- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Гибадуллин Н.В. 1, 2 1 ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева» 2 Отдел по опеке попечительству и охране прав детства Департамента социального развития Тюменской области Замещающая семья как один из институтов направлена на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создаёт условия для развития ребенка и получения им положительного опыта семейной жизни. Эффективность непрофессиональной и профессиональной организационных форм замещающей семьи зависит от вида мотивационного комплекса принятия детей-сирот в семьи. Гармоничный мотивационный комплекс проявляется в педагогически целесообразной заботе об охране физического и психического здоровья приемного ребенка. Альтруистический мотивационный комплекс выражается в педагогической несостоятельности родителей, что затрудняет процесс усвоения ребенком социальных норм и правил при адаптации в новых условиях жизнедеятельности. Акизитивный мотивационный комплекс противоречит интересам ребенка. Нормативный (социальный) мотивационный комплекс или повышенной моральной ответственности вынуждает приемных детей выполнять функцию чрезмерной нагрузки, не всегда благоприятствующей сохранению их психического и физического здоровья. Эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс основан на желании воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи и стремление исправить собственный неудачный родительский опыт. Мотивационные комплексы составляют основу принятия ребенка в замещающую семью. Гармоничный мотивационный комплекс самый благоприятный для ребенка-сироты, но присутствие других комплексов, менее благоприятных, требует развития соответствующего мотивационного комплекса у родителей или изменение его направления. 329 KB замещающая семья замещающая профессиональная и непрофессиональная семья дети-сироты мотивы мотивация мотивационный комплекс 1. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. – 2009. – № 4. – С. 95–115. 2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – 368 с. 3. Основные понятия о замещающих семьях . – Режим доступа: http://cpmss.lysva.info/glossary. 4. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – С. 132–137. 5. Усыновление в Тюменской области портал регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Тюменской области . – Режим доступа: http://www.detkitmn.ru/node/29.
В современном обществе актуальными являются вопросы сиротства и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объединение усилий как в области различных наук, так и образовательных, социальных учреждений направлены на сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и улучшение ситуации в сфере обеспечения, соблюдения и защиты прав указанной категории детей. Однако статистика по Тюменской области показывает, что количество родителей, лишенных родительских прав в 2013 году, составило 98 человек в отношении 130 детей, вследствие чего они остались без попечения родителей и 10 родителей восстановились в родительских правах в отношении 15 детей, тогда как в 2012 году 100 родителей лишены родительских прав в отношении 132 детей, 22 родителя восстановились в родительских правах в отношении 31 ребенка .
В рамках нашего исследования рассматриваются приоритеты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семья создаёт условия, детерминирующие путь развития ребёнка, и даёт возможность получить ему положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации. Для детей-сирот таким институтом становится замещающая семья, которая закладывает основы нравственности, моральные качества, нормы поведения, помогает раскрыть индивидуальные особенности личности, показывает ценность семьи, способствует формированию взглядов на отцовство и материнство.
Замещающая семья, выступая одной из моделей решения проблемы сиротства в России, имеет две организационные формы: непрофессиональную и профессиональную (рисунок).
Организационные формы замещающей семьи
К замещающей непрофессиональной семье относятся:
- семья-усыновитель, т.е. семья, принявшая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, признавшая усыновление в судебном порядке, при этом ребенок и его потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, и наоборот приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;
- опекунская семья, то есть семья, принявшая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющая с ним кровнородственную связь.
К замещающей профессиональной семье относятся:
- приёмная семья, созданная на основании договора о передаче ребенка на воспитание, в которой родители являются профессиональными работниками, получая за выполнение своих обязанностей заработную плату;
- патронатная семья, принимающая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имея с ним кровнородственных связей.
- семейная воспитательная группа, позволяющая сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка, родители которого еще находятся в процессе реабилитации и не лишены родительских прав .
Согласно функциональному подходу можно выделить доминирующие функции замещающей семьи – это:
- воспитательная, направленная на формирование личности ребёнка-сироты в условиях атмосферы и микроклимата семьи, на развитие способностей и нравственных качеств, подготовку его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии;
- рекреационная, основанная на создании комфортной и безопасной среды внутри семьи, направленная на эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время отмечается значительный рост граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью. Однако согласно исследованиям А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых важным предиктором успешности/неуспешности создания замещающей семьи является особенность жизни кандидата в родительской семье и его воспитания родителями .
