После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии
Ездра, его родословие и характеристика
После сих происшествий (ср. Быт XV, 1; XXII, 1 и др) — обычное у библейских писателей выражение, указывающее на то, что следующий далее рассказ относится к событиям позднейшим сравнительно с описанными выше. Время совершения этих событий, однако, точно не указывается. В царствование Артаксеркса. В подлинном тексте персидский царь, в правление которого Ездра вышел из Вавилона, называется Артахшашта. И. Флавий (Древн. XI, 5 и д), а за ним и некоторые старые исследователи (Михаелис, Фриче) полагали, что под Артахшаштой в гл. VII писатель 1 Езд разумеет Ксеркса, другом которого, по И. Флавию, был Ездра, Новейшие экзегеты, как и наши слав. и русск. переводы, обычно отождествляют Артахшашту с Артаксерксом (ср. 1 Езд IV,6 ). Но имя Артаксеркса носили три персидских царя: Артаксеркс I Лонгиман (465-424), Артаксеркс II Мнемон (405-358) и Артаксеркс III Ox (358-338). Спрашивается: при каком из трех поименованных царей прибыл в Иерусалим Ездра? Ввиду того, что писатель рассматриваемой нами книги употребляет имя Артаксеркса без всяких определений, поставленный вопрос решается различно. По традиционному пониманию кн. Ездры, разделяемому нашими отечественными экзегетами, а также и многими западными, прибытие Ездры в Иерусалим произошло при Артаксерксе I Лонгимане около 459 г. до Р. X. Ганеберг, Каулен, Масцеро, Де-Сольси полагают, что Ездра пришел в Иерусалим при Артаксерксе II Мнемоне. В неразрывной связи с рассматриваемым вопросом стоит и выдвинутый в последнее время вопрос о хронологическом отношении деятельности Ездры к деятельности Неемии. Именно: по 1 Езд VII, Ездра прибыл в Иерусалим в 7-й год Артаксеркса. В 20 год Артаксеркса (Неем II, 1) прибыл в Иерусалим Неемия, восстановил стены города, действуя вместе с Ездрой, и возвратился в 32-й год того же Артаксеркса в Сузы. Немного спустя Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим (XIII, 6). По традиционному мнению, все эти факты относятся ко времени Артаксеркса I Лонгимана (465-424), причем миссия Ездры предшествовала миссии Неемии. В настоящее время однако же мнение это подвергнуто сильному сомнению, и многими исследователями предлагается иной хронологический порядок отмеченных выше фактов. Так, по Гоанакеру, первое прибытие Неемии и построение иерусалимских стен падает на 20-й год Артаксеркса I Лонгимана (445 до Р. X.), прибытие же Ездры в Иерусалим было после этого, именно в 7-й год Артаксеркса II Мнемона (398 г). По Белланже, Лягранжу, Имберту первое посещение Неемией Иерусалима, происшедшее до прибытия Ездры, имело место в правление Артаксеркса ІІ, а прибытие Ездры произошло в 7-й год Артаксеркса ІІІ. Свидетельства источников, по-видимому, благоприятствуют более традиционному представлению хода событий и признанию прежде всего того, что деятельность Ездры предшествовала прибытию в Иерусалим Неемии (а не наоборот). Так, 1) в рассказе писателей кн. 1 Езд и Неемии, излагаемом, как видно по всему, в порядке хронологической последовательности, сначала говорится о Ездре (гл. VІІ-X), а потом уже о Неемии (Неем I). 2) Ездра при своем прибытии в Палестину, как видно из гл. VІІ-Х, не застал здесь областеначальника Иудеи. Этого нельзя объяснить ни тем, что Ездра прибыл вовремя путешествия Неемии ко двору персидского царя, так как это путешествие падает на 20-32 гг. Артаксеркса, а Ездра прибыл в 7-м году, ни тем, что Ездра прибыл после окончания вторичного наместничества Неемии, так как лица, прибывшие с Ездрой по VII гл., не могли бы тогда находиться в Иерусалиме уже при Неемии (Неем II). В силу этих соображений, неупоминание в 1 Езд VII-X о наместнике персидского царя в Иудее естественнее всего понимать в том смысле, что Ездра прибыл ранее Неемии. 3) В пользу традиционного мнения о прибытии Ездры в Иерусалим прежде Неемии может свидетельствовать и то почетное положение, которое занимает Ездра уже во время первого наместничества Неемии (Неем II), Это положение, естественнее всего думать, создалось той деятельностью, которая описывается в 1 Езд VII-X, и которая, таким образом, падает на время до прибытия Неемии. 