Даже доверительные отношения между детьми и родителями не всегда предполагают обсуждение таких интимных вопросов.
Во-первых, подростки стеснительны, несмотря на то, что они порой могут дерзить всем вокруг. А во-вторых, наверняка вы не одобряете секс до 18 лет, и ваш ребенок об этом прекрасно знает. Но как бы там ни было, современные подростки часто начинают сексуальную жизнь еще до окончания школы.
Не будем слушать тех, кто говорит «интимная жизнь подростка — не ваше дело!», ведь это вы несете ответственность за своего несовершеннолетнего ребенка. Поэтому не удивительно, что вам хотелось бы об этом знать.
Итак, ваш подросток уже не понаслышке знает, что такое секс, если он…
Содержание
Ищет тематическую информацию в Интернете
Если вам дорого доверие вашего ребенка, то очень-очень аккуратно проверьте историю посещенных им страниц в Интернете.
И если ваш подросток искал ответы на пикантные конкретные вопросы (те, которые не взбредут в голову из-за праздного интереса), то, вероятно, у юноши или девушки уже есть сексуальный опыт или планируется в ближайшее время.
Конечно, современные дети уже давно научились стирать «следы» из истории просмотров.
Целомудрие до брака
Узнав о преимуществах соблюдения целомудрия до брака, вам обязательно захочется его соблюдать!
Во-первых, вас не коснутся отрицательные последствия ранних сексуальных связей, которых достаточно много, а во-вторых, целомудрие до брака обладает рядом существенных преимуществ, о которых поговорим далее.
Целомудрие до брака дарит возможность намного легче и более глубоко развивать свой характер.
«Каждому человеку судьбу создают его собственные нравы.»
Непот Корнелий, римский историк
А многие современные молодые люди, не зная этого, зачастую тратят очень много времени, энергии и других ресурсов лишь на то, чтобы просто выглядеть сексуально привлекательными. Потому путь целомудрия до брака освобождает массу времени и энергии, которую можно направить на развитие:
- своей личности;
- качеств характера;
- навыков и умений и др. …
Молодость — лучшее время для обучения и изучения, овладения навыками и умениями, которые потом, в будущем, будут очень полезны в вашей дальнейшей профессиональной и семейной жизни. Именно молодость — лучшее время для собственного развития и становления.
Что будете засевать весною, то и будете собирать осенью. Поэтому говорится: «Береги одежду снову, а честь смолоду».
Именно в это время, в молодости, как правило, появляются первые ростки успешных людей и неудачников. Успешные учатся контролировать себя, свои чувства, учатся отдавать, тогда как неудачники плывут по течению своих чувственных побуждений и хотят только брать от жизни, забывая народную мудрость: «Хочешь с горочки кататься, люби и саночки возить».
Становление молодого человека как личности усложняется тем, что молодые люди находятся процессе поиска собственного Я, а не имея своего утвердившегося образа личности, они склонны подстраиваться под чьи-то нормы поведения. Хорошо, если это осознанный и разумный выбор с целью перенятия позитивных, творческих и созидательных качеств характера. Однако чаще всего мотив подражания — это всего лишь желание быть привлекательным или просто «быть в теме», или «в русле жизни» той группы, в которой находится подросток, следовать её нормам.
В данном случае важно понимать, что каждый человек оригинален и интересен ровно настолько, насколько он индивидуален и своеобразен: ведь именно поэтому Вы выбрали кумиром ту или иную личность. А для этого важно не подстраиваться под других или кого-то копировать, а используя примеры и образы выдающихся личностей (не известных, а выдающихся), попытаться найти своё собственное Я, найти себя и познать свою индивидуальность.
