Эта статья про епископов в Церкви. Чтобы узнать о других значениях, см. Епископ .
Часть серии о
католической церкви
- Папа
- Кардинал
- Кардинал викарий
- Модератор курии
- Капеллан Его Святейшества
- Папский легат
- Папский мажордом
- Апостольский нунций
- Апостольский делегат
- Апостольский синдик
- Апостольский гость
- Апостольский викарий
- Апостольский экзарх
- Апостольский префект
- Помощник на Папском престоле
- Епарх
- Столичный
- Патриарх
- Епископ
- Архиепископ
- Почетный епископ
- Епархиальный архиерей
- Главный архиепископ
- Примас
- Суффраганский епископ
- Титулярный епископ
- Коадъютор епископ
- Вспомогательный епископ
- Территориальный прелат
- Территориальный настоятель
Литургические титулы
Названия организаций
Католический епископ Латинской церкви Герхард Людвиг Мюллер в папских облачениях и с посохом .Восточно — католический епископ сиро-Малабар Церкви проведения Мар THOMA крест , который символизирует наследие и идентичность сирийской церкви в Сент — Томас христиан в ИндииИоганн Отто фон Гемминген , принц-епископ Аугсбургского в Баварии , 1591–1598, нес посох , митру и плювиал .
В католической церкви , епископ является рукоположен министром , который держит всю полноту таинства из сана и отвечают за обучение доктрины, регулирующие католик в его юрисдикции, освящая мир и представляющей церковь. Католики проследить происхождение должности епископа к апостолам , которые, как считается , были наделены особой харизмой по Святым Духом в день Пятидесятницы . Католики верят, что эта особая харизма передавалась через непрерывную преемственность епископов через возложение рук в таинстве священных санов.
Епархиальные епископы, известные как епархи в восточных католических церквях, назначаются для управления регионами в католической церкви, известными как епархии в Латинской церкви и епархии в восточных церквях. Епископы вместе известны как Коллегия епископов и могут иметь такие дополнительные титулы, как архиепископ , кардинал , патриарх или папа . По состоянию на 2020 год в Латинской и Восточной церквях Католической церкви насчитывалось около 5600 живых епископов.
Епископы всегда мужчины. Кроме того, пункт 1 канона 378 требует, чтобы кандидат в латинское епископство был:
- выдающийся твердой верой, добрыми моральными принципами, набожностью, рвением к душам, мудростью, благоразумием и человеческими добродетелями и наделен другими качествами, которые делают его подходящим для выполнения данной должности;
- хорошей репутации;
- не моложе тридцати пяти лет;
- рукоположен в пресвитерию на срок не менее пяти лет;
- обладать докторской степенью или, по крайней мере, лицензиатом в области Священного Писания , теологии или канонического права от института высшего образования, одобренного Апостольским Престолом, или, по крайней мере, действительно эксперта в тех же дисциплинах.
Àктуальные вопросы всеобщей истории и истории международных отношений
ББК 63.3(4) YAK 94(410)
В.Н. ЕРОХИН
V.N. YEROKHIN
КАТОЛИПИЗМ В АНГЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА
CATHOLICISM IN ENGLAND IN THE FIRST HALF OF THE 17th CENTURY
В статье рассматриваются основные направления деятельности английской католической миссии в стране в предреволюционные десятилетия XVII века и показано, что усилия английских католиков в это время были сосредоточены главным образом на том, чтобы сохранить свои позиции в условиях оказываемого на них давления со стороны протестантских властей.
Ключевые слова: католицизм, Англия, XVII век, рекузанты, английская католическая миссия.
Key words: Catholicism, England, 17th Century, recusants, the English Catholic Mission.
В современной британской историографии сохраняется интерес к изучению положения католиков в Англии в первые десятилетия XVII века. Историки обращаются к деятельности английской католической миссии, рассматривают её организационную структуру, экономическое положение и социальный статус католического духовенства, различные группы в его среде отношение протестантских властей к существовавшему в стране католическому сообществу. На основе опубликованных к настоящему времени исследований можно составить лишь общее представление об английском католицизме в XVII веке, хотя практически все вопросы в изучении английского католического сообщества, представляющиеся к настоящему времени важнейшими, не остались без внимания британских историков. Неизученной остаётся подготовка английских католических священников в семинариях и монастырских орденах в XVII веке, богословская и полемическая литература, созданная английскими католиками, и её связь с полемикой, которая шла среди католиков во Франции и на континенте, история английских монашеских орденов и английской провинции общества Иисуса, анти-иезуитское движение и братства в среде белого духовенства, деятельность епископальной организации после её создания.
Как считает Дж. Эйвлинг, в XVII веке в английском обществе произошла вторая протестантская Реформация (если иметь в виду всплеск сектантского движения в середине XVII века) и вторая католическая Контрреформация, в процессе которой английские католики глубже восприняли влияния, исходившие от континентального католицизма. Английское католическое сообщество в 1603-1642 годах, с одной стороны, сталкивалось с трудностями, с другой, пережило интенсивное религиозное возрождение и приток новообращённых, главным образом из числа интеллектуалов и аристократов.
С начала XVII века в Англии стало более ощутимым влияние континентальной Контрреформации.
