А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).
– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?
– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:
1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.
2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.
3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.
А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.
– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?
– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.
– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?
– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.
– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?
– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.
– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?
– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.
– Как научиться видеть свои грехи?
– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.
– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?
– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.
– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?
– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.
Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.
– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?
– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.
– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?
– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.
Беседовала Наталья Горошкова
иеромонах Евстафий (Халиманков)
Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.
Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метания – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?
В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15:17).
Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.
Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15:20-24). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.
Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.
Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит М. Барсову: «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.
Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.
Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».
Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…
Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…
Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.
Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23:24)!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в церковь в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28).
Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…
Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 42). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.
Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.
Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительсность…
Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18, 13), – молился псалмопевец Давид.
Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.
Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.
Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.
И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4).
Источник: Журнал «Ступени»
Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем.
Преподобный Исаак Сирин
Сегодня тема «Простых вопросов» — подготовка к исповеди как к непременной составляющей нашей духовной жизни. Мой собеседник — протоиерей Евгений Попиченко.
Исповедь — это Таинство, которое довольно многих людей останавливает на пути к Богу. Это, пожалуй, самое непростое испытание для нашей души, и поэтому новоначальным христианам порой хочется его избежать. А нет исповеди — нет и Причастия, самого важного церковного Таинства. Почему же исповедь так важна, почему без нее нельзя? И почему мы не можем исповедовать свои грехи дома перед Богом, зачем нам посредник в лице священника, который порой смущает?
Во-первых, исповедь — это то, что Господь заповедовал своим апостолам и здесь нужно четко усвоить, что Таинство покаяния — это Таинство, установленное лично Христом, когда Он, обращаясь к своим ученикам, сказал: » Примите Дух Свят. Кому отпустите грехи — тому отпустится, кому оставите — тому оставится». И ученики Христовы, апостолы, впоследствии передали этот дар и собственно само совершение Таинства своим ученикам, епископам, священникам.
Первый принципиальный момент, который нужно усвоить — насколько я христианин, насколько я доверяю Христу, насколько моя вера соответствует вере Православной? Потому что очень часто, к сожалению, человек для себя устанавливает какие-то собственные заповеди, собственные законы и начинает по ним жить. «А я считаю, что мне Церковь не нужна, а я думаю, что с Богом можно общаться напрямую». Хорошо. Считай так, тогда считай и то, что ты в этом случае не являешься христианином, потому что ты не принимаешь веры православной, создаешь какую-то свою веру. И как это ни грустно, ни печально, но этим самым ты себя отрываешь от Церкви. Как, допустим, Лев Николаевич Толстой, который считал одно, другое, третье по-своему, находил этому какие-то обоснования, но тем самым он противопоставил себя Церкви, он вывел себя из единого Тела Христова, как мертвую клеточку и, собственно говоря, погиб для вечности. Если человек при жизни не был причастен Церкви Христовой и Телу Христа, а Церковь — это Тело Христово по слову апостола Павла, то после смерти это исправить невозможно.
Первый момент: нужно признать, что если Христос считает участие в Таинстве исповеди необходимым, если это путь примирения с Богом, значит, доверяя Христу, я принимаю это, смиряюсь перед этим. Это очень важный момент — смириться перед верой Христовой, отложить свое умствование, свое мудрование, какие-то свои заповеди и представления, и сказать: я христианин, поэтому все, что Христос сказал, все, что Церковь восприняла и в жизни установила как норму христианской жизни, я принимаю.
Исповедь — это одно из центральных мест наших отношений с Богом. И здесь нужно понимать, что исповедь — это только маленький элемент важнейшего процесса, наверное, самого главного процесса в жизни человека, о чем и Господь, начиная свое служение, в первую очередь сказал — процесса покаяния.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Исповедь не всегда может быть покаянием, исповедь — это только элемент покаяния, важный, необходимый, но не завершающий полноту того процесса, к которому нас призывает Господь.
