Вопрос:
Я не могу соотнести две вещи: после того, как душа после смерти выходит из тела, она 2 дня носится по земле, а на третий день ангелы возносят ее на поклонение Богу. А когда же душа проходит мытарства? Где можно подробнее почитать про мытарства: какие они, сколько их? Как я понимаю, в ссылке, которую Вы мне прислали (там, где речь идет об опыте воина Таксиота), перечислены не все мытарства.
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
По мнению святителя Иоанна (Максимовича), великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых «мытарств», на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той «невидимой брани», которую она вела (или не вела) на земле против падших духов. Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей сто-ятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4). » Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестного и смрад-наго и мрачного бесов образа» (песнь 6). «Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице» (песнь 8). Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям» (Св. Иоанн. Жизнь после смерти, — В кн.: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Святитель Иоанн, Чудлтворец, М., 2003, с. 793 -95).
Наиболее подробно о мытарствах пишет ученик св. Иоанна Сан-Францисского иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви». Имеется много изданий.
Начал переводить одну любопытную книгу, надеюсь довести дело до конца
Миф о мытарствах. Неогностицизм о.Серафима Роуза.
Священник Михаил Азкул. Перевод Константин Кириченко
Предисловие переводчика
Наверное нет такого человека в русской православной церкви, который не слышал бы о демонских мытарствах после смерти. Идея простая, — бессмертная душа, разлучившись с телом, попадает на мытарства, в лапы злобных демонов, которые и определяют ее посмертную участь, исходя из количества и тяжести содеянных, но не исповеданых священнику при жизни человека грехов, однако при этом они проявляют чудеса объективности, если добродетели и дела милосердия умершего превышают тяжесть его нехороших деяний (четких критериев такого бесовского определения учение о мытарствах не предлагает), то, скрежеща зубами, бесы признают, что подследственная душа им не принадлежит и пропускают ее в рай. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что мытари специализируются по видам грехов и демоны воровства, например, не занимаются рассмотрением греха чревоугодия, как и наоборот. Это жутковатое учение выдается его апологетами за истину, содержимую православной церковью от начала, самым же известным основополагающим его текстом является описание мытарств блж.Феодоры из «Жития Василия Нового», созданное в X веке от Р.Х. Кроме того, учение о мытарствах освящено громадным авторитетом православного святителя 19 века епископа св.Игнатия (Брянчанинова), который в своем труде «Слово о смерти» приводит подробное описание мытарств, а также подтверждающие изречения святых отцов по данному предмету, ссылок на первоисточники выбранных им цитат св.отцов еп.Игнатий не дает, но так он ведь и сам по себе солидный источник, зачем еще кто-то нужен? Не менее эпохальным событием для апологетов учения о мытарствах стала, вышедшая в конце XX столетия, книга иеромонаха РПЦЗ о.Серафима Роуза «Душа после смерти»(много вы знаете трудов простого духовенства РПЦЗ, переведенных и изданных церковными издательствами московской патриархии большими тиражами до объединения церквей?), в которой о.Серафим развивает взгляды св.Игнатия на мытарства, также привлекая свидетельства святых отцов (без указания первоисточников) и различных, в том числе не христианских, авторов. Основная мысль его труда такова — учение о мытарствах есть апостольское и древнейшее. Книга отца Серафима получила широкое распространение среди прихожан РПЦ МП. Вместе с «Житием Василия Нового» и «Словом о смерти» св. Игнатия, ее можно встретить в церковной лавке множества приходов РПЦ МП в России. Из современных церковных публицистов, популяризующих учение о мытарствах в РПЦ МП, следует особо отметить убиенного о. Даниила Сысоева и о.Олега Стеняева. Время от времени, немногочисленные церковные миссионеры и публицисты, видимо испытывая некоторый диссонанс между евангелием (радостная весть)христианства и фатализмом учения о мытарствах, робко замечают, что учение о мытарствах нельзя понимать буквально, но, скорее как метафору, однако совершенно не как метафору понимали его св.Игнатий (Брянчанинов) и отец Серафим Роуз и для абсолютного числа членов РПЦ МП, включая духовенство, миссионеров — мирян, катехизаторов, их мнение является истиной в последней инстанции. Не так давно с критикой учения о мытарствах выступил известный миссионер РПЦ МП профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев и практически незамедлительно редактор портала Православие.ру выложил большую статью с опровержением взглядов Кураева, снабженную обильным цитированием святых отцов, как обычно без указания источников и авторства переводов. Зато каждая цитата св.отца, подтверждающая учение о мытарствах, увенчана изображением его иконы, вероятно для того, чтобы у читателя не возникло сомнений в том, что этот святой отец действительно высказывался подобным образом. Возникает странное ощущение, что некая группа лиц в РПЦ МП весьма заинтересована в пропаганде этого сомнительного учения. Разумеется, всегда можно сказать, ну что за пустяки? К чему эта конспирология? Есть такое учение или нет его, никому же от этого не холодно и не жарко, оно ни на что не влияет. А вот это как посмотреть. Мы четко видим, как любое религиозное учение определяет духовную и повседневную жизнь адептов начиная уже с дописьменной мегалитической культуры. Кому бы пришло в голову в ручную возводить Стоунхедж не имея религиозных обоснований? А вавилонские зиккураты? А египетские пирамиды? За всеми этими гигантскими постройками стоят религиозные мифы. Мистерии древних греков четко воспроизводят соответствующие мифы. Фанатик ислама убивает толпу гяуров, в рамках коранических обещаний рая. Христианское учение приводит мучеников к добровольной и радостной смерти за Христа. И неужели кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти станет утверждать, что такое серьезное учение, как о мытарствах, касающееся посмертной участи души, исходящее по утверждению св. Игнатия, от апостолов и подтвержденное, по его же словам, сонмом православных святых не будет иметь никакого влияния на духовную практику? Не будет каким-то образом воспроизводиться верующими? Такое утверждение прозвучит весьма легкомысленно.