Были также дополнительные причины тому, чтобы Англия стала особенно восприимчивой к культурным влияниям католической Европы. Политику Контрреформации поддерживали самые сильные в военном отношении европейские государства, и в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648) у современников, бывало, создавалось ощущение, что европейский протестантизм обречён. Дж. Эйвлинг считает, что латинская культура Контрреформации превосходила английскую в первые десятилетия XVII века по яркости и привлекательности. Из католических стран англичан более всего привлекала Франция. Немаловажно, что католицизм исповедовали жена Якова I Стюарта (1604-1625) Анна Датская, жена Карла I Стюарта (1625-1649) француженка Генриетта Мария, что стимулировало интерес к католицизму при английском дворе. И это происходило в стране, в которой законодательно утвердился протестантизм. В среде английской знати распространилась мода на портреты, написанные французскими и фламандскими художниками-католиками, на французские романы и памфлеты во французском стиле, а пьесы в театрах строились на французских и испанских сюжетах. Верхушка английского общества пила привезённые с континента кларет, испанское белое вино или портвейн. Стиль одежды, включая военную, был французским. Французский язык использовался в дипломатии, по-французски разговаривали в присутствии слуг .
В первые десятилетия XVII века в Англии численность католического сообщества увеличивалась и оно превращалось в энергичное религиозное меньшинство. Католическая миссия в Англии в то время становилась всё более организованной, хотя в ней нарастала напряжённость в отношениях между белым духовенством и монашеством, особенно из ордена иезуитов. С начала XVII века численность монашества в английской миссии возрастала, и это касалось как иезуитов, так и бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев. В деятельности монахов дух контрреформационного католицизма проявлялся сильнее, хотя требования белого духовенства о сохранении роли католической иерархии тоже соответствовали характерному для Контрреформации подчёркиванию пасторской роли епископов. У современников в начале XVII века было ощущение, что католицизм в Англии переживает подъём, хотя впоследствии историки, изучавшие предреволюционные десятилетия, склонились к мнению, что английский католицизм к 1603 году был уже истощённой силой, отработавшей свои исторические роли и не вернувшей себе влияния в стране . Состояние источников таково, что возможен только оценочный, приблизительный подсчёт количества католиков в Англии в середине XVII века. Один из самых известных специалистов в изучении английского католицизма Дж. Босси определяет численность английских католиков накануне революции середины XVII века примерно в 60 тыс. человек вместе с семьями .
В основных районах распространения католицизма в Англии (на севере страны) в этот период происходил рост числа рекузантов (recusants, букв. «отказники») — лиц, отказывавшихся посещать службы в католической церкви . В начале XVII века была велика роль джентри и знати в упрочении положения католицизма в Англии, старавшихся поддерживать католиков из числа своих слуг и арендаторов. Относительно больше влияния католические лендлорды имели на севере Англии. В городах существование католического сообщества испытывало опосредованное влияние джентри, имевшего городские дома. Католицизм в городской среде был распространён в основном среди ремесленников .
На рубеже XVI-XVII веков в Англии стала возрастать численность иезуитов: в 1593 году было всего 49 английских иезуитов, но только 9 человек из этого общего числа служили в Англии. В 1610 году в Англии уже находилось 53 иезуита, а всего иезуитов-англичан было 120 человек, начала форми-
роваться английская провинция ордена. К 1641 году численность иезуитов-англичан возросла почти до 400 человек, 180 из которых находились в Англии. Белое духовенство обвиняло иезуитов в намеренном соблазнении католических священников к переходу в иезуиты для того, чтобы можно было создать английскую провинцию ордена .
С 1600 года римская курия дала разрешение служить в английской миссии монахам-бенедиктинцам из числа англичан. Они стали создавать английскую конгрегацию бенедиктинского ордена, против чего возражали иезуиты, но конгрегация была всё же создана в 1619 году. Характерной чертой бенедиктинцев было тяготение к уходу от всякой деятельности в миру. В 1619-1633 годах на ситуации в бенедиктинском ордене сказывалась борьба между Францией и Испанией за то, кто возглавит движение Контрреформации в Европе, и в ордене образовались профранцузская и происпанская фракции .
После 1617 года Джон Дженнингс воссоздал в Англии ещё и францисканский орден. Среди англичан появились также монахи-доминиканцы. Этот орден с 1580-х годов конфликтовал с иезуитами по всей Европе. Доминиканцем стал английский аристократ Филипп Хауэрд, семья которого имела такие средства, что был основан английский доминиканский монастырь в Борнхеме во Фландрии, но авторитет он приобрёл только в 1670-е годы. Английские монахи, служившие ещё в двух орденах — капуцины и кармелиты, — в понимании своего служения тяготели к умозрительности, а не к активной деятельности
К 1610 году количество учебных заведений, которые готовили к возведению в духовный сан и руководство которыми осуществляли католики, достигло 11. Это были колледжи для белого духовенства в Дуэ, Риме, Валья-долиде, Севилье, Мадриде, центры белого духовенства в Сан Лукаре и Лиссабоне, иезуитский колледж в Сент-Омере, иезуитский новициат в Лувене, два небольших бенедиктинских новициата в Дуэ и Дьелуаре. Англичане возводились в сан также и в других католических учебных заведениях, в неанглийских монастырях бенедиктинцев, францисканцев, капуцинов, минимов, августинцев, доминиканцев, кармелитов, ораторианцев.
Предполагалось, что в составе английской миссии будут представители белого духовенства, иезуиты, подготовленные иезуитами «игнацианцы» (воспитанники ордена, основанного Игнатием Лойолой), остававшиеся в составе белого духовенства, допускалось и присутствие монахов других орденов, но это не привело к миру в английской миссии. Отчуждение между белым духовенством и иезуитами усиливалось, и одним из проявлений и в некотором смысле стимулятором этого раскола была агрессивная линия в отношении иезуитов, которую проводил назначенный к служению в Англии епископ Ричард Смит. К 1642 году анти-иезуитские силы имели в английской миссии значительный численный перевес. Английские францисканцы создали провинцию в 1623 году, доминиканцы — с большим трудом в 1650-е годы, а другим католическим орденам этого в Англии сделать не удалось .