4) В качестве возражения против традиционного мнения о хронологической последовательности миссии Ездры и Неемии Гуанакер выставляет то, что Иерусалим во время Ездры представляется (1 Езд VII-X) устроенным и населенным. В такое состояние город, полагает Гуанакер, был приведен, как видно из источника (Неем III-IV), только Неемией, деятельность которого, значит, предшествовала прибытию Ездры. Но это соображение не может быть признано имеющим особенную силу. В 1 Езд VII-Х не упоминается о неблагоустроенности Иерусалима, но это не значит, что Иерусалим был уже окончательно устроен. Выражение 1 Езд ІХ-X («и дали нам ограждение в Иудее и Иерусалиме») не yказывает на существование иерусалимских стен. 5) B 1 Езд IV, 7-23 сообщается, что персидские чиновники вместе с представителями некоторых племен обратились с жалобой к Артаксерксу по поводу построения иудеями стен Иерусалима. Из выражения IV, 12 иудеи, которые вышли от тебя следует заключать, что в жалобе идет речь о переселенцах, прибывших в правление Артаксеркса. Но из источников известно, что при Артаксерксе возвратилась только одна партия переселенцев» — именно та, с которой пришел Ездра (VII, 1-8). Следовательно, и попытка восстановления стен Иерусалима, о чем говорится в жалобе, принадлежит именно Ездре. Попытка эта не удалась, так как постройка стен была прекращена сильной вооруженной рукой (1 Езд IV, 23). С этим свидетельством должно сопоставить известие Неем I, 2-4. Здесь сообщается, что Ханания принес известие Неемии о бедствии и унижении иудеев и о том, что стена Иерусалима разрушена и ворота его сожжены огнем. Это известие и побудило Неемию ходатайствовать об отправлении его в Иерусалим (Неем II). Из сопоставления 1 Езд IV, 7-23 и Неем I, таким образом, следует заключать, что Ездра прибыл в Иерусалим ранее Неемии. Временем прибытия Ездры, согласно традиционному представлению хода событий, было правление Артаксеркса I Лонгимана (465-424). Это видно из того, что в числе современников Ездры и Неемии называется первосвященник Елиашив, внук Иисуса. Так как Иисус исполнял обязанности первосвященника около 520 г., то время служения его внука (а след. время деятельности Ездры) нет оснований отодвигать дальше 465-424 гг., т.е. дальше правления Артаксеркса I. Упоминание в кн. Ездры имени Артаксеркса без ближайшего определения также более понятно, если разуметь Артаксеркса I. Писатель, знающий несколько царей этого имени, не мог не обозначить яснее, о каком царе он говорит. Имя Ездры, по объяснению Оригена, означает βοηθός, по Иерониму adjutor, «помощник». Родословие Ездры имеет целью доказать, что он происходит от Аарона. Сравнение с 1 Пар VI, 2-14, где перечисляются потомки Аарона, показывает, что в родословии 1 Езд VII, 1-5 некоторые предки опущены, может быть, по ошибке переписчиков. Ездра называется сыном Сераии. Но между Ездрой и Сераией лежит период около 130 лет, так как Сераия по 1 Пар VI, 1 был отцом уведенного в плен первосвященника Иоседека и по 4 Цар XXV, 18-21 был умерщвлен в Ривле по повелению Навуходоносора. Поэтому Сераия, очевидно, не был отцом Ездры и, таким образом, ближайшие предки Ездры опущены, может быть, потому, что они не были первосвященниками.
«Паралипоменон обладает своеобразнъми особенностями и красотой, и прежде всего его моральная ценность состоит в том, что он показывает: несмотря на то, что все остальное было разрушено, Божий замысел устоял. Вот чем мы можем утешаться в настоящее время. Христианский мир находится в плачевном состоянии; но Божий замысел никогда не потерпит поражения, и те, кто верует, укрепятся и обретут утешение в уверенном исполнении Божьего замысла.» Уильям Келли
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книги Паралипоменон, изначально составлявшие одну большую книгу, расположены в конце Еврейской Библии. Ее еврейское заглавие переводится как «Хроники», или, буквально, «Слова о днях». Паралипоменон – название из греческого перевода LXX (Септуагинты – древнегреческого перевода Ветхого Завета), которое значит «Упущения», и это неудачный перевод. В английской Библии Паралипоменон носит название «Хроники», восходящее к латинской Вульгате Иеронима.
