Никогда не был в Калужской области. А здесь подвернулась поездка в Оптину Пустынь и Шамордино, где находится женский монастырь. Ехали по Калужскому шоссе под осенним дождем, а когда прибыли в Оптину Пустынь – показалось робкое солнце, которое стыдливо скрывалось в свинцовых осенних облаках. Сначала, правда, заехали в Козельск – небольшой городок, и местные почему-то посчитали, что самым интересным будет посещение парка деревянных скульптур. Смешной, конечно, парк. Дети от него будут в восторге.
А в остальном Козельск – небольшой городок с населением в двадцать тысяч. Одна из местных жительниц с гордостью рассказала, что квартиры и дома в Козельске за бешеные деньги скупают москвичи – говорят экология здесь хорошая. Насчет экологии – согласен, а вот насчет бешеных денег за жилье в городке – сомневаюсь. Все-таки расстояние от Москвы здесь порядочное и в дом, купленный как дача часто ездить не станешь. А постоянно жить здесь могут только пенсионеры, сдающие квартиры в Москве.
Оптина Пустынь
Встретила Оптина Пустынь толпой цыганский детей, накинувшихся на нас с жестяными кружками для подаяний во славу монастыря. Постарались не обращать на них внимания. Монастырь поразил меня большим кладбищем на его территории. В основном здесь были похоронены монастырские начальники и также были восстановлены старые могилы благодетелей Оптиной Пустыни. Расстроил рассказ моей спутницы, заказавшей молитву за здравие: на небольшом клочке бумаги пишутся имена, которые упоминаются священником во время службы. Монах в церковной лавке по-деловому принял бумажку и, опустив глаза, произнес: «С вас 2400 рублей(!)». Спутница опешила, глаза ее округлились, и она произнесла: «А в Москве с меня взяли триста…». Но человек в церковной лавке явно не хотел сдаваться… Как рассказывает спутница, сговорились на восьмистах рублях… Тоже не хило… Также показали нам несколько строений за высокой стеной, где живут старцы, которых показывают, наверное, только по большим праздникам.
Шамордино
После обеда поехали в Шамордино. Там находится женский монастырь. Кто-то из знакомых рассказывал мне о красивых иконах в главном монастырском храме. И на самом деле иконы, сделанные женскими руками впечатляют. Помещены они за бликующим стеклом, поэтому даже не пытался сделать фото. На мастерски прорисованный образ наложен оклад в виде расшитой бисером и искусственными камнями ткани.
Причем иконы сделаны в одном стиле и единой авторской манере. Территория монастыря довольно-таки большая, внизу – источник, к которому надо отстоять большую очередь. Поразили монастырские захоронения. На могилах как настоятельниц, так и обычных монахинь стояли простые деревянные православные кресты с датами рождения и смерти. Здесь ни копейки не было потрачено на помпезные мраморно-гранитные памятники. Думаю, деньгам нашли верное применение…
Аппратура: Nikon D300, Nikkor 24-120/3.5-5.6, пасмурно, рассеянный свет
В Оптиной Пустыни, одном из ключевых русских монастырей, мне доводилось бывать раньше — в 1992 и 93 годах. Если бы не драматические события в жизни, о которых не хотелось бы сейчас говорить, я скорее всего туда бы (тогда) и не доехал вовсе. По счастью, это мне весьма помогло. Расценивайте это как хотите (атеист и верующий — каждый по-своему), но факт налицо — место чрезвычайно сильное. Попав сюда снова, по прошествии двадцати лет, понимаю — ничего не изменилось. Отдельный мир, которого нам так не хватает в повседневной суете. Да и ехать туда, несмотря на приличное от Москвы расстояние — 270 км и порой удручающее качество дороги, неожиданно легко. А обратно — ещё легче.
По преданию Оптинскую обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший впоследствии монашеский постриг и наречённый Макарием. Первые упоминания в летописных писцовых книгах об Оптиной пустыни встречаются в начале ХVII в.
ховный расцвет обители начинается с постройкой в 1821 году скита во имя святого Иоанна Предтечи. Сюда прибыли из Рославльских лесов монахи, которые позже стали первыми оптинскими старцами. А всего их насчитывалось не менее четырнадцати. Это и схиархимандрит Моисей (Путилов)и его родной брат старец Антоний и многие другие. С этого времени в Оптиной возродился принятый в древности образ духовного старчества, забытый в новое время. Именно Оптинский скит принес Пустыни историческую духовную славу. Тысячи людей от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, посещали Оптину, обращались к старцам за советом. А имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.) известно не только в России, но и далеко за ее пределами.
