Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.
Содержание
- Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время
- Старцы и новомученики Оптиной пустыни
- Старец Илия
- Старец Амвросий Оптинский
- Оптина пустынь — старинный монастырь, известный всей России
- Рассказывают, что в Оптиной пустыни по молитвам происходят чудеса исцелений
- В Оптину Пустынь можно пойти трудником
- Пломники пишут в отзывах на форуме Оптиной Пустынны, что поездка туда принесла им чудесные эмоции
- В монастыре можно исповедаться и посетить богослужения в конкретные час
- В монастыре есть транспортная связь с городом
- В монастыре есть проблемы с очередями, строгие условия, а паломники мешают друг другу
Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время
Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.
Старцы и новомученики Оптиной пустыни
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.
Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Старец Илия
Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.
Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.
Старец Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.
О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.
Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.
Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!
Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни
Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.
На главную
Оптинская Пустынь — это известное святое место в недалеко от города Козельска в Калужской области. За прошедшие века здесь трудились известные православные святые. Отзывы об Оптинской пустыни у людей обычно восторженные. Сюда вновь и вновь хотят возвращаться. Удивительно, ведь место это основал разбойник.
Оптина пустынь — старинный монастырь, известный всей России
Мы все так или иначе хоть раз что-то слышали про Оптину. Если не про сам монастырь, то уж оптинские старцы всегда на слуху. Слово это взялось от имени Опта или Оптия.
Так звали легендарного разбойника, который, по преданию, основал в конце XIV века монастырь. Толчком к этому событию стало его покаяние. Пустынь — значит место уединения, где живут монахи.
Оптина пустынь. Фото: img.vremya.tv
Оптина пустынь столкнулась со множеством испытаний. Во времена Петра I на неё наложили крупный оброк, а в XVIII веке монастырь и вовсе упразднили на пару лет.
XIX век стал рассветом для Оптины, но в начале XX атеистическая власть отобрала помещения под свои нужды.
1987 с этого года в Оптиной Пустыни начали снова селиться монахи
Лишь в 1987 году в монастыре снова начали селиться монахи. Сегодня это крупный комплекс из монастырских сооружений, куда регулярно едут паломники, чтобы соприкоснуться с духовностью и православной историей.
Адрес: Козельск, Калужская обл., 249723
Рассказывают, что в Оптиной пустыни по молитвам происходят чудеса исцелений
Чудеса Оптиной пустыни притягивают в неё паломников со всего света. Многие верующие убеждены, что молитвы в этом месте действуют сильнее.
С точки зрения православия, это ничем не подкреплённое убеждение, но если в Оптиной пустыне в христианах укрепляется вера, то ничего плохого в этом нет.
О чудесах нам рассказывает
Официальный сайт Оптиной пустыни
Вот, например, история Любови из Брянска:
«Моему сыну было 12 лет, он был совершенно неверующим и отвергал веру. Я своим родительским принуждением привезла его в Оптину пустынь.
Его тяготили долгие Литургии, но после службы мы пошли на могилки новомучеников, где присели на лавочке (тогда еще часовни не было).
То что произошло на могилках я считаю для себя чудом, пусть даже частным для нашей семьи: мой совершенно неверующий сын сказал: «Мама здесь так спокойно, давай посидим здесь на лавочке».
Обычно посещение церкви сопровождалось гримасой недовольства, а здесь желание остаться. После посещения Оптиной пустыни мой сын закончил Воскресную школу при Епархии и некоторое время (до устройства на работу) служил алтарником при храме».
Быть может, действительно Святой Дух как-то выделил это место среди других? В конце концов, за время существование монастыря более пятнадцати монахов здесь проявили особую божественную мудрость, благодаря чему вошли в историю Церкви, как Оптинские старцы.
В Оптину Пустынь можно пойти трудником
В монастырь в Оптинской Пустыни многие едут, чтобы стать трудниками. Это люди, которые исполняют функции послушников и получают за это питание с проживанием. При этом трудники не обязаны в будущем стать монахами.
