновения. Эти слова Христос Воскресший говорит Марии Магдалине. Почему же Он говорит ей «не прикасайся», а потом позволяет прикоснуться к ранам Своим апостолу Фоме?
Для того чтобы ответить на этот вопрос прочитаем отрывок полностью:
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).
Мария хочет прикоснуться к мертвому человеку! Она мыслит еще категориями земной жизни. Христос же соединяется с Отцом. Прикосновение к Христу может состоятся не для сожаления человека о смерти, не для эмоционального переживания, но лишь для утверждения веры. Именно поэтому апостолу Фоме Христос предлагает вложить руки в Свои раны, ведь это послужит его утверждению в вере.
Так и духовное осязание в повседневной жизни призвано утверждать человека в вере. И не стоит принижать это великое, дарованное Богом, чувство. Как сказал современный английский философ Мэттью Рэтклифф: «Человек, лишенный зрения или слуха, обитает в эмпирически ином мире, но без осязания у человека не будет никакого мира вообще» (Ratcliffe M. Touch and the sense of reality // The Hand: An Organ of the Mind / Ed. by Z. Radman. Cambridge, Mass.: MIT Press).
Николай Сыров
Изображение: Pinterest
- Редакция Рускатолик.рф
Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!
Содержание
- Автор и его книга
- О соревнованиях с самим собой
- О становлении себя как личности
- О преодолении границ
- О понимании собственных ценностей
- О настойчивости шаг за шагом
- О главных составляющих любых достижений
- О познании своих возможностей
- О жизни в настоящем моменте
- Об умении принятия данностей
- О раскрытии новых сторон себя
- №6 (83) / 12 •июня• ‘09
- То, что было до начала…
- Мне это надо!
- Господь принес меня в ладошечках…
- Чем я жила…
- Вопросы… и решения
- Мой храм
- №8 (85) / 14 •августа• ‘09
- №4 (81) / 10 •апреля• ‘09
- Девять миров
- Боги
- Свартальвы и гномы
- Атрей и все-все-все
- Рагнарёк
Партнер рубрики
Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead. Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые. Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo.
Сегодня мы прочтем книгу знаменитого мастера современной японской литературы Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге».
Автор и его книга
Однажды владелец успешного джаз-бара решил написать повесть, которая, неожиданно для него самого, увенчалась большим успехом. Вскоре он осознал, что способен на большее, и закрыл любимое заведение ради нового призвания. Новообретенный режим жаворонка вместо привычного ночного бодрствования стал источником творческих сил. Но, чтобы сохранить хорошую физическую форму, требовалось что-то еще. Простой и практичный вид спорта, не требующий специального оснащения, и которым можно заниматься в одиночестве. Путь становления Харуки Мураками как бегуна едва ли не более интересен, чем как всемирно известного писателя.
Его «беговые заметки», которые увидели мир ровно 10 лет назад, под заголовком «О чем я говорю, когда говорю о беге», известны каждому, кто выходит на беговую дорожку. Но книга ценна не рекомендациями о спорте или здоровье, и потому – интересна не только спортсменам. Писатель протягивает метафору самой жизни, так что иногда не ясна граница, говорит ли он о себе как участнике очередного марафона или просто человеке. Со своими страхами, надеждами и стремлениями.
О соревнованиях с самим собой
Бег на длинные дистанции, по мнению Мураками, относится к тем видам спорта, которые не оставляют возможности для сравнения себя с соперниками. Дело в том, что у каждого участника забега на момент начала соревнований уже сформировались свои стандарты, которым он стремится соответствовать. И настоящий успехом – если удалось выложиться настолько, чтобы достичь собственной планки.
То же самое, утверждает автор, относится и к его работе как писателя.
… если жизнь – автострада, все время ехать в самом быстром ряду не получится. И все-таки я категорически не желаю совершить одну и ту же ошибку дважды. На ошибках нужно учиться, извлекать из них уроки и применять полученный опыт на практике. Пока такая возможность есть.
О становлении себя как личности
Познание себя через движение – ценный инструмент самоанализа, по мнению автора. Осознавая потенциал своего тела, мы начинаем хотеть совершенствоваться. Испытывая внутреннее беспокойство по поводу той или иной проблемы, идем сбрасывать напряжение или думать на беговой дорожке. Таким образом, бег развивает не только тело, но и характер.
Словно обоюдоострый меч, одиночество защищает вас, но в то же время незаметно ранит изнутри. Я чувствую эту опасность – прежде всего благодаря своему жизненному опыту – и должен изжить ее через постоянное движение. К тому же бег помогает мне понять, насколько все-таки я слабое и ограниченное существо. Я воспринимаю это на самом низшем, физиологическом уровне. А еще, чем больше я бегаю, тем я становлюсь выносливее.
О преодолении границ
Мураками пишет, что первые занятия давались ему с большим трудом. Однако по мере того, как тело приспосабливалось к новому для себя виду активности, оно начинало вести себя именно так, как нужно. Постепенно появилась возможность увеличивать скорость и расстояния без риска для здоровья. Но для этого требовалось постоянство.
… Если уж тратить годы, так хотя бы интересно и полноценно, имея какую-то цель, а не блуждая в тумане. И как мне кажется, бег может здорово в этом помочь. Нужно достичь своего индивидуального предела – в этом суть бега. Но это еще и метафора жизни (а для меня и писательского труда). И я думаю, многие бегуны в этом со мной согласятся.
О понимании собственных ценностей
Самых больших успехов, по мнению автора, люди достигают именно в той деятельности, которая приносит им радость и удовлетворение. Поэтому важно иметь личную систему ценностей и приоритетов, чтобы вовремя понять: даже если что-либо близко многим, не факт, что оно подойдет вам.
… какая бы ни была у вас воля и как бы ни ненавидели вы проигрывать, если тот или иной вид спорта вам не по душе, долго вы им заниматься не сможете. А если и сможете – это вряд ли пойдет вам на пользу.
Поэтому я никогда не даю никому советов заниматься бегом. И не позволяю себе высказываний в духе: «Бег – это чудо! Давайте бегать вместе!» Если человеку интересен бег на длинные дистанции, ни к чему его убеждать, он и так побежит. А если нет, поверьте, уговоры – только пустая трата времени.