Так как на первый взгляд кажется, что 1 Паралипоменон просто повторяет 1 и 2 Царств, а 2 Паралипоменон – 3 и 4 Царств, какова уникальная роль этих книг? Паралипоменон явно отличается от книг Царств. В этих книгах подчеркивается историческая сторона событий, а в Паралипоменоне – духовная. Таким образом, Паралипоменон уделяет большое внимание правлению Давида и его преемников, а также поклонению в храме в этот период. Здесь приводятся новые подробности о священниках, левитах, музыкантах, певцах и привратниках. Здесь описывается, как ковчег перевозили в Иерусалим, как готовилось строительство храма и какие реформы проводили в Иудее некоторые благочестивые цари. Северное царство упоминается только в связи с его отношениями с династией Давида. Автор опускает даже трагические истории об Амноне, Авессаломе и Адонии, а также о неверности Соломона. Так что Паралипоменон – не просто повторение. Это скорее духовное толкование истории, рассказанной в предыдущих книгах.
События, происходившие в период правления каждого царя, обычно фиксировались в книге (3 Цар. 14:29; 15:7 и т. д.). Без сомнений, существовал общий источник, которым пользовались авторы книг Царств и Паралипоменона, потому что некоторые отрывки в них перекликаются.
Отдельные исследователи критикуют Паралипоменон как неполный и негармоничный труд, не включающий в себя важные события освещаемого периода. Но Уильям Келли, с характерной для него духовной проницательностью, показывает, что Паралипоменон, как и все богодухновенные книги, отражает в точности намерения Святого Духа: «Эти собрания Божьих свидетельств, объединенные в Книгах Паралипоменон, фрагментарны и такими должны быть. Бог мог бы дать нам все подробности, если бы Ему было угодно, но Его намерения были иными. Сам Бог предпочел рассказать о погибели Израиля, используя лишь отдельные обрывки информации. Здесь нет ничего завершенного. Эти две Книги Паралипоменон составлены именно по такому принципу. Людей ученых это сильно озадачивает, потому что они, глядя на эти книги человеческими глазами, не способны понять этот принцип. Они воображают, что это недостаток данных книг. Но это не так. Дух Божий написал их так намеренно и сознательно». Келли сопоставляет ситуацию в Израиле в то время с разделенным и хаотическим состоянием современного христианского мира:
«Так, например, я убежден, что благодать, даруемая Богом Его народу, в наше время кажется очень слабой и неупорядоченной человеческому взгляду, но, если вы посмотрите на нее, то увидите: все соответствует замыслу Бога, и наше желание обладать всем сразу не согласуется с Его волей – ведь тогда мы были бы довольны собой, вместо того, чтобы ощущать вместе с Ним несовершенное состояние Его церкви». Первая и вторая книги Паралипоменон – не скучные учебники истории. Это толкование священной истории от Адама до возвращения Израиля из вавилонского плена. Они написаны для нас, верующих, и могут использоваться нами в современной жизни.
II. Aвторство
Большинство комментаторов полагает, что автором или составителем книг Паралипоменон был Ездра. Последние два стиха 2 Паралипоменон совпадают с первыми двумя стихами Книги Ездры; отмечается и большое стилистическое сходство. Богодухновенный составитель черпал информацию в ряде книг того времени, и мы видим это из списка «библиографии», приводимого им самим:
1. Записи Самуила провидца (1 Пар. 29:29)
2. Записи Нафана пророка (1 Пар. 29:29)
3. Записи Гада прозорливца (1 Пар. 29:29)
4. Пророчество Ахии Силомлянина (2 Пар. 9:29)
5. Видения прозорливца Иоиля (2 Пар. 9:29)
6. Записи Самея пророка (2 Пар. 12:15)
7. Записи Адды прозорливца (2 Пар. 12:15)
8. Сказание пророка Адды (2 Пар. 13:22)
9. Книга царей Израильских и Иудейских (2 Пар. 20:34; 27:7; 32:32)
10. Книга царей (2 Пар. 24:27)
11. Видения Исаии пророка (2 Пар. 26:22; 32:32)
12. Записи Хозая (2 Пар. 33:19)
III. Bремя написания
Книги Паралипоменон были написаны после плена (2 Пар. 36:22, 23). Используя родословные, мы можем определить более точную дату. Последний человек в родословной рода Давида, Анани (1 Пар. 3:24) – представитель восьмого поколения после царя Иехонии. Это было около 600 г. до Р. Х. Если считать, что продолжительность одного поколения в среднем двадцать пять лет, то получается примерно 400 г. до Р. Х. самое раннее. Вряд ли книги Паралипоменон были написаны значительно позже, потому что род Давида описывается таким образом, что автор включил бы в список и потомков царя, если бы они на тот момент существовали.
