Внимание! В статье приведен текст документа!
Вопрос: Слышала от знакомых (ЮЗАО), что вышел некий указ министерства образования «О незаконных поборах». В связи с этим детским садам запрещено собирать деньги на фотографии, театры и подарки для детей, в том числе и новогодние. Кто-то слышал об этом? Знакомые говорят, что в их детском саду отменили празднование Нового Года, не разрешили родителям даже подарки приносить из дома.
Впереди Новый год, мне бы хотелось одинаковых подарков в группе младшего сына, т.к. дети в 3 года еще очень ранимые и болезненно реагируют на «чужое и новое». Кто что знает по этому вопросу?
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
3 ноября 2010 № 1640
О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы
Результаты проверок государственных образовательных учреждений, проведенных Департаментом образования города Москвы в соответствии с планом работы Департамента, а также в связи с обращениями граждан, свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны начальников окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, руководителей государственных образовательных учреждений за соблюдением требований Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», приказа Департамента образования города Москвы от 7 ноября 2007 года № 07/11 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся».
В нарушение действующего законодательства со стороны родительской общественности допускаются факты принуждения родителей к участию в так называемой «благотворительной деятельности», зачастую инициируемой педагогическими коллективами и руководителями государственных образовательных учреждений. О несоблюдении принципа добровольности при оказании финансовой помощи свидетельствуют фиксированные суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, решения родительских комитетов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан при внесении денежных средств.
Сбор денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в основном направляется на доплату работникам государственных образовательных учреждений, на обеспечение хозяйственными нуждами, на проведение ремонтных работ, а также на материально-техническое оснащение образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.
Неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов приводит к тому, что в государственных образовательных учреждениях оплата за оказание платных дополнительных образовательных услуг, целевые взносы физических и юридических лиц продолжают взиматься наличными денежными средствами, а не путем перечисления на лицевой счет государственного образовательного учреждения.
Работа окружных управлений образования, руководителей государственных образовательных учреждений проводимая с работниками учреждений, родительской общественностью по предупреждению нарушений законодательства при привлечении дополнительных финансовых средств, зачастую носит единовременный и эпизодический характер.
В результате проверок установлено, что в ряде государственных образовательных учреждений ежегодные публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств не рассматриваются на заседаниях родительских комитетов, а также на заседаниях органов самоуправления государственных образовательных учреждений. Информация о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг, привлечения целевых взносов и пожертвований, размещенная на стендах государственных образовательных учреждений, как правило, не содержит оперативных сведений об объемах дополнительного финансирования, а также о расходовании поступивших средств.
В целях предупреждения незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, а также соблюдения принципа добровольности при привлечении денежных средств граждан
приказываю:
1. Руководителям государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы:
1.1. Не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений, принуждения со стороны работников учреждений, органов самоуправления и родительской общественности к сбору денежных средств, внесению благотворительных взносов.
1.2. Установить, что руководители государственных образовательных учреждений несут персональную ответственность за оказание платных дополнительных образовательных услуг, порядок привлечения и расходования благотворительных средств (добровольных пожертвований), поступающих на лицевой счет государственных образовательных учреждений, а также за информирование родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников по данному вопросу.
1.3. Неукоснительно исполнять требования Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования», Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
1.4. Представлять ежегодно публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в государственном образовательном учреждении.
1.5. Обеспечить размещение полной и объективной информации о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг, порядке привлечения целевых взносов и пожертвований, порядке обжалования неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в государственном образовательном учреждении в доступном для родителей (законных представителей) месте.
1.6. Довести до сведения родителей (законных представителей) информацию о постоянно действующей «горячей линии», открытой Департаментом образования города Москвы, по вопросам незаконных денежных сборов в государственных образовательных учреждениях (информационный портал «Московское образование» — www.mosedu.ru).
2. Начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, руководителям структурных подразделений Департамента образования города Москвы:
2.1. Осуществлять постоянный контроль за организацией платных дополнительных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях.
2.2. Организовать работу постоянно действующей «горячей линии» по вопросам незаконных денежных сборов в государственных образовательных учреждениях.