О настойчивости шаг за шагом
Если бы марафонцы сходили с дистанции всякий раз, когда им казалось, что больше они бежать не могут, – вряд ли бы кто-то добегал до финишной черты. Следующий забег вряд ли будет проще, чем предыдущий, но на выручку приходит настойчивость.
Вы будете смеяться, но ни опыт, ни возраст не имеют никакого значения. Каждый новый забег для меня – лишь повторение предыдущего.
Мне кажется, в природе существуют процессы, которые, как ни старайся, невозможно изменить. И если вдруг оказывается, что один из таких процессов крайне важен для твоего существования, то единственное, что тебе остается, – путем неустанного повторения измениться (пусть даже до неузнаваемости) таким образом, чтобы он стал неотъемлемой частью твоей личности.
О главных составляющих любых достижений
Мураками выделяет три составляющих, которые помогают достигать своих целей: талант, выносливость и умение сосредотачиваться. Последние две, утверждает он, при продолжительной и упорной «тренировке» способны даже компенсировать недостаток таланта в той или иной сфере. Все точно так же, как и с тренировками физическими.
Планка начнет повышаться. То же самое происходит с теми, кто ежедневно бегает, чтобы развить мышцы и улучшить фигуру. Импульс – сохранение, импульс – сохранение. Надо запастись терпением, но, поверьте, первые результаты не заставят себя ждать.
О познании своих возможностей
Регулярность практики – это не только достижение новых результатов, но и познание всех своих возможностей. То, что раньше казалось чем-то далеким, сегодня – уже норма. Но все же всегда сохраняется неосознаваемая граница, переступить которую не получится, как ни старайся. Тогда можно сосредоточиться на преодолении планок иного рода.
Писать книги я во многом научился благодаря ежедневным пробежкам. В основе лежит практическое переживание – естественное и физиологическое. Как долго я выдержу? Насколько жестко смогу себя подгонять? Сколько времени мне нужно, чтобы полноценно отдохнуть, и с какого момента отдых уже во вред? Я знаю, что, если бы тогда, когда я стал писателем, я не стал еще и бегуном, мои книги были бы совсем другими. В чем именно? Не могу сказать. Но разница была бы заметная, поверьте.
О жизни в настоящем моменте
Бег часто называют динамической медитацией. Он помогает осознавать текущий момент и себя внутри него. Свои мысли, чувства, ощущения, окружающую обстановку. У бегуна нет физической возможности через секунду оказаться на километр впереди, подобно тому, как мысли постоянно перескакивают из прошлого в будущее. Держа в голове главную цель, нужно чувствовать и землю под ногами.
Сосредоточенность на ближайшем отрезке дистанции позволяет исключить все второстепенное, и это умение сохраняется и после того, как пересечена финишная черта.
Самое важное для меня – достичь цели, которую я сам себе поставил: добежать до нее собственными ногами. И, добежав, осознать: то, что я должен был сделать – я сделал; то, что должен был стерпеть – стерпел. Из радостей и неудач я извлекаю конкретные (пусть ничтожные, но обязательно конкретные) жизненные уроки.
Об умении принятия данностей
То, на что мы не можем повлиять, часто заставляет нас переживать. Но мы можем принять это как данность и делать лишь то, что остается под силу. Принятие неизбежного позволяет не только философски относиться к жизни, но и более рационально использовать энергию, сохранившуюся в результате отказа от этой борьбы.
Понятно, что наступит день, когда ты проиграешь. Я прекрасно все это понимаю. И, тем не менее, я твердо намерен держаться до последнего, чтобы момент, когда моей витальности уже не хватит на сопротивление внутреннему яду, наступил как можно позже. Это мое писательское кредо. Кстати сказать, на данном этапе жизни я просто не успеваю исписаться. Я бегу. Даже когда говорят: «Он не творческая личность»
О раскрытии новых сторон себя
Новый жизненный опыт – то, что позволяет разложить на части реальность и перестроить ее заново, поскольку он не вписывается в уже сложившееся представление о жизни. Нам самим тоже приходится подстраиваться, развиваться. Иногда жизнь сама подкидывает обстоятельства, меняющие нас. А иногда стоит взять инициативу в свои руки и самостоятельно принять такое решение – пойти навстречу чему-то новому.
Не уверен, что в стокилометровой пробежке как таковой есть особый смысл, но, поскольку это явно ненормальное времяпрепровождение, вы вправе ожидать, что оно произведет некий переворот в вашем сознании.
Удивительное ощущение, когда на финише ты уже не понимаешь, кто ты и что здесь делаешь. Наверное, это должно настораживать – но меня не насторожило. Бег приобрел метафизический смысл. Теперь он был первопричиной и определял бытие сущности, обозначаемой словом «я». Я бегу, следовательно, я существую.
Приобрести книгу «О чем я говорю, когда говорю о беге» можно .
Что мы уже прочитали:
1. Как сделать свою жизнь: 10 главных мыслей из книги «Поток. Психология оптимального переживания»
2. Право на лидерство: 10 ключевых мыслей из книги топ-менеджера Facebook «Не бойся действовать»
3. Когда работа приобретает смысл: 10 главных мыслей из книги HR-директора Google «Работа рулит»
4. Настроить личный таймер: 8 главных мыслей из книги «Искаженное время. Особенности восприятия времени»
5. Как «сканировать» реальность: 6 главных мыслей из карьерного бестселлера «Отказываюсь выбирать»
6. Як стати країною інновацій: ізраїльський досвід з книжки «Країна стартапів»
7. Як збудувати щасливе життя: 10 ідей із книги гарвардського професора
8. Мислити оригінально: головні думки з книжки професора Уортонської бізнес-школи
№6 (83) / 12 •июня• ‘09
Ксения Возгривцева Путь к Богу
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3-6).
Когда читаешь эти евангельские слова, то невольно задумываешься: как же научиться верить, как верят дети, как быть искренним, чистым, светлым, доверчивым, безобидчивым, творческим и добрым? А ведь мы к этому призваны Христом. Можно только радоваться за людей, которые умеют быть таковыми. Сегодня мы расскажем про такого человека, про творческую, жизнерадостную прихожанку, маму двоих (а в скором будущем и троих) детей — Ирину Яговкину.
