- Места
- Маршруты
Значение Оптиной пустыни очень велико в духовной жизни России. Этот монастырь по праву считается символом духовного возрождения, возникшего в конце XVIII века в России. В настоящее время в обители проживает около 200 монахов. Это один из самых больших мужских монастырей в России.
Где находится: Калужская область, г. Козельск. От Козельска до Оптиной пустыни около трех километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи.
Телефон: (48442) 5-01-10 E-mail: palomnik@optina.ru
Наместник: архимандрит Венедикт (Пеньков)
История монастыря:
Расположенный около соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь.
Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые ранее носили название оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, — место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей (предположительно XV век).
В 1504 году, когда Собор запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским.
В плане монастырь почти квадратный. Его окружает каменная ограда с 7 башнями. В центре находится главный храм монастыря – Введенский собор. За монастырской рощей расположен Иоанно-Предтеченский скит, куда разрешен вход только лицам мужского пола.
С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной пустыни написан «Отец Сергий» Л.Н. Толстого. Ф.М. Достоевский приехал в Оптину пустынь сразу после тяжёлой драмы – смерти сына в 1877 году. Он был в скиту недолго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
У Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра, Мария Николаевна Толстая, была послушницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, в некрополе Оптиной пустыни была похоронена его мать, урождённая княжна Волконская.
В феврале 1918 года Оптина пустынь была закрыта. В 1919 году монастырь был превращен в музей, который закрылся к 1927 году. В 1931 году здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького, а с ноября 1939 по апрель 1941 территория монастыря использовалась как концлагерь для четырёх тысяч польских офицеров. В годы войны здесь располагался эвакуационный госпиталь, а затем танковый батальон и пехотный полк. Впоследствии обитель служила как детский дом, сельскохозяйственное училище, музей. Кстати, литературный отдел Козельского краеведческого музея действует в Оптиной пустыни по сей день.
В 1987 году обитель возвращена Церкви. Ныне монастырь подчинён Московской Патриархии и его настоятелем является Патриарх всея Руси.
Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в монастырских храмах.
Другие услуги:
- На территории монастыря возможно проживание: в паломнических гостевых домах (Восьмиместные комнаты, санузел на этаже, чайная. Стоимость поселения: 300 руб/ночь), гостевых пятикомнатных домиках (Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной. От 600 до 1000 рублей за ночь.),
- Работает экскурсионная служба: ежедневно с 8.30 до 17.00. Экскурсии ведут штатные экскурсоводы и монахи. Возможна экскурсия на английском и греческом языках. Продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа. Сумма пожертвования зависит от количества экскурсантов в группе: от 150–200 рублей за одного взрослого человека.
- Неподалеку расположены святые источники: колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия Оптинского (у Святых врат Иоанно-Предтеченского скита), и источник на берегу г. Жиздры с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского.
- На территории монастыря работает лавка, где можно приобрести сувениры и святыни с символикой монастыря.
Читать отзывы: 2
Рассказывает сестра милосердия Алевтина Данилюк:
— Хочу рассказать, как меня Господь в прошлом году укрепил. Оставалась неделя до Богоявления, и я уже понимала, что скоро нужно будет окунаться. Еще за неделю начала думать, решать для себя: ехать мне или не ехать. До праздника остаются сутки, и я принимаю решение, что все-таки поеду. Думаю: будут сестры мои и батюшки — поеду!
Легла спать, и уже начинаю засыпать — тело отключается, а мозг работает, в голове мысли: «Тебе завтра в это время нужно будет ехать в монастырь, а ведь холодно, а потом еще и в купель утром… Нет, не поеду. Тем более это с понедельника на вторник, к 8:00 на работу… опоздаю еще… лучше в течение недели днем с кем-нибудь поеду…» И так засыпаю.
И сразу же снится мне сон. Стою я в храме в честь иконы Божией Матери «Державная» возле иконы трех святителей. Очень много людей. Я понимаю, что это ночная праздничная литургия. Стоят бочоночки белые с водичкой, батюшки воду освящают… Закончилась Божественная литургия, и отец Андрей говорит: «Ну вот, братия и сестры! Вас поздравляю с причастием Тела и Крови Христа. Теперь я с большой радостью приглашаю вас на подворье окунаться. Там нас всех будет сейчас встречать Господь. Он ждет всех нас».
Все ахнули и начали выходить из храма, батюшка — впереди. И я выхожу и вижу, что на площади перед Державным храмом нет автомобилей, а стоит военная техника: танки, БТРы, еще что-то… Я думаю: «Война! Пока была литургия, началась война! Как это может быть?! Ведь мы, белорусы, мирные люди?! Не может быть!» И смотрю, что я одна в таком смятении и шоке. А все остальные спокойно спускаются и к танкам идут. Батюшка пошел в самый большой БТР, и все священники туда идут… «Что такое?! Точно, война!» А голос внутри меня говорит: «А война никогда не заканчивалась. И сейчас Господь тебе дает еще одно испытание, а ты хочешь увильнуть от этого».
Представляете, какое воспитание?