Исповедь — это как некоторый прием лекарств, которые необходимы человеку для того, чтобы уврачевать раны, полученные в греховной жизни, в борьбе в грехами, в борьбе со страстями. В исповеди человек не только открывает свои раны Богу в присутствии священника, он получает необходимую благодатную помощь для борьбы с грехом. Можно, конечно, ощущая в себе какую-то болезнь, что называется, » выпендриваться», что я сам могу гепатит преодолеть, я знаю какие-то средства, волшебные слова.
Трезвый человек должен понять, что если не будет серьезного курса лечения, приема антибиотиков и прочих процедур, то это собственное излечение, желание самому преодолеть свою болезнь просто доведет до очень скорой смерти.
Опять же, некоторые противники христианства говорят, что главное для христиан не в том, чтобы не грешить, а в том, чтобы правильно покаяться. Что исповедь — это такое установление Церкви, которое помогает христианам жить в свое удовольствие, а потом прийти, покаяться на исповеди, получить прощение этих грехов и дальше идти с чистой совестью грешить…
Есть такое представление о Церкви и о Таинстве исповеди, абсолютно ложное, абсолютно лукавое, потому что только лукавый может внушить человеку такое отношение к исповеди — причем, как христианину, так и не христианину. Я еще раз повторю, что исповедь — это не покаяние, это часть покаяния. И отношение к исповеди как к некоторой «бане», в которую человек сходил, омылся для того, чтобы снова пачкаться, совершенно неверное, вражеское, дьявольское. Но, к сожалению, очень часто даже мы, христиане, именно так к этому и относимся. Мы приходим на исповедь » сдавать свои грехи». Как сказал один мальчик, когда его спросили: » Зачем ты каешься?» — » Чтобы освободить место для новых грехов». Но это не покаяние.
А что такое покаяние? Например, человек матерился, пусть даже за рулем, пусть только в каких-то критических ситуациях, но вырывалось, что называется. В какой-то момент он понял, что этими скверными словами он огорчает Бога, он хулит Божию Матерь. И до глубины души осознав, он вырывает этот грех, кается в нем и больше не повторяет. Вот это — покаяние, то есть покаяние как изменение ума, покаяние как исправление жизни.
Более того, Иоанн Креститель, обличая грех и фарисеев, говорил: » Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: » отец у нас Авраам» (Мф. 3:7-9), то есть не думайте оправдываться принадлежностью к роду еврейскому, наследству Авраама, или к Церкви православной. Принесите достойные плоды покаяния.
Что такое плоды покаяния? Это исправленная жизнь, и не просто неделание греха, а, по слову пророка Давида: » уклонись от зла и сотвори благо». Мало выкосить сорняки на поле, важно насадить добрые семена и получить урожай. Поэтому каждой страсти всегда противостоит добродетель. Например, против чревоугодия — воздержание, против блуда — целомудрие, против тщеславия — смирение, против гордости — любовь. Не просто вырвать из себя, а на этой почве насадить добрые зерна и собрать хороший урожай.
Но это и самое сложное для христиан, если мы понимаем, что покаяние — это изменение души, то и исповедь как один из элементов покаяния тоже должна вести к какому-то изменению. Но мы из раза в раз, приходя на исповедь, понимаем, что грехи-то в нас те же самые и остались: как можно победить в себе разом гордость, тщеславие? Мы исправить их в себе не можем и как-то уже стыдно идти снова с ними к священнику, к Богу.
С одной стороны действительно, порой человек приходит с одними и теми же грехами. И вывод здесь достаточно простой: человек не кается, у него нет покаяния, потому что настоящее покаяние должно вырывать грех из души человека. Он ведь может этого не делать? Может! С другой стороны есть у святителя Игнатия замечательная статья, которую рекомендую всем нашим читателям: » Как относиться христианину к страстям его». И святитель пишет о том, что очень естественно для нашего падшего естества впадать в согрешения.
После впадения в грех у человека может быть два пути, два вектора. Первый путь — это путь Иуды. Отчаялся — пошел и повесился. И очень часто, осознавая свои немощи, человек начинает унывать: я не меняюсь, у меня не получается, я вновь и вновь делаю то же самое. Это путь лукавого. Христианина осознание собственных немощей должно приводить к покаянию. Я понимаю, что я грешный, я осознаю свои грехи, я вижу их, я каюсь в них, я хочу от них избавиться. Господи, если хочешь, можешь меня от них очистить!
