Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.
Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.
После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.
3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.
С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.
В 1970-1971 гг. — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
12 сентября 1971 г. возведен в сан архимандрита.
В 1971-1974 гг. — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 г. по 26 декабря 1984 г. — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
14 марта 1976 г. хиротонисан во епископа Выборгского.
2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.
С 1986 г. — управляющий приходами в Калининградской области.
С 1988 г. — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.
25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.
27 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.
Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был:
- с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
- с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
- с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы;
- с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
- c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
- с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
- с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
- в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
- в 1990 г. — членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
- с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией;
- с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
- с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
- с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г.;
- с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению кафедарльного соборного Храма Христа Спасителя в Москве;
- с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
- с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
- с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
- с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы.
Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся:
- постоянным членом Священного Синода (с 1989 г.);
- председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.);
- управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.);
- членом Синодальной богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.);
- членом Патриаршей и Синодальной библейской комиссии (с 1990 г.);
- сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного русского народного собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;
- членом Совета Земского движения (с 1993 г.);
- членом Российского палестинского общества;
- автором и ведущим еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале (с 1994 г.);
- почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» (с 1994 г.);
- членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 1995 г.);
- членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства (с 1995 г.);
- почетным членом Московского интеллектуально-делового клуба (с 1995 г.);
- сопредседателем Христианского межконфессионального консультативного комитета (с 1996 г.);
- членом президиума Межрелигиозного совета России (с 1998 г.);
- главным редактором журналов «Церковь и время» (с 1991 г.), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993 г.), «Православный паломник» (с 2001 г.);
- членом церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии» (с 1999 г.);
- членом Наблюдательного совета Храма Христа Спасителя г. Москвы (с 2002 г.);
- сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров (с 2002 г.);
- председателем оргкомитета выставки «Православная Русь» (с 2003 г.);
- сопредседателем Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России (с 2003 г.);
- председателем Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
- членом президиума Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
- членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (с 2004 г.);
- председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.);
- председателем рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (с 2005 г.);
- председателем рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации (с 2005 г.);
- членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений (с 2006 г.);
- сопредседателем Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006 г.);
- руководителем рабочей группы по разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
- Местоблюстителем Патриаршего Престола (с 6 декабря 2008 года).
Святейший Патриарх Кирилл имеет следующие ученые степени и звания:
- с 1986 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии;
- с 1987 г. — почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште;
- с 1992 г. — член Академии творчества;
- с 1994 г. — почетный член Международной академии Евразии;
- с 1996 г. — почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск;
- с 1997 г. — действительный член Академии российской словесности;
- с 2002 г. — действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 г. — Общественная Российская академия социальных наук);
- с 2002 г. — почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
- с 2004 г. — почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша);
- с 2004 г. — почетный профессор Смоленского гуманитарного университета;
- с 2005 г. — почетный профессор Астраханского университета;
- с 2005 г. — почетный доктор Российского государственного социального университета;
- с 2006 г. — почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова;
- с 2007 г. — почетный президент Академии Российской словесности;
- с 2007 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Киевской духовной академии;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии;
- с 2009 г. — почетный член Российской академии образования;
- с 2009 г. — почетный доктор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
- с 2010 г. — почетный доктор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
- с 2010 г. ― почетный профессор Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого;
- с 2010 г. ― почетный доктор Петрозаводского государственного университета;
- с 2010 г. — почетный доктор Ереванского государственного университета;
- с 2010 г. — почетный доктор Одесской национальной юридической академии;
- с 2010 г. — почетный доктор Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара;
- с 2010 г. — почетный доктор богословия Московской духовной академии;
- с 2011 г. — почетный доктор Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко;
- с 2011 г. — почетный доктор Воронежского государственного университета;
- с 2011 г. — почетный доктор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
- с 2012 г. — почетный доктор Софийского университета культурного наследия;
- с 2012 г. — почетный доктор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Будучи митрополитом, приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах.
Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг:
а также около 2340 публикаций, в том числе в отечественной и зарубежной периодике (данные приведены по состоянию на март 2013 г.).
Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3), Есть ли будущее у России (часть 4).
Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях.
Взаимодействие с Поместными Православными Церквами
Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).
В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III.
В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.
Межхристианские отношения и сотрудничество
Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.
Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).
Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).
С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.
Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).
Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.
Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.
В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши.
Участие в Соборах Русской Православной Церкви
Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.
Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.
Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.
Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.
На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».
Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)
За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.
В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.
С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.
С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.
Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)
Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.
Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.
Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).
В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.
Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.
С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.
Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.
Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).
Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.
Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью
В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельностьУправления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии, проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда.