То, что было до начала…
В нашей семье верующей была только моя бабушка, да и та все время сокрушалась, что к вере пришла поздно. Мама тоже была верующей, но вслух о Боге никто никогда не говорил, вера не обсуждалась. Одно из детских воспоминаний, связанных с верой, такое: мама ходит по комнате и готовится к исповеди, переживает, что-то записывает на бумажку, спрашивает меня о чем-то, а я и подсказать не могу ничего.
Когда я была маленькой, мама водила меня в красивый, уютный, голубой храм (видимо, это был ИоанноПредтеченский собор) на Причастие, после которого мне давали маленькие просфорки… Кроме этих детских воспоминаний о Церкви у меня больше и не было ничего. В Бога я верила всегда, только представления о Нем у меня были специфические. Например, я думала, что Бог это какая-то энергетическая субстанция. Люди не верят, когда я рассказываю, что только в 36 лет я узнала, что Иисус Христос, Дева Мария, святые были историческими личностями, а не вымышленными мифологическими персонажами наподобие Зевса, Геры и так далее.
А уж о том, что такое искупительная жертва, почему Христа распяли на кресте, я совсем не задумывалась. Поэтому, когда год назад я пришла в Пантелеимоновский храм, у меня началась эпоха открытий.
Мне это надо!
Не случайно же говорят, что Бог приводит человека в храм, зовет его туда, напоминает о том, что нужно прийти. У меня было такое напоминание. Когда мне было чуть за двадцать лет, произошел особый случай в моей жизни. Был канун Рождества. Старшая сестра ушла в храм, а я осталась дома, приняла ванну, надела халатик, заварила себе чай…И вдруг появилось ощущение, что МНЕ НУЖНО В ХРАМ! Странное, непреодолимое, необычное желание…Оно просто сорвало меня с места, и, натянув валенки на босу ногу, накинув шаль и шубу (прямо на халатик), сняв с елки самый большой и красивый шар, я буквально рванула в храм!
Прибежала я в наш старый храм, повесила шарик на елочку, реву… Вид был, наверное, как у болящей. Бабушки сидят-спрашивают: «Что случилось?» А я: «Где здесь исповедь?». Что такое исповедь, я не знала, но знала одно — мне это надо! Подошла к батюшке (сейчас уже не помню, кто это был, но обратиться к нему «батюшка» мне было очень стыдно, так как батюшка был молодой, почти ровесник мне), реву и молчу, так как не знаю, с чего начать.
Священник помог мне, стал задавать вопросы, а я отвечала и от стыда снова плакала. Плохо помню эту свою исповедь… вообще, было чувство, что за меня все Бог сделал: Сам привел, Сам исповедовал…моего участия в этом и не было как будто. Когда батюшка накрыл меня епитрахилью, а потом благословил причаститься (чего я не сделала, так как и не помнила, как это делается), я почувствовала такую легкость, что домой я уже не шла, а радостно летела. Казалось, что я даже валенками снега не касаюсь, что он не скрипит под ногами…
Никогда больше такого чувства после исповеди не было. И после этого пятнадцать лет я в храм не приходила. Начал строиться наш новый храм. Приду, посмотрю, как на экскурсии, зайду, чтобы поставить свечку — и все. А душа требует — надо пойти! Дойду до середины территории Психобольницы и начинаю себе оправдания искать, что уже поздно, что там никого нет и так далее.
Господь принес меня в ладошечках…
Когда же я все-таки дошла до храма, то все время думала: Господи, благодарю Тебя, что Ты меня привел в храм Свой не через скорби, а так мягко, как будто в ладошечках принес. Хотя трудности Он нам попустил.
Дочка Яночка после поездки на море заболела. Четыре месяца мы по больницам лежали. А в день выписки (осенью 2007 года) мне позвонила моя совсем невоцерковленная подруга и сказала: «Я как тебе ни позвоню, вы все болеете. У тебя ребенок крещеный? Нет?! Ты сумасшедшая? У тебя ребенку два года, а она до сих пор некрещеная!». И я задалась вопросам, как же так получилось? Старшего сына, Глебушку, крестили в 8 месяцев по настоянию бабушки, которая заявила, что ей «в доме бусурманина не надо».
Окрестили сына, да и забыли дорогу в храм. Пару раз из храма приходили нам письма на тему «что-то вы после крещения в храме не появляетесь». Я же боялась всяких упоминаний о храмах, священниках, службах. Даже когда мы смотрели телевизор и вдруг начинался сюжет про Церковь, то я сразу переключала канал — боялась услышать что-то такое, из чего мне станет ясно, что на моей жизни можно крест поставить, что мне конец. Бабушке приносили люди номера «Православной газеты» — я их не читала, но при этом трепетно к ним относилась, аккуратно сложу в стопочку — и с глаз долой.
И вот появилась потребность крестить дочку. Новый Пантелеимоновский храм казался мне тогда каким-то «не русским», он по архитектуре не был похож на привычные русские храмы, а хотелось крестить ребенка в маленьком, красивом, уютном деревянном храме. Такой храм мы нашли в Заречном. Подошли к батюшке, который согласился дочку крестить при условии, что я обязательно схожу на огласительные беседы.
Вернулись домой — звонит моя подруга и просит стать крестной для ее дочки. Я с легкостью согласилась, вообще не осознавая никакой ответственности. До того, как мы пришли с ней на огласительные беседы, мне в руки попала маленькая детская Библия. Внимательно изучив ее, я почувствовала себя во всеоружии и на беседу уже пошла такая «подкованная», такая «грамотная»! Такой напыщенный пингвин! (смеется)
И тут произошла знаменательная встреча — вошел отец Вячеслав! Такая доброта от него исходила, такое тепло, что мне захотелось еще и еще раз приходить в храм, где есть такие люди. Почему нет этого вне стен храма, почему такие лица там не встречаются?! (сейчас рассказываю и даже мурашки по коже бегут).
Отец Вячеслав стал спрашивать нас, зачем мы хотим крестить детей, что такое Крещение. Все молчат — тут-то я и блеснула знаниями из этой книжечки и была очень горда собой. На следующий день мы явились на Крещение, которое совершал о. Евгений. Он, обращаясь ко мне, стал говорить о том, что быть крестной — это большая ответственность, что крестная должна «идти на два шага впереди» своей крестницы, вести ее ко Господу, знать Евангелие, жить церковной жизнью.