У человека рождается сокрушение о своих грехах. И это очень важный момент в наших отношениях с Богом. » Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3).
Первая ступенечка в восхождении к небесному состоянию — это осознание своей нищеты. » Видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской, — говорит прп. Петр Дамаскин — это начало исцеления человеческой души». Начало исцеления. И это необходимое условие для наших отношений с Богом. Потому что весь мир разделен на две неравные группы людей: есть больные люди, которые понимают, что они больны и пытаются с этими болезнями — пусть даже хроническими, пусть пожизненными — что-то делать по крайней мере, искать врача, который помог бы облегчить страдания.
Есть абсолютное большинство людей, которые больны, но при этом считают, что у них все нормально. Все, как у людей, не хуже других. Они никого не убивают, не воруют, они просто не осознают своих болезней. Но Господь многократно в Священном Писании говорил, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. » Я пришел не к праведникам, а к грешникам, чтобы грешников привести к покаянию».
Момент осознания своей немощи, своей нищеты, своего рабства греху вводит человека в правильные отношения с Богом. Видение греха рождает в человеке сокрушение сердца и покаяние, а покаяние рождает правильную молитву. Молитву не такую: » Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие человецы». А молитву: » Боже, милостив буди ми, грешному». Да, я грешник, но я надеюсь, что Ты можешь меня помиловать по велицей милости Своей.
О. Евгений, но ведь умение видеть свои грехи — это уже определенная ступень духовного роста. И не все ее достигли. Многие люди, желающие вести христианскую жизнь, приступать к Таинству Евхаристии, и пошли бы на исповедь, но они не знают, в чем же им каяться. Они не умеют пока видеть свои грехи. Что им делать?
У нас сейчас, грубо говоря, 80% людей, так или иначе, считают себя православными христианами, из них только процентов 7 реально пытаются жить церковной жизнью. И вот этот огромный зазор в 70 с лишним процентов этой инертной, по сути, духовно мертвой массы, которая не осознает необходимость спасения своей души, не знает опытно духовной жизни и, тем не менее, считает себя православными христианами — вот с этим нужно что-то делать, воцерковлять. Потому что это звучит жутко страшно, но это действительно так. » Какое общение у света с тьмою? Какое общение у Бога с Велиаром?» — говорит Священное Писание, — то есть с дьяволом?
Многие люди говорят: я верю в Бога в душе. Хорошо. Давайте проверим. Зададим два ключевых вопроса и сразу поймем, в каком состоянии находится душа человека. Во-первых, вопрос личной жизни, то есть насколько у тебя в личной жизни, в отношении с противоположным полом, все чисто, честно? Насколько отсутствует, например, смертный грех блуда или прелюбодеяния?
И второй вопрос, собственно, как мужчинам, так и женщинам: сколько детишек?
Ну, например, двое. А сколько беременностей было? Пять. Что-то не сходится. Где потерялись трое детей? Человек пребывает в состоянии неосознанного, нераскаянного смертного греха. И мужчины тоже, потому что в большинстве случаев женщина идет на это страшное преступление, на убийство, или с прямого разрешения своего супруга, или с его пассивного к этому отношения: решай сама, дело твое.
Но если человек не верен Богу в таком важном деле, в соблюдении прямых заповедей: не убий и не блуди, то как он может быть с Богом? И в этом случае приходится констатировать страшную ситуацию: душа мертва, душа потеряла связь с Богом, потеряла связь с Церковью. И вот в таком состоянии у нас находится абсолютное большинство христиан. 80% вроде как православных. Спрашивается, откуда 5 миллионов абортов ежегодно? Почему 7 из 10 браков заканчиваются разводами? Откуда такой процент алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, которая распространяется и половым путем, и через наркоманию? Кто это делает? Мусульмане? Мусульмане в основном очень добропорядочны, они рожают детей, они уважают старших. Это делают христиане, то есть основной процент населения нашей страны. Что за христиане, которые так живут?
