Однажды во время миссионерской поездки по России я стал свидетелем тяжелого испытания в жизни моего учителя, с которым трудился на ниве Божьей в деле развития служения душепопечительства. Моему брату во Христе, миссионеру из Канады, который укреплял многих людей в страданиях, самому пришлось пережить серьезную болезнь и связанный с этим выбор между лечением и поездкой по служению. Несмотря на страдание, он не отменил миссионерскую поездку и не вернулся домой.
Содержание
Подпишись: Telegram YouTube
Мне хотелось бы рассказать историю со счастливым концом. Но, к сожалению, в конце путешествия болезнь настолько обострилась, что у него стали отниматься ноги. Последовала срочная госпитализация и ночная операция по удалению грыжи позвоночника. После операции чувствительность в ногах восстановилась только частично, и он фактически стал инвалидом. Все это время я был рядом, наблюдая его стойкость, с которой он противостоял боли, и верность, с которой он следовал своему призванию. Сегодня можно усомниться в правильности его решения. Но дерзну сказать, что во всей этой истории было явлено провидение Божье, потому что жертвенность, которую проявил этот Божий человек, оставила глубокий след в сердцах многих людей, которых он обучал душепопечительству, и вдохновила многих на посвященное служение. Его пример укрепил и мое посвящение Богу и служение Ему и людям. «Если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Несколько лет спустя я задал ему вопрос: «Рон, я до сих пор удивляюсь твоему терпению. Как ты смог перенести такую боль?» «Мы называем это упрямством», – ответил он, многозначительно переглянувшись с женой. Наверное, мой наставник сам до конца не осознавал, какое влияние его пример оказал на нас.
ПЛОД ДУХА
Нет другой такой добродетели, о которой было бы сказано так много, но которая настолько трудна в практическом применении, как терпение. Многие восхваляют терпение, но немногие практикуют его. Испытания, через которые мы проходим, обнаруживают недостаток в этом проявлении Божьей благодати. Поэтому для нас важно понять, откуда берется угодное Богу терпение. Мы все знаем людей, которые, стиснув зубы, переносят боль. Но человека, воздающего славу Богу под поражающим бичом страданий, встретишь не каждый день.
Как и другие плоды Духа, терпение имеет неземной источник. Оно не характерно для нашей греховной плоти, с ее похотями и враждой. «Дела плоти известны…» (Гал. 5:19). Почему апостол так уверен, что нам они известны? Ответ прост – мы хорошо знакомы с ними на опыте. Человек, переживший отравление или имевший перелом, может подробно рассказать о симптомах и последствиях болезни. Мы хорошо знаем то, что пережили сами. Каждый христианин может, как апостол Павел, воскликнуть: «В членах моих вижу иной закон» (Рим. 7:23). Дела плоти нам известны.
Действие Духа в верующем человеке прямо противоположно делам плоти. Дух всегда находится в конфликте с плотью. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24), чтобы Слово Христово принесло прекрасные плоды любви, мира, радости.
Люди мира тоже стремятся обрести любовь, и все хотели бы переживать радость. Но много ли мы встречаем тех, кто хочет научиться терпению?
ТЕРПЕНИЕ И СПАСЕНИЕ ДУШИ
Писание часто говорит о терпении и спасении во взаимосвязи. Следующие стихи ярко это показывают:
«Терпением вашим спасайте души ваши!» (Лк. 21:19);
«…А упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15);
«…Воздаст… тем, которые постоянством (то есть по терпению) в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную…» (Рим. 2:6–7);
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14:22);
«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).
Мы спасены по благодати, только одной верой. Но одним из плодов живой веры является терпение. Спасения не бывает без терпения. В оригинале Евангелия от Луки (21:19) сказано буквально так: «Терпением вашим приобретайте души ваши». Упражняясь в терпении, мы учимся владеть нашей душой. А это, как пишет Иаков, имеет «совершенное действие», то есть приводит к формированию зрелого характера и к способности лучше служить Господу.