И вот тут то до меня дошла вся серьезность ситуации: «Что я здесь делаю?! Какая из меня крестная?!». В полном смущении я пообещала, что «буду стараться». Ну, а раз пообещала, то надо стараться. На следующий день я пошла на исповедь и потом впервые сознательно причастилась Святых Христовых Тайн. После Причастия началась моя новая жизнь. Столько благодати отмерил мне Господь в это время! Я постоянно всему удивлялась, как ребенок. Жития святых просто поражали, иногда от ужасов, описанных там, волосы на голове дыбом становились. А еще задумывалась над вопросом — чем же я жила до храма?
Чем я жила…
Еще в школе мы с подружкой все мечтали, кем бы мы хотели быть: сначала я мечтала стать таксистом, потом мы с подругой хотели стать археологами, потом бегала в детский сад водиться с детьми, как «воспитательница». Увлекалась литературой, вдохновенно писала огромные сочинения, рефераты…
Окончив школу, я стала учиться на парикмахера — после того, как однажды увидела, как при помощи парикмахерского искусства неказистая девушка превратилась в красавицу. Успела поработать даже сиделкой в Психобольнице, проводницей.
Потом родились Глебушка и Яночка… и так хочется теперь быть просто мамой. Иногда мечтаю: «Вот бы при храме работать, хоть кем, лишь бы здесь. И как это я раньше без него жила?».
Мне и сын все время говорит теперь: «Мама, как же хорошо, что мы в храм пришли!». Как только в храм мы пришли, так стали из меня стихи «литься». Глеб все удивлялся: «Ведь мы же одновременно в храм пришли. Почему же тебе Господь столько благодати дает, что ты стихи пишешь, а мне нет?». Утешала его, говоря «каждому свое».
А потом о. Димитрий Корнеев, который приехал к нам освящать квартиру, позвал Глебушку в алтарь. Глеб так прыгал от радости, так ликовал! И я за него так радовалась, ведь за Царскими вратами совсем другой мир! И как-то это произошло все…незаметно…как само собой разумеющееся, как будто так всю жизнь и было. Теперь мы ждем мальчика, так Глеб сразу сказал: «Еще один алтарник!»
Еще очень много мне дал праздник, День матери: мне так понравилась атмосфера семейного очага, поющие батюшки, такие родные и близкие…Я сидела, боялась расплакаться, и только одна мысль была в голове: «Господи! Как я хочу быть с этими людьми! Я хочу здесь быть постоянно!»
Каждое воскресенье мы бежим на службу, торопимся, чтобы не опоздать. Теперь уже прошел год, и иногда наваливается какая-то лень, но Глеб идет в храм — и, значит, я за ним. А в августе прошлого года и папа наш крестился. Он у нас добрый, хороший. У него наступил в жизни непростой период, и я предложила ему креститься, исповедаться, причаститься. Утром позвонили о. Димитрию Корнееву, и тот согласился крестить Константина без огласительных бесед, но с условием, что я буду его к вере вести. Мы с Глебом молились за папу каждый вечер.
Недавно муж сходил на исповедь, собирался еще, но… рыбалка его по выходным с пути сбивает. Я мужу говорю: «Представляешь, как бы Глеб обрадовался, если бы ты приходил в храм и разделял с ним самые важные события в его жизни! Вот он читает Шестопсалмие, вот сшили ему новый стихарь, вот он помогает в алтаре…представляешь, как для него важно, чтобы мы в эти моменты были рядом с ним!?» Но самое главное, что он хотя бы и на расстоянии нас поддерживает.
Вопросы… и решения
Что ждет нас? Такими вопросами я сейчас не задаюсь. «Господи, да будет воля Твоя. Я все приму. Ведь хуже, чем я сама могу сделать, никто не сможет сделать. Поэтому с Тобой в моей жизни будет только лучшее». Вспоминаю прошлое без Бога и ужасаюсь: потеряла маму, племянника… как все это удалось пережить без Бога?! Как вообще можно было прожить до тридцати шести лет, ничего не зная о Боге?
Как можно было не молиться за родных людей? Как можно было увлекаться оккультизмом, астрологией, как можно было ходить по бабкам, заговаривая ребенку грыжу?
Когда мы с подругой пришли в храм, мы задумались: «Как мы живем? Как мы живы до сих пор?». И после этого озарения мы сожгли все астрологические и оккультные книги, выкинули все фэн-шуевские статуэтки, освободили полки от детективов, вывезли целую машину пустых и суетных книг…Потихонечку читаю «Лествицу», Нила Сорского, «Добротолюбие». Книги Бориса Ганаго, Юлии Вознесенской, Александра Торика мы читали вслух дома, а потом я их накупила и стала дарить людям, только чтобы люди узнали о Церкви. Что-то постоянно рассказывала подругам.
Во время моего первого поста мне было стыдно посмотреть в сторону телевизора; теперь же дома у нас два телевизора (наш с Глебом, по которому «Союз» показывает, и папин). Теперь, конечно же, я немного успокоилась, уже не «учу» всех, потому что прочитала у апостола Иакова «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 1-2) Дома у нас была старая потемневшая икона Пресвятой Богородицы. Вот недавно мне ее отреставрировали — такая радость в доме! Каждое утро я просыпаюсь и вижу живой взгляд Богородицы: «Как ты сегодня день проживешь? Что сегодня хорошее сделаешь?». Вечером встаю на молитву и думаю… эх…а ведь хотела сделать чтото хорошее…
Мой храм
Когда я захожу в храм, вдыхаю его воздух, вижу родные лица, здороваюсь с людьми, с Господом и святыми… напитываюсь всей красотой… потом и молиться можно, можно благодарить Бога за его милости и щедроты к нам. Прийти к Богу — это как прийти домой. Только дома можно осознать, насколько любит нас Господь, как Он о нас заботится, и каждый раз прощает, и каждый раз врачует, спасает. Просто мы дома давно не были и соскучились. Это осознаешь только, когда приходишь домой.
•В других номерах:•
№8 (85) / 14 •августа• ‘09
Путь к Богу
К вере – через музыку
Ирина Пономарева, Ксения Возгривцева
«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь…
№4 (81) / 10 •апреля• ‘09
Путь к Богу
Обычная христианка
Ксения Возгривцева
«Хочу, чтобы на Земле было больше добра!» — наверное, так мог бы подумать каждый нормальный человек, а кто-то даже произнес бы эту фразу вслух. А есть люди, для которых это не просто желание или слова, но непреложный принцип жизни.
