Т. I, II
История греческого образования от Гомера до софистов
Том. I. Перевод А.И. Любжина
Том II. Перевод М.Н. Ботвинника
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я предаю печати историческое исследование, предпринятое с целью решения задачи, за которую до сих пор еще никто не брался: всесторонне изучить греческий мир на фоне античного эллинского воспитания — пайдейи. Сколь бы часто ни предпринимались попытки изобразить государство и общество, литературу, религию или философию греков в их развитии, очевидно, до сих пор еще не пробовали исторически представить процесс формирования античного грека и интеллектуальную задачу построения идеального образа человека в их взаимодействии. Но не это привходящее обстоятельство заставило меня заниматься работой, ожидавшей до поры своего труженика; я надеялся таким образом обнаружить, что от этой великой духовно-исторической проблемы зависит более глубокое понимание единственного в своем роде воспитательного творчества, благодаря которому эллинство сохраняет свое влияние на последующие эпохи.
Первый том включает в свой состав возникновение, развитие и кризис греческого образования в эпоху героического и политического человека, т. е. ранний и классический период жизни греческого народа. Он заканчивается гибелью аттической державы. Второй том должен представить духовное восстановление в платоновский век, его борьбу за государство и образование и превращение греческой культуры в силу, овладевшую всем миром. Я предполагаю рассмотреть также и формы приобщения Рима и христианства античной эпохи к образовательному процессу, чьей отправной точкой является Греция.
Эта книга адресована не только ученому миру, но и всем, кто в наш век стремится сохранить традиции тысячелетней культуры и сегодня вновь пытается найти путь к Элладе. Довольно часто с трудом удавалось согласовать стремление дать обширный исторический обзор и настоятельную потребность в углубленном анализе разнообразного материала ради возможно более точного исследования каждой отдельной области, которая представлена в нашей книге. Рассмотрение античности с точки зрения, представленной в этой книге, прежде всего давало возможность выявить массу новых проблем, которые в течение десяти лет занимали меня как преподавателя и ученого. Ради сохранения композиционной целостности я отказался от того, чтобы прибавить результаты этих исследований в виде отдельных дополнительных томов, которые слишком сильно увеличили бы все произведение. Обоснование моей позиции по отдельным вопросам можно будет почерпнуть в самой сущности рассматриваемого предмета, поскольку рассмотрение везде исходит непосредственно из истолкования оригинальных текстов и ставит факты в определенный контекст, благодаря которому они естественным образом находят свое объяснение. Цитируемые места античных авторов даны в примечаниях, как и необходимейшая литература, особенно когда она непосредственно затрагивает вопросы истории воспитания. Где было необходимо более пространное обоснование, оно также выливалось в форму примечаний, но такие примечания редки. Подобного рода частные работы я заранее опубликовал в виде отдельных монографий и здесь даю лишь краткие ссылки на них, некоторые исследования еще последуют в будущем. Отдельные монографии и данная книга с научной точки зрения представляют собой единое целое и находятся друг с другом в непрерывном взаимодействии.
Во введении я попытался очертить положение греческой пайдейи в истории, рассматривая его в самом общем виде и в рамках типического. Там также кратко сказано, какое влияние оказывает обращение к греческой форме воспитания на наше отношение к гуманизму предшествующих эпох. Эта проблема сейчас стала более жгучей, чем когда-либо, и вызывает особенно острые споры. Ее современное решение, конечно, не может быть выведено из простого исторического исследования, как то, которое было предпринято в данной книге, поскольку речь идет о нас, а не о греках. Но познание сущности такого явления, как греческое воспитание, — необходимая основа для любого современного педагогического знания и волеизъявления. Этому убеждению я обязан своими научными занятиями вышеуказанной проблемой, и его воздействию — этой книгой.
Вернер Йегер
Берлин-Вестэнд, октябрь 1933 года
Предисловие
Предисловие ко второму немецкому изданию
Предисловие ко второму английскому изданию
Введение. Положение Греции в истории воспитания
Книга первая. Ранняя эпоха Греции
I. Знать и арете
II. Культура и воспитание гомеровской знати
- Гомер как воспитатель
- Гесиод и крестьянство
V. Спартанское государственное воспитание
VI. Правовое государство и его гражданский идеал
VII. Самооформление индивидуума
в ионийско-эолийской лирике
VIII. Солон и начало политического образования
в Афинах
IX. Философская мысль и открытие космоса
X. Борьба и преображение знати
XI. Культурная политика тиранов
Книга вторая. Вершина и кризис аттического духа
I. Драма Эсхила
II. Трагический человек Софокла
- Софисты
- Еврипид и его время
V Комедия Аристофана
VI. Фукидид как политический мыслитель
Примечания
Вернер Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека. В 2 томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997, 2001. Перевод с немецкого Алексея Любжина, Μарка Ботвинника
Книга Вернера Йегера, филолога-классика и историка философии, разделена на два тома и представляет собой исчерпывающее исследование о воспитании в Древней Греции.