Великолепное описание любви, оставленное апостолом Павлом, начинается так: «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4). Первых двух слов достаточно, чтобы осознать свою нужду в силе Божьей благодати. Если терпение – плод Духа и первое качество любви, значит, Господь ожидает от Своих учеников такого плода. Мы не ищем сладких ягод на терновнике, но обоснованно ждем плода от винограда, заботливо выращенного в нашем саду. Господь как опытный виноградарь трудится над нашей душой.
ТЕРПЕНИЕ БОГА
Терпение – не просто заповедь и не только земной пример Христа, служащий для нас образцом. Терпение – это качество Бога, которое Он являет людям день за днем, год за годом, из века в век. Нам трудно перенести незаслуженное оскорбление, особенно от тех, к кому мы были добры. Посмотрите, какие оскорбления переносит Творец от падшего творения! Тот, без Кого невозможно никакое благо в жизни людей, терпит вопиющую враждебность грешников, однако продолжает благотворить людям, чтобы они уверовали и обрели вечность. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением», – говорит Петр (2 Петр. 3:15).
Одна древняя притча убедительно иллюстрирует эту мысль. Однажды вечером, сидя у шатра, благочестивый человек увидел проходившего мимо глубокого старца. Человек поспешил ему навстречу и пригласил в шатер. Там он омыл старику ноги, дал ему еду и питье. Старик немедленно начал есть, не воздав благодарения Богу. Смутившись, праведник спросил:
– Разве ты не чтишь Бога?
– Я поклоняюсь только огню и больше никакому другому богу, – услышал он в ответ.
Божий человек очень огорчился и даже разгневался, схватил старика и вытолкнул из шатра в холодную ночь.
Той же ночью Бог спросил праведника: «Где старик, который был у тебя в гостях?» Человек ответил: «Я выгнал его, потому что он не чтит Тебя!» Тогда Господь сказал: «Я терпел его восемьдесят лет, хотя он не чтил Меня. Разве ты не мог потерпеть его одну ночь?»
Бог не просто повелевает нам терпеть, Он призывает нас делать то, что делает Сам ежедневно в жизни каждого из нас. Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Бог появляется в жизни враждующего с Ним грешника и говорит: «Я хочу, чтобы сегодня тебе было тепло и солнце радовало тебя. Я дарую тебе мудрость в твоих делах. Вот твоя еда, поешь. Я хочу, чтобы она была вкусной. Теперь отдохни, а Я позабочусь о твоих близких…»
Мы даже не можем осознать все блага, которые получаем от Творца, и ни одного из них мы не заслуживаем. Эта любовь отнюдь не значит, что Господь закрывает глаза на грех, который Он ненавидит всею Своею сущностью. Как же любовь даруется нам, если Бог ненавидит грех каждое мгновение? Ответ – долготерпением в Сыне Его! Тем, кто обрел прощение, сказано: «Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные» (Еф. 5:1).
Однако не всякое терпение ведет к спасению.
ТЕРПЕНИЕ – СТРАШНАЯ СИЛА, ОСОБЕННО, ЕСЛИ ОНО ЛОПНУЛО
Мы знаем разрушительные последствия внешних усилий, не основанных на внутреннем, сердечном, желании прославить Бога. Такое внешнее благочестие накапливает нетерпение, подобно тому, как растут давление и температура в вулкане. Мы ошибочно полагаем, что решение проблемы – во внешних усилиях: нужно просто выстоять, переждать, вынести испытания. Таков ли плод Духа? Писание учит об истинных, сердечных, причинах терпения. Это не просто сдержанность на виду у людей. Это не расчетливое спокойствие, продиктованное выгодой.
Есть примеры терпения и в падшем мире. Супруги в очередной раз затеяли конфликт. Они знают, как дорого стоит «война», однако терпят разрушение отношений и сердечную подавленность ради победы в конфликте.