В общем обзоре на God of War я немного рассказала о связи игры с реальными мифами и легендами северных народов — об Озере Девяти, Фрейе и Одине. Пока я писала текст, поняла, что интересной информации про это слишком много, обзор потеряет сбалансированность, если в него добавить все, что я нашла. Зато в отдельном материале можно развернуть мысль и порассуждать в удовольствие, не боясь испортить впечатление от игры.
Я пытаюсь объяснить связь мифологии с игрой
Скандинавская мифология довольно запутана и без пол-литра мёда в ней не разобраться. Даже я успела несколько раз запутаться в причинах и следствиях. Форма стиха, которым записаны все эти саги о богах и героях, непривычная — аллитерационный стих. Некоторые сюжеты повторяют друг друга, могут вообще не иметь рифмы и отсылаться к другим песням, что очень усложняет понимание общей картины. Но это сложно только на первый взгляд, на самом деле во всем есть своеобразная система. Присоединяйтесь, я буду вашим гидом!
Разобраться в мифологии мне и вам помогут переведенные на русский исландские мифы и саги, изречения Мимира в игре и теоретики с Reddit. О некоторых фактах и связях с легендами настолько мало говорится в игре, что приходится искать разгадку вместе с такими же энтузиастами в Интернете. Ещё на сайте Sony выложены некоторые скандинавские мифы в интерпретации разработчиков игры. Я попробую провести параллели с событиями в God of War, чтобы ещё больше раскрыть сюжет игры и пояснить важные моменты. Я очень люблю скандинавскую культуру, она мне близка по духу, поэтому с удовольствием поделюсь с вами тем, что успела заметить и осмыслить, а в комментариях жду ваших вариантов и впечатлений от игры.
Для большей атмосферности включайте специальный плейлист от нас с Эльвирой — фолк, блэк и викинг метал для полного погружения.
Spotify | Apple | Google
Предупреждаю, в тексте много спойлеров. Рекомендую читать текст только после полного прохождения игры.
Девять миров
Согласно скандинавской мифологии, существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. При определенной последовательности событий наступит конец всем этим мирам и древу тоже: сначала трехсотлетняя зима, потом финальная битва богов друг с другом и с великанами, которая закончится Рагнарёком — гибелью всех. На этом основано все представление о строении вселенной у северян, в которой дерево — центр мироздания и связующий элемент, а конец света — неизбежная судьба. Рагнарёк очень важен и в God of War, как основа сюжета игры, о нём дальше будет целая глава.
Устройство скандинавских миров
Начать стоит с миров и дерева, чтобы в целом понимать, где что находится в скандинавском мире. В записях легенд по-разному описывается расположение миров относительно самого дерева и друг друга: в одних — миры находятся прямо на дереве, в других — дерево лишь их связывает, а в третьих вообще один мир расположен внутри другого. Не принципиально придерживаться какой-то одной теории, поскольку даже сами германо-скандинавские народы не всегда чётко могли сформулировать факты и сами же в них путались, так что все варианты считались рабочими. Я попробую объяснить то устройство вселенной, которое мне кажется наиболее понятным. Для удобства давайте разделим миры на три части: ветви дерева уходят в небо, ствол — это земля, а корни уходят в подземные миры.
Корней у дерева три. Под одним находится источник Урд, у которого живут три норны — девы, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, определяющие судьбу всего на свете и поддерживающие вечную молодость древа. Под вторым корнем — источник мудрости. Под третьим корнем находится еще один источник — Хвергельмир, из него вытекают все подземные реки. Самый интересный для нас — источник мудрости, который охраняет Мимир, самый могучий из всех великанов. О нём подробнее расскажу в разделе про богов.
На земле существует пять миров. В центре находится Мидгард, мир людей, в котором и живет Кратос со своим сыном, отсюда начинается их путешествие. По сторонам света есть ещё четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере —Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Йотунхейм, мир великанов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов. По другой версии, Ванахейм расположен где-то на небе, но и одновременно у моря. Вокруг земли расположен океан, а опоясывает всё это мировой змей Ёрмунганд, такой большой, что кусает собственный хвост. Расположение миров и океан в игре проиллюстрированы очень наглядно, Озером Девяти. В нём покоится тот самый змей, и он действительно огромный!
По центру озера возвышается храм с комнатой для путешествий между мирами и большим мостом, а по периметру стоят башни со входом в каждый из миров. Фактически, не все миры расположены в одной плоскости, но чтобы окончательно не запутать игрока озеро вполне подойдет. Чтобы попасть в другой мир, нужно повернуть гигантский механизм и подвинуть мост к нужной башне с помощью специального предмета, биврёста. Всё логично: в мифологии биврёст — радужный мостик между миром людей и богов. Мне очень понравилась идея с подвижным реальным мостом и башнями в озере. Над землей находится Альвхейм, мир светлых альвов (эльфов), а еще выше в небе — Асгард, где живут боги. В Альвхейм мы попадаем по квесту, но не все миры доступны в игре: некоторые открываются с продвижением по сюжету, а вот Ванахейм закрыт лично Одином и виден только в окошке в доме Фрейи. Закрыт также и Асгард. Так что не так-то просто попасть к богам.
Под землей расположен Хельхейм, мир мертвых, и Свартальвхейм, мир темных альвов. Хельхейм интересен тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста — это один из трех петухов Рагнарёка, что закричат в Хельхейме, Вальгалле и Йотунхейме, извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мёртвых на большом потрепанном корабле. Я думаю, это отсылка к Нагльфару — мифическому кораблю, который с армией йотунов (великанов) выплывет из царства мертвых, чтобы тоже поучаствовать в великом сражении в конце света. В игре корабль не плывет, а фактически летит, но и Нагльфар не может плыть по воде: он настолько тяжёлый, что отправиться «в плавание» сможет только зимой перед Рагнарёком по замёрзшей воде, как на санях.
Боги
Большое количество разных богов в легендах появились не просто так. Многие явления, которые люди не могли объяснить, присваивались богам: погода, смена времен года, удачи и неудачи, цикл жизни, смерть и даже душа и психика. Боги, великаны и другие существа были понятным и близким каждому объяснением как глобальных событий с движением солнца и луны, так и бытовых в обычной жизни. Даже сам всеотец скандинавских богов, Один, рассказывал, как достойно прожить жизнь, учил мудрости и в тоже время пояснял, как правильно пить:
Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль спать рано ляжешь.
