Когда-то говорили, что в России есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин.
Шаляпин всегда и во всем стремился быть первым. Первым из русских певцов получил мировое признание. Одним из первых стал записывать пластинки – еще на валики граммофона Эдисона. Первым стал бороться с пиратством – очень не любил пиратских пластинок и однажды представителю этого неправедного бизнеса заехал по физиономии своим крепким кулачищем. Одним из первых Шаляпин пытался создать в России и свою «фабрику грез». Увы, предприятие, провалилось, как и его первый продукт – немой фильм «Иван Грозный», в котором Шаляпин сыграл главную роль, царя. Наконец, он стал первым российским артистом, удостоившимся в 1918 году звания Народного артиста Республики, как, впрочем, и первым, у кого десять лет спустя это звание отобрали.
Его называют лучшим басом всех времен и народов. О нем слышали даже те, кто никогда не бывал в театре и на дух не переносит оперу.
Жить по-шаляпински
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Высокий, фактурный, голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ. Жить широко, по-шаляпински – значило жить по-русски. О его ночных кутежах, причудах и баснословных гонорарах судачили на всех углах.
Гонорары действительно были выше, чем у любого другого артиста в России. К 1917 году Федор Иванович сколотил приличное состояние, однако после победы Октября акции и ценные бумаги, в которые он вкладывал деньги, превратились в обесцененные фантики.
С приходом новой власти дом певца на Новинском бульваре, купленный им еще в 1910 году, «уплотнили». А обыски стали следовать один за другим. Иногда Шаляпина поднимали ночью, неожиданно, и принимались обшаривать комнаты в поисках золота и бриллиантов для конфискации. Как-то изъяли столовые приборы из серебра, а заодно двести бутылок французского вина.
— Я понимаю — революция, — жаловался Зиновьеву возмущенный Шаляпин. — И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девяти, например?
Удивительные метаморфозы происходили с шаляпинской коллекцией оружия. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные ему Горьким, то исчезали со стен его комнат, то вновь возвращались на места: домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал хозяину.
В общем, с приходом новой власти Шаляпину стало неуютно в России. В 1922 году он уехал на гастроли за рубеж и обратно уже не вернулся. И чем грандиознее был успех артиста на Западе, тем безжалостнее клеймили невозвращенца советские газеты.
Две жены и восемь детей
Шаляпин был женат дважды. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец обвенчался в 1898 году. В этом браке родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте от аппендицита. Однако Россию Шаляпин покидал уже с другой женщиной – Марией Петцольд. Официально оформить свои отношения пара смогла только в Париже, в 1927 году. Мария Валентиновна родила Шаляпину трех дочерей, именно с ней Федор Иванович провел последние годы жизни.
Умирая, Федор Шаляпин повторял в бреду: «Где я? В Русском театре?». Скончался в Париже, а думал о покинутой им России. Сердце великого артиста перестало биться 12 апреля 1938 года. Ему было 65 лет. За год до этого врачи поставили неутешительный диагноз – лейкоз. Прах Шаляпина был перезахоронен на родине только в 1984 году.
Обе супруги надолго пережили Федора Ивановича. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 1950-х переехала в Рим по приглашению сына. Она скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет. Годом ранее, тоже в Риме, умерла 82-летняя Мария Валентиновна.
В 2009 году ушла из жизни Марина Федоровна Шаляпина-Фредди, последняя из детей прославленного артиста. Ей шел 98-й год. Более полувека она прожила в итальянской столице, куда переехала после эмиграции семьи во Францию. Перед смертью успела передать России бесценный дар – завещание своего отца, уместившееся в трех тетрадных томах, каждая страница которых предусмотрительно защищена печатью, нумерацией, водяными знаками и перфорацией.
Все свое состояние – а оно было немалым – недвижимость в Австрии, Франции и Америке, банковские счета – певец завещал своим восьмерым детям. Только их перечисление со всеми титулами и званиями занимает две страницы. Все было поделено поровну, но дети, собравшись вместе, к согласию прийти не смогли. Склонялись к тому, чтобы продать все дома и разделить деньги поровну. Но пока разбросанные по всему миру дети Шаляпина решали, как быть с продажей домов, началась война. Французское и австрийское имения оказались в руинах…
И все же главное сокровище Шаляпина, завещанное всем нам, – его уникальный голос, он сохранился во множестве записей. По свидетельству Бунина, на чужбине Иван Федорович нередко заводил граммофон, ставил напетые им в прежние годы пластинки и, слушая самого себя, со слезами на глазах бормотал: «Неплохо пел! Дай Бог так-то всякому…».