В первом томе рассмотрена ранняя эпоха Греции и становление важнейших понятий, которые впоследствии станут основой греческой культуры: та самая «пайдейя» (воспитание), а также «арете» (доблесть) и «калокагатия» (красота души и тела). Все эти явления напрямую связаны со становлением греческого юноши как гражданина: он должен иметь всестороннее образование (знать философию, поэзию, музыку и др.), быть храбрым и справедливым, иметь добрые помыслы и прекрасное тело.
Важную роль при описании пайдейи ранней эпохи автор отводит Гомеру, называя его «воспитателем Греции», то есть тем автором, на основе чьих эпосов происходило обучение грамматике, риторике и поэзии. Помимо этого, поступки гомеровских героев часто становились этическим идеалом, примером для подражания среди юношей и старших воинов. Йегер показывает, как подобная оглядка на древнего поэта-сказителя объединяла Грецию в культурном смысле и привела к появлению «греческого чуда», заложившего фундамент для всей западной философии и значительной части европейской культуры.
Во втором томе Йегер говорит уже о «взрослом» периоде греческой пайдейи — об эпохе великих воспитателей и воспитательных систем. Здесь можно найти подробное исследование риторики и философии, анализ практик известных софистов — Горгия и Протагора, активно участвовавших в жизни Афин (с идеями о публичности любого гражданина, необходимости красноречия и особого понимания справедливости). Здесь же Йегер рассматривает и феномен Сократа как абсолютного грека, которого Платон называл «единственным настоящим государственным мужем своего времени в Афинах».
Этим томом автор показывает культурное единство Греции — совмещение поэзии (гомеровских эпосов), философии (диалогов Платона и трудов Аристотеля), софистики (риторических школ, в которых преподавали «великие воспитатели») и политики (особой формы полисной морали).
«Традиционная философия, неудачно пытавшаяся во времена Платона дать определение дружбы, сводила это понятие либо к сходству натур, либо к их противоположности. В «Лисиде” сделана первая попытка выйти за рамки такого чисто внешнего сравнения душ, здесь формулируется новое понимание дружбы (πρώτον φίλον) — это «первоначало любви”».
Вегер Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. Перевод с немецкого Ольги Алиевой
Эта работа — продолжение и расширение темы пайдейи, в которой Вернер Йегер показывает ее влияние (и влияние, по сути, всей греческой культуры) на развитие христианства.
Читая эту книгу, можно проследить интересный процесс: как «предельно разумная» эллинская мудрость вступила в синтез с христианским Откровением, полученным в сверхчувственном опыте. Йегер не говорит о разобщенности философии и религии, а, напротив, показывает влияние эллинизма на Новый Завет или заимствования христианских авторов (Оригена, Климента Александрийского, Григория Нисского и др.) из греческих источников. Пайдейя здесь достигает максимального углубления, своей полноты: это уже не просто система воспитания, а полноценная философская позиция, которая призывает «христианского человека» достичь греческой идеи, идеи самого человека через познание философии и Священного Писания.
Йегер наблюдает за тем, как христианство обретает философский характер — как христианские авторы, в частности Климент и Григорий Нисский, все чаще прибегают к философским, рациональным размышлениям, используя, например, многие стоические или платонические идеи. В таких условиях многие положения пайдейи становятся этической частью христианского учения. В то же время философия с ее прошлым и настоящим, до этого лишенная религиозной окраски христианства, оказывается во власти догматов и верований — к примеру, Сократ (самый яркий представитель греческой пайдейи, идеал Учителя) наделяется качествами, свидетельствующими о будущем появлении самого Христа.
Книга, небольшая по объему, может стать важным продолжением в изучении темы античного воспитания.
