Преподобный Савва Сторожевский родился в 1327 г. Двадцатилетним юношей он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и участвовал в становлении Радонежской пустыни. Инок Савва стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения, и преподобный Сергий поставил его духовником обители, а позднее благословил быть игуменом в монастыре в честь Успения Божией Матери на р. Дубенке. Когда игумен Никон, преемник Сергия Радонежского, в 1392 г. ушел в затвор, преподобный Савва в течение шести лет был настоятелем Радонежской пустыни. Звенигородский князь уговорил преподобного поселиться около Звенигорода на горе, называемой Сторожевской. Здесь святой Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и построил для себя малую келью (1398–1399 гг.). Постепенно на этом месте образовалась монашеская община и было положено основание Саввино-Сторожевскому монастырю. Скончался святой 3.12.1407 г. и после смерти прославился многими явлениями разным людям, предсказаниями и чудотворениями. Нетленные мощи преподобного были обретены в 1652 г.
Преподобного Савву Сторожевского просят исходатайствовать у Господа мир и единомыслие Православной Церкви, спокойствие городам и странам, избавление от голода и смертельных болезней, всем православным благодушие и терпение, старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам возрастание в вере, чистоте и целомудрии, вдовам и сиротам милость и заступничество, пленным утешение и возвращение из плена, больным исцеление, согрешающим сокрушение о грехах, бедствующим и всем, нуждающимся в помощи, своевременную помощь.
Молитва
преподобному Савве Сторожевскому
О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих; не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие; монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение, миру безмятежие и мир, от глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Содержание
- Слово «валаам» — финское, переводится на русский язык как «высокая земля.
- Житие преподобного Саввы Сторожевского
- Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде
- Источник Саввы Сторожевского
- Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым
- Скит Саввы Сторожевского
- Святой Савва Сторожевский — в чем помогает
- Икона Саввы Сторожевского
- Память: 19 января / 01 февраля (обретение мощей), 10 / 23 августа (второе обретение и перенесение мощей), 03 декабря / 16 декабря
- Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, глас 8
- Кондак преподобному Савве Сторожевскому, глас 2
- Величание преподобному Савве Сторожевскому
- Акафист преподобному Савве Сторожевскому:
- Канон преподобному Савве Сторожевскому:
- Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савве Сторожевском:
29.11.2002
Слово «валаам» — финское, переводится на русский язык как «высокая земля.
«Когда умирает монах, колокол бьет один раз, когда умирает игумен – три раза, когда умирает монастырь, колокол бьет двенадцать раз.»
18 марта 1940 года двенадцать ударов большого Андреевского колокола возвестили о последнем дне Спасо-Преображенского монастыря. С глубокой печалью в сердце и слезами на глазах покидали остров Валаам иноки, уходя по замерзшему Ладожскому озеру в глубь материка, в Финляндию. Они уносили с собой не только главные святыни обители, но и надежду на возвращение.
Замерли, устремив золотые кресты в небо, храмы Валаама. Опустели скиты и пустыньки отшельников, разбросанные по всему острову. Сокрылись в лесной чаще часовни и гранитные придорожные кресты. Осиротели знаменитые Валаамские сады, оставленные своими заботливыми хозяевами. Вздрогнул остров, прислушиваясь к нарастающему гулу. Содрогнулся от боли, когда посыпались на его плоть бомбы советской авиации. Так докатилась до обители советско-финская война, положившая конец монашескому государству, просуществовавшему на Валааме 10 веков.
«Северный Афон», насчитывавший к 20 веку более тысячи иноков, был превращен в военный полигон, после войны в монашеских кельях открыли школу юнг, а затем свезли на него инвалидов, о которых никто не хотел заботиться на материке.
«Валаам» переводится с финского как «Высокая земля». Это самый большой и самый высокий остров архипелага, погруженного в бурные воды Ладожского озера. Пятьдесят небольших и малых островков окружают центральный остров, духовным средоточием которого является величественный Спасо-Преображенский собор, расположенный в самой высокой его точке. Волны Ладоги, монотонно ударяющие о монастырский берег, да могучие деревья, чудом живущие на гранитном теле острова, хранят память о вековой истории острова. 10 веков назад Валаам был гигантским языческим жертвенником под открытым небом.
Первый крест на острове водрузил апостол Андрей Первозванный, о чем свидетельствует в «Повести временных лет» монах-летописец Киево-Печерской Лавры Нестор. Никаких иных письменных свидетельств о древней истории острова не сохранилось.