Оптинские старцы обычно на иконах изображаются вместе и возле монастыря. Фото: xn——7kcgdpwcjhbuvfbbomigdng8c1q.xn--p1ai
Всем, кто желает пойти трудником Оптину Пустынь, нужно:
- не иметь вредных привычек;
- взять собой паспорт.
Психически больные и бездомные трудниками быть не могут. Также стоит соизмерять свои силы, ведь придётся соблюдать режим и заниматься изнурительной работой. Лучше согласовать всё заранее по телефону, так как свободные места не всегда есть.
Пломники пишут в отзывах на форуме Оптиной Пустынны, что поездка туда принесла им чудесные эмоции
Каждый, кому довелось там побывать, выносит из Оптиной Пустыни разные эмоции. Иногда они настолько радостные, что ими невозможно не поделиться.
Вот одна из пользователей, Евгения, рассказывает о тех переживаниях, которые даёт Оптина пустынь:
«Об Оптине можно писать бесконечно! Бесконечно рассказывать впечатления, описывать что с тобой происходит в этом прекрасном уголочке Земли! Каждый раз, когда надо садиться в автобус и ехать из Оптины в Москву душа замирает,а в голове только одна мысль: «Не хочу».
Сердце навсегда привязалось к этому месту. Привязалось не просто к Храмам, людям,а к тому свету, теплу и чистоте. Когда приезжаешь в монастырь то та грязь,что налипла на душу начинает отваливаться словно чешуйки.
И хочется никогда больше не покидать Оптину! Первый раз Господь сподобил побывать в Оптине в апреле прошлого года и с тех пор стала часто приезжать в монастырь. Первый раз приехала в Оптину на послушание,вообще не знала и не понимала,что это такое.
Но душа тянулась и я сама для себя не могла объяснить почему так происходит. Затем стала приезжать практически каждые выходные. Приходила на работу в пятницу с сумкой,а вечером уже была в Оптине )) Летом уже приехала на 1,5 месяца.
Эти 1,5 месяца сложно описать. Во-первых потому что Оптина и те чувства,что ты испытываешь находясь там, сложно облечь в слова,слишком уж эти слова будет блёклыми в сравнении.
Во-вторых если описать всё,то получится сочинение в трех томах :blink: Да и по себе знаю,длинные сообщения тяжело читать на форумах.
Когда подъезжаешь к монастырю, и вдали начинают виднеться золотые и голубые Купола,сердце наполняется трепетом,а ты чувствуешь,что наконец вернулся домой.
А тот свет,который заполняет душу, меняет не только меня, но и мою семью. я была первой,кто из семьи побывал в Оптине,этой зимой возила в монастырь маму и двоюродную сестру.
А теперь мои сестренки, братишки,тети, племяшки и просто знакомые нашей семьи мечтают поехать в Оптину Пустынь. И те кто раньше и подумать не могли об исповеди, считали это всё глупым, готовятся к таинству исповеди!»
Форум Оптиной Пустыни Каждый человек найдёт здесь что-то своё.
Оптина Пустынь никого не оставляет равнодушным. Вот пользователь Мазутка хвалит местную выпечку:
«Здесь веет спокойствием и умиротворением и кажется, что время остановилось… Паломников здесь всегда много, несмотря на погоду.
Побывали на поминальной службе(дело было в Родительскую Дмитровскую субботу). Здесь монахи выпекают очень вкусный хлеб и просфоры.
Около входа в монастырь находится очень хорошая трапезная, где можно купить хлеб, выпеченный монахами и перекусить.
Всем православным верующим рекомендую, если вы ещё не побывали в Оптиной пустыни, обязательно посетитк монастырь! Вам понравится. Проверенно!»
Отзовик Здесь любой найдёт что-то себе по душе, даже если это будет квас или местный хлеб.
А паломнику S4astje, помимо удобных комнат, запомнился местный квас:
«Для паломников очень удобно обустроены комнаты. Что касается еды, то здесь есть столовая, а по мимо неё чайная. Должна отметить, что в чайной продается великолепный квас, лично я нигде такого не пробовала».
Отзовик
Введенский ставропигиальный мужской монастырь в Оптиной пустыни
В монастыре можно исповедаться и посетить богослужения в конкретные час
Пользователь сайта «Отзовик» под ником «Классик жанра» остался доволен поездкой и в своём отзыве расписал по часам, чем живёт монастырь и как там провести время:
«Утром каждый просыпается к нужному времени, централизованного подъёма здесь нет. Половина мужчин идут в монастырь на братский молебен, который начинается в 5:30.
Женщины обычно спят дольше, и поднимаются к Литургии (ранняя — в 6:30, поздняя в 9). Братский молебен, тем не менее, очень рекомендую посетить.
От сна не останется и следа. Очень душевно. Часть молитв читается стоя, остальные слушают сидя на лавках в храме.
Затем, в 6 часов, в соседнем храме начинается исповедь. Лучше приходить к началу исповеди, или в конце, будет меньше народу, и можно будет спокойно поговорить со священниками, спросить духовного совета.
Сразу хочу предупредить, священники здесь — строгие, и за «серьёзные» грехи спрашивают строго. Могут наложить запрет на причастие.
В 6:30 начинается ранняя Литургия в Казанском храме. Рекомендую прийти пораньше и встать поближе, т. к. в задних рядах вечная возня со свечками и разговоры вполголоса, помолиться не получится.
В передних рядах есть лавки, сидеть не запрещают, но в отдельные моменты службы все должны вставать. Служба длится довольно быстро, если нет особых праздников.
Причастие — тоже быстрое, несмотря на большое количество народа. Монахи и трудники приходят на раннюю службу, после чего идут на послушания.
Очень красиво поет на службах знаменитый Оптинский хор, разделенный на 2 группы певчих в разных концах храма. Поздняя Литургия заканчивается где-то в 11 часов.
С 11 часов до 13 служб нет, можно погулять по территории, перекусить в чайной, прогуляться к скиту (вход в скит для мирян запрещен), а также посетить книжный магазин — единственное место, где можно купить все труды Оптинских старцев собственного издательства.
Если есть время и настроение — рекомендую посетить святые источники рядом с монастырем. Их несколько, время в пути — от 10 до 30 минут, на Яндекс-картах они обозначены.
Если есть свой транспорт — можно прокатиться в соседние монастыри: Шамордино (10 — 15 минут в пути), Клыково (20 минут) или в Белёв (30 минут). Дорога везде неплохая, больших ям нет, Яндекс-навигатор прокладывает маршруты безошибочно.
В 13:00 и 15:00 в храмах служатся молебны и акафисты. Один из них — преподобному Амвросию Оптинскому.
В 17:00 — вечерняя служба в Казанском храме. Рекомендую приходить заранее, т. к. служба продолжительная, народу много, и многое будет зависеть от удачно выбранного места в храме.
На службах соблюдается древнее правило — мужчины стоят справа, женщины — слева. Но за этим следят не так строго, как в Дивеево. Вечерняя служба длится долго, и не все выдерживают стоять несколько часов.
Много народа приносят с собой маленькие туристические стульчики — они очень помогают. <…>»
Отзовик На длинные вечерние службы есть смысл взять с собой маленькие стульчики.
«Трапезная открывается в 19:30. Для организованных групп паломников — комплексное меню. Индивидуальные паломники питаются в чайной. Зал большой, цены приемлемые, большой ассортимент блюд.
Сразу предупрежу — мясные блюда здесь не подают, независимо есть пост или нет. Но много вкусных блюд из рыбы и грибов.