Иногда песни о богах заканчиваются переодеванием в женские одежды, алкогольным угаром и убийствами на свадьбе. Почему бы и нет? Скандинавская культура про реальных людей и реальный результат их действий, именно этим она меня когда-то и зацепила.
Верховный бог Один со своими волками и воронами
В скандинавской мифологии есть два пантеона богов: асы и ваны. Ваны — древние боги плодородия, они в какой-то момент уступили место новым богам — асам. Оба пантеона тесно друг с другом связаны и воюют, но их конфликт заканчивается примирением. Глава рода асов — Один, бог войны и победы. Из ванов в игре есть Фрейя, богиня плодородия, мать земли и всего живого. В мире GOW два рода примирились, когда Один взял в жены Фрейю, но в легендах рассказывается несколько другая история.
В игре происходит смешивание двух персонажей, Фригг и Фрейи. Они похожи, но всё же разные и их происхождение тоже разнится, об этом четко сказано в легендах. Женой Одина является Фригг, она всегда была из рода асов. Фрейю асы взяли в заложники во время примирения асов и ванов. Бальдр, который в игре является сыном Фрейи, на самом деле сын Фригг. Обе дамы и в мифологии настолько близко друг к другу, что порой не понятно, точно ли они разные: имена Фригг и Фрейя очень созвучны, как и имена их мужей — Один и Од. Я думаю, что для игрового мира вполне нормально решать такие конфликты слиянием образов.
Из богов-асов в игре упоминаются многие, но подробнее всех — Один, Тор и Тюр. В сюжетных квестах также есть сыновья Тора — Магни и Моди, сын Фрейи (Фригг) Бальдр и великан Мимир. Не перепутайте Тора с Тюром: да, они оба сыновья Одина, но это разные персонажи!
Боги в новом God of War представлены агрессивными, завистливыми и враждебными. Скорее всего потому, что в предыдущих играх серии главного героя также противопоставляют богам. Именно боги когда-то сделали его жестоким животным, порождением ярости; из-за их междоусобицы и борьбы за власть погибали невинные, включая жену и дочь Кратоса. Теперь спартанец переехал на север, но идея осталось прежней: от богов хорошего ждать нельзя. Дополнительно ненависть разжигается тем, что Кратос сам сын Зевса, а Атрей унаследовал половину божественной силы отца. В попытках скрыть свое прошлое и оградить сына от «проклятья» быть богом, Кратос постоянно находится во внутреннем конфликте.
В отличие от всех остальных, Тюр почти единственный, кого по сюжету наделили позитивными характеристиками и тщательно вплели в основной сюжет. Фрейя тоже активно участвует в приключении, но с ней не так всё просто: половину игры Кратос ей не доверяет, а ближе к концу он обрушивает на себя гнев Фрейи и всего живого на земле, убивая её сына. Богиня жизни и плодородия, как и все остальные её коллеги, скатывается в мстительную предводительницу валькирий. Тюр же описывается как сопереживающий, честный и справедливый, открытый к созиданию, а не разрушению. Тюр всегда стремился прийти к согласию между богами и великанами, в то время как Один разжигал между ними войну. Ему приходилось прятать свидетельства своей связи с неугодными народами, скрываться и оставлять за собой лишь загадки с ловушками.
Тор. Johannes Gehrts, 1901
Совсем другое впечатление производят боги в мифологии, далеко не все из них имеют такой явно негативный образ. Глава пантеона, Один, действительно ассоциируется с войной и кровожадностью, но важнее всего, что он обладает великой мудростью и знанием. Он не благородный рыцарь и порой бывает коварен, но в целом, он строг и справедлив, поэтому вызывает лишь уважение, в том числе и своими поступками. Óдин пожертвовал своим глазом, чтобы испить из источника мудрости Мимира, провисел 9 дней на Иггдрасиле, мировом древе, чтобы познать тайну рун. В игре эти две жертвы обыгрываются с другой, насмешливой, стороны: Мимир обманул бога с источником, а мировое древо настолько устало от повешенного, что отдало знания, лишь бы Один отстал. Совсем не то впечатление о верховном боге складывается, правда?
Тор, сын всеотца — могучий герой и защитник человечества от чудовищ. Сыновья Тора, — Магни и Моди, — помогают воинам в бою и насылают на врага страх. Они такие же доблестные воины, как и их отец. Бальдр, который в игре искренне несчастен и обозлён на мать, — самый светлый и красивый из богов, символ весны и плодородия. Не самые приятные личности из всех лишь некоторые великаны, Локи, бог обмана, и его дети. Всё, что бы Локи ни делал, приносит вред.
Свартальвы и гномы
По легендам, свартальвы (они же дверги) — низкорослые и смуглые братья светлых эльфов (альвов), живут под землей в Свартальвхейме. Не смотря на то, что они созданы богами из могильных червей, дверги — первоклассные кузнецы. В игре образ свартальвов разделили на два: темные эльфы (собственно, свартальвы) и гномы. Я думаю, такое разделение просто привычнее современным любителям фентези. Дверги стали прототипами гномов в западноевропейских сказках, превратившись в «дворфов» и «цвергов». Во вселенной God of War тёмные эльфы воюют со светлыми в Альвхейме, пытаясь остановить поток света. В самом конце эпизода про светлых эльфов Кратос попадает в битву с королем тёмных по имени Свартальофурр. Его имя — прямая отсылка к свартальвам.
Со второй половиной свартальвов, гномами, дела обстоят не менее интересно. Братья-кузнецы Брок и Синдри, постоянные спутники главного героя в игре, являются персонажам реальных германо-скандинавских мифов — сыновьями Ивальди. Именно они, согласно сагам, создавали для богов волшебное оружие и предметы — копье Одина, молот Тора Мьёльнир, кольцо Драупнир и корабль Скидбладнир. Это не просто торговцы-NPC, относитесь с уважением к легендарным гномам! В игре Брок и Синдри выковали топор Левиафан и потеряли кое-где на карте секретное улучшение для него, из-за чего поссорились. В диалогах основных сюжетных квестов братья рассказывают, что Один приходил к каждому из них с просьбой создать статую Тора с тайником, в котором спрятан второй глаз Мимира. Оба отказались: Синдри побрезговал, а Брок отказался потому, что это не оружие. В мифах про их отца, Ивальди, почти ничего нет, он упоминается лишь мельком. В игре же его имя носят три крутых сета брони и линейка из трех квестов в Нифльхейме. По сюжету сайд-квестов, в проклятом ядовитом тумане находится мастерская Ивальди, куча сундуков и нужные материалы для крафта брони.