Иван Григорьев
МАКСИМ ДОРМИДОНТОВИЧ МИХАЙЛОВ
Когда говорят о выдающейся культурной элите Чувашии, в первую очередь называют имя Максима Дормидонтовича Михайлова.
Родился Максим Дормидонтович 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка Вурнарского района в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешел в земскую школу, которая находилась в двух километрах от Кольцовки. В понедельник уходил с сумкой за плечами, с хлебом, а в субботу — обратно домой. В земской школе был хор, в котором он пел тогда еще дискантом и был даже солистом.
Однажды в школу приехал брат сельского священника – учитель К.Н. Поливанов. Послушав пение, он увез его к себе в школу в селе Бетьки, что за Казанью. Если бы не этот педагог — большой любитель музыки, первый обративший внимание на незаурядный голос мальчика, то талант Михайлова мог остаться незамеченным и не стал бы достоянием народа. Когда мальчик переходил в последний класс, Константин Николаевич сказал: «Ой, Максимка, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихоньку его развивать…». К концу учебного года Максим пел уже басом.
Семнадцатилетним юношей Михаил приехал в Казань искать счастья. Две недели ходил в поисках работы, но смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Позже его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.
Многим был обязан Михайлов профессору Казанского музыкального училища, вокалисту Ф.А. Ошустовичу. Вскоре после первой встрече с профессором в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца. Автора статьи потрясло выступление Михайлова на ученическом концерте, где он исполнил две арии – из оратории Генделя и Варяжского гостя из оперы «Садко», а также песню «Соловьем залетным».
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве (храм Василия Кессарийского).
Низкий бархатный голос Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить музыкальное дарование. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы послушать песнопение знаменитого протодьякона. Всех желающих его послушать не вмещала церковь, люди заполняли не только паперть, но и тротуары.
Когда Михайлов попал в Москву, мечта о светском пении окончательно одолела его. Он начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.
Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними круто изменили его жизнь: в 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. А через три года сбылась его заветная мечта – он был приглашен в Большой театр.
7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики.
Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие. Очень хорошо отзывался о нем Ф.И. Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве – Максим Дормидонтович Михайлов…Большой театр не обеднел…Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».
Репертуар певца быстро расширялся. Он пел партии Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина – в «Царской невесте», Гремина – в «Евгении Онегине».
Долго и упорно шел Михайлов к образу Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственной партии он выступил 17 марта 1939 года, и она, по словам завзятых театралов, явилась высшим творческим достижением артиста. После трагической роли Сусанина М.Д. Михайлов блестяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину», — говорил дирижер Н.С. Голованов.
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины – выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.
Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д. Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина протянулись маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине – выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.).
В 1940 году М.Д. Михайлов стал народным артистом СССР, он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, дважды (1941, 1942) ему присуждалась Государственная премия СССР.
Умер М.Д. Михайлов 30 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме № 15 по улице Горького (ныне ул. Тверская), где жил певец, установлена мемориальная доска.
Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии.
В память о выдающемся артисте в столице республики Чебоксарах с 1991 года проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М. Михайлова, на который съезжаются известные певцы из многих стран мира. Непременный участник этих больших музыкальных форумов – внук Максима Дормидонтовича Максим Игоревич Михайлов, солист Большого театра, народный артист Чувашской Республики.
25.08.1893–30.03.1971
Родился в с. Кольцовка (Кульцав) Вурнарского района Чувашской Республики.
М. Михайлов учился в сельской (Кольцовка), затем земской школе в с. Кошлоуши. Начал петь в церковном хоре Сретенского монастыря. В 1914 г. закончил пастырские курсы и был назначен диаконом в Уфимский собор, через три года был переведен в г. Омск, затем – в г. Казань, а в 1924 г. – в Москву, где служил уже протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице. Учился у известных оперных певцов Ф.А. Ошустовича (1913, 1922-1923, Казань) и В.В. Осипова (1924-1929, Москва). В 1930 г. оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 г. был приглашен в труппу Большого театра.
Исполнял русские народные песни «Ревела буря», «Глухой неведомой тайгою», «Эх, ухнем», «Степь да степь кругом» и др., многие чувашские народные песни. С 1951 г. гастролировал за рубежом. Снимался в кинофильмах «Черевички» (1944, Чуб), «Иван Грозный» (1944, Протодьякон), «Борис Годунов» (1956, Пимен).
В последние годы жизни был незаслуженно забыт. Перед смертью принял монашеский постриг. Похоронен на Новодевичьем кладбище (г. Москва).
Награжден орденами Ленина (1951), Трудового Красного Знамени (1937), медалями. В г. Чебоксары с 1991 г. проводится ежегодный Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова.
Библиография: