Культура и религия Палестины.
Культура Израиля имела много общего с ханаанейской. Это очевидно по характеру его искусства, которое находилось под сильным влиянием Египта; произведения иудейских и израильских мастеров в этом отношении имеют лишь незначительные отличия от произведений финикийского искусства.
На израильскую литературу в значительной мере оказали сильнейшее влияние египетская, вавилонская и финикийская. Время появления у израильтян письменности нам неизвестно. К IX в. до н.э. восходят древнейшие еврейские надписи, которые написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского.
Израильскую и иудейскую литературу мы знаем лишь в том уже переработанном виде, в каком ряд ее произведений вошел в состав Библии. По имеющимся данным известно, что ее культовые песнопения (псалмы) похожи на аналогичные вавилонские сочинения, что некоторые поучения имеют схожие и значительно более древние аналогии в египетской литературе. Дошедшие до нас мифы о сотворении богом мира из хаоса за шесть дней, о первобытном блаженстве первых людей и их грехопадении, о всемирном потопе и спасении Ноя в ковчеге также имеют аналогии в вавилонской и шумерской литературе. Очевидно, это частью более ранние семитические мифы, а частью — заимствования от вавилонян. В литературах более развитых стран Древнего Востока «пророческие” поэтические речи имеют свои прототипы.
Что касается образного языка израильской поэзии, то он стилистически родственен поэзии других стран Востока, чего нельзя сказать о художественной прозе, которая имеет ряд очень характерных отличий, что позволяет судить о ее оригинальности. Особенно очевидно это в легендарных и исторических повествованиях, которые отличаются динамикой и живостью. В преданиях о жизни израильтян до перехода к оседлости запечатлены сцены патриархального строя семьи.
Естественно, что древние легенды и мифы, многочисленные памятники исторической и повествовательной литературы позже были переработаны в классовых интересах иерусалимских рабовладельцев, с многочисленными вставками и добавлениями, исказившими первоначальный облик этих произведений. Произведения литературы дошли до наших времен в составе Библии, то есть в тенденциозной религиозной переработке.
Религия Израиля и Иудеи
В первый период своего расселения на территории Палестины израильтяне были ниже ханаанеев по своему культурному уровню. Поэтому общий характер ханаанейской культуры был воспринят ими, тем более что по своему происхождению и языку они были близки к ханаанеям. Есть некоторые основания полагать, что в состав израильского племенного союза вошли и отдельные племена, которые задолго до этого момента находились на территории Палестины. Для ханаанеев и израильтян многие культы были общими; поклонение деревьям, каменным столбам и др. также было характерно и израильтянам, как и ханаанеям. Но есть ряд отличительных особенностей культа, которые были характерны только для израильтян, так как были связаны с их кочевым племенным бытом предшествующего времени. Известно, что рядом с другими божествами существовал общий бог всего израильского племенного союза — Яхве; израильтяне не знали храмов, а поклонялись своим божествам на высотах гор или в шатрах.
Среди израильтян существовал древний обычай обрезания, который, возможно, был связан с распространенным у большинства первобытных племен обрядом посвящения мальчиков в члены родовой общины. Впрочем, этот обычай имел место не только у израильтян, но и у других народов Востока. Впоследствии обрезание стало внешним признаком принадлежности к иудейской религиозной общине.
Длительная вражда между израильтянами и покоренными ханаанеями привела к тому, что все, свойственное ханаанейским обычаям, даже в случае, если оно исконно известно и израильтянам, так как между религией израильтян и религией ханаанеев было много общего, со временем стало запрещаться, объявляться неизраильским, чуждым; поклонение тем же богам, каким поклонялись и ханаанеи, впоследствии рассматривалось как отход от того, что считалось чисто израильским.
Роль бога Яхве с образованием царства увеличилась; теперь он считался покровителем этого царства. С точки зрения царя и его людей, местная знать, считавшаяся зачастую очень влиятельной и могущественной, была связана с местными культами, и в интересах центральной власти было выделять значение и роль единого столичного культа. К тому же распространение культов, имеющих много общего с верованиями, которые были распространены в более развитых государствах, способствовало усилению иноземного влияния на израильское население.