Можно купить вкуснейший монастырский хлеб, пироги, овощи, мёд, молочные продукты и домашние заготовки. Есть в наличии продукция Козельского молокозавода».
Отзовик
Трапезная в гостинице в Оптинской пустыни. Фото: optina-chehova1.ru
В монастыре есть транспортная связь с городом
Этот же пользователь рассказывает о том, как уехать из монастыря:
«Между монастырём и автовокзалом Козельска каждый час ходит «Газель», с интервалом движения 1 час. Последний рейс — в 18:40 (+/- 10 минут). Все дни, кроме понедельника — водитель один, и у него выходной. Зато без проблем можете уехать в город на «бомбилах», которые круглосуточно дежурят у монастырского шлагбаума.
В монастыре работает междугородняя автобусная касса, тут можно купить билеты на все рейсы автовокзала Козельск. Правда, сами автобусы в монастырь не заходят, садиться надо на городском автовокзале.
Для приезжающих на своих машинах здесь есть большая бесплатная парковка. Не охраняется, но место тихое, спокойное. Правда, в дни церковных праздников очень большое количество машин, места всем не хватает».
Отзовик
В монастыре есть проблемы с очередями, строгие условия, а паломники мешают друг другу
В монастыре далеко не всё безупречно. Есть восторженные отзывы паломников о чудесах Оптиной Пустыни, а есть те, кого поездка разочаровала.
Пользователь сайта «Отзовик» Собакина Долли рассказывает про очень строгие условия:
«В монастыре очень строгие правила: В первый день, когда мы шли к гостевым домам, мы пытались зайти в монастырь с другой стороны, но нас тоже не пустили из-за имевшегося у нас рюкзака.
Они требуют сдавать ручную кладь в камеру хранения, и не позволяют людям с большими сумками проходить на территорию монастыря. Это написано в правилах.
Но мой молодой человек несколько раз уже был в Оптиной пустыни, и в последний раз, приехав в Оптину Пустынь лет 12 назад, примерно в 09.30 — 10.00 самодеятельным паломником, без всякой экскурсии.
Но для входа в Оптину охрана монастыря — заставила его сдать им маленький рюкзачок на 25 литров, куда положил все свои деньги и паспорт, ведь охрана монастыря сказала ему, что они вернут ему все вещи, как только он осмотрит их монастырь.
Примерно к 14.45 — 15.00, он осмотрел весь этот монастырь, но охрана монастыря, отказались ему выдать его рюкзачок, сказав что рюкзачок ему выдадут — лишь после разрешения отца настоятеля к 19.00, потом ему еще сказали, что рюкзак выдадут -еще позже.
И в конечном итоге, ему выдали рюкзачок, только после завершения 3-х кратного крестного хода вокруг Оптиной, примерно в 24.00 — 00.30, когда ему уже НЕКУДА было идти или ехать, и когда все бабушки-дедушки, кто сдавал там койки приехавшим монастырь паломникам у входа в монастырь — давно уже ушли спать.
И пришлось ему ночевать на холодном каменном полу в закрытом на ночь Казанском храме в конце ноября (ведь свой добытый у входа в храм матрас, он отдал какой-то женщине с маленьким ребенком-паломникам с Украины, кому не досталось матраса), куда его запустили вместе с приехавшими на 2-х автобусах паломниками из Восточной Украины.
Этих паломников — хотя бы накормили поздним ужином, а ему не дали поесть, сказав, что ему — не положено. И как паломников запустили ночевать в храм, так за ними была закрыта снаружи дверь, а вдруг среди паломников — оказались бы церковные воры?
И пришлось ему ночевать в храме на холодном полу в Казанском храме, потому что матрас он отдал женщине с ребенком».
Отзовик
Монах в Оптиной пустыни пишет икону. Фото: img.vremya.tv
Пользователь сайта «Отзовик» Flikka предупреждает о больших очередях в монастыре:
Я была в шоке и у меня возникло огромное желание оттуда убежать, не люблю я такое скопление людей в святом месте.
