Ментальная арифметика помогает развивать умственные способности ребенка и его творческий потенциал на занятиях с древними счетами абакус. Что такое ментальная арифметика простыми словами? Это методика быстрого счета в уме без использования калькулятора, компьютера и других гаджетов.
Содержание
Счет без калькулятора и его особенности
История ментальной математики уходит в глубину веков. Еще в Древней Японии счет на абакусе успешно использовали люди разных профессий, прежде всего, архитекторы и купцы. И хотя с тех времен прошло не одно тысячелетие, внешний вид абакуса и принцип счета на нем остались неизменными.
Абакус представляет собой прямоугольное полотно, разделенное на две части. Счеты оснащены косточками с заостренными краями, которые развивают мелкую моторику детей.
Работая с абакусом, ребенок усваивает все виды математических действий — сложение, вычитание, умножение, деление, а также учится извлекать корень квадратный и корень кубический из числа. Овладение навыками счета происходит постепенно.
Изначально дети учатся считать, перебирая косточки руками. Когда ребенок способен мысленно представлять доску со счетами, навык доводится до автоматизма, что позволяет производить даже сложные математические операции в уме.
Осваивая навыки счета на абакусе, параллельно дети учатся петь, танцевать, декламировать стихи, рисовать. Неожиданно? Да, но именно такая параллельность действий замечательно тренирует гармоничную работу обоих полушарий мозга, и это доказанный факт.
Что развивает ментальная арифметика
Ошибочно думать, что эта методика только для улучшения математических способностей. Она способствует разностороннему развитию личности. Чем хороша ментальная арифметика?
Согласно результатам исследований, ментальная арифметика развивает:
- Логику и воображение. В процессе обучения ребенок закрепляет образ счетов в уме и совершает арифметические действия, передвигая воображаемые кости абакуса.
- Память. Тренировка памяти происходит на каждом занятии; особенно наглядны результаты, когда дети одновременно считают и декламируют стихи или поют песни.
- Левое и правое полушария. Совмещая рациональное (действия, связанные с логикой) и творческое (креативное мышление), ментальная математика способствует гармоничному развитию левого и правого полушарий головного мозга.
- Внимание и усидчивость. Это особенно важно для рассеянных или гиперактивных детей. Занятия построены таким образом, что ребенку самому интересно выполнять задания, поэтому он увлеченно концентрируется на происходящем.
- Математические способности. Ментальная арифметика учит детей с 4-летнего возраста сначала азам математики, а после и более сложным операциям в уме. Эта методика помогает раскрыть математические таланты в каждом ребенке, благодаря особенностям программы и индивидуальному подходу к ученикам.
Как применять навыки ментальной арифметики в жизни
Зачем изучать ментальную арифметику и как применять полученные навыки в жизни? — спросите вы. Умение быстро считать в уме — только приятный бонус. Ментальная арифметика — это бесценный навык, который пригодится ребенку на всех этапах его жизни.
Техника быстрого счета в уме, развитая память и логика, многозадачность — все эти умения закладывают мощную базу для успешного обучения и дальнейшей карьеры.
На занятиях дети воспитывают в себе такие качества, как целеустремленность и способность сосредотачиваться на главных задачах. В процессе обучения устному счету задействуется еще и воображение, что способствует нестандартному мышлению. Гармоничная работа двух полушарий мозга позволяет ученикам реализовать себя практически в любой сфере деятельности.
Ментальная арифметика для детей
Умножать, слагать или вычитать трехзначные числа в уме — такое под силу не только математикам, но и школьникам. По отзывам родителей, чьи дети уже занимаются ментальной арифметикой, первые результаты заметны уже всего через месяц обучения.
По мнению психологов, дети 4–12 лет обучаются ментальной арифметике в несколько раз быстрее, чем взрослые. Это связано с тем, что у детей до 12 лет происходит активное формирование клеток мозга. Чтобы полностью овладеть методикой, ребенку потребуется 2 года.