«Если хочешь быть оригинальным — будь самим собой»
В.Е.Шхапьцев
Одежа, целомудрие и судьба
Думаю, что всем известно одно популярное выражение: «встречают по одёжке, …». А теперь давайте наложим это высказывание на свою жизнь. Как Вы думаете, кто будет встречать девушку, которая в своём внешнем виде и поведении делает акцент на сексуальность и страсть?.. Верно, именно те, кого больше всего интересуют секс и интимные отношения. Вот теперь то и становится понятно, почему многие современные девушки делают вывод, что всем мужчинам и парням нужно лишь одно…
Важно заметить, что одеваясь откровенно, девушка, как правило, желает обратить на себя внимание, услышать в свой адрес приятные слова комплиментов и восхищения. Однако на самом деле, такая девушка своей одеждой не только привлекает сексуально распущенных (т.е. не способны контроллировать свои чувства — одно из важных мужских качеств) молодых людей и мужчин, но и в то же время исключает возможность встречи с молодыми людьми, которых интересуют глубинные составляющие человека: простота, искренность, заботливость, верность и целомудрие.
«Назвался груздем — полезай в корзину.»
Народная мудрость
Вот так вот. И не важно поддубник ты или сыроежка, скосил под груздя — принимай его судьбу. И нечего потом на других пенять.
А это всё происходит по одной единственной причине — одежда подчеркивает внутреннюю природу и ценности человека. Тогда как многие и не только молодые люди в своём внешнем виде стараются следовать последним тенденциям современной моды и авторитету глянцевых журналов. А они, как правило, в своём большинстве стремятся просто заработать деньги, тогда как молодёжь воспринимает это за «чистую монету», искренность…
А знаете, что для того, чтобы одежду покупали чаще, а вернее, чтобы у некоторых фирм было больше прибыль, в обиход был введён маркетинговый ход — так называемые «Модные тенденции и тренды 20** года». Сейчас моду уже меняют не просто каждый год, а каждый сезон! Тогда как здравый смысл подсказывает: ну зачем покупать ещё одно новое платье, если купленные ранее платья со «старых» сезонов одевались всего несколько раз и в отличнейшем состоянии и потрясающе смотрятся!
Да, девушки-модницы могут сказать, что мужчинам, которым достаточно одной рубашки и брюк, их женскую природу не понять. Однако, женская природа была хорошо изучена давным-давно:
- Женщина жаждет, чтобы ею восхищались, её ценили и дорожили, заботились о ней. Если этого нет, то она будет делать всё, чтобы этого достичь.
- Отсутствие внутреннего счастья, заставляет компенсировать внутреннюю пустоту внешней активность.
Красивая одежда — это та, которая:
- украшает девушку, а не раздевает её;
- раскрывает в ней её чуткую и нежную природу, а не взращивает сексуальные инстинкты;
- вдохновляет о ней заботиться, как о личности, а не просто воспользоваться ею как самкой.
Поэтому, милые девушки, подумайте ещё раз над тем, что именно Вы хотите в своей жизни. Чтобы Вас ценили:
- как физическое тело или его особо прелестные части;
- как личность, т.е. Вас самих, Ваш внутренний мир и ценности.
Исходя из принятого решения одевайтесь соответствующе. Тогда Вы будете понимать, почему вас будут окружать молодые люди определённого типа…
Выбирай достойное, а не доступное. Только в этом случае ты сможешь достичь долговечного счастья, а не временного удовольствия.
Именно одежда и манера поведения девушки, являются причиной того, что к ней подходят в основном сексуально озабоченные молодые люди, которые хотят от неё лишь интимной близости в виде банального секса.
«Зачем мне другие? Я не хочу быть вагоном, в который входят и выходят. Мне нужен один пассажир … с которым я доеду до конечной».
Аль Пачино
И, что самое интересное, имея сексуально привлекательный вид, девушка так же будете привлекать соответствующие энергии: к ней будут не только соответствующее относиться, но и просто видя её образ, мужчины, даже с хорошими нравственными ценностями, будут подсознательно создавать мысленные посылы соответствующие её одежде. Т.е. определённые мыслеформы, которые подсознательно имеют сильное влияние на тонкое тело человека и провоцируют соответствующие мысли, идеи и желания.
Умей оставаться самим собой, и ты никогда не станешь игрушкой в руках судьбы.
