номиста на предприятии, благодаря которой они смогли больше узнать о своей будущей профессии.
В качестве рекомендаций по улучшению организации экскурсий довольно часто учащиеся предлагают дарить сувениры на память, как это делается, например, на ВОМЗ, или буклеты о предприятиях.
В целом, по оценкам экскурсантов, посещение предприятии дает важную информацию, непосредственно связанную с областью их будущих профессиональных интересов.
Таким образом, исходя из анализа итогов анкетирования учащихся можно сделать следующие выводы.
Во-первых, посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на
них. Респонденты достаточно высоко оценивают как содержание, так и уровень организации самих экскурсий.
Во-вторых, в результате экскурсий учащиеся НОЦ, в частности студенты, могут на практике получить конкретные знания о работе экономиста, что является очень важным, так как связано с их будущей профессией.
В-третьих, итоги опроса показали, что учащиеся проявляют большой интерес к экскурсиям, которые, по их мнению, необходимы в учебном процессе и помогают получить информацию о возможном месте работы.
Словом, очевидна потребность в продолжении опыта организации и проведения экскурсионных мероприятий на предприятиях г. Вологды в русле профориентационной работы с учащимися НОЦ.
УДК 314.172(470.12)
А. А. Шабунова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*
Автором рассмотрена проблема формирования детского здоровья. Показаны важность сохранения здорового поколения и факторы, ограничивающие развитие и здоровье детей.
значение, и именно в этом он видел «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Вместе с тем, рассуждая об этом, он подчеркивал, что речь идет о «крепком и здоровом населении» 1.
^Исследование выполнено при поддержке РГНФ (грант № 04-02-0010а).
М.В. Ломоносов в 1761 г. написал в своем трактате «О сохранении и размножении российского народа», что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное
Прошло почти два с половиной столетия, а вопрос о росте российского населения, об укреплении его здоровья и улучшении благополучия стал еще более актуальным.
Президент России В. В. Путин, говоря в 2006 г. о перспективах развития страны, отнес к числу главных приоритетов решение демографических проблем: «И третье — повышение рождаемости. .. Мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны, проблему. Мы должны также позаботиться о здоровье будущих матерей и новорожденных, о снижении детской смертности и инвалидности» 2.
Характеризуя современное демографическое положение Российской Федерации, следует отметить, что к середине 1990-х гг. она достигла, с одной стороны, почти минимального по сравнению с развитыми странами уровня рождаемости, а с другой стороны, такого уровня продолжительности жизни населения, который характерен только для отсталых стран Африки и Латинской Америки. Результатом этого явилась естественная убыль населения.
Снижение численности населения стало неопровержимым фактом новейшей истории России, с которым нельзя не считаться. Что наиболее важно при сопоставлении российской ситуации с другими странами, так это то, что депопуляция в России происходит под двойным давлением. С одной стороны, сокращение населения идет за счет низкой даже по меркам развитых стран рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости в России — 1,3 ребенка в расчете на 1 жен-
2 ИА «Альянс Медиа» по материалам РИА «Новости», 2006 г.
По оценкам А. Белоусова 4, в современной России укрепились социальные факторы сдерживания рождаемости:
1. Фактическое разрушение системы государственной поддержки семьи (0,3% ВВП, в то время как в развитых странах мира — 2-2,5% ВВП).
2. Низкие возможности для улучшения жилищных условий семей, что определяется высокой стоимостью приобретения и строительства нового жилья. Число проданных на первичном рынке квартир населению снизилось по сравнению с началом десятилетия с 39,3 тыс. до 29,3 тыс. (2004 г.). Увеличился период ожидания в очереди на предоставление жилья. В 1995 г. доля семей, состоявших на учете 10 лет и более, составляла 19,2% очередников, в 2003 г. — 40,1%, в 2005 г. — 42,3%.
3. Ухудшение системы охраны женского здоровья.
В условиях ставшей реальностью депопуляции еще более весомое значение приобретает вопрос о качестве детей и молодежи, которые будут составлять наиболее активные слои российского общества в ближайшие
десятилетия. Сложные социальные и экономические условия современного общества способствуют формированию проблемной молодежи, что, в свою очередь, осложняет социально-экономическое развитие России.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Происходит интенсивное снижение численности молодого населения. За период с 1989 по 2004 г. количество детей в Российской Федерации уменьшилось на 11 млн. 372 тыс., а удельный вес их в общей численности населения сократился с 23 до 15% (в Вологодской области численность детей снизилась на 95 тыс. чел., а удельный вес — с 21 до 15%). Согласно прогнозным оценкам, к 2050 г. удельный вес детей может сократиться до 10 -12%.
Снижение численности молодых когорт ведет к постарению населения
региона и России в целом. Член-корр. РАН Н.М. Римашевская отмечает, что страна попадает в замкнутый круг -падение доли детей снижает воспроизводственный потенциал населения, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению рождаемости и, следовательно, к росту численности старших поколений.