Наркоман пожинает ужасные плоды зависимости. Он на дне общества, выносит все из дому, вынужден воровать, его бьют, он продает себя. Родные и друзья отворачиваются от него. Даже родители в отчаянии отказываются от него. Одна мать в слезах сказала своему сыну-наркоману, выставляя его из дому: «Мне легче один раз тебя «похоронить», чем каждый день видеть, как ты умираешь». Сын становится живым трупом. Его тело разлагается. Как много зависимый может терпеть ради очередной порции удовольствия, ради жестокого бога по имени «доза»? Огромное терпение, ведущее в погибель.
Много примеров терпения мы можем обнаружить в окружающем нас мире. Спортсмены терпят боль и воздерживаются от всего, чтобы получить земную награду. Земледелец ждет урожая и упорно трудится, ожидая жатвы. Бизнесмен проявляет выдержку для заключения выгодного контракта. Высшее общество блистает высокими стандартами вежливости и терпимости. Люди, прошедшие боевую подготовку, могут обучить выдержке, умению терпеть боль, умению ждать.
Многие христиане не могут похвастаться и долей таких способностей, которыми владеют люди мира сего. Однако в этом терпении нет благочестия и стремления подражать Богу.
Итак, Господь побуждает нас не просто к терпению, но к терпению, созидающему Его Царство, поэтому мы должны оценивать свои сердечные намерения.
ТЕРПЕНИЕ И НЕТЕРПЕНИЕ ИОВА
«Вы слышали о терпении Иова» (Иак. 5:11). Божий муж, непорочный и верный, пережил страдания и благословил Господа, оставив нам пример терпения. Но кто-то спросит: «А как насчет нетерпения Иова?» Разве не в гневных словах упрекали его друзья? Его слова неистовы, суждения категоричны, его жалобы полны горечи. «Погибни день, в который я родился» (Иов, 3:3), – восклицает страдалец. «Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом», – говорит он в смятении (Иов, 13:3).
Сам Господь упрекает Иова в противлении Его замыслу: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»; «Ты… хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?»; «Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов, 38:2; 39:32; 40:3). Мы видим человека, как бы отказывающимся терпеть и готового спорить с Самим Богом. А Иаков говорит: «Вы слышали о терпении Иова». Это не так просто понять.
Некоторые пытаются объяснить дерзкие слова Иова его сильным страданием. Но этот аргумент разбивается об один явный факт. Сердце Иова успокоилось в покаянии еще до того, как он был избавлен от внешних бедствий. Обличенный Господом, все еще бездетный, нищий и больной, Иов говорит: «Руку мою полагаю на уста мои» (Иов, 39:34).
Нет, не внешнее страдание было причиной нетерпения Иова. Его покаяние ясно показывает нам то, что всегда было открыто Богу, – этот праведник любил Бога и оставался верным этой любви даже во тьме страданий. Мы слышали его неразумные упреки Самому Богу: «Почему скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?» (Иов, 13:24). Но о чем же переживает Иов, когда упрекает Бога в молчании? Что является для него наибольшей ценностью, к Кому стремится его сердце? Разве не к Тому, Кто был Светом его жизни? Даже обличающие укоры Бога из бури умиротворяют сердце праведника!
«Непорочный», – говорит Господь об Иове в начале книги. То же подтверждает Дух Святой в конце книги. В нетерпеливых возражениях Иова было больше любви к Богу, чем в холодной религиозности его друзей. Иов проявлял нетерпение, но в своей верности Вседержителю претерпел все и возрос в непорочности.
И мы призваны, как Иов, быть упрямыми и неотступными в нашей привязанности к Отцу, быть верными Богу, даже когда все вокруг противостоит этому. Иов был нетерпим ко всему, что разделяло его с Творцом. Любовь к Творцу выразилась в нетерпении ко всему, что разрушало близкое общение с Ним.