Интересный факт: В своё время советский историк Олег Кочладзе, отрицая предание, старался убедить читателей, что в русском языке есть слово «опт», выражающее количество чего-либо, поэтому якобы монастырь назывался Оптиной из-за проживания в нем женщин и мужчин. Забавно, не правда ли?
1. Если выехать из Москвы часов в семь утра, ближе к одиннадцати, миновав Козельск, оказываемся у цели. Подробная схема проезда находится здесь.
2. Даже паломническая автомобильная стоянка рядом с монастырём оформлена в соответствующем стиле.
3. Тут же рядом процветает торговля околомонастырской снедью — мёдом, пирожками, квасом. Покрепче ничего нет. Пирожки очень вкусные, рекомендую.
4. По обеим сторонам дороги, ведущей к главному входу — симпатичные зелёные жилые домики. Я так понимаю, для «обслуживающего персонала». Вот только как неуютно должно быть там жить — среди постоянного шума и суеты паломнического движения.
7. Главный вход. Отложим до лучших времён мирские помыслы и пойдём внутрь.
С Оптиной Пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа Л.Н. Толстого Мария Николаевна Толстая была насельницей основанного рядом женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
9. Заходим и любуемся красотой. Вот церковь во имя явления Казанской иконы Божией Матери с колокольней слева.
10. А вот храм Преображения Господня.
11. Эх, погода. Вот ежели солнышка хотя бы на пару часов. Мои просьбы, правда, были услышаны. Но только на следующий день.
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». На территории монастыря в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.
16. Парламент Обитель — место для дискуссий.
17. Погост на территории монастыря.
22. Характерная для здешних мест деталь — лампадки на могилах прячутся в уютных домиках из меди.
25. Лампадка-кот?
Кстати, уже двадцать лет прошло с того дня, когда известие о мученической кончине трех оптинских насельников — иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева), принявших смерть от рук сатанистов на Пасху 1993 года, как гром среди ясного неба пронзило размеренную жизнь Оптиной Пустыни. В честь убиенных монахов построена часовня.
А на Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.
Также Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий, Пантелеимон, Лаврентий, Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит, Никон, Севастиан; мученик Борис.
27. Но жизнь продолжается. Радость.
28. Оптинские котики.
30. Строгая оптинская братия.
31. Ну не такая уж и строгая.
Как известно, в 1987 году Оптина Пустынь пережила второе рождение. 17 ноября сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором для общецерковного почитания.
38. Крестный ход.
42. Прихожане.
Вот так.
Содержание
- Амвросий — третий оптинский старец
- Свет от Оптиной
- Красная Пасха
- Святые источники
- Верность первым читателям
- И чего я тут не видела?!
- А ещё экскурсовод…
- Можно вам исповедаться?
- Родительское пожелание
- Тихон сидит тихо
- И всё для того, чтобы…
- Деликатно и неделикатно
- Это я, но не к вам!
- Ка-ка-ка?
- Вы знаете, что такое благодать?
- Ум в голове сидит!
- Присяду, пожалуй
- Девушка с голубыми волосами
- Наконец-то помолюсь!
- Откровение помыслов
- Скорее покупайте!
- Как тебя зовут, благодетель ты мой?!
- Хозяева Оптиной пустыни
- КАК ОТЕЦ ВАЛЕРИАН С ОСУЖДЕНИЕМ БОРОЛСЯ
Амвросий — третий оптинский старец
Самым известным по счёту был третий оптинский старец – Амвросий. Его канонизировали в 1988 году, первым из всех оптинских старцев. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Горенков, свободно читал и говорил на 5 иностранных языках и обладал феноменальной памятью. С детства был одарённым, подающим надежды мальчиком. В 12 лет поступил в семинарию. В последнем классе тяжело заболел и дал обет Богу – если выздоровею, постригусь в монахи. Для своего служения выбрал Оптину пустынь. Врач-лютеранин, который долгие годы лечил старца, говорил, что состояние его здоровья таково, что жить по медицинским показателям ему осталось не более часа. В последствии этот врач принял православие. Преподобный Амвросий мог поговорить с каждым на его языке: помочь и малограмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику и ответить на вопросы Фёдора Достоевского.
Достоевский приезжал в скит после трагических событий своей жизни — после смерти сына Алёши в 1877 году. Он не мог найти ответ на вопрос — как и почему такой маленький, ангелоподобный ребёнок был взят из этой жизни. Его привезли в Оптину пустынь к старцу Амвросию, он побеседовал с ним и вышел совершенно другим, обновлённым человеком. Федор Михайлович прожил в скиту совсем недолго, но этого хватило, чтобы впечатления от поездки вошли в «Братья Карамазовы». Прототипом старца Засима стал именно старец Амвросий.