В своей проповеди «пророки” выступали за поддержание единого культа Яхве, против других местных культов. На самом же деле «пророки” боролись не только против культов, которые считались общими у израильтян и ханаанеев (как палестинскими, так и финикийскими), но и против некоторых чисто израильских культов. Надо отметить, что «пророки” не были сторонниками единобожия, не считали единственным богом Яхве. Они выдвигали основную идею, которая заключалась в том, что у каждого народа должен быть для поклонения только один свой бог, поэтому израильтянам нужно поклоняться богу Яхве, но не другим богам. Очевидно, что при таком порядке вещей, Яхве, как всякий «свой” бог, был наиболее могущественным, творцом мира и т.п. Он был мстительным и непримиримым по отношению к другим культам.
Впоследствии из библейских книг, дошедших до нас, в составе которых содержатся речи «пророков”, были изъяты любые указания на поклонение израильтян другим божествам, кроме Яхве. Но известно, что проповедь «пророков” ни в коей мере не исключала существования культа других божеств, которые были связаны с культом Яхве. Наравне с иерусалимским храмом имелись другие места поклонения. Документально установлено, что иудеи, которые после падения Иерусалима бежали в Египет, уже после реформы Иосии, почитали также и богиню Анат (возможно, как жену Яхве), и ряд других божеств и не знали никакой догмы о допустимости существования только одного «законного” храма Яхве — в Иерусалиме. Вместе с тем, беженцы признавали свое религиозное единство с иерусалимской общиной. Тщательный же анализ некоторых наиболее древних культовых текстов в Библии, которые, возможно, не были достаточно доступны во времена создания канона «священных книг” и потому не настолько изменены, в сопоставлении с известными сейчас древне-финикийскими религиозными текстами, свидетельствует, что в Иудее и Израиле уживались культы самых разных божеств.
Обряды и мифологические представления на протяжении всего периода существования государств мало отличались от ханаанейских, но человеческие жертвоприношения постепенно заменялись на выкуп, а обрядовая проституция в культе Яхве, скорее всего, не имела места; хотя надо отметить, она была распространена не во всех культах и у ханаанеев. Те обряды и представления, которые господствовали в период царств, после должной обработки вошли и в иудаизм.
Из сказанного выше следует вывод, что израильтяне не были приверженцами единобожия вплоть до оформления догматов иудаизма. Религиозные верования Израиля и Иудеи не составляли определенной системы и глазным образом имели мало отличий от верований других народов древней Передней Азии. Условия же исторического развития Израиля и Иудеи способствовали высокому росту значимости племенного бога Яхве в ущерб всем другим почитавшимся богам. С укреплением монархии был необходим процесс постепенного выделения из множества имеющихся в то время божеств одного главного, причем этот процесс происходил повсеместно в странах древнего Востока.
Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины.
Не все иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Большую часть из них представляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись вернуться на свою родину и снова занять там господствующее положение. Среди них нашло свое отражение религиозно-политическое движение, которое связывало себя с традицией «пророков”. В середине VI в. до н.э. значительным и видным деятелем этого движения был Иезекииль (Иехезкиэль) — представитель иерусалимской знати.
Основные черты будущего иудейского государства пытался выделить в своем учении Иезекииль. Это государство представлялось ему как крепкое единое царство, но управлять им должны иерусалимские жрецы, во главе с «мессией” — потомком династии Давида, но полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве, в той его форме, которая давно была выработана «пророческим” учением. Центром в этом государстве должен был быть обязательно Иерусалим с главным храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью, и за это могла последовать жестокая расправа. В такой форме идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они получили дальнейшее развитие у части пленных иудеев и были приспособлены к условиям, которые складывались в то время в Передней Азии.
Государство Яхве, соответственно с этими планами, должно было стать самоуправляющейся теократической храмово-городской общиной по образцу общин, которые уже существовали в Вавилонии, — фактически привилегированной организацией рабовладельцев, которая создана была для жесткого эксплуатирования окружающего населения. Такая система организации рабовладельцев являлась опорой власти той державы, в состав которой они входили.