Особо острой в сложившейся ситуации становится проблема качества детского поколения. Согласно данным Всероссийской диспансеризации, в Северо-Западном федеральном округе РФ зарегистрирована низкая доля здоровых детей при невысоком удельном весе детей с хроническими патологиями. Соответствующие данные по Вологодской области показывают, что здоровье детей в регионе хуже, чем в среднем по округу (табл. 1).
Таблица 1. Распределение детей по группам здоровья (по итогам Всероссийской диспансеризации)
Г руппы здоровья Российская Федерация Северо-Западный федеральный округ Вологодская область
1 — здоровые дети 32,1 27,5 24,3
2 — дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья 51,7 57,1 55,6
3,4 — дети, имеющие хронические заболевания 16,2 15,4 19,9
Здоровье детского населения области представляет серьезную социальную проблему. Оно характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей приняли устойчивый характер. Показатель их общей заболеваемости значительно превышает среднерос-
сийские данные (рисунок). Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 5 лет выросла на 24%, с увеличением в среднем на 4-5% ежегодно, преимущественно за счет хронических болезней.
Диспансеризация способствовала обнаружению болезненных состояний, но выявление заболеваний, функциональных отклонений и погранич-
Уровень заболеваемости детей до 14 лет (на 100 тыс. населения)
190000 140000 90000 —40000
к/лта Российская Федерация —©— Вологодская область О————0-
дога ВгаШ >>>;
ных состояний само по себе не ведет к последующему улучшению здоровья детей (см. рисунок). По результатам медицинских осмотров необходимы организация дальнейшего наблюдения детей с выявленной хронической и острой патологией, их противоре-цидивное лечение. Сложившийся к настоящему времени уровень кадровой обеспеченности и технической оснащенности сети детских медучреждений не позволяет в полной мере осуществлять необходимые мероприятия. По данным санитарной статистики, лишь 17% нуждающихся в стационарном лечении детей получили необходимое профилактическое лечение.
Представленные выше материалы государственной статистики характеризуют здоровье детской популяции на макроуровне, не раскрывая причин происходящих процессов. На качественно ином уровне, позволяющем более подробно обсуждать проблему, помогает увидеть детское здоровье и нездоровье мониторинговое медикосоциологическое исследование здоровья детей.
В этой связи очень интересны результаты исследования, начатого в мае 1995 года Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, при активной поддержке Департамента здравоохранения Вологодской области. За прошедший период удалось выявить и измерить фак-
торы здоровья и нездоровья детей, которые на микроуровне, применительно к конкретным детям и семьям, помогают показать причины формирования в регионе неблагоприятной ситуации с детским здоровьем.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В работе использовалась комплексная оценка здоровья детей по группам здоровья и экспертная оценка факторов риска для здоровья детей в биологическом, медицинском и социальном анамнезе, а также случаев «сочетаемости» рисков для каждого ребенка в когорте. Такая оценка предполагает, что группа риска ставится экспертом на основании суммы данных в определенные периоды жизни ребенка.
Результаты исследования показывают,. что к одному году у детей происходит существенное сокращение потенциала здоровья, полученного при рождении. Уменьшается доля здоровых детей (1 группа здоровья), но еще большее сокращение происходит в группе 2А. То есть у большинства обследуемых, имевших риск возникновения заболеваний в силу неблагоприятного анамнеза, на первом году жизни были выявлены какие-либо болезни. Доля детей с хроническими заболеваниями за данный период увеличилась почти вдвое.
В возрастной промежуток от 1 года до 3 лет здоровье обследуемых ухудшается (табл. 2), это выражается в увеличении доли детей со второй группой здоровья и, в особенности, детей, имеющих хронические заболевания.
Таблица 2. Здоровье детей в возрасте от 1 года до 3 лет
(Вологодская область; удельный вес; в % от числа опрошенных)
Г руппы здоровья Возраст детей
новорожденные 1 год 2 года 3 года
1 группа (здоровые дети) 8,3 1,4 0,0 0,0
2А* группа (дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний) 59,7 20,8 14,5 5,6
2 группа (дети, имеющие функциональные и морфологические отклонения) 29,2 70,8 72,5 79,2
3,4 группы (дети, имеющие хронические заболевания) 2,8 5,6 13 15,3
* Отмечается только у детей в возрасте до 3 лет.