В комнате для приёма почётных посетителей Лев Толстой побывал 6 раз. Первый — в 1877 году. Разговор был таким тяжёлым, что старец оказался в полном изнеможении и сказал: «Крайне горд». Толстой то переодевался мужиком, чтобы его не узнали, то приезжал официально – и всегда дверь для него была открыта. Есть данные, что перед смертью Лев Николаевич тоже приезжал в Оптину пустынь, но зайти в скит так и не решился.
Оптина пустынь, разоренная большевиками. Страшно об этом думать, но на могилах старцев была танцплощадка, а в самом монастыре — санаторий. Заново пустынь возродилась в 1988 году. Глядя на руины монастыря, в его восстановление не верил даже мэр Козельска, хотя он и принимал активное участие в реконструкции обители. Но скит строился быстро, словно какая-то невидимая сила помогала монахам.
Свет от Оптиной
На Божественный промысел указывает то, что яркий столб света на месте разрушенного монастыря был виден даже из космоса. Его заметили и засняли космонавты, а потом увеличили снимок и подарили Оптиной пустыни.
Красная Пасха
Но и после полной реконструкции обитель не обрела спокойствие. 18 апреля 1993 года было совершено страшное преступление: прямо в Пасхальную ночь убили трех монахов, когда те несли послушания. Преступника нашли, им оказался Николай Аверин – рецидивист с шизофренической патологией, который даже не думал скрываться и был задержан у себя дома.
С этим преступлением связывают много мистического, ведь все свидетели преступления (а их было немало) ясно видели падающих монахов, но не разглядели самого нападавшего, а некоторые и вовсе не заметили убийцу. Сам же Аверин назвал преступление ритуальным, которое он совершил по приказу некого мистического голоса.
На месте погребения убиенных иноков Трофима и Феропонта и иеромонаха Василия была заложена часовня в память о страшном преступлении. Каждую субботу в ней происходит заупокойная молитва. Часовня открыта для посещений паломниками.
Святые источники
На территории Оптиной пустыни есть несколько святых источников, которые помогают справиться с различными заболеваниями. Только вот набирать целебную воду надо с молитвой и чистыми помыслами, иначе она может не помочь.
Оптина Пустынь — самый известный монастырь Калужской области с богатой историей. До революции здесь жили и молились Достоевский, Гоголь, Толстой и сотни менее известных людей. Советская власть сначала превратила монастырь в колхоз, затем в музей, а в период Второй мировой войной в комфортабельный концлагерь для польских офицеров, большинство которых было затем расстреляно. Разрушенный монастырь вернули церкви в 1987 году и за прошедшее время его почти полностью восстановили. Монастырь процветает, единственным черным пятном в его современной истории стало убийством сатанистом трех монахов в 1993 году, времена тогда такие были…
Местная братва
Видимо, визит братвы из другого монастыря. Некоторые грешники, а то и вовсе сотонинствующие атеисты, завидуют крутым тачкам, золотым крестам и сытым животам современных служителей духовности. Думаю, что это неправильно, как и любая зависть только на вред завидующему идет. Добро должно быть не только с кулаками (силой), но и с ее атрибутами (тачками, золотом и т.д.) — иначе как распознать где добро, а где зло. «Солидный Господь для солидных господ!»
Военнослужащий Козельской дивизии РВСН с родителями. Все, кто что-то помнит из школьных учебников по истории, знают что Козельск долго сопротивлялся татарам и был ими уничтожен. Физических доказательств тому практически нет, но эта легенда настолько живая, что Козельску был присвоен статус «Города воинской славы». Впрочем, хоть повод надуманный был, статус вполне реальный — пусть дивизия сейчас серьезно и сократилась в размерах (раньше ракетные точки начинались от Угры, совсем рядом с Калугой, а заканчивались самом на юге области), она цела, ракеты по прежнему в шахтах, и есть будущее у дивизии — старые шахты модернизируются под новые типы ракет. Места здесь самые русские, ибо по мнению многих профессиональных русских, русский человек создан для войны и молитвы.
Турист Олег из бездуховной Москвы духовно обогащается. С Олегом мы ходили на Эльбрус, где православно отведали грибов в малом количестве, потому на самый верх не забрались, духовности не хватило. Но теперь-то мы все знаем.
Монастырь оказался небольшим. Вот главная площадь…
А позади уже техническая зона, куда рядовым проход закрыт.
В центре кладбище… Пожалуй, самое культурное кладбище ,которое я видел. Не хуже чем в Европе.
Нанотехнологии в православии: наноцерковь
Многие авторитетные в прошлом люди здесь похоронены. Внимание привлекла фамилия «Былим», потому что в Кабардино-Балкарии по дороге на Эльбрус проезжают село Былым.
Самый крутой и одновременно изящный памятник на Благословенной Калужской Земле.
Кресты…
Даже если у женщины пуховик по колено, и она еще в двух штанах, ей все равно выдадут юбку. Нечего соблазнять тут. А вот мужчинам в штанах можно, даже в красных. Да здравствует патриархия, пусть и на отдельных выделенных местах.
В Оптиной пустыни красиво, но старины никакой. Часть храмов заново отстроена, часть так хорошо восстановлена, что от прошлого в них ничего не осталось.
В древности монастыри приносили практическую пользу — были домами престарелых. Памятник тоже новый, оригиналы разломали наши дедушки и бабушки.
Оптина пустынь
Можно остановиться в самом монастыре, можно в коттеджах за ним, ближе к реке…
Правила поведения.
Вид в сторону Козельска.
Расписание автобусов на Москву. В Козельск ходит газелька за 14 рублей.
Еще один вид на Оптину пустынь
Летом, конечно, веселее было бы, но скучное место для обычного бездуховного человека. Рядом Чертово городище — там интересней намного. И в Шамордино тоже интересней, тем более там монастырь женский.
Снег радует
Машина-памятник от Сосенского механического завода на повороте к Оптиной пустыни. Там же рядом небольшой Музей леса от Козельского лесхоза. Мы же направились в Козельск, а затем в другой монастырь — Шамордино, где монашки.
Верность первым читателям
Этой весной в Рязани в издательстве «Зёрна» вышла книга православных рассказов «Дороги нашей жизни». Читатели «Веры», взглянув на обложку и на иллюстрации внутри книги, сразу узнают знакомых персонажей: девочку Зинку, которая поехала на поезде искать своего отца, послушника Витальку, нечаянного любителя пельменей, Лёшку-тюфяка, отца Савватия, путешествующего по Афону, и многих других, кто успел нам полюбиться (узнать о книге, посмотреть видеоинтервью с Ольгой Леонидовной и прослушать один из её рассказов из книги ).
Это уже третья книга нашего автора Ольги Рожнёвой. Можно сказать, что она уже состоялась как писатель и теперь весьма известна среди православных читателей России. Начав печататься несколько лет назад в «Вере», по сей день Ольга Леонидовна предоставляет возможность вам, читателям нашей газеты, первыми ознакомиться со своими произведениями.
Вот и сегодня Ольга передаёт поклон подписчикам «Веры» и представляет вашему вниманию свои новые творения, только что вышедшие из-под пера…
Ольга РОЖНЁВА
В Оптиной пустыни тружусь на послушании пять лет, два последних года – старшим экскурсоводом. За это время записала несколько историй: радостных и печальных, поучительных и просто забавных. Решила поделиться этими историями с вами, дорогие читатели.
И чего я тут не видела?!
Приехала в Оптину паломница. Идёт по обители и громко вслух возмущается: «И чего я сюда только приехала?! И чего я тут не видела?! Несколько храмов да несколько домишек – больше и нет ничего! Оптина пустынь, Оптина пустынь! И чего я сюда только ехала?!»
А ещё экскурсовод…
Муж с женой во время экскурсии: «Вы знаете, мы прочитали в книге «Пасха красная»: космонавты видели из космоса, как от Оптиной пустыни поднимается столб света. Мы поняли так, что это благодать, по-видимому… Не могли бы вы нам показать это место в Оптиной, откуда столб света исходит? Ну, точку дислокации, так сказать… Как это не можете?! А ещё экскурсовод…»
Можно вам исповедаться?
– Алло, это экскурсионная служба?
– Да, здравствуйте.
– Оптина пустынь?
– Да, слушаем вас.
– Можно вам исповедаться?..
Родительское пожелание
– Будьте добры, расскажите нам, пожалуйста, на экскурсии по Оптиной что-нибудь этакое… Какое? Ну, вы же понимаете, такое… Богодухновенное! Чтобы мои дети-подростки сразу – раз! – и в Бога уверовали!
Тихон сидит тихо
– Мы на экскурсию к вам – с ребёнком. Восемь месяцев. А куда же нам его?! Да, младенец… Да, экскурсия длится больше часа… Не, вы ему не помешаете! И он вам! Он – Тихон, будет вести себя тихо!
Маленький Тихон действительно ведёт себя тихо, слушает про Оптинских старцев и блаженно улыбается все полтора часа.
И всё для того, чтобы…
Паломница жалуется:
– Вот наша жизнь – грешишь да каешься… Бегаешь за батюшкой, ищешь его, ищешь – и всё для того, чтобы наговорить про себя кучу гадостей!.. Ага, это я про исповедь!