Итак, мы видим, что Паралипоменон – одна из последних по сроку написания книг Ветхого Завета, созданная примерно во время Малахии.
IV. Исторический фон и тема
Позднее время написания книг Паралипоменон помогает нам понять их значение.
Монархии больше нет, но царский род проследить еще можно в ожидании Сына Давида, Мессии, Который грядет.
Хотя монархии больше нет, богослужение в храме продолжает занимать центральное место в жизни народа. У. Грэм Скрогги пишет:
«Здесь опять же подчеркивается все, что имеет отношение к поклонению: храм и богослужения в нем, священники, левиты, певцы и ненависть к идолопоклонству. Здесь показано, что все проблемы народа были вызваны пренебрежением к заповедям Иеговы, а процветание станет следствием возвращения к Нему. Книги Царств имеют значение политическое, они касаются царей; Паралипоменон имеет значение священное, он касается церкви». Стоит отметить, что обе эти темы – Мессия и поклонение – важны и для верующих в наши дни.
Вторая книга Паралипоменон начинается с того момента, на котором заканчивается первая. В 1 Паралипоменон 29 Давид назначает Соломона своим наследником. Во Второй книге Паралипоменон род Давида прослеживается от Соломона до возвращения остатка иудеев из вавилонского плена. Третья и Четвертая книги Царств освещают в основном тот же период, но в Книгах Царств акцент больше ставится на Израиле, а в книгах Паралипоменон – на Иудее, как мы уже отмечали. Цари Израиля упоминаются только в связи с их отношением к истории Иудеи. Хотя значительная часть материала в этих книгах совпадает, иногда в книгах Паралипоменон есть подробности, которых не приводится в книгах Царств, потому что книги Паралипоменон были написаны позже и с другой целью. Мы прокомментируем некоторые из отличий между этими книгами, но проанализировать их здесь глубоко не представляется возможным. Для этого пишут отдельные труды.
Свящ. Александр Мень
§ 19. Реформы Ездры и Неемии. Книга Руфь (середина V века)
1. Роль Ездры в ветхозаветной традиции. Иудейские книжники издавна придавали огромное значение деятельности Ездры. Его изображали как своего рода второго Моисея. Это объясняется тем, что Ездра сумел реорганизовать ветхозаветную Церковь на принципах Закона. Он впервые торжественно кодифицировал полное Пятикнижие в качестве действующего религиозно-гражданского права для всего народа и тем самым вывел Общину из затяжного кризиса.
В библейской науке период, отраженный в Кн. Ездры-Неемии (см. §17) принято называть Реставрацией. Но наименование это не совсем точно. Ездра не столько вернул иудеев к прежним порядкам, сколько создал Общину заново, спаяв ее жесткими принципами и канонами. Именно Ездра создал «ограду Закона», которая непроницаемой стеной отделила иудейство от язычества. С одной стороны, это нанесло ущерб духовной жизни народа, обрекая его на изоляцию, но с другой — только решительные меры Ездры смогли предотвратить неизбежный распад Общины.
Разумеется, ветхозаветная Церковь не исчерпывалась этим законническим направлением. Традиция мудрецов, достигая расцвета вскоре после Ездры (см. §20, §21, §22 сл.) была свободна от узости законничества. Тем не менее наследники Ездры в конце концов оказались в иудействе наиболее влиятельными.
2. Проблема хронологии. Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. Экзегеты потратили немало усилий, чтобы уточнить последовательность событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии.
В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра (в 7 г. Артексеркса I, 1 Езд 7:7, т.е. в 458 г.). Ездра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы.