Сегодня ментальная арифметика популярна в 52 странах мира. В России это необычная методика устного счета не представлена в рамках школьной программы, ее преподают только в специальных развивающих центрах.
Узнайте, что такое ментальная арифметика для детей, с «Академией Ростум». Наш Центр предлагает курс ментальной арифметики. Занятия возможны с раннего возраста, а обучение проходит по специальной программе с использованием игровых методик.
Откройте для своего ребенка новый мир знаний с уникальной методикой счета, и вы увидите, каких успехов он сможет достичь в жизни!
Привет, дорогие!
Одна из моих самых любимых областей для глубокого изучения — детская психология и педагогика. К тому же, ко мне поступает много вопросов, связанных с этими темами.
Периодически изучаю последние новости в этих областях, и недавно обнаружила для себя новое явление — ментальная арифметика. Это новый способ обучения детей счету, в результате которого спустя несколько месяцев ребенок способен производить в уме вычисления больших многозначных чисел.
Метод задействует оба полушария мозга, обучение постепенное и глубокое и помимо навыка быстрого счета ученик становится более терпеливым, усидчивым и внимательным.
Я подумала, что узнать об этом побольше будет интересно многим родителям, которые читают мой блог.
Если вам интересна такая идея обучения, данная статья вам пригодится. В ней я расскажу, что такое ментальная арифметика, какие у нее особенности и как учить своего малыша таким образом.
Будет сложно, но интересно! Если материал вам понравится, ставьте лайки и делитесь ссылками — буду рада за обратную связь!
Что это такое?
Ментальная арифметика — это программа умственного развития, дающая возможность детям в возрасте от 4 до 12-14 лет научиться выполнять математические операции с высокой скоростью на уме — без использования калькулятора, бумаги и карандаша.
Ребенок учится выполнять математические операции быстрее калькулятора, используя абак (счеты), четкий образ которого крепится у него в памяти. Тем самым, он больше не нуждается в дополнительных приспособлениях для решения простых и сложных математических задач.
Мы неоднократно слышали высказывание о том, что 2-хлетнего ребенка можно научить многому, нежели более старшего, что связано с наиболее активным развитием мозга ребенка в раннем детстве.
Нейронные связи, определяющие развитие мозга, образуются в течение первых лет жизни ребенка. И если не стимулировать эти соединения на этом важном этапе, то они отмирают навсегда.
На чем основано действие?
Программа ментальной арифметики обеспечивает синхронную работу правого полушария мозга, отвечающего за творческую деятельность, и левого полушария, отвечающего за логическую деятельность. Благодаря этому ребенок, решая математические задачи, может одновременно петь, читать стихи и даже слушать собеседника и отвечать на его вопросы. В процессе обучения используется древнейший вычислительный инструмент абак (счеты) -устройство состоящее из прямоугольной рамы с косточками, которые можно перемещать на спицах.
Использование абака развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Постепенно дети начинают считать в уме, работая с воображаемыми счетами, — так подключается правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, интуицию, творчество.
Особенно ученики, которые не могут концентрировать внимание на обучаемой теме, чувствуют автоматическое разрешение этой проблемы после прохождения курса ментальной арифметики. Благодаря этому автоматически повышается успеваемость ребенка в школе.
Напомним, что ребенок может научиться ментальной арифметике лишь в возрасте от 4-х до 12-14 лет, так как именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мозга. Дальше мозг теряет возможность приобретения сложных навыков.
Основные понятия
В последнее время среди родителей сильно возрос интерес к раннему развитию детей. Все мы хотим, чтобы наш малыш легко справлялся с обучением и стал успешным человеком в будущем.
Ментальная арифметика — это сравнительно новое направление в дополнительном образовании. Занятия с числами дают удивительные результаты. Они не просто учат ребенка быстро считать, но и заставляют мышление работать объемнее, задействуя и правое полушарие мозга и левое.
Что она дает?
