В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва — нити живой ткани тела церковного, идущие во всех направлениях; молитвенная связь пронизывает все тело Церкви.
Молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небесными.
Содержанием молитвы служат: хвала, или слава; благодарение; покаяние; просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви.
Духовное поклонение необходимо сопровождается телесным вследствие тесной связи души и тела. Молитва выражается в разнообразных внешних формах. Сюда относятся коленопреклонения, крестное знамение, воздеяние рук, употребление разных богослужебных предметов и все наружные действия общественного христианского богослужения.
Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.
Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,— пишет святитель Феофан Затворник, — а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый». Сама же молитва, как пишет святитель Феофан Затворник, «есть возникновение в нашем сердце одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее».
Больше всего во время молитвы мы должны заботиться о том, чтобы эти и подобные им чувства наполняли нашу душу, чтобы, когда мы вслух или внутренне читали молитвы, во время поклонов наше сердце не было пусто, чтобы оно устремлялось к Богу. Когда эти чувства у нас есть, то наше молитвословие, наши поклоны — молитва…
Мир Вам!
Я уже писал об этом в своей книге «Возвращаясь к итокам христианского вероучения». Но постараюсь еще раз ответить на данный вопрос.
Сегодня христианство – самая крупная в мире религия. Лидирует она как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,3 миллиардов человек, так и по географической распространенности. Все христианство объединено верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздробленно. Самые крупные течения в христианстве это католицизм (1,2 млрд. последователей), протестантизм (800 млн.) и православие (220 млн.). Внутри этих течений много разветвлений.
В разных течениях существенно отличается вероучение и обряды. В частности у христиан различны молитвенные правила. В то время, как католики и православные, считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим людям, христиане протестанты молятся непосредственно напрямую Богу.
Сейчас мы попробуем рассмотреть библейскую аргументацию обоих традиций: так кому нужно молиться?
Начать хочется с того, чтобы вспомнить, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство имеет корни в иудаизме. Первая книга Библии, именуемая обычно Ветхий Завет, содержит наставления Бога, данные людям начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего – евреев, до прихода Иисуса Христа.
Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления молится Богу через посредников поэтому молятся Ему напрямую.
Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства – католицизма и православия – стали искать чистоту учения Библии, поэтому исследовав этот момент, молятся Богу напрямую. Теперь мы рассмотрим на каких стихах Библии основаны диаметрально противоположные верования.
Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.
Безусловно, Моисей и Даниил, молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Заветах – нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Даниилу, или к другим духовным лидерам, или священникам, или христианским служителям, верующие по одному или группами ходили бы с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.
Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие – послушно внимающим гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:
«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15:1).
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).
«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).
Из этих текстов видно, что посредническая молитва «святых», далеко не гарантирует положительного разбирательства вопроса.
Содержание
Кому учит молиться Библия?
При этом, как было отмечено выше, Библия описывает молитвы верующих напрямую Богу. Вот некоторые тексты Ветхого Завета:
«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» (Пс. 64:3).
«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением» (Дан. 9:3).
«Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас» (Мал. 1:9).
Новый Завет вторит Ветхому:
«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:22).
«Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филип. 4:6).
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков» (Иак. 1:5)
Что Иисус говорил о том, кому нужно молиться?
В Новом Завете описана наглядная картина, описывающая молитвенное правило. Иисуса спросили Его ученики:
«Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1).
Христос ответил: «Когда молитесь, говорите: Отче наш…» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Лук. 11:2-4; Матф. 6:9-13,). Из ответа Иисуса видно, что Он учил Своих последователей молиться напрямую Богу Отцу. При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23); «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Посмотрите, согласно Библии, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания, и несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу. Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках», если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молится не Ему, а непосредственно Отцу. Давайте посмотрим на эти тексты об Иисусе:
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (1 Иоан. 2:1).
«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).
Приведенные тексты Библии показывают, что сегодня на небесах Иисус, находясь одесную Бога Отца в роли первосвященника, ходатайствует за людей. Священное Писание однозначно говорит, что не напрасно Иисус, будучи Богом, стал человеком, – чтобы быть прочным мостом между Господом и людьми. Не напрасно Иисус претерпел многие невзгоды, присущие нам – людям, – чтобы человек осознавал, что Бог понимает нас, и может сочувствовать нам и сострадать.