2.3. По всем обращениям родителей (законных представителей), связанным с нарушением порядка привлечения дополнительных финансовых средств, проводить проверки.
2.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей, допустивших нарушение прав граждан при оказании платных дополнительных образовательных услуг и привлечении благотворительных средств и применять меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Принять во внимание, что за нарушение правил оказание платных дополнительных образовательных услуг предусмотрена административная ответственность установленная частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Городская служба мониторинга в сфере образования Департамента образования города Москвы»:
4.1. Осуществлять мониторинг поступающих обращений и звонков граждан по вопросам незаконного сбора денежных средств на «горячую линию».
4.2. Ежедневно информировать руководителя Департамента образования о результатах мониторинга.
5. Управлению по контролю и надзору в сфере образования:
5.1. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства в области образования в части оказания платных дополнительных образовательных услуг.
5.2. Привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших норму Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части оказания платных дополнительных образовательных услуг.
6. Контрольно-ревизионному управлению уделять особое внимание в ходе плановых проверок и ревизий государственных образовательных учреждений вопросам привлечения и расходования внебюджетных средств.
7. Пресс-секретарю Департамента образования города Москвы Гаврилову А.В..:
7.1. Проинформировать средства массовой информации о работе «горячей линии» Департамента образования.
7.2. Оказывать содействие средствам массовых информаций в освещении работы «горячей линии» и мерах, принимаемых Департаментом образования по недопущению неправомерных сборов денежных средств.
8. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 7 ноября 2007г. № 07/11 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников».
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальников окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, Управление по контролю и надзору в сфере образования, Контрольно-ревизионное управление, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городская служба мониторинга в сфере образования Департамента образования города Москвы».
Исполняющий обязанности руководителя
Департамента образования города Москвы О.Н. Ларионова.
Содержание
- Как родителям реагировать, когда в школах и садах им предлагают добровольно-принудительно сдавать деньги? Что они могут сделать, чтобы проблемы образовательных учреждений решали те, кто это обязан делать по закону?
- —————————————— «Очень часто бывает, что в родительский комитет идут родители троечников. Зачем они это делают? Чтобы выслуживаться перед школой за своего ребёнка» ——————————————
- —————————————— «Родителям не надо ничего обосновывать. Ссылка на один документ – Конституция РФ, в которой говорится, что образование в стране общедоступное и бесплатное» ——————————————
- Борцы за справедливость
- Молчание бьет по кошельку
Как родителям реагировать, когда в школах и садах им предлагают добровольно-принудительно сдавать деньги? Что они могут сделать, чтобы проблемы образовательных учреждений решали те, кто это обязан делать по закону?
Своим опытом в решении этих и других вопросов в сфере образования с читателями Newsvo делится Валерий Ярышев. Он несколько лет возглавлял родительский комитет школы №8 и родительский комитет города Вологды, а сейчас ведёт группы ВКонтакте, в которых помогает родителям разбираться в тонкостях школьных и детсадовских финансовых перипетий.
— Валерий Валентинович, расскажите про ваш опыт. Как вы решали проблему сбора денег с родителей?
— Началось всё с того, что в 2008 году директор школы №8 убедила меня возглавить школьный родительский комитет. Мы провели родительское собрание, на котором перечислили список проблем школы. Крыша текла, актовый зал не работал, и т.д. Я всё записал. Спрашиваю: «Кто будет заниматься решением проблемы?» Здесь уже сложнее. Всем некогда. Ну, если некогда, значит, не проблема. Кто-то взялся за решение проблемы с крышей. А я занялся учебниками.
В те годы родители должны были сами покупать учебники. Я даже не был против. Но весь город покупал учебники в книжных магазинах, и там стояли огромные очереди, а я не люблю очереди.
Тогда я встретился с руководителем одного книжного магазина. Спрашиваю: «Если я у вас оптом учебники куплю, то насколько дешевле будет?» Он говорит: «Процентов на двадцать». «А если я их куплю не в июне, а в январе?» Оказалось, что аж на пятьдесят процентов дешевле для родителей выйдет!