Парацельс — швейцарский врач и философ эпохи Возрождения
А суть заключается в том, что именно отношение других людей к Вам и создаёт Вашу судьбу: кто-то что-то предлагает, делится, дарит, вдохновляет. Поэтому очень важно понимать, как Ваша внешность и поведение, воспринимаются окружающими. Видят ли они в Вас Вашу настоящую природу, Вас самих, каких Вы есть на самом деле?…
Целомудрие до брака позволит вам больше доверять себе и своему будущему супругу.
Молодость — это время сильных чувств и эмоциональных переживаний, а в последние годы они граничат просто с сумасшествием. Таким образом, это прекрасное время обучения себя самоконтролю и управления своими чувствами. Научившись умению управлять собой и контролировать свои чувства перед вступлением в брак, вы сможете доверять себе в том, что и в браке не нарушите верности своему супругу.
Если же вы обладаете опытом связей до брака, то чувство вины и недоверие к себе с легкостью смогут нарушить счастье вашего супружества. Да и, один раз нарушив слово, появляется тенденция повторить этот поступок. А потом — одним разом больше, одним разом меньше…
А при осложнениях в отношениях в семье, что периодически бывает, этот неприятный факт из прошлого сможет оказаться последней каплей, которая с легкостью разрушит ваши отношения с супругом. Более того, если вы будете знать, что ваш супруг не мог (или не считал нужным) контролировать свои сексуальные влечения до брака, то вам будет очень не просто полностью доверять ему. В жизни то разное бывает. Некоторые даже говорят, что мол:
«один раз — случайность,
два — совпадение, три — закономерность»
Народная поговорка
Но так ли это на самом деле? Случайны ли случайности? Или они имеют свои закономерности? Детальнее в статье «Случайности не случайны».
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ДЕВУШЕК
Но ведь чувства тем и хороши.
Что горят красиво, гордо,
смело.
Пусть любовь начнется.
Но не с тела,
А с души, вы слышите,
с души!
Э. Асадов
«Новый предмет «Этика и психология семейной жизни» мы, родители, встретили с одобрением: наконец-то и школа повернулась лицом к жизни. Но вскоре наступило разочарование… О том, что эти уроки мало что дают подросткам и, более того, дискредитируют саму семью, я могу судить по некоторым разговорам дочери с подругами…»
«Ваши нравоучения оставьте малолеткам и легковерным… Я-то знаю — что, где и почем… И будьте спокойны, проживу не хуже других…»
«Пишет Вам ученица 8-го класса. Мне 14 лет. Что же заставило меня написать это письмо? Как-то обнаружила в шкафу книгу «Гармония брака» (мама взяла почитать у соседки)… Читать всю не стала, а удостоила своим вниманием лишь несколько глав… Честно говоря, прочитала бы и больше, но мама, обнаружив пропажу «запрещенной литературы» (детям до 16 лет), отобрала у меня вашу книгу со словами: «Еще и читает, бессовестная»…»
«Мама мне говорит: «Учись, набирайся знаний, мальчики потом будут». А я ее не слушаю. Ну как я могу не одеваться как можно лучше, не пытаться понравиться, когда уже были успехи и, возможно, будут еще…»
«Ответ на мучающий меня вопрос не нашла, дело в том, что я бы хотела научиться правильно целоваться, но этого нигде не изложено. Многие говорят, что девушка должна уметь целоваться, как парень, и даже лучше. Я не раз целовалась уже с разными ребятами, но ничего приятного не получила… Зовут меня Лена, мне скоро будет 17 лет».
По случайному совпадению из того же города пришло и такое письмо:
«В вашей книге «Гармония брака» говорится, что интимная близость доставляет женщине большую радость. Меня и моих подруг очень волнует такой вопрос: с какого возраста нужно начинать половую жизнь… Ответ вышлите «до востребования»…
Юля, 16 лет».
Кроме этих небольших писем, мы ничего не знаем о написавших нам девушках — из каких они семей, как учатся, с кем дружат. Но тем не менее можем, совершенно не боясь ошибиться, сказать — их сексуальным воспитанием не занимались вовсе или занимались явно недостаточно. Им никто не внушил такую популярную еще несколько десятилетий назад мысль: умри, но не дари поцелуя без любви.