Таблица 3. Здоровье детей в возрасте от 4 до 11 лет (Вологодская область; в % от числа опрошенных)
Группы здоровья Возраст ребенка
4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет
1 группа (здоровые дети) 14,5 14,1 14,8 10,0 10,2 20,9 23,8 18,6
2Б группа (дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения) 68,1 66,2 67,2 64,0 63,3 60,5 52,4 62,8
3,4 группы (дети, имеющие хронические заболевания) 16,3 19,7 18,0 26,0 26,5 18,6 23,8 18,7
В возрастном промежутке с 4 до 7лет происходит значительное снижение потенциала здоровья детей (табл. 3), особенно в год, предшествующий поступлению в школу (с 6 до 7 лет). Это является неблагоприятным фактором, так как обучение в школе увеличивает физическую и психоэмоциональную нагрузки на детский организм. Увеличение нагрузок ведет к дальнейшему ослаблению здоровья, что снижает адаптацию детей к новым социальным условиям.
Особенно тревожным на этом фоне выглядит ослабление внимания медицинского персонала к категории детей, имеющих вторую и третью группы здоровья. Часты случаи отнесения их к группе здоровых только на основании редкой обращаемости, причиной которой является низкая медицинская активность семьи. Примером тому могут служить обследования, проведенные в 2004, 2006 гг., в которых выявлено резкое увеличение удельного веса здоровых детей в возрасте 9-11 лет, в то же время доля детей с хроническими заболеваниями колеблется.
Оправданное и необходимое усиление внимания медицинских работников к здоровью детей до 3 лет соседствует с ослабленным вниманием в медицинских учреждениях к здоровью детей более старших возрастов.
В районах доля детей с хроническими заболеваниями ниже, чем в городах. Основной причиной этого
является низкий уровень предоставляемых медицинских услуг на селе и, как следствие, слабая выявляемость хронических заболеваний.
Ведущей причиной ухудшения здоровья новорожденных чаще всего становится плохое здоровье родителей.
Отклонения в состоянии здоровья женщин во время беременности неблагоприятно отражаются на здоровье младенцев. Особенно велико влияние этого фактора в период раннего детства (до трех лет). Наиболее жесткая корреляция выявлена между низкими показателями гемоглобина матери в конце беременности и здоровьем ребенка. Наличие анемии во время вынашивания ребенка приводит к рождению болезненных детей с ослабленным иммунитетом. В Вологодской области среди заболеваний, предшествующих беременности или возникающих во время ее, основную долю составляют анемии — 51%.
Один из наиболее значимых факторов формирования здоровья детей в раннем детстве, по данным мониторинга, — условия труда матери в период перед рождением ребенка. Характеризуя условия своей работы (в период перед рождением ребенка), лишь 10% женщин и 5% мужчин определили их как нормальные.
На наш взгляд, следует пересмотреть существующие нормы о назначении беременных женщин на менее трудоемкие работы, исключив их контакт с токсикогенами, работу в зонах с повышенной запыленностью и т.д.
Среди указанных респондентами неблагоприятных условий труда большее влияние на здоровье детей имели: загазованность воздуха рабочей зоны, действие радиации и СВЧ, работа с токсическими химическими веществами. Результаты анализа показали, что дети, матери которых работали в неблагоприятных условиях производства, значительно чаще имели высокий риск ухудшения здоровья.
Курение женщин во время беременности оказывает пагубное воздействие на здоровье и развитие будущего ребенка. Россия — одна из самых «курящих» среди индустриально развитых стран: по наблюдениям социологов в ней курят около 63,2% мужчин и 9,7% женщин. Имеется тенденция к росту распространенности курения среди молодежи и особенно женщин. Так, в
По данным обследования когорт 1995 и 1998 гг., у куривших во время беременности матерей доля здоровых детей в возрасте 1 год вдвое меньше, чем у некуривших, а, согласно данным обследования когорты 2001 г., у куривших во время беременности женщин здоровых детей не выявлено.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В дошкольном и младшем школьном возрасте факторами, ограничивающими развитие и здоровье детей, являются:
> низкие доходы семьи, сдерживающие возможность вложения средств в здоровье и развитие детей;
>ослабленное здоровье детей в раннем детстве;
возрастной группе до 35 лет курят около 74% мужчин и 15% женщин 5. В Вологодской области курит 52% мужского и 21% женского населения.
Особенно тревожно то, что среди молодых женщин доля курящих 6 достигает отметки 30%. Согласно результатам специальных исследований, табачные токсины нарушают генетическую систему: вред от канцерогенов табачного дыма может проявиться и через несколько поколений 7. У курящих матерей чаще рождаются дети с различными дефектами, пониженным весом.
По данным мониторинга, в когортах 1998, 2001, 2004 гг. доля куривших в период до наступления беременности составляла почти треть обследуемых матерей, в 1995 г. — несколько меньше (табл. 4).
> неблагоприятные экологические условия в месте постоянного жительства, причем их влияние усиливается при длительном воздействии;
> частое пребывание ребенка в накуренном помещении;
> низкая медицинская активность семьи.