«Мы имеем не такого первосвященника (Иисуса), который не может сострадать нам в немощах наших». (Евр. 4:15).
Не сложно понять переживания верующих, имеющих определенные проблемы. Они хотят быть уверенными, что их молитва будет услышана Господом. И конечно, им хочется верить, что Бог поймет их и простит, и поможет. Поэтому они обращаются к посредникам – людям более приближенным к Богу. Но поступая так, человек как бы признается в том, что не уверен, что Бог его услышит, если тот будет молиться Ему напрямую. Он как бы не убежден, что Бог его любит и поймет его и простит, если он минуя посредников обратиться непосредственно к Нему. Между тем, Библия утверждает, что Господь любит всех людей, близок к каждому из нас и даже вникает во все дела наши:
«Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх. 34:6)
«Он (Бог) … недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27)
«Он (Бог) создал сердца всех их (людей) и вникает во все дела их» (Пс. 32:15)
Анализируя приведенные выше аргументы, верующие могут сами сделать вывод относительного того кому им молится. Но при этом нужно понимать, что выбирая героев веры в качестве посредников для общения с Богом Отцом, люди отчасти приравнивают их к Иисусу, признавая за ними роль Христа – Его священническое, посредническое, ходатайственное служение в небесном храме за каждого человека.
Валерий Татаркин
МОЛИТВА — Словарь Кольера — Русский язык
МОЛИТВА
религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой.
История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и «Молитву Господню», развили и закрепили формы евхаристической молитвы и постепенно создали обширные собрания литургических молитв. На церковные молитвы оказали влияние культ Девы Марии и святых мучеников. Молитвенная практика развивалась под воздействием примера таких церковных деятелей, как Бернар Клервоский и Франциск Ассизский, а также под влиянием возрастающего почитания евхаристии, средневекового мистицизма, протестантского движения, укрепления народного благочестия, и вклада, сделанного Игнатием Лойолой, Франциском Сальским, Петром Берульским и другими. В настоящее время заметны тенденции к упрощению молитвы и приспособлению литургической молитвы к условиям современной жизни. В иудаизме практикуются личная молитва и общественное богослужение, состоящее из чтения Писания и молитв. В мусульманской практике личную молитву предписывают произносить пять раз в течение дня, а общественная совершается по пятницам. Практически отсутствует молитвенная практика, в том смысле, как она понимается в данной статье, в великих религиях Дальнего Востока.
Согласно католическому учению о молитве, главная ее цель состоит в прославлении Бога. Молитва включает в себя поклонение (признание власти Бога и подчиненности человека), благодарение, покаяние, прошение и ходатайство (моление о себе и других). Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости; христианская молитва должна совершаться «именем Иисуса». То, чего можно законно желать, о том и можно молиться. В конечном счете молитва всегда адресована Богу; у христиан — Богу в трех Лицах; у католиков — также Марии, ангелам, святым и душам, пребывающим в чистилище. Молитва может быть мысленной («умной») и устной. Устная молитва может быть частной или общественной.
Кольер. Словарь Кольера. 2012
Словари → Русский язык → Словарь Кольера
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЛИТВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
Толковый словарь Ушакова
МОЛИТВА Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо? Марк Аврелий Надеяться на Бога есть единст…
Молитва Словарь эпитетов
Молитва
Молитва Толковый словарь Дмитриева моли́тва
сущ., ж., ???
Морфология: (нет) чего? моли́твы, чему? моли́тве, (вижу) что? моли́тву, чем? моли́твой, о чём? о…
Молитва Большая Советская энциклопедия Молитва
обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (Заклинание), М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благ…
Молитва Энциклопедия Кольера
религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и «Молитву Г…
Молитва Полная популярная библейская энциклопедия
Молитва
вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и ·т.д. (Мат.6:9 ,13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем в…
Молитва Библейская энциклопедия БрокгаузаI. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Молитва
Молитва Православный энциклопедический словарь Молитва
обращение человека к Богу, Богородице или святым.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART Молитва Социологический словарь
— англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам) , неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству.
Молитва Словарь воровского жаргона
наставление стаpшего конвоиpа пеpед выходом заключенных на pаботу
Молитва Исторический словарь
— обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.