‛Щенка, поди, выбросили, гады…»
Эта невероятная история произошла в одном из провинциальных городов Нижегородской области почти год назад.
Преподаватель техникума Сергей Столяров возвращался в тот день с работы домой.
— На улице начало апреля, сугробы, столбик термометра едва перевалил за отметку ‛ноль градусов», — рассказывает
Сергей Анатольевич. — Решил срезать путь, завернул за школу, там у нас начинается лес. Иду, значит, мимо елей, вдруг слышу — тихий писк! Смотрю, под елкой лежит целлофановый пакет, оттуда и доносится писк. ‛Щенка, поди, выбросили, гады», — подумал было. Заглянул в пакет — и обомлел: смотрят на меня человеческие глаза! В пакете лежал новорожденный ребенок. Шапочки на голове нет, из ситцевого кулька торчат крохотные пальчики…
Сергей прижал младенца к груди и побежал домой. Жена тут же вызвала милицию и «скорую помощь», ведь неизвестно, сколько времени пролежал брошенный ребенок в лесу. После тщательного осмотра врач сказала:
— Девочке от роду часа три-четыре. И что самое удивительное, она здорова!
Мать-кукушку разыскали через месяц
Малютку отправили в дом ребенка. Правоохранительные органы и инспекторы опеки стали разыскивать мамашу, которая родила и бросила родную дочь в лесу. Месяц спустя перед инспектором Еленой Светловой сидела семнадцатилетняя девушка Оля. Голос дрожит, руки нервно комкают носовой платок, в глазах — слезы величиной с кулак.
Историю, которую рассказала одиннадцатиклассница, инспектора слышат часто: Оля поняла, что беременна, слишком поздно и никому об этом не сказала. Может быть, матери девушка и открылась бы, но та умерла год назад, воспитанием Ольги занимался отец. А он очень строгий…Ужас и панику, которая поселилась в душе Оли, не дай Бог испытать никому.
— Внешне было совершенно незаметно, что девочка беременна, — рассказывает Елена Светлова. — Не догадывались о положении Оли и в школе. Лишь в последнее время, как выяснилось, школьница прогуливала уроки физкультуры.
Ссылалась на плохое самочувствие.
Роды начались у Оли в тот момент, когда никого не было дома. Девушка сама перерезала пуповину, завернула крошку в чистенькую ночную сорочку. И отнесла в лес.
— На суде ее спрашивали, зачем она бросила ребенка на опушке леса, — разводит руками Елена Светлова. — Ведь можно было оставить малышку у дверей больницы или родильного дома. Принести к церкви, наконец, там девочку в любом случае бы приютили, накормили, обогрели.
— Что она ответила?
— Ничего.
‛‛Мы называем ее ангелочком»
За жестокое обращение с ребенком суд назначил матери наказание — три года лишения свободы условно. Во время заседаний Ольга говорила, что все осознала и заберет малышку себе. Но за весь год ни разу так и не появилась в доме ребенка, где девочка обрела кров.
Ангел-хранитель у малышки очень сильный: ни предательство матери, ни холод апреля не повлияли на здоровье девочки. Да и характер у нее оказался настолько легким, что в нее влюбились все доктора из больницы, а затем воспитатели дома ребенка. С легкой руки старшей медсестры детского отделения медсестер малышка получила красивое имя ‛Ангелина» — ‛ангелом хранимая».
— Геля растет и развивается, — сказали нам в доме ребенка. — Девочка красивая и очень умная. Обожает собирать пирамидки и ходить по комнате в ходунках. Мы называем ее ‛ангелочком».
(По этическим причинам имена главных героев изменены. — Авт.)
‛Компетентно:
‛Дал жизнь — не отнимай!»
Главный специалист отдела опеки департамента образования Нижегородской области Елена Крашенинникова:
— Если мать решила дать жизнь своему ребенку, зачем своими же руками забирать эту жизнь?! И калечить свою жизнь, потому как рано или поздно такую маму найдут, и ей придется отвечать за свои действия по всей строгости закона. Не можете сами воспитывать и растить ребенка — это не повод подвергать его жизнь опасности. Вы вправе оставить младенца в государственном учреждении и дать согласие на его усыновление. В этом случае ребенок имеет реальный шанс обрести семью, где его будут воспитывать в любви, заботе и ласке.
‛Продолжение темы
За жестокость — на исправительные работы!
В декабрьском номере ‛Комсомолки» мы рассказывали нашим читателям о девочке, которую мать родила в мороз на улице (‛КП»-НН» от 1 декабря 2005 года ‛Нижегородская Снегурочка родилась на остановке трамвая»). Беспечность 24-летней мамашки, которая родила малышку в три часа ночи на уличной скамейке в девятиградусный мороз и довела потом до полного истощения, не оставила равнодушным многих. Одни возмущались, другие предлагали помощь малышке.
История эта имеет продолжение: суд Советского района вынес приговор матери Аленки — виновна сразу по двум статьям: ‛неисполнение родительских обязанностей» и ‛причинение тяжкого вреда здоровью» в отношении малолетней дочери. Как сообщил ‛КП»-НН» помощник прокурора Советского района Нижнего Новгорода Алексей Главинский, на один год и два месяца Марина отправлена на исправительные работы, десять процентов от заработной платы женщина будет отчислять государству. Следующий этап — лишение ее родительских прав. Годовалая Аленка по-прежнему находится под опекой государства, в одном из детских домов Нижегородской области. Ждет новую заботливую маму.
Светлана САЗАНОВА
Родителей ребенка пока не нашли. На теле младенца обнаружены следы насилия. В милиции выясняют причины смерти ребенка. Только в ноябре два младенца были оставлены на улице.
Ребенка могли покусать собаки…
По данным Главного управления внутренних дел Бишкека, труп новорожденного ребенка был найден 14 декабря на берегу канала Большого Чуйского канала на его пересечении с улицей Кольбаева. Пресс-секретарь столичной милиции Адыл Оморов сообщил, что обстоятельства смерти ребенка будут уточнены после итогов судебно-медицинской экспертизы:
— Неизвестно, когда родился ребенок. В каких условиях он родился и в какое время. Младенец был завернут в кусок ткани. На теле есть следы. Но сейчас сложно говорить о том, что это за следы. Возможно, что на него напали собаки.
Ребенка оставили возле канала, там, где не встретишь людей. Поиски родителей пока результатов не дали.
Правоохранительные органы открыто публикуют информацию о брошенных на улице младенцах. Но редки случаи, когда родителей находят и сообщают об этом. В связи с последним случаем вопрос оставленных на улице детях вновь оказался на повестке дня.
В ноябре в стране на улице оставили двух младенцев. Одного малыша нашли в Ошской области, другого – в городе Токмаке. Ранее новорожденного ребенка нашли в туалете в новостройке «Арча-Бешик». Еще раньше задержанная по подозрению в убийстве собственного ребенка женщина совершила самоубийство в ИВС.
Последствия неграмотности сказываются на детях
Повторяющиеся случаи оставления детей возобновили дискуссию вокруг прав ребенка и ответственности родителей. Эксперт по вопросам женщин и детей Суйун Курманова отметила, что детей бросают в основном молодые. По ее словам, одной из причин является неграмотность общества:
- Когда говорят о том, что нужно просвещать людей в плане сексуальной культуры, люди начинают возмущаться и говорить, что мы пропагандируем неправильные вещи. Считаю, что необходимо повышать грамотность в этом направлении. Такие истории являются последствиями беспорядочных связей. Для предупреждения незапланированных связей молодежь нужно учить сексуальной культуре. Со школы нужно объяснять последствия всего этого. Проблема эта в обществе то поднимается, то забывается.
После обнаружения трупа ребенка в социальных сетях появились предположения, что ребенка могла оставить только мать.
Представитель общественного объединения «Лига защитников прав ребенка» Таалайбек Жакып призывает общество не спешить во всем обвинять матерей брошенных детей. По его словам, проблему можно решить только совместными усилиями государства и общества:
— Мы не имеем права обвинять матерей за то, что они «бросили детей». Проблема заключается не только в матери. Это может быть из-за того, что сама она не получила любви и нежности от своих родителей. Если в твоем сердце нет материнской любви, то как ты ее подаришь другим? Вот в чем проблема. Сегодня много разведенных пар. Почему? Можно сказать, что с 1990 по 2006 годы многие и многие родители оставляли детей без своего присмотра. Многие стали мигрантами. Сегодня их детям по 30-35 лет. Вот они и разводятся. Потому что нет опыта, они также относятся к детям и семье, как к ним относились в детстве.