Наши достижения во многом зависят от умственных способностей. О том, что их формирование закладывается в большей степени в раннем возрасте, знают многие. В нашей стране открывается все больше центров, практикующих различные методики развития ребенка от 1,5 лет и старше.
Цель таких занятий состоит в развитии внимания, памяти, творческих способностей и.т.д. Школа ментальной арифметики дает более обширные результаты. Преподаватели этого направления работают с механизмом мышления.
Они тренируют нейронные связи с помощью математических вычислений на специальных китайских счетах —»абакус». Это развивает оба полушария мозга и позволяет использовать свои возможности более продуктивно.
Про занятия
В детстве мозг ребенка более пластичный. Занятия ментальной арифметикой — это упражнения, которые задействуют оба полушария головного мозга ребенка, благодаря чему развивается воображение, память, креативное мышление, способность принимать решения и концентрировать свое внимание, когда это необходимо.
Программа рассчитана на детишек в возрасте от 4 до 12 лет. Результаты таких тренировок — высокие. Дети прошедшие обучение, повышают успеваемость, открывают в себе новые возможности и проявляют больший интерес к учебе. Это подтверждено быстрым распространением метода (работает уже в 52 странах мира).
Занятия ментальной арифметикой на счетах тренируют мозг. Это происходит благодаря ряду упражнений:
- Работа с правой и левой рукой;
- Работа с воображаемыми счетами;
- Наглядное изображение математических действий;
- Мелкая моторика.
Можно ли заниматься дома?
Многие мамы интересуются, можно ли проводить занятия ментальной арифметикой с детьми дома? Конечно, такая возможность есть. Однако необходимо понимать, что для обучения ребенка, нам сначала нужно самим освоить метод.
Обучиться самостоятельно будет сложно, ведь большинство из нас обучалось по традиционной программе, основанной главным образом на задействовании логического мышления. К счастью, сегодня во многих крупных городах открыты курсы ментальной арифметики, где могут обучаться не только будущие преподаватели, но и мамы. Освоив метод, мы можем обучать своих детей в домашних условиях. Надо отметить, что такие занятия довольно интересные и непременно увлекут ребенка.
Кроме знаний, для обучения понадобится специальный предмет — счеты абакус. Это инструмент вычисления, который появился более 3 тысяч лет назад. Сначала ребенок учиться работать непосредственно с счетами. Благодаря им он быстро осваивает сложение, вычитание, умножение, деление и даже метод извлечения квадратного корня.
Затем, обучение переходит на другой уровень, где ребенок работает без счет, лишь представляя инструмент в своем воображении. Занимаясь дома, вы можете самостоятельно купить абакус для ментальной арифметики и скачать книги (пособия образовательной компании XiangLiangEducation).
Полезные советы
Чтобы дети росли умными и всесторонне развитыми личностями, нужно обязательно заниматься с ними еще до школы. Да и во время обучения в начальных классах тоже не стоит бросать это дело, поскольку система образования не направлена на раскрытие творческого потенциала и уникальных способностей каждого ученика.
Большинство школ ориентируются на шаблонную методику, которая подходит далеко не всем детям. Так что родителям стоит брать инициативу в свои руки и помогать наследникам становиться эрудированнее.
Ментальная арифметика уже более двух тысячелетий является прекрасным методом развития для детей в возрасте от четырех до 15 лет. При ее правильном применении можно научить свое чадо еще до школы проводить операции с четырехзначными числами в уме, а это могут делать даже не все взрослые люди.
На что еще обратить внимание?
В ментальной арифметике все вычисления производятся при помощи абакуса – японского приспособления для счета. Оно похоже на привычные нам торговые счеты, которые использовались продавцами до появления калькуляторов, только здесь нужно задействовать обе руки. Это позволяет активно развивать оба полушария мозга на одинаковом уровне.
