Страстная седмица начинается воспоминанием о Входе Господнем в Иерусалим. Посмотрим на это событие, как его описывает Евангелист Матфей: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Вифанию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с ней; отвязавши приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; Народ же предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:1-11).
Страстная седмица в Валаамском монастыре
В Евангелии есть нечто таинственное, неподвластное языковому описанию и логическому определению. В самом деле, Тот, Кто здесь открывает Себя, есть Предвечный Сын Божий, прежде сложения мира, пребывающий в лоне Отчем. Это означает, что Он с самого начала знает, чем завершиться Его земной путь. Евангельские тексты неоднократно подчеркивают это сознание Креста, неизбежность которого открывается сразу после исповедания Петра (Мф. 16:21). Однако Евангелие далеко отстоит от античного фатализма, где герой якобы знает свою судьбу. Сама категория судьбы не может быть применена к жизни Христа, ибо она есть нечто внешнее для личности, обуславливающее ее несвободу. Господь абсолютно свободен, Его земной путь укоренен в этой Божественной свободе и, следовательно, является результатом воли, решения, а не абстрактного рока. Но ведь с точки зрения нашей человеческой логики, это означает, что евангельские и вообще библейские события, могли бы быть и другими. И, действительно, свобода выбора означает потенциальную возможность разного развития событий. Ярче всего это явлено в гефсиманской молитве: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 25:39).
Но эта проблема распространяется и на людей, которые окружают Иисуса. Здесь тоже присутствует таинственная двойственность. С одной стороны, древние пророчества Ветхого Завета неким образом предопределяют ход событий истории спасения: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании» (Лк. 24:25-26). С другой стороны, они не отменяют человеческой свободы и возможности выбора. Это подчеркивает Сам Спаситель, говоря об Иуде: «Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Как видим, Господь не снимает с предающего Его ученика ответственности, которая возможна лишь при наличии свободы.
Итак, перед нами очевидное противоречие: библейские события предстают перед нами необратимыми, с одной стороны, но выраженное Откровением учение о свободе предполагают возможность того, что эти события могли бы быть и другими, а значит никакой предопределенности не существует. Это одна из главных проблем богословия, которую пытались разрешить еще Отцы Церкви. Так, например, преподобный Максим Исповедник вводит здесь понятие первородного греха: необратимость истории спасения обусловлена именно свободой трагического выбора Адама. При этом любовь Божия такова, что Воплощение состоялось бы даже при отсутствии падения человека, но тогда оно не завершилось бы Голгофой.
Все эти линии сходятся в событии Входа Господня в Иерусалим. До Креста остаются считанные дни, но сейчас мы видим ликующий народ, восклицающий: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Впервые Иисус открыто предстает перед Израилем как Христос: тот Спаситель, которого столько веков ожидал народ Божий. Этот момент исполнения обетований, полноты бытия, божественной силы, явственно здесь ощущаемой.
Часто можно услышать следующую интерпретацию этого евангельского места: люди, столь радостно встречающие Христа, воодушевлены лишь потому, что видят в нем только земного политического лидера, который спасет их от римской оккупации, вновь сделает Израиль могущественным государством. А в момент, когда Господь являет им подлинную правду Божию, они отворачиваются от Него. Наверное, такая трактовка действительно обоснована, но она не является единственной.
Этот момент можно понимать, как действие Духа Божия, который открывает людям грядущего Царя Славы. Здесь Небо настолько очевидно и явственно сходит на землю, что «предшествовавшие и сопровождавшие» ощущают это всем своим существом. Тут нет философских размышлений, толкований Писания, напротив, сцена полна непосредственной детской радостью о Господе, восходящем в Святой Город. Такое восторженное принятие божественной милости исключает всякую земную логику. При этом те, кто сомневаются и не доверяют Христу, оказываются исключенными из этой всеобщей радости: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!», вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей ты уcтроил хвалу»?» (Мф. 21:15-16).
Итак, во время входа в Иерусалим народ, пусть ненадолго, но узнает в Иисусе своего Мессию-Христа. Эта благая весть открывается Духом Божиим, наполняющим сердца людей великой радостью. Точно также некоторое время назад узрел в Своем Учителе Бога и Петр: «Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:16-17).
Тут неизбежно встает вопрос: как те же самые люди, которые увидели в Иисусе Спасителя, через некоторое время в синедрионе стали требовать Его казни? И здесь снова возникает поставленная нами выше проблема: соотношения человеческой свободы и божественного промысла.
Во времена западной Реформации некоторые богословы пытались разрешить ее, попросту изъяв из рассуждений понятие свободы: человек есть некое орудие в руках Божиих, которое используется для спасения избранных. Такое понимание глубоко чуждо Православию, всегда отстаивавшего свободу, как неотъемлемую часть личностного бытия. Бог не ломает человеческую волю, а взаимодействует, ожидая добровольного ответа от нее: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Поэтому событие входа в Иерусалим следует понимать именно в этом ключе.