Давайте зададим себе простой вопрос. Почему в РПЦ МП основное внимание верующих направлено не на Таинство Евхаристии, что было бы естественно для христиан, а на Таинство Покаяния, т.е. исповеди? Да, разумеется, допуск к основному для христианина Таинству св.Причащения в РПЦ МП затруднен различными пищевыми ограничениями и канонами, требует специальной подготовки, но разве дело только в этом? Если бы для христианина Причастие составляло высшую ценность, разве не подходил бы он к Чаше хотя бы каждое воскресенье? А может быть так происходит потому, что учение о мытарствах не выделяет особой роли Евхаристии в деле их прохождения? Как собственно и вера во Христа Спасителя не является, вопреки ожиданиям, сколь-нибудь полезной на мытарствах, да и Его прямое вмешательство в процесс бесовского суда как-то не предполагается….
Зато мы видим исключительную важность исповеди, как средства «изглаживания грехов» из бесовской грамоты (хартии). Основа мифа такова — при совершении человеком некоего греха, специально приставленный к нему бес, отвечающий за этот конкретный вид греха, заносит его в свою хартию, которую и предъявляет против подследственной души на мытарствах. Самый простой и действенный способ удалить данную запись о грехе — исповедать грех православному священнику, при этом важно, чтобы он был канонически правильно рукоположен не менее канонически правильным епископом. Вполне естественно, что при практическом воспроизведении данного религиозного мифа мы видим и огромные очереди на исповедь каждую неделю, причем человек не обязательно идет после нее к Чаше, и слепое послушание «батюшке», доходящее до абсурда, и младостарчество. А чему удивляться если в рамках учения о мытарствах от священника буквальным образом зависит твоя посмертная участь? Рискну предположить, что современные теория и практика покаяния в РПЦ МП испытали сильнейшее влияние учения о мытарствах. Таким образом, мы видим, что воспроизведение данного религиозного мифа вызывает у верующего чувства страха, беспокойства, недоверия к Спасителю, да и можно ли серьезно говорить о любви и доверии к тому, кто допускает функционирование бесовских судебных органов, молча соглашаясь с их вердиктами? При накоплении внушительного «отрицательного баланса» прегрешений ( а критерий у каждого свой) у верующего может возникать и возникает, уныние, депрессивное состояние, отчаяние, часто сопровождаемые алкоголизмом. Нередко человек просто уходит из церкви, не выдержав напряженной борьбы с записями в бесовской хартии, а бывает так, что познакомившись с учением о мытарствах, решает не идти в церковь совсем.
Предлагаемая вашему вниманию книга — попытка пролить свет на корни учения о мытарствах, она написана в конце прошлого века, еще до канонизации св. Игнатия (Брянчанинова), клириком РПЦЗ о.Михаилом Азкулом.
Введение
Многие из вас наверное слышали о гностической религии возникшей среди древних евреев и греков. Апостол Павел упоминает о её появлении в христианской среде в 1Tм.6:20: «лжеименные знания»(gnosis). Гностицизм, должно быть, очаровал некоторых первых христиан, иначе бы Павел не давал объяснений относительно этой ереси. Время от времени, в истории церкви, она вновь появлялась, как это было в девятнадцатом веке, а также и в наши времена. К счастью гностическое влияние на церковь в настоящее время незначительно (речь об РПЦЗ, прим.перев.); но есть некоторые богословские труды, в частности отца Серафима Роуза «Душа После Смерти» (1), которые весьма беспокоят нас в этом отношении. В частности его доктрина «мытарств» является целиком гностической. Св. Ириней Лионский, Св. Ипполит, Тертуллиан и другие христианские ересеологи, описывая попытки богословов второго и третьего века, приспособить гностицизм к христианству, не обещали, что этого не произойдет снова. В труде отца Серафима Роуза мы видим очередную попытку такого синтеза, хотя и без цели, конечно, продвижения гностической доктрины, как таковой . Его попытку можно назвать «неогностицизмом», вследствие изложения идеи о «восхождении души» к Богу после смерти, источник которой — древний гностицизм, несмотря на то, что эта идея появилась у отца Серафима косвенно через российских авторов 19-го века. Замечателен также факт, что «Душа После Смерти» и другие книги и статьи о.Серафима не показывают реального знания им гностической доктрины, что также объясняют его энергичные протесты против обвинений в распространении гностических взглядов. После прочтения его книги можно прийти к заключению, что точка зрения о.Серафима на восхождение души Богу через демонические «мытарства» или «заставы» или «сторожевые башни» не была сознательной реконструкцией Кристиана Фейта. Скорее его видение духовного мира было результатом недисциплинированного чтения «российских мистиков» девятнадцатого века и его интереса к Восточным религиям. (2) Отец Серафим пал жертвой собственного энтузиазма и невежества. В предисловии к «Душе После Смерти» отец Серафим смело заявляет, что гностическая теория о «мытарствах» является учением, которое Православная Церковь имела с самого начала и которое отражено в бесчисленных, принадлежащих отцам церкви, письмах, Житиях Святых, и в Богослужебных текстах Православной Церкви, а также преподавалось непрерывно в Церкви даже до сегодняшнего дня.(3) Таким образом, его книга призвана привлечь внимание православной общественности и мира к этому неоправданно забытому ныне древнему христианскому учению.»Главными вдохновителями» его книги стали двое русских отцов девятнадцатого века — епископы Игнатий Брянчанинов (1807 — 1867) и Феофан Затворник (1815-1894). Также отец Серафим положился в не меньшей степени на митрополита Maкария Московского и Св. Иоанна Максимовича из Сан-Франциско. Первые три из этих епископов были современниками и жили в то время, когда Россия испытывала мощный наплыв западной «мистической литературы» — Мейстер Экхарт, Джейкоб Боехм, Эммануэль Сведенборг (1688-1772), коих отец Роуз подробно цитирует (Там же., стр 101-105, 114-116, 121.) Юнг-Стилланг, мадам Гуион, и т.д. были также популярны и широко читаемы. (4) Будучи гностиками, или, говоря современным языком, «теософами», эти мужчины и женщины хвастались своим секретным знанием «иного мира». В «святую Русь», они принесли менталитет, чуждый ее культуре и религии. Оба епископа — Игнатий Брянчанинов -ведущий защитник «православного» учения о воздушных мытарствах в России 19-го века (5) — и Феофан Затворник были хорошо знакомы с этой иностранной литературой. Епископ Игнатий, впрочем, был более осторожен, чем последний. Он неодобрительно относился к западным методам духовного размышления (совр. медитации), особенно к практикам Фомы