Время безответственности
Таалайбек Жакып предлагает предупреждать негативное явление надлежащим воспитанием детей в детском саду, школе и семье. Также он добавил, что в кыргызском обществе вместо помощи и поддержки однажды оступившуюся женщину постоянно упрекают, а от этого страдают ее дети:
— Еще одна причина – женщину, родившую без мужа, осуждают как чужую, по-другому на нее смотрят. С давних времен у нас есть понятие стыда. Женщины, потерявшие это чувство, совершают не самые лучшие поступки. Допустим, что женщина забеременела. Но супруг может отказаться воспитывать ребенка и предложить аборт, а у женщины нет возможности этого сделать. В результате женщина будет в депрессии до родов. Без настроения и в состоянии аффекта, она не всегда понимает, что делает. Кроме того для женщины период рождения ребенка — очень сложное время. Женщина теряется. Когда у тебя ничего нет, можно потерять контроль над собой. В состоянии аффекта человек может пойти на различные шаги. Ведь она не смогла выйти из депрессии и не знает, как выпустить гнев. И не зная ценности ребенка она идет на преступление. Мы должны признать, что не она одна виновата, ответственность должно нести и окружающее ее сообщество. Как могут близкие не стать ей подмогой? Есть же кто-то! Мы привыкаем к равнодушному отношению друг к другу.
Начальник отдела прав детей Института омбудсмена Альберт Колопов связывает поведение женщин с социально-экономическим, моральным и психическим состоянием. По его словам, многие даже не знают, что могут оставить детей в родильных домах вместо того, чтобы оставлять их на улице:
— Брошенных детей передают в дома младенцев. Там мы присматриваем за детьми. Многих усыновляют. Можно не бросать, а отдавать детей в детские учреждения. Но им не хватает правовой грамотности. «Если я рожу, то как я буду жить», — говорят многие. Обычно из-за низкого самосознания регистрируются такие случаи. В дома младенцев выстраиваются очереди из желающих усыновить ребенка.
В Кыргызстане нет точной информации о том, сколько было оставлено детей. По стране работает только четыре специализированных дома для младенцев до четырех лет, в том числе, в Бишкеке, Токмаке, Оше. В прошлом году после нескольких случаев оставления детей, была поднята инициатива о внедрении «бэби боксов». Одна часть общества поддерживала такую идею, другие говорили о том, что это еще больше снизит ответственность родителей.
По словам министра социальной политики Андрея Ревы, за рубежом работают постоянно более 3 миллионов украинских граждан. А, учитывая сезонность трудовой миграции (временную занятость), количество работников из Украины достигает 9 миллионов.
Волна массовой трудовой миграции, которая началась с середины 1990-х годов, и с каждым годом только растет, привела к возникновению нового явления в украинском обществе — социального сиротства.
Кто такие социальные сироты? Чем грозит малышу отцовство на расстоянии? И как можно уменьшить его негативное влияние на ребенка?
Предлагаем разобраться вместе.
Социальное сиротство — что это?
Это явление не является новым в украинском обществе: оно стало распространенным еще в начале ХХ века. Социальными сиротами называют детей, оставшихся без родительской опеки … при живых родителях. Ведь большинство работников вынуждены оставлять детей под присмотром бабушек, дедушек или других родственников, некоторых — даже в интернатах.
Сейчас официальных данных о том, сколько детей в Украине вырастают в неполных семьях, нет. По данным Международной организации по миграции, их больше 200 тысяч. А вот в разъяснительной записке законопроекта, направленного на борьбу с социальным сиротством, эта цифра значительно выше — от 3,5 до 5 миллионов.
Чем грозит ребенку отцовство на расстоянии?
По данным исследованиймеждународного правозащитного центра «Ла Страда — Украина», в большинстве случаев родители временно расстаются со своими детьми, пытаясь обеспечить им лучшую жизнь. Так, 86% мигрантов, по их словам, зарабатывают деньги на образование своих детей.
Однако, решая вопросы материального обеспечения ребенка, родители лишают его заботы и должного внимания. Ведь семья играет ведущее значение в формировании личности ребенка, его физического и психологического здоровья, моделей общения и жизненных ценностей. А трудовые мигранты отстранены от процесса воспитания собственного ребенка.
Психологи и социальные работники уже давно пытаются привлечь внимание правительства и общества к психоэмоциональным проблемам детей, родители которых долго находятся за рубежом.
Исследования показывают, что у детей, лишенных родительского воспитания, могут возникать:
1. Чувство вины — дети чувствуют себя виновными в том, что родителям приходится работать в другой стране.