В 2010 г. обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии. Активизирована деятельностьМитрополичьего округа в Республике Казахстан: приняты его Устав и Внутреннее положение, образованы новые епархии в этой стране.
В 2011 г. образован Среднеазиатский митрополичий округ. Принят ряд документов по социальной, миссионерской работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви. Совещание руководителей синодальных учреждений преобразовано в Высший Церковный Совет с подчинением этого органа Патриарху и Священному Синоду. Для координации деятельности епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, образованы митрополии. В Московской епархии созданы викариатства.
В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.
За время Патриаршего служения образованы:
— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)
— Органы церковной исполнительной власти:
- Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
- Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
- Синодальный информационный отдел (2009 г.)
- Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
- Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
- Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
- Патриарший совет по культуре (2010 г.)
- Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)
— Общецерковные коллегиальные органы:
- Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)
— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)
— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)
— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)
К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).
За пять лет Патриаршего служения совершил 1137 богослужения (данные на 31 января 2014 г.).
За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:
- 46 митрополий Русской Православной Церкви;
- 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
- Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
- викариатства в Московской епархии (2011 г.).
Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).
На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.
Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.
* — данные на 1 февраля 2014 г.
Награды
Награды Русской Православной Церкви
Общецерковные награды
- 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
- 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
- 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
- 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
- 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
- 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)
Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви
- 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
- 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
- 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
- 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
- 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)
Награды Поместных Православных Церквей
- 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
- 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
- 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
- 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
- 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
- 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
- 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
- 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
- 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)
Награды других религиозных организаций и христианских конфессий
- 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
- 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
- 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
- 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)
Государственные награды Российской Федерации
- 1988 г. — Орден Дружбы Народов
- 1995 г. — Орден Дружбы
- 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
- 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
- 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
- 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
- 2011 г. — Орден Александра Невского
Государственные награды иностранных государств
- 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
- 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
- 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
- 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
- 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
- 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)
Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.
Наперсные кресты
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.)
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.)
Золотой иерейский наперсный крест
Крест с украшениями, принадлежавший Святейшему Патриарху Алексию I
Докторский наперсный крест
Московским Собором 1675 г. установлено было носить наперсные кресты (энколпионы) сначала одному Патриарху и четырем митрополитам.
В 1742 г. императрица Елизавета Петровна повелела указом возложить наперсные кресты на всех архимандритов, для отличия их от игуменов и иеромонахов, и на своего духовника протоиерея Феодора Лубянского.
Екатерина II также жаловала наперсные кресты своим духовникам и некоторым известным протоиереям.
Но лишь Павел I указом от 18 декабря 1797 г. узаконил наперсный крест в качестве иерейской награды.
В 1814 г. Александр I наградил всех священников — участников Отечественной войны 1812 года бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте.
После коронации Николая II (22 мая 1896 г.) все священники получили серебряные наперсные кресты.
В дальнейшем роль знаков отличия продолжали играть только золотые или кабинетные наперсные кресты. Кабинетным назывался наперсный крест, выдававшийся из Императорского кабинета — золотой или украшенный дополнительно бриллиантами. Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. Если они прослужили затем за границей не менее семи лет, этот крест оставался у них — уже в качестве личной награды. Остальные священники и протоиереи могли быть пожалованы драгоценными крестами из кабинета Его Величества лишь по Высочайшему соизволению.
Особой наградой — наперсным крестом на Георгиевской ленте — награждались представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях. Первым такую награду получил священник, поднявший роту в атаку после гибели командира при штурме Измаила в 1790 г. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. этой награды были удостоены 117 полковых священников.
Кандидаты и магистры духовных академий получали серебряный и, соответственно, золотой крест для ношения в петлице. Доктора богословия, облеченные духовным саном, получали особый докторский крест. (Доктора богословия, не имевшие сана, получали соответствующие нагрудные значки.)
Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, могли также награждаться игумений и казначеи женских монастырей. Кроме того, епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками и протоиереями крестов с угашениями, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел синодальный наперсный крест. При этом запрещалось носить одновременно оба креста — синодальный и подарочный (будь то от усердия прихожан или из кабинета Его Величества). Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние.
Памятные кресты и панагии
Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, вручаемые священноначалием пресвитерам и архиереям по случаю выдающихся событий и юбилеев в истории Церкви.
Так, памятные кресты для духовенства и панагии для иерархов были изготовлены в 1971 г. в ознаменование Поместного Собора. Поместный Собор 1971 г. подвел итоги 25-летнему периоду в жизни Русской Церкви с 1945 г. по 1970 г. — время святительства Патриарха Алексия I. Также Поместный Собор 1971 г. избрал нового предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Пимена. Именно ему суждено было привести церковный корабль к новому историческому рубежу — к освобождению от гнета атеистического государства.