Кемпийского, Франциска Ассизского и Игнатия Лойолы, основателя ордена Иезуитов. Писатели эти, по его словам, придавали слишком много значения воображению, «которое приводит к нездоровому волнению и заблуждению». (6) Епископ Феофан напротив, был благожелательно настроен к латинской мистике. Он рекомендовал своим духовным детям чтение латинских духовных писателей, например, Бернарда из Клерво, Фрэнсиса де Саль, Фомы Кемпийского и т.д. В любом случае, отец Серафим утверждает, что оба они единодушно разделяли учение о мытарствах. Но так ли это? Епископ Игнатий пишет :»Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По слоям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведывает особенным видом греха и истязывает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения.Воздушные бесовские стражи и судилища называются в Отеческих писаниях, мытарствами,а духи, служащие в них, – мытарями.»(7)Четыре объемных тома собрания сочинений епископа Игнатия были впервые изданы в Санкт-Петербурге между 1865 и 1867. Перевод отца Серафима был взят из издания 1883 года. Мы можем только предположить, что последующие два издания содержат то же самое и это правильный перевод. Кроме того, отец Серафим берет большую часть «принадлежащего отцам церкви свидетельства» для подтверждения учения о мытарствах
из русского перевода епископа Игнатия греческих, латинских, армянских, сирийских и персидских текстов. Таким образом «Душа После Смерти» часто дает нам английский перевод русского перевода с другого языка. (8). Но если вы внимательно посмотрите на это «свидетельство» (каждый раз, когда вы в состоянии проверить источники Роуза и точность русских переводов епископа Игнатия), вы обнаружите (как мы увидим далее), что принадлежащие отцам церкви тексты, которые они используют не выражают мнение,которое они желают им приписать, если только цитаты не были выдернуты из контекста. Обращение отца Серафима с текстами епископа Феофана Затворника («не менее последовательный защитник этого учения») также произвольно. Как и епископ Игнатий, еп.Феофан (Говоров) взят в качестве непререкаемого представителя Православной церкви. В этом качестве Роуз указывает их без всякой критики. Фактически, он, кажется, изменил христианскую доктрину спасения (soteriology) согласно тому представлению, которое он считал их доктриной. Может быть два епископа и не имели идентичного мнения по рассматриваемому вопросу, для Роуза это не так важно, он считает, что их мнения совпадали. Возьмем для примера цитату из комментария епископа Феофана на Псалом 118:80, «Да будет сердце моё непорочно в повелениях Твоих, чтобы мне не постыдиться.»»Пророк не упоминает, как и где не посрамится. Ближайшее не посрамление бывает во время восстания внутренних браней…Второй момент не посрамления есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? Страсти. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не посрамится на мытарствах. Посрамление здесь в том, что душа сама бросается в ад.»Эта цитата содержится на страницах 94-95 «Души После Смерти». Роуз не приводит никаких библиографических данных, кроме названия. Это не имеет значения. Для него вопрос давно решен. Епископ Феофан подтвердил слова епископа Игнатия. (9). Два столпа православия 19-го века учили о мытарствах одинаково. Никто не может сомневаться в том, что учение о «мытарствах» — истина православной Веры. Такова природа его неаккуратного исследования. Видимо, он ожидает, что мы будем принимать цитаты, наваленные одна на другую, в качестве доказательств. Потому если нет никакого подходящего стиха или параграфа, отец Серафим просто вкрапляет в свой текст имена известных православных богословов и утверждает, что они выступали в защиту этой гностической теории. Но простое утверждение не доказательство. Мы не слышим аргументов, никаких обращений к общим принципам, никаких ссылок на работы других ученых для подтверждения своих взглядов. Любопытно, что после столь неистового утверждения этой теории, отец Роуз поясняет: «Учение о мытарствах в православных источниках никогда не определялось как ‘догма’, принадлежа скорее традиции православного благочестия». (10), Одним словом, ощущая слабость своего
положения, он пытается противопоставить «догму» «благочестию». Но «догма» в переводе на понятный язык, то чему верит церковь: истинное «благочестие» опирается на «догму», равно как и «догма» — продукт «благочестия» или святости. По этим и другим причинам любой изучающий православную сотериологию не должен обращаться к «Душе После Смерти» как к надежному источнику. Среди множества других её ошибок эта книга нигде не показывает связи между православной доктриной Благодати и идеей мытарств. (11) Отец Серафим выворачивает Священное Писание, чтобы удовлетворить своей теории. Он использует измененные литургические тексты (12). Он прочитывает буквально в Житиях Святых то, что более обоснованно представляется моральной или духовной (аллегорической) интерпретацией. Он путает вред демонов в этой жизни или кому-то из христиан в час смерти с их воображаемой деятельностью после смерти. Понятие отца Серафима об отношении души к телу древнегреческое. Отказываясь исследовать литургические и принадлежащие отцам церкви тексты о «дремоте» или «сне» души отделившейся от тела, он, естественно, неправильно понимает их (Там же., стр 249-253). Он уродует духовную сферу, не осознавая, что «небеса» (Век Грядущий), и «ад» (вечное наказание) еще не настали; и он также не осведомлен о различии между временным «гадес» или «шеолом» (местожительство мертвых) и постоянным «адом» (Ад). Кроме того, его знание отцов недостаточно. Он не различает «Отцов церкви» (кто говорит за церковь), и «церковных авторов» (кто обычно говорит за себя). Он нечувствителен к различию между подлинной, принадлежащей отцам церкви литературой и к «сомнительной и ложной» (апокрифам) например, он приводит апокриф «Исход Души»(который действительно разъясняет теорию мытарств), в качестве текста, написанного Св. Кириллом Александрийским (+444), тогда как, ни Св. Кирилл, ни любой другой Отец церкви не писали его. (13) Наконец, уверенность отца Серафима в не христианские источниках, поддерживающих теорию мытарств, в лучшем случае вводит в заблуждение. Он стремится произвести впечатление на нас своим знанием тибетской и египетской Книги Мертвых, современной Теософии и современных исследований относительно «выхода из тела». Он одобряет веру популярного телевизионного евангелиста Билли Грэма в ангелов. (14) Он заходит, настолько далеко, что называет эти «свидетельства» «поразительным подтверждением для изучения состояния души немедленно после смерти». (15) Требуя от других следовать за святыми отцами, действительно странно, что сам он отказывается признавать такие свидетельства и события как «сатанинские». На страницах, которые следуют далее, мы надеемся детализировать эти обвинения. Идея мытарств — грубое и неверное истолкование Апостольской Традиции.
ССЫЛКИ:
1. St Herman Press, («Платина», около 1980).
2. См. П. Кристенсена, «Поиск Правды Отца Серафима: Его Религиозное и Философское развитие Его Преобразования», «Православное Слово» XIX, 1-2 (1983), стр 25-31.
3. Душа После Смерти, стр. 2.
4. Большаков, Российские Мистики, Каламазо, 1976, стр. 105.
5. Душа После Смерти, стр. 94.
6. Цитата, Большаков, стр. 162.
7. Душа После Смерти, стр. 75.
8. Очевидно, комментарий не переведен. Серафим Роуз предполагает, что мы читаем английское резюме, напечатанное Новым Женским монастырем Дивеево, Спринг-Вэлли, Нью-Йорк, 1978, p. 24 (Там же., p. 96). Вывод здесь — то, что Матери Женского монастыря — защитники теории мытарств. Аналогично, архимандрит Женского монастыря Андрей , говорят «использование этих двадцати мытарств очень эффективно для подготовки к причастию и покаяния..» (Душа После Смерти, p. 256). Отец Серафим не цитирует книги, никакой статьи, никакой лекции архм. Андрея. Он хочет, чтобы мы думали, что, так как архм. упомянул историю «Феодоры» (см. главу V), он также принял его как православное богословие. Так может быть; но у нас нет способа проверить слова о.Серафима.
9. Отец Серафим не всегда уверен в твердости своей позиции. Факты часто вынуждают его усовершенствовать свою первоначальную декларацию по мытарствам. Например, «Хорошо сказал епископ Феофан Затворник, что даже испытание на воздушных мытарствах, может оказаться, скорее искушением, чем обвинением» (Там же., 188). Можно задаться вопросом, также, был ли он действительно в согласии с отцом Роузом и Брянчаниновым по вопросу о мытарствах (см. Там же., p. 36). Это обращение к владыке Феофану, возможно, было ошибкой и, возможно, он не должен был использовать его как теологического гида. Есть ученые, которые утверждают, что Феофан никогда не защищал теорию мытарств. 3 ноября 1980 преподаватель в Научно-исследовательском центре Гарвардского университета написал письмо отцу Серафиму, вежливо упрекающее его за искажение позиции Феофана и за характеристику различия между этими двумя иерархами как «незначительные». Преподаватель Научно-исследовательского центра настаивает, что в своей книге, «Душа и ангел, не Тело, Но Дух», еп.Феофан «опроверг учение Брянчанинова о душе после смерти в сильных выражениях». В предисловии к исправленному изданию 1891 года этой книги владыка обращается к брошюре с проповедью Брянчанинова о смерти которая излагает теорию мытарств. Его формулируемая цель — «разоблачение ошибочности положений, содержавшихся в этой брошюре». Другими словами, упоминание о мытарствах в письме еп.Феофана должно быть понято не как посмертный опыт, но в духовном смысле, как борьба со страстями.
10. Там же., стр. 36
11. См. письмо отца Панайотеса Карраса архиепископу Виталию Монреальскому (11/24 октябрь 1980). Переиздание в Журнале Института Сербо-византийских Исследований 2 (1994), стр 66-68.
12. Песнь 8 » Канон при разлучении души и тела» читаем,
«O Ты, воистину родившая Господа Вседержителя, владыку горьких мучений, начальника миродержца; удали далеко от меня, когда умереть хочу, да Тебя во веки славлю, о Святая Богородица» «O thou who didst bear the Lord Almighty, banish thou far from me when I come to die, the Chieftain of bitter torments who ruleth the universe; and I will glorify thee forever, O holy Birth-Giver of God» (Hapgood, 1922 выпуск, стр 364-365).. В Душе После Смерти, p. 194, мы читаем:» «О ты, воистину родившая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца удали далеко от меня, когда умереть хочу, да Тебя во веки славлю, о Святая Богородица.» (Гимн 8). «O thou who gavest birth to the Lord Almighty, remove far from me the Chief of the bitter toll-houses , the ruler of the world, when I am about to die, that I may glorify thee forever, O Holy Theotokos» Классический перевод Изабель Хэпгуд (Лондон, 1906, 1922) «Книга Церковной службы» перевод со Старого славянского и греческого языка был подтвержден патриархом (Св.) Тихоном Московским (13 ноября 1921).