2. Нарушение психоэмоционального состояния — появление раздражительности, агрессивности, тревожности, недоверия к людям.
3. Ощущение одиночества, грусти и подавленности.
- »Без родителей было трудно, потому что хотелось быть такой, как все: чтобы мама с папой вели в первый класс, чтобы они ходили на родительские собрания и праздники, чтобы мама была лучшей подругой … Когда я говорила родителям, что мне не надо ничего, только чтобы они были рядом», — делится редакции информационного агентства «Вголос» 17-летняя Оксана, родители которой были вынуждены уехать за границу.
4. Синдром эмоциональной депривации — потеря эмоциональной связи взрослых с ребенком, что проявляется в
- повышенной тревожности;
- обостренном чувстве неудовлетворенности собой;
- частой смене настроения; немотивированной агрессии и т. п.
Лишение эмоциональных контактов может со временем привести к девиантному поведению ребенка (развития алкогольной, наркотической, игровой зависимости).
5. Трудности социализации (интеграции ребенка в социум), которые, в свою очередь, накладывают отпечаток на общение со сверстниками, школьные успехи, самооценку и т. п.
6. Деформации ценностных ориентаций в отношении семьи как таковой (искаженное представление о положительной модели семьи; трудности в формировании понятия о полноценной семье).
7. Проблемы в обучении, снижение успеваемости.
В июне 2016 года в Украине был проведен опрос, в котором приняли участие более 50 тысяч выпускников школ, среди которых были и дети, чьи родители (или один из них) работают за рубежом. Полученные результаты показывают:
- средний балл ВНО выпускников, в которых оба родителя работают за рубежом, примерно на 10 баллов — а это 10% всей шкалы оценивания — ниже, чем у их сверстников, родители которых живут вместе с ними.
- То, кто из родителей работает за границей, — отец или мать, — неодинаково влияет на жизнь ребенка. Отсутствие отца показывает слабую отрицательную связь с успешностью выпускника, тогда как средний результат тех, у кого мать работает за рубежом, на 8 баллов ниже по сравнению с результатом детей с обоими родителями в Украину (средний балл — 142). Самый низкий результат показали выпускники, у которых по какой-то причине матери вообще нет, а отец был вынужден уехать работать в другую страну (средний балл — 136).
Как мы видим, отсутствие матери ощущается детьми сильнее: исследователи объясняют это как тесной эмоциональной связью мамы с ребенком, так и тем, что, как оказалось, именно матери занимаются с ребенком, проверяют домашние задания и интересуются школьными успехами.
Эксперты отмечают, что отсутствие родительских моделей поведения в семье может привести к трудностям при создании собственной семьи во взрослом возрасте.
Психологические травмы, которые дети испытывают в условиях длительной разлуки с родителями, а также вызванного ею разрыва родственных связей, приводят к негативному восприятию окружения и поиску защиты в криминальной среде.
- 19-летний Юрий, которого воспитывала семья дяди, пока мама была на заработках, рассказывает: «Из-за недостатка родительского внимания, я искал интересные приключения в плохих компаниях. В 12 лет начал заниматься карманными кражами, хотя имел достаточно денег, чтобы приобрести ту или иную вещь».
К тому же, дети еще не могут оценить жертвы родителей, которые уехали за границу, чтобы обеспечить им лучшее будущее. Они относятся к ним скорее как к «банкоматам» или спонсорам.
Президент благотворительной организации «Каритас» Андрей Васькович сетует: «Этим детям из-за того, что они материально хорошо обеспечены, не хватает мотивации делать что-то для себя. У них может возникнуть потребительское отношение к жизни. Они пользуются тем, что накоплено трудом их родителей не видят потребности для себя что-то добывать».
Психологи утверждают, что последствия разлуки с родителями зависят от возраста ребенка: чем младше он, тем более негативный отпечаток отсутствие родителей может наложить на его личность.
Как должны вести себя родители, чтобы уменьшить негативное влияние разлуки на ребенка?
По словам Ирины Хомций, представителя благотворительного фонда «Запорука», проблемой отцовство на расстоянии стало потому, что украинцы, которые выезжали за границу, не были морально к этому готовы. Они ехали на год, а возвращались через десять, а то и до сих пор остаются за рубежом.
Она отмечает: быть родителями на расстоянии можно, но для этого надо настроиться психологически самому и настроить своих детей.