А потом я почитал закон об образовании, и оказалось, что закупать учебники должны за счет областного бюджета! Я сразу: «Зорька, стой!» И уже через год губернатор Позгалёв объявил по областному радио, что есть такой Ярышев, который, в общем-то, по форме неправ, но по сути правильно указал, что учебники должны закупаться за счет областного бюджета.
—————————————— «Очень часто бывает, что в родительский комитет идут родители троечников. Зачем они это делают? Чтобы выслуживаться перед школой за своего ребёнка» ——————————————
— Как вы дошли до Позгалёва?
— Я писал на своём сайте родительского комитета, отправлял письма всем: президенту, губернатору, во все политические партии. С Николаем Михайловичем Колыгиным, тогдашним начальником управления образования, орали друг на друга. Поорём, а потом решаем все вопросы. И лёд тронулся! Колыгин написал письмо в департамент образования, сколько денег нужно на учебники. А до этого просто никто денег на учебники не запрашивал! Он написал это письмо в декабре, а в марте Позгалёв сообщил, что все учащиеся Вологодской области будут обеспечены учебниками за счет областного бюджета. С тех пор детям всей Вологодской области учебники выдают в школах бесплатно (ред. – если где-то не выдают, это нарушение).
Мне потом ещё предъявили, что это Ярышев обвалил книжный рынок Вологды. Некоторые магазины, мол, жили на продаже учебников родителям, а потом это всё прекратилось, и книжные магазины позакрывались.
— Какие ещё проблемы удалось решить в то время?
— Мы создали городской родительский комитет, собрали председателей родительских комитетов других школ. Когда я перед этим запросил координаты этих председателей родительских комитетов в школах, то мне отказали сначала. Ведь я все действия публично описывал на своём сайте, это всех раздражало. И мне Колыгин тогда признался, что у него рабочий день начинался с чтения моих записей. В итоге у нас получалось, что я напишу в 6 утра, он в 8 прочитает, к обеду уже всё решено!
В итоге мы объединили в совете родителей представителей порядка 20 школ Вологды. Самых активных нас было десять. Нам повезло, у нас у всех дети были талантливыми. Ведь очень часто бывает, что в родительский комитет идут родители троечников. Зачем они это делают? Чтобы выслуживаться перед школой за своего ребёнка. Такие председатели родительских комитетов готовы делать всё, о чём попросит школа. А на наших детей, попробуй-ка, надави! Они победители олимпиад, конкурсов, чемпионы в спорте и танцах. Дети все умные и активные, и родители все такие же. Очень хорошая компания собралась.
— Как родителю поступать, когда в школе или в саду его просят добровольно-принудительно сдать деньги? Как обосновать свою позицию?
— Родителям не надо ничего обосновывать. Ссылка на один документ – Конституция Российской Федерации, в которой говорится, что образование в стране общедоступное и бесплатное. Точка. Никаких плат быть не должно. Обосновывать должны те, кто деньги просит. Представьте, что вы председатель родительского комитета. Давайте проведём деловую игру. Попробуйте попросить у меня денег, как у родителя.
— Эээм… Посмотрите, какие у нас окна. Вот поднесите руку, чувствуете, как сильно дует? Дети будут болеть!
— Действительно, дует. Давайте, составим акт о том, что окно плохое. Мы вашу проблему осветим на сайте родительского комитета и поднимем на родительском собрании школы. После этого я пишу в своей группе Родительского комитета: «Ко мне обратился председатель родительского комитета такой-то школы такого-то класса Иванова Марья Ивановна. Сказала, что в школе в безобразном состоянии окно». На кого директор потом будет бочку катить?
— На Мариванну.
— Правильно. Я-то тут ни при чём, меня всё устраивало. И доказывайте Мариванне, что оно не дует. Мне-то доказывать не надо. Но Мариванна не сама же придумала это окно, ей же или директор, или учитель сказала. Когда я был в родительском комитете класса, то первым делом на собрании спрашивал учителя: «Ольга Васильевна, у нас проблемы есть»? – «Валерий Валентинович, у нас проблем нет». У нас в классе был ремонт, новая доска, новые парты, новые пластиковые окна.