«Как греческая пайдейя представляла собой полный корпус греческой литературы, так христианская пайдейя — это Библия. Литература является пайдейей постольку, поскольку она содержит высочайшие нормы человеческой жизни, которые в ней приобретают свою непреходящую и наиболее выразительную форму. Это идеальное изображение человека, великий образец».
Пьер Видаль-Накэ. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.: Ладомир, 2001. Перевод с французского Юрия Литвиненко, Аскольда Иванчика
Здесь мы оказываемся уже в историческом контексте пайдейи. Пьер Видаль-Накэ дает целостный обзор состояния греческого общества: от влияния мифологии на граждан полисов до вопросов о дельфийских загадках. Важным для Видаля-Накэ является процесс взросления, та же пайдейя, воспитание, рассмотренное уже с военной или гражданской точки зрения. То, как человек достигает своего расцвета, акме, не с помощью философии, а с помощью службы и своих внутренних качеств — храбрости, смелости, доблести, которые могут быть проявлены на поле боя (важно, кстати, что классическая пайдейя формировалась на фоне Пелопоннесской войны). Отсюда же и мысли Платона в «Государстве» о первостепенности военного воспитания для мальчиков. В этом Видаль-Накэ видит ключевую для греческой формы мышления ориентацию на воинственность и соревновательность.
Основная идея книги — это «черный охотник», образ греческого юноши, который прошел все ступени образования, созрел и стал достойным гражданином, воином (явление «эфебии») или даже философом-воином. Философ-воин — это, по Платону, идеальный гражданин государства, который при желании способен стать мудрым и справедливым правителем. Для автора «Черного охотника» эта заточенность греческого разума на «лучшее», на полноценную реализацию себя (вплоть до занятия высочайших военных и государственных должностей) есть основная черта античной пайдейи.
Несмотря на все ее достоинства, книгу Видаля-Накэ можно назвать скорее узко специализированной, чем популярной: большое количество сносок, ссылок и переводов усложняют ее восприятие (в отличие от трудов Йегера, которые являют собой гармонию эрудиции, широты мысли и понятности).
«Так как же примирить гражданскую армию, которая принадлежала традиции всех греческих полисов и эту реальность techne? Платоновское «решение” — это все «Государство”, т. е. единый в основе полис, но разделенный на три касты, причем центральной является каста воинов, но власть принадлежит философу, который, впрочем, является продуктом воинского воспитания».
Анри-Ирене Марру. История воспитания в Античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. Перевод с французского Марии Сокольской, Алексея Любжина
Здесь представлена вся «лесенка» античного образования в двух эпохах: от происхождения классической пайдейи (здесь, кстати, наследуется идея о Гомере как воспитателе Греции) до ее расцвета, наступившего после Аристотеля и Александра Македонского. Анри-Ирене Марру дает детальный анализ важного процесса — того, как пайдейя становится все менее элитарной: например, возможность нанять себе учителя риторики со временем обретает почти каждый гражданин. Чаще всего такое овладение не всем «комплексом» пайдейи, а лишь его частью имело одни и те же прикладные цели: от получения навыка самозащиты в суде до улучшения качеств, которые пригодятся на собраниях или при голосованиях.
Эта книга — еще более «взбитая» и детальная, чем три предыдущие работы. В ней нет философских рассуждений — саму философию, философскую пайдейю, обучение философии, происходившее в академии Платона или лицее Аристотеля, автор рассматривает всего лишь как часть, как один из вариантов образованности. Интересно также, замечает Марру, что философия чаще всего становилась последним этапом воспитания, к ней приходили уже в зрелом возрасте.
Марру не боится темы педерастии и рассматривает ее как часть греческого воспитания (полис, например, он называет «мужским клубом»). Все это — вид любви, воинское или философское товарищество. Так достигается полнота культурологического обзора, возможность увидеть пайдейю целиком. Еще здесь приводятся и особенности спартанского воспитания, без которого невозможно представить образование в Афинах и в остальных частях Греции.
Погружение в тему — не такое, конечно, изящное, как при чтении Йегера, — можно начинать именно с этой работы.
«Философская культура обращена к меньшинству, к элите духа, которая, выбирая философию, принимает на себя определенные обязательства. Она предполагает большее: эллинистическая философия не только определенный тип интеллектуального обучения, но также и идеал жизни, претендующий на формирование всего человека».
Илзетраут Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002. Перевод с французского Елены Шичалиной
На первый взгляд Илзетраут Адо не предлагает ничего нового: это еще одна книга о пайдейи, которая рассматривается с точки зрения семи свободных искусств. Однако в этом и суть: Адо говорит о перерождении античного воспитания в средневековую университетскую ученость, которое произошло через неоплатонические школы. Уже после закрытия платоновской Академии (этим событием Адо датирует конец античного мира) пайдейя перестала ставить своей целью формирование свободного человека. Для средневекового интеллектуала намного важнее было фундаментальное и непротиворечивое знание, тривиум и квадривиум, не выходящее за рамки церковных догматов.
С другой стороны, Адо показывает, как семь свободных искусств как бы продолжают дело античной пайдейи, перенося ее на фундамент неоплатонизма, а затем и христианства (в рамках которого главной целью образования становится уже, конечно, не философия, а богословие). Со временем — точнее, замечает автор, с появлением первых монастырей — философия перестает предполагать аскетический, «отдельный» образ жизни с соответствующим воспитанием, а сама аскеза теперь не обязательно означает принадлежность к какой-либо философской традиции.
В средневековье нет места прежнему всесторонне развитому человеку — и Адо рассматривает те метаморфозы, которые привели к появлению «специализированного» воспитания. Важной частью этой подробной работы является также исследование традиций образования в Римской империи, которые по большей мере наследовали принципам греческой пайдейи.
«Что касается школ эпикурейцев и стоиков, то обе они стремились дать своим приверженцам образование, способное сделать их добродетельными и счастливыми, т. е. сделать их человеческими существами в самом возвышенном смысле слова. Их философия, соответственно, должна была приводить не к общей культуре в нашем современном смысле слова, но просто к культуре, к истинной человеческой культуре».
Пайдейя (от греч. pais — ребенок) воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Особенностью греческого воспитания как культуры (пайдейи) является сознательное формирование человека в соответствии с умопостигаемым образом идеального человека. Осознание ценностей (полисных, гражданских) и идеалов (свободного человека) — придает греческой идее фундаментальное значение не только в истории воспитания, но и в истории европейской культуры в целом. Воспитание осуществляется как в плоскости осознания нормативных требований общества, так и самосознания — формирования ценностных воззрений личности. Как отмечает Вернер Иегер, «без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры вообще».
Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле- «образование». В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, где эта связь становится особенно понятной, тогда речь идет о «политике техне» — гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса. Но именно эта «ремесленническая» сторона греческой «пай-дейи» указывает, с одной стороны, на интеллектуалистский характер античной культуры и образованности: овладевший определенными навыками расценивается как «знаток» (поведение оценивается в терминах знания — Ахилл «как лев, о свирепствах лишь мыслит», страшный циклон Полифем «никакого не ведал закона»); с другой стороны, открывает перед нашим восхищенным взором ее эстетические основания, где образованность, просвещение и культура всегда предметны, непосредственно вещественны как рукотворные произведения искусства. Пластический же характер греческой «пайдейи» подчеркивается ее вечно возобновляющейся сущностью — это река жизни, в воды которой, как заметил Гераклит, нельзя вступить дважды, это быстротекущие юность и детство.
Само понятие «образования — пайдейи» содержит некоторые элементы и даже определенную структуру как систему, в которой и нроп.есс, и результат предстоят как нечто целостное — формирование человека. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса.
Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко герои Гомера ведут свое происхождение от богов). Но со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в сражении, единственной школе жизни, доступной гомеровским аристократам.
Пайдейя предполагает прежде всего воинскую подготовку, но с ней связано обеспечение части и славы. Тем самым закладывается основное звено «калокогатии» — единство физического и нравственного (интеллектуального) совершенства, что и выступает основой для полисной системы образования.
В полисе «военные добродетели» дополняются «гражданскими» и путь к ним пролегал через многолетнюю «схолэ». «Конечною целью образовательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества» (Г. Е. Жураковский). У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнастическое искусства соединяются в форме состязаний молодежи в том и в другом, причем при стечении зрителей, которыми были свободные граждане; в свою очередь, при обсуждении государственных дел слушателями и зрителями становилась молодежь.
Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамматиком и кифаристом следует педотриб, а в восемнадцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого образования состояла в том, что, как заметил по этому поводу Сократ, подготовка граждан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины города становились воинами и политиками.
Все это и составляло, собственно, гуманитарную практику античной «пайдейи», определившую основное содержание античной культуры. Этот образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» — «номой» (законы). В этом и состояла цель воспитания и культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.