Это прямая фальсификация! Отец Серафим не хочет сообщить нам источник своего текста, таким образом, мы должны прийти к заключению, что его версия Песни 8 была взята или у епископа Игнатия, или отец Серафим Роуз, сделал собственный перевод с некоторого не названного источника, или он просто изготовил его, потому что не мог найти фактическое соглашение со своей доктриной. В любом случае слова «горькие мытарства» должны быть рассмотрены как преднамеренная, предумышленная фальсификация и искажение текста. Как мы будем видеть, отец Серафим не был выше таких методов в тщетном усилии подтвердить свою точку зрения.
(ВНИМАНИЕ! современный вариант канона, используемого РПЦ МП совпадает с текстом, который приводит о.Серафим Роуз, но не совпадает с текстом, приводимым автором данной книги, в русском издании книги ДПС о.Серафима текст канона приведен на ЦС языке русскими буквами и также совпадает с ныне используемым в РПЦ МП, текст содержится в «Малом требнике» РПЦ МП изд. Сретенского монастыря 1991 г. прим. переводчика).
13. Там же., стр. 82. В Александрии в седьмом веке была мастерская, единственная цель которой состояла в том, чтобы подделывать письма отцов и еретиков, включая Св. Кирила (См. Дж. Даниелу, «L’Apocatastase chez Saint Gregoire de Nysse», Recherches de science religieuse XXX (1940), 335-336. См.Св. Анастасий Синаит, Via Dux PG 89 289D-292A. Также интересен факт, что гностицизм, против которого боролись отцы, родился в Египте. Теория мытарств, Гностики (См. К. Рудольфа, Гнозис: Природа и История гностицизма. пер. Р.Л. Уилсоном. Сан-Франциско, 1987, стр 171-173).
14. Душа После Смерти, стр. 92.
15. Там же., стр. 173; и стр 99, 106, 113, 119, 124, 160. Отец Серафим, кажется, придал правдоподобность «астральному проецированию» или «проецированию астрального тела», то есть, «Культивируя определенные медиумические методы, можно не только войти в контакт с бесплотными духами, как делают обычные медиумы (когда их сеансы подлинны), но и действительно войти в их область существования и «путешествовать» среди них.» (Там же., стр. 106).
1. Мытарство празднословия. Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот
2. Мытарство лжи. Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия
3. Мытарство осуждения и клеветы. Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют, как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими.
4. Мытарство чревоугодия
5. Мытарство лености. Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений). Ростовщичество, взяточничество.
9. Мытарство неправды. Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы.
10. Мытарство зависти.
11. Мытарство гордости.
12. Мытарство гнева и ярости.
13. Мытарство злопомнения. Питание злобы к людям.
14. Мытарство убийства.
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов.
16. Мытарство блуда. Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения.
17. Мытарство прелюбодеяния. Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие.
18. Мытарство содомских грехов. Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи.
19. Мытарство ересей. Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия. Отказ в милостыни, жестокосердность к нуждающимся.
Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе на мытарстве, в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, и даже Такие поступки, о греховности которых человек не знал.

Мытарства — нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своём пути души умерших людей, возносясь к престолу Небесного Судии. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах… Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей… Таким образом, мытарства суть не что иное как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристратно оцениваются все её дела и после которого определяется ей участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей…
У святого Василия Нового была келейница Феодора. И вот когда она умерла, его ученику Григорию захотелось узнать загробную участь Феодоры. Он усердно помолился Богу и лег спать. Во сне ему явилась преподобная Феодора и подробно рассказала ему, как она проходила бесовские мытарства.
Бесы населяют пространство между «землей» и «небом», то есть между грубым, телесным миром и тонким, духовным миром ангелов и святых – Царством Божиим, или мысленным небом.
Когда по смерти человека душа отделяется от тела и, оставив все низменное и земное возносится на мысленное небо к Богу, на пути ее встречается множество бесов, которые истязуют ее за грехи, все грехи, большие и малые, не исповеданные духовному отцу.

Бывает, что человек согрешил по неведению, то есть не знал, равно требуют отчета, как бы выкупа от души. А чем она может откупиться? – Добрыми делами! Бесам, конечно, не нужны добрые дела, и они очень злятся и огорчаются, когда душа откупается от них. Они с радостью низвергли бы душу в ад, но ангелы охраняют ее, и только если душе нечем откупиться, нет у нее добрых дел, тогда ангелы отходят и душа остается во власти демонов.
Преподобная Феодора жила благочестиво, но по ложному стыду утаила от своего духовного отца, преподобного Василия, один грех. И если бы преподобный Василий не помог ей своей молитвой, то даже такая благочестивая душа низверглась бы в ад за нераскаянный грех.
Вот какие мытарства проходила преподобная Феодора и какие грехи истязуются на них.
На первом истязуются грехи словом, как-то: пустословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение плохих песен, безчинные восклицания, смех и тому подобное. Часто мы не обращаем внимания на эти грехи и не исповедуем их духовному отцу, потому они очень опасны.
Далее истязуется всякая ложь, нарушение данных Богу обетов, утаение грехов на исповеди.
Потом истязуется клевета на ближнего, осуждение и уничижение других.