5 Шальнова С.А., Деев А.Д., Оганов Р.Г. Распространенность курения в России. Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1998. — №3.
7 Щербаков В. Женщина и сигарета http:// www.utro.ru/articles/-2001102504063342995.shtml.
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Курила ли мать?»
(Вологодская область; в % от числа опрошенных)
Вариант ответа До беременности Во время беременности
Год формирования когорты Год формирования когорты
1995 1998 2001 2004 1995 1998 2001 2004
Курила 22,2 28,1 29,6 27,9 2,8 12,6 14,2 13,1
Не курила 77,8 68,3 69,2 70,2 97,2 83,9 84,2 86,9
Нет ответа 0 3,5 1,2 1,9 0 3,5 1,6 0
Выделенные причины ухудшения детского здоровья определяют направления, на которых, как нам представляется, следует сконцентрировать усилия региональной и федеральной власти:
1. Совершенствование медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение репродуктивного здоровья населения, укрепление здоровья будущих родителей.
2. Укрепление здоровья уже родившихся детей, создание условий, благоприятных для их развития. И в этом направлении эффективнее больше внимания уделять профилактическим мероприятиям, предотвращению развития хронических заболеваний у детей. Чему, несомненно, способствует ранняя диагностика заболеваний, полноценное питание, витаминизация. Организация контроля за качеством питания и медицинского обслуживания в дошкольных учреждениях и школах, развитие системы доступных круглый год спортивно-оздоровительных занятий для детей, привитие им навыков здорового образа жизни будут способствовать укреплению здоровья.
3. Повышение медицинской и санитарно-гигиенической грамотности населения в целом — важный элемент профилактики здоровья детей. Следует информировать людей о возможных причинах ухудшения здоровья, в первую очередь тех, которые могут быть ими исправлены. Необходимо формировать в общественном мнении престиж здорового образа жизни. Всемирная организация здравоохранения призывает: «Надо побудить людей ответственно относиться к своему здоровью». Сейчас же нередко можно встретить факты безответственного отноше-
ния родителей к здоровью как своему, так и детскому.
Только комплексный подход, усилия многих ведомств и грамотная законодательная база могут дать положительные результаты в решении трудной проблемы укрепления здоровья детей.
Законами Российской Федерации и другими нормативными актами был предусмотрен целый ряд мер, направленных на охрану здоровья женщин и детей, в частности повышающих эффективность диспансеризации беременных; установлены дополнительные льготы родителям с детьми до 14 лет, позволяющие сочетать труд и воспитание детей; введены более жесткие требования к безопасности женского труда.
Национальный проект «Здоровье», реализация которого уже началась в 2006 г., является еще одной попыткой государственных органов решить проблемы увеличения численности и улучшения здоровья населения России.
За период с 1999 года произошла значительная активизация законотворческой деятельности по проблемам здравоохранения в субъектах Российской Федерации: в 37 из них за это время вступили в силу 256 региональных законов.
Вместе с тем анализ состояния здоровья женщин и детей и тенденций основных демографических показателей показывает, что принимаемые меры не приносят пока ожидаемого эффекта. Многие государственные решения в области детства приняли декларативный характер из-за неотработанности механизма их реализации. Современная политика неадекватна потребностям семей, в которых воспитываются дети.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
http://www.pediatr-russia.ru- сайт Союза педиатров России. На этом ресурсе представлены анонсы предстоящих и материалы прошедших мероприятий для педиатров России.
http://www.rmj.ru- электронное издание «Русский медицинский журнал».
http://www.consilium-medicum.com/media/pediatr/- Журнал «Педиатрия» издательства «Консилиум Медикум».
http://pediatr4.kiev.ua/ – официальный сайт кафедры педиатрии №4 Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца.
http://www.airspb.ru – страничка кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии.
http://pediatric.spb.ru- Сайт «Детская медицина Северо-Запада России».
Еще один подобный ресурс http://www.hfov.narod.ru/ основан Центром реанимации и интенсивной терапии новорожденных Санкт-Петербурга.
Издательство «Консилиум Медикум», выпускающее несколько научно-практических электронных журналов для специалистов здравоохранения, регулярно публикует интересные полнотекстовые статьи по педиатрии и в главном журнале издательства с одноименным названием (http://www.consilium-medicum.com/media/consilium/)
http://www.health-ua.com – Медицинская газета «Здоровье Украины». Имеет раздел по педиатрии, в котором представлены статьи ведущих отечественных ученых, интервью, обзоры научно- практических конференций. Доступны полнотекстовые статьи, начиная с 2001 года. Язык публикаций – русский или украинский. Интересующую информацию удобно искать с помощью поисковой системы по ключевым словам.