К сожалению, подобных историй (или подобных девушек) довольно много. Мы можем судить об этом хотя бы по публикациям «Комсомольской правды». Что тому причиной? Бесспорно, и биология (акселерация), но прежде всего — самоустранение от полового воспитания мам, нередко больше занятых собственными проблемами, отсутствие близких отношений между внучками и бабушками.
Конечно, выносить приговоры просто, в сотни раз проще, чем непосредственно заниматься воспитанием (не только половым). И мы понимаем это и сочувствуем нашим задерганным от суеты и очередей женщинам (с дочерями все же больше занимаются мамы). Но ведь что-то же надо делать, ведь «если не ты, то кто же?..» К тому же, речь идет о самом дорогом для нас — наших детях.
В этой главе, хотя она и не первая среди других, посвященных воспитанию, мы коснемся некоторых общетеоретических вопросов. Почему именно в ней? Да потому, что хотя принципы и методы полового воспитания в основе своей едины для детей и подростков, все же с тем, как воспитывать малышей, родители знакомы лучше, а главные трудности начинаются, когда дети достигают переходного возраста.
Под воспитанием мы понимаем комплекс мероприятий по созданию (выработке) четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Как видно из определения, направленность воспитания, его содержание обусловливаются задачами, условиями, а потому не может быть человека, воспитанного вообще (хотя, к сожалению, не воспитанные вообще встречаются), а может быть человек, воспитанный в одном, трех, десяти и т. п. направлениях.
Эти истины известны каждому, и много внимания уделять им не обязательно. Для наглядности же рассмотрим один пример. Так, начиная с ясельного возраста, все мальчишки, юноши, мужчины знают, что они обязаны уступать место женщинам в общественном транспорте. Можно ли считать всех этих знающих представителей мужского пола людьми воспитанными? Безусловно нет, потому что воспитание проявляется только в действии, в поведении.
Какие методы лежат в основе воспитания? Их пять: устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, советы, запреты, разъяснения и т. д.); письменные наставления (книги, брошюры, письма, записки, газеты и т. д.); средства кино и телевидения; личный пример; собственный опыт. Действенность этих методов неодинакова и зависит от различных плохо поддающихся учету факторов, но, вероятно, наиболее эффективны из них два последних.
Сексуальное воспитание девочки-девушки преследует главную цель — воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она, девочка-девушка, должна своевременно осознать себя представительницей женской половины человечества, освоить навыки гигиены, а также уметь вести себя в соответствии с возрастом и правильно строить взаимоотношения с представителями противоположного пола в каждом из возрастных периодов.
Женщина всегда была, есть и, бесспорно, будет хранительницей семейного очага, олицетворением семьи вообще. Бывает ли семья без женщины? Строго говоря, нет. Даже если по какой-то трагической причине (смерть, развод) сегодня в доме она и не присутствует, основу семьи закладывает женщина. Естественно, это высокое предназначение женщины требует от нее и особой, даже уже не высокой, а высочайшей ответственности. И воспитываться это чувство должно с самого раннего детства.
Притчей во языцех стало неумение многих мужчин держать в руках молоток, отвертку, пассатижи. Конечно, стыдно. Ну, а «безрукость» молодых женщин в отношении кройки и шитья, беспомощность в приготовлении еды и консервировании на зиму? Особенно недопустимо неумение молодых женщин ухаживать за новорожденными — а сплошь и рядом пеленание, купание, приготовление смесей и отваров оказываются для них тайной за семью печатями.
Когда и кто может и должен лучше всего научить женщину всему этому? Бесспорно, мать и бабушка — нельзя надеяться только на уроки домоводства в школе. А как лучше всего учить? Вероятно, если с детства очертить круг определенных обязанностей и неназойливо сначала помогать их выполнять, а потом и контролировать выполнение. Если в семье, кроме дочери, есть еще ребенок поменьше, — поручая ей заботу о нем, мы воспитываем будущую хорошую мать.