Поэтому основная задача, которая сегодня перед нами стоит: создавать условия для воцерковления людей. Проводить огласительные беседы, занятия с прихожанами, индивидуальные занятия. Учить людей, готовить их к Таинству Крещения, Таинству Покаяния, Таинству Причастия. Это огромная работа. Должен быть создан отдельный институт катехизаторов, то есть людей, которые не просто теоретически дают представление о Церкви, о вере. Обычно у нас катехизация воспринимается как научение вере. Но это только первая ступенька. А потом — научение духовной жизни, то есть разбор души, разбор грехов, разбор болезней, приведение человека к покаянию.
Опять же у святителя Игнатия Брянчанинова есть замечательная беседа о спасении. Там он четко говорит о шести ступенях, которые приводят человека к спасению. Первая — это научение православной вере, именно православной, потому что сейчас поговоришь с людьми, которые ходят в храм, о том, во что они верят — просто такой кошмар! Совершенно извращенные, еретические, зловерные представления о Христе, о смерти, о вечной жизни! Люди не знают своей веры.
Это первая ступень, потому что если вера кривая, то, соответственно, кривая жизнь. Второй момент — это приведение человека к покаянию, к осознанию своей прожитой жизни, своих ошибок в прошлом и отречению от них: я хочу начать новую жизнь, я хочу измениться, я не хочу быть врагом Божиим. И только третья ступень — это крещение. То есть крещение должно быть после этих двух моментов. Ступень четвертая — научение нравственной жизни, евангельской жизни, пятая ступень — приведение человека к регулярному, частому Таинству Причастия. И шестая — это, собственно, научение человека покаянию и участию в Таинстве Исповеди. Это схематичный, но очень четкий и конкретный путь к спасению.
У нас большинство людей, конечно, больше половины этих ступеней миновали, попытались перепрыгнуть… Батюшка, если мы все-таки достаточно серьезно хотим подойти к Таинству Исповеди, мы должны к нему подготовиться. В первую очередь, заглянуть в свою душу и » перетряхнуть» ее. Но для тех, кто редко ходит на исповедь, и тем более для тех, кто пойдет на нее впервые, это порой невыполнимая задача — вспомнить все свои грехи. Надо ли это делать? Ведь нераскаянный грех — это серьезно. Так как же разложить по полочкам всю свою прожитую жизнь?
Нужно, прежде всего, настроиться на серьезную работу, и, как во всякой учебе, здесь есть пособия, есть учебники. Наверное, самым совершенным из всех методических пособий по подготовке к исповеди является книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». В ней о. Иоанн очень хорошо, подробно разбирает все стороны жизни человеческой. И я думаю, к первой исповеди нужно постараться принести все самые тяжелые камни своей души, то, что называется смертными грехами. А они всегда заметны, только мертвая совесть человеку не откроет при внимательном обращении в прошлое эти тяжелые повреждения, глубокие раны.
Каждый человек помнит свои смертные грехи. Здесь нужно просто сосредоточиться. Но для этого, конечно, требуется немного изменить режим жизни перед исповедью. Рекомендуется чаще ходить в храм, хотя бы через день побыть в тишине храма. Обязателен пост, обычно предлагается трехдневный пост, обязательно домашнее молитвенное правило, чтение покаянного канона. Чтобы душа, умягченная этими психофизическими упражнениями, обратилась к самой себе, чтобы человек заглянул внутрь себя. Внимательно изучая труд о. Иоанна (Крестьянкина), человек как через призму смотрит на себя. И если он себя узнает в тех или иных событиях, которые описывает о. Иоанн, то это можно тезисно на бумажку выписывать. То есть составлять некий план своего покаяния.
Многие люди смущаются тем, что, когда готовятся дома, у них есть покаяние, есть сокрушение сердечное, есть слезы, а когда приходят на исповедь в храм — этого нет. Но это и не обязательно, потому что важно, чтобы было сокрушение и переживание о грехе пусть даже дома, потому что храм, его обстановка, не всегда может этому благоприятствовать. Исповедь по-разному в разных храмах принимается. Где-то есть отдельная кабинка, отдельная комната, а где-то просто батюшка стоит впереди и с кающимся разговаривает, а народ сзади стоит, не всегда благоговейно молится, кто-то может просто шуметь, разговаривать…
Поэтому обстановка тоже может повлиять, и не надо этого смущаться, потому что все-таки основная работа по подготовке к покаянию — домашняя.