Символом новой наступившей эпохи стало всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. К этому великому юбилею также был выпущен комплект памятных крестов и панагий.
Юбилейный наперсный крест в память празднования 1000-летия Крещения Руси
Комплект двух панагий и наперсного креста с украшениями в память празднования 1000-летия Крещения Руси
Становление новых отношений церкви и государства в демократической России осуществляется с 1990 г. под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Алексия II. Знаком благословения Божия на многотрудное служение Святейшего Патриарха стало второе (после 1903 г.) обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. Торжества перенесения мощей великого молитвенника и угодника Божия из Ленинграда через Москву в Дивеево всколыхнули тогда всю православную Россию. Это судьбоносное событие стало поводом для создания специальных памятных наперсных крестов и панагий.
Памятный иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)
Памятный золотой иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)
Памятный иерейский крест с украшениями в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)
Памятная панагия в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)
Нам, людям нынешнего поколения, выпала редкая удача и огромная ответственность — жить на изломе веков, быть свидетелями и участниками вступления человечества в третье тысячелетие Христовой эры. Особенным стал юбилей 2000-летия Рождества Христова для Русской Православной Церкви, просиявшей в этот знаменательный год целым сонмом новомучеников и исповедников, прославленных в лике святых Архиерейским Собором в воссозданном всероссийском Храме Христа Спасителя. Беспримерное в русской церковной истории празднование было ознаменовано возложением на священнослужителей юбилейных панагий и памятных крестов.
Памятный наперсный крест с украшениями в честь 2000-летия Рождества Христова
Патриарх Кирилл 6 сентября возведет нового белорусского экзарха Вениамина в сан митрополита, тем самым завершив перестановку в Белорусской православной церкви. Замена главы БПЦ проходит на фоне массовых митингов против Александра Лукашенко в Белоруссии, поэтому уход прошлого экзарха отчасти привязывают к личной просьбе президента. При этом в Белоруссии сейчас стали обсуждать возможность получения автокефалии по украинскому сценарию, а потому РПЦ стремится усилить свои позиции.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 сентября возведет епископа Минского и Заславского Вениамина в сан митрополита. Как отмечает пресс-служба Московского патриархата Русской православной церкви (РПЦ), чин возведения епископа в сан митрополита будет совершен за литургией в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.
Епископ Вениамин в конце августа стал патриаршим экзархом вся Беларуси, сменив на этом посту митрополита Павла. Возведение нового экзарха в сан митрополита можно назвать завершающим этапом перестановки в руководстве Белорусской православной церкви (БПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату.
Решение синода РПЦ по митрополиту Павлу произошло на фоне политического кризиса в Белоруссии. С 9 августа в республике проходят массовые протесты против переизбрания Александра Лукашенко президентом, которые отчасти поддерживают представители различных религиозных организаций.
Павел высказывал несколько неоднозначную позицию по ситуации в республике. Так, изначально он поддержал главу государства и поздравил его с победой на выборах, вслед за патриархом Кириллом. Однако затем белорусский митрополит отозвал свое поздравление из-за особой жестокости силовиков в ходе задержания участников протестов.
Впоследствии Павел официально обратился к Лукашенко с призывом остановить насилие в стране, начал посещать пострадавших в больницах и участвовать в крестных ходах, организованных в поддержку мирного отстранения президента от власти.
В итоге вокруг БПЦ сложилась достаточно двоякая ситуация, которая открыла путь для разных трактовок решения синода РПЦ о переводе Павла из Белоруссии в Кубанскую митрополию. Независимые СМИ активно раскручивали версию, что митрополита отстранили по просьбе Лукашенко, а Вениамин, который сменил его, будет придерживаться более провластного курса.
Церковный протест
Если рассматривать уход митрополита Павла в связке с Минском, то четкого переплетения тут все же нет. Да, Лукашенко вполне открыто говорил, что его удивляет позиция некоторых конфессий в Белоруссии, хотя и не делал прямых выпадов в сторону БПЦ.
«Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы — не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда», — указывал президент Белоруссии.
Представители церкви не должны идти на поводу у отщепенцев, говорил Лукашенко, скорее всего имея ввиду протестующих, так как сами демонстрации в Минске изначально рассматривают как провокации «западных кукловодов».
«Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет», — подчеркивал белорусский лидер.
Своим заявлением, Лукашенко отчасти намекнул, что представителям церкви придется ответить за свою позицию. Глава государства еще четыре года назад признал, что не понимает тезис об отделении церкви от государства — потребовав от БПЦ отдавать себе отчет, что она должна приспосабливаться к работе в суверенном и независимом государстве.