Специалистами проверено, что мышечная сила рук девочек и мальчиков (не занимающихся спортом) одинакова примерно до 12 лет, а иногда у девочек даже больше, чем у их одноклассников. Но поколачивают девочек. Почему? Прежде всего потому, что они не готовы психологически дать отпор. Сыну папа (да и мама) регулярно повторяет: «Ты мужчина, ты должен уметь дать сдачи…» А девочке? Ей чаще всего говорят: «Скажи учительнице, что Вовка обижает». И в общем-то такое поведение взрослых оказывается правильным.
Воспитание чувства своего пола должно проводиться во все возрастные периоды, но с годами его следует наполнять новым содержанием.
Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Все это довольно сложные понятия, к сожалению, не всегда однозначные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности— в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдливости. Стоит «недодать» — и не останется для девушки ничего святого (так было, по-видимому, с авторами приведенных в начале главы писем), стоит «передать»— и возникает почва для будущих семейных конфликтов.
«…Получив ваше письмо, я усердно взялась за самовнушение. Но ничего не получается. Я не могу не сдерживать свои желания, не могу обнять мужа, ответить на поцелуй, не говоря уж — поцеловать сама. Даже после стольких (больше десяти) сеансов аутотренинга не могу позволить себе хотя бы на секунду оказаться перед мужем обнаженной. Становится до ужаса стыдно, что увидит в таком виде…»
Очень важный момент в половом воспитании — своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Когда речь идет о девочках, это прежде всего информация о менструациях. Как ни странно и ни прискорбно, но для значительного числа девочек первые менструации были полной неожиданностью или по крайней мере мало известным и потому пугающим явлением.
Каждой девочке в возрасте 10–11 лет мать должна рассказать, что такое менструации, как они протекают, какие гигиенические правила в этот момент следует соблюдать. Хотя менструации — совершенно нормальный физиологический процесс, раньше или позже наступающий у всех девушек, они нередко оказываются для организма серьезным испытанием. — Поэтому иногда необходимо освобождение от уроков физкультуры, от участия в соревновании и т. д. Нельзя в дни месячного кровотечения купаться в открытых водоемах и бассейнах, но рекомендуется по возможности ежедневно принимать душ и проводить гигиенические подмывания.
Далеко не всегда месячные устанавливаются сразу. Но девочки могут не знать этого. Если же, как изредка бывает, забыла о такой возможности и мать, возникают конфликтные ситуации.
Для того чтобы половое воспитание осуществлялось полноценно и дало ожидаемый эффект, родители, но прежде всего мать, должны знать фазы периода полового созревания своей дочери. В средней полосе европейской части нашей страны, к которой относится и Белоруссия, период полового созревания начинается в 8–9 лет и заканчивается примерно к 18 годам. В ней различают две фазы — пре-пубертатную (досексуальную) и пубертатную. Продолжительность каждой из них по 4–5 лет.
Из внешних ориентиров (главное отличие, конечно, заключается в функционировании желез внутренней секреции, изменении гормонального фона организма) первая фаза характеризуется появлением у девочки вторичных половых признаков и началом менструаций, во второй фазе заканчивается формирование вторичных признаков и менструальный цикл устанавливается окончательно. К концу периода прекращается рост скелета.
В среднем для большинства девочек можно считать нормальными следующие сроки появления вторичных половых признаков: 9—10 лет — активный рост костей таза и округление бедер; 10–11— рост сосков, волос на лобке, начало роста грудных желез; 11–12— заметное изменение наружных половых органов. Примерно в это время отмечается скачок в росте туловища, причем главным образом удлиняются ноги. Второй скачок — после 14 лет — произойдет за счет роста верхней части туловища. В 12–13 лет появляется пигментация на сосках, продолжается увеличение размеров грудных желез. В промежутке между 9 и 15 годами должны начаться маточные кровотечения.
В небольшом числе случаев (около 2,5 %) наблюдается преждевременное половое созревание, которое характеризуется тем, что вторичные половые признаки появляются ранее 8, а менструации — ранее 9 лет. Несколько чаще (4–7 %) встречается противоположное отклонение — задержка полового развития. При этом вторичные половые признаки отсутствуют в 14–15 лет, а маточные кровотечения — в 16. Как одни, так и другие отклонения должны вызвать настороженность родителей и послужить основанием для обязательного посещения специалистов — эндокринолога и гинеколога.
