Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.
И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.
Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».
Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни — 76 метров, высота собора — 47 метров.
Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 — расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.
На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.
Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.
И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы «выпасть» из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек… К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.
В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. «Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, — отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). — Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».
В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.
За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.
— Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.
Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».
Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм — ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, — улыбается Вера Ильинична, — чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».
Реставрация
В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.
И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго «не живет» – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.
В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.
С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.
После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».
Восстановление
«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, — рассказывает прораб Буде Аманжолов. — С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 76 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».
«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, — рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».
«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».
Что невозможно человеку — возможно Богу — эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.
На долгие годы
И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…
Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.
От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!
«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая «дышит», но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.
Завершение трудов
Завершение трудов
Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции — по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.
Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.
Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и «Северный Афон» вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».
«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван «Северным Афоном». И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)
Богослужения проходят только в летний период.
Экспедиция Лена-Таймыр 2014.
Вечерний прилив мы, конечно, дождались и были уже ко всему готовы. Вода ещё продолжала прибывать, но было очевидно, что воды опять будет недостаточно и наш тримаран так и останется на суше. Но к этому времени судно уже как могли разгрузили, весь бензин в канистрах стоял на земле, а деревянные катки на такой случай уже были давно заготовлены и всё это время ехали за нами в лодке. И, раз-два взяли… Нелёгкая это работа из болота тащить бегемота. Вот я даже не знаю, если бы нас тут было не пять, а четыре мужика, столкнули бы мы тримаран с места. Да и Светланке тут досталось, она бедная ползала по грязи, подкладывая под гондолы катки. Худо-бедно, но примерно за час, буквально по сантиметрику, нам удалось преодолеть эти полсотни метров по суше до спасительной воды. Потом ещё немного и мы вышли на достаточную глубину. Прошли по фарватеру лагуны, и вот оно море. А море сегодня относительно спокойное. И даже нет надобности идти сначала вдоль берега, чтобы выйти на кратчайший отрезок между островами, сразу берём курс на остров Преображения.
Остров постепенно становился всё ближе и вроде как вырастал в размерах. И чем дальше, тем больше деталей на нём можно было разглядеть. Особенно в глаза бросались, конечно, многочисленные строения полярной станции, которая также как и на Большом Бегичеве уже недействующая и людей там, конечно, нет, но издалека всё выглядит как вполне живое. А ещё чуть ближе мы смогли уже заметить по правую строну от острова какие-то подозрительные то ли скалы-кекуры, то ли непонятно что. И лишь подойдя ещё немного ближе в бинокль смогли рассмотреть, что никакие это не скалы, а самое настоящее лежбище моржей, которое морские звери устроили на островке в конце длинной галечниковой косы, протягивающейся от острова Преображения в море. Когда наконец-то подошли вплотную к суше, на всякий случай обошли лежбище подальше, чтобы не спугнуть животных, на берег первый раз вышли на косе, но на значительном от моржей удалении.
Здравствуй остров Преображения, мы так долго к тебе стремились.
Мы только одной ногой ступили на эту сушу, как сразу же стало понятно, что этот маленький, суровый и холодный арктический островок длинной всего лишь километров шесть, да и то вместе с косой, а в ширину не больше двух, свободный ото льда всего лишь пару месяцев в году, очертания которого на карте напоминают сперматозоид, просто переполнен жизнью. Это какой-то особый, затерянный в море Лаптевых мир. Мы будто погрузились в нечто совершенно особенное, прикоснулись к чему-то необычному и даже внутренне состояние каждого из нас изменилось на тот момент. Сужу это по себе, но я видел рядом и своих товарищей, которые тоже были какие-то не такие как обычно.
Мы пришли в момент, когда вода была относительно высокая и тот участок косы, где обосновались моржи был отделён от основной суши водой. Вот он на дельнем плане заметен. Но было понятно, что по отливу можно будет туда пройти.
До моржей мы ещё доберёмся, но не сейчас. Обязательно покажу.
Галечниковая коса будто длинным хвостом протягивается от острова в море.
У нас были некоторые опасения по поводу удобной и безопасной стоянки на острове. Длинная коса с моржами по южному берегу годилась лишь относительно, только в условиях благоприятного ветра и хорошей погоды, в ней не было никаких удобных закутков. В поисках правильного места мы прошли вдоль всего берега до северной оконечности острова и обнаружили там ещё одну косу. Но эта коса была как раз не прямой, а очень даже замудрёной, с глубокими заливами, в которые можно было зайти и надёжно спрятаться от любых капризов погоды. Во всех проявлениях явно было заметно, что этот остров хотел нам во всём благоприятствовать.
Убежище действительно оказалось очень удобным и надёжным. Здесь не страшен ветер любого направления и переждать можно любой шторм.
Но погода была замечательная и шторм нам явно не угрожал в ближайшее время. Для нас это важно, мы хотим на пару дней задержаться здесь, а потом нам предстоит самый длинный переход через открытое море к берегам Таймыра.