ИСПЫТАНИЯ УЧАТ НАС ДОБРОДЕТЕЛИ
Не простое терпение нужно нам, но терпение любви к Богу и людям к спасению. Это настоящее терпение, терпение Христово! Как много благ приносит оно, вначале горькое на вкус, но после приносящее сладкие плоды праведности. «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2–3).
Будьте осторожны, если хотите научиться терпению, потому что единственный способ обрести его – это испытания. Мы не должны искать страданий, но в испытаниях, которые по благодати Божьей даются нам, мы должны извлекать «драгоценное из ничтожного» (Иер. 15:19). Для благочестивого человека терпение, как теплая одежда, защищающая от пронизывающего холода. Нетерпеливый переносит больше страданий, потому что не защищен во время испытания.
Примеры Иова и других рабов Божьих, перенесших страдания, доказывают, что не всякое страдание – следствие греха. Но страдания всегда приносят пользу, потому что они дают возможность возрасти в терпении. Будь то наш ближний, который досаждает нам, или тесные обстоятельства, или томительное ожидание ответа на молитву – все это должно восприниматься нами как Божий дар, научающий терпению.
ПОЧЕМУ ТРУДНО ТЕРПЕТЬ?
Почему мы так часто уступаем двум злейшим врагам терпения – гневу и унынию? Здесь полезно рассмотреть практические вопросы, касающиеся взаимоотношений.
Писание учит, что терпение свойственно людям рассудительным. «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Поэтому нам нужно понимание заповедей Божьих в их практическом применении.
Представим себе ситуацию. Большой город, много машин, пробки. Все хотят быстрее добраться домой. Мы работали целый день. Так трудно ждать в этой огромной очереди машин. У многих есть желание проехать быстрее других, и мы злимся на тех, кто медленно едет. Водитель впереди тоже хочет быстрее достичь своей цели. Но мы не ощущаем того, что он. Мы знаем свои чувства и желания просто потому, что они близки нам. Чтобы сочувствовать другим, нужно усилие и желание понять их переживания. Любить ближнего, как себя, означает пытаться понять желания другого, и это, естественно, способствует воспитанию терпения. «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4).
Еще одна проблема отношений в том, что наша внутренняя борьба со слабостями характера – в некотором смысле уникальна в деталях. На основании собственного опыта мы никогда не можем ясно понять трудности, с которыми борется наш ближний. Меня смущает раздражительность друга, а он, в свою очередь, не может понять мою неорганизованность, и мы вместе испытываем недоумение по поводу лени третьего товарища. Каждый борется со своими «бревнами» и «сучками», мы не переживаем непосредственно опыт наших ближних, и по плоти нам свойственно недооценивать их трудности и усилия. Ответ Писания тот же – любовь снисходительна, потому что заинтересована в духовном благополучии ближнего, как в своем. «Любовь долготерпит»
ТЕРПЕНИЕ – ПРИЗНАК СИЛЫ
Мир считает терпение слабостью. Терпеливый кажется не способным постоять за себя. Человек, подставляющий другую щеку бьющему, выглядит глупым или странным. Быть терпеливым – это угроза быть униженным. Но мудрость провозглашает: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой – лучше завоевателя города» (Притч. 16:32). Если мы правильно понимаем сердечные основания терпения, мы согласимся с тем, что творить добро врагам – это подвиг больший, чем смело защищаться или даже побеждать. Божий человек может постоять за себя, но его сердце как бы говорит обидчику: «Я не хочу постоять за себя, я хочу постоять за тебя, чтобы спасти тебя от зла, которое ты причиняешь мне».
Именно так поступил с нами Господь. Он воздал нам добром за зло не потому, что не мог защитить Себя, но потому, что хотел спасения для Своих обидчиков. Всякий, обладающий терпением Христовым, показывает, что он не только терпеливо ожидает будущей благодати, но уже переживает в себе Божью благодать. «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес. 3:5).