Во второй фазе периода полового созревания у многих девушек, как и у юношей, на лице появляется угреватая сыпь, кожа и волосы становятся жирными, повышается потливость. Это обусловливается началом активного функционирования желез внутренней секреции и наступающей в связи с этим некоторой разбалансировкой гормонального фона вследствие выработки большого количества половых гормонов. Явление это физиологическое, нормальное, проходит без всякого лечения, однако доставляет девушкам немало неприятных минут, и потому мать должна не только объяснить причину «ухудшения» волос и вообще внешнего вида, но и помочь дочери соблюдать «форму». В ряде случаев при этом надо купить специальные шампунь или мыло, чаще принимать ванну или мыться под душем и менять белье. Казалось бы, мелочи, но не надо забывать, что речь идет о подростках.
К сожалению, нередко разбалансировка гормонального фона продолжается несколько лет и так называемые юношеские угри не проходят и к 16 и даже к 19 годам. Из-за них девушки переживают, замыкаются, начинают избегать компаний, не ходят на вечера отдыха и танцы. Развивается типичный комплекс неполноценности. В принципе оказывать помощь при юношеских угрях должны врачи других специальностей (эндокринологи, дерматологи). Разговор же об угрях мы завели потому, что среди части молодежи бытует представление (мы судим о нем по часто получаемым во время лекций запискам, письмам), что половая жизнь уменьшает или даже полностью излечивает от подобных «украшений». Спрашивают нас об этом как юноши, так и девушки.
И тем и другим мы должны ответить отрицательно — нет, ни наличие, ни отсутствие как отдельных половых сношений, так и регулярной половой жизни на юношеские угри не влияет. Для доказательства можно сослаться на юношей, большинство из которых занимается онанизмом (а с точки зрения физиологии никакой разницы между самоудовлетворением и нормальным половым актом нет — семяизвержение происходит в том и другом случае), — они страдают от угрей даже чаще девушек.
Так же, как и мальчики, хотя значительно реже, могут заниматься мастурбацией и девочки. Трагедии делать из этого не надо, но необходимо с детства принимать меры, которые бы предотвратили подобную привычку. Какие меры? Мы о них уже говорили — бороться с глистами, особенно острицами; следить, чтобы во время сна руки были поверх одеяла или под щекой; не разрешать долго лежать в кровати. Важно содержать в чистоте влагалище и промежность, а также прививать трудовые и спортивные навыки.
Девушкам вообще, но в пубертатной фазе особенно, свойствен интерес к собственной внешности. А поскольку критерии оценки, например фигуры, практически одинаковы для женщин любого возраста (стройность, наличие талии и т. д.), то многие девушки в погоне за «стандартом» начинают ограничивать себя в еде или использовать всевозможные неполноценные диеты. Этого делать нельзя ни в коем случае. В период роста и созревания организм нуждается в сбалансированном полноценном питании, и недостаточность его может привести к серьезным нарушениям здоровья. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, более того, с пользой для здоровья, занимаясь физкультурой или корригирующей гимнастикой.
Половое воспитание девочек переходного возраста не должно ограничиваться информацией о менструациях, угрях, питании и правилах личной гигиены. Наступление регулярных месячных свидетельствует о происходящей перестройке всего организма и, разумеется, об изменениях психофизиологического состояния, в связи с чем именно с этого возраста девочка должна получить первые сведения о половой жизни.
Конечно, спору нет, начинать разговор о половой жизни с 13—14-летней девочкой нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует — мсжно опоздать. Излишне предупреждать, что к такому разговору с дочерью надо хорошо подготовиться. И не только в выборе формулировок и терминов, хотя это и имеет большое значение, но и в выборе манеры поведения, интонаций, выражения лица. Нельзя показывать, что этот разговор для вас трудный и отличается от бесед на другие темы. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, мало-значимости — дочь должна осознать всю важность половой жизни.
Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни — время первой любви… Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной близостью, что любовь выше чисто телесных наслаждений и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», как раз и не достоин любви, и уж во всяком случае сам не любит.
В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны.
Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опасности голову под крыло. Умолчание не спасает девочек от знакомства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набираются они. Хорошо, если от учителей, медицинских работников, от мам подружек или из умных книг. А если от случайных знакомых, от девиц сомнительного поведения (чего греха таить— встречаются еще и такие) или, того хуже, от людей, способных в корыстных целях наговорить неопытной девушке сорок коробов небылиц…
Второй вариант поведения мам не лучше первого. И потому что запретный плод всегда сладок, и потому что, как сказано несколькими строчками выше, источник информации — мама — не единственный, из которого дочь черпает сведения и представления о мире, о жизни. Кино, телевидение, книги, поведение самой матери с отцом (а дети всегда наблюдательны) сообщают девочке нечто резко отличающееся от утверждений матери. И, естественно, возникает сомнение в справедливости материнских слов. А потому и желание проверить, кто же прав.
Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение, раннее начало половой жизни.
И никотин и алкоголь, как были, так и остаются ядами. И для молодого растущего организма они губительны, будь то мальчик или девочка. Но последствия отравления все-таки страшнее для девочек. Ведь они — будущие матери. Им надо напоминать (знать это они должны из школьной программы), что яйцеклетки закладываются в яичниках еще до рождения и потом лишь созревают. Поэтому отрицательные воздействия накапливаются, кумулируются, а в результате рождаются дети с теми или иными уродствами, мертвые или вообще женщина теряет способность стать матерью. Это следует помнить и неустанно повторять девочкам начиная с детства.
В понятие «половое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных и простудных заболеваний мочеполовой сферы. Нерегулярное подмывание, переохлаждение органов малого таза… Возможностей заболеть, к сожалению, очень много. И это повышает значение профилактики.
Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Контактировать с мальчиками, юношами, молодыми людьми, мужчинами приходится постоянно. И взаимоотношения с ними должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее.
Поскольку рассмотреть индивидуальные черты невозможно из-за их многообразия, остановимся хотя бы на общих. Прежде всего, по-видимому, в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни — рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в юношеском возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. А базируется это утверждение вот на каких фактах. Из 100 случаев, когда ученицам средних школ (до 17 лет) пришлось прибегнуть к абортам в поздние сроки беременности, в 97 все и всякие отношения между влюбленными были разорваны. Всегда — по инициативе мужчин. И только три пары сохранили дружбу. Цифры эти достаточно красноречивы. Мы не хотим сказать, что все 97 юношей или мужчин (а последних было немало) преследовали цель только получения удовольствия с той или иной девушкой. Нет, конечно, многие искренне верили, что любят свою избранницу. Однако любовь оказалась нестойкой и погибла от первого же окрика родителей или педагогов.
Следующей задачей полового воспитания мы бы назвали целомудренность. Причем не ту целомудренность, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренность помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости.
Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Многим жителям Минска еще памятен случай, происшедший накануне одного из новогодних вечеров, который кончился трагически для обоих партнеров, хотя виновницей была, бесспорно, она— ученица средней школы.
…Они не были знакомы, но удивительно быстро, с третьей-четвертой фразы, перешли на «ты». Она «набавила» себе годик и представилась студенткой, он «сбросил» пять лет и назвался доцентом. Кроме того, он добавил, что у него есть «мировые диски» и очень уютная, хотя и холостяцкая, квартира. А у нее оказалось сколько угодно свободного времени. И вот уже, купив бутылку вина и торт, они поднимаются на седьмой этаж.
Вино она до этого ни разу не пробовала, но, держа марку, смело выпила рюмку. Не возмутилась, когда мужчина посадил ее к себе на колени и стал целовать. Не оттолкнула руку, которой он суетливо расстегивал пуговки на платье. И только потом… И только потом с разбегу бросилась в окно. Повезло, что окно выходило на площадку, где снег не чистили, и там был громадный сугроб. Осталась жива, хотя и было несколько серьезных переломов.