Полезные статьи по актуальным вопросами педиатрии можно найти на Меди.ру (http://medi.ru)
На сайте «Русский Медицинский Сервер» (http://www.rusmedserv.com) существует множество небольших подразделов, посвященных тем или иным вопросам педиатрии: гастроэнтерологии, иммунологии, ночному энурезу, ревматологии, ортопедии и нейрохирургии. Например, сайт «Детская гастроэнтерология Сибири» (http://www.rusmedserv.com/gastrosib/) представляет собой научно-практический ежегодник для педиатров, детских гастроэнтерологов и врачей других специальностей, который издается с 1994 года, а с 1997 года целиком публикуется в электронном виде (в zip-архивах). Доступны полные тексты выпусков 1997-2002 годов.
http://www.rusmedserv.com/raps — «Российская Ассоциация детских хирургов».
http://nicu.rusmedserv.com — «Русский Медицинский Сервер» уделил неонатологии достаточно много внимания, выделил ее в самостоятельный ресурс: «Интенсивная терапия новорожденных».
http://www.neonatology.ru– хороший сайт по неонатологии, созданный совместно врачами Екатеринбурга, Омска, Нижневартовска и Санкт-Петербурга.
http://ijpog.org/ — «Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии». Журнал публикует статьи по всем пpоблемам заболеваний детского возраста, а также по пpоблемам акушерства и гинекологии на русском, украинском или английском языках. В жуpнале публикуются пеpедовые и оpигинальные статьи, кpаткие сообщения, заметки из пpактики, лекции, обзоpы, клинические рекомендации, письма в pедакцию. представлен в информационно-справочном издании Ulrich’s International Periodical Directory (New York), а также в информационно-библиографической системе Российского индекса научного цитирования (Москва). Журнал является рецензируемым изданием.
http://www.pediatriajournal.ru/- «Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского». Журнал является старейшим в России научно-практическим изданием для повышения квалификации и образования педиатров и врачей смежных специальностей, работающих в детском здравоохранении; научных сотрудников; преподавателей и студентов медицинских вузов. Его основал академик Г.Н. Сперанский в мае 1922 года. На сайте представлены как свежие выпуски журнала, так и архивные номера. Полнотекстовые статьи.
http://www.pediatr-russia.ru/- сайт Союза педиатров России. Представлены новости педиатрии. Полезные советы родителям и информация практического характера для педиатров.
http://pediatry.ks.ua/- сайт Педиатрия. Информация о различных патологических состояниях доступным языком.
http://pediatrics.org.ua/- сайт для практических врачей. Справочная информация о различных нозологиях.
http://pediatr4.kiev.ua/- еще один информационный сайт по педиатрии.
http://www.pediatrics.dp.ua/internet/admin.html- официальный сайт Днепропетровской медицинской академии.
http://www.pedklin.ru/- официальный сайт ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Минздрава России.
http://www.pediatriya.ru– Педиатрия.РУ – информация для семейных врачей и педиатров. Первая помощь детям при различных острых состояниях.
http://www.airspb.ru/- сайт кафедр анестезиологии-реаниматологии и неотложной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
http://www.pediatrika.ru/- педиатрический медицинский форум посвященный врачам-педиатрам всех специальностей. Здесь можно найти информацию различного характера – от чисто профессиональной до практически бытовой.
http://www.pediatrics.ru/- этот сайт представляет собой так же форум, но на нем в отличие от предыдущего, представлены на рассмотрение вопросы по конкретным нозологиям из практически всех направлений педиатрической работы.
http://www.medik.sumy.ua/pediatriya- Данный проект представляет собой своеобразное виртуальное медицинское учреждение города Сумы. Основное концептуальное решение этого информационного ресурса — online «кабинеты», представляющие различные области сумской медицины. В них размещаются тематические статьи, ведутся интерактивные консультации со специалистами и общение посетителей сайта.
http://www.medresidence.com/- на сайте собрана информация по смежным специальностям (детской неврологии, психологии, педиатрии), что гарантирует хорошее знание например по таким дисциплинам как: реабилитация ДЦП, лечение эпилепсии.
http://www.pediatrics.kiev.ua/- сайт кафедры педиатрии №4 Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца.
http://www.nefrologi.ru/- материалы сайта содержат полезную информацию о заболеваних почек у детей.
http://www.med-edu.ru/pediatr_text/- На сайте собрано более 100 видеоматериалов по педиатрии. Этот раздел – один из самых больших на сайте и самый большой сборник видеоматериалов по педиатрии в русскоязычном секторе Интернета.
Материалы по педиатрии носят разный характер – это и видеолекции по педиатрии зарубежных и отечественных специалистов, и съемки различных конгрессов, конференций и симпозиумов. Эти материалы могут быть особенно полезны для врачей-педиатров.
Особо стоит отметить курс лекций учебного центра Kaplan, предназначенный для подготовки к сдаче экзамена при получении лицензии на медицинскую деятельность в Америке (USMLE — United States Medical Licensing Examination) и видеоматериалы, предоставленные педиатрическим факультетом РГМУ.