Несмотря на свою удаленность от материка, остров постоянно подвергался опустошительным нападениям. Особенно досаждали шведы, неоднократно дотла разорявшие обитель. Огнем уничтожались деревянные постройки, в которых горели святыни монастыря, прежде всего древние рукописи. Но всякий раз монастырь вновь возрождался, делаясь с каждым разом все сильней и красивее.
Своими основателями и небесными покровителями Валаам почитает преподобных Сергия и Германа. Нижняя церковь Спасо-Преображенского собора освящена в их честь. С правой стороны, у колонны, находится рака преподобных, одна на двоих, мощи же святых покоятся под спудом.
О жизни основателей монастыря ничего не известно. Их жития не сохранилось. Предполагается, что Сергий и Герман могли быть греками, прибывшими на Русь во время правления равноапостольной княгини Ольги, еще до официального крещения Киевской Руси. Иногда в Сергии усматривают спутника апостола Андрея, ибо Господь всегда посылал апостолов на служение по двое, разрушая тем самым духовное одиночество, в котором был заточен человек после грехопадения. Неслучайно Иисус Христос говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Святые Сергий и Герман уповали лишь на Бога, ибо только так можно было выжить в суровых условиях северного края.
Начиная с 14 века имеются уже достоверные письменные свидетельства о подвижниках Валаамской обители. Здесь начал свое иноческое служение преподобный Арсений Коневский, благословленный на Афоне чудотворной богородичной иконой, ставшей покровительницей Ладоги. Насельником обители был в первой половине 15 века инок Савва, впоследствии Савва Соловецкий, основатель монашества на Соловецком острове.
Более 13 лет провел в пещере отшельник Александр Свирский, будущий основатель Троицкой обители на Святом острове, принадлежащем к группе малых островов Валаамского архипелага.
Духовными узами Валаам всегда был связан со знаменитыми заволжскими монастырями, «Северной Фиваидой», созданной учениками Сергия Радонежского. Молитвенный опыт роднил обитель и со святой горой Афон. На Валааме, как и на Афоне, были представлены все формы монашеского служения. В глуши Валаамских лесов совершали свой молитвенный подвиг отшельники, подражавшие египетским анахоретам и житию святого Сергия Радонежского. В скитах небольшими группками подвизались иноки, придерживавшиеся устава преподобного Нила Сорского. Основная масса монахов искала спасение в совместном труде и молитве, живя по строгому общежительному уставу сначала святого Кирилла Белозерского, а затем, с 18 века, Саровской пустыни. В 19 веке на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества. Всем этим монашеским братством управлял игумен, которого Валаамские иноки всегда, даже в Синодальный период, избирали из своей среды.
История Валаамского монашества уникальна, но нет на острове ни одной постройки, которая бы могла свидетельствовать о глубокой старине. Все строения относятся к началу 18 века, поскольку более ста лет остров находился во власти шведов. Лишь после их разгрома Петром Первым Валаам усилиями иноков Кирилло-Белозерской обители был вновь возвращен к духовной жизни.
В 1785 году его игуменом стал старец Саровской пустыни Назарий. Духовно окрепнув к началу 19 века, Валаам, в свою очередь, помог Оптиной пустыни. Старец Леонид с пятью учениками, в числе которых был и будущий святитель Игнатий Брянчанинов, явились основателями старчества в этой прославленной обители.
Когда русские промышленники открыли между восточным побережьем Камчатки и западными берегами Северной Америки Алеутские острова, наступила эпоха миссионерской деятельности Валаама.
Десять монахов принесли Христианство на Аляску, крестив тысячи алеутов, исповедовавших до этого язычество. Еловый остров, на котором расположилась миссия, был назван «Новым Валаамом». Великим пустынножителем Нового Валаама стал отец Герман, которого при жизни алеуты почитали святым. Позднее здесь поднялись два монастыря, мужской и женский, было образовано Свято-Германовское Братство.
В конце 19 века в Уссурийском крае возник второй Новый Валаам усилиями двух Валаамских монахов, принявших постриг с именем основателей Старого Валаама Сергия и Германа. 25 лет Никольско-Уссурийский монастырь являлся духовным оазисом Сибири. Известный русский писатель Иван Шмелев, случайно встретивший будущих отцов-основателей на пароходе, когда те еще совсем молодыми иноками объезжали в последний раз Старый Валаам, навсегда прощаясь с любимой обителью, рассказал о них в своих паломнических записках.
Не только Иван Шмелев оставил нам трогательное, глубоко личное, полное эмоциональной взволнованности описание Старого Валаама. О Валааме и его иноках свидетельствовал в 30-ые годы 20 века Борис Зайцев, а в середине 19 века писал его духовный покровитель святитель Игнатий (Брянчанинов). Их записи помогают увидеть мир, который был потерян и который с таким трудом возрождается современным монашеством.
