МЫТАРЬ
(Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).
Библейская энциклопедия, Никифор. 2012
В поэтике великого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо эффекты светотени (кьяроскуро) являются не только элементом изобразительной виртуозности: они представляют собой мощное средство для передачи символических посланий.
В знаменитой картине «Призвание апостола Матфея», находящейся в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме, художник образно пересказывает евангелиста Иоанна: Христос, Воплощённое Слово, Свет миру, позволяет людям принять Себя или отвергнуть. Его принимают те, кто в вере вручает Ему себя, а отвергают те, кто предпочитает свету тьму.
В прологе четвёртого Евангелия говорится: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (1, 9-12).
На картине Караваджо такое противопоставление возникает из расположения и поз персонажей, изображённых под лучом света, разрезающего темноту пространства.
Тёмная лавка мытаря Матфея — это место, посвящённое поклонению «маммоне беззакония». Слово «маммона», напоминающее о божестве богатства в пантеоне древних финикийцев, обозначает в Евангелии идолопоклонство деньгам. Иисус использует его, когда предупреждает: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6, 24).
Длинный стол служит алтарём поклонения, за которым сидит небольшое собрание «поклонников», занятых подсчётом монет. В центре восседает мытарь Матфей: похоже, что он совершает своеобразную литургию, служителем которой он считает самого себя.
Внезапное появление Иисуса в сопровождении Петра вызывает различные реакции. Две фигуры на левой стороне настолько поглощены подсчётами, что не обращают ни малейшего внимания на вошедших и тем более на призыв Христа к Матфею. Наоборот, внезапный свет только усиливает их внимание к монетам, изучаемым даже с помощью пары очков.
На этом же столе — перед Матфеем — на видном месте лежит книга записей, в которой перо мытаря старательно отмечает баланс прибыли и убытков этого обожествлённого капитала, бывшего до сих пор хозяином жизни Матфея, его мыслей и планов. Уже совсем другими они будут вскоре — и об этом времени возвещает входящий Посетитель. Это будут великие писания, которые Левий Матфей передаст своим Евангелием Народу Божьему и каждому верующему человеку.
Рядом с книгой мешочек с монетами напоминает по контрасту о предостережении Христа: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои…» (Мф 10, 9). Для совершаемой финансовой «литургии» вовсе не кажется чуждым присутствие вооруженных людей; даже меч того, кто сидит спиной к зрителю, воспринимается как инструмент, который имеет участие в ритуале. Неслучайно святой Франциск Ассизский говорил в свое время епископу Гвидо: «Если бы у нас было имущество, нам пришлось бы обеспечить себя оружием, чтобы защитить его».
В отличие от первых двух персонажей Матфей и молодые воины поражены внезапным появлением двух новых гостей; об этом говорит движение глаз, лиц и поворот тел. Руки мытаря передают несомненный, явный контраст: правая рука недвижимо лежит на столе, в то время как левая энергично устремлена к груди. Глаза Матфея вопрошающе устремлены на Христа, как бы спрашивая: «Для меня ли Ты пришел, прямо сюда, где только и делают, что торгуются и говорят о деньгах?»
Протянутые руки Христа и Петра не оставляют места для сомнений: «Твое занятие и твои деньги — это тюрьма для тебя. Пришло к тебе Царство Божие; оно стоит со Мной у дверей твоей жизни и требует именно тебя».
Что касается образа жизни, связанного с новым приключением, говорит скромное одеяние двух вновь пришедших: оно составляет разительный контраст с изысканной и богатой одеждой присутствующих, наряженных в соответствии со вкусами современников живописца. Эта деталь — несоответствующие времени одеяния Иисуса и Петра — отсылает к извечной злободневности дилеммы между поклонением Богу и идолопоклонством денег: это противостояние никак не меняется с течением временем или с изменением моды.
Рассматривая эту сцену более внимательно, можно заметить одну деталь, которая требует дальнейшего исследования: рука Иисуса — в жесте и в положении пальцев — повторяет с удивительной точностью жест, зафиксированный на расписном потолке Сикстинской капеллы. Именно там другой Микеланджело — Буонарроти — изобразил сотворение человека.
Руку Адама из Сикстинской капеллы, которая через прикосновение пальца Бога пробуждается к жизни, мы находим на картине в римской церкви Сан-Луиджи-Деи-Франчези. Это рука Иисуса, Который, согласно богословию святого апостола Павла, является новым Адамом, и этот новый Адам пришёл в мир привить человеку божественную жизнь в Святом Духе.