Праздник преподобной Марии Египетской? Сегодня? Ну что я могу сказать по этому поводу?! Мария Египетская, конечно, имеет отношение ко всем нам… Вот только мы к ней никакого отношения не имеем!!!
Деликатно и неделикатно
Паломник опровергает недостоверную информацию:
– Если говорить деликатно, то это недостоверно… А если говорить неделикатно, то это бред сивой кобылы!
Это я, но не к вам!
Захожу в паломническую гостиницу. На мне чёрная длинная юбка, чёрный жилет, на голове платок – так одеваются все, кто трудится на постоянном послушании в Оптиной. Мне навстречу – радостные паломницы, которые заждались дежурного администратора паломнической гостиницы:
– Ой, это вы! Наконец-то!
– Нет, это не я! То есть это, конечно, я, но не к вам…
И мы дружно смеёмся.
Ка-ка-ка?
Едем из Оптиной на автобусе. Весна, половодье, сильный разлив всех рек в Калужской области: Оки, Жиздры и других. На остановке рядом – автобус из другого края. Наш водитель, не обратив внимания на номера, высовывается из кабины и спрашивает у другого водителя:
– Как Ока?
Неместный водитель не понимает вопроса. Слышит только непонятное: «Ка-ка-ка?» Страшно удивляется. Крутит в ответ пальцем у виска и передразнивает:
– Ко-ко-ко!
Вы знаете, что такое благодать?
В Оптину приехал старец, отец Илий. Батюшку окружает толпа, все стараются что-то спросить, получить благословение. Вниманием старца завладевает одна паломница:
– Батюшка, вы знаете, в нашем городе один храм такой благодатный! А другой – не очень… А вот ещё один – там благодати совсем нет!
Старец печально:
– А вы знаете, что такое благодать?
Ум в голове сидит!
В очереди на исповедь – высокая полная дама уже в годах, с пышной химической завивкой, на самом верху которой узенькая полоска шарфика, на лице явный перебор косметики. Дождавшись очереди, громко:
– Отец Н.! Молитва Иисусова чего-то не идёт у меня! А чего – не понимаю! Вот вы мне объясните: как это ум в сердце опускать надо? А то он у меня никак не опускается. Так в голове и сидит! Ум-то!
Отец Н. что-то деликатно и тихо отвечает. В ответ всё так же громко, на весь храм:
– Как это – не надо мне опускать ум в сердце?! Как это Господь Сам устроит?! Я книжки духовные читаю! Я вам не какая-нибудь бескультурная!
Присяду, пожалуй
Идёт вечерняя служба. Сёстры достают маленькие стульчики и присаживаются. Одна из паломниц за моей спиной возмущённо шепчет:
– И-ишь, расселись – как в театре!
Пожилая монахиня ласково успокаивает её:
– Простите нас, немощных, когда можно сидеть, мы присаживаемся…
– И-ишь какие! Я вот – стою перед Богом!
Молодой паломник, стоящий рядом, не выдерживает и ехидно спрашивает:
– И часто вы в храм ходите, стоите перед Богом?!
– …Ну, раз в месяц или в два, – голос паломницы теряет свою воинственность.
– А они – каждый день после послушания, а монастырские службы – длинные…
Читают кафизмы, и паломница за моей спиной громко вздыхает, перетаптывается с ноги на ногу. Предлагаю ей свой стульчик:
– Отдохните.
– Да, чего-то я сильно притомилась… Присяду, пожалуй…
Девушка с голубыми волосами
Паломница рассказывает:
«Дело было в нашем храме. Скромно одетая девушка подходит к священнику после службы:
– Батюшка, я вот хочу свою подругу к нам в храм привести…
– Бог благословит, приводи.
– Да она, батюшка…
– Что такое?
– Да она… совсем никакая… И выглядит…
– Ну и как она выглядит?
– Да одежда и причёска совсем для храма не подходящие…
– Ничего… К нам тут вообще ходила девушка с голубыми волосами и кольцом в носу…
– Батюшка, это я была – год назад…
– …»
Наконец-то помолюсь!
Две инокини из женского монастыря рассказывают:
– Пришли мы в монастырь, все – неопытные, новоначальные. И наставницы наши такие же – преемственность монашеская утеряна, стариц да и просто опытных монахинь днём с огнём не сыщешь… Кто как горазд, тот так и подвизается… Одна трудница всё время жаловалась:
– Помолиться некогда: всё время на послушании! Да и негде: в келье по несколько человек живём!
– А на службе?
– Да на службе среди людей – какая молитва?!