Алексей ТОЛОЧЬЯНЦ
Свет на Востоке
- Американский пастор призвал родителей не воспитывать детей на «Гарри…
В Послании Иакова 1:2-4 мы читаем:
Послание Иакова 1:2-4
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»
Чтобы быть совершенными во всей полноте, нам нужно совершенное действие терпения. Поэтому сегодня я хочу обратить внимание на терпение и его значимость.
1. Терпение: Зачем оно нам нужно?
Для начала обратимся к Посланию к Евреям 12:1-2. Там читаем:
Послание к Евреям 12:1-2
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»
Есть поприще, которое нам надлежит пройти, и мы должны проходить его С ТЕРПЕНИЕМ, взирая на Иисуса, который также с терпением претерпел крест, ради предстоящей ему потом радости. Подумайте о терпении Христа. Он никому никогда не сделал зла. Он исцелял увечных, воскрешал мертвых, выполнял волю Господа во всем ее величии. Несмотря на это, его преследовали и мучили как никого другого, вплоть до распятия. Были ли у Христа причины гневаться и хотеть бросить все, так как люди, которым он служил, так ужасно отнеслись к нему. Даже если были, он никогда ими не руководствовался. Вместо этого ОН ТЕРПЕЛ. Вы терпите, когда цель, которую вы хотите достичь, гораздо важнее мучений, которые терзают вас сейчас. Так думал и Иисус. Он терпел боль и унижение, видя то, что за этим последует, — спасение наших душ, ставшее возможным благодаря его мукам. Он – яркий пример терпения для нас, тот, на кого нам надлежит взирать, когда мы бежим в нашей гонке. Как сказал Павел в 1-м послании Коринфянам 9:24-25:
1-е послание Коринфянам 9:24-25
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.»
Награда в нашей гонке – не венец тленный на тленном теле, дарованный тленной рукой. Но это НЕТЛЕННЫЙ венец, на НЕТЛЕННОМ, духовном теле, дарованный НЕТЛЕННОЙ РУКОЙ – рукой ИИСУСА ХРИСТА. Продолжим читать Послание к Евреям 12:
Послание к Евреям 12:3
«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.»
А также:
Послание к Евреям 10:35-39
«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. ТЕРПЕНИЕ НУЖНО ВАМ, ЧТОБЫ, ИСПОЛНИВ ВОЛЮ БОЖИЮ, ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОЕ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но в вере к спасению души.»
Нашему упованию и терпению предстоит великое воздаяние. Иисус Христос придет с венцом и наградой для тех из нас, кто терпел и не отступался. Иногда мы бываем чересчур дерзки. Мы думаем, что это наш постоянный дом, в котором мы будем жить в нем вечно. Но наше истинное жительство – на небесах (Послание к Филиппийцам 3:20). Мы призваны Богом познать Его и Сына Его, Господа Иисуса Христа, познание которого делает все остальное похожим на сор (Послание к Филиппийцам 3:8). Он начальник и свершитель спасения наших душ (Послание к Евреям 12:2). Наш дом – на небесах, наш настоящий и вечный дом. Это реальность, так как реальность – это награда, которую мы пока что не видим, но мы терпим все ради нее, так же, как спортсмен не видит своего приза, но терпит и тренирует себя ради получения его.
2. Пассивное терпение и боевое терпение
Поскольку речь идет о терпении, я хотел бы объяснить, о каком именно терпении мы говорим. Ибо есть два вида терпения: пассивное и боевое. Пассивное просто расходует время, безучастно ожидая конца. Таково, к примеру, терпение узников, пленников и вообще всех заключенных той или иной ситуации, в которой они бездействуют.
Противоположность пассивному терпению – боевое терпение, терпение воина, который, видя перед собой цель победы, переносит все тяготы и раны, которые могут встретить его в битве. Его могут ранить, но он все терпит ради исполнения своей миссии. Я думаю, что именно об этом виде терпения Бог говорит в Своем Слове. Господь не просит нас терпеть безнадежно, бесцельно. Как мы читаем в послании к Евреям 12:1-2:
Послание к Евреям 12:1-2
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса.»