Анализ имеющегося опыта показывает, что эффективное функционирование замещающей семьи связано с мотивацией принятия в нее ребенка-сироты, так как именно мотивация оказывает определяющее влияние на благополучие данной семьи.
С.Ю. Головин определяет мотив как:
- побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта;
- совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, то есть мотивацию. Различают мотивацию экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю), положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую и др. Вышеуказанные виды мотиваций направляют человека к совершению определенных действий и достижению намеченной цели.
В.Н. Ослон выделила целый комплекс мотивов принятия в семью детей-сирот, это: отсутствие детей; заполнение пустоты после потери собственного ребенка; желание помочь хотя бы одному ребенку; надежда на помощь в старости; решение материальных проблем за счет приемных детей; стремление исправить собственный неудачный родительский опыт и др. .
Исследователями Н.А. Палиевой, В.В. Савченко и Г.Н. Соломатиной разработан тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка», в основе которого выделены следующие виды мотивационных комплексов: гармоничный; альтруистический; акизитивный; нормативный; эгоцентричный . Данный тест-опросник положен в основу нашего исследования, в котором приняли участие 97 кандидатов в замещающие родители, поставленных на учет в отделе по опеке, попечительству и охране прав детства города Тобольска в 2013 г., из которых 38 являются кандидатами в профессиональные замещающие родители и 59 – непрофессиональные, с целью выявления у них доминирующих и сопутствующих мотивов.
Анализ результатов показал, что для 60,4 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 45,9 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен гармоничный мотивационный комплекс, проявляющийся в интересе к ребенку, заботе о его здоровье, предъявлении разумных требований, обеспечении достаточно гуманной и безопасной среды для его развития. Родители с данным мотивационным комплексом обладают высокой педагогической культурой, адекватно оценивают свои возможности, при возникновении трудностей, готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами, стремятся к постоянному самообразованию и обмену опытом.
У 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 8,5 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен альтруистический мотивационный комплекс, основывающийся на желании вырвать ребенка из государственной системы воспитания, стремлении помочь хотя бы одному ребенку. Однако следует отметить, что данная категория замещающих родителей на фоне положительного отношения к детям недостаточно осознает возможные социальные, психолого-педагогические и бытовые проблемы, связанные с принятием ребенка-сироты в семью. У замещающих родителей с таким видом мотивационного комплекса проявляется средний уровень педагогической культуры, поэтому необходимо говорить о комплексном взаимодействии специалистов (педагогов, психологов, социальных работников и др.) с замещающими родителями.
Для 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 17 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен акизитивный мотивационный комплекс, противоречащий интересам ребенка и проявляющийся в решении за счет приемных детей своих материальных проблем. Такие родители обладают низким уровнем педагогической культуры, что проявляется в незнании психолого-педагогических, физиологических и возрастных особенностей развития детей, форм и методов воспитания категории детей-сирот и нежелании сотрудничать со специалистами.
7,9 % кандидатов в профессиональные и 10,2 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители показали нормативный (социальный) мотивационный комплекс, выражающийся в том, чтобы быть не хуже, чем другие, и иметь детей. Будущих родителей характеризуют социальные установки и нормы, принятые в обществе, поэтому дети выступают как элемент определенного социального статуса и престижа. С одной стороны, такие семьи занимают позицию повышенной моральной ответственности с предъявлением высоких требований к ребенку, с другой стороны, не всегда благоприятствуют сохранению их психического и физического здоровья. Внимание специалистов необходимо направить на улучшение детско-родительских отношений, на повышение уровня знаний в области возрастной психологии и педагогики.
У 20,4 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс, проявляющийся в желании заполнить пустоту после того, как собственные дети выросли; воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; стремлении исправить собственный неудачный родительский опыт. Для родителей характерен взгляд в прошлое, поэтому задача специалистов направлять их в процессе индивидуального сопровождения на осознание своих прошлых ошибок в семейном воспитании и нахождение новых эффективных методов воспитания.
По результатам исследования видно, что для большинства кандидатов в замещающие профессиональные семьи характерен гармоничный мотивационный комплекс, самый благоприятный для ребенка-сироты. Однако можно заметить, что присутствуют и другие мотивационные комплексы, менее благоприятные и неблагоприятные в отношении ребенка-сироты, что требует поиска путей решения.