Установлено, что после 1619 года в английской миссии увеличилось количество католических священников, прошедших ускоренный курс обучения, и такие священники были не лучше или только чуть лучше подготовлены по сравнению с не имевшими университетского образования англиканскими священниками. С начала XVII века англикане и католики критиковали уровень требований друг друга, предъявлявшихся к соискателям богословских учёных степеней, но в то же время ни те, ни другие прямо не отвергали действительность этих степеней. С 1597 года римская курия добивалась, чтобы студенты обучались в течение не менее 4 лет для получения степени бакалавра и ещё 4 года для получения степени доктора богословия, и в английской семинарии в Дуэ это распоряжение соблюдалось. По мнению исследователей, если сравнивать англиканскую и католическую систему подготовки кадров, теоретически католическая система была лучше ор-
ганизована, сильнее вовлечена в международные связи при получении образования. И англиканское, и католическое духовенство активно боролось с притязаниями женщин на право голоса в религиозных делах — женщины особенно активизировались в постреформационные десятилетия. Женская религиозность воспринималась в это время как опора суеверия, и активизация женщин в религиозных делах воспринималась современниками в целом как одно из проявлений общественного зла и недостатков неспокойного времени .
К середине XVII века на континенте было более ста различных религиозных общин, школ, интернатов, созданных английскими католиками, и более 40, созданных ирландскими католиками, примерно дюжина, созданная шотландскими католиками. Большинство из них находились в испанской Фландрии. Было выявлено, что испанский контрреформационный католицизм не принимался англичанами, вследствие чего связи с Испанией в течение XVII века слабели. Итальянский климат большинство англичан считали тяжёлым, и в этой стране жило мало английских католиков — только из соображений престижа в Риме действовали английские семинария и женский монастырь, шотландская семинария, ирландские семинария и два монастыря. На территории Англии женские монастыри тайно создавали в Лондоне и на севере в Йоркшире в 1620-1630-е годы, а также в годы гражданской войны. В женских монастырях происходили конфликты относительно по вопросу перехода под духовное руководство иезуитов .
Английские католики сталкивались с трудностями в управлении единоверцами. Например, было трудно отчислить из семинарии даже при низких учебных показателях сына того, кто давал средства для этой семинарии. В английской миссии разрешали даже монахам сохранять право на пользование наследством, что делало миссионеров независимыми, приводило к нарушениям дисциплины .
В период с 1598 года по 1642 год примерно 5 тыс. англичан стали католиками в эмиграции, что для тех лет было заметным явлением. В это же время около 20 тыс. англичан уехали в Америку из-за распространения влияния пуританства .
Английское католическое белое духовенство 1600-1642 годов Дж. Эйв-линг называет «находившимся в депрессии меньшинством»: наиболее способные его представитель шли в монахи. Белое духовенство финансово зависело от джентри. Представители белого духовенства часто служили в бедных районах страны. Лучшие места в миссии принадлежали иезуитам, монахам. Безработных католических священников можно было найти в Лондоне, что успевали заметить в 1630-е годы даже иностранные наблюдатели. Многие семейства католического джентри, даже из числа рекузантов, предпочитали не иметь постоянного священника, а пользоваться услугами периодически приезжавших — это было дешевле, а зачастую также духовно комфортнее .
Из переписки в католической миссии предреволюционных десятилетий XVII века известно, что многие из числа белого духовенства с большим раздражением относились к воспитанникам иезуитов — игнацианцам. Белое духовенство, как считают исследователи, уступало по уровню подготовки выпускникам семинарий, руководство которыми осуществляли иезуиты, было часто ниже их по социальному происхождению и больше подходило для службы среди социальных низов. В начале XVII века важнейшей целью белого духовенства в Англии было установление нормальной католической иерархии епископов, которые должны были быть назначены из среды белого духовенства. В подчинение епископам, согласно этим планам, должны были перейти религиозные ордена и светские патроны-аристократы. Назначавшиеся прежде из Рима с 1598 года для руководства миссией Верховные священники не имели полномочий епископа и власти над светскими патронами и религиозными орденами .
В начале XVII века заметным явлением был быстрый рост католицизма среди высших классов при дворе и в стране . До 1603 года реку-занты и даже лица, имевшие жён-рекузанток, не допускались ко двору для службы. Яков I придерживался идеи о том, что конфликт между католиками и протестантами может быть решён поглощением католицизма расширившим свои идейные рамки и ещё более реформированным протестантизмом, но, как считает Дж. Эйвлинг, «замысел был великолепен, а человек, выдвинувший этот план, а также исполнение этого плана, были неполноценны». Яков I привлекал католиков на важные государственные должности, настаивая, чтобы они внешне были лояльны к церкви Англии. Католик Генри Спил-лер, женатый на католичке-рекузантке, был даже назначен ответственным в государственном казначействе за сбор штрафов с рекузантов. В 1603 году в Англии исследователи выявили 8-9 католических пэров, а в 1625 году их уже было 18 человек .
При этом власти в правление Якова I также предпринимали меры, побуждавшие католиков к переходу в протестантизм. В частности, был принят закон, по которому становившийся конформистом наследник отца-католика освобождался от долгов отца государственному казначейству в платежах за рекузантство .