Гномы Брок и Синдри. Иллюстрация E. Boyd Smith
В одном из сайд-квестов нас знакомят с Андвари — гномом-кузнецом и мастером зачарований. Он задолжал Броку и пропал, игроку предстоит выяснить, что с ним случилось. Оказывается, что спасаясь от пожирателя душ, Андвари умер, но успел заключить свою душу в кольцо, и кольцо тут не просто так. В эпической поэме «Песнь о Нибелунгах», где в основном рассказывается про родственные связи и кто кому должен, повествуется, в том числе и о карлике Андвари. Он умел превращаться в рыбу и охранял золото Нибелунгов, мифических карликов. Всё было хорошо до тех пор, пока Локи не напортачил в очередной раз: чтобы исправить ситуацию, он поймал Андвари и начал вымогать у карлика золото и волшебное кольцо в придачу, а тот так разозлился, что проклял кольцо и всех, кто когда-либо будет этим кольцом владеть, пока золото Нибелунгов не вернут на место. Золото в итоге нашлось, а кольцо пропало навеки.
Если вы делали задания на освобождение драконов и помогали братьям-гномам, то наверняка побывали в Конунгсгарде. На некогда богатой земле жили люди и их королем был Мотсогнир, отец гномов. Королю начали сниться сны о смерти подданных, и он от паранойи поехал умом и начал заковывать драконов в цепи в надежде создать особую броню для защиты. К сожалению, он так и не смог найти третий ингредиент и был убит. В заброшенном замке можно найти его скелет в секретном проходе за троном. Мотсогнир упоминался в Эдде как король гномов, но больше информации о нем толком нет. Здорово, что в GOW решили пофантазировать и проработали свой вариант судьбы Мотсогнира.
Атрей и все-все-все
Хоть Кратос и является главным героем, основная линия больше связана с его сыном. Атрей сын бога и великанши Фэй (в мифах её зовут Лаувей — Laufey, от др.-сканд. lauf — «лист», «листва» и др.-сканд. ey — «остров»). По ходу сюжета мы узнаем, что парнишка не простой, а его мать уважали среди богов и великанов. Фэй предрекла путешествие Кратоса с сыном, описала каждый их шаг на стенах пещеры в Йотунхейме, финальной локации игры. Она хотела, чтобы они прошли весь путь и узнали правду о том, кем является Атрей и какова его судьба. Именно поэтому перед смертью она попросила развеять прах с самой высокой во всех мирах горы. God of War — это история Атрея, его реальной сущности и его взаимоотношений с богами и этим миром. Когда выясняется, что настоящее имя Атрея — Локи, все встает на свои места.
При первой встрече с Ёрмунгандом, змей узнает мальчишку, потому что Локи — его отец. Да, вы правильно прочли и я ничего не путаю. В мифах у Локи несколько детей: мировой змей, чудовищный волк Фенрир, восьминогий конь Слейпнир, владычица мира мёртвых Хель и еще двое — Нарфи и Вали. Как же получилось так, что Локи ещё совсем ребёнок, а его дитя Ёрмунганд уже здесь, в настоящем? Всё связано с Рагнарёком. Во время финальной битвы богов, змей сразится с Тором. Есть теория, что Тор так сильно ударит могучим молотом змею по голове, что тот улетит в прошлое. Ещё это объяснит, почему в игре змей с большой радостью съел статую Тора: Мимир пояснил это давней неприязнью змея и Тора. Достоверного подтверждения этой теории я найти пока не смогла — Тор действительно сильно ударит змея, но в битве погибнут оба, согласно мифу.
Ёрмунганд не очень любит Тора, потому что получил от него молотом по голове
Локи — плут, он активно всех подставляет, врет и обманывает, такова его изворотливая натура. Он пользуется любым удобным случаем навредить, сорвать переговоры, устроить войну или поссорить кого-нибудь. Либо просто потому, что он может, либо потому, что он только полубог и в Асгарде ему полноценного места нет как полукровке.
Когда Бальдру начинают сниться сны о смерти, а колдунья-провидица из Хельхейма предсказывает его смерть от руки брата, его родители, Один и Фригг, начинают сильно переживать. Отец печалится, а мать решает обойти весь мир и взять со всего живого и неживого клятву никогда не причинять вред сыну. Всё с ней соглашается, кроме омелы. Вероятно, Фригг не обратила внимания на маленький невзрачный росток безобидного растения и клятву с него не взяла. И тут боги решают поиграть в игру «Кинь в Бальдра любое дерьмо, потому что ему не больно и это весело». В бедного неуязвимого бога летят камни, копья и все, что попадается под руку, а он стоит и хохочет. Локи пользуется случаем, делает из омелы что-то вроде стрелы и вкладывает её в руку брата Хёда, брата Бальдра. Как и предсказывала колдунья, Бальдр умирает от руки брата. Дальше начинается целая эпопея с выкупом Бальдра из мира мёртвых и прочие интересные события.
В игровом мире Бальдр и его мать, Фрейя, очень хорошо проработаны как персонажи и основной сюжет с ними тесно связан. Они появляются в квестах с самого начала и вплоть до конца игры. В игре, правда, от светлого и прекрасного бога весны почти ничего не осталось. Бальдр несчастен, измучен и зол на мать за то, что она лишила его всех чувств заклятьем неуязвимости. Он не чувствует не только боли, но и холода, тепла и радости, поэтому не может полноценно наслаждаться своей жизнью. А какой ещё был выбор у матери, когда сыну грозит смерть? Даже когда Бальдр в ярости хочет задушить мать, Фрейя полностью ему поддается. Она сделает всё, лишь бы её сын был счастлив. Увы, Бальдр и в игре умирает, такова его судьба. Локи-Атрей снимает заклятие неуязвимости стрелой из омелы, после чего Кратос сворачивает Бальдру шею. Жуткий конец для матери, но счастливое избавление от страданий для сына. Смерть Бальдра — очень важное в скандинавской мифологии, а в сюжете God of War это то событие, с которого начинается конец света, Рагнарёк.