Следующее мытарство чревоугодия, на котором истязуются объядение, тайное ядение, ядение без молитвы, нарушение постов, сластолюбие и все виды угождения чреву.

Затем идет мытарство лености и уныния, на котором нам придется ответить за все дни и часы, проведенные в лености и нерадении о служении Богу.
Потом истязуется воровство всех видов, затем – сребролюбие, то есть пристрастие к деньгам и неупование на Бога.
На следующем мытарстве истязуется зависть, затем – гордость, тщеславие, самомнение, невоздаяние должной чести родителям, церковным и светским властям, осуждение и неповиновение им.
Далее истязуется гнев и ярость, памятозлобие, убийства и драки, наконец общение с бесами и намеренное призвание их.
Предпоследнее мытарство – ересей. На нем истязуется неправое мудрование о Боге, сомнения в вере, отступничество, богохульство и тому подобные согрешения.
На последнем мытарстве немилосердия, если кто и совершил многие подвиги поста и молитвы, но был немилосерд, задерживается и от самых врат Царствия низвергается в бездну.
Попросим же у всех прощения и покаемся, искренно покаемся, чтобы очиститься от грехов и успешно пройти через мытарства, как прошла их преподобная Феодора, ради многих своих молитв и трудов, а еще более ради молитв и подвигов преподобного Василия Нового, с которым она ныне радуется в Царстве Небесном. Аминь.
МЫТАРСТВО ФЕОДОРЫ.

1. Мытарство празднословия
Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот
Грех празднословия — праздное расточительство слов, многословие, невоздержанность в речи, когда дар слова используют для лжи, клеветы и брани. Пустой вздорный разговор. Грех словом — это не только празднословие, но и многоглаголание, пустословие, насмешки, сюда же относятся злые и нескромные шутки.
Осмеяние чьего либо уродства, суетная болтливость,безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный, пересуды, двоедушие, сплетни, остроты на счёт других, непристойные шутки, злонамеренное ябедничество, бранные, скверные, легкомысленные слова и кощунственные речи, пустые и бесполезные разговоры. Не надо думать, что грех празднословия незначительный и не тяжкий. Попробуйте сосчитать сказанные за день пустые слова… А за неделю, за месяц, а сколько их соберётся за год? Сложите их в пустой мешок и попробуйте приподнять его…Будет нелегко. Вот так «незначителен» этот грех, что перетянет все другие грехи за своей многочисленностью.
2. Мытарство лжи и клятвы.
Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия
Неисполнение данных обещаний, неискренность, лицемерие, преувеличение, хвастовство, ложный донос, сложение своей вины на невиновного, лицемерие, лукавство, хитрость, оклеветание, клятвопреступление, утаение на исповеди греха или пересказывание чего-либо ложного, нарушение клятвы, присяги, обетов , лжесвидетельство. Многие старцы признавали грех лжи противоестественным для человека, противным самой его природе. Ведь родоначальник и отец лжи есть диавол, первый обманщик и лицедей, возомнивший себя Богом и предложивший съесть Еве и Адаму запретный плод, чтобы «стать как Боги…»
3. Мытарство осуждения и клеветы
Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими
Грех осуждения — склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Этот грех находится в тесной связи со страстью гордости, осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. Грех оклеветания (часто произрастает из греха зависти) — это значит обесславить, похулить, посмеяться над чужими пороками, уничижение, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.
Всякое двоедушие по отношению к ближнему, даже малые и незначительные слова и поступки направленные к тому, чтобы представить нашего ближнего в худшем виде, всякое осуждение даже косвенно и вскользь — есть грех.
4. Мытарство чревоугодия
Страсть объядения и пьянства — это потерявшее правильность естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которое излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их. Грех пьянства — постоянное питие крепких напитков, нюхание различных зелий, курение табака, употребление других веществ, доводящих человека до опьянения.
В современном обществе распространён грех употребления наркотиков, приводящий душу в безумное состояние и убивающий её. К этому греху относится и спаивание вином (или чем нибудь иным), оплачивание услуг водкой, табаком и другими товарами, приводящими человека ко греху пьянства. Питие и ядение прежде Божественной Литургии в праздники и в воскресение. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырёх постов, установленных Церковью. Употребление рыбы и вина в те дни поста, когда нет на них разрешения. Нарушение любого поста скоромною пищею.
5. Мытарство лености
Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся
Грех лености — это беспечность, лень и нерадение в служении Богу, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство, неисполнение или недобросоветное исполнение своих обязанностей. Леность — это праздность, ничегонеделание, неблагодарность Богу, опущение по лености церковных служб, уныние и небрежение о своей душе. Грех лености относится к семи смертным грехам.
Современный человек очень любит покой и комфорт, окружает себя предметами удобными и изнеживающими его плоть. В жизни такого человека нет места для малейшего ущемления приятностей для души и прелестей для тела. Леность приводит к эгоизму и себялюбию, поражает и парализует волю человека, делая её неспособной к исправлению и духовному подвигу.
6. Мытарство воровства
Хищение (татьба) — грех, совершённый против чужого имущества, т.е. воровство — грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием. Виды хищения разнообразны: грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство, всякое присвоение чужой собственности путём обмана.
Принятие краденного (покупка и хранение), расхищение казённых денег или вещей полученных на хранение. Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках. Утаение найденной вещи, необличение и скрывание знаемого вора. Роскошь, расточительство, мотовство, трата денег на суетные дела. Многим кажется незначительным не заплатить за свет (мол ,у государства и без того денег много), не вернуть в библиотеку понравившуюся книгу, но вот из таких мелочей и складывается этот грех.