В 539 г. до н.э. могущественный персидский царь Кир овладел Вавилонским царством. Он разрешил восстановление разрушенного Иерусалима, возможно потому, что Иерусалим должен был явиться опорным пунктом в борьбе за покорение Египта, тогда еще не захваченного персами. Несколько тысяч потомков выселенных вавилонянами иудеев в течение VI — V вв. до н.э. отдельными группами возвратились в Иерусалим. Многие из них захватили с собой рабов. Новая храмовая община была освобождена от налогов и повинностей, а на построение города и нового храма отпускались средства даже из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины дозволялось жить по созданным ими же законам, а храму — собирать с этой общины определенные поборы. Местное население на территории, которая подчинялась этой общине, ставилось в неполноправное, полностью зависимое и подчиненное положение и облагалось в ее пользу поборами, налогами и повинностями.
Обоснование всех этих поборов и зависимости подчиненного населения идеологически обосновывалось тем, что они не принадлежали к числу «правоверных” и потому не могли быть полноправными гражданами этой страны. Поэтому изоляция членов общины, «праведных” приверженцев Яхве, от окружающего населения должна была быть закреплена правовыми законами, религиозными запретами и ограничениями.
Создание подобной привилегированной храмово-городской общины вызвало острое недовольство у всего населения Палестины (так называемых самаритян — по имени города Самарии, столицы одного из палестинских округов), состоявшего частью из потомков иудеев и израильтян, которые остались в свое время в Палестине, частью из потомков жителей, переселенных сюда ассирийскими и вавилонскими царями.
Персидская администрация также опасалась, что создание подобных автономных расширенных образований внутри державы может постепенно ослабить персидскую государственную и царскую власть.
В связи с этим организация иерусалимской общины, восстановление города и строительство храма происходили очень медленно и с большими перерывами. Завершено это строительство было только в конце V — начале IV в. до н.э.
Оформление догматов религии иудаизма.
Иерусалимская община постепенно проводила изоляцию в правовом и религиозном отношении членов своей общины от внешнего мира. Проводил эту изоляцию прибывший в это время от персидского двора жрец Эзра. Он установил строгое правило, которое запрещало членам данной общины браки вне общины. Он даже добился расторжения уже состоявшихся подобных браков. Таким образом, была завершена изоляция.
Ко времени Эзры был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы), который считался написанным мифическим Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные жречеством Яхве «правоверными”, а также правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для общины.
Любое отступление от духа и буквы Торы и тем более поклонение другим богам, кроме Яхве, и даже просто признание существования таких богов были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Это каралось не только изгнанием из общины, так как считалось, что это навлекает на общину гнев бога, но и устраивались судилища.
Бог Яхве приобрел теперь характер небесного подобия царя Персидской державы, в состав которой входила иерусалимская община. В установленных догматах большое внимание уделялось следованию букве закона обременительных обрядов и запретов.
Позже был произведен отбор различных, частью унаследованных от периода царств, частью новых, литературных и исторических произведений, а также речей «пророков”, которые соответствовали задачам и характеру нового учения или могли быть к нему приспособлены после соответствующей обработки («Писания” и «Пророки”). Они также были объявлены священными, не подлежащими сомнению и обсуждению. Всякое же прочее литературное творчество, кроме только толкования «священного писания”, безоговорочно осуждалось.
«Закон”, «Писания” и «Пророки” составляли вместе ту книгу, которая называлась и называется по сей день Библия. В переводе с греческого библиа — книги.
Таким образом, деятельность высшей касты руководителей пленных иудеев, а также верховной власти главарей иерусалимской общины — организации, созданной с целью усилить власть рабовладельцев, — привела впервые в Передней Азии к созданию и учреждению религиозных догматов, основанных на писаном религиозном законе, резко отрицательно относящихся ко всем иным религиозным верованиям.
Эта религия получила название иудаизма.
Считалось, что приверженцы иудаизма, независимо от того, где они проживали в данное время, составляли единую религиозную общину и подчинялись только ее догмам.
Политической формой этой общины была иерусалимская храмово-городская община, состоявшая из определенных родов, которая управлялась советом из числа верхушки городской знати и жречества; этот совет считался также хранителем религиозного закона.
Само собой разумеется, что состав иерусалимской общины изначально не мог быть однородным, ее социальное расслоение с течением времени усиливалось. В то время, как верховная власть общины обогащалась, рядовая масса беднела и все более разорялась. Религия выражала интересы богатых.