Изучение мотивационного комплекса необходимо проводить на этапе отбора кандидатов в замещающие родители. Поэтому задача специалистов осуществлять не только сопровождение подготовки кандидатов в замещающие родители, но и продолжать системную работу уже с состоявшимися замещающими семьями.
В данном направлении имеется определенный опыт службы сопровождения замещающей семьи действующего в г. Тобольске, Тюменской области на базе АУ СОН ТО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тобольска». Социальными партнерами Центра являются отдел по опеке, попечительству и охране детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области, МАУ «Центр социального обслуживания населения» г. Тобольска, а также другие ведомства системы профилактики г. Тобольска. Особую роль в указанном направлении работы проявляет ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева», оказывающее определенные виды помощи в процессе социально-психологической деятельности с замещающей семьей.
Сопровождение замещающей семьи осуществляется по трем направлениям: психологическому, педагогическому и правовому. В рамках «Школы замещающего родителя» осуществляется обучение и подготовка кандидатов в замещающие родители, желающих взять на воспитание детей-сирот. Все обозначенные направления деятельности службы тесно взаимосвязаны между собой. Целесообразно, чтобы работа по сопровождению ребенка и семьи после устройства осуществлялась той же службой, которая готовила ребенка к помещению в семью, занималась подготовкой кандидатов в родители и обследованием семьи. В этом случае сохраняется преемственность, существует созданный контакт и есть возможность разрешить кризисные ситуации и иные проблемы в кратчайший срок, не тратя время на сбор информации и установление нового контакта.
Таким образом, мотивационные комплексы играют ключевую роль в принятии ребенка в замещающую семью, так как именно вид мотивации оказывает побуждающее действие как у родителя к ребенку, так и у ребенка к вхождению в семью. Развитие соответствующего мотивационного комплекса у родителей или изменение его направления позволят выйти на уровень взаимодействия и субъект-субъектных отношений в системах «родитель – ребенок», «родитель – специалист», «специалист – специалист», «замещающая семья – центр» и т.д.
Рецензенты:
Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;
Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москва.
Работа поступила в редакцию 23.09.2014.
Библиографическая ссылка
Гибадуллин Н.В., Гибадуллин Н.В. МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2756-2759;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35429 (дата обращения: 29.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Сотрудники служб по семейному устройству детей и специалисты Школ приёмных родителей уделяют большое внимание мотивации кандидатов в усыновители и опекуны как во время подготовки, так и при выдачи «Заключения о возможности быть…». Так какой же должна быть мотивация будущего приёмного родителя?
Представляем для ознакомления краткий конспект главы «Сознательное замещающее родительство» из книги «Успешное замещающее родительство» Е.В. Трофимовой и О.Н. Хахловой.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять потребности.
Потребность — ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Выделяют врожденные потребности, которые являются общими для всех (в еде, сне, отдыхе и т. п.) и приобретенные, связанные с существованием человека в обществе (потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.). Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием, так и внутренней мотивационной структурой.
Желание взять приёмного ребёнка возникает у всех по-разному, при разных обстоятельствах, причём не каждый, кто задумывается о принятии ребёнка, решает идти до конца. Истории конкретных людей показывают: принимают в свою семью детей как от недостатка любви, общения или полноты жизни, так и от избытка тех же самых чувств.
Деструктивные мотивы
Люди решают принять в свою семью ребёнка и из-за страха одиночества, и из-за отсутствия собственных детей, и из-за желания помочь; иногда ведущую роль играет минутный порыв. Среди других мотивов приёмных родителей встречается желание спасти пошатнувшийся брак, жажда перемен, намерение обеспечить себе поддержку в старости.
Можно выделить несколько распространенных мотивов принятия ребёнка, которые негативно сказываются на развитии отношений в приёмной семье. Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребёнка.
Распространённым мотивом можно назвать жалость. Часто, увидев в телевизионной программе детей-сирот или детские учреждения, взрослые испытывают импульсивное желание спасти хотя бы одного ребёнка. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Многие приёмные родители рассказывают о том, что в после устройства в семью ребёнка уже совсем не жалко, а привязанности и какие-то нежные чувства ещё не «отросли», что заметно осложняет процесс адаптации. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о ресурсах семьи: собственном здоровье, финансовых или жилищных трудностях. Перед принятием в семью «ребёнка, которого жалко», не помешает заранее представить, что вы будете делать в случае развода или выявления у ребёнка серьезного заболевания.