После Порохового заговора 1605 года протестантские власти в Англии предприняли дополнительные меры для обеспечения политической лояльности католиков в Англии. Одной из таких мер стала клятва о верности королю 1606 года, содержавшая формулировки, неприемлемые для католиков из-за отрицания в них власти и авторитета папы . Большинство католических священников отказались от клятвы о верности королю, хотя в среде католического джентри было немало тех, кто её принял. Отказ от принятия этой клятвы, как считает Дж. Босси, опять сплотил английских католиков. Пороховой заговор привёл также к усилению финансового давления на них. Штрафы, взимавшиеся с рекузантов, резко возросли от 2 тыс. фунтов в 1605 году до 10 тыс. фунтов в 1606 году, власти стали активнее искать и выявлять приверженцев католичества . Поначалу клятву о верности королю 1606 года власти требовали принести не очень настойчиво. Затем давление усилилось после убийства католиками французского короля Генриха IV в 1610 году, хотя представители английской католической знати, как известно по сохранившимся свидетельствам, откупались от принесения этой клятвы .
В 1606 году против католиков были приняты два законодательных акта. «Акт в целях лучшего обнаружения и подавления папистов-рекузантов» предусматривал, что не подходящие к причастию католики будут за это штрафоваться на 20 фунтов в год. У тех католиков, которые уже платили за непосещение церкви 260 фунтов в год, разрешалось вдобавок к этому забирать две трети имущества и земли, даже если они вовремя платили штрафы. Было также постановлено, что ни одно лицо, уже осуждённое в качестве рекузанта, не могло появляться при дворе или заниматься медициной без специальной лицензии. Рекузанты и те лица, у которых исповедовала католицизм жена, не могли впредь занимать публичные должности, но в последующие годы всё же многие государственные служащие имели жён-католичек. К 1614 году казначейство получало от рекузантов в виде штрафов примерно 8 тыс. фунтов стерлингов в год — предположительно, это не вся сумма, реально выплачивавшаяся католиками. В дальнейшем преследования католиков в Англии зависели от привходящих факторов, связанных с внутренней и внешней политикой Англии, в том числе и с причудами самого короля. В связи с переговорами о браке принца Карла в Испании, затем во Франции преследования католиков смягчались, но финансовое давление возрастало .
Организация, созданная иезуитами, и режим управления во главе с Верховным священником просуществовали в единых организационных рамках до 1602 года, а затем у белого духовенства стала формироваться своя ор-
ганизация, иезуиты же стали развивать свою. С 1623 года существовала отдельная провинция ордена иезуитов в Англии во главе с Ричардом Блаунтом, подразделявшаяся на 12 дистриктов. Провинциал ордена жил в Лондоне или в его окрестностях, поддерживал связи с руководителями дистриктов. Иезуиты были обычно хорошо укрыты в домах джентри и знати .
По мнению Дж. Босси, разделение миссии в 1602 году на иезуитов и белое духовенство привело к запутанности, дублированию в деятельности английских католиков, ограничило возможности расширения католического сообщества. К середине XVII века деятельность английской католической миссии в своих целях стала смещаться от решения задач по расширению миссии к её стабилизации. Это повлекло за собой всё более экономное использование средств и людей, ослабление усилий в миссионерской деятельности, особенно в территориально удалённых районах страны. Произошло уменьшение численности католиков в среде простого народа. Католическое джентри, во многом подчинившее в это время католических священников, поставив их себе на службу, обеспечило священникам приют и относительно большую безопасность, чем способствовало сохранению английского католического сообщества, хотя численный его состав и уменьшился .
В связи с женитьбой принца Карла на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году в Англию был назначен епископ. Рим долгое время не реагировал на просьбы английского белого духовенства о назначении епископа в Англию, возможно, считая, что английские власти могут истолковать назначение в страну епископа из Рима как провокацию. В течение двух лет после вступления на престол Карла I католицизм имел большие возможности для открытого исповедания при дворе, что вызвало в итоге волну протестантского гнева. Католиков стали активнее облагать штрафами, но, с другой стороны, уплатившим штрафы уже не досаждали власти. В 1623-1631 годах двумя последовательно управлявшими в Англии католическими епископами Халкедонскими (наименование епархии было намеренно выбрано не совпадающим с традиционными английскими названиями), назначенными Римом, были Уильям Бишоп и Ричард Смит. Притязания Смита на расширение полномочий епископа, восстановление католической церковной юрисдикции, в том числе и церковных судов, привели к тому, что не без влияния видных английских католиков власти в начале декабря 1628 года выпустили прокламацию об аресте епископа Ричарда Смита с обвинением его в государственной измене. Обвинение распространялось также на лиц, которые его укрывали. Поэтому с начала 1629 года Смит стал жить во французском посольстве, а 24 августа 1631 года вынужден был выехать во Францию, где его устроил в церкви кардинал Ришелье . В результате отъезда епископа Ричарда Смита из Англии после 1631 года в XVII-XVIII веках создались условия для окончательного установления господства джентри в английском католическом сообществе. Католики в Англии стали превращаться в сообщество, которое Л. Стоун назвал «сектой, состоявшей из представителей высших классов», но без всякой иерархии в среде католического священства .
Накануне гражданской войны в Англии был силён страх перед католицизмом, но никто не знал даже приблизительно, сколько там католиков. Главными виновниками всех их дурных намерений считали влияние папы и иезуитов, и в Англии не утвердилось мнение о том, что сплошь все католики — предатели . Но англичане считали коварство католиков и иезуитов столь многогранным, что связывали с их происками различные новые, необычные явления общественной жизни. В середине XVII века пуританин Уильям Принн даже предполагал в появлении различных политических и религиозных радикалов, в том числе левеллеров, католическую провокацию . Вместе с тем длительное сосуществование в Англии католического и протестантских религиозных сообществ создало предпосылки для отличающего английскую культуру терпимого отношения к адептам различных религиозных традиций.