В 1890 г. католический библеист А. Хоонакер указал на свидетельства самого Писания, которые дают возможность строить иную хронологию. К приезду Ездры стены уже существовали (1 Езд 9,9), Иерусалим был населен (1 Езд 10,1). Священник Елиашив, которого встречает в городе Ездра, — современник Неемии, отец Иоханана. Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, ничего не говорит о Ездре, что было бы невозможно, если бы он там находился. В списке репатриантов, составленном Неемией (Неем 11:3), говорится только о караване Зоровавеля, о людях же, пришедших с Ездрой, не сказано. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что «седьмой год Артаксеркса» относится не к Артаксерксу I, а к Артаксерксу II Мемнону (404-369), и, следовательно, Ездра прибыл в Иерусалим в 397 г. Но из папирусов, найденных на о. Элефантине (Египет), стало известно, что в это время Неемии уже не было в Иудее и там правил наместник Багой. Между тем Библия указывает, что Неемия присутствовал при чтении Закона Ездрой (Неем 8:9). Поэтому современные библеисты выдвинули предположение, что в первоначальной рукописи стояло не «седьмой год», а «тридцать седьмой». Тогда хронология событий в Кн. Ездры-Неемии должна принять следующий вид:
Хронология событий в Кн. Ездры-Неемии | ||
538 | Возвращение первого потока переселенцев | Кир Ахменид (ум. 530) Камбис (530-522) |
515 | Освящение Второго Храма | Дарий I Великий (522-486) |
486 | Донос самарян на иудеев | Ксеркс, в Библии Ахашверош (486-464) |
464 | Прекращение строительства стен Иерусалима | |
445 | Прибытие Неемии в Иерусалим | Артаксеркс I (464-423) |
428 | Прибытие Ездры в Иерусалим |
3. Деятельность Неемии. В древности город без акрополя считался неполноценным. Он был беззащитен перед лицом даже незначительных сил противника. Поэтому иудеи предпочитали жить в селах. Иерусалим, лишенный стен, был почти безлюден. Он наполнялся лишь в дни праздников. Попытка старейшин восстановить крепость была сорвана происками самарян. Они послали царю Ксерксу донос, обвиняя строителей в заговоре. Ксеркс поверил самарянам и дал им право «сильною вооруженною рукою» приостановить работы (1 Езд 4,6-23).
Но при следующем царе Артаксерксе I положение изменилось. У него был приближенный иудей по имени Неемия (евр. Нехемия). Узнав о бедственном состоянии отечества, Неемия испросил у царя позволения помочь собратьям. Артаксеркс согласился и назначил Неемию правителем области Егуд. Он даже приказал отпустить ему необходимое количество леса для восстановления городских ворот (Неем 2). В записках, которые вышли в библейскую книгу, носящую его имя, Неемия подробно описывает, в каком жалком состоянии нашел он Иерусалим, как ночью объезжал его развалины, составляя план ремонтных работ.
Осмотрев все, Неемия собрал старейшин и попросил их помощи в «благом деле». Строительство началось. Но на пути его возникали бесчисленные препятствия. Самарийский правитель не останавливался ни перед чем, лишь бы заставить Неемию отступить от своего замысла. Но ни козни, ни доносы, ни покушения не могли сломить волю Неемии, который сознавал себя призванным Богом. Нередко враждебные племена делали набеги на строителей, так что тем приходилось работать, держа при себе оружие. Особенно возмущала Неемию инертность знати и происки тех, кого подкупили самаряне. Многие бедняки попали к ним в рабство за долги. Неемия пишет:
«Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание, и сказал им: мы выкупали братьев своих, иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих… Они молчали и не находили ответа. И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?» (Неем 5:7-9).
Неемия потребовал, чтобы все долги были прощены. Это решение вызвало энтузиазм у народа. Строительство продолжалось удвоенными темпами. Скоро Иерусалим уже окружали новые стены с крепкими воротами. Но Неемия видел, что он не в состоянии справиться с другим бедствием: утратой веры, равнодушием народа к заветам религии. Помощь пришла неожиданно из Вавилона, откуда прибыл в 428 году священник Ездра.
4. Реформа Ездры. Ездра, выходец из вавилонского рассеяния, был знатоком Закона и бережно хранил священные книги. В частности, он уже владел Пятикнижием в его нынешнем объеме. Зная, что в Иудее люди постепенно отходят от веры, он задумал вернуть их к Закону Моисееву. В Торе он нашел свод правил, охватывающих все стороны жизни. Она могла стать кодексом теократического строя, который Ездра желал установить в Иерусалиме.
