2 марта, AmurMedia. Православный пост — период строгого воздержания от мирских удовольствий и слабостей. Для того чтобы он прошел с пользой для души и тела, очень важно обстоятельно подойти к его организации. Особенно это относится к новоначальным православным, которые только приобщаются к практике поста и не обладают большим опытом. К великому сожалению, многие люди обременяют себя непосильными запретами, после чего разочаровываются и в посте, и в православии. Подобное происходит из-за незнания, непонимания и несоблюдения правил, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на dailyhoro.ru
Содержание
- Общие правила в Великий пост 2020 года
- Главные правила Великого поста
- «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
- Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.
- Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
- Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.
- «Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».
- И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.
- Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.
- Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.
- Смысл поста
- Как питаться во время поста
- Как нужно себя вести
- Зачем придерживаться поста перед Рождеством
- Каких традиций нужно придерживаться в пост
Общие правила в Великий пост 2020 года
Священнослужители призывают не соотносить пост с диетой и не взращивать в себе негативное отношение к посту. Важно правильно определить меру поста, постичь его духовный смысл. Если вы только делаете первые шаги, вам не обязательно поститься по всей строгости церковного устава. Лишнее рвение не менее вредно, чем полное бездействие. Эксперты сайта dailyhoro.ru предлагают ознакомиться с главными правилами поста, чтобы определить для себя меру ограничения. Итак, в течение семи недель со 2 марта по 18 апреля (включительно) не допускается:
- устраивать свадьбы;
- предаваться утехам, слабостям и низменным желаниям;
- злоупотреблять пищей и алкоголем;
- браниться, осуждать других;
- поощрять грешные поступки и мысли.
Помните, что пост — это перво-наперво время покаяния, молитв и духовного очищения. В такое время нужно стремиться и душой, и мыслями к Господу. По отношению к людям важно проявлять смирение и сострадание, запрещено осуждать и обсуждать чужие поступки, распускать дурные слухи, скандалить и желать мести. Даже если вы узнаете, что кто-то из знакомых не придерживается поста, нельзя осуждать чужой выбор и навязывать свою правду: поститься или нет — каждый решает для себя сам.
Постная еда — важное условие поста, но не неоспоримый постулат. Никакой священник не осудит за то, что приболевший человек сварил себе куриный суп на Страстной неделе. Церковь всегда готова пойти на уступки и разрешить послабление в еде людям, помнящим о важности поста.
Самоограничение подразумевает также и отказ от брачной близости, если оба супруга к этому готовы. А походы по развлекательным мероприятиям куда лучше заменить более частым посещением церкви, вознесением молитв и помощи ближним. Очень важно не позволить гордыне сломить вашу веру. Любовь Бога безгранична, но познать ее могут лишь истинные христиане, победившие свои пороки.
Главное место в пост приобретает молитва — и домашняя, и храмовая. В особые дни Великого поста православные церкви проводят богослужения. Искренние молитвы помогут победить внутренних демонов, поэтому нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Если нет возможности регулярно посещать церковь, нужно стараться хотя бы молиться так часто, как это возможно.
Главные правила Великого поста
Следование всем правилам поста не говорит о том, что верующий человек обязательно должен провести пост в скорби и изнеможении. Воспоминание о жизни Христа, а также воздержание от пиршеств не подразумевает под собой необходимость полностью забыть о земной жизни и радости. В период поста есть много важных и приятных дел, а также вкусных постных продуктов, которые помогут провести это время не только с пользой, но и с удовольствием.
Нередко развращенные ленью и забавами люди забывают о главном предназначении. О душе и Боге в такие моменты либо думается мало, либо не думается совсем. Временный отказ от тяжелой, мясной пищи, просмотра новостей, пустых разговоров и порочных развлечений положительно повлияет на жизнь, здоровье и мироощущение человека. Появится время на то, чтобы критичнее осмыслить себя и свои поступки, жизнь, отказаться от вредных привычек, освободиться от гнева и злости. Укрепляя свою веру, можно укрепить силу духа и здоровье.
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.
Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».
Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.
Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.
Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.
Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.
С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.
В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.
Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…
Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).
Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.
Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.
Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.
Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.
(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)
Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.
«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».
«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.
«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!
Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»
И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.
Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.
Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.
За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.
Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…
Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.
Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.
«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!
«Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.
«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.
Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.
Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.
Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.
Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…
Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!
Рождественский пост в Православии относится к четырем главным постам Русской Церкви. Его длительность составляет сорок дней. Заканчивается постование накануне Рождества Христова, отсюда идет название поста. В народе пост именуют Филипповым, так как он следует сразу после церковного праздника Заговенье, когда чтится имя апостола Филиппа.
Смысл поста
Каждый пост завершается великим праздником. В жизни людей праздники имеют большое значение, приносят радость, и к ним нужно готовиться. В мирской жизни человек ходит по магазинам, закупает продукты, готовит шикарный стол. Церковные праздники принято отмечать и готовиться к ним совершенно по-иному.
Предшествующий пост помогает человеку очистить свою душу и тело от мирской суеты и грязи, покаяться перед Господом во всех прегрешениях и встретить праздник с просветлённым и спокойным сердцем. Рождество Христово отмечается христианами в память о чудесном появлении на свет Иисуса. Православный человек, соблюдая пост и общаясь с Богом, сердцем прикасается к небесной реальности и душевно переживает великую радость от этого прикосновения.