И приходить потом с этой бумажкой с перечнем своих грехов на исповедь будет верно? Не будет ли это опять же формальным подходом: прийти и зачитать свои грехи? Многим это действительно проще, дома в спокойной обстановке все вспомнить, записать, а в храме уже просто зачитать… Допустимо ли такое?
Это очень часто встречается, потому что мы, к сожалению, далеки от совершенства, постоянно не можем пребывать в покаянном состоянии, в сокрушении сердечном, и такое отношение к исповеди, конечно, допустимо.
Другое дело, опять же, покаяние не заканчивается исповедью. И священник может задать, например, провокационный вопрос: » Вот ты пришла на покаяние. Если бы сейчас вернуться в то время, когда ты совершала эти грехи, наиболее тяжкие грехи, наиболее болезненные, как бы ты поступила?» И вот здесь от того, как честно человек отвечает для себя, для священника, зависит и состояние его души. Есть покаяние или нет?
Иногда на исповеди слышишь: » А что, я их всех рожать должна была?» То есть, человек пришел каяться в грехе убийства собственных детей, но его мысли, его ум абсолютно не изменились. И если вернуть все, человек снова совершит то же самое. Говорить о каком-то покаянии абсолютно не приходится. Это состояние мертвой души. Потому что показатель живой души — это боль от раны.
Так же, как когда мы тело свое царапаем, когда ранка появляется, если у человека нормальное состояние организма, нормальные нервные окончания, боль должна о себе сказать, чтобы человек смазал, уврачевал ранку, если нужно — к врачу обратился. И так же всякий грех оставляет след в душе, если душа чуткая, совесть живая — грех болит, человек хочет вырвать эту занозу, этот крючок. А если нет чувства боли, нет покаяния — это признак мертвости. И здесь необходимы очень серьезные меры по воскресению души.
И это не только относится к людям, у которых нет покаяния, это относится ко всем людям, впавшим в те или иные страшные грехи. Есть очень тяжелые, по сути, страшные слова послания восточных Патриархов, где говорится, что душа христианина, который впал в те или иные смертные грехи, исповедовал их, но не понес положенной епитимии (а епитимия — это духовное упражнение, которое необходимо человеку для заживления раны, для примирения с собственной совестью, для исцеления души) — оказывается в аду.
Жуткие слова, и они потрясают. А дальше Патриархи поясняют: эта душа может получить облегчение за молитвы родных, за молитвы Церкви, за милостыню, особенно за поминовение на проскомидии, то есть во время Божественной Литургии. И поэтому Церковь всегда эту практику епитимии проводила, и потихоньку это нужно восстанавливать. Другое дело, что в первые века, когда люди были очень ревностные, очень крепкие, очень честные, искренние, то и епитимья была соответствующей их духовной силе.
Например, за блуд от Церкви отлучали на 15 лет, за убийство — на 20 лет, за обращение, как мы говорим, к экстрасенсам, к целителям, к колдунам человек на 7 лет отлучался от Церкви. Что значит отлучение от Церкви? Это не просто ему сказали, что ты грешник, иди на все четыре стороны, — нет. Вырабатывался некоторый план восстановления души. Человек ходил в храм, он молился, он каялся, он нес какие-то послушания при Церкви, милосердное служение и т. д.
Но нужно понять, что это не было сродни сроку юридического наказания. Это было время, необходимое для того, чтобы душа воскресла, чтобы душа вновь вернулась к жизни, чтобы Тело Христово, Кровь Христова, Которые человек по прошествии епитимии принимает, были бы для него не в суд или во осуждение, а во спасение. Надо помнить, что Таинство Причастия — это огонь, пожигающий недостойных, и апостол Павел очень резко говорит христианам коринфской церкви: поэтому у вас многие болеют, а некоторые и умирают только из-за того, что вы приступаете к Таинству Причастия без рассуждения, то есть невнимательно, неподготовленно.
Нужно иметь в виду, что человек может прорваться к Причастию, что-то скрыв на исповеди или просто недостаточно к ней подготовившись. И, подойдя к Святой
Чаше, причаститься, по слову святителя Иоанна Златоуста, как Иуда. Иуда, как мы знаем из Евангелия, причастился, и вошел в него сатана. То есть настолько неправильное, кощунственное отношение было к этому Таинству, что после этого его душа совершенно осквернилась.
Каяться нужно в поступках или в грехах, которые к этим поступкам побуждают? Насколько подробной должна быть исповедь? Мы каемся в том, что обидели соседку грубым словом или делом, или каемся в своей гневливости на людей, не расшифровывая это конкретными проступками?
Надо понимать устройство человеческой души. В нашей душе живут хронические болезни. Это страсти, которые есть у всех. Чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие и гордость. Это те хронические болезни, которые нас все время возвращают на служение греху. Грех, то есть поступок, это тот плод, который вырастает на этом дереве, дереве страсти.
Если человек осознает действие страстей, то он начинает замечать грехи. Если он кается в грехах, то этим он иссушает действие страстей. То есть нужно каяться в поступках, конечно, но нужно понимать, что если я раздражился, значит, тем самым я напитал страсть гнева, если я пресытился — страсть чревоугодия.
Нужно понимать, как страсти действуют в моей душе. И именно фиксировать конкретные поступки, конкретные грехи, потому что часто человек приходит и кается: согрешил тщеславием, гневом, гордостью…
Я говорю: расскажи, в чем это проявлялось? И человек не может даже ничего сказать, просто он где-то услышал эти общие фразы о своих хронических болезнях.
Так же человек приходит на прием к врачу и говорит: я все время кашляю. А ты симптоматику расскажи: когда и от чего бывает обострение, подробнее симптомы попробуй назвать — тогда можно будет выписать соответствующее лекарство. В этом-то еще один момент необходимости присутствия на исповеди священника, человека духовно более опытного или, по крайней мере, более сведущего в церковной жизни, знающего произведения Святых Отцов.
Важно же не просто узнать свою болезнь, а еще и получить какое-то необходимое лекарство, и священник может что-то посоветовать: вот почитай авву Дорофея, например, или давай-ка мы попробуем настроить твой режим питания, если чревоугодие у тебя присутствует, то давай начнем с этим грехом бороться. И человек получит маленький рецепт, как ему побеждать ту или иную страсть.
Насколько регулярной должна быть исповедь? Мы знаем несколько точек зрения на этот счет. Раньше любая Литургия должна была заканчиваться Причастием, которому еженедельно предшествовала исповедь. Некоторые священники и архиереи говорят, что достаточно исповедоваться и причащаться один раз в большие посты, а у нас их четыре в году, а Апостольское правило говорит иное…
Так есть ли здесь » золотая середина»? Как часто мы должны приступать к исповеди? Только ли когда » наболело», или нужно себя все-таки заставлять?
Мне кажется, сейчас у нас в Церкви есть некая болезнь — неправильное отношение к Таинству Святого Причастия. Во многом это благодаря Синодальному периоду Церкви, во многом благодаря тому формализму, который, собственно, и привел к октябрьской революции, когда в народе фактически умерла вера, Церковь настолько потеряла смысл в сознании людей, что к Причастию относились формально. Поскольку Церковь государственная, то нужно, проверив твою благонадежность, посмотреть, насколько ты вообще православный христианин, поэтому раз в год ты должен под запись прийти на Исповедь и на Причастие.
Такой формализм иссушил в народе веру, и до сих пор какие-то пережитки этого остались, когда мы считаем, что необходимо раз в год или четыре раза в год приходить на Святое Причастие. Но мы должны смотреть, как это было в апостольской Церкви, что говорят по этому поводу правила святых апостолов.