истории 12:29, 22 апреля 2020
Каждый день в российские больницы привозят сотни пациентов с коронавирусом. Не везде хватает персонала, коек и оборудования. Однако многим больным и их родственникам к тому же сильно не хватает информации и поддержки: люди обрывают телефоны справочных, надеясь узнать хоть какие-нибудь подробности о заболевших членах своих семей. Чтобы помочь им, врач и специалист по паллиативной помощи, руководитель школы медицинской коммуникации «СоОбщение» Анна Сонькина-Дорман устроилась волонтером в медцентр в Коммунарке. Каждый день по пять часов она проводит в колл-центре, отвечая на звонки и успокаивая растерянных людей. Мы поговорили с Анной о ее работе, о страхе и неопределенности, а также о том, к чему надо быть готовым.
— Вы — специалист по биоэтике, основатель школы, где врачей учат правильно общаться с пациентами: выслушивать, растолковывать, убеждать. Как у нас обстоит дело с коммуникацией сейчас, в разгар пандемии?
— Мне кажется, контакт между врачом и пациентом — и так не самая сильная наша сторона, даже в мирное время. А сейчас тем более: в больницах нет визитов, пациентов никто не может навестить, они в растерянности, вокруг персонал в спецкостюмах… Родственники тоже переживают, они в неведении. Но такая ситуация сейчас во всех странах. Есть много исследований про то, что врачи чаще совершают коммуникативные ошибки, когда находятся под влиянием стресса — не очень слушают пациентов, не очень учитывают их мнение и пожелания и т. д. Но сейчас это уже нормальная тенденция, потому что ситуация стрессовая для всех медиков мира. Мы ведь не просто лечим конкретного пациента, а боремся с healthcare issue, с глобальной проблемой, имеющей отношение ко всем окружающим.
Реклама
— Ваша работа в «Коммунарке» — тоже часть этой борьбы. Расскажите, как и почему вы там оказались?
— Я работаю как волонтер. Почему люди идут волонтерить? Наверное, по одной и той же причине: трудно быть в стороне, когда понимаешь, что можешь помочь. Моя основная преподавательская деятельность сейчас уменьшилась. Я подумала, что плохо сидеть и ни в чем не участвовать и предложила Денису Николаевичу свою добровольную помощь — общаться с родственниками больных.
До этого я ежедневно читала, что происходит в мире, видела, что растет количество заболевших и умерших. На меня еще особенно подействовало вот что: мой итальянский коллега из Международной Ассоциации Медицинской Коммуникации (туда входят преподаватели навыков общения из разных стран) рассказывал, как им психологически тяжело в Италии без коммуникации: родным нельзя приходить к пациентам, они их не видят по несколько недель, не могут даже нормально хоронить умерших — только в закрытом гробу. Для итальянского народа это очень непривычно и страшно. Нас сейчас это тоже начинает касаться, ровно такая же ситуация. Врачи могут дать родственникам какую-то информацию, но им нужно в основном заниматься лечением. А мне хочется иметь возможность поддержать людей, разъяснить им то, что они, возможно, не понимают, объяснить, что и как происходит.
— Как вы это делаете? Вы работаете прямо в здании медцентра?
— Да, в Коммунарке. Стараюсь приезжать туда каждый день. Разговариваю по телефону с родственниками больных. Вообще общение с родственниками — это рутинная функция любой больницы, ее выполняют врачи, медсестры, справочная служба. Конечно, все это есть и здесь, я просто помогаю. Когда родственники пациентов сильно переживают, когда, получив информацию от врачей или от справочной службы, они не все понимают, когда им страшно, тревожно — тогда колл-центр больницы переключает их на меня. Я врач, могу им рассказать все поподробнее, успокоить. Обычно я работаю где-то пять часов в день — за это время идут десятки звонков, а может, уже и сотни. Ситуация сейчас меняется очень быстро: чем больше пациентов, тем больше звонков. Я думаю, во всех больницах так.
— Что вам приходится выслушивать? Чего хотят люди, которые звонят?
— Все очень волнуются, все хотят понимать прогноз. Очень многие спрашивают — нужна ли какая-то помощь? Это самые частые вопросы. Допустим, люди узнали, что пациент на ИВЛ, но не совсем понимают, что это значит. И тогда я им объясняю. Я просто делаю то, что умею — а я умею объяснять простым языком, дозированно, проверяя, что людям понятно, а что не очень. Это на самом деле то, чего людям больше всего не хватает — информации. Ее и в мирное-то время мало от врачей. А сейчас, поскольку нет посещений, еще меньше.
— У вас есть протоколы или «скрипты», по которым вы разговариваете с родственниками?
— Лично у меня нет. В этом, мне кажется, и есть моя функция — я могу-то что привнести дополнительно к установленным протоколам. Если кто-то сильно переживает, плачет, звонок переключают на меня, и я пытаюсь людей поддержать. Для этого не существует скриптов.
— Но, по крайней мере, у вас есть формулировки, которыми вы чаще всего оперируете?
— Гораздо эффективнее не держаться конкретных формулировок, а использовать слова самого собеседника. Человек звонит и говорит: «Я очень переживаю». Если откликнуться, сказать: «Я понимаю, как вы переживаете» — это будет точнее всех заготовленных формулировок. Здесь важнее слушать людей. Пожилых, молодых, неважно.
— То есть ваша функция — разъяснить и успокоить. Как люди реагируют на то, что вы им говорите?
— Мне кажется, хорошо: люди благодарят. Есть очень много пациентов, которых переводят из других больниц. Сначала они лежали где-то с чем-то, потом раз — и коронавирус, и их переводят в другую больницу. И вот его только что перевели, звонят его близкие, говорят: «Мы не виделись уже три недели!». Ты им все объясняешь, рассказываешь, а тебе говорят: «Спасибо, нам полегче стало. В первый раз с нами по-человечески поговорили». Я правда надеюсь, что это приносит пользу и утешение.
— Главная эмоция в этих разговорах — страх?
Страх, неизвестность, и очень тяжело людям от неопределенности. Эту болезнь пока очень трудно прогнозировать. Мы многого не знаем. А в неопределенности жить всегда трудно.
— И что с этим делать?
— Выслушать, не пытаться заткнуть. Дать людям понять, что их страх и тревоги — это нормально, что мы их разделяем. Конечно, если бы мы могли рассеять эту неопределенность, было бы здорово, но там, где это невозможно, остается только поддерживать. В этом отчасти есть что-то от паллиативной помощи, потому что многие звонящие родственники осознают, что их близкий человек умрет или может умереть. И конечно, это про коммуникативные навыки, которые я преподаю: я и сама сейчас их применяю, по пять часов, каждый день.
— А врачам вы не преподаете коммуникативные навыки прямо на месте? Чтобы они сразу правильно выстраивали отношения с пациентами.
— Ну нет, разве что косвенно. Окружающий персонал просто слышит, как я сама общаюсь с родственниками больных, и заражаются немножко. Незаметно. Учатся не потому что ты их научил, а просто прислушиваются, и потом: «А, так можно было!»
— Есть ли подобная помощь в других больницах?
— Я не знаю про другие больницы. Но, например, знаю, что фонд «Вера» наладил в паллиативном центре и в хосписах видеосвязь для пациентов с родственниками. Видимо, кто-то ходит по стационару и помогает выйти на связь. По-моему, это просто шикарно.
— Есть ощущение, что мир сейчас четко делится на зараженных и еще не заразившихся, на врачей и пациентов — реальных и потенциальных. В обществе царит паника. Есть ли у нас шансы относиться к этому спокойно?
— А я не знаю — надо ли относиться к этому спокойно? И что значит «паника»? Это отрицательно окрашенное слово. Это значит, кто-то сильно боится и на основании этого делает что-то неэффективное. Кто у нас что делает неэффективное?
— Да практически все. Люди пугают друг друга слухами, делятся непроверенными цифрами и фактами, нагоняют страху на себя и на других. Есть ли способ это остановить?
У меня лично нет уверенности, что это надо останавливать. Да, людей пугает информация, но точно так же пугает ее отсутствие. Совершенно очевидно, что люди сейчас должны себя беречь. Это точно! И если нужно слишком сильно припугнуть для того, чтобы люди действительно сидели дома, может быть, это и обоснованно, хотя на этот счет есть разные мнения. Может, и надо всех припугивать, чтобы сидели дома. Кто сидит дома, тот молодец! Лучше пусть сидит дома и боится, чем смело ходит по улицам, заражается сам, заражает других и умирает.
— Иными словами, надо бояться?
— Надо понимать, что ситуация опасная. Надо вести себя определенным образом. Мыть руки. Не трогать лицо. Это правда! Это действительно надо делать. И надо понимать, что могут заболеть ваши самые близкие люди. Я не знаю — я, например, вечерами думаю, кто в моем окружении может умереть. И вот если я сижу и размышляю об этом — это у меня паника? Страх? Его надо уменьшать? Не знаю. Это меня не парализует и не останавливает от того, чтобы ездить каждый день в больницу.
— Но вы все же человек подготовленный.