Мы терпим, ПРОХОДЯ (действие) наше поприще и ВЗИРАЯ (действие) на кого-то: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, НАЧАЛЬНИКА И СВЕРШИТЕЛЯ НАШЕЙ ВЕРЫ. Согласно Богу, мы не пленников войны, и не воинов, которые время от времени выходят помаршировать, а потом возвращаются в свои лагеря. Мы сотворены Богом духовными воинами во войне «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). Мы не шествуем по дружественной земле, но сражаемся в реальной войне на территории противника. Мы здесь не затем, чтобы просто демонстрировать свое оружие, показывать, что у нас оно есть, но затем, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ его во всей его ужасающей мощи. Конечно, как и во всякой войне, мы можем страдать от лишений и ранений. Но будем ли мы их бояться? Позволим ли мы дьяволу держать нас в заключении из-за угрозы последствий? Бог отвечает нам так:
2-е послание Тимофею 2:3
«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа»
Добрый воин переносит страдания. Ради выполнения своей миссии он готов пожертвовать всем. В нем – те же чувствования, что и в его Военачальнике:
Послание к Филиппийцам 2:5-11
«ИБО В ВАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЕ ЖЕ ЧУВСТВОВАНИЯ, КАКИЕ И ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ: ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖИИМ, НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ; НО УНИЧИЖИЛ СЕБЯ САМОГО, ПРИНЯВ ОБРАЗ РАБА, СДЕЛАВШИСЬ ПОДОБНЫМ ЧЕЛОВЕКАМ И ПО ВИДУ СТАВ КАК ЧЕЛОВЕК; СМИРИЛ СЕБЯ, БЫВ ПОСЛУШНЫМ ДАЖЕ ДО СМЕРТИ, И СМЕРТИ КРЕСТНОЙ. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.»
Добрый воин имеет те же чувствования, что и его начальник. Он послушен даже пред лицом смерти, если это нужно. Он сознательно стал доступным своему Богу и, хотя может столкнуться со страданиями, он терпит их, взирая на Него.
Однако есть воины, которые боятся страданий. При малейшем намеке на боль они начинают дрожать и предпочитают отступить назад в тюрьму. Тюремный надзиратель, который рыкает, как лев (1-e послание Петра 5:8), пугает их. Он обманул их, и они верят, что подвластны ему. Он делает это, чтобы скрыть истину: «ИБО ТОТ, КТО В ВАС, БОЛЬШЕ ТОГО, КТО В МИРЕ» (1-e послание Иоанна 4:4). Пусть эти воины также познают истину. Пусть они разорвут свои цепи, разобьют твердыни и замыслы (2-е послание Коринфянам 10:4), которые держат их в заключении в ложной безопасности тюрьмы, и выйдут наружу, в гущу битвы, как добрые воины, который борются бесстрашно и терпеливо, не думая о себе. И уже не с пассивным терпением, но с БОЕВЫМ.
3. Другие примеры терпения
3.1 Пример землевладельца и семени
Кроме примера Иисуса, в Послании Иакова 5 даны другие примеры терпения. Там, начиная со стиха 7, мы читаем:
Послание Иакова 5:7-8
«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ЖДЕТ драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.»
Видит ли земледелец плод, ради которого трудится? НЕТ. Но он ждет его. Он терпит всякую тяжелую работу, чтобы в итоге его земля принесла столько плодов, сколько есть в ней сил. Я бы сказал, что плоды земли прямо пропорциональны терпению землевладельца. Представьте себе легкомысленного фермера, который не делает на своей ферме необходимую работу. И сравните его с тем, кто, несмотря на жару в летнюю пору и мороз — в зимнюю, заботится о своей земле, выполняя всю ту утомительную работу, которой первый избегает. Почему он это делает? Потому что стремится к тому, чего пока еще не видит, но ради чего он все терпит: плоды. Это его ферма принесет много плодов, и этого доброго и терпеливого землевладельца ставят нам в пример. Как сказал Господь в притче о сеятеле:
Евангелие от Луки 8:11-15
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, ХРАНЯТ ЕГО В ДОБРОМ И ЧИСТОМ СЕРДЦЕ И ПРИНОСЯТ ПЛОД В ТЕРПЕНИИ.»