— За чей счёт? За счёт школы?
— А за чей ещё? За мой что ли? У меня денег нет.
Так вот я пишу на своём сайте: «Мариванна сказала, что у них в классе плохое окно, поэтому давайте проведём его комиссионное обследование. В комиссию предлагаю включить Мариванну как инициатора и представителя школы». А как составлять такое обследование? Помогу. Вот шаблон. Обращайтесь!
—————————————— «Родителям не надо ничего обосновывать. Ссылка на один документ – Конституция РФ, в которой говорится, что образование в стране общедоступное и бесплатное» ——————————————
— Приведите пример, как это работает.
— Вот у нас был пример в школе №8. Испортились парты, девочки колготки рвут. Знакомая проблема? Провели родительское собрание, составили протокол. Во исполнение решения родительского собрания, допустим, 8А класса я обращаюсь к директору школы, что парты в неудовлетворительном состоянии, прошу их заменить. Что директор ответит? Заменила, да и всё. Ко мне один раз только дочка подошла и спросила: «Папа, можно мы сами покрасим эти парты». – «А что?» — «Нам хочется». – «Хорошо, красьте». Где они брали краску? Я не в курсе даже.
— Это в школе, а на примере садика, как отремонтировать то же самое окно?
— Давайте начнём не с окна, а с самого начала. Во-первых, надо избрать нормальный совет родителей. В законе об образовании, кстати, нет понятия «родительский комитет», есть только «совет родителей». Казалось бы, тот же конь, но вид с боку. Совет родителей представляет интересы несовершеннолетних учащихся. Я вот, например, не хочу бороться с председателем, который в этом ничего не понимает и выполняет всё, о чём его просит заведующая. Я приду на первое же собрание и скажу: «Избирайте меня председателем». Так, например, произошло в вологодском детском садике «Малышок», где сейчас председатель Кирилл Шелепин.
У него ведь какая ситуация была? Его дом стоит по Малой Сибирской улице, на ней находится буквально один дом. Так вот сейчас эта маленькая улица в районе хлебокомбината в идеальном состоянии: она заасфальтирована, там освещение, там всё! Он этой улицей вынес мозг всей администрации. Вы съездите на экскурсию, посмотрите результат!
Когда его ребенок пошел в детский сад, начались проблемы – ворота на территорию детского сада не закрывались. Администрация говорила, что это невозможно. Теперь в этом детском саду ворота и калитка закрыты всегда. Это единственный детский сад, территория которого заасфальтирована полностью, все дорожки недавно были поменяны. Там начали обновлять уличное освещение возле детсада, поставили снегозащиту на крышу. Всё за счёт средств, выделяемых детскому саду, благодаря грамотной работе председателя совета родителей.
Поэтому сначала избираем совет родителей, который будет представлять интересы детей. Лучше возглавить его самому.
Во-вторых, из чего складывается плата. Ничего бесплатного нет. Бесплатно – значит, за счет бюджета. Но в детских садах наше государство изначально родителей обмануло. Ведь раньше не было такого понятия «родительская плата», а потом они взяли и разделили: «Образование-то у нас бесплатное, но там есть услуга по присмотру за детьми! Вот эта услуга платная». Что в эту услугу входит, никто толком не знает. Практически денег родителей хватает только на питание.
Оплата дошкольного образования складывается из нескольких пунктов: федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет и плата родителей. Всё, родители заплатили. Какие вы ещё-то хотите деньги собирать? Если вы считаете, что денег не хватает и родителям нужно платить ещё, так вы обоснуйте это и повысьте официальную плату за сад. Но ведь не идёт же государство на это.
— Откуда берутся финансы на учебники и на ремонт?
— Деньги закладываются в бюджет. Когда они туда закладываются? В июне-июле формируется бюджет. Получается, что заведующая в июне-июле должна отправить эту заявку на выделение необходимой суммы в управление образования и сказать: «У меня 100 окон надо заменить». Эти данные управление образования должно собрать и выдать в городскую думу: «Нам нужны такие средства для всех школ города».