Идеологи иудаизма продолжали внушать своим приверженцам веру в грядущего избавителя — «мессию”. Различные религиозно-философские системы, обещавшие прекрасное будущее, само собой разумеется отдаленное, получили в это время значительное распространение и укрепились в целом ряде стран древнего Востока.
Мессианизм, откладывавший наступление лучшего времени на неопределенное будущее и возлагавший надежды не на практическую деятельность угнетенных и рабов, а на их чудесное избавление грядущим царем-спасителем, был как нельзя более на руку господствующему классу.
Учение иудаизма не только в максимальной степени соответствовало интересам господствующего класса, но и умело использовало в этих интересах настроения угнетенного населения. С течением времени учение иудаизма претерпевало разнообразные видоизменения, которые как нельзя лучше служили орудием идейного порабощения трудящихся евреев и в эпоху феодализма и даже в эпоху капитализма, вплоть до настоящего времени. Оно способствовало также в различных исторических условиях обособленности евреев от прочего населения.
Канонические книги Библии под названием «Ветхого Завета” целиком вошли в состав христианского священного писания и по сей день являются мощным орудием идеологического воздействия.
Таким образом, несмотря на то что иудейская религия охраняла свои догматы, все равно произошло проникновение одной религии в другую.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/
Христианство находится на грани полного исчезновения там, где оно некогда зародилось, включая и Вифлеем. По словам адвоката и исследователя Юстуса Рейда Вейнера, «систематическое преследование арабов христиан, живущих в районах, подконтрольных Палестинской Администрации, сталкивается с почти абсолютным замалчиванием со стороны международного сообщества, правозащитников, СМИ и неправительственных организаций… И поскольку у арабов христиан нет ни голоса, ни защиты, не приходится удивляться их массовому бегству” (фото: Даниэль Кэйс, проект Wikimedia Commons).
Христиане подвергаются унижениям и преследованиям на всём пространстве исламского мира, однако о бедственном положении христиан в районах, находящихся под властью палестинской администрации, мы, как правило, ничего не знаем.
Тем не менее, эта проблема куда как серьёзна. Правозащитная группа Open Doors, отслеживающая притеснения христиан, отмечает, что христиане Палестинской Автономии страдают от «высокого” уровня преследований, источником которого, является «исламское угнетение”:
«Больше всего достаётся тем, кто переходит в христианство из ислама. Им и вовсе не безопасно появляться в церквях. В районах Иудеи и Самарии, находящихся под контролем Палестинской Администрации, они живут в условиях постоянного страха и подвергаются сильному давлению, в Газе же (где правит ХАМАС – прим. переводчика) их положение настолько опасно, что они вынуждены хранить свою веру в строжайшей секретности… При этом влияние радикальной исламской идеологии непрерывно возрастает, и исторические церкви вынуждены быть всё более дипломатичными в своём подходе к мусульманам”.
В то время как сообщения о преследовании христиан регулярно поступают из разных регионов с мусульманским большинством по всему миру: Пакистана, Египта, Нигерии и т.д., о гонениях на христиан, живущих под властью Палестинской Администрации, мы почти ничего не слышим.
В чём же причина? Неужели их преследуют меньше, чем в других мусульманских регионах мира? Или же это связано с их проживанием в эпицентре множества ожесточённых медийных и политических споров?
Новый доклад «Преследование христиан в Палестинской автономии”, подготовленный д-ром Эди Коэном и опубликованный в конце мая Центром стратегических исследований «Бегина-Садата”, во многом отвечает на эти вопросы.
Прежде всего, в нём задокументированы свидетельства трёх недавних примеров преследования христиан, ни один из которых не был освещён в так называемых «ведущих СМИ”:
«Первый инцидент произошёл 25 апреля, когда испуганные жители христианской деревни Джифна около Рамаллы … подверглись нападению со стороны вооружённых мусульман … после того, как женщина из деревни подала жалобу в полицию на то, что сын известного деятеля ФАТХа напал на её семью. В ответ десятки боевиков ФАТХ ворвались в деревню, выкрикивая проклятия, они расстреляли сотни пуль в воздух, бросили несколько зажигательных бомб и нанесли серьёзный ущерб общественной собственности. Чудом дело закончилось без убитых и раненых …”
«Второй инцидент случился ночью 13 мая. Вандалы ворвались в церковь общины маронитов в центре Вифлеема, осквернили её и украли дорогостоящее оборудование, принадлежащее церкви, включая камеры наблюдения”.