Так что у ребенка будет все хорошо не только с рациональным мышлением, но и с творческой составляющей. Через некоторое время малыш начнет производить вычислительные операции без абакуса, просто представляя его у себя в голове. Это выглядит удивительно, но сотни примером говорят о том, что вполне реально научиться такому и в домашних условиях, если сильно захотеть.
У детей будет улучшаться память, а все данные они смогут хранить в четко структурированном виде, чтобы легко справляться с уроками и заниматься каким-либо творческим делом. Родители могут самостоятельно заниматься с малышами, если просто скачают в интернете уроки и приобретут необходимые детали для занятий. Нужно будет разработать эффективную систему поощрения и мотиваций, чтобы ребенок старался во время уроков и действительно обучался, а не просто отбывал номер.
Во многих западных школах ментальная арифметика положена в основу образования, так что в обычных школах детей обучают с помощью этой методики. Отечественная система пока не дошла до такого, но можно и без централизованных указаний приступить к использованию этой эффективной методике у себя дома.
Дальше — интереснее!
О ментальной арифметике в России заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, на Первом канале в программе Малахова выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.
Кажется, невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме. Причем быстро и правильно! Однако «соль» методики — вовсе не в навыке быстрого счета. Это лишь полезный побочный эффект.
Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает формировать нейронные связи головного мозга, устойчиво развивает скорость и качество мышления. Причем это требует совсем небольшой включенности: одно полноценное занятие в неделю плюс домашняя работа по 15-20 минут в день.
Включаем оба полушария
Ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария головного мозга. Левое полушарие – отвечает за логику и высокий IQ, умение сконцентрироваться на задаче, память и навыки наблюдения. Правое полушарие – дает высокий творческий потенциал, интуицию, воображение, веру в себя, самостоятельность. И только активное включение обоих полушарий помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал.
Современная система образования нацелена на развитие левого полушария, поэтому у большинства современных людей оно работает лучше, они – хорошие исполнители, ответственные работники.
Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов, я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги! И лишь немногие счастливчики используют оба полушария одновременно: становятся инициативными, творческими, вдохновенными деятелями и в то же время собранными и внимательными. А ведь именно это – путь к успеху, к насыщенной и радостной жизни.
Чему учимся?
Конечно, родители приводят детей на занятия не для того, чтобы они научились считать быстрее калькулятора. Методика помогает решить целый веер задач: концентрация внимания; тренировка фотографической памяти; усидчивость и самодисциплина; моментальный счет многозначных чисел в уме; тренировка навыка одновременного решения нескольких задач; быстрое освоение иностранных языков; уверенность в своих силах; креативное мышление.
Загруженность занятиями?
Порой родители сетуют, что их дети и так по ушки заняты подготовкой к школе, или домашними заданиями, репетитором, музыкальной школой, спортивными тренировками… И еще одно занятие кажется лишним грузом. Если бы не одно «но»: ментальная арифметика как раз учит мозг «разгружаться» и концентрироваться в нужные моменты, оптимизировать мыслительные процессы, распределять нагрузку, легко обходиться с многозадачностью.
Таким образом дети проще и быстрее справляются с учебой, экономят время и силы, у них появляется уверенность в себе. В современном мире это – очень важное конкурентное преимущество. А если учесть, что к моменту взросления наших девочек и мальчиков мир только усложнится, то тем более важно дать детям хорошую базу для успешной и счастливой жизни.
Когда лучше начинать?
Занятия ментальной арифметикой проводятся для детей от 4 до 16 лет. Когда лучше стартовать – решает семья, но чем раньше ребенок начнет заниматься, тем эффективнее будет процесс. Это связано с тем, что с возрастом активность нейронных связей снижается, и их работу приходится восстанавливать.
Нейропсихологи давно говорят о пластичности мозга: мы можем развивать его в любом возрасте, просто малышам с более пластичной и «живой» нейронной структурой будет легче освоить новые навыки. Больше того, в ментальной арифметике есть возможность работать и с «особыми детьми».
Есть примеры серьезных успехов при обучении детей с дислексическими расстройствами и расстройствами аутичного спектра. На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.