Не хочу никого обидеть и задеть чьи-то чувства, но не понимаю, чем там восторгаться, есть масса монастырей, менее популярных, менее раскрученных и более духовных, где действительно чувствуешь благодать и умиротворение!
А в Оптиной Пустыне, чтобы набрать святой воды — очередь, купить свечку — очередь, подойти к иконе — очередь, я уже не говорю о том, чтобы попасть в храм, надо тоже отстоять очередь!
Конечно, место популярное и народ активно туда едет: кто за помощью, кто за молитвой или советом, а кто просто в экскурсионный тур.
Отзовик
О тех же проблемах рассказывает ещё один пользователь сайта «Отзовик» — Кисса:
«Из минусов отмечу много народу. Многочисленные экскурсии, паломники. И отдельный минус — 80 процентов территории — закрытая зона. Но несмотря на это, сюда хочется вернуться, хочется побывать снова и снова. Душа просит».
Отзовик
Согласно ещё одному отзыву, и сами паломники создают друг другу неудобства:
«Несмотря на уникальность монастыря и богослужений, некоторые паломники ведут себя по свински. Вечная возня со свечками и записками, болтовня, брожение между иконами во время службы, отвлекающее внимание.
Потребительское отношение проникло и сюда: главное натыкать свечек, поцеловаться со всеми иконами, и будет счастье. Мало, кто понимает, что «Жертва Богу — дух сокрушен…» (Пс.50).
К тому же, сам Амвросий Оптинский говорил, что за отвлечение людей от богослужения, посылаются болезни и скорби».
А вот пишет одна многоскорбная женщина-мать, живущая во всех своих скорбях только одним утешением от оптинских старцев.
Её единственный сын заболел безнадежно. Доктора все признали чахотку в последнем периоде. «»Говорю доктору, — пишет она, — ради Бога, помогите! ведь можно весной послать его на кумыс или, наконец, в санаторию какую-нибудь». — «Нет, — говорит, — ничто не поможет». Что делать? От скорби изнемогаю совсем, но Господь дал мне силы. От сына я все скрыла. По приезде домой я на другой же день поехала в Оптину.
Сначала прихожу к батюшке отцу Анатолию, рассказала ему свое горе. Конечно, он стал утешать меня грешную и говорит: «Ты сходи к отцу Иосифу». Я говорю ему: «Ведь он болен, никого не принимает». — «Нет, сходи! Я сам попрошу, чтобы он тебя принял». И попросил. Прихожу к отцу Иосифу — он совсем слабый. Я разрыдалась у него и стала говорить ему о своем горе. Батюшка так ласково посмотрел и говорит: «Чахотка! да ты делай ему пилюли из черного сапожного вара величиною в горошину и давай ему вечером и утром по одной. Господь поможет, он поправится». С меня просто все горе слетело. Благословил он меня, иду от него утешенная. Отец Анатолий встречает, спрашивает: «Ну, что?» Я ему все рассказала, а он говорит мне: «Ты смотри, к отцу Варсонофию сходи». Я ему говорю: «Батюшка, я теперь и так утешилась». А он опять говорит: «Нет, сходи, сходи». Мне не хотелось к нему идти, потому что нужно было к духовнику отцу Сергию сходить.
Со мной была племянница, которую я послала к отцу Варсонофию, а сама пошла к отцу Сергию. Выходя от него, я встречаю свою племянницу, та и говорит мне: «Тетя, а вас спрашивает отец Варсонофий!» Я ей говорю: «Да он меня даже и не знает, как же он мог меня спрашивать?» — «Он, — говорит, — спросил: «Где же ваша родственница, а мне нужно с нею поговорить». Меня это удивило.