Слово Божие было посеяно в наших сердцах. Как землевладелец не видит плодов своей земли, хотя трудится ради них, так и мы, как добрые фермеры, должны хранить семя Слова в своих сердцах С ТЕРПЕНИЕМ. В притче семена были одинаковые. Но только один фермер был ТЕРПЕЛИВ. Он сохранил семя в своей земле (сердце), и оно взамен принесло много, очень много плодов, во сто крат больше (Евангелие от Матфея 13:8). И, что более важно, оно принесло плоды, которые вечны.
3.2 Случай Иова
Другой пример, данный в Послании Иакова 5,— это пример Иова. Там в стихе 11 мы читаем:
Послание Иакова 5:11
«Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.»
Полную историю Иова можно прочесть в соответствующей книге. Дьявол жестоко испытывал его. Все, что люди считают благами, было отнято у него. Его детей убили. Его имущество было утрачено. Он сам был тяжело болен, и жена насмехалась над ним, говоря ему проклясть Бога и умереть. И, как будто всего этого было недостаточно, три его друга, пришедшие якобы для утешения, старались убедить его, что он сам виноват во всем случившемся с ним. Но Библия говорит нам, что Иов был терпелив. В конце книги можно увидеть, что, несмотря на все несчастья, Иов успешно прошел испытание своей веры.
Следуя его примеру, наша вера не должна зависеть от того, что мы имеем, или от неудовольствия от того, чего не имеем. Такая вера условна. Мы должны вверить Господу ответственность за все сферы нашей жизни. Согласно Ему, мы «ПОЛНЫ В НЕМ» СЕЙЧАС (Послание к Колоссянам 2:10)! В чем состоит ваша проблема? Ваше здоровье, ваше одиночество, и так далее, так далее? Для Бога вы «ПОЛНЫ В НЕМ (Христе)» СЕЙЧАС. Прежде чем дать вам какое-то иное благо, Он провозгласил, что вы ПОЛНЫ, потому что уверовали в Его Сына.
Во многих церквях блага, которые получает человек, — это мерило его веры. И поэтому когда он что-то теряет – здоровье или собственность – нам кажется, что помочь ему трудно. Мы становимся похожими на друзей Иова, которые вместо утешения предлагают ему порицание. Конечно, быть одаренным во всем никто не запрещал. Но наша полнота не зависит от количества наших материальных благ. «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Псалтирь 84:11),— так говорит нам Слово, а также: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2-e послание Петра 1:3). В конце концов, бог вернул Иову утраченное. Представьте себе счастье Иова, когда он исцелился, получил назад свое имущество приумноженным, обрел своих детей. Представьте себе счастье Христа, когда он увидел нас, признающих Его Господом. Христос страдал на кресте, Иов потерял все, но ни один из них не потерял терпение, которое, в свою очередь, принесло им богатые плоды.
3.3 Пример пророков
Еще один пример из послания Иакова – пример пророков. Так, в стихе 10 мы читаем:
Иакова 5:10
«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.»
Иногда мы считаем пророков и вообще людей Божиих, о которых читаем в Библии, сверхлюдьми. Мы думаем, они могли сделать гораздо больше по сравнению с нами. Но это не совсем верно. На самом деле, кто из ветхозаветных пророков был, как вы, сыном Божиим (Послание к Галатам 4:1-7)? Кто был второй раз рожден от Его нетленного семени (1-e послание Петра 1:23)? Имели ли Петр, или Павел, или любой другой из Нового Завета больше, чем имеете вы? Святой дух, который был дан им Господом, был дан также и вам. Обещание свершения дел еще более великих, чем Христовы, было дано не какому-то конкретному сверхчеловеку того времени, а КАЖДОМУ, КТО УВЕРУЕТ В ИИСУСА ХРИСТА:
Евангелие от Иоанна 14:12
«Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ, ПОТОМУ ЧТО Я К ОТЦУ МОЕМУ ИДУ.»