На заре моей деятельности я встретил Игоря Степанова, который тогда был главой городской думы, спрашиваю: «Игорь Васильевич, чего вы Молодцову денег не даёте на ремонт школ?» Он сказал: «Сколько Молодцов денег просил, столько мы и дали». И это было правдой.
Почему так происходит? Директор школы понимает, что на ремонт в этом году нужен, допустим, миллион. Она пишет заявку на миллион и отправляет управление образование. Ей оттуда звонят: «Вы что? Какой миллион? У нас на всех столько. Можем дать только 100 тысяч. Забирайте свою заявку и присылайте на сто тысяч». Директор или завхоз пишут новую заявку на сто тысяч и отдают в управление образования. А потом те деньги, которых не хватает, в лучшем случае, собирают с родителей. В худшем ничего не делают.
А другая директор напишет, что всё хорошо и даже ста тысяч не нужно. Но вы беспокоитесь за детей или за кресло? Понятно, они беспокоятся за кресло, поэтому деятельность родителей и нужна.
Если заведующая каждый раз в заявке будет писать ту сумму, которая действительно нужна, то её уволят и поставят более сговорчивую. Но во многом уволят её или нет зависит от коллектива и родителей. Если родительский комитет и коллектив сильные, они такого не допустят.
— А если не хочется идти в родительский комитет, но и сдавать деньги не хочется?
— Тогда на запросы о сдаче денег отвечайте, чтобы просьбу сформулировали в письменном виде: кто просит, на что просит, сколько просит. Подпись и печать. Как вы думаете, после такой вашей просьбы, кто вас попросит хоть ещё что-то сдавать?
— Думаете, у садика сразу найдутся деньги на окна и канцтовары?
— А вы попробуйте. Другой вопрос, если деньги у них не найдутся и дело не будет сделано, то тут уже другой вариант развития событий. Почему детям не предоставляют то, что обязаны предоставить по закону?
Детский сад работает по учебной программе, которая опубликована на его сайте. Одно из составляющих этой программы – материальное обеспечение. То есть всё, чем занимаются с детьми в садике, написано в этой программе. Там написано, сколько должно быть карандашей, бумаги, пластилина и т.д.
Ничто не мешает родителям перед учебным годом прийти в детский садик и спросить: «Покажите, как обеспечена учебная программа». Если чего-то не хватает, сад нарушает учебную программу, которая должна быть обеспечена за счет областного бюджета.
— То есть у Кирилла Шелепина в садике никто ни на что не собирает?
— Насколько я знаю, в его группе нет, а в саду собирают. Начинать надо не со сбора денег, а с собственного достоинства. А у нас у людей собственного достоинства нет, все боятся.
В тему
Когда поборы в школах и детских садах незаконны и что с этим делать
Полезные ссылки:
Совет родителей Вологодской области
Родительский комитет Вологда
Борцы за справедливость
Идея открыть волонтерский центр пришла в голову молодому отцу Александру Бологову несколько лет назад, когда в детском саду ему выдали квитанцию с просьбой «добровольно» перечислить деньги на счет организации по установке пластиковых окон. Затем в саду началась новая форма поборов в виде почти ежедневных приездов платных театров, за посещение которых с каждого ребенка стали собирать по 150-200 рублей.
— Когда в сад приехал планетарий, я отказался платить. Тогда все дети пошли, а мой ребенок остался в группе один, хотя это законом запрещено. Вечером, когда я пришел забирать сына, подбежала социальный психолог и начала мне хамить, заявив: «Из-за таких, как вы, дети вот такими и вырастают!» Я переспросил: «Какими такими? Борцами за справедливость?» После этого я поговорил с заведующей, и на следующий день психолог передо мной извинилась: «Ну я же не знала, кто вы такой!» А какая разница, кто я такой? Педагоги должны одинаково общаться со всеми, — рассказывает Александр Бологов.
С аналогичной проблемой поборов столкнулся знакомый Александра Кирилл Ишутин. Ему в детском саду предложили за свой счет построить веранду.