7. Мытарство сребролюбия и скупости
Это грех чрезвычайной важности: в нём одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Притворное нищенство. Уклонение от платежа долга, утаение найденного, обман при продаже, удержание платы с работника, неподаяние милостыни, непосещение больных, отказ в помощи страннику. Страсть к деньгам, к принятию даров, роскоши, пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям и нарядам.
Само чувство довольства от обладания материальными благами губительно для души. Можно с вожделением любоваться не только кучей денег, но самым невинным золотым колечком. Ведь в Евангелии сказано: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…» (Мф. 6:21)
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
Ростовщичество, взяточничество
Грех лихоимства — это грех присвоения чужого и мздоимства (давание денег в рост, неправедное приобретение, участие в лотерее, игра на бирже и прочее).Греху лихоимства всегда сопутствуют скупость и сребролюбие. Взяточничество, спекуляция, безбилетный проезд в общественном транспорте. Сейчас очень популярны всякие шоу и игры, в результате которых человек выигрывает деньги, практически не трудясь для этого.И совершенно порабощает волю человека игра в игровые автоматы, в рулетку, когда игроки проводят целые ночи в казино.
9. Мытарство неправды
Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы
Ложь — это сознательная попытка обмануть, используя любую форму неправды. Нет , пожалуй, ни одного более распространённого греха, чем ложь. Ложь по нужде, обман не в шутку, двуязычие, тайные козни против людей, лукавство, оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины, изворотливость, лесть или неискреннее сочуствие в обращении с людьми, подкуп, неискренний или неправдивый отзыв о человеке, бесчестие человека на словах (в письме или другим каким-либо образом), разглашение чужих пороков, слушание наговоров и по ним суждение о людях.
У многих людей входит в привычку слегка прихвастнуть, добавить что-то к произшедшему, придумать на ходу убедительный ответ начальнику, изменив чуть-чуть действительность, но всё это будет ложью.
10. Мытарство зависти
Грех зависти — зложелание, злорадство. Зависть чужому успеху, положению в обществе. Желание неудачи, провала, печального исхода для чужих дел. Радость чужому несчастью, неудаче. Зависть может довести до всякого злодеяния ближнему. Грех зависти относится к семи смертным грехам. Презрение кого-либо и почитание себя лучше, достойнее и праведнее других. Внушение злого совета, всегдашнее недовольство своим состоянием.
Наше общество серьёзно больно этим грехом и нет человека, который бы не смотрел в сторону соседа, — чего тот приобрёл нового: машину, дом или просто модное платье, испытывая отнюдь не радостные за него чувства. Даже разговоры про богатых и бедных небезобидны: в основе их лежит часто чувство зависти к чужому имуществу.
11. Мытарство гордости
Тщеславие, самонадеянность, презрение к другим, невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им. Стремление к почестям и требование для себя уважения от других, славолюбие любовь к чинам, высокомерие, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, безсовестность, надменность, отчуждённость от других людей, в чувстве превосходства над другими.
Обратите внимание, в разговорах о ближнем чего вы рассказываете больше: хорошего о них или плохого? Подумайте, сколько раз в день вы произносите слово «я» — это и будет небольшим показателем вашей гордости.
12. Мытарство гнева и ярости
Грех гнева — вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание о мести, раздражительность, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Это непристойный крик, спор, бранные, жестокие, колкие слова, ударение, толкание, убийство. Гнев проявляется в ссорах с ближними, в воспитании детей; в поведении — грубость, хамство, наглость, злая насмешливость, ярость. Даже по отношению к бессловесной твари испытывать гнев, бить животных, а также раздражаться на неодушевлённые предметы, срывать на них злость является грехом.
13. Мытарство злопомнения
Питание злобы к людям
Грех злопомнения (памятозлобия) — это злопамятство, непрощение обид, мстительность. Памятозлобные люди излишне требовательны к ближнему, долго помнят и держат в сердце обиду, чтобы возздать злом за зло. Этот грех противоречит и духу и букве Евангелия Христова. Не прощая других, отмщая им за обиду, содержа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.
Вспомните, сколько обидных слов, сказанных в ваш адрес, вы носите в своём сердце, иногда во всех подробностях помните ссору. Не утешайте себя тем, что вы потерпевшая сторона. В таком сердце, где нет места любви и прощению, нет места и для благодати Божией. Умейте прощать всем сердцем своих ближних.
14. Мытарство убийства
Страшнейшим грехом во все времена считалось — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт. Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны родители жестоко обращающиеся со своими детьми, те кто сплетнями, наговорами и клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего.
Своевременное неоказание помощи больному, умирающему, равнодушие к чужим страданиям — рассматривается как пассивное убийство (отношение к престарелым родителям со стороны детей). Неоказание помощи человеку попавшему в беду (бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому и т. д.). Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака. Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти. Доставление убийцам убежища, доставление к убийце или самоубийце средств к преступлению, умолчание о чьём-либо приготовлении или самом покушении к убийству. Содействие к ускорению чьей -либо смерти, отказ врача в помощи заболевшему, умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное, недосмотр за больным в беспамятстве, жестокость к убогим и уродам, доведение кого-либо до внезапной смерти или самоубийства. Продажа в пищу чего-либо вредного для здоровья. Осуждение на суд невинного или оправдание виновного, зная о невиновности первого и виновности последнего.
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
Ворожба, использование богослужебных предметов для этой цели, гадание на картах, участие в каких-либо еретических таинствах и обрядах, сознательное заупокойное поминание живых лиц, заговоры, распространение слухов о конце мира, ложных чудесах и знамениях, обращение к колдунам, гадалкам, ворожеям, занятия теософией, окультизмом, спиритизмом, призывание бесов.