Международный правозащитный центр «Ла Страда — Украина» совместно со специалистами в области психологии и социологии разработал такие советы для родителей, которые решили поехать на заработки за границу:
1.Принять решение об отъезде вместе с ребенком. Это поможет ему понять, что вы едете из-за необходимости и ради его будущего.
2. Подготовить ребенка психологически к вашему отъезду, чтобы ему не казалось, что вы его бросаете. Дети должны чувствовать, что, хотя родители и вынуждены поехать на заработки, они их любят.
3.Проинформировать заранее близких и родственников об отъезде, чтобы обеспечить надлежащий уход за ребенком на период вашего отсутствия.
4.Сообщить учителям о вашем временном отсутствии, чтобы не допустить ухудшения обучения ребенка.
5. Подготовить и оставить дома подробную информацию о месте своего пребывания и ваш контактный телефон, а также номера других телефонов, по которым ребенок сможет обратиться в случае возникновения проблем.
6.Помнить о необходимости регулярной материальной поддержки ребенка (периодичность отправки денег опекунам на его содержание).
7. Убедиться, что во время вашего отсутствия условия проживания и питания ребенка будут удовлетворительными.
8. Регулярно поддерживать связь с ребенком. Договориться о днях, когда вы будете звонить ему и придерживаться этих сроков.
- Психологи советуют избегать фраз «Как дела?», «Как здоровье?» — малыш должен чувствовать, что ему звонят не из вежливости. Лучше спросить ребенка о новостях по тем проблемам или радостях, о которых она рассказывала вам во время предыдущего телефонного разговора.
- Можно попросить малыша присылать вам его рисунки, стихи, что-то сделанное своими руками, чтобы ребенок чувствовал, что и он может подарить радость маме и папе.
Следуя этим советам, родители, которые едут на работу за границу, смогут установить более доверительные отношения с собственными детьми, защитить их в материальном и психологическом отношении во время своего отсутствия, а также снизить возможность возникновения сложных ситуаций.
Как общаться с ребенком, лишенным родительской опеки, педагогам и опекунам?
Как мы выяснили, компенсировать отсутствие родителей не может никто, но позаботиться о ребенке, вовремя заметить проблему и помочь ему в сложной ситуации должны люди, с которыми он проводит большую часть своего времени (опекуны и школьные работники).
Прежде всего, таких детей нужно окружить заботой и вниманием, в которых они так нуждаются:
- общаться на разные темы;
- быть искренними в своих чувствах (дети очень остро чувствуют обман по отношению к ним);
- не требовать от ребенка больше, чем он может сделать;
- не быть слишком строгим к ошибкам, которые он допускает;
- обсуждать и вместе решать проблемы;
- читать необходимую литературу, обращаться к психологу или на телефон доверия.
Стоит напомнить, что любое неосторожное замечание, бестактное обращение, даже жалость и сострадание, могут тяжело переживаться ребенком и привести к непредсказуемым последствиям.
Педагоги должны позаботиться о том, чтобы такой ребенок был занят интересными делами в соответствии со своими предпочтениями (кружки, секции),а в случае необходимости — помочь ему занять достойное место в коллективе класса, подружиться с одноклассниками.
Нужно также следить, чтобы ребенок не начал отставать в учебе (если нужно, предоставить возможность готовить уроки в школе и т.п.).
Особое внимание следует уделить таким детям во время школьных каникул и праздников (организовать для них совместную поездку, экскурсию и т.п.).
Как решают проблему социального сиротства в Украине и за рубежом?
После присоединения многих восточноевропейских стран в Европейский Союз многие отправились на поиски лучшей жизни, а проблема брошенных детей превратилась из национальной в общеевропейскую, которую сейчас пытаются решать на сверхнациональном уровне.
Так, в Румынии, где находится около 300 тысяч детей, лишенных родительской опеки, уже в 90-е годы было основано рекордное количество неправительственных организаций и институтов опеки за детьми трудовых мигрантов.
В Литве в 2007 году правительство приняло закон, требующий от родителей сообщать в местные органы власти, если дети на долгое время остаются на попечении родственников или знакомых. Кроме того, одним из способов улучшения ситуации стало открытие специальных центров для молодежи, где подростки могут встречаться с друзьями, участвовать в различных мероприятиях, или просто общаться со взрослыми, психологами и социальными работниками.