— Мы хотели, чтобы эти траты были оплачены за счет бюджета. Статья 43 Конституции России гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Установление денежных сборов не допускается, — пояснил Александр Бологов.
Вооружившись законами, Александр и Кирилл отстояли право своих детей на бесплатное дошкольное образование. Но если проблему с окнами удалось решить достаточно быстро, то на установку веранды ушло целых три года. Когда ее наконец возвели, сын Кирилла уже пошел в первый класс.
— Когда я написал письмо на имя губернатора по поводу веранды, заведующая возмутилась: «Зачем ты это сделал?» Я удивился: «Как зачем? Вы говорите, что моему ребенку нужна веранда, и хотите, чтобы я ее купил? А почему родители должны взять в руки мастерки и построить только веранду, а не еще один садик?»
Департамент образования дал детскому саду предписание построить веранду, однако спустя год ничего не изменилось. Тогда я обратился в департамент повторно и при этом привлек к освещению проблемы СМИ. После этого веранду построили, — рассказал Кирилл Ишутин.
Молчание бьет по кошельку
Активность родителей, недовольных поборами, пришлась по вкусу далеко не всем местным чиновникам.
С проблемой поборов сейчас сталкивается практически каждая семья, отправившая ребенка в образовательное учреждение
— Одна дама в управлении образования устроила мне целую лекцию на тему: «Да такие, как вы, жгли и ломали веранды! А вы знаете, что это непатриотично?», — вспоминает Кирилл Ишутин.
После этого на некоторых информационных ресурсах стали появляться ругательные публикации в адрес активистов, а им самим и членам их семей на телефоны начали поступать сообщения с угрозами и оскорблениями.
Несмотря на это, активисты не прекратили работу и продолжили расследование ситуации с незаконными поборами.
Когда о борьбе родителей за бесплатное образование стало известно за пределами Владимира, волонтеров пригласили в Москву, предложив им поделиться опытом со зрителями «Первого канала». После выхода телепередачи на центральном телевидении за советами к Александру и Кириллу начали обращаться родители со всей страны. И в последнее время таких обращений стало особенно много.
По данным общественников, с проблемой поборов сейчас сталкивается практически каждая семья, отправившая ребенка в детский сад или школу. Самая частая причина поборов — нехватка госфинансирования. Некоторые образовательные учреждения финансируются из бюджета только на 20-40 процентов от реальной потребности, остальное педагоги добирают с родителей. При этом нередко в учебных заведениях семьям предлагают оплачивать установленную администрацией фиксированную сумму «добровольных платежей» ежемесячно.
— Иерархия в системе образования выстроена так, что администрация учебных заведений просто боится сказать публично о том, что им не хватает денег, им проще выставить счет родителям. Всеобщее замалчивание проблемы приводит к тому, что при принятии городского бюджета в него не закладываются необходимые средства, — поясняют активисты.
По данным общественников, в 90 процентах случаев родители не придают огласке факты принудительных платежей, так как боятся, что это отразится на ребенке.
— Я решил на своем примере показать, что нечего бояться. Записал видео с рассказом о том, что с поборами можно и нужно бороться. Как показывает опыт, лучшее оружие против незаконных поборов — это именно открытость: публикации в СМИ, соцсетях. Никакого ухудшения отношения к нашим детям нет: когда проблема выходит на поверхность — это для детей лучшая защита, — считают Александр Бологов и Кирилл Ишутин.
Изучив ситуацию с «добровольными» платежами в детсадах и школах, владимирцы поняли, что жителям не только их региона, но и всей страны необходима дополнительная помощь. Они создали сайт «Нет поборам!», где разместили необходимую юридическую информацию и памятку для родителей и сотрудников образовательных учреждений, которую посетители сайта начали активно скачивать, распечатывать и повсеместно распространять. К удивлению общественников, администрации многих учреждений, в том числе школ, согласились разместить на своей территории и памятку, и информацию о так называемой «горячей линии против поборов».
После этого родители из других городов, которые получили юридические консультации у владимирских активистов, начали аналогичную работу в своих школах. Так, в Краснодарском крае родителям удалось избежать «добровольных пожертвований» на установку кондиционеров.