Стала она одна ночью ходить в храм. А другая трудница, зацикленная на колдовстве и порче, всё выискивала вокруг колдунов. Вот она и стала духовнику жаловаться:
– Батюшка, я проследила за сестрой ночью, в окно храма видела, как она посреди церкви руками машет и завывает – ну, точно, колдует! Колдунья, она, батюшка, точно, колдунья!
Духовник очень удивился и остался после вечерней службы в алтаре. Стемнело, слышит – пришла трудница. Духовник тихонько выглядывает и видит, как она встаёт на колени и радостно, на весь храм восклицает:
– Наконец-то помолюсь от души, Господи!
И начинает громко молиться, при каждом слове воодушевлённо и высоко взмахивая руками:
– Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас: батюшку дорогого, всех сестёр и меня, грешную!
Откровение помыслов
Инокиня, приехавшая в Оптину в паломническую поездку, рассказала, как лет пятнадцать назад, когда их монастырь только начал своё существование, настоятельница решила ввести традиционное монашеское делание – откровение помыслов. Но сёстры, не привыкшие к такому деланию, вместо откровения помыслов стали впадать в грех осуждения, наушничества, сплетен. Появился соблазн с помощью этих самых откровений снискать себе льготы или, наоборот, восстановить матушку против тех, кто не нравится. Сёстры стали называть это откровение помыслов откровением домыслов.
А поскольку в большинстве своём они были люди искренние, имеющие желание подвизаться, то скоро поняли (и первая – настоятельница), что до откровения помыслов ещё дорасти нужно. И тем, кто открывает, и тому, кому открывают. Настоятельница отменила «домыслы», и каяться в помыслах сёстры стали на исповеди – опытному духовнику.
Об этой грустной истории я рассказала игумену С., духовнику женской обители. Мы проходили мимо поля, где трудились насельницы монастыря. Большинство из них пришли в обитель лет десять-пятнадцать назад. Чистые, ревностные, они пришли не из-за скорбей и напастей, а потому что возлюбили Господа. Господь призвал – и они пришли. Этими сёстрами можно было залюбоваться. Страсти ведь оставляют отпечатки на лицах людей: в выражении глаз, уголках губ. А тут передо мной были удивительно светлые лица, на которых – след не страстей, а чистоты и молитвы.
И духовник сказал тихо:
– Вот если они будут и дальше подвизаться, трудиться и молиться, то, возможно, лет через пятьдесят кто-то из них обретёт духовный опыт, станет не старушкой, а старицей и сможет принимать откровение помыслов.
Скорее покупайте!
Инокиня с юмором так вспоминает о себе самой десять лет назад. Пришла она в обитель юной девушкой, подвизалась ревностно, по новоначалию её заносило. Так, начитавшись про память смертную, про то, как древние старцы даже заранее себе гроб сколачивали и в нём спали, старалась всячески эту самую память смертную хранить. И начала себе собирать погребальное облачение: молитву, сорочку, тапочки и так далее. Только никак не могла купить крест, который кладут обычно в гроб. Простой такой пластмассовый крест.
И вот заходит в монастырскую лавку, а там привезли большие чёрные пластмассовые кресты. Она обрадовалась, скорее купила. Бежит, радостная, к сёстрам и кричит громко:
– Сёстры, кресты в гроб привезли, идите скорее себе покупайте!
Немая сцена…
Как тебя зовут, благодетель ты мой?!
Н. приехал в Оптину помолиться, потрудиться. В обители ему так понравилось, такой мир и покой душевный обрёл, что решил остаться здесь навсегда. Сначала хотел попытаться стать трудником. Но не смог: всю жизнь работал шахтёром, и хоть на вид мужчина ещё крепкий, но работать физически уже не может – руки сильно болят и дрожат.
Поехал, продал дом на родине за пятьсот тысяч, попытался купить жильё рядом с Оптиной, чтобы каждый день бывать на службах, окормляться у духовного отца. Время идёт, а за пятьсот тысяч никакого жилья не продаётся. Искал-искал, не может найти. Духовник благословил читать каждый день акафист святителю Николаю Чудотворцу. Прочитал он несколько дней акафист – нашлась квартира. Хоть и в бараке, но подведены и газ, и вода. И хозяин просит удивительно мало – четыреста тысяч. Таких цен за жильё уже и нет в Козельске.
Н., радостный, говорит хозяину:
– Брат, да возьми хоть четыреста пятьдесят!
– Нет, четыреста хватит. Живи на здоровье.
– Да как тебя зовут-то хоть, благодетель ты мой?!