Реклама
— Да, возможно: я всю жизнь размышляю о смерти всех и вся. А может, это для всех такой момент — пора задуматься и вспомнить, что все смертны. Что вы можете умереть в эту пандемию. Важно, чтобы человек помнил о смерти. Мне кажется, именно это делает жизнь полноценной и уж точно — более осмысленной. Всем полезно подумать и об этом, и о завещании, и о том, чей телефон вы расскажете медсестрам, если попадете в больницу, кто будет вашим контактным лицом, кому сообщать, если с вами что-то страшное случится. Подумать о неоконченных делах: а что, если завтра у меня поднимется температура, послезавтра начнется одышка, а после-послезавтра я окажусь на ИВЛ и не выживу? Что будет? У нас, к сожалению, народ не умеет думать о смерти спокойно и трезво. У нас если подумал о смерти — то все. Умирай немедленно. А подумать об этом в конструктивном плане: «Если что случится, дай-ка я запишу кому что, где лежит чего важное…» Такого нет.
— Я извиняюсь, а вы сами все спланировали?
— Да, да, я уже все написала, что надо. Положила бумажку в паспорт. В случае чего — все готово.
— Тогда вопрос напоследок. Обычно глобальные эпидемии влекут за собой масштабные последствия: экономические, политические, социальные. Как вам кажется, врачам в плане этики и коммуникации возможно научиться чему-то на этом примере?
— Конечно. Было бы здорово, если бы все заметили: когда нет посещений — это для пациентов гораздо хуже. И сделали бы вывод: давайте, как только это будет возможно по эпидемиологическим показателям, оптимизируем это дело. Сейчас уже раздаются возгласы: «Как плохо пациентам в реанимации, когда они одни!» А мы ведь только-только открыли для посещения реанимации, незадолго до всего этого ужаса, даже еще не успели привыкнуть. Вот американские врачи и медсестры в своих блогах часто пишут: «Нам так непривычно и странно, что нигде нет родственников, что пациенты умирают в реанимациях одни, без близких». То есть у них это прямо ломка, им это дико непривычно, они воспринимают это не как норму. А для нас еще совсем недавно это была норма, и вот мы ее опять чувствуем. Видимо, когда весь этот кошмар закончится, открытие реанимаций нам придется инициировать заново.
Беседовал Алексей Яблоков
Поздравляю от всей души с рождением маленького чуда и самой большой радости. Пусть ангел кроху всегда оберегает, пусть путь ребенка будет светлым и добрым. Желаю крепкого здоровья и благополучия семье, неугасаемого счастья и любви.
Поздравляю дорогую мамочку с рождением маленького человечка, который, безусловно, является большим счастьем в твоей жизни! Я желаю скорейшего восстановления сил и здоровья тебе и твоему сокровищу. Пускай малюточка растет крепеньким и непоседливым ребенком, быстро развивается и радуется вместе с тобой новым открытиям. Желаю вам семейного тепла, невероятных впечатлений и ярко-красочной увлекательной жизни!
Поздравляем с пополнением в вашем семействе! Пусть ваш ребеночек растет здоровым и счастливым. Всегда радует своих близких теплой и искренней улыбкой. Желаем, чтобы ангел-хранитель оберегал всю вашу крепкую семью.
От всей души поздравляю с рождением маленького человечка и большого чуда. Желаю семье достатка и благополучия, а крохе — крепкого здоровья, большого счастья на жизненном пути и светлой удачи.
Поздравляем с пополнением, с нежным маленьким цветочком! Малышу — достижений, здоровья, улыбок и бесконечной любви. Родителям — возможности выспаться, радости, гордости, терпения и ежедневных положительных эмоций. С новорожденным!
Поздравляем Вас с появлением чуда, с рождением маленького человечка, который непременно озарит ваш дом звонкими нотками радости и прибавит вам приятных хлопот. Желаем много терпения, положительной энергии, здоровья, радости и мира вашей семье. Пусть кроха растет здоровым, веселым и умным ребеночком, а вы просто берегите свое маленькое чудо и радуйтесь вместе с ним новым открытиям и неожиданным происшествиям.
Поздравляю с рождением чудесного ребенка! Желаю, чтобы этот маленький человечек стал самой большой радостью в твоей жизни, чтобы твой ребенок рос здоровым, жизнерадостным, любимым и счастливым.
Поздравляю с огромным чудом — рождением ребенка! Желаю, чтобы ваша семья была полна любви, гармонии и великолепных моментов, связанных с общей радостью. Будьте здоровы, растите, развивайтесь и пусть счастье озаряет вас каждый день!
От всего сердца поздравляю с рождением вашего маленького человечка, но самого большого счастья! Желаю крохе бодрых сил и крепкого здоровья для своих первых успехов и достижений, желаю родителям любви и взаимопонимания, желаю вашей семье только счастливых и ярких дней, наполненных радостью и благополучием!
Поздравляю вас с рождением ребенка! Пускай ваш малыш растет счастливым, здоровеньким и красивым! Желаю познать радость материнства и отцовства в полной мере, хоть это и огромный труд, но такой приятный и желанный! Будьте счастливы!