Литература
2. Dures, A. English Catholicism, 1558-1642 / A. Dures. — Harlow, Essex, 1983.
3. Trimble, W.J.R. The Elizabethan Catholic Laity / W.J.R. Trimble. — Harvard University Press, 1964.
6. Bossy, J. The English Catholic Community, 1570-1850 / J. Bossy. — London, 1975.
7. Questier, M. Conversion, Politics and Religion in England, 1580-1625 / M. Questier. — Cambridge, 1996.
9. Gifford, J.V The Controversy over the Oath of Allegiance / J.V Gifford. -Oxford University PhD, 1971.
10. Dietz, F.C. English Public Finance, 1558-1641 / F.C. Dietz. — New York, 1943.
УДК: : 94(410)
Федотов Сергей Петрович — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Среднерусский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: 79192014630@yandex.ru
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В АНГЛИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В данной статье проанализирована взаимосвязь между Англиканской церковью и государственной властью в Англии в период становления англиканства после отделения от Ватикана в XVI веке. Англиканская церковь имеет статус государственной церкви. Ее руководство сосредоточено как в руках короля Англии, так и архиепископа Кентерберийского. Англиканская церковь имеет свои представительства в странах, которые раньше входили в состав колониальной системы Англии. В статье рассмотрены международные контакты англиканских адептов с Русской православной церковью в XVI — XIX веках.
Ключевые слова: РПЦ, Англиканская церковь, Российская Империя, СССР, Англия, адепты.
ANGLICAN CHURCH AND GOVERNMENT IN ENGLAND: HISTORY AND MODERNITY
Keywords: Russian Orthodox Church, Anglican Church, Russian Empire, USSR, England, adepts.
Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее время англикане объединены в 40 «поместных церквей».
Обособленность Англии в связи с ее географическим положением сказалась как на политическом развитии страны, так и на специфике ее церковной жизни. В связи с этим прохождение церковных реформ приняло здесь особую форму.
В XVI веке в Западной Европе наметился процесс противодействия отдельных национальных государств политике вмешательства Ватикана в их государственные дела. Это выразилось в требованиях, которые были выдвинуты местными национальными церквями, выступившими против подчинения Ватикану. В Англии противодействие диктату римских пап стало прослеживаться еще с XII века.
Корни Англиканской церкви связаны со временем пребывания на британских островах римлян. Тогда Христианская церковь появилась в римской провинции Британия. По сведениям христианских авторов Тер-туллиана и Оригена, сведения о присутствии христианства на британских островах относятся к III веку.
Политическим подтекстом ухудшения отношений английской короны с Римом стал развод Генриха VIII с королевой Екатериной Арагонской, которая была родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Папа отказался отменить заключение брака между Генрихом VIII и Екатериной Арагонской. В результате противоборства Генриха VIII и римского папы произошло провозглашение первого верховным главой Церкви в Англии. Это озна-
чало, что английский король взял в свои руки духовную и светскую власть в стране. В конечном итоге это стало причиной реформации в Англии. В 1534 году был принят акт о супрематии. Согласно этому акту власть над Англиканской церковью перешла в руки английских монархов.
Во время правления Генриха VIII теология и практика Церкви Англии были по своей сущности католическими. Однако при его сыне, Эдуарде VI, стало прослеживаться движение в протестантском направлении .
Специфика реформации в Англии имеет тесную связь с тем, что большую роль в духовной жизни занимал монарх, в руках которого оказалась религиозная власть. Значительные изменения в Англиканской церкви произошли при королеве Елизавете I. Это отразилось на формировании догматических основ англиканского вероучения, канонического устройства и структуры Англиканской церкви. При королеве Елизавете I был составлен Символ веры англиканства — 39 статей вероучения.
Королева Елизавета I, как затем и последующие английские монархи, оставалась на позиции «среднего пути» (via media) реформации церкви. В рамках этого пути, который отличался своей доктри-нальной неопределённостью, появились широкие возможности для маневрирования королевской власти между разными ответвлениями англиканства. Монархическая власть шла на компромисс с прокатолическими и пропротестантскими партиями. В результате этого компромисса английским монархам удалось встретить много своих приверженцев, которые были из числа анг-ликан. Реформация в Англии имела менее
радикальный характер по сравнению с другими европейскими странами.
В 1559-1560 годах сложилась новая система управления церковью в Англии. По велению королевы по епархиям были проведены визитации с целью изучения выполнения новых порядков. Кроме этого бы па создана специальная центральная церковная комиссия, через которую действовала королева Елизавета. Из этой комиссии впоспедствии возник суд Высокой комиссии. Он активно вел борьбу с королевской оппозицией .
Королева Елизавета вепа активную экономическую деятельность с церковной собственностью. Доходы церкви стали облагаться высоким уровнем доходов. Часть придворных того периода времени могла получить в аренду церковную собственность.
Необходимо отметить, что в этот период различия между пуританами, стремившимися к радикальному разрыву с католицизмом, и англиканами практически не просматривались. В основном пуританские настроения поднимались за счет пуритант-ски настроенных клириков. При определенных обстоятельствах пуритане могли угрожать действующему режиму, так как на них вполне могла бы опереться королевская оппозиция. Елизавета чувствовала это и приложила все усилия к тому, чтобы никто не считал себя вправе оспаривать установленный церковный строй.