– Николай…
Хозяева Оптиной пустыни
Схимонахиня Елисавета делится своими мыслями:
– Мне всегда представляется, что Оптина пустынь – это один такой большой-большой дом, где мы все живём. А в самом конце дома, в отдалённой комнате, живут Оптинские старцы. Живут среди нас. И они здесь – хозяева. Всех видят, всех знают. Мы иногда забываем, что они здесь главные. Но они про нас не забывают и опекают всех обитателей монастыря как своих духовных чад. И именно они решают, кто будет здесь жить… Они ждут и заранее знают, кто приедет к ним в гости…
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
КАК ОТЕЦ ВАЛЕРИАН С ОСУЖДЕНИЕМ БОРОЛСЯ
После долгих зимних вьюг в монастырь пришла весна. Яркое солнце, мартовская капель, звонкое пение птиц – всё радует душу. Старенький схиархимандрит Захария на сугревке – на крылечке сидит, чётки перебирает, на солнышко жмурится. Братия дружно с крыш келий талый снег скидывает, дорожки песком посыпает.
Из трапезной уже доносится аромат грибного супа, скоро послушник Дионисий с колокольчиком побежит по обители, собирая иноков на трапезу. Хорошо!
Настроение у отца Валериана было радостное, он споро рыл канавку для отвода воды от храма и молился про себя, как и положено иноку. Но тут услышал шум мотора, обернулся и нахмурился: в монастырские ворота въезжал чёрный блестящий «Мерседес». За рулём сидел Вениамин Петрович, давний гость и благодетель монастыря.
Высоченный, выше и крупнее самого отца Валериана, росту которого могли бы позавидовать баскетболисты, Вениамин Петрович выглядел каким-то вечно хмурым, суровым. Маленькие глазки смотрели на окружающий мир невозмутимо и даже надменно. Впрочем, может, эта надменность только чудилась отцу Валериану?
Инок почувствовал, как тускнеет радостное настроение, и проворчал про себя:
– Какие люди – и без охраны…
Отец Захария на крылечке привстал, заулыбался этому Вениамину как родному, благословил, стал спрашивать что-то тихонько. А тот стал басить в ответ важно на всю обитель:
– Да, отче, из Цюриха только что прилетел… Да, вот в монастырь заехал…
Поздоровавшись со старцем, Вениамин Петрович отправился в храм. Важно прошествовал мимо инока, легонько головой кивнул – поздоровался, значит. Отец Валериан поклонился в ответ и почувствовал, как растёт раздражение: зачем этот Вениамин сюда ездит? В братской трапезной толком не ест – то ли брезгует, то ли после дорогих мирских деликатесов простая монашеская пища не нравится. В храме стоит – толком не перекрестится, на братию смотрит сверху вниз.
Успешен, богат – чувствует себя, видимо, хозяином жизни… Ну, летает по своим Цюрихам этот успешный и богатый бизнесмен – и пускай дальше летает, что он в обители-то забыл? Ещё старец его привечает… Это уж и вообще загадка. Привечает явно не из-за денег – кроме нескольких икон, духовных книг да плетёнки под кроватью со сменой одежды, у отца Захарии богатств отродясь не водилось. Да и помнил хорошо инок, как однажды старец не благословил принимать крупное пожертвование на обитель от одного известного политика: не всякие деньги монастырю на пользу.
В чём тут загадка и за какие такие достоинства отец Захария и настоятель монастыря игумен Савватий привечают Вениамина Петровича?
Отец Валериан тряхнул головой и напомнил себе слова преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя – и будет с тебя». Только осуждения ему, иноку, и не хватало! Но как же быстро он впадает в осуждение при виде этого бизнесмена! Стал усиленно молиться, чтобы прогнать дурные помыслы, и ещё быстрее заработал лопатой.
Но искушения, связанные с Вениамином Петровичем, на этом не закончились. Весь остаток дня он то и дело попадался на пути иноку. Хорошо, хоть на трапезе бизнесмена не было. Зато когда после обеда отец Валериан как келарь занимался подготовкой продуктов на следующие несколько дней, тот появился и уселся за стол.
Послушник Дионисий, домывавший посуду, быстро поставил перед гостем тарелку грибного супа, положил на второе тушёную капусту, налил компот.
А Вениамин Петрович возьми да и спроси громко:
– Брат Дионисий, рыбы нет? Так что-то рыбки хочется!
Отец Валериан даже перестал со своими крупами возиться, только что вслух не фыркнул: «Ишь, рыбки ему!» А Дионисий вежливо отвечает:
– Нет, Вениамин Петрович, сегодня рыбу не готовили.
Только он так сказал, как дверь в трапезную распахивается, заходит трудник Пётр и вносит завёрнутого в чистый лист копчёного судака:
– Вениамин Петрович, тут ребята отцу Савватию рыбку приготовили, так он благословил вас угостить!
Бизнесмен снисходительно кивает и спокойно ест судака. Отец Валериан от удивления дар речи потерял. А тот доедает кусок рыбы и опять громко спрашивает:
– А пирожков нет? Сейчас пирожков бы!
Дионисий опять вежливо отвечает:
– Нет, Вениамин Петрович, не пекли пирогов сегодня.
Отец Валериан уже на дверь косится. И что вы думаете? Тут снова дверь открывается и заходит послушник Пётр с тарелкой, полной пирожков:
– Мама приезжала, пирожки привезла! Одному не справиться – налетайте, братия! Вениамин Петрович, угощайтесь, пожалуйста!
И Вениамин Петрович не спеша, с удовольствием стал есть пирожки, запивая их компотом.
Отец Валериан опешил. Подумал про себя: «Это что ещё за скатерть-самобранка в нашей обители?! Прямо по щучьему велению, по его хотению… За какие такие заслуги?!»
В общем, сплошное искушение, а не Вениамин Петрович! Поел, встал, помолился, снисходительно кивнул братии и пошёл себе из трапезной.
Отец Валериан свои дела келарские закончил и в храм отправился, в очередь Псалтирь читать. Его очередь как раз перед всенощной была. Читает он себе Псалтирь за свечным ящиком, а сам мыслями по древу растекается – всё ему бизнесмен представляется. Не выдержал инок такого искушения, прямо за ящиком на колени опустился:
– Господи, вразуми, избавь от искушения и осуждения!
Слышит – дверь открывается, а кто в храм заходит – из-за свечного ящика не видно. Только поступь тяжёлая. Прошёл человек вглубь храма.
Выглянул отец Валериан из-за ящика – а это опять Вениамин Петрович! Подошёл прямо к иконе Казанской Божией Матери и на колени встал. Икона та непростая – она явилась людям на источнике в восемнадцатом веке, в обители почитается как чудотворная.
Отцу Валериану теперь из-за свечного ящика и показываться неудобно, как будто он специально прятался. Не знает, что и делать. Смотрит за гостем, наблюдает: чего это он по пустому храму разгуливает, не дожидаясь службы? С добрыми намерениями зашёл ли?
А бизнесмен самоуверенный встал на колени перед иконой и молчит. Молчит-молчит, а потом вдруг всхлипнул громко, как ребёнок. В пустом храме хорошо звук разносится. И слышит инок, как Вениамин Петрович молится со слезами и повторяет:
– Матушка… Матушка… Пресвятая Богородица… Ты мне как Мама родная! Прости меня, дерзкого грешника, недостойного милости Твоей… Ты знаешь, как я люблю Тебя, Матушка! Знаешь, что не помню я своих родителей… Один, совсем один на земле… Только на Тебя, на Твою милость уповаю и на Сыночка Твоего, Господа нашего! Матушка, а я вот подсветку для храма сделал, старался очень… Хорошо ведь с подсветкой будет… И отец Савватий благословил, разрешил мне пожертвовать на обитель… Прими, Матушка, в дар! Прими от меня, недостойного!
Отец Валериан густо покраснел и на цыпочках вышел из храма. Встал на дорожке, как будто он только в церковь войти собирается. Ждёт, когда можно вернуться будет дальше Псалтирь читать. Стоит и чувствует – а он никогда сентиментальным не был, – как дыхание перехватило и слёзы близко. Искренняя молитва, от сердца идущая, она ведь касается и того, кто слышит её.
Смотрит инок: старец Захария к храму тихонечко бредёт. Он всегда заранее на службу и в трапезную выходил, чтобы не опаздывать. Подошёл старец, только глянул на инока и как будто всё понял о нём. Улыбнулся ласково. А потом говорит как бы сам с собой:
– Да… Вот уж служба скоро… Знаешь, отец Валериан, я иногда за собой замечаю: часто я людей по внешнему виду оцениваю… Иногда думаю про человека: «Какой он самоуверенный да надменный! И за что его только привечают в обители…» А Господь и Пресвятая Богородица зрят в самое сердце. Человек-то, может, к Пресвятой, как ребёнок к родной матери, приезжает… От души на монастырь жертвует. И Она его утешает – ласкает, как младенца по голове гладит. Да… А я в осуждение впал…
– Отец Захария, простите, помолитесь обо мне!
И старец улыбнулся, благословил инока и положил ему на голову свою большую тёплую руку.
Из храма вышел Вениамин Петрович, как обычно сдержанный, суровый. Почтительно поклонился отцу Захарии, легонько кивнул отцу Валериану. И в этом лёгком кивке не было надменности. Просто небольшой дружеский поклон. И отец Валериан тоже дружелюбно поклонился в ответ.
А обитель потихоньку оживала: распахивались двери келий, слышались голоса братии – все собирались на всенощную.
назад |
вперед |