Как проходят занятия?
Обучение построено следующим образом: один раз в неделю 2 академических часа ребенок занимается в мини-группах по 6-8 человек с использованием методических материалов и абакуса (счеты), а также используется специальное программное обеспечение. На занятиях дети передвигают пальчиками (мелкая моторика) косточки на абакусе и таким образом учатся выполнять арифметические операции физически.
Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ребенку дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в «скоростное» правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус.
На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ. Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать детям в домашних условиях, уделяя тренировкам всего по 15-20 минут в день. Выполнение домашнего задания контролируется и в случае необходимости корректируется тренером.
Затем дети учатся одновременно читать стихи и решать задачи в уме, и далее программа усложняется…
Первые результаты не заставят себя долго ждать и уже через 2 -3 месяца занятий родители заметят изменения: дети становятся собраннее, быстрее считают и учат стихи, легче запоминают иностранные слова, проще справляются с домашними заданиями.
Длительность обучения – 2-2,5 года, в зависимости от индивидуальных особенностей. За это время у ребенка закрепляется навык целостного восприятия и быстрой обработки информации.
В настоящее время ментальную арифметику используют в 52 странах мира. Две ведущие мировые державы, Япония и Китай, используя специальные счеты – абакус, учат детей в государственной начальной школе. И в России это не «новомодная диковинка», а всего лишь хорошо забытое старое.
Современные наблюдения показывают, что счеты помогают ученикам добиваться отличных результатов в математике, и отказ от них в школьном обучении снижает подвижность ума.
Подводим итоги
Ментальная арифметика – программа развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ее основа – усовершенствованная система счета на счетах абак. Скоростной устный счет или ментальная арифметика в Школе Соробан – один из самых эффективных методов полноценного развития детей.
В процессе обучения ребенок учиться решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.
Ментальная арифметика активно стимулируют все отделы мозга в равных пропорциях за счет работы двумя руками. Работаем левой рукой – развиваем творческие способности, подключаем правую – совершенствуем логическое мышление.
Традиционно курс длится 2-2,5 года. Для достижения потрясающих результатов достаточно часа занятий в неделю и выполнения домашнего задания – 15 минут вдень.
Преимущества ментальной арифметики Соробан
- большая скорость мыслительных процессов
- отличная адаптация к любым мозговым нагрузкам
- быстрота анализа информации
- нестандартность мышления
- образное восприятие и пространственное мышление
- тренировка зрительной памяти
- концентрации внимания и внимательность
- уверенность в своих силах
Японские счеты Соробан
Соробан – японские счеты (абак, абакус). Это прямоугольная конструкция, разделенная планкой на две части: с «земными» (нижними) и «небесными» (верхними) косточками. Нижние косточки (по 4 в каждом столбце) обозначают единицы, верхние (по 1 в каждом столбце) – пятерку.
Счеты устроены так, что одно число можно изобразить только одним способом – то есть у каждого числа есть четко обозначенный визуальный образ.
Дети осваивают счет на соробане, начиная с чисел от 0 до 9 и простейших действий с ними. Вначале они пользуются счетами (используя в работе со счетами пальцев обеих рук)., но постепенно визуальные образы чисел настолько прочно закрепляются в памяти, что ребенку уже не нужны счеты, чтобы совершать действия – ему достаточно просто представлять их.
На какой возраст рассчитана ментальная арифметика
Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребенок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.
5-11 лет – именно в это время все приложенные усилия дают самые потрясающие результаты. В этом возрасте закладывается фундамент, определяющий наши возможности на протяжении всей жизни.
Это будет прекрасной подготовкой для вашего ребенка к обучению в школе, а для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6 классов – возможность продолжать свое развитие.
Цель работы школ устного счета – не научить детей осуществлять в уме математические действия с многозначными числами, а стимулировать работу мозга так, чтобы в будущем они могли решать гораздо более серьезные задачи.