Рагнарёк
Все стремится к концу, в этом суть жизненного цикла: ночь сменяет день, осень приходит на смену лету, каждая жизнь рано или поздно заканчивается смертью. Идея цикличности у многих считается одной из основных, у германо-скандинавских народов в том числе. Все, что есть в легендах и песнях о богах и героях, ведет к Рагнарёку, концу света и гибели. В финальной битве погибнут все, останутся лишь единицы избранных, которые возродят жизнь на земле из пепла. Рагнарёк — одно из самых важных событий во всей мифологии, а в God of War и вовсе почти центральный сюжет.
Рагнарёк. Friedrich Wilhelm Heine, 1882
Согласно пророчеству в мифах, дети Локи примут непосредственное участие в Рагнарёке и будут сражаться против богов. Змей Ёрмунганд, волк Фенрир, владычица мира мёртвых Хель, пёс Гарм, охраняющий вход в Хельхейм — все они порождения хитреца Локи. Согласно прорицанию провидицы Вёльвы, смерть Бальдра от руки Локи станет началом. Затем последуют распри внутри семей, брат пойдет против брата, начнется вселенский хаос, да такой, что никому не ждать пощады и спасения. После этого придёт трёхсотлетняя зима Фимбулвинтер, волки в небе проглотят луну и солнце, погаснут звёзды. Три петуха прокричат о начале Рагнарёка: один в Йотунхейме, второй в Вальхалле и третий — в Хельхейме. Самым последним и финальным сигналом конца станет момент, когда Хеймдалль протрубит в рог Гьяллархорн. Армия йотунов и великанов выступит против богов, волк Фенрир освободится от своих оков и убьет Одина, Хеймдаль сразится с Локи, Тор убьет змея Ёрмунганда и погибнет сам от его яда. Погибнут все, кроме Мади, Могни, двух сыновей Одина и двух людей.
Когда по сюжету игры мы попадаем в мир эльфов, там идет война темных эльфов против светлых из-за Света Альвхейма. После победы светлых над тёмными, король последних, Свартальофурр, перед смертью предупреждает: «Мы совершили роковую ошибку”. Что это может быть за ошибка? Почему Фрейя перед входом в Альвхейм кричала, чтобы Кратос не заходил в Свет? Связана ли эта «роковая ошибка» с наступлением Рагнарёка? На Reddit есть теория, что свет подразумевался разработчиками игры, как своего рода трамплин для душ, который возвращает их в цикл жизни. Темные эльфы же пытаются перекрыть источник Света, нарушая этот цикл. Не могли ли мы, вмешавшись в процесс, ускорить наступление апокалипсиса?
Еще один знак конца света связан с Хельхеймом: души умерших перестали попадать в мир мёртвых, где им самое место. Из-за этого Хельхейм становится переполнен, и земли Мидгарда заполонили драурги и ходячие из Хеля. Атрей это заметил еще в самом начале игры и удивился, почему драурги стали появляться так близко от их дома. Кратос своими глазами увидел закрытые врата перед мостом во владения Хель и души, которые не могут попасть внутрь. Мост сторожит Хранитель, которого Кратос чуть позже убьет и вырвет его сердце, чтобы спасти сына. Убийство хранителя вполне могло повлиять на ход событий. За мостом видна гигантская птица — судя по всему, это один из петухов Рагнарёка.
Петух Хельхейма
Мы уже знаем, что Атрей — это Локи, в будущем он должен стать отцом чудовищам, которые в финальной битве сразятся с богами. Казалось бы, судьба пацана определена, но он — сын Кратоса. Нельзя недооценивать бога, который один раз уже смог отказаться от своей судьбы и изменить её. Кратос находится вне пророчеств, поэтому смог нарушить нормальный ход событий. Пацан ещё мал, а предвестье Рагнарёка уже случилось — Бальдр умирает, начинается долгая зима; процесс запущен раньше положенного времени на сто лет, если верить Мимиру. Бальдра фактически убивает Кратос, Магни и Моди тоже уже мертвы к этому моменту, хотя должны были выжить после Рагнарёка. Все йотуны в Йотунхейме тоже вымерли, хотя должны воевать на финальной битве, но здесь уже постарался Один.
Предсказания Фэй
Боги в God of War всеми силами пытаются не дать пророчеству Рагнарёка сбыться, но менять ход истории получается пока только у Кратоса, да и то не до конца. Óдин знал, что великаны пойдут против богов войной, поэтому сильно пригорал от сотрудничества Тюра с ними, всячески этому мешал, и в итоге великаны все умерли. Бальдр у порога дома Кратоса тоже появился не для того, чтобы драться. Вместе с Магни и Моди он искал мать Атрея, которая имела важное значение в судьбе мира: она тоже была великаншей, да ещё и предрекла ключевые события, да и вообще была матерью самого Локи на секундочку.
Боги все это время искали не Кратоса, они искали Фэй и Атрея, но не знали, что великанша уже превратилась в прах — игра начинается с того, что Кратос её хоронит. Он срубает последнее волшебное дерево и делает это с тяжестью на душе, потому что знает, что будет дальше. Особенные деревья были отмечены его покойной женой и защищали дом от взгляда богов. Срубив последнее, Кратос и Атрей становятся уязвимы. Но такова воля Фэй: дерево должно послужить топливом для погребального костра. Теперь, когда Кратос убил трёх богов, раскрыл неудобные секреты и срубил все охранные деревья, всевидящий Один нашел его и очень зол. Настолько зол, что в конце игры отправляет самого громовержца с молотом. А кто его не увидел, после окончания игры загляните домой поспать.
На этом наше путешествие заканчивается, но не заканчивается путешествие в мир скандинавских мифов, в игре осталось множество мелких намеков и загадок — тело великана Тамура, валькирии, Фафнир и другие. Обязательно посмотрите серию видеороликов с комментариями разработчиков, в которых очень подробно рассказывается про смысл и значение символов в начале игры, про бой с незнакомцем и болезнь Атрея. Надеюсь, что разработчики Santa Monica Studio продолжат снимать такие видео и еще больше пояснят персонажей и расскажут о работе над игрой. Пишите в комментариях то, что успели сами заметить, а я пойду следовать речам Высокого и пировать. Всем мёда в этом зале!