Моржи — это только самые крупные жители острова и их всего лишь несколько сотен, а вот птиц здесь просто несметное количество. На острове Преображения находится один из самых крупных птичьих базаров в море Лаптевых. Эту сторону я ещё раскрою более подробно в другой раз.
Полярной станции мы тоже пока не будем касаться, покажу её в другой раз.
Кроме птиц, гнёзда которых находятся на скалах птичьего базара, здесь нам встретилось несколько крупных табунков казарок с молодым выводком. Птицы в это время линяют, летать не могут, поэтому смешно и неуклюже бегают по суше. Да и птенцов ведь не бросишь.
Сегодня у всех просто замечательное настроение.
Как сказала наша Светланка — «Ну вот мы ехали-ехали и наконец приехали». Да, мы пришли на ту землю, которая достаточно заметно отличается от всего, что видели до сих пор. По этому поводу у нас сегодня небольшой пир и посиделки, хотя на часах уже заполночь. Ну и по соточке, само собой.
Бывают в жизни моменты, когда время будто исчезает, будто растворяется и становится совершенно незначимой субстанцией. И вот тогда это настоящая жизнь. И чем больше таких моментов, тем длиннее и заметнее твоя жизнь.
Обзорная карта. Остров Преображения в правом верхнем углу.
На двухкилометровке остров попал как раз на границу листов, поэтому пришлось показать его в двух фрагментах.
Предыдущая часть.
Продолжение следует.
При поддержке компании
Tags: море Лаптевых, остров Преображения
- Экскурсии на Валааме
- Валаам: информация
- Фотографии Валаама
Спасо-Преображенский собор является доминантой не только Валаамского монастыря, но и всего архипелага. В хорошую погоду его видно даже из ладожских шхер. И, справедливо и обратное: с колокольни Спасо-Преображенсого собора в хорошую погоду хорошо проглядывается весь север Ладоги.
Собор находится внутри двойного четырехугольника корпусов. Внутренняя монастырское каре построено во времена игумена Назария, ещё в конце 18 века. Строительство началось при Екатерине Великой, а закончилась в год убийство царя Павла.
В этих корпусах размещались настоятельские кельи на западе, трапезная монастырской братии на севере. Здесь же находится Успенская церковь построенная в 1785 году. Южная линия — жилые братские кельи.
Войдя внутрь собора, паломник сразу ощущает полумрак и прохладу. Первое, на что падает взгляд — бронзовая рака, где хранятся мощи преподобных Германа и Сергия.
Собор поделён на две части: верхний предел, так называемый, — холодный.
Верхний храм сегодня полностью отреставрирован и воссоздан. Великолепие росписи и огромный труд мастеров поражают воображение. Идти вдоль стен Можно бесконечно. Нет ни одного кусочка голых стен. Абсолютно всё покрыто росписью и иконами.
Доминанты здесь — большая икона Иисуса Христа по правую руку, и образ Богородицы-слева.
Освящает всё это огромный купол, откуда сверху спускается свет даже в самую пасмурную погоду.
Нижний храм, я по традиции подобных соборов, — отапливаемый, теплый. Зимой мы здесь проходят богослужения. Он не так как помпезен и красив, но здесь есть и какая-то удивительная аура. Здесь не хочется ходить туда-сюда. Просто молчал стоять, я думать о вечном.
Тем кому удастся подняться на колокольню Спасо-Преображенсокго собора, открываются совсем иное смыслы.
Здесь нет «парадности», но здесь видна суровая повседневная реальность. Огромные деревянные балки, скрытые от глаз паломников в основных в помещениях собора, здесь обнажены во всей своей удивительный мощи.
Даже невозможно понять, как сюда затаскивали эти огромные вековые деревья. Но они здесь, они — настоящее послание потомкам. Нет ничего невозможного, надо лишь иметь цель, работать и хотеть.
Поднявшись наверх, на колокольной площадку, просто замираешь, не зная, в какую сторону смотреть. Везде одинаково великолепно.
На Востоке — Ладожское озеро и купол Никольского скита На севере, совсем под ногами, как игрушечная, — Монастырская бухта.
На восток снова Монастырская бухта и бескрайнее переливы холмов острова Валаам, где из сплошного ковра леса золотом и серебром, словно маяки, выступают купола скитов и церквей.
А на запад …
Здесь взгляд упирается в голубые купола Спасо-Преображенского собора.
Они на расстоянии вытянутой руки.
Они — огромны!.
Внизу на это не обращаешь внимания. Лишь оказавшись куполами рядом, начинаешь оценивать их невероятный, фантастический масштаб.
Лишь насладившись панорамами Валаама, дальних скитов и Валаамского монастыря, обращаешь внимание на звонницу.
В центре — колокол невероятных размеров. Даже просто стоять рядом с ним — мурашки по коже.
Малая звонится находится еще выше. Там находится несколько рядов в средних и малых колоколов, каждый из которых — произведение искусства.
Спускаться с колокольни не хочется совершенно. Понимаешь — мало шансов попасть сюда второй раз.
И, спускаясь, еще не понимаешь, насколько стал богаче.
Это можно назвать небольшим шоком. Эмоции придут много позже.
Этих воспоминаний уже не забыть.