Очень близки к контакту с невидимым бесовским миром, так называемые современные лженауки, такие как экстрасенсорика, использование медиумов для познания будущего, астрология. Неудивительно для нематериальных духов, находящихся под властью диавола, узнать будущее о человеке. Но поражает та безумная беспечность, которой отдаётся человек, общаясь с тёмным миром духов. Получается, что современному человеку легче верить бесам (через какого-нибудь самозванного оракула), чем Святому Богу и Церкви, предостерегающей от такого общения.
16. Мытарство блуда
Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения
Блуд — плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины до брака (или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака), всякая блудная мысль, мечтание, мысленные услаждения, усладительные воспоминания бывших своих грехов, чтение литературы и просмотр фильмов, фотографий вызывающих страстное любопытство и описывающих разврат, скверноматерная брань, всякое сквернословие, обольщение невинного лица, издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений.
Помните, что грех этот начинается с малого попущения и быстро берёт в плен, зажигая страстной похотью человеческую плоть. Современное воззрение на так называемые «свободные отношения» является настоящим блудом в очах Божиих и перед лицом Святой Церкви.
17.Мытарство прелюбодеяния
Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие
Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов. Гражданский брак без церковного венчания, отговор и прямое препятствие другим вступить в законный брак, незаконная беременность, взаимное уклонение супругов друг от друга для свободного сожительства с другими, самовольный развод, оставление женой мужа и наоборот — во время болезни или другого несчастья, вступление в брак при живой жене или при живом муже. Своевольное самоуправство жены, уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу. Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа, ревность, упрёки между супругами из-за бесплодства.
18. Мытарство содомских грехов
Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи
Кровосмешение (плотская связь между близкими родственниками), противоестественные половые связи (мужеложство, лесбиянство, малакия. скотоложство), согрешение блудом с разными лицами, наложничество. Впадение в блуд в кумовстве, с крестниками, вообще в духовном родстве.
В современном обществе уже спокойно смотрят на однополые браки и нас уже не удивляет открытое бесстыдное поведение многих известных в обществе людей. Даже сочуствие к ним и понимание «их проблем» есть грех и соучастие в содомском грехе.
19. Мытарство ересей
Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания
Неправые мудрования о вере, отступничества от православного исповедания веры и её искажение, неверие, сомнение о вере, порицание святыни, сочуствие еретическим и сектантским учениям. Хульные и бранные слова по отношению к церкви и её святыням. Открытое навязывание и учительство материалистических взглядов, атеизм, участие в атеистических организациях (пионеры и т. д.), исповедующих неверие в Бога.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия
Отказ в милостыни, жестокосердность к нуждающимся
Милосердие — сердоболие, сочуствие, любовь в деле, готовность делать добро всякому (Даль). В Нагорной проповеди, которую произнёс Господь на горе Блаженств, в Евангелии от апостола Матвея сказано: » Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут» (Матвея 5:7) Дальше, в Евангелии от апостола Луки говорится: «будите милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:36). Здесь Священное Писание нас учит быть милосердными и ставит нам в пример Отца нашего Господа Бога. Вообще мы должны стараться приближаться в своих качествах к Господу Богу.
Одна из самых главных обязанностей христианина это на деле проявлять свое доброжелательство, благотворительность, милосердие и любовь к другим; не думая о личной выгоде и корысти. Христианин должен всегда оказывать телесную и духовную помощь своим близким. Милосердный человек имеет доброе сострадательное сердце и любящую душу.
Нужно помочь нуждающимся, больным и немощным (одеть, накормить и напоить). Кроме помощи телесной, нужно оказывать и духовную помощь. Если у нашего близкого затруднение, печаль, горе то нужно помочь делом, советом, направить или наставить. Если мы видим, что наш близкий заблуждается и грешит, то наш долг помочь, направить и объяснить ему, что его поступок — грех. Но все это нужно делать не со злобной критикой, но как доктор советовать и с любовью и лаской наставлять и спасать его от греха. (В этом случае православно-христианское учение совершенно несогласно с принятым в нашем обществе подходом не вмешиваться в чужие дела). У немилосердного человека жестокое несострадательное сердце: по-настоящему он никого, кроме себя, не любит. Такой человек подобен Евангельскому фарисею: он исполнил все добродетели, кроме последней — милосердие.
Чтобы не грешить немилосердием нужно — при всякой возможности — делать противоположную добродетель, то есть нужно оказывать милосердие ближнему и всякой твари. За дела милосердия Господь прощает многие наши грехи.
…Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святаго! Даруй нам всепобеждающее смирение — что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем супротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла!
Сие и буди, буди! Аминь.
Страшный суд Божий
Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души».
Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.
На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред Оком Всевидящего Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях.
Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, по приговору невидимого суда влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.
Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов.
В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его, преп. Григорию (тоже 26 марта), были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам блаженной Феодоры.
См. Слово об Исповеди.
Ниже приведен краткий список грехов, истязаемых на всех 20 мытарствах, в качестве вспомогательного инструмента для более тщательной подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди).Вопросы в мытарствах начинаются с грехов, как мы называем, «малых», общечеловеческих (празднословие) и чем идут дальше, тем касаются грехов более важных и оканчиваются в 20-м мытарстве немилосердием и жесткостью к ближнему – грехами самыми тяжкими, за которые, по слову Божью, бывает «суд без милости» не сотворившему милости.
1.СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.
2.ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.
3.КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.
4.ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.
5.ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.
6.ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.
7.СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.
8.ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.
9.НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.
10.ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.
11.ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.
12.ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.
15.ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.
16.ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.
17.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.
18.БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).
19.ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.
20.НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.
См. Слово об Исповеди
См. Восемь главных страстей и добродетелей (Свт. Игнатий Брянчанинов)
См. Как приготовиться ко Святому Причащению