Сергей Черемнов, заместитель руководителя комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области:
— По данным департамента образования, в последнее время жалоб на поборы стало значительно меньше. Как только они поступают, такие жалобы сразу передаются в органы прокуратуры. Многие учебные заведения уже отрегулировали этот вопрос: все решается на уровне родительских комитетов, и решается исключительно в добровольном порядке.
Контакт
Волонтерская общественная приемная по предотвращению незаконных денежных сборов в образовательных учреждениях — http://netpoboram.ru
Родителям на заметку
1. Родители не обязаны оплачивать содержание зданий и их охрану, а также техническое и иное оснащение образовательного процесса.
2. Родительский комитет вправе принять решение о сборе денег только в отношении себя самих, а не родителей всех детей.
3. Администрация и иные лица не вправе принимать наличные денежные средства и требовать предоставления квитанции о зачислении денег на расчетный счет учреждения.
4. Жертвуя денежные средства, вы имеете право:
— в течение десяти дней с момента перечисления денег подать обращение в учреждение, указав в нем целевое назначение перечисленных средств;
— получить информацию о целевом расходовании переданных безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на сайте учреждения;
— обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном или судебном порядке;
— сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц в контрольно-надзорные и правоохранительные органы.
Этот конфликт, пожалуй, такой же вечный, как война между свекровями и невестками. Но обычно жалуются «рядовые» родители — по их мнению, комитет ведет себя уж слишком дерзко. Мы решили посмотреть на ситуацию с другой стороны баррикад.
Чем больше я узнаю родителей, тем меньше люблю людей.
Вот уже второй год я состою в родительском комитете класса сына. И второй же год меня мучает вопрос: как такие милые в большинстве своем люди, если общаться с ними по отдельности, могут быть такими невыносимыми в родительском чате.
Мама «Где отчет?»
Больше всего ее волнует, на что потрачены деньги. Она требует выкладывать чеки за каждую бутылку воды, за каждый купленный для класса плакат. Она не поленится суммировать все траты, ведь в ее мире все члены родительского комитета только и думают, как бы присвоить лишнюю сотню из общих денег. И не дай бог отчитаться хотя бы на три дня позже или потерять какую-то квитанцию. Жалоба директору школы, а то и заявление в прокуратуру обеспечены.
Мама «Почему так дорого?»
Нет, она не отказывается сдавать деньги. Но ей всегда кажется, что можно было бы найти и подешевле.
«Зачем такие дорогие тетради, вот здесь они намного меньше стоят».
И ей без разницы, что это «здесь» в часе езды от школы. Что родительский комитет — это не должность на зарплате, а жест доброй воли. Если там дешевле, надо съездить, и точка. Вопрос, кто оплатит дорогу или бензин, где взять этот лишний час времени, она не поднимает.
Мама «Это лишнее»
Она сдает деньги строго на школьные нужды. Все остальное в ее глазах — блажь и прихоть. Школа должна учить, а дарить подарки и организовывать досуг — семья. Если экскурсии нет в школьной программе, значит, она и не нужна. 23 февраля и 8 Марта — лишние гендерные праздники, а новогодней елки достаточно и школьной, бесплатной. Все остальное — лишний пафос и антураж. Подарки учителям? Нет, я не буду их дарить.
Мама «а вот у моего старшего…»
«А вот дочка учится в пятом классе, они на экскурсии ездят каждый месяц, а мы редко». (А потому что, если будем ездить чаще, возмутятся мамы «так дорого».)
«А вот сын когда учился, школа всем обеспечивала». (Без комментариев.)
«А вот у старшего в классе меньше собирают». (Так у них в средней школе уже и нужд поменьше.)
При этом она все сдаст, отправит ребенка на экскурсию. Она ж не против. Она так, просто поговорить. Но ведь это каждый раз новая дискуссия на 100 сообщений. А смысл?
Мама «А что задали?»
Честно говоря, я думала, что с массовым внедрением электронных дневников этот вопрос исчез за ненадобностью. Ну правда, куда уж проще — не записал ребенок в обычный дневник, посмотри в онлайн-версии. Дел на три секунды.
Но нет! И более того, домашнее задание в общем чате спрашивают одни и те же мамы. То есть мало того, что их дети систематически не записывают задание, они за все это время не удосужились подключить электронный дневник. И ладно бы он не работал, в некоторых школах его и правда ведут так себе, но у нас-то работает.
А знаете, что хуже таких родителей? Те, кто спрашивают уроки у родительского комитета в личных сообщениях. Минимум три раза в неделю. Даже когда мой собственный ребенок на больничном! И их ничего не смущает. Удивительно, правда?
Мама «Я бы сделала лучше»
«Я бы сделала не просто чаепитие, а пригласила аниматоров. Как-то тухло у вас получилось».
«Я бы нашла лучше экскурсию/комфортнее автобус/интереснее спектакль».
«Какие дурацкие подарки выбрали для детей на Новый год. Вот я бы…»
Эта мама чем-то похожа на маму «почему так дорого» (иногда это два в одном). Но если та недовольна исключительно ценами, эта всеми своими высказываниями дает понять: зря никто не умолял и не умоляет ее взять бразды правления в свои руки.
Впрочем, если ей предложить что-то реально сделать, она, как правило, находит множество причин, чтобы отказаться. Или же возмутится, что бюджета комитета не хватает на ее гениальные идеи. Ну, извините, больше денег нет.
Мама «Да вы просто своих детей пропихиваете!»
Она подозревает членов родительского комитета в чрезмерной близости к учителю. Формально такая мама права. Родком — это все же связующее звено между педагогами и родителями. Но тут речь об ином.
«Ваш сын заявлен на олимпиаду по русскому, потому что у вас хорошие отношения с учителем». Нет, мне не послышалось, мне и правда такое сказали.
Здесь вот не хвастовства ради: у сына правда очень хорошо с русским. На порядок лучше, чем у одноклассников. И на олимпиаду он был заявлен абсолютно заслуженно. Но нет, я же в родкоме. Значит, по умолчанию все нечестно.
Интересно, а его призовое место — тоже результат моих отношений с учителем? Нет, лучше не буду уточнять.
Мама «Ой, я забыла»
«Как, экскурсия уже завтра?! Ой, а я забыла вам деньги отдать. Можно вы сейчас за нас положите, а я потом передам».
«Ой, а мы вообще записывались на экскурсию? Я не помню…»
«Как, надо было в парадной форме сегодня приходить? Ой, я не видела сообщений».
«Ой, я не дала дочке денег на обед. Кто-нибудь, можете занести в школу, я вам переведу».
Кстати, очень часто это та же мама, которая всегда спрашивает домашнее задание.
Мама «Я с вами не разговариваю»
Она читает все сообщения, но практически никогда на них не отвечает. Она игнорирует предложения об экскурсиях, прочих мероприятиях. Вы никогда не понимаете, рассчитывать на ее ребенка или нет. Чтобы узнать ее мнение, приходится писать в личные сообщения. И не факт, что вам ответят. С такой мамой получает общаться только через учителя.
Мама «Я не буду ничего сдавать»
Конечно, она в своем праве. И никто не заставляет. Только раздражает чересчур агрессивная позиция. Она не сдает деньги принципиально, считая, что школа должна обеспечить всем. А если чем-то не обеспечивает, значит, это и не надо.
Только вот, увы, современная школьная жизнь куда сложнее. А ее ребенок точно так же, как и все остальные, пьет воду из кулера, вытирает руки бумажными полотенцами и сидит за общим столом на праздниках. Ну и в чем тут принцип? В том, что другие заплатят?
Мама «Я не читаю общий чат»
Справедливости ради, куча сообщений не по делу правда раздражает. Но повторять всю важную информацию каждому в личные сообщения — это раздражает еще больше.
А особый тип раздражения — это родители, которые заходят в общий чат, чтобы задать вопрос, который обсуждался буквально 5 сообщений назад. Но им же никак не пролистать чуть назад. Они лучше в очередной раз спросят, когда линейка.
Любовь Высоцкая