«Три дня спустя настала очередь англиканской церкви в деревне Абуд к западу от Рамаллы. Вандалы пробили забор, разбили окна церкви и ворвались внутрь. Они осквернили её, искали ценные вещи и украли много оборудования”.
«Маронитская церковь в Вифлееме, судя по информации, указанной на её странице в Facebook, уже шестой раз подвергается актам вандализма и воровства. В 2015 году она была подожжена. Из-за серьёзного ущерба, нанесённого пожаром, церковь была вынуждена закрыться на длительное время”.
Все эти три нападения, случившиеся в течение всего лишь трех недель, вписываются в одну и ту же схему насилия, сопутствующую жизни христиан в других регионах с мусульманским большинством. На фоне регулярных осквернений и грабежа церквей, мусульманские толпы с возмущением обрушиваются на христианское меньшинство всякий раз, когда то, рассматриваемое мусульманами, в качестве «зимми” (то есть людей лишённых большинства гражданских прав, от которых, как правило, ожидают благодарности просто за то, что их вообще терпят) осмеливается выступать за свои права. Собственно, так это и произошло в христианской деревне Джифна 25 апреля:
«Нападавшие потребовали от жителей платить джизью — подушный налог, который взимался на протяжении всей истории с немусульманских меньшинств под исламским правлением. Так, недавними жертвами такого подхода стали христианские общины Ирака и Сирии, оказавшиеся под властью ИГИЛ”.
Более того, как это часто происходит, когда мусульмане атакуют христиан в исламских странах, «несмотря на то, что жители взывали о помощи”, «полиция Палестинской Администрации в ходе беспорядков не вмешивалась. Полиция также не стала арестовывать подозреваемых”. Аналогично «ни один подозреваемый не был арестован” и в ходе двух нападений на церкви.
Короче говоря, христиане в Палестинской Автономии страдают от тех же самых преследований, включая нападения на церкви, похищения людей и насильственные обращения в ислам, как и их единоверцы в десятках мусульманских стран. Разница, однако, заключается в том, что преследование христиан в Палестинской Автономии «не освещается в СМИ”. Более того, как указывает в своём отчёте Коэн, «во многих случаях власти автономии накладывают полный запрет на публикацию”:
«Единственная вещь, которая интересует Палестинскую администрацию — это, чтобы подобные события не попали в СМИ. ФАТХ регулярно оказывает сильнейшее давление на христиан, чтобы те не сообщали об акциях насилия и вандализме, от которых они регулярно страдают, поскольку подобная информация способна нанести ущерб имиджу властей автономии, показав их несостоятельность в защите жизней и имущества христианского меньшинства под их властью. Ещё меньше Палестинская Администрация хотела бы заслужить репутацию радикальной структуры, преследующей религиозные меньшинства. Ведь подобный образ может повредить отношению со стороны международного сообщества, и, прежде всего, негативно повлиять на продолжение получения европейской помощи”.
Разумеется, в замалчивании вопиющей ситуации с христианами, играет роль и то, что те же самые СМИ регулярно изображают палестинских мусульман жертвами несправедливой агрессии и дискриминации со стороны Израиля. Подобный нарратив оказался бы серьёзно подорван, узнай международное сообщество о том, что сами палестинские мусульмане преследуют других арабов исключительно из-за религии. Очевидно, было бы куда сложнее вызывать сочувствие в отношении якобы угнетённых мусульман, когда бы стало известно, что они-то как раз сами и притесняют меньшинства в своей среде.
Чувствительные к этим нюансам «чиновники Палестинской Автономии оказывают давление на местных христианин, чтобы те не смели сообщать о подобных инцидентах, угрожающих разоблачить Палестинскую Администрацию и показать, что она является всего лишь ещё одним ближневосточным режимом, придерживающимся радикальной исламской идеологии”, — указывает Коэн в другом своём докладе.
«Властям автономии куда важнее не допустить того, чтобы информациях о подобных инцидентах просочилась в СМИ, нежели арестовать тех, кто совершает нападения на христиан. И следует заметить, власти автономии очень успешны в этом направлении. Действительно, лишь несколько мелких локальных СМИ написали о последних нападениях. Основные же международные СМИ полностью их проигнорировали”.