Среди приёмных родителей бытует мнение, что ребёнок может спасти распадающийся брак. Это ошибочное представление. Родители думают, что ребёнок станет своеобразным «цементом» для родителей. Однако появление ребёнка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад брачного союза. Ребёнок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребёнка.
Если усыновить ребёнка хочет только один из супругов, а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребёнку. Если супруг не сможет полюбить ребёнка и привязаться к нему, то рано или поздно он начнёт предъявлять претензии или уклоняться от воспитания ребёнка («Ты выбрала, ты и занимайся»). Увы, часто такие семьи распадаются.
К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приёмным недавно умершего ребёнка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребёнка на приёмного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приёмный ребёнок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребёнка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребёнка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений. В таких случаях необходимо сначала отгоревать по ушедшему кровному ребёнку, пройти личную терапию с психологом, и только потом принимать ребёнка, желательно другого пола и внешнего типажа.
Иногда ребёнка усыновляют из страха одиночества. Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом («синдром опустевшего гнезда»), или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребёнка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и всё-таки остаться в старости одинокими.
Иногда у будущих родителей возникает желание самоутвердится за счет ребёнка, совершить «подвиг» или просто доказать кому-то или себе, что «могу». И здесь важно понимать, что когда цель будет достигнута, родитель останется с живым и настоящим ребёнком, который требует каждодневной любви и заботы. И сам ребёнок в ряд ли будет благодарить родителя за этот труд.
Мотив «обретение смысла жизни» подразумевает, что в данный период жизни взрослого смысл жизни потерян. Причиной тому может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье или одиночество, за которым иногда стоят психические заболевания (например, депрессия).
Создание приёмной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может стать причиной установления патологических взаимоотношений с ребёнком.
Бездетные супруги или одинокие взрослые могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности: «Подруги уже по второму родили, а я всё никак», «Семья без детей не семья», «Тяжело на беременных смотреть». Желание «быть как все», стать «настоящей» семьей, становится непреодолимым, и иметь ребёнка – уже смысл существования семьи. Однако, приёмный ребёнок скорее всего не избавит вас от желания «родить своего» или стать «нормальным родителем».
Иногда ведущим мотивом может стать стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд социальных гарантий и льгот. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребёнке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. Абсолютное большинство состоявшихся приёмных родителей говорит о том, что выплаты от государства не покрывают актуальных потребностей детей.
Еще одним негативным мотивом может выступить желание «замолить грехи» или «исполнить данный богу обет». Некоторые люди, с возрастом пришедшие Богу, начинают испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готовы на принесение «жертв». Воспитание ребёнка рассматривается как своего рода наказание, «крест». Руководствуясь таким мотивом, родитель не может адекватно оценить трудности во взаимоотношениях с ребёнком и обратиться за помощью. Существует достаточно способов «искупления вины» без того, чтобы принимать ребёнка в свою семью: денежные пожертвования в адрес детских домов, волонтёрская деятельность и др.
Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Замещающая семья лучше детского дома только тогда, когда ребёнок желанный, и принятие ребёнка происходит в результате позитивной мотивации приёмных родителей.
Конструктивные мотивы
Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив продолжения рода. Если будущий родитель готов и хочет воспитывать ребёнка, и не важно, кровного или приёмного, готов подарить ему любовь и заботу, воспринимать его как отдельную личность, то замещающая семья станет для ребёнка родной.
Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя» подготовить ребёнка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребёнка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребёнка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребёнок и будет стремиться подгонять ребёнка под эти представления.
Если же, родители готовы любить своего приёмного ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут сравнивать его с детьми друзей и родственников, а смогут воспринимать его как отдельного человека, тогда усыновление будет позитивным.
Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью. Если у приёмных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приёмные родители рассуждают так: «Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребёнка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приёмной семьей?». Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приёмных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, руководствуясь которым создавать семью не стоит.
Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приёмной семьи в случаях, когда родители берут ребёнка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни.