В Украине проблема брошенных детей долгое время находилась вне поля зрения государственных институтов. Только с 1 января 2016 года в Украине вступил силу закон «О внешней трудовой миграции», в котором впервые упоминаются дети трудовых мигрантов и их права. Однако прописанного механизма защиты прав таких детей в нем нет.
Кроме того, в Украине отсутствуют специальные центры или организации помощи социальным сиротам, поддерживаемые государством.
Обычно с детьми и семьями трудовых мигрантов работают благотворительные организации, лидером среди которых является «Каритас». Его представители в 2014 году представили учебно-методическое пособие «Исцеляя раны» по социально-психологическому сопровождению детей трудовых мигрантов.
К сожалению, в нашей стране органы государственной власти редко прислушиваются к рекомендациям и советам общественных организаций и независимых экспертов. Хотя сотрудничество с ними и заимствование удачного опыта соседних стран могли бы иметь положительные последствия.
А пока финансовые трудности, безработица и стремление клучшей жизни заставляют украинцев и дальше оставлять своих малышей дома и отправляться в другие страны. Впрочем, хочется верить, что принятие закона «О внешней трудовой миграции» было лишь первым шагом на пути к разработке и воплощению в жизнь програми помощи детям-социальным сиротам и их родителям.
Когда ребенок попадает в больницу, его обычно поддерживает кто-то из родителей: ходит вместе с ним на процедуры, утешает, обнимает, дает вкусненькое. Но что если родителей нет, если ребенка привезли из детского дома или нашли на улице, или только что изъяли из семьи? Кто поможет справиться со страхом и болью? Рассказывают няни фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Есть такая профессия — больничная няня. Они приходят к детям, оставшимся без попечения родителей, когда те попадают в больницы. Эти дети — сироты из детских домов, дети, найденные на улице полицией и привезенные в больницу на обследование, и дети, изъятые из неблагополучных семей. В общем, не самые счастливые дети не в самом веселом месте.
Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» много лет организует и оплачивает работу больничных нянь. Потому что ребенок не должен быть один. Ему нужен значимый взрослый — тот, который будет и заботится, и любить, даже если они встретились только на две недели и больше никогда не увидятся.
«Есть у нас дети очень голодные»
Елене Васильевне 56, у нее уже внуки. Двадцать с лишним лет назад она приехала из Тирасполя (это Приднестровье) в Балашиху, да так там и осталась.
— Я и повар, и слесарь-сантехник, и няня — я все могу. Когда я была в 8-м классе, я мечтала стать воспитателем. А тогда у нас была мода — повар на корабле. И я пошла на повара учиться.
Поплавать ей не удалось.
— Я замуж вышла, — смеется Елена Васильевна. — Мы обычно мечтаем-мечтаем, а потом замуж выходим.
Пять лет назад школьная мечта сбылась. Елену Васильевну позвали работать няней в Балашихинскую областную больницу. У фонда в этой больнице есть отдельная палата — хорошая, говорит Елена Васильевна, удобная.
— И бойлер, и раковина, и шкафчики. У нас все есть, все, что нужно. Игрушек много, телевизор, аппараты, которые очищают воздух. И нам всегда все помогают.
Сложно ли работать с детьми, у многих из которых довольно тяжелый бэкграунд?
— Самое главное — найти общий язык, — говорит Елена Васильевна. — Дети очень разные. Много таких, у кого родители пьют, есть такие, которым где угодно быть, лишь бы не дома. Наша работа в том, чтобы ребенку было хорошо, чтобы дети всегда были чистые, ухоженные. Я гуляю с ними, мы рисуем — у нас есть все для рисования. Один любит рисовать, другим нравятся игры настольные — мы достаем игры, у нас их много. Большинство детей любят, когда им читаешь вслух. Мы читаем, а если хорошая погода и позволяет здоровье — идем гулять.
У нас неделю были три ребенка из одной семьи. На кроватях они не спали. Кладешь их — у них крик, рев, истерика. Они не признавали заправленные кровати, они никогда на них не спали, они их боялись.
Маленькие дети требуют очень много внимания. Они никогда не имели дома этого внимания. И надо найти подход. Есть дети, у которых родители так пьют, что дети для них — никто. А у нас они ухоженные, накормленные, мы стараемся, чтобы им было хорошо.
Няня все время с детьми, она ходит с ними к врачам, на процедуры и на анализы, помогает им с гигиеной, утешает, если больно и страшно, обнимает, кормит, согревает.
Елена организует занятия для детей в больнице
— Медсестры у нас замечательные, коллектив хороший, заведующий очень внимательный. Я очень благодарна всем. И кухня наша… Есть у нас дети очень голодные. Поедят ужин и спрашивают: а еще будет? И на кухне всегда оставляют нам еду, чтобы наши дети были сыты. У нас очень вкусно.
Сегодня в четырехместной палате фонда живет один ребенок, 13-летний мальчик.
— Сложный, — говорит Елена Васильевна. — Он из дома все время убегает. Мыться не хочет идти — но мылся вчера у меня. Случай сложный… Их жалко всех. Первое время я на феназепам даже села. Была девочка, плакала: «Я не хочу вас потерять». Ей семь лет, а брату восемь месяцев, и она с ним как мамка. И она так плакала… А я эмоциональная очень. Любить детей надо, очень, и понимать. Они все разные. Подход надо иметь и любить как своих.
Некоторые дети попадают к нам по несколько раз. Есть родители, которые отказываются от детей насовсем, не нужны им дети. Есть такие, когда никогда в жизни своему ребенку не позвонят. Попадают к нам дети буквально раздетые, тогда мы звоним волонтерам — надо одеть. Волонтеры привозят все, от носков до трусов. Спасибо богу и людям за все — всегда помогают. Вот третий раз девочка у нас была, маленькая и шустрая, материлась вначале… Мы ей говорили: ты от нас поедешь в детский дом, там дети, к детям поедешь, а она — «Я не хочу, мне у вас хорошо». А к маме своей даже не хотела подходить.
Смотришь на ребенка — хороший, замечательный, и попадает в детдом. Это хорошие дети… Ухожу вечером домой, они меня обнимают, говорят: «Мы будем ждать». Они всегда ждут. Они даже… очень многие дети понимают своих родителей. У меня это в мозгу не укладывается, а они говорят: «У мамы сейчас сложная ситуация в жизни». Мы в 90-е жили, нам зарплату не давали, но у нас никогда в мыслях было оставить детей. А в последнее время очень многие пьют, и очень дети страдают из-за этого. Мальчик у меня был, замечательный ребенок, мы его тоже одели, он хотел домой и чтобы мама его бросила пить. Бывают дети, которым обидно, что родители им не звонят. А был мальчик 11-ти лет, красивый, с дорогим телефоном, но он номера маминого не знал, и мама ему ни разу не позвонила.
Конечно, детей очень жалко, я думаю, что в наше советское время такого не было, а может, мы никогда с таким не сталкивались.
У меня замечательная семья и замечательные дети, спасибо богу. Я за все благодарю каждый день, и на работу иду с удовольствием, потому что все встречают всегда с улыбкой и с душой. От тех, кто внизу работает, до лифтовой. И заведующая всегда улыбается, и врачи очень приятные, и медсестры все к детям нашим очень внимательные, очень.
От детей заряжаешься живой энергией, хочется жить, меня радуют они. И меня любят дети. Они меня всегда ждут! Конечно, это любовь — когда они тебя ждут.
«Великолепные, просто педагогически запущенные»
Елене 48 лет, последние 10 лет она больничная няня в Братске.
— По специальности я воспитатель дошкольного учреждения, — говорит она. — Я долго работала социальным педагогом в приюте, дети — это мое родное. Сейчас я работаю в детской городской больнице, в инфекционном отделении. Здесь лежат дети, оставшиеся без попечения родителей, отказники, дети, которые поступают по акту полиции. Кто-то у нас неделю находится, кто-то месяц.
У нас очень хороший коллектив — санитарочки, медсестры… Мы с ними дружно живем, мы одна команда. А дети — это обыкновенные нормальные дети. Бывает, что поступают в больницу дети-маугли. Показываешь им, что такое ложка, кружка и суп, что спать надо на кровати и что кровать надо застелить. Они попадают к нам из таких семей… У нас неделю были три ребенка из одной семьи. На кроватях они не спали. Кладешь их — у них крик, рев, истерика. Они не признавали заправленные кровати, они никогда на них не спали, они их боялись.