Я пошла в скит, прием уже кончился. Келейник мне посоветовал прийти на другой день. Прихожу — батюшка занят. И три раза я приходила и уходила все ни с чем, сидела очень долго, но все без результата, а утром в 6 часов нужно было уезжать домой; сижу, волнуюсь, думаю: что мне ждать? была у тех батюшек, и довольно. Только хотела уходить, смотрю: дверь отворяется и выходит батюшка со словами: «Ну, дитя мое, расскажи мне свое горе». Я так разрыдалась, начала сбивчиво рассказывать ему о болезни сына, он взял меня в моленную свою, дал мне успокоиться, расспросил всю мою жизнь и говорит: «Стыдно вам! Господь вас зовет к Себе, а вы от Него бежите, это нехорошо». Я ему говорю: «Сознаю, что нехорошо, но нет сил». Он говорит мне: «Сын ваш будет здоров, возьмите воды из источников преподобного Серафима и преподобного Тихона, и каждое утро пусть сын ваш омывает водою грудь и спину с молитвой к угодникам». Все это сын исполнял: и совет отца Иосифа относительно пилюль, и отца Варсонофия относительно святой воды. И — слава Богу — стал здоров и настолько поправился, что вскоре женился.
Как-то была я у доктора, который лечил сына. При разговоре со мною он упоминает о сыне как об умершем, я не понимаю его хорошо, говорю: «Вот тогда от вас и поехала я в Москву, там признали с ним чахотку». — «Да, — говорит, — я вас только не стал беспокоить, помочь все равно уже было нельзя». Я ему говорю: «Как нельзя, ведь он теперь здоров и женился!» Доктор от удивления даже привскочил со стула, спрашивая: «Да неужели он жив?» — «Да, — говорю, — и чувствует себя хорошо». Доктор тогда сказал, что тут, кроме чуда, ничего нет: надежды не было никакой. Спрашивает, кто лечил, что помогло? Говорю: «Оптина». — «Да, — отвечает он, — эта Оптина очень многим помогает!»»
Вот какие дивные чудеса творятся здесь, в Оптине! И замечательно в последнем случае признание чуда самим доктором и свидетельство его о том, что Оптина очень многим помогает.
Владимирский собор. Оптина Пустынь.
Записки паломника.
Ранним мартовским утром, мы паломники Североморской епархии вошли в святые Врата обители Введенского ставропигиального мужского монастыря. Здесь спасались, и спасали тысячи и тысячи других душ, 14 великих старцев, преподобных отцов Оптинских, 12 из которых мощами находятся в монастыре, а двое преподобных, безвестно захоронены в местах их последних мученических подвигов, во времена советских гонений. Это преп. Никон — исповедник и преподобномученик Исаакий.
Е.Н. Поселянин пишет об Оптиной: «В трех верстах от Козельска, на правом, лесном берегу не широкой, но глубокой и сплавной реки Жиздры, на полугоре, от которой начинается густой сосновый бор и расположена Оптина Пустынь».
Звонница убиенных иноков.
Происхождение Оптиной остается неизвестным. Предположительно строили ее сами подвижники по призванию свыше, покаянными слезами, трудом и молитвой.
Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I пустынь была упразднена, но через 2 года по прошению вновь открыта. Это был период оскудения, который продолжался и во времена царствования Екатерины II. К концу 18 века была восстановлена общежительная жизнь митрополитом Московским Платоном.
Источник Сергия Радонежского у реки Жиздры
Духовное же возрождение Оптиной началось лишь 30 лет спустя, когда было принято решение епископом Калужским Филаретом об устройстве скита. Обитель вновь оживает, возрождаясь в даровании благодатного старчества.
Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Старчество укреплялось благодаря деятельности преп. Макария, продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих великих преемниках. Братство Обители, имело широкое освящающее влияние на свой народ.
И до сегодняшнего дня, дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущается всеми посетителями обители. Эта атмосфера сосредоточенности и тишины охватила и нас паломников.