Эффективный приёмный родитель — это человек, у которого нет оснований жаловаться на свою жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится ребёнок, и всерьез к этому стремится, несмотря на возможные сложности. Этот человек не просто жалеет ребёнка, который лишен родительской заботы, но считает, что может ему помочь, готов поделиться своей любовью, дать ему теплый дом и стать заботливым родителем. Он знает о том, какие могут возникнуть проблемы с приёмным ребёнком, и полон решимости их преодолевать, считает, что с приходом ребёнка жизнь в его семье станет гармоничнее.
УДК 159.9
Е. М. Паламарчук
МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ
ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА
В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей. В качестве одного из таких факторов и выступает мотивация принятия ребенка в замещающую семью.
Ключевые слова: замещающая семья, успешное замещающее родительство, мотивация принятия ребенка, социализация детей-сирот.
Изучение готовности семьи к принятию ребенка, а также развития и становления ребенка в этой семье является значимым направлением исследований в социальной, педагогической и семейной психологии, психологическом консультировании и смежных науках.
В научных исследованиях существует множество определений видов родительства. А. А. Абрамова в своих работах определяет следующие виды родительства:
1. Осознанное родительство. Это идеальный вариант реализации себя личностью в ро-дительстве. Интегральное психологическое образование личности отца и / или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.
2. Сознательное и ответственное родительство характеризуется активной избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных и образовательных практик.
3. Компетентное и просвещенное родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике.
4. Естественное родительство. Наиболее популярный подход в современных материнских и отцовских практиках периода младенчества часто тождествен «сознательному» или «осознанному» родительству .
В. Н. Ослон в своих работах определяет такие виды родительства, как эффективное и неэффективное замещающее родительство, которое включает следующие характеристики:
— способность семьи адаптироваться к новым социальным ролям, возникающим в процессе включения в семейную систему новых членов;
— чувство вины принимающих родителей по отношению к приемным детям за то, что они не могут любить их так, как собственных детей;
— личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;
— возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот;
— длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);
— включение замещающей семьи в систему социально-психологической помощи (особенно сельских семей).
К числу ведущих факторов неэффективности функционирования принимающих семей относятся психологическая и эмоциональная неготовность принимающих родителей к выполнению своих функций, незнание специфики развития и особенностей адаптации детей, воспитывающихся вне семьи .
В результате анализа научных работ различных авторов выделяется такой вид роди-тельства, как «осознанное родительство» (Р. В. Овчарова, М. О. Ермихина, Е. Г. Смирнова), предполагающее высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимания себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства .
М. Н. Швецова понятие «успешное родительство» трактует как функционально состоятельное, позволяющее родителям справиться с возникающими проблемами без повышения уровня внутрисемейного стресса. «…Замещающее родительство может быть потенциально успешным, если причины, побудившие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах и нравственных ориентациях семьи, когда в семье для приемного ребенка создается возможность выражать свое мнение при принятии решений, касающихся его жизни; когда его готовы признать самостоятельной личностью, способной осмыслять свои поступки; способной к совершению множества жизненных выборов» .
В исследованиях О. Г. Япаровой отмечается, что успешность замещающих родителей складывается из таких компонентов, как открытость личности родителя к новому опыту, терпимость к ошибкам других, способность справляться с трудностями и учиться на своих ошибках. Важным в семейном воспитании является то, что замещающие родители передают свой опыт приемным детям. При определении успешного приемного родительства автор выделяет целый комплекс разнообразных мотивов у замещающих семей, таких как потребность в исполнении родительских функций, желание обеспечить ребенку-сироте условия семейного воспитания, стабилизация супружеских отношений, компенсация утраты кровного ребенка, поиск смысла жизни, желание улучшить материальное положение семьи, возможность приобрести «друга» для кровного ребенка, альтруистический мотив, чувство долга, желание исправить ошибки воспитания кровных детей, подготовить приемного ребенка к взрослой жизни. Личностными характеристиками, присущими успешным принимающим родителям, являются открытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль .
Т. Е. Котовой на основе научно-теоретического анализа были выявлены социально-психологические критерии оценки готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание, что сделало возможным построение социально-психологического портрета успешного замещающего родителя. В качестве критериев успешного замещающего родительства автор выделяет: согласованность мотивов приема у супругов, степень готовности к сотрудни-
честву со службами сопровождения, степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны), актуальное функциональное состояние кандидата, уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества) .