Разрушенный большевистским режимом Старый Валаам ушел в рассеяние, по сей день духовно окормляя православное население Финляндии, Америки и Европы. В 70-ых годах 20 века усилиями Братства преподобного Германа Аляскинского и Валаамского общества Америки высоко в горах Северной Калифорнии был построен православный скит. Среди двенадцати иноков, собравшихся в келье, был и инок Сергий (Корник).
Именно этот молодой монах привез в дар скиту книгу о монахах Старого Валаама, подаренную ему отцом Макарием, последним насельником Уссурийского монастыря, о существовании которого в Америке ничего не знали.
Сибирская обитель, просуществовав полвека, на глазах ее основателей была расстрелена. По храму били из орудий, но церковь выстояла. Тогда сняли купола, а центральный алтарь превратили в спортивную площадку.
Книга, привезенная Сергием, легла в основу Валаамского Патерика, который начали создавать иноки новой общины, чтобы сохранить для потомков историю Валаама, жизнеописания ее последних подвижников, всех тех, кто долгие годы, живя вдали от родины, молился о возрождении древней обители и ее светлого духа. Так высоко в горах Калифорнии соединились все ветви некогда могучего монашеского древа, а скит стал именоваться «Валаамом».
Благодаря совместным усилиям всех валаамолюбцев в юбилейный год, год 2000 Рождества Христова, в России увидела свет книга «Валаам Христовой Руси», в издании которой приняли деятельное участие и монахи, возрождающегося Старого Валаама. Восстановление древнего монастыря началось в декабре 1989 года, когда, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, приехали на остров шесть монахов во главе с игуменом Варсанофием. Сегодня на острове живет более 100 иноков, трудом и молитвой поднимающих «Северный Афон» из полного запустения, а Святейший Патриарх почитается Священноигумном северной обители.
Спустя 10 лет встречает паломников на пристани восстановленная часовня, радует глаз свежестью краски освободившийся из плена строительных лесов Спасо-Преображенский собор. Вновь созывает богомольцев на молитву Андреевский колокол. Пока паломников на острове немного. Монастырь вынужден ограничивать их поток, так как в обители нет гостиницы, которая могла бы вместить всех желающих.
В юбилейном 1999 году, вскоре после ежегодного летнего праздника, посвященного основателям монастыря преподобным Сергию и Герману, впервые после возобновления иноческого служения на острове замироточила икона святых чудотворцев.
Как и во времена расцвета, славят монахи своих небесных покровителей в песнопениях и гимнах, исполняемых традиционно строгим Валаамским знаменным распевом. Вновь звучит над островом Валаамский гимн, такой простой и такой пронзительно возвышенный.
Боже державный,
Славься, светися,
Обитель честная,
И умилися,
Творца прославляя.
Пусть песнь прольется
Звучной волною
И вознесется
К Богу мольбою.
Безмерный в любви,
Люд православный
В мире храни!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.
Житие преподобного Саввы Сторожевского
Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.
Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.
В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.
Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.
Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде
Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.
Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.
Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.
В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.
Источник Саввы Сторожевского
В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.
Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.
Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым
Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.
Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.
Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.
Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.
Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.
Скит Саввы Сторожевского
Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.
В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.
В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.
Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.
Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце
Святой Савва Сторожевский — в чем помогает
К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.
- Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
- Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
- Святой помогает всем своей незримой рукой;
- Он направляет заблудшие души к Богу;
- Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.
Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:
- о праведности;
- о укреплении веры;
- о исцелении себя или близких;
- о здравии;
- о непорочности.
Икона Саввы Сторожевского
Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.
На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.
Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.
Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Память: 19 января / 01 февраля (обретение мощей), 10 / 23 августа (второе обретение и перенесение мощей), 03 декабря / 16 декабря
Преподобный Савва, игумен Сторожевский — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Аскет, молитвенник, провидец, храмоздатель. Мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления с верою и молитвой приходящим больным. Покровитель монахов, царей и государевых людей. К святому игумену Савве обращаются за молитвенной помощью для укрепление веры, смирения, аскетического делания, благочестия, хранения девственности и, конечно, при болезнях для исцеления.
Преподобный Савва. Икона, XVII век. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь
Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати. Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.
Кондак преподобному Савве Сторожевскому, глас 2
Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне, отче наш.
Величание преподобному Савве Сторожевскому
Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Акафист преподобному Савве Сторожевскому:
- Акафист преподобному Савве Сторожевскому
Канон преподобному Савве Сторожевскому:
- Канон преподобному Савве Сторожевскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савве Сторожевском:
- Преподобный Савва Сторожевский — Православие.Ru