Но кроме духа и души у человека есть еще и тело, которое ежедневно и ежечасно требует удовлетворения потребностей, которые порой бывают совершенно излишними. Тело властвует над человеком, угнетая и подавляя дух и душу. Именно пост призывает христианина притеснить свою плоть, умерить ее потребности и удовольствия, и дать душе возможность устремиться к Богу. В жизни каждого православного человека хотя бы изредка должно быть воздержание от телесных и духовных излишеств. Рождественский пост в числе немногих постов в году специально предназначен для того, чтобы помочь христианам телесно и духовно подготовиться к великому празднику.
Как питаться во время поста
Правила питания во время поста были установлены монастырским уставом (типиконом). Это очень строгое ограничение в еде, которого в силу определенных обстоятельств сможет придерживаться не каждый мирянин.
Согласно типикону, продукты животного происхождения должны быть полностью исключены из рациона. Нельзя вкушать мясо, молоко, яйца, а также любые продукты, в которых они содержатся.
- До 19 декабря по понедельникам разрешается есть горячую постную пищу. В среду и пятницу держите свое тело в строгости и питайтесь сырыми овощами, фруктами и хлебом. В остальные дни допускается крупа с постным маслом, грибы и рыба.
- После 19 декабря пост ужесточается, и рыба разрешена только в выходные дни. Со 2 января наступает предпразднество, когда рыба находится под запретом, а масло добавляется в еду только в субботу и воскресенье.
- В Сочельник истинные верующие воздерживаются от приема пищи целый день и садятся за трапезу только после появления первой звезды.
Некоторые христиане не могут позволить себе поститься в полной мере в силу своего здоровью. Не стоит приносить себя в жертву, лишая себя последних сил и зарабатывая очередной недуг. Сходите к священнослужителю и спросите у него совета. Возможно, он согласует питание в Рождественский пост с вашими жизненными обстоятельствами.
Как нужно себя вести
В Рождественский пост следует не только отказаться от жирной пищи, но и вести себя подобающим образом. Каждый день должен начинаться с молитвы и прославления Христа. Негласное общение с Богом должно стать вашим основным делом, которое в обычные дни откладывается на потом. Мудрые слова гласят, что Бог есть любовь. В эти дни нужно показать свою любовь к Создателю, через молитву в безмолвном общении с Господом поведать о тайных своих прегрешениях и вымаливать прощения.
В дни Рождественского поста отбросьте все свои недовольства и обиды, постарайтесь простить вольные и невольные проступки ваших близких. Очистите свою душу от зависти и ненависти. Молитесь за своих обидчиков, за их покой и благополучие.
В постные дни христианам приходится жертвовать собой, подвергая себя лишениям и держа тело в строгости. Вспомните, что вы действуете, беря пример с вашего Создателя, Господа Бога. Все свои дела он совершал через Жертву, как делаете сейчас вы. Молитесь, очищайте душу от зависти и корысти, проявляйте любовь и милосердие, самосовершенствуйтесь изнутри, как это делал Всевышний, и все в вашей жизни станет ладным и гармоничным.
Зачем придерживаться поста перед Рождеством
Соблюдая Рождественский пост, человек через покаяние идет к исправлению и очищению души и тела, знакомится с глубинами своего внутреннего мира и через молитву ищет пути к сближению с Богом. Это время подготовки к чему-то важному, неизведанному, чего не может понять обычный мирянин. В Священном Писании существует множество примеров, когда молясь, ограничивая себя в еде и мирских радостях, люди готовились к важным решающим событиям.
Отказываясь от излишеств, человек приносит свое тело в жертву Богу. Но не стоить ограничиваться отказом от развлечений и вкусной еды. Можно во время поста посвятить свою жизнь помощи нуждающимся людям, заняться благотворительностью, сделать благое дело для своего прихода. Ведь, держа свое тело в строгости и отказываясь от развлечений, мы освобождаем ресурсы для служения Господу и ближайшему окружению.
Каких традиций нужно придерживаться в пост
В повседневной жизни мы не замечаем моральных грехов, совершаемых нами. В Рождественский пост кроме воздержания от жирной пищи нужно обратить внимание на свое поведение. Нельзя ссориться с окружающими людьми, злиться, обижаться, распускать сплетни, завидовать и быть корыстными.
В Рождественский пост не рекомендуется играть свадьбу. Православная церковь в это время не совершает венчания. Конечно, в ЗАГСе молодых распишут, но это будет нарушением православных традиций. Во время рождественского поста нельзя совершать прелюбодеяний. Православные супруги должны поддерживать друг друга и входить в положение.
Архимандрит Маркел (Павук) рекомендует людям, которые впервые решили соблюдать пост, ограничивать себя постепенно, но не только в пище.
Таким людям надо начинать пост с малого. Вначале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.
Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной расслабляющей и питающей человеческую гордыню и агрессивность рок- и поп-музыки.
В начале дня обязательно надо прочитывать утренние молитвы, в конце дня — вечерние (Молитвословы продаются при каждом православном храме за довольно умеренную цену). Пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью.
Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание «генерального штаба по спасению души», на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.
И еще одно очень важное правило, которое дает постящимся Сам Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,16-18).
Итак, пост — это в первую очередь средство для обуздания нашего гордого и самолюбивого «я». Во вторых, пост — это средство для стяжания нелицемерной любви к Богу и ближним. Кто отвергает пост, боясь за свое здоровье и указывая при этом на других непостящихся, по видимости благополучных и счастливых людей, тот тем самым выдает свое духовное нечувствие и нездоровье, равнодушие и самолюбие. Он никогда не сможет обрести в своей душе мир и спокойствие и по-настоящему полюбить других людей, даже если он прибегнет к услугам лучших психологов. При рассудительной мере и при совете с опытным священником только пост приносит душе мир, спокойствие, жертвенную любовь к Богу и ближним.