Подготовка к приему ребенка в семью, последующая адаптация и дальнейшее развитие ребенка в семье складывается из множества различных факторов, которые оказывают влияние на семью и в дальнейшем определяют ее успешность. В нашей работе «успешное замещающее родительство» будет рассматриваться как совокупность характеристик (факторов), присущих семье, а именно: мотивация родителя в вопросе принятия ребенка в свою семью, наличие кровных детей и положительный опыт их воспитания, личностные характеристики принимающих родителей (эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль), отношение родителя к приемному ребенку, которое включает в себя систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков, а также отсутствие в семье «вторичных отказов» от приемных детей.
Формирование мотивации в замещающей семье является потребностью самих принимающих родителей, так как сформированная мотивационная потребность у родителя в дальнейшем будет влиять на развитие ребенка, воспитывающегося в этой замещающей семье.
В этой связи проблема изучения мотивации принятия ребенка-сироты в замещающую семью приобретает новое видение и актуальность, поскольку именно мотивация оказывает первостепенное влияние на успешное функционирование замещающей семьи, в которую передается ребенок.
Известно, что позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет собой сложную систему отношений личности (к обществу, труду, людям, самому себе), установок и мотивов, целей и ценностей .
Мотивация любого вида деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению каких-либо действий. Любая деятельность человека является полимотивированной, одновременно отвечающей совокупности двух или более мотивов. Как правило, весь мотивационный комплекс человеком не осознается, но проявляется в эмоциональной окраске поступков человека. В большинстве случаев осознаются цели и отвечающие им действия, а причины, побуждающие к этим действиям, остаются в тени. По мнению А. Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека .
В зарубежной и отечественной практике существует ряд исследований, которые затрагивают личностные характеристики, лежащие в основе мотивационного поведения замещающих родителей. Согласно этим работам (Г. С. Красницкая, Л. И. Смагина, В. Н. Ослон, В. М. Целуйко и др.) можно выделить две группы мотивов принятия ребенка в семью. Первая группа — мотивы, связанные с жизненным опытом родителей, детскими воспоминаниями, личностными особенностями будущих родителей, вторая группа — мотивы, явившиеся результатом супружеских отношений.
К первой категории мотивов принятия ребенка в семью относятся:
1) реализация потребности достижения,
2) реализация сверхценных идеалов или определенных качеств,
3) реализация потребности в смысле жизни.
Ко второй категории относятся:
1) реализация потребности в эмоциональном контакте,
2) реализация определенной системы семейных отношений.
Данное разделение мотивов в замещающей семье, конечно же, условно. В каждодневной жизни семьи различные мотивы, которыми руководствуются родители, переплетены между собой и могут дополняться или видоизменяться при общении и взаимодействии с ребенком. Однако приведенное разграничение позволяет при построении коррекции мо-тивационных структур сделать центром психологического воздействия в одной семье личность родителей, а в другой — направить его в большей степени на отношения между супругами .
В. А. Маглыш в своих исследованиях пишет, что за каждым из мотивов стоит определенное ожидание, которое, однако, не всегда реализуется посредством такого шага. Например, если мотив продиктован личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания), то решение такой проблемы принятием ребенка в семью изначально обречено на неуспех. Проблема кроется в личности принимающего родителя (или его внутрисемейных отношениях), и решать ее необходимо соответственно. Автор условно разделяет все мотивы на «хорошие» и «нехорошие» для создания семьи, но каких-либо форм и направлений работы с принимающей семьей не предлагает .
К распространенному перечню встречаемых мотивов у замещающих родителей исследователи относят такие мотивы: «опора на старости лет»; страх «пустого гнезда»; желание помочь конкретному ребенку; жалость, сострадание к детям-сиротам; «замена» умершему ребенку; невозможность иметь собственных детей; желание иметь ребенка конкретного пола; сохранение супружеских отношений; потребность в эмоционально близких, теплых отношениях привязанности; воспитание ребенка как сфера реализации профессиональной компетенции; любовь к детям; ребенок — родственник; реализация родительского потенциала; желание быть матерью; избежать одиночества; ребенок — смысл жизни; возможность иметь оплачиваемую работу; решение проблем собственного ребенка за счет приемного
Мотивация тесно связана с такими сферами личности, как ценностно-смысловая и по-требностная, которые часто определяют устремления и намерения человека.