На суде мужчина, при всей гнусности его поведения, не мог не вызвать понимания своим искреннейшим удивлением: «Да если бы я мог предположить, что она девственница, да к тому же еще и несовершеннолетняя, клянусь, я бы не только не приглашал ее к себе, я взял бы за руку да и отвел к родителям. Так ведь нет же. Ведет себя, как многоопытная женщина…»
Важным пунктом в программе полового воспитания девушек является выработка правил поведения в браке, в том числе в период интимной близости. Конечно, здесь мы рассмотрим не все многообразие форм взаимоотношений и не поведение в первую брачную ночь, а принципы воспитания, которые должны обеспечить правильное поведение в любых ситуациях.
Начнем с того, что поведение девушки или молодой женщины, вступающей в брак или решившейся на интимную близость с любимым человеком, должно быть естественным. Она не должна ни излишне сдерживать себя, ни искусственно возбуждать. Фальшь в отношениях, какими бы мотивами ни обусловливалась, рано или поздно все равно вскроется, особенно, когда девушка устанет «играть» роль темпераментной женщины.
В некоторых молодых семьях сравнительно скоро после свадьбы женщины позволяют себе опуститься, потерять внешнюю привлекательность (а ведь все мужчины любят глазами!), перестают заботиться о нарядах и косметике, фигуре и прическе. Часто этому способствует беременность и последующий уход за ребенком, когда, кажется, и некогда думать о себе, но в основе, как правило, всегда лежит лень и нежелание подумать о будущем. А ведь фундамент подобного поведения закладывается именно в юношеском возрасте.
Возможно, кому-то это покажется и смешным, однако бесспорно, что приучение девочки-девушки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.
Последнее, о чем необходимо сказать в этой главе, касается одежды девочек-девушек.
Согласитесь, что приобретение одежды — явление в семейной жизни менее частое, нежели, например, покупка хлеба. И если предстоит купить вещь достаточно дорогую и долговечную (сапоги, например, пальто или костюм), то нет ничего странного в том, что несколько дней в семье это обсуждается.
Много разговоров — и не только дома, но и на работе, у друзей или знакомых — и после покупки. Даже мужчинам, что греха таить, приятно услышать одобрение выбора и похвалу — «выглядишь в нем (допустим, костюме) великолепно!». Про женщин же и говорить не приходится. Можно с небольшим лишь преувеличением утверждать, что женщинам не так важно собственное отношение к вещи, как восхищение ею окружающих.
А как мы покупаем вещи своим дочерям, и не только маленьким, но и подросткам в 13–15 лет? Хорошо, если не в первом попавшемся магазине, а в двух-трех выбираем, чаще же всего взяли, что побыстрее и подешевле — «носи на здоровье». И робкие возражения «не нравится» без рассуждений обрезаем: «мала еще выбирать!» или «сносить не успеешь, как вырастешь», а то и похлеще: «я в твои-то годы, знаешь, в чем ходила…»
Бесспорно, нам глубоко неприятны люди, у которых вещи являются главной и единственной целью жизни. Но ведь мы ведем разговор о другом — о том, что родители должны уважать своего ребенка, хоть изредка становиться на его место, смотреть на него глазами сверстников. И не высмеивать все «завихрения» быстротекущей моды, а понять, что она так же важна для подростка, как и для взрослого, или еще важнее.
Мы считаем, что подросток, особенно девочка, уже в И —12 лет имеет право принять участие в обсуждении будущей покупки. Конечно, необходимы корректировки, прежде всего материального плана, и с точки зрения здоровья — чтобы гигиенические требования соблюдались и не холодно было, однако во всем остальном решающее слово должно оставаться за подростком. С ним можно спорить, пытаться в чем-то переубедить, что-то доказать, но нельзя (по крайней мере, не стоит) подавлять его только тем, что вы, взрослые, являетесь «распорядителями кредита» и можете делать, что хотите, не считаясь с его желаниями. В противном случае у детей развивается комплекс неполноценности, ухудшается, и надолго, настроение и самочувствие, а это в свою очередь отрицательно сказывается на учебе и даже на здоровье.
Следующая глава >>