Эта рука исполненного Божественной благодати Сына Человеческого, протянутая в направлении грешника Матфею, заполняет пространство между Богом и человеком, засыпает ту пропасть, которую наш общий предок вырыл своим грехом в ущерб самому себе и своим потомкам. Именно через руки Сына, нового Адама, Отец сможет рождать Себе других детей в Святом Духе. Эти дети будут освобождены от, казалось бы, непобедимой силы, которая ввергает их в рабство смерти. С Христом, и через Христа начнется новый исход освобождения к жизни, которая не будет иметь конца. Именно этот новый исход становится причиной трогательного призыва к мытарю Матфею оставить всё и стать одним из Двенадцати, которые ближе других следуют за Господом.
Эта деталь, связанная с протянутой рукой Спасителя, поднимает среди прочего вопрос относительно Сикстинской фрески: почему Микеланджело, интерпретируя рассказ из Бытия, отклонился от библейского образа (Быт 2, 7): «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою?» Что это — лишь формальный выбор, который давал возможность художнику избегнуть изображения Творца в менее эстетичной позе, дующим на лицо Адама, и поэтому Микеланджело предпочёл более гармоничное движение двух вытянутых рук?
Ответ на вопрос находится в хорошо известном, древнем гимне римской литургии Veni Creator Spiritus, который наделяет Святого Духа титулом Digitus paternae dexterae, означающим «перст правой руки Небесного Отца». Затем, в следующих стихах мы находим воззвания, полностью совпадающие по своему характеру с темой Божественной жизни, которую Господь вдохнул в человека: «Accende lumen sensibus, infunde amorem cordibus» («Зажги свет чувств, всели любовь в сердца»).
Вспышка света и его отблески — дело Святого Духа — ещё ярче выражены лучом, ворвавшимся в пространство одновременно со входом Иисуса и апостола Петра: этот ослепительный луч вдыхает жизнь всему контрасту цветов, теней и выражений, фигурам и лицам маленького собрания.
Именно со входом Христа эта темная комната освещается. В самом деле, через окно ни один проблеск не просвечивает, чтобы победить нависающую тень.
Вместо этого в пространстве затемнённого окна, над вытянутой вперёд рукой Иисуса, вырисовывается крест, лишённый даже намека на славу. Этот крест нельзя не заметить, и он обладает самым очевидным символическим смыслом.
Ещё одно, последнее замечание касается факта, выходящего за пределы нормы по отношению к классической иконографии: фигура Христа помещена на фоне, в то время как на переднем плане расположена фигура Петра, изображённого со спины. Первый из апостолов своей рукой повторяет по-своему, почти застенчиво, жест Христа: в намерениях художника он символически представляет собой образ Церкви. Караваджо ставит нас перед точным указанием о том, что призыв следовать за Христом проходит через Церковь, которая сочетает в себе величие и нищету, порывы веры и отвержения.
Послушание зрелой веры часто включает в себя конкретную жертву, которая всегда обуславливает пребывающую в паломничестве Церковь, и которую она должна уметь великодушно приносить. Именно проходя через многие противоречия и выстрадав их, верующие призваны искать встречи со Христом. Именно так искатель Бога открывает для себя благородство лика Иисуса Христа, а также силу жеста, которым Господь призывает людей следовать за Ним.
Новое время диктует иные условия жизни, меняет сознание граждан, обусловливает формирование новых подходов к работе. Реформирование налоговой и таможенной служб Украины, создание общенационального фискального органа — Министерства налогов и сборов Украины и есть те положительные изменения, которые вызваны велением времени. Новообразованное Министерство должно быть единым органом, одновременно занимающимся экономикой и обладающим правоохранительными функциями. Новая финансово-налоговая структура, строящаяся на лучших европейских принципах, в сложных кризисных условиях современности должна создать надежный фундамент для обеспечения государства денежными средствами.
Многие страны мира уже имеют опыт слияния двух ведомств, и хотя в каждом отдельном случае речь идет об абсолютно разных факторах успеха и подводных течениях подобных реформ, все они, так или иначе, были эффективны. Не копировать какую-либо из существующих моделей, а принять за основу все самое лучшее из мировой практики и создать собственную модель — такая цель стоит перед специалистами, закладывающими основы финансово-налоговой структуры.
Впрочем слияние налоговой и таможенной служб исторически не ново. В Украине они были объединены еще при гетманстве Богдана Хмельницкого (1648 — 1657), когда действовал единый общегосударственный «войсковый скарб», который объединял обе фискальные службы. Единой была фискальная система гетманского государства и во второй половине XVII — XVIII в. Такой же оставалась налогово-таможенная система и при возглавляемом Владимиром Винниченко правительстве во времена Украинской Народной Республики (1917 — 1918) и при Генеральном секретарстве финансов.