Например, 80-ое апостольское правило говорит, что человек, три недели без уважительной причины не присутствовавший на Литургии и соответственно не причащавшийся, отпадает от общения церковного, то есть прерывается духовная связь.
Другие апостольские правила гласят, что человек, присутствующий на Литургии, но не приступающий к Причастию, тем самым отлучается от Церкви до покаяния, до исправления. Поэтому где-то вот с такой периодичностью в две — три недели при нормальном настрое духовной работы человек должен стремиться к этому источнику жизни, к этой пище души.
Другое дело, что по-хорошему человек должен один раз досконально проработать свою жизнь, очень внимательно, может быть, вместе со священником разобраться, как была прожита жизнь, то есть покаяться во всех смертных, тяжких грехах, и потом просто поддерживать себя в каком-то христианском режиме. Когда человек научится внимательно к себе относиться, то не нужно составлять десятиминутные исповеди. Неделька-другая прошла, он составил для себя свою исповедь, что гнев проявлялся так-то и так-то, тщеславие так-то. Я в этом каюсь, я с этим буду так-то и так-то бороться. Это занимает всего одну-две минутки и не возникает проблемы, когда человек приходит на исповедь, и священник каждый раз должен ему полтора часа рассказывать о том, что такое вера, Кто такой Христос, как нужно жить, что такое грехи и зачем вообще нужно с ними бороться. То есть человек уже прошел какую-то школу подготовки, институт катехизации.
Сейчас это наболело. Людей нужно готовить, и это должны делать даже не священники, потому что нет в Церкви таких ресурсов, а опытные христиане, опытные прихожане, которые сами, под руководством священника, как-то разобрались со своей душой и могут другим помочь подготовиться к исповеди.
Наверное, нам нужно постоянно помнить и о том, что исповедь — это не просто допуск к Причастию. Есть такое мнение, что мне нужно причаститься, но, раз уж без исповеди до Причастия меня батюшка все равно не допустит, значит, надо и исповедь пережить. Исповедь — это самостоятельное, очень важное и нужное Таинство Церкви и относиться к нему нужно соответственно.
Исповедь — это, по сути, возможность сканировать душу, возможность лишний раз проверить, насколько моя жизнь соответствует Евангелию, соответствует учению Церкви, учению Святых Отцов, поэтому всегда к исповеди нужно готовиться внимательно, усердно. Потому что пренебрежение этим Таинством может вообще человека увести с твердого, правильного пути, иссушить душу, привести к какому-то формализму, как к некоторой тяжелой повинности перед Таинством Причастия.
Нужно понять, что здесь все-таки взаимосвязь присутствует: умение человека видеть, бороться и каяться в своих грехах и достойная подготовка к принятию Причастия. В некоторых христианских Церквях от этого отошли, например, в католичестве исповедь с Причастием вообще совершенно отдельно стоят, и что мы видим? К Причастию человек может спокойно подойти вообще без какой-то подготовки, просто зайти в храм и приступить к Таинству. Но мы же помним, что Причастие — это Тело и Кровь Христовы, это великая святыня, к которой нужно соответствующее отношение, поэтому, слава Богу, что наша традиция очищения души перед Причастием не нарушена. И это не нужно ломать и не нужно этим пренебрегать. Просто усердно к этому готовиться.
Спасибо большое, о. Евгений. И просим вашего благословения всем читателям нашего журнала.
Бог благословит вас, дорогие братья и сестры! Мы сейчас все находимся в стадии ученичества или неофитства, потому что многие из нас пришли к Церкви только максимум 15 лет назад, и это период только начала изучения духовной жизни.
Хочется всем нам пожелать усердия на этом пути, смирения, принятия веры церковной, изучения веры, потому что цель нашей жизни — это спасение во Христе, а все, что Церковь предлагает на этом пути, это необходимые ступени, через которые не перепрыгнуть, которых не избежать. Просто дорогу осилит идущий, вот и желаю всем нам, чтобы мы никогда не останавливались на своем духовном пути.
Полина Митрофанова
фото из открытых источников
Источник: Журнал » Православный Вестник» №3 (80) / 12 марта ‘09
Пожертвовать