Именно поэтому мотивы к замещающему родительству сложно классифицировать по основаниям: внешний — внутренний, плохой — хороший, благоприятный — неблагоприятный и т. д.
Опираясь на теоретический анализ литературы по проблеме мотивации приема детей в семью, а также исходя из опыта работы с замещающими семьями Смоленской области, мы выделили три основные группы мотивов, которые для кандидатов в замещающие родители являются значимыми. Выводы были сделаны на основании анализа данных кандидатов в замещающие родители, полученных с помощью «Опросника на мотивацию приема» В. Н. Ослон , используемого в качестве диагностического инструментария:
1. Желание изменить структуру семьи:
— синдром «пустого гнезда» (в случае, когда дети вырастают, а здоровья, сил и желания подарить родительскую ласку осталось много);
— снятие стигмы (например, невозможность иметь собственных детей);
— ребенок как партнер для общения (друг/подружка или братик/сестренка для кровных детей);
— решение семейного конфликта (например в случае супружеского кризиса в семье).
2. Потребность в самореализации человека:
— решение экзистенциальных проблем;
— реверсия роли ребенка (желание «сделать приемного ребенка Взрослым», чтобы ухаживал за родителем, например, в старости);
— решение материальных проблем (пособия, выплачиваемые на принятого в семью ребенка, повысят материальный уровень семьи);
— замена ребенку (в случае утраты собственного ребенка).
3. Мотивы помощи:
— чувство долга (стремление к сохранению ребенка в семье в случае родственной опеки),
— альтруизм (стремление изменить несправедливое устройство общества),
— самоценность ребенка (желание помочь ребенку).
Исходя из данных, полученных в ходе диагностики граждан в замещающие родители в период с января 2012 г. по ноябрь 2015 г., из 775 человек, прошедших обучение в школе принимающего родителя 417 человек (54 %) основными назвали «мотивы помощи», из них: «самоценность ребенка» — 291 человек (70 %); «чувство долга» — 101 человек (24 %); мотив «альтруизм» — 25 человек (6 %). Оставшиеся 358 человек (46 %) назвали мотивы, касающиеся «желания изменить структуру семьи» и «самореализации».
Выделенные мотивы условно можно разделить на мотивы, способствующие успеху в воспитании приемного ребенка, такие как «самоценность ребенка», «альтруизм», «мотив помощи ребенку» и на мотивы, которые говорят о возможном возникновении трудностей и неуспехе приема ребенка в семью — «замена ребенка при утрате», «решение материальных проблем», «реверсия роли ребенка».
При этом указанные мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Потому как не способствующий успеху мотив, сочетаясь с несколькими способствующими, может быть нейтрализован. Чем большее разнообразие мотивов движет кандидатом, тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей в процессе воспитания ребенка.
Таким образом, работая с кандидатом в замещающие родители, специалисту необходимо обращать внимание на такие вопросы, как мотивация кандидата в принятии ребенка в замещающую семью, его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству и т. д.).
Профессионально выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье, что в дальнейшем поможет стать ей успешной замещающей семьей. При этом очень важно сформировать у приемных родителей реалистичные ожидания по отношению к ребенку, правильные представления о способах преодоления трудностей, возникающих в замещающей семье как на этапе интеграции приемного ребенка в семью, так и на последующих этапах взаимодействия с ним. Работа в данном направлении окажет положительное влияние на уровень адаптации приемного ребенка в семье, на уровень эффективности действий приемных родителей и снижение риска возможного неблагоприятного варианта психического развития ребенка и перехода его в категорию «проблемного» и, как следствие, «вторичный отказ» от ребенка.
Список литературы
1. Абрамова А. А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции // Культура на рубеже эпох. М.: Редакционно-издательский комплекс МГГУ им. М. Шолохова, 2011. Вып. 7.
2. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
5. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: моногр. М.: МПГУ, 2013. 216 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
11. Красницкая Г. С. Как работать с усыновителями // Защити меня! М., 1998. С. 51-55.
Паламарчук Е. М., аспирант. Смоленский гуманитарный университет.
Ул. Герцена, 2, Смоленск, Россия, 214014. E-mail: director.smol@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 01.02.2016.
E. M. Palamarchuk
MOTIVATION OF ADOPTION A CHILD INTO A FAMILY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL TEMPORARY
8. Anan’ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya . St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p. (in Russian).