Тем не менее, раздражение белорусского лидера вряд ли сыграло особую роль в переводе митрополита Павла, поскольку его позицию по белорусскому кризису поддержал синод РПЦ.
На заседании в конце августа представители церкви призвали власти Белоруссии расследовать случаи применения насилия на акциях протеста как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка.
К слову, синод РПЦ также одобрил обращение БПЦ к народу республики о прекращении противостояния, которое было выпущено еще при митрополите Павле, что опять-таки сделало его реакцию на протесты несколько двоякой.
Если говорить об опасениях власти о «вмешательстве» церкви в политический кризис, то вряд ли БПЦ удастся стать консолидирующим фактором протестов. Демонстрации по большей части не привязаны даже к оппонентам Лукашенко, хотя именно кандидата от оппозиционных сил Светлану Тихановскую многие активисты называют победительницей выборов.
По оценкам белорусского Информационно-аналитического центра, среди населения республики около 65% верующих. По конфессиям преобладает православие, согласно опросу Госдепа за 2015 год, 68% белорусов относят себя к БПЦ, 14% исповедуют католичество и 3% относятся к другим религиозным группам. Однако, в соответствии с рейтингом Gallup, Белоруссия входит в топ 15 наименее религиозных стран мира — только 34% белорусов признают, что вера играет важную роль в их жизни.
Автокефальный тренд
Если отмести вариант с просьбой Лукашенко, то смену экзарха в подобной ситуации можно объяснить недовольством РПЦ митрополитом Павлом хотя на официальном уровне никакого конфликта не прослеживается. Определенные вопросы к экс-главе БПЦ имеются, и, в основном, они связаны с его мягким отношением к разворачивающейся дискуссии об автокефалии белорусской церкви. Однажды экзарх даже сам призвал к независимости БПЦ, но достаточно быстро отрекся от этой позиции.
Почему же в Русской православной церкви решили сменить его именно на фоне протестов вполне очевидно — тема автокефалии белорусской церкви вновь стала актуальной, что потребовало назначения главы БПЦ с более жесткой позицией.
Вопрос независимости белорусской церкви от Московского патриархата, по сути, обсуждается с начала протестов в различных СМИ религиозной направленности, особую ценность данный тренд приобрел на Украине. В прошлом году Православная церковь Украины (ПЦУ) получила томос об автокефалии от Константинопольского патриархата, что отказались признавать в РПЦ — так как изначально украинская церковь подчинялась Московскому патриархату.
Это событие само по себе запустило волну дискуссий о независимости церковных структур Русской православной церкви в Молдавии и Белоруссии, а белорусский политический кризис лишь усилил данный тренд.
В ходе конфликта с РПЦ Вселенский патриархат отменил решение о передаче под управление Московского патриарха Киевской митрополии, в которую в XVII веке входила территория Белоруссии.
Это многие священники и обозреватели на Украине начали использовать для подтверждения права белорусов требовать автокефалию — потому что де-юре белорусская церковь перешла под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а не Московского.
Как говорил священник ПЦУ Георгий Коваленко, аналог украинской независимой церкви уже существует в Белоруссии, что подтверждают протесты в республике. «Православная церковь Беларуси — уже реальность, хотя еще и не осознанная и не организованная», — указал священнослужитель.
При этом к данному треку также подключилась Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ), находящаяся в изгнании с 1944 году и базирующуюся в Нью-Йорке. Глава БАПЦ архиепископ Святослав открыто выступил против Лукашенко, призвав к смене власти в стране. По его словам, автокефальная церковь подпольно функционирует в Белоруссии и активно поддерживает протесты — священники непризнанной структуры даже приняли участие в общехристианской молитве в минском католическом костеле, где также присутствовали представители БПЦ.
Опять-таки тревожным звонком стало подключение священников Белорусской православной церкви к протестам через крестных ходы, молитвы и даже митинги. То есть часть представителей БПЦ явно не согласны с признанием Лукашенко президентом. Не исключено, что подобное недовольство может перерасти в желание уйти из церкви или же потребовать ее независимости.
Пока представители самой Белорусской православной церкви о подобных планах не говорят, даже оппозиционно настроенные священнослужители не упоминали вопрос автокефалии на фоне политического кризиса в республике.
Впрочем, нельзя отрицать, что сам факт обсуждения подобной темы РПЦ беспокоит, и новому экзарху предстоит задача урегулировать данную проблему. В целом, можно утверждать лишь одно: переход белорусской церкви к независимости по украинской модели — крайне негативный сценарий для Русской православной церкви, и, скорее всего, Московский патриархат сделает все возможное, чтобы его избежать.