Бог открывает Себя людям, не как политический лидер и земной царь, но как милость и любовь, кротко восходящая в Святой Город, «сидя на молодом осле, сыне подъяремной». Его не окружает блистательная армия, осанна исходит из уст детей. Тем не менее, действие Силы Божией настолько могущественно и зримо, что люди не могут это не заметить. Это Божий Дар Израилю, который можно принять или отвергнуть.
И дальнейшие евангельские события показывают, что момент восторга и радости быстро меняется на разочарование. Человеческая логика как бы отталкивает Спасителя, когда в храме в пространство всеобщего ликования, вдруг украдкой проникает сомнение: первосвященники вновь требуют доказательств и знамений. Они не поверили Христу в момент воскрешения Лазаря, напротив, именно после этого приступают к прямой разработке плана Его убийства, не поверили и теперь. Не пройдет и нескольких дней, как этим ядовитым сомнением они смогут отравить и души, искренне радующихся ныне людей. Поэтому у Матфея эта глава заканчивается притчею о злых виноградарях.
Страстная седмица и Цветная триодь
Таким образом, событие Входа Господня в Иерусалим наполнено важным богословским смыслом: это тот момент, когда миру был дан последний шанс принятия Христа. Божие предзнание Своего страдания не означает потерю для человека его свободы и ответственности. Более того, это предзнание и гарантирует их. Это особенно ярко заметно в сцене ареста Спасителя: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом и погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:51-52). Именно то обстоятельство, что Господь, зная, что ожидает Его в Иерусалиме, добровольно отказывается от всякой «защиты», и спасает человеческую свободу, даже в ее самом гибельном и чудовищном падении.
Это важно помнить нам, вступающим ныне в святое время Страстной седмицы. Вспоминая Вход Господень во Иерусалим, мы должны изъять из своего сердца губительное сомнение и вместе с детьми воспеть осанну Страстям и Воскресению Христову.
В воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста, Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В русских богослужебных книгах этот праздник именуется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресением, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:28-40; Ин. 12:12-19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Накануне Входа Господня в Иерусалим Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Иисусом Христом за неделю до Пасхи. Праведный Лазарь, брат известных по Евангелию Марфы и Марии, ожил силой Божией через четыре дня после смерти. Это событие — последнее среди сверхъестественных чудес Христа в его земной жизни — с новой силой свидетельствовало о Его Божественной природе и наглядно доказывало будущее воскрешение каждого человека в вечную жизнь. Чудо, совершенное на глазах людей, обратило многих к вере во Христа, но и вызвало негодование старейшин иудейских: синедрион решил схватить Иисуса Христа и Лазаря.
Согласно преданию, Лазарь прожил еще 30 лет. Он служил епископом на Кипре, где и был похоронен. В конце IX века была найдена его могила с надписью «Лазарь четверодневный, друг Христов». Затем византийский Император перенес его мощи в Константинополь.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажженные свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
Накануне праздника Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в храме Христа Спасителя совершает Всенощное бдение в честь праздника. Патриарх на этой службе освящает веточки вербы и пальмы, с которыми по традиции христиане приходят на этот праздник.
У православных христиан есть обычай хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями.
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних», — многократно воспевает Святая Церковь за богослужением Недели Ваий, Праздника Входа Господня в Иерусалим, призывая нас, вместе с чистыми сердцем детьми воспеть хвалу Христу Спасителю и, взяв свой крест, последовать за Господом, идущим на Страдания.
Вспомним Евангельские события.
Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи.
Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9,9).
Торжественно и радостно отмечается этот праздник в Алексеевской обители. Множество богомольцев приходят в этот день в храм, чтобы присоединиться к гласу хвалы и благодарения Господу.
Но, как отметил в проповеди на праздничной Утрени духовник нашего монастыря протоиерей Артемий Владимиров, праздник этот и радостный, и грустный одновременно. Господь принимает хвалу от детей, видя чистоту их сердец, узнавших в Нем Мессию, Спасителя мира. Но одновременно скорбит о тех, чей восторг скоро сменится воплями: «Распни Его!», о тех, кто «не узнал времени посещения своего».
«Восплещим согласно вернии, ветви добродетелей и мы, яко отроцы ныне приносяще Христу, и сему Божественных дел распрострем одеяния, и таинственно Сего приимем».
Фотографии
Значение праздника
Откуда же такая перемена? Чего ожидали жители Иерусалима, постилая под ноги едущего на ослёнке Христа свои одежды и пальмовые ветви и выпуская вперёд из толпы детей, чтобы они пели Господу осанну? Почему они оказались столь безумны, что буквально через несколько дней пришли ночью с ножами и деревянными кольями, чтобы схватить своего Мессию и повести на глумление и убийство?
Дело в том, что евреи ожидали земного владыку. Царя, который возродит их древнее государство, уничтожит Римскую империю и покорит евреям весь мир. Они ожидали сытости и изобилия земных благ, власти и раболепия язычников. И ради этого сами были готовы подчиняться и почитать…
Однако Господь глубоко разочаровал их своей проповедью: «Царство мое не от мира сего”, «Царство Божие внутри вас есть”, «возлюби ближнего своего, как самого себя”, «пойди, продай имение твоё и раздай нищим”.