Примечательно, что схожая ситуация наблюдается и в отношении мусульманских беженцев. В то время как западноевропейские политики и СМИ представляют их как преследуемых, угнетаемых и нуждающихся в поддержке, сами мусульманские мигранты регулярно преследуют и притесняют христианские меньшинства в своей среде, терроризируя их в лагерях беженцев или попросту топя в Средиземном море”. Но об этом ведущие СМИ предпочитают молчать.
Так или иначе, но судя по всему, как бы это не показалось печальным и символичным, христианство оказалось на грани полного исчезновения, там, где оно некогда зародилось, в том числе и в Вифлееме. По словам хорошо знакомого с ситуацией в регионе юриста и исследователя Юстуса Рейда Вайнера:
«систематическое преследование арабов христиан, живущих в районах, подконтрольных Палестинской Администрации, сталкивается с почти абсолютным замалчиванием со стороны международного сообщества, правозащитников, СМИ и неправительственных организаций … И поскольку у арабов христиан нет ни голоса, ни защиты, не приходится удивляться их массовому бегству”.
(Перевод Александра Непомнящего)
Источник на английском: «Институт Гэйтстоуна»
Источник: «Еврейский мир»
Раймонд Ибрагим
«Преподаватели уже прибыли в Палестину и готовы приступить к работе, — сказал в беседе с корр.ТАСС глава РГМ Евгений Примаков (Сандро). — В перспективе мы планируем обеспечивать учебный процесс с помощью специалистов Института имени Пушкина, которые в силу специфики пребывания в Палестине будут менять друг друга вахтовым методом, а параллельно готовить преподавателей русского языка как иностранного из числа самих палестинцев. Соответствующие квоты для палестинских студентов уже выделены. Кроме того, мы запускаем разработку авторского учебника русского языка для арабских детей».
По словам Сандро, РГМ планирует прочно «обосноваться» на Ближнем Востоке и в перспективе наладить учебный процесс, в частности, в Сирии и Ираке, где преподавание русского языка сейчас крайне востребовано, однако пока отсутствуют гарантии безопасности. Начать гуманитарную «экспансию» в ближневосточный регион с Палестины было решено по нескольким причинам. Во-первых, в Палестине к России очень хорошо относятся. Во-вторых, конкретные нужды там вполне понятны. А в-третьих, существующие логистические цепочки позволяют эффективно выстроить работу в довольно сжатые сроки.
АНО «Русская гуманитарная миссия» была основана в 2010 году для осуществления гуманитарных программ в сфере образования, медицины, логистики и реагирования на чрезвычайные ситуации за пределами России, напомнил Примаков. «Среди ближайших планов — реализация гуманитарных проектов на Балканах на базе нашего регионального представительства в Белграде, — отметил он. — Это будут программы, связанные с организацией медицинского обслуживания. В частности, мы рассчитываем открыть несколько фельдшерских пунктов в удаленных горных районах Косово, где в сербских анклавах, в деревнях, остались одни старики, которым бывает сложно получить адекватную медицинскую помощь. Разумеется, будем поддерживать и преподавание русского языка в Сербии».
Еще одно направление деятельности РГМ — недавно открытые курсы по безопасности для журналистов, которые направляются в «горячие точки», не имея опыта пребывания в местах боевых действий и кризисных регионах. «Курсы бесплатные, — добавил Сандро. — Надеемся, наш опыт пригодится и спасет чью-то жизнь».
В Секторе Газа прошла акция протеста против планов Тель-Авива по аннексии ряда районов оккупированного Западного берега реки Иордан и Иорданской долины.
Сотни палестинцев собрались в городе Рафах с флагами Палестины и плакатами с надписями против израильской «аннексии».
Координатор акции Джума аль-Гавл сообщил агентству «Анадолу», что план Израиля по аннексии — это искра, которая воспламенит весь регион.
«Неприятие аннексии и активная борьба с государством–оккупантом Израилем является национальным выбором палестинцев. Палестинские группировки готовы к единству в борьбе с Израилем», — сказал Гавл.
Он призвал исламский мир и арабские страны взять на себя ответственность и поддержать борьбу Палестины.
Жители газы и оккупированного Западного берега реки Иордан организуют акции протеста в знак протеста против плана Тель-Авива по аннексии.
На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.