Издавна об уплате налогов заботилась и церковь. Именно бывшего сборщика налогов — апостола Матфея избрал Бог для написания первой книги Святого Евангелия, на страницах которого есть такие слова Христа, адресованные ученикам фарисеев и иродианам:
«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
(Мф. 22:21).
Итак, бывший сборщик налогов, а впоследствии ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Матфей (называемый Левием), верный последователь Сына Божьего, и может служить, по нашему мнению, образом достойного налоговика и таможенника для современных служащих в этой сфере.
Матфей жил, собирал налоги и пошлину в галилейском г. Капернауме. Его служебная ятка (временное легкое здание, накрытое камышом для защиты от солнца и дождя. — Авт.) находилась у городских ворот. Здесь он взимал пошлину с купцов, направлявшихся в город со своими товарами, и с местных торговцев, продающих всякую всячину рядом на торжище. Разумеется, такие действия Матфея, как и поведение других тогдашних чиновников, собиравших налоги в казну имперского Рима, не вызывали симпатий со стороны населения захваченных римлянинами земель. Такое отношение имело под собой довольно веские основания, так как среди библейских сборщиков налогов (как и среди наших современников) были такие, которые откровенно унижали простого человека, грубо обращались с плательщиками, обирали их и умышленно обижали. По этому поводу в Евангелии (Лк. 3:12-14) есть поучительная притча:
«Пришли и мытари креститься, и сказали ему (Иоанну Крестителю — Авт.): учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Как бывшее должностное лицо и мытарь Матфей обращал особое внимание на отношение Иисуса Христа и его последователей к выполнению закона. Описывая святые дела Сына Божьего, апостол полностью однозначно свидетельствовал о том, что Христос проповедовал законопослушание и призывал всех своих последователей соблюдать закон:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»
(Мф. 5:17).
Еще один принципиально важный эпизод из законотворческой деятельности Иисуса Христа, свидетельствующий о его отношении к выполнению закона, в частности к уплате налогов, зафиксировал святой Матфей в Евангелии:
«Когда же пришли в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (дидрахма — монета, равная двум драхмам. — Авт.) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: Как тебе кажется, Симон: цари земные с кого берут пошлины или подати: с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны, но чтобы вам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и открыв у ней рот, и найдешь статир (статир равнялся четырем драхмам. — Авт.); возьми его и отдай им за Меня и за себя»
(Мф. 17:24-27).
Из Библии узнаем об обстоятельствах обращения Матфея в веру во Христа. Находясь в г. Капернауме, Сын Божий увидел сидящего у мытницы Матфея и сказал ему: «Следуй за Мною!» Мудрый Матфей, услышав призыв, всем сердцем уверовал в Иисуса и не колеблясь оставил свое рабочее место и пошел вслед за Спасителем.
От радости Матфей устроил у себя дома торжественную трапезу, на которую пригласил Иисуса Христа, его учеников, своих родственников и многих коллег — сборщиков налогов, а также некоторых книжников и фарисеев (Лк.5:27-32). Увидев, что Христос не гнушается грешников, они роптали и говорили Иисусу и его ученикам: почему он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же услышав слова их, сказал им:
«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Лк. 5:31).
С тех пор Матфей никогда не покидал Иисуса, везде сопровождая вместе с его ближайшими последователями. Он был живым свидетелем его чудных дел и слушателем проповедей, присутствовал при творимых им чудесах, сокрушался во время страданий и крестной смерти, восторжествовал при славном Вознесении.
Именно как налоговик и таможенник апостол Матфей имел замечательную привычку — все сверять, запоминать и скрупулезно записывать. И отчасти, видимо, поэтому он и стал одним из авторов первой книги Евангелия — истинного и искреннего благовествования о земной жизни и славных делах Спасителя.
По замечательном Вознесении Христа апостолы, выполняя заветы Сына Божьего, разошлись по миру для проповеди святого учения и свидетельства правды Господней, а Матфей еще восемь лет проповедовал в Палестине, завершая здесь святую летопись — свое свидетельство о благодатных делах Иисуса Христа.
Оставив Иудею, апостол Матфей проповедовал Слово Божье в Сирии, Мидии, Македонии, Персии и напоследок в Африке. Местом своего благовествования на черном континенте апостол Матфей избрал неграмотную языческую Эфиопию. Там на высокой горе, соблюдая пост, он молился Богу об обращении этого народа в христианскую веру. И именно здесь, в Африке, Матфей пережил чудо, которое стало господствующей доминантой всей его жизни. Святому апостолу явился Господь, вручил ему жезл, и велел установить его возле построенной Матфеем церкви. Матфей выполнил поручение Господа, и на глазах многих людей из жезла, как обещал Христос, выросло высокое дерево с большими и сладкими плодами, а из корня его истек источник чистой воды. Местные жители пришли тогда к дереву, съели плоды, испили воды, и, слушая проповедь апостола, уверовали в Господа; здесь же Матфей крестил их в чудотворном источнике.
Местные правители преследовали святого апостола, но ни огнем, ни водой, ни пытками не могли уничтожить ученика Иисуса Христа. Произнося молитвы, святой Евангелист легко переносил все пытки. Апостол «запретил огню» и вышел из него невредимым и, помолившись, сам отдал свою душу в руки Божьи.
Память святого апостола и евангелиста Матфея православные христиане отмечают 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) и 13 июля (по старому стилю 30 июня) в день памяти 12 апостолов.
Сергей ТРУСОВ,
Климентий ГАЛЬСКИЙ
Матфей, сборщик налогов
Несомненно, Матфей написал одно из Евангелий, в названии которого звучит его имя. Следовательно, мы могли бы надеяться узнать много подробностей об этом человеке и его характере. Но на самом деле мы очень мало знаем о Матфее. Нам известно лишь то, что он был смиренным, скромным человеком, который на протяжении всего рассказа о жизни и служении Иисуса остается в тени.
Во всем Евангелии Матфей упоминает свое имя лишь дважды. (Один раз — когда описывает свое призвание, и второй раз — в перечислении имен апостолов).
Матфей был мытарем, то есть сборщиком налогов, когда Иисус призвал его к служению. Такая рекомендация отнюдь не красила человека, который станет апостолом Христа, руководителем церкви и проповедником Евангелия. К тому же мытари были самыми презренными людьми во всем Израиле. Все еврейское общество ненавидело их. Мытари считались более презренными, чем даже иродиане (иудеи, соблюдавшие верность идумейской династии Иродов), и более достойными поношения, чем римские воины, оккупировавшие Израиль. Сборщиками налогов становились люди, которые покупали у римского императора привилегию взимать налоги. Затем они собирали подать с израильского народа, чтобы наполнить римскую казну, а также набить свои карманы. Зачастую с помощью наемных разбойников они силой выколачивали из людей деньги. Большинство мытарей были подлыми и беспринципными негодяями.
В 9-й главе Евангелия от Матфея (ст.9) описывается призвание подобного человека. Повествование об этом событии ниоткуда не проистекает, оно застает читателя врасплох: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Только в этом отрывке нам удается лишь раз увидеть характер того, кто писал это Евангелие.
В следующих нескольких стихах Матфей пишет: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его» (Матф. 9:10). Лука же говорит, что на самом деле это Матфей устроил у себя дома богатое пиршество в честь Иисуса. Вероятно, Матфей пригласил на праздник множество знакомых мытарей, изгоев общества, чтобы они могли встретиться с Иисусом. Итак, как и в случае с Филиппом и Андреем, когда Матфей последовал за Иисусом, первым его побуждением было пригласить своих близких друзей и познакомить их со Спасителем.
Лука рассказывает, что произошло во время ужина: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук. 5:29–32).
Почему Матфей пригласил к себе мытарей и других отверженных? Потому что он был знаком только с такими людьми. Только они могли общаться с человеком, подобным Матфею. На самом деле Матфей не был достаточно хорошо знаком ни с одним человеком, принадлежащим к элите. Он был мытарем, а мытари находились в обществе на том же положении, что и блудницы (Матф. 21:32). Кроме того, Матфей был иудеем, что еще более ухудшало его положение. Он сделался предателем своего народа, отщепенцем, религиозным изгоем, которому не разрешалось входить ни в одну синагогу.
Поэтому единственными друзьями Матфея была чернь: жалкие преступники, хулиганы, блудницы и другие люди того же сорта. Именно их Матфей пригласил к себе домой, чтобы познакомить с Иисусом. Исходя из повествования Матфея, Иисус и апостолы с радостью приняли приглашение и ели вместе с приглашенными.
Конечно же, люди, принадлежащие к религиозной системе, возмутились и даже пришли в ярость. Не теряя времени, они высказали ученикам свое возмущение. Иисус же ответил им, что именно больным людям нужен врач. Ведь Он пришел не к тем, кто считает себя самоправедными, а к грешникам, чтобы призвать их к покаянию. Иными словами, Иисус ничего не мог сделать для религиозной элиты, пока она продолжала держаться за свою лживую видимость благочестия. А такие люди, как Матфей, готовые исповедать свой грех, могли получить прощение и искупление.
Интересно обратить внимание на то, что в Евангелиях особо упоминаются три мытаря, причем каждый из них получил прощение. В Евангелии от Луки (19:2-10) мы читаем о Закхее; в этом же Евангелии (18:10–14) записана притча о мытаре; есть еще один мытарь — Матфей. Более того, в Евангелии от Луки (15:1) написано, что «приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его». Еще в Евангелии от Луки (7:29) мы читаем, что произошло после того, как Иисус одобрил и высоко оценил служение Иоанна Крестителя: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым». Божий Сын убеждал религиозных вождей:
«…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Матф. 21:31–32).
Притча о мытаре и фарисее, записанная в Евангелии от Луки (18:10–14), вполне вероятно, основана на реальном случае. Иисус сказал:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что этот пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Обратите внимание на то, что мытарь стоял «вдали». Он должен был оставаться вдали. В Храме ему бы не позволили пройти дальше двора язычников. По сути, мытарям необходимо было держаться в стороне от любой группы людей, потому что их сильно ненавидели. В иудейском Талмуде говорилось, что хитрить и обманывать сборщика налогов — праведное дело, ведь именно такого отношения заслуживали профессиональные вымогатели.
Для римского правительства мытари, несомненно, должны были собирать определенную сумму налогов (ср. Матф. 22:21; Рим. 13:7). Однако существовала и негласная договоренность с римским императором о том, что мытари могли взимать и другие всевозможные налоги и дополнительные подати, при этом им разрешалось оставлять себе определенный процент от суммы. Существовало два вида сборщиков налогов: габбай и мокес. Габбаи были обычными мытарями. Они собирали налоги на доход с недвижимого имущества, налог на доходы и подушный налог. Размеры налогов устанавливались в соответствии с официальными расчетами, поэтому на таких налогах невозможно было получить большие взятки. Мокесы собирали подати на импорт и экспорт, на товары для внутренней торговли, то есть буквально со всего. Свои столы они устанавливали на обочинах дорог и у мостов и взимали налог как с вьючного животного, так и с повозки для перевозки груза, брали пошлину на свертки, письма. Зачастую расчеты мокес были произвольными.
Среди мокес различали великих и маленьких мокес. Великие мокес оставались «за кулисами» и нанимали к себе на работу других мытарей. (Вероятно, Закхей был великий мокес — «начальник мытарей» /Лк. 19:2/). А Матфей, судя по всему, был маленький мокес, потому что имел дело непосредственно с людьми (Матф. 9:9). Люди всегда видели его и гневались на него, для них Матфей был худшим из худших. Ни один уважающий себя иудей в здравом рассудке не примет решение стать мытарем. Таким образом, Матфей полностью отрезал себя не только от общения со своим народом, но и от общения со своим Богом. Из-за того, что ему запрещалось посещать синагогу, приносить Богу жертвы и поклоняться в Храме, по сути, он считался язычником.
Поэтому Матфей, вероятно, был просто ошеломлен, когда Иисус избрал его. Это было подобно грому среди ясного неба. По рассказам самого Матфея, Иисус увидел мытаря, сидящего у сбора пошлин, и просто сказал: «Следуй за Мною» (Матф. 9:9). Матфей, не колеблясь ни минуты, сразу же «встал и последовал за Ним». Он оставил свой ящик с деньгами и навсегда ушел от проклятой работы.
Принятое Матфеем решение было окончательным. Тогда не было недостатка в «жадных пираньях», жаждущих заполучить право на сбор пошлин. Поэтому можно быть вполне уверенным, что, как только Матфей оставил свою работу, кто-то другой сразу же взял ее на себя. Оставив свою должность, Матфей больше не мог возвратиться к ней. Более того, он никогда не жалел о принятом решении.
Что же переполняло такого человека, как Матфей, что заставило его все оставить в один момент? Можно предположить, что Матфей был практичным, меркантильным человеком. Во всяком случае, когда-то он был таким, иначе не смог бы получить свою должность. Так почему же теперь он оставил все и последовал за Иисусом, не зная, что ожидает его в будущем?
Самый лучший ответ могут нам дать душевные муки Матфея, пережитые из-за избранной им профессии, ведь глубоко в душе он оставался иудеем, который знал Ветхий Завет. Матфей испытывал духовный голод. Вероятно, в какой-то момент жизни, уже после того, как им была избрана презренная профессия, мытаря охватил гнетущий духовный голод, и он (Матфей) стал истинным искателем истины. Конечно же, Сам Бог звал его и привлекал к Себе; Его зов был непреодолимым.
Нам известно, что Матфей очень хорошо знал Ветхий Завет, ведь в написанном им Евангелии девяносто девять раз цитируются ветхозаветные книги. А это больше, чем цитировали Писание Марк, Лука и Иоанн, вместе взятые. Вполне очевидно, что познания Матфея в Ветхом Завете были обширными. В действительности, он цитирует места из Закона, Псалмов и Пророков, то есть из всех ветхозаветных Писаний. Должно быть, он изучал Ветхий Завет сам, потому что ему не разрешалось слушать объяснение Божьего Слова в синагоге. Вероятно, мытарь обратился к Писанию, чтобы заполнить пустоту своей жизни.
Матфей верил в истинного Бога. И зная, что записано в откровении Божьем, он хорошо понял обетования о Мессии. Он также, по всей вероятности, знал об Иисусе. Сидя при дорогах у стола для сбора пошлин, он все время слышал новости о Чудотворце, Который исцелял, изгонял бесов и вершил чудеса. Итак, когда пришел Иисус и призвал Матфея следовать за Ним, Матфей уже имел достаточную веру, чтобы оставить все и повиноваться призыву. Веру мытаря ясно видно не только в его мгновенном отклике на призыв Иисуса, но и в том пиршестве для благовестия, которое он устроил в своем доме.
Вот буквально и все, что нам известно о Матфее: он знал Ветхий Завет, верил в Бога, ожидал Мессию, а встретившись с Иисусом, мгновенно оставил все и, радуясь новым прекрасным взаимоотношениям, принял в своем доме отверженных людей своего мира и познакомил их со Христом. Он стал человеком тихим и смиренным, который любил «отверженное» мира и не давал места религиозному лицемерию. Он был человеком великой веры и полностью покорился господству Христа. Матфей остается для нас ярким напоминанием о том, что зачастую Господь избирает самых презренных людей мира, искупает их, очищает их сердца и творит через них нечто прекрасное.
Тема о прощении красной нитью проходит через все Евангелие от Матфея, начиная с 9-й главы, где описывается обращение мытаря. Конечно же, еще будучи мытарем, Матфей знал о своих грехах, своей жадности, о том, что совершил предательство своего народа. Он знал, что виновен во взяточничестве, стяжательстве, угнетении и оскорблении людей. Когда же Иисус сказал ему: «Следуй за Мною», в том повелении Матфей услышал обетование о прощении его грехов. Его сердце уже жаждало такого прощения. Вот почему он встал и, ни минуты не колеблясь, весь остаток жизни посвятил следованию за Христом.
Мы знаем, что Матфей писал Евангелие непосредственно для иудеев. Предания говорят, что в течение многих лет апостол трудился среди иудеев, как в Израиле, так и в других странах, и умер мученической смертью за веру. Не существует достоверных источников, где говорилось бы о том, как умер апостол. Однако в ранних преданиях записано, что апостола сожгли. Итак, человек, который, не думая ни минуты, оставил доходную карьеру, до самого конца жизни остался усердным последователем Христа, готовым отдать Господу все без остатка.
Следующая глава >>
Содержание
Матфей
Матфей Однажды, когда Иисус жил в Капернауме, Он вышел к Геннисаретскому озеру и учил здесь народ. Возвращаясь, Он увидел мытаря Матфея, сидящего за сбором пошлины, и сказал ему: «Следуй за Мной». Тот встал, оставил всё и последовал за Ним. И когда Иисус пришёл в его дом и
Вопрос об уплате налогов
Вопрос об уплате налогов (Мк. 12:13–17; Лк. 20:20–26)15 После этого блюстители Закона стали советоваться, как бы им поймать Ису на слове. 16 Они подослали к Нему своих учеников вместе со сторонниками правителя Ирода.— Учитель, — спросили они, — мы знаем, что Ты Человек честный и
Вопрос об уплате налогов (Мат. 22:15–22; Лк. 20:20–26)13 Потом они подослали к Исе блюстителей Закона и сторонников правителя Ирода, чтобы те поймали Его на слове. 14 Подойдя к Исе, они сказали:— Учитель! Мы знаем, что Ты Человек честный и не стремишься никому угодить. Ты
Притча о блюстителе Закона и сборщике налогов
Притча о блюстителе Закона и сборщике налогов 9 Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иса рассказал такую притчу:10 — Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был блюститель Закона, а другой — сборщик налогов. 11
Покаяние сборщика налогов Заккая
Покаяние сборщика налогов Заккая 1 Иса вошёл в Иерихон и проходил через город. 2 Там был человек, которого звали Заккай, он был начальником сборщиков налогов и богатым человеком. 3 Он пытался увидеть, кто же Этот Иса, но не мог из-за толпы, потому что был маленького роста. 4
Вопрос об уплате налогов (Мат. 22:15–22; Мк. 12:13–17)20 Они стали внимательно следить за Исой и подослали к Нему людей, которые, притворясь искренними, попытались бы подловить Его на слове, чтобы можно было отдать Его во власть римского наместника. 21 Те спросили Ису:— Учитель, мы
И сборщику налогов предложено изменить свою жизнь
И сборщику налогов предложено изменить свою жизнь 27 Когда же Иисус вышел после этого из дома, Он увидел сидевшего на своем месте сборщика налогов по имени Левий и сказал ему: «Иди за Мной». 28 И тот, оставив всё, встал и пошел за Иисусом.29 И устроил Левий в честь Иисуса в своем
Притча о фарисее и сборщике налогов
Притча о фарисее и сборщике налогов 9 А тем, кто был уверен в своей праведности и свысока глядел на всех остальных, Иисус рассказал такую притчу: 10 «Два человека зашли в Храм помолиться: один — фарисей, а другой — сборщик налогов. 11 Фарисей, встав впереди, молился про себя
Сборщик податей и его тень
Сборщик податей и его тень Сборщик податей любил задавать вопросы «ни о чём», но тем не менее опасного, ядовитого свойства. Ходжа предпочитал уклоняться от встреч с ним и уж тем более от общения. Но в этот раз тот остановил спешащего на базар Ходжу:– Здравствуй,
Вопрос об уплате налогов (Мк. 12:13–17; Лк. 20:20–26)15 После этого фарисеи стали советоваться, как бы им поймать Иисуса на слове. 16 Они подослали к Нему своих учеников и иродиан a.— Учитель, — спросили они, — мы знаем, что Ты Человек честный и истинно учишь пути Божьему. Ты
Притча о фарисее и сборщике налогов 9 Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:10 — Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик налогов. 11 Фарисей, встав, молился
Покаяние сборщика налогов Закхея
Покаяние сборщика налогов Закхея 1 Иисус вошел в Иерихон и проходил через город. 2 Там был человек, которого звали Закхей, он был начальником сборщиков налогов и богатым человеком. 3 Он пытался увидеть, кто же этот Иисус, но не мог из-за толпы, потому что был маленького роста.
Вопрос об уплате налогов (Мат. 22:15–22; Мк. 12:13–17)20 Они стали внимательно следить за Иисусом и подослали к Нему людей, которые, притворясь искренними, попытались бы подловить Его на слове, чтобы можно было отдать Его во власть наместника. 21 Те спросили Иисуса:— Учитель, мы
). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ().
Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.
Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (), Царя над миром видимым и невидимым () и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (), о достоинстве служителей Царства в мире (), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (), о смирении и простоте наследников Царства ( ; 1 ; ; ; ), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности ( ; )
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).
Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.
В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.
Иконописный подлинник
Сербия. XIII.
Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII — начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.
(Собор 12 апостолов), 16 ноября .
Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы , апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине . Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме , святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию , Лидию , Персию , Парфию , закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии . Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон .
Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ ).
Он был братом апостола Иакова Алфеева. По роду своего занятия Матфей был мытарем, т.е. собирал сбор для Рима, ведь, как известно, евреи находились во власти Римского государства. Жил Матфий в Капернауме, когда он услышал призыв Христа следовать за Ним, он оставил все и пошел следом за Спасителем.
Именно Матфей пригласил в свой дом Учителя и Его учеников, которые не отвергли этого приглашения, а отведали трапезу со знакомыми мытаря, такими же грешными, как и он. Этот факт поразил сильнейшим образом книжников и фарисеев, ведь мытари отождествлялись у всех с понятием жадность и жестокость. Они собирали подать с явной выгодой для себя, и многие люди не считали себя способными с ними общаться. Но Господь своим шагом хотел показать всем, что Он пришел призвать не праведных, а грешных. Апостол Матфей раскаялся в своих грехах, он раздал тем, кого обирал раньше, суммы вчетверо большие. За свою преданность и веру, он сподобился видеть Крестные страдания Христа, Его Вознесение на небо.
В День Пятидесятницы на него снизошли дары Духа Святого, и апостол начал проповедь в Палестине. В это же время в Евангелии, он запечатлел все земные события жизни Христа.
Проповедь апостола Матфея распространилась на Персию, Парфию, Лидию, Сирию. Последним его пристанищем, стала Ефиопия. Эта страна была заселена каннибалами с изуверскими обычаями. Апостол своими словами многих обратил ко Христу, построил храм, епископом в городе Мирмены был назначен спутник святого Матфея — Платон.
Апостол от всего сердца горячо в молитве обращался к Господу с просьбой обратить к истине ефиопов. В это время ему явился сам Христос и дал ему жезл, который повелел расположить у храма рядом с дверьми, также было сказано, что из этого жезла вырастит огромное дерево, а от корней истечет вода, омывшись в которой и отведав плодов с дерева, ефиопы станут смиренными и кроткими.
Но, когда апостол решил исполнить все, что завещал ему Спаситель, он встретил сына и жену правителя этой страны, которые были одержимы. Святой Матфей именем Господним исцелил их. Это чудо помогло многим язычникам уверовать. Но правитель не желал, чтобы в его государстве были христиане, а потому он приказал казнить апостола.
Его положили вниз лицом, обсыпали хворостом и подожгли. Но огонь не затронул тело евангелиста. Тогда правитель Фулвиан приказал еще добавить хвороста и смолы, но тело все равно осталось невредимым, после этого чуда язычник обратился с мольбой ко святому о пощаде, апостол Матфей горячо молился и пламя угасло. После чего святой апостол и евангелист Матфей отошел ко Господу.
Но Фулвиан не до конца уверовал во Христа, он повелел положить тело апостола в гроб и бросить в море. Он сказал, что если Бог сохранит тело евангелиста Матфея, то поклоняться нужно только Ему.
На следующее утро на берегу моря жители обнаружили гроб, его перенесли в храм. Фулвиан просил прощение у апостола и принял от рук епископа Платона Святое Крещение с именем Матфей, в дальнейшем он принял епископство и много благих дел совершил во имя Господа Иисуса Христа.
29 ноября Православная Церковь отмечает день памяти апостола и евангелиста Матфея. В храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на вечернем и утреннем богослужениях вспоминали труды и подвиги святого, молитвенно просили его заступления. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Никоновском приделе Троицкого собора хранится частица мощей апостола Матфея. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранятся Царские врата из Троицкого собора Лавры . Одним из образов, составляющих их композицию, является икона апостола и евангелиста Матфея.
Икона ап. Матфея. Фрагмент.
Царские врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1420-е гг .,
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Предание хранит подробности жизни святого. В житиях Димитрия Ростовского описаны его труды и подвиги. О нем повествуют еванигелия. Известно, что Матфей — сына Алфея, иначе называемый Левием (Мк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:
Иди за Мной!
Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:
Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Господь же, услышав слова их, сказал им:
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.
После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане просили его оставить для них письмена дел и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
Святой апостол Матфей
Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл. Отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.
Жезл этот, — говорил Господь, — силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.
Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, князя Эфиопского именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:
Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?
Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, войдя в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было велено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.
Все видевшие это были поражены. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека — Христа. Узнав о случившемся, правитель сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в ту же ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, правитель послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, — они отвечали:
Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.
Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще больше воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а кто будет противиться и защищать Матфея, — тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп. Тогда он стал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только — телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил правителя, говоря:
Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего.
Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.
Волхвованием, — говорил он, — погасил Матфей огонь и остался в нем жив.
Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, — зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.
И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал со смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели.
Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе со своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказав своим вельможам:
Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.
После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:
Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.
Утром епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.
Узнав об этом, пришел и правитель со своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, крестился, приняв в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя со святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.
Архимандрит Матфей (Мормыль) за богослужением
29 ноября – день Ангела приснопамятного насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля), музыкальной души Лавры преподобного Сергия на протяжении многих десятилетий XX и начала XXI века.
Объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея звучал на всех праздничных церковных событиях в России; многократно выступая за рубежом, представлял миру русское церковно-певческое искусство. Эти выступления имели огромное миссионерское значение. В годы советских гонений, когда Церковь представлялась как нечто архаичное, как какое-то суеверие и предрассудок, высочайшие образцы церковной культуры, церковного пения свидетельствовали как раз о том, что Церковь — это самое живое и самое творческое, что есть на земле.
В день памяти апостола и евангелиста Матфея, своего небесного покровителя, главный регент объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей всегда возглавлял богослужение как священник.
Обладая незаурядным музыкальным и организаторским талантом, отец Матфей старался делать церковное пение таким, чтобы оно приводило души верующих в молитвенное и благоговейное состояние. Уйдя из жизни, он оставил после себя целое направление в церковном пении, свой стиль, свою школу. Оставил после себя последователей, учеников, с которыми поделился своим удивительным даром, приумножив таким образом данные ему Господом таланты.
Вечная память приснопамятному нашему отцу архимандриту Матфею!
Ко дню тезоименитства легендарного регента лаврского хора архимандрита Матфея (Мормыля) представляем вашему вниманию фотографии из архива Троице-Сергиевой Лавры.
Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном. но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.