Елизавете I за свой период правления удалось оформить комплексную власть над церковью, то есть по сути сделать ее полностью государственной. Стоит заметить, что королева Елизавета I занимала твердые позиции в отношении подчинения церкви Англии королю. Следующие прави-
тели будут вести политику маневрирования между католиками и англиканами, а в отдельных случаях пытаться отдавать привилегии католикам, как, например, в начале XIX века. Однако в любом случае в построении взаимоотношений королевской власти и церкви Англии соблюдался «серединный путь», по которому ее направили их предшественники.
В XVII веке развивающиеся тенденции в религиозной среде привели к английской Гражданской войне. Церковь ассоциировалась с роялистами, которые терпели поражение. В период установления Республики (1645-1660) епископат был отменен, Книга молитв, Книга Общей Молитвы (The Book of Common Prayer) были запрещены. После реставрации монархии части клириков, которые не приняли подобного пересмотра, пришлось покинуть свои посты. Эти клирики подвергались преследованию вплоть до 1689 года, когда был принят Акт о Толерантности (the Toleration Act). Он предоставил легальную базу для существования тем протестантским группам вне церкви Англии, которые принимали учение Библии о Троице.
Акт о Толерантности 1689 года стал с тех пор базисом для конституционного положения Церкви Англии. Церковная организация в Англии осталась государственной церковью с рядом особых узаконенных привилегий и обязанностей, но при постоянно расширяющихся гражданских и религиозных правах .
Новый импульс государственно-церковным отношениям придали три реформы, которые историки справедливо называют «конституционной революцией» Англии 1828-1832 годов: отмена ограничительных статутов против протестантских
диссентеров (священников и мирян, отстаивавших свою независимость от государственной Церкви) в 1828 году и против католиков в 1829 году (католическая эмансипация), парламентская реформа 1832 года. Все три реформы были названы «революционными», ибо они изменяли фундаментальные основы Конституции .
В конце XIX — начале XX века проявились мощные тенденции к объединению всех ветвей англиканства. В начале XX века объединительные тенденции нашли выражение, в частности, в создании в 1919 году единого Церковного синода — National Assembly of the Church of England.
Зависимость Церковного синода Англии от государства заключается в том, что его законодательные решения, которые так или иначе затрагивают общеанглийское законодательство, прежде чем приобрести силу закона, должны пройти процедуру утверждения в парламенте и быть одобрены монархом. Для рассмотрения решений Синода Англии существует специальная парламентская комиссия, состоящая из 30 членов: 15 членов назначаются лордом -хранителем печати, а остальные 15 — спикером палаты общин. Лишь после заключения комиссии подготовленный закон передается для одобрения в палаты парламента. Специфика государственно-церковных взаимоотношений в Англии состоит в том, что эти парламентарии не обязательно должны быть приверженцами англиканства. Они могут исповедовать иную религию или же вообще быть неверующими.
Монарх, коронуемый Церковью, является «высшим правителем Церкви». Как гла-
ва Англиканской церкви, монарх является также и гарантом «среднего пути» англиканства как религиозной организации, вероучение которой представляет собой синтез исторически сложившихся направлений в Церкви. «Я приветствую государственную церковь, т.к. она сохраняет Англию протестантской, — заявлял по этому поводу член парламента Джоан Кордл. — Королева является главой Церкви, и согласно клятве, которую она дает при коронации, она обязана сохранять протестантское наследство».
По английскому законодательству монарху Великобритании запрещается вступать в брак с католиком .
Зависимость Церкви от государства прослеживается и в системе ее финанси-
рования. Еще в XIX веке был создан государственный институт, носивший название «Духовные уполномоченные», который занимался централизованным накоплением церковных капиталов. В 1948 г. институт Духовных уполномоченных был преобразован в институт Церковных уполномоченных, которые получили право распоряжаться всеми церковными финансами. Эта организация, ответственная только перед парламентом, включает в себя англиканских епископов, настоятелей соборов, а также мирян (членов правительства, лорд-мэра Йорка, представителей законодательных органов, университетов Оксфорда и Кембриджа), которые составляют треть Церковных уполномоченных .
Исполнительную власть осуществляет Совет уполномоченных (27 человек, из них 16 — служители Церкв)]. Помимо различных источников финансирования институт Церковных уполномоченных владеет различной недвижимостью, а также земельными угодьями, занимая третье место среди землевладельцев в Англии (после королевы Елизаветы II и государственного управления лесным хозяйством). В функции Церковных уполномоченных входит следующее: выплата жалований церковным иерархам, финансирование строительства новых церквей и печати, организация новых приходов, обучение священнослужителей и т.д.
Определенная зависимость Англиканской церкви от государства нивелируется другими формами государственно-конфессиональных отношений. Статус Англиканской церкви подразумевает, что она пользуется привилегиями, в которых отказано другим конфессиям (принимать участие в коронации монарха; 24 места в
парламенте; наличие статуса благотворительной организации; государственный статус христианских праздников и т.д.). Стоит отметить, что оба англиканских архиепископа и епископы Лондона, Дурхама и Винчестера, а также 21 другой (по очередности их назначения) епископ входят в верхнюю палату парламента Великобритании — палату лордов .
В Англиканской церкви практикуется пастырство в армии, в местах заключения. Кроме этого вводится богослужение в школах, хотя сами уроки религии в стране были введены еще в 1946 г.
В Англии такая практика наблюдается до сегодняшнего дня. Главой Церкви Англии остается королева Елизавета II. Духовным главой Англиканской церкви является архиепископ Кентерберийский.