Он учил своих последователей бренности этого мира, говорил о том, что собирать его сокровища бесполезно, так как и сам этот мир и жизнь в нём конечны. Призывал людей совершенствовать свою душу, устремлять свои мысли в будущую жизнь с Богом. Христос просил их потерпеть немного здесь, ради вечного блаженства там. Конечно же за такое его следовало убить!
Вот откуда этот кажущийся диссонанс между осанной в воскресенье и криками: «Распни, распни Его!» всего через несколько дней… Основная часть еврейского народа не желала жить вечностью и лишь немногие избрали путь своего Учителя.
Но эти немногие были правы – мы видим это сегодня, когда христианами является значительная часть населения Земли, и когда перед нашими глазами развернулись истории жизни тысяч и тысяч святых.
События праздника
События торжественного въезда Спасителя в столицу Иудеи описаны у каждого из четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава), хотя и имеют незначительные отличия в деталях.
На третьем году своего общественного служения и проповеди, Христос с учениками прибывает в Иерусалим незадолго до празднования ветхозаветной Пасхи. Проходя вблизи Елеонской горы и Вифании, Спаситель отправляет вперёд двух учеников, указав им дом, в котором они должны найти ослицу и ослёнка (или одного ослёнка) и привести к нему.
Когда ученики отвязывают животное, местные жители спрашивают зачем апостолы делают это, на что те, наученные Спасителем, отвечают: «он надобен Господу!” Ученики приводят ослёнка ко Христу и Он въезжает в Иерусалим на нём, чтобы исполнить древние пророчества о Мессии.
Горожане и пришедшие в город иудеи частью помнят пророчества, а частью поражены произошедшим перед этим чудом воскрешения Лазаря, который три дня находился во гробе, и встреча превращается во всенародное торжество: перед Христом люди постилают свои одежды и срезанные пальмовые ветви, а дети громко прославляют Спасителя: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Потом Спаситель приходит в храм, откуда выгоняет меновщиков и торговцев: «написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», исцеляет страждущих различными болезнями и вечером уходит из города в Вифинию.
Становление и особенности праздника
Вход Господень во Иерусалим (он же – Цветоносная Неделя) входит в число двунадесятых праздников – двенадцати самых главных церковных праздников после Светлого Воскресения Христова (Пасхи). В отличие от других двунадесятых праздников, этот не имеет предпразднства и попразднства.
В Восточных Церквях этот день в народе именуется Пальмовым воскресеньем (Неделей Ваий), а в России – Вербным воскресеньем, так как приходится на раннюю весну и верба практически единственное растение, начинающее оживать к этому моменту. Согласно историческим документам, вербу в праздник стали освящать как минимум с XI века.
Вербное воскресенье не имеет фиксированной даты, так как является частью подвижного годового богослужебного круга, связанного с праздником Пасхи. В 2018 году оно приходится на 1 апреля. Именно этим днём завершается период Великого поста.
Страстная седмица к Великому посту не относится и является отдельным малым постом, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа. События Страстной седмицы неразрывно связаны с событиями Лазаревой субботы и Входа Господня во Иерусалим.
Самое ранее описание праздника Входа Господня во Иерусалим встречается в воспоминаниях паломницы Этерии IV века. Вероятнее всего, торжественное празднование событий Цветоносной Недели зародилось именно в Иерусалимской Церкви.
Этерия писала, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Они несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Одни из первых упоминаний о празднике также встречаются у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века.
К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским. До X века в иерусалимской богослужебной практике в этот день происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, вероятно, ехавший верхом на осле в подражание Спасителю.
Нечто подобное сохранялось и в соборном богослужении Константинополя до IX–XII столетий, а в Русской Православной Церкви упоминается в XVI-XVII столетиях. «Шествие на осляти” совершалось в Москве – от Успенского собора к собору Покрова-на-рву. В нём принимали участие не только патриарх с духовенством, но и царь с боярами и дворянами.
Во второй половине XVII века «шествие” на некоторое время распространилась на другие епископские кафедры России – Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск, но к концу столетия вновь осталось только в Москве. При императоре Петре Великом традиция проведения «шествия на осляти” была упразднена.
В субботу накануне Вербного воскресения верующие приносят в храм пучки вербы. Во время полиелея на всенощном бдении священники совершают особый чин освящения верб и окропляют их святой водой. Позже православные христиане забирают веточки вербы домой, где хранят их, обычно возле икон, до праздника Пасхи. А некоторые верующие хранят освящённые вербы в течение всего года.
В день Входа Господня во Иерусалим христианам дозволяется ослабить пост и вкушать рыбу, подсолнечное масло, вино и морепродукты.
Народные традиции
На Руси особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение – бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
Прутья вербы старались сохранить в доме до следующего Вербного воскресенья, после чего меняли на новые, а старые сжигали в печи.
От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем вас, дорогие читатели, с праздником Входа Господня во Иерусалим! Желаем вам, чтобы ваша «осанна” Господу была от чистого сердца и закончилась для вас обретением Царствия Небесного!
Андрей Сегеда
Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10