Возвращаясь к нашей теме, пророки – это очень яркие примеры терпения и страдания. Подумайте об Иеремии, Исаии, Илии и других, избравших вместо отдохновения путь страданий, сражений, терпения. Вместо того, чтобы самим руководить своими жизнями так, как они хотели, они возложили их в руки Господни, чтобы она направлял их так, как угодно Ему. А что в Новом Завете? Вспомните Павла. Он так говорит о себе:
2-е послание Тимофею 3:10-11
«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.»
Также из 2-го послания Коринфянам 6:4:
«Но во всем являем себя, как служители Божии, В ВЕЛИКОМ ТЕРПЕНИИ…»
Это духовная битва, и нам нужно терпение, чтобы в ней победить. Что касается Павла, вот что он говорит в конце своего служения:
2-е послание Тимофею 4:7-8
«ПОДВИГОМ ДОБРЫМ Я ПОДВИЗАЛСЯ, ТЕЧЕНИЕ СОВЕРШИЛ, ВЕРУ СОХРАНИЛ; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.»
Христос в разговоре с Богом, сказал:
Евангелие от Иоанна 17:4
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.»
Христос, Павел, пророки не были мазохистами, которым нравилось страдать. Они были ВОИНАМИ, ДУХОВНЫМИ СОЛДАТАМИ, которые были готовы страдать и делать все, что нужно, чтобы выполнить свою миссию, на дело Служения. Тогда это были Павел и другие, теперь это мы сражаемся в той же самой битве ПОД НАЧАЛОМ ТОГО ЖЕ САМОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. Давайте идти вперед, подобно им. Давайте выиграем битву и финишируем в этой гонке. Она не легка, но, несомненно, это лучшая гонка, в которой мы можем участвовать, с лучшим финишем – Иисусом Христом, ожидающим нас, чтобы вознаградить наше терпение венцом праведности, так же, как Он поступит со всеми другими, кто на протяжении веков избрал эту же битву, отрицая себя и вверяясь командованию своего ГОСПОДА.
4. Терпение: Как оно рождается?
Узнав, насколько важно терпение, посмотрим теперь, как оно рождается. Итак, в послании К Римлянам 5:3-5 мы читаем:
К Римлянам 5:3-5
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.»
И в послании Иакова 1:2-4:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»
На самом деле, кто бы мог подумать, что терпение, которое нам так нужно для исполнения воли Господа и участия в гонке, рождается из скорбей и испытаний? Возможно, по этой причине два вышеприведенных отрывка говорят нам с великой радостью принимать искушения и хвалиться скорбями!!! Ибо если мы останемся верующими, это произведет терпение, из которого, в свою очередь, произрастет опытность, надежда, совершенное действие! Как говорит нам 1-е послание Петра 4:19:
1-e послание Петра 4:19
«Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».
Давайте же покоримся Господу и позволим Ему делать с нами все, ЧТО ОН ЗАХОЧЕТ. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2-е послание Тимофею 2:4), говорит Слово Божие, а мы воины Иисуса Христа. Давайте же вверим все наши заботы, все «дела житейские», Богу. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех И С ТЕРПЕНИЕМ БУДЕМ ПРОХОДИТЬ ПРЕДЛЕЖАЩЕЕ НАМ ПОПРИЩЕ, ВЗИРАЯ НА НАЧАЛЬНИКА И СОВЕРШИТЕЛЯ ВЕРЫ ИИСУСА.»
Анастасиос Kиoyлaxoглoy