Библиография:
2. Булгаков А.Я. К вопросу об англиканской иерархии II ТКДА. — 1898. — № 8. -С. 554-574.
2. Bulgakov A.YA. К voprosu ob anglikanskoj ierarhii II TKDA. — 1898. — №8. -S. 554-574. (In Russ.)
Группа. Англия.
II этап. Изучение новой темы.
Повторение
— Вспомните, что такое абсолютизм.
-Укажите основные признаки абсолютной королевской власти.
-Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным?
Тема, цель, организация работы в группах.
1.Кто провел Реформацию в Англии? Почему?
2. Чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью.
3. Почему политику Марии Кровавой называют Контрреформацией?
Ответы на вопросы оформить письменно (коллективная работа).
Материал в помощь студентам
- Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.
- Главой англиканской церкви является король.
- Церковь и монастыри лишаются имущества.
- Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.
- В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».
- Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.
- Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.
- Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.
Смена типа культуры фиксируется новой картиной мира. Она сложилась на основе научной революции XVII в., как результат интеллектуального труда Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона. В отличие от средневекового христианского Космоса, сотворенного и управляемого Богом, современная Вселенная явилась безличным феноменом.
характерные черты культуры Нового времени: деизм, сциентизм, рационализм. Еще в большей степени утвердились антропо- и европоцентризм.
Наука выделилась в самостоятельную область познания и культуры. По своей значимости наука уравнялась с философией и выступила главным средством покорения природы.
Ярким феноменом эпохи абсолютизма во Франции стало формаирование субкультуры аристократически-придворных кругов. И не только во Франции, но и во многих других странах, которые стремились подражать французской моде.
Для обозначения этой специфической субкультуры немецкий исследователь Эдуард Фукс, предложил термин «галантный век».
Хронологические рамки этой субкультуры II пол. XVIIв. и почти весь XVIIIв.
Сервильность – одна из черт аристократической субкультуры эпохи абсолютизма Термин обозначающий психологию подчиненности, служения. Такое мироощущение было шагом назад по сравнению с тем, что человека достиг в эпоху Возрождения.
Второй важной чертой культура галантного века – публичный характер жизни людей. В эту эпоху в массовом порядке рождается тип личности молодого честолюбца, (в истории – Наполеон Бонапарт, а в литературе – герой романа Стендаля «Красное и черное» Жюльен Сорель).
Связав собирательную судьбу с абсолютизма аристократия вынуждена была встать на путь игры. Поэтому, не поза как таковая, а игровой характер придворной культуры, служит сущностной чертой аристократической субкультуры абсолютизма. В игру превращается все. Сама придворная жизнь превращается в игру, в сложный этикетный ритуал. Время препровождения при дворе и все его формы были регламентированы до мельчайших деталей. В строго определенные часы король просыпался, одевался, посещал церковь, занимался делами, ходил на прогулку и т.д. Все это обставлялось чрезвычайно торжественно. Сложной была церемония королевского застолья. Еще больше церемоний соблюдалось при парадных выходах или выезде короля. Разворовывание казны стало забавной игрой, шуткой, водевилем. Примером может служить игра в продажу должностей. Каждая должность продавалась сразу десятку или сотне желающих. Основной субкультуры аристократических верхов стала галантность.
В качестве основных средств построения разумного общества ученые XVIII в. предложили просвещение и воспитание. (Поэтому XVIII в. принято называть веком Просвещения, в свою очередь, XVII в. – веком Рационализма, а XIX в. явился веком классическим). Невежественный человек не может быть свободным. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Основные идеи просветителей о правах и свободах человека нашли отражение в «Декларации прав человека и гражданина» (1789).
Культура Нового времени была революционна по духу: она изменила систему взглядов на мир, социальную структуру общества, политическое устройство государств, личностную ориентацию. Фактически она заложила новую социальную матрицу, придающую направленность всей системе социокультурных отношений.
Персоналии | |
Эразм Роттердамский. (1469—1535) | гуманист эпохи Возрождения, глава «северных гуманистов», филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивающей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма. |
Рабле Франсуа (1494—1553) | французский писатель гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени. |
Шекспир Уильям (1564—1616) | английский поэт и драматург, крупнейший гуманист эпохи позднего Возрождения. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом. Всего написано более 37 драм. Глубокий лиризм и поэтическая образность присущи как поэмам, так и драмам, написанным преимущественно белым стихом. Он отличается проникновенным знанием характеров и страстей. |
Сервантес Саарверда Мигель де (1547 – 1616) | испанский писатель, автор пасторального романа «Галатея», любовноприключенческого романа «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Главное произведение — роман «Хитроумный идальго дон Кихот Ломанческий» («дон Кихот», 1605—1615) — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Образы благородного странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными. |
Томас Мор — (1478—1535) | английский гуманист, государственный деятель и писатель, основоположник утопического социализма , друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529—1532. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью в 1535 . В сочинении «Утопия» (1516), содержащем описание идеального строя фантастического о-ва Утопия (название дано Мором), нет частной собственности и обобществлены производство и быт, труд — обязанность всех, распределение происходит по потребностям. |
Коперник Николай (1473—1543) | польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Родился в г. Торунь, окончил там школу, потом продолжил образование в Краковском, Болонском и Падуанском университетах. Изучал математику, астрономию, физику, право и другие науки. В 1506—1507 гг. он навсегда возвратился из Италии в Польшу. На родине принял духовное звание, был каноником (членом совета при епископе участвующем в управлении епархией). Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков положения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе и Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных тел» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г. |
Бруно Джордано (1548—1600) | итальянский философ — пантеист и поэт. Родился в Ноле, учился в Неаполе, потом поступил в монастырь, откуда впоследствии бежал. После вынужденного отъезда из Италии жизнь его протекала в скитаниях по странам Европы — Швейцарии, Франции, Англии, Римской империи. Церковь обвиняла его в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению. Он был твердо убежден в правоте своего учения, упорно его отстаивал, говоря своим недругам: «Сжечь — не значит опровергнуть!» Обвинён в ереси и сожжен инквизицией в Риме. |
Галилей Галилео (1564—1б42) | итальянский ученый, один из основателей естествознания. Родился в Пизе, детство его прошло во Флоренции где он учился в монастырской школе, В 1585 г. Заложил основы современной механики выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; Построил телескоп с З2-кратньтм увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира. |
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) | |
Исаак Ньютон (1642—1727) | опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. Интерес к науке проснулся в нем к 14 годам. С этого момента наука стала главным занятием его жизни. В 1661 г. начал учиться в Кембридже, где позже получил кафедру математики. Он был самым молодым профессором в университете. Его важнейшими научными достижениями стали открытия закона всемирного тяготения, законов механического движения и распространения света, новых методов математических вычислений. |
Ренэ Декарт (1596—1650) | считается основоположником науки и философии нового времени. Он видит главную цель науки в завоевании человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основываться на достоверных знаниях. Источником таких знаний считал разум человека. Человек мыслит, он бесконечно сомневается в своих научных предположениях, и в этом движении мысли рождаются научные знания. «Мыслю, следовательно, существую…» — говорил он. |
Джон Локк (1632—1704) | выдающийся английский мыслитель был последователем Бэкона, считая, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум. Он родился в семье адвоката, получил религиозное воспитание и считал, что религия положительно влияет на нравственность. Он разработал учение о естественных, прирожденных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Считал, что от природы все люди равны. Он разработал также учение о разделении властей — отделении исполнительной власти от законодательной. Законодательную власть, считал он, надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Был сторонником конституционной монархии Ученый придавал большое значение образованию и воспитанию, которые должны обогащать человеческий разум, чтобы все люди могли заниматься активной хозяйственной и политической деятельностью. |
Не следует путать с католической церковью в Соединенном Королевстве .
Католическая церковь в Англии и Уэльсе
Католик
христианство
Библия
Католическое богословие
Епископальный
Фрэнсис
Винсент Николс
Эдвард Джозеф Адамс
Англия и Уэльс
Английский , валлийский , латинский
Святой Августин Кентерберийский
c. 200-е годы: христианство в римской Британии
ок. 500-е годы: англосаксонское христианство,
Британия , Римская империя.
Англиканская церковь (1534/1559)
5,2 миллиона (2009)
Официальный сайт
Католическая церковь в Англии и Уэльсе ( латынь : Экклесия Catholica в Англии и др Камбрия ) ( Welsh : Yr Eglwys Gatholig ЮНГ Nghymru Lloegr ) является частью всемирной католической церкви в полном общении с Святым Престолом . Важный момент произошел в VI веке, когда папа святой Григорий Великий через бенедиктинского миссионера, святого Августина Кентерберийского , усилил евангелизацию Королевства Кент Святому Престолу в 597 году нашей эры. Это общение со Святым Престолом продолжалось до тех пор, пока его не прекратил «убийственно самоуверенный монарх Генрих VIII».
Когда Генрих VIII «внезапно осознал якобы древнюю истину» о том, что он действительно был «верховным главой церкви в своих владениях», он поддержал серию законодательных актов через английский парламент между 1533-1536 годами, которые положили начало нападкам на папство. авторитет и английские католики. «Центральным элементом нового законодательства был Акт о верховенстве 1534 года». В некоторых случаях приверженцам католицизма грозила смертная казнь . В течение двухсот пятидесяти лет выжившие английские католики, известные как непокорные, были вынуждены уйти в подполье и искать преемственности через образование в католической Европе. Законодательные ограничения были наложены на католиков, некоторые продолжались до 20 века, в то время как запрет на католическое богослужение действовал до Закона о католической помощи 1791 года . Однако запрет не коснулся иностранных посольств в Лондоне , хотя служащие священники могли подвергаться преследованиям. Изгнанное английское духовенство открыло школы и семинарии для сыновей английских непокорных семей в Испании, Франции и австрийских Нидерландах . Таким образом, историческая преемственность английского католицизма в прошлое «было обусловлено главным образом к упорной, но мы надеемся , inconspicous, защита обеспечивается» католических высших классов ( «аристократии и дворянства») , чтобы «какие были в буквальном смысле рабочего класса.»
В наши дни, наряду с 22 епархиями Латинской церкви , существуют две епархии Восточной католической церкви : Украинская католическая епархия Святого Семейства Лондона и Сиро-Малабарская католическая епархия Великобритании .
Значительное население включает Северо-Западную Англию , где каждый пятый является католиком, что является результатом крупномасштабной ирландской миграции в девятнадцатом веке, а также большого количества англичан в Ланкашире . По переписи населения Соединенного Королевства 2001 года в Англии и Уэльсе насчитывалось 4,2 миллиона католиков, что составляло около 8% населения. Сто лет назад, в 1901 году, они составляли всего 4,8% населения. В 1981 году 8,7% населения Англии и Уэльса были католиками. В 2009 году, после расширения Европейского Союза в 2004 году , когда тысячи жителей Центральной Европы (в основном поляки и литовцы) приехали в Англию, опрос Ipsos Mori показал, что 9,6%, или 5,2 миллиона человек, были католиками в Англии и Уэльсе.