Книжник испросил у царя Артаксеркса документ, который давал ему права руководить всей религиозной жизнью Егуда. Царь охотно пошел на это, надеясь тем самым взять под опеку дела в Иерусалиме.
Вместе с Ездрой в Палестину выехало около полутора тысяч добровольцев. Прибыв на место, книжник созвал народное собрание и начал публично читать Закон Моисеев. Поскольку люди уже плохо понимали древнееврейский, левиты переводили слова Писания на арамейский и толковали прочитанное. Чтение продолжалось несколько дней и потрясло иудеев: «Народ плакал, слушая слова Закона». Воспользовавшись этим, Ездра, человек суровый и непреклонный, решил вырвать с корнем языческие плевелы. Он потребовал, чтобы все женатые на язычницах разошлись с ними. Это вызвало естественное сопротивление, даже со стороны высшего духовенства. Но Ездра не отступал ни на шаг от своего требования. Он был уверен, что только так можно спасти Общину от гибели.
Сопротивление длилось несколько месяцев, но в конце концов Ездра победил. Он снова собрал жителей Иерусалима и потребовал от них присяги в том, что они будут строго соблюдать Закон. Все, кто не пожелал оставить жен-язычниц, должны были покинуть Общину.
Неемия всецело поддержал дело Ездры. В 424 году он уехал к царю в Сузы и, вернувшись, возобновил борьбу за соблюдение Закона (Неем 13:4-31).
Таким образом завершилась церковная организация иудейства, которая привела его в соответствие с буквой Закона. Это имело благотворные последствия: вера укрепилась, жизнь была подчинена Закону. Но в то же время переворот Ездры проложил путь изоляционизму, обрядоверию и сухой законнической казуистике.
5. Оппозиция законничеству. Кн. Руфь. Последователи пророков справедливо усматривали в действиях Ездры и Неемии крайность, противоречащую основам веры Израиля. Обособление стало преградой для обращения язычников. Развод с иноплеменницами не всегда был религиозно оправдан: ведь многие из них приняли богооткровенную религию.
По-видимому, именно противники Ездры распространили в народе книгу, в которой воскрешалось древнее предание о моавитянке Руфи, праматери Давида.
Время написания этой книги и автор ее неизвестны. Из самого текста явствует, что она была создана позже эпохи судей, которую описывает (Руф 1:1). Обилие арамеизмов также указывает на позднюю эпоху. По мнению прот. А. Князева и других современных библеистов, Кн. Руфь была написана после Плена, хотя в основу ее легло более раннее сказание. В еврейском каноне книга была отнесена к третьему разделу — Писаниям (Агиографам).
Сюжет и композиция книги несложны. Молодая моавитянка Руфь вышла замуж за иудея, жившего в земле Моава. Когда он умер, юная вдова не покинула свою свекровь. «Куда ты пойдешь, — сказала она, — туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить; народ твой будем моим народом, и твой Бог мои Богом» (Руф 1:16). И Господь благословил эту верную душу. Придя со свекровью в Иудею, она вышла замуж за сродника своего мужа — Вооза, и ее правнук стал величайшим еврейским царем.
Книга преподавала недвусмысленный урок Ездре и всем, кто проповедовал национальную исключительность. История простой моавитянки не сопровождается «моралью», ибо она, как и в рассказе об Ионе, вытекает из самого повествования: достоинство человека и его праведность не зависят от происхождения, от национальной принадлежности. Богу угодны все, кто сохранил веру и любовь.
Учение, содержащееся в Кн. Руфь, нашло последователей. Автор Кн. Иова, изображая святого человека из земли Уц, показывает, что праведность не знает племенных границ.
Об этом напоминает и евангелист, приводя имя Руфи среди предков Христа по плоти (Мф 1:5).
Вопросы для повторения
- Какова была роль Ездры в ветхозаветной традиции?
- Каков был ход событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии, согласно данным современной библеистики?
- Что сделал Неемия для Иерусалима?
- Как проводил свою реформу Ездра?
- В чем заключена двойственность результатов этой реформы?
- Когда была написана Кн. Руфь?
- Как отразилась в ней оппозиция законничеству?