Но отдача очень хорошая. Они благодарные, они впитывают все как губка, учатся всему быстро. Нормальные, великолепные дети, просто запущенные педагогически. Они к тебе привязываются…
Елена во дворе больницы
Рабочий день у меня с восьми утра. Начинаем с подъема детей, выстраиваем детям режим дня. Подъем, гигиенические навыки… Для многих зубы чистить — это было нечто. Они ели зубную пасту, потому что она вкусная, щетку зубную они у нас первый раз увидели… Мы стараемся, чтобы у нас все было как дома. Встали, умылись, покушали. Детей до года сажаем на стульчики и кормим, потом оделись-переоделись, потом ряд обследований — мы ходим на них обязательно вместе. Если погода позволяет, мы гуляем, у нас спонсоры сделали небольшую площадку для детей. Мы гуляем, катаемся на велосипедах, все как в детском саду. Когда погода не позволяет гулять, мы рисуем, развиваем мелкую моторику — паззлы, лепка, рисование, из песка мы «стряпаем». С ребятишками постарше, если они учились в школе, мы занимаемся прописями, базовой математикой, я их читать заставляю, считать, чтобы они не забывали эти навыки. Детские фильмы смотрим и мультики — у нас есть телевизор. Стараемся смотреть мультики, которые дают и познания, и в жизни ориентироваться учат. Чтобы зачеркнуть все черное, чтобы у детей хоть что-то светлое было.
Потом обед, сон, перед тем как лечь — вешаем вещи на стульчики, чтобы дети привыкали к порядку, чтобы они знали, как все должно быть устроено. У нас в больнице все выстроилось за десять лет по‑домашнему, все отделение на это работает. Это же мои дети, у них мама-папа — это мы, санитарки и медсестры. У малышей режим, они должны после обеда отдохнуть. А дети постарше — хотите читайте, хотите рисуйте, смотрите телевизор, познавайте мир, у нас нет такого, что все легли и встали в одно время.
Если честно, многим намного лучше у нас, чем в тех условиях, в которых они были до нас. У нас есть одна семья, там 13 детей, все дети в госучреждениях, а она продолжает рожать. Дети-то нормальные, они не виноваты, что родились в такой семье. Им не то что спать негде — им есть нечего. Для многих котлета или яблоко у нас на раздаче — это событие… Они ни разу не обследовались в больнице. У нас много таких.
В понедельник к нам попал мальчишечка, 17 лет, он уже был у нас лет в шесть, потом в десять. Идешь по коридору, и тебя останавливают: «здра-авствуйте, Елена Николаевна, а вы меня не помните? А вы мне машинку еще на Новый год подарили!» Мы на каждый Новый год спрашиваем, какие у детей желания, и всем дарим разные подарки: Кате куклу, Ване робота, Илье машинку. Всё в голове не удержишь, а они помнят…
Знаете, я 17 лет отработала в приюте. У нас была изумительная заведующая, которая хотела, чтоб все было по‑домашнему. Она меня многому научила, и я всегда говорю: дети должны учиться самостоятельности, как дома. Многие дети из детских домов не знают, сколько в чай положить сахару — им чай всегда дают уже с сахаром.
И я им всегда говорю: ты положи в чашку, размешай, попробуй, тебе много сахару или мало. А они говорят: «Я не знаю…»
Мы учим старших детей, от десяти лет, как постирать свое белье. Пусть даже она плохо состирнула, мы потом тихонечко соберем это белье, я отдам его сестре-хозяйке, она тихонько в машинке состирнет, мы развесим, как будто так и было, чтоб дети не заметили — чтобы не ущемлять ребенка, чтобы не навредить им. Потом у него все получится… Это благодарные дети, они заполняют пробелы, они хотят учиться, они учатся как никто другой.
Они поступают и грязные, и вшивые… Они дети, и не виноваты, что у них такие родители. Вши — знаете, какие рассадники привозят… А жалко же волосы обрезать девочкам, и мы их обрабатываем вместе с медсестрами, стричь девчонок — ну нет. Мальчиков я стригу сама, мы приобрели машинки для стрижки, у нас все красавцы. Я уже и парикмахер, стараюсь стричь модно. У нас правда хорошо.
Благотворительный фонд «» оплачивает работу нянь-воспитателей в рамках проекта «Отказники в больницах: ресурсное обеспечение». Его цель — улучшить условия пребывания детей-сирот во время нахождения в больницах, обеспечить им уход и заботу. Проект работает в больницах Балашихи, Фрязино, Братска, Домодедово, Дедовска, Ульяновска, Вышнего Волочка, Видного и Симферополя.
Вы можете помочь детям не оставаться в одиночестве в самый сложный период их жизни, на сайте фонда.
Текст: Анастасия Нарышкина для журнала «Домашний очаг»