Клыково. Монастырь Спаса Нерукотворного. Храм Преображения Господня
Перед революцией в Оптиной было около 300 монахов. В то время, в Россию, началось проникновение западно-европейской культуры, и становилось все больше людей, не понимающих нашего истинного православия, сохраненного Церковью. Октябрьский переворот 1917 года показал падение человеческой души, оторванной от Бога. Монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы и погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена и поругана.
Промыслом Божиим, в год тысячелетия Крещения Руси 1987г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас в Оптиной около 180 монахов.
Оптина. Источник преп. Пафнутия Боровского
Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. В плане, монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Казанской и Владимирской икон Божьей Матери и преп. Марии Египетской. Самым первым после разорения был восстановлен Введенский собор.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.
Оптина. Монах Евфимий в окружении паломников
С началом восстановления монастыря, в рощу вновь возвратились птицы, покинувшие ее в годы разорения.
На Пасху 1993 года в Оптиной Пустыни были убиты три её насельника: иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость. Они были убиты первыми. Иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей.
Пафнутиев Боровский монастырь
В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху. Это летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.
Над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские монахи официально ещё не прославлены, но среди христиан почитаются святыми. Их любят, молятся им — и получают помощь.
Тихонова Пустынь. Музей истории монастыря
За 5 дней проведенных в Оптиной, наши паломники посещали богослужения: Божественные литургии, молебны, панихиды в часовне, акафисты особо чтимым святым и иконам. Окунались в монастырском целебном источнике прп. Пафнутия Боровского. И, конечно же, потрудились на уборках в храмах и часовне.
А наиболее настойчивым, удалось пройти на встречу наместника монастыря архимандрита Венедикта с паломниками Оптиной.
Побывали в Шамордино, посетили Клыково, Тихонову пустынь. В Пафнутиев-Боровс ком монастыре, основанном в 14 веке, останавливались с ночлегом и посещением ранней Литургии.
Часовня Воскресения Христова (убиенных иноков Оптинских)
Поездка насыщенная, богатая впечатлениями, с ощущением благодатной радости святого места, навсегда останется в памяти и незримой молитвенной связи с преподобными старцами.
В Оптиной, мы встречали монаха беседующего с людьми, это схимонах Евфимий, ему уже далеко за 70 лет, и пишет он духовные стихи. Они очень просты и искренни. Несколько таких стихотворений, дал мне после исповеди иеромонах Антоний, и сказал: — «поделись с другими». Одним из них, делюсь с вами:
Сегодня БОГ явился утром рано… Он жалобы и просьбы принимал…
И людям из кувшина без обмана желаемое в сердце наливал.
Но не у всех открыто было сердце, и место есть для чуда не у всех.
То завистью, враждой закрыта дверца, то жадность не дает налить успех…
А у кого- то до краев разлита, печаль и безысходность, вот беда.
и БОГ жалел, что сердце так укрыто, любви хотел налить, да вот куда?
и БОГ грустил, что люди не умеют, сердца и души чистить от обид.
Они с годами в сердце каменеют и сердце превращается в гранит.
и БОГ ходил, смотрел и улыбался, когда в сердцах любовь Он к ближнему встречал.
Когда Он видел жертвенность, единство, Он брал кувшин и от души им счастье бережно вливал…
А люди постепенно расплескали подаренную БОГОМ благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли, забыв в себе самих вину искать.
Ведь если б мы могли прощать и верить, любить благодарить и отпускать,
то БОГ бы мог не каплей счастье мерить – кувшин чудесный мог бы весь отдать!
Сегодня БОГ явился на рассвете. Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик: «Благодарю за все Тебя, мой БОГ…»
Возвратились мы из семидневного паломничества, перед самым началом Великого поста, в свои приходские храмы, чтобы с церковной молитвой, в прощении и покаянии, начать дело спасения своей души, в благодатное время поста, назначенное нам Церковью.
У Врат святой Обители Оптиной
Анисимова Е.А.
Просмотров (4918)