В редакцию «Кабар» поступил запрос, а точнее вопрос от родителей о том, как воспитать мальчика мужчиной, а девочку – леди. Эта тема довольна обширная, плюс, все зависит не только от психологического воспитания ребенка, но и привитых бытовых навыков. К примеру, немаловажно, чтобы дети были приучены к чистоте и опрятности.
Ранее редакция публиковала материал о том чему мама должна научить девочку, в котором подробно описываются несколько простых правил. Узнать вы можете о них, кликнув по ссылку выше.
Но сейчас речь пойдет с психологической точки зрения профессора, доктора психологических наук Николая Козлова. Его работы опубликованы в библиотеке известного детского доктора Евгения Комаровского. В данном материалы мы орубликуем самые ключевые моменты по версии редакции «Кабар».
Итак, как воспитывать мальчика?
Козловский пишет, что из мальчика мужчина сам по себе не вырастает и одной материнской любви для формирования в мальчике мужских черт недостаточно. Мальчик вырастает мужчиной, когда он: видит рядом с собой образец мужского поведения, когда его воспитывают по-мужски, по «мужским лекалам» и когда из него воспитывают мужчину, а не «тряпку».
Как минимум, из него делают мальчика, а не девочку. Ребенок формируется культурой, и если мы хотим, чтобы из ребенка вырос мальчик, а не девочка, у наших мальчиков должна быть мальчиковая, а не девчачья, одежда, и мальчиковые, а не девчачьи, дела и развлечения.
Спорт. Как уверяет специалист, важно закалять мужское тело с раннего детства. Младенцу — беби-йога, от года до трех — домашний стадион, борьба с папой на мате, приучение к утренней зарядке. Будущий мужчина умеет переносить нагрузки и боль. Если мы воспитываем мужчину, то мы не бежим к малышу, когда он упал и ударился. Все нормально, дети падают, больно бывает, события нет. Не надо приучать маленького, что упасть, — это что-то страшное, что любая царапина — это повод его обнять и пожалеть. Если малыш ударился и хочет, чтобы его пожалели, значит, женщины его уже немного испортили. Малыш, которого воспитывают по-мужски, на свои ушибы не жалуется, он свои проблемы решает сам. Будущий мужчина не плачет и не жалуется.
Но если ему действительно нужна помощь, мальчик спокойно подойдет к папе или маме и обязательно помощи попросит. Он знает, что на помощь родителей можно рассчитывать всегда. Но если родители скажут ему «ты справишься сам!», значит, нужно тренироваться завязывать свои шнурки столько, сколько необходимо.
Обязательные составляющие мужского воспитания
В дальнейшем спортивном и духовном развитии абсолютно обязательны четыре пункта: легкая атлетика, плавание, боевые единоборства и танцы. Это не только спортивное, но и духовное развитие.
«Ваш сын должен обгонять своих сверстников и в беге, и в прыжках, должен быть среди лучших в баскетболе, волейболе и плавании. Боевые единоборства воспитают в нем мужество в схватке, самодисциплину, уважение к противнику, выработают в нем волю и самоощущение будущего лидера: он не будет среди тех, кого постоянно бьют», 0 уверяет психолог.
Что касается танцев, то это также обязательная часть воспитания офицера в армии любой страны. Во-первых, танцы — это другая форма спорта, и спорта нелегкого: держать осанку, не опускать локти, чувствовать партнершу и слышать музыку, и все это одновременно — задача не простая. Но именно танцы дотачивают спорт до красоты и галантности, воспитывают из мальчика будущего внимательного кавалера, а не только мужлана и самца.
Умение руководствоваться разумом, а не чувствами — важнейший момент в воспитании мальчика. Мужчина без головы — это не мужчина. «Почему ты так решил? Для чего ты так решил?» — ваш сын должен уметь думать и уметь обосновывать свои решения.
Также не принимаются разговоры о проблемах: все «проблемы» заменяются постановкой задач, а задачи формулируются не про чувства, а про поведение.
«Когда будет сформирована эта мужская основа, любому мужчине будут к лицу некоторые лучшие женские черты: мягкость, деликатность, умение быть внимательным и нежным. Мужчина грубый, без образования и манер, привлекает не женщин, а баб, поэтому ваш сын должен научиться быть интересным и воспитанным человеком. Самое простое требование: ваш сын должен знать и уметь проникновенно прочитать десять стихотворений о любви. Вложитесь в это — не пожалеете», — пишет автор.
КНИА «Кабар»
Елена Цой
Поговорить на эту тему меня сподвинуло обращение за психологической помощью мамы одиннадцатилетнего сына, который, с её слов, очень мягкий, обидчивый. Чтобы ни случилось дома или в школе негативного, реакция одна – слёзы. С мальчиками в классе не сходится, хотя с девочками общий язык находит. Мама с бабушкой растят мальчика вдвоём, папы нет. К сожалению, в семье нет и другого лица мужского пола. Сын усвоил женские взгляды и установки на жизнь: «туда нельзя – опасно», «не поднимай ведро – надорвёшься», «не хватай нож – поранишься», «не лезь на лестницу – сорвёшься». В процессе разговора с мамой, она осознала, что они, тревожась за ребёнка, постоянно что-то запрещали, лишали инициативы, порождали страхи. Гиперопека исказила мужскую природу. В коллективе сверстники-мальчишки моментально считали информацию, видя перед собой человека, не умеющего дать отпор. Как результат, началась травля мальчишки в соцсетях и конфликты в школе, прилипла кличка «маменькин сынок». Парень стал пропускать занятия в школе, всё время проводил у компьютера, что не могло не встревожить маму, которая узнавая, что происходило с сыном, раздражалась, злилась, наказывала.
Для начала мы определились с мамой, что, несмотря на обстоятельства, вырастить сына без отца реально, если пересмотреть сложившиеся взгляды. Она поняла, что ребёнку необходим положительный пример мужчины, который будет в ближайшем окружении. Это должен быть значимый взрослый человек, на которого можно равняться, а поискать такого можно среди друзей, родственников, соседей. В конце-концов, выбрать вымышленного, среди героев фильмов, книг или придумать. Ориентируясь на какой-либо образ, выбирать нужно мужественного человека, который не отчаивается и не нервничает в сложных ситуациях. Кроме того, желательно записать сына в секцию, где тренер – мужчина. Чтобы не быть мямлей и нытиком, привлекать его к помощи по дому, хозяйству, ассоциируя его с предприимчивым, сильным, смелым, заботливым будущим мужчиной, на которого можно положиться. Замечать достоинства, подхваливать, поручать дела. Сравнивать его нужно не с другими, а с самим собой. Например: ударился – раньше плакал, а теперь – стерпел. Раньше – пугался, сейчас – проявил смелость. Делать акцент на улучшениях в его же поведении. Кроме того сын должен видеть маму не уставшую, не поникшую, не разочарованную. Ходить вместе с сыном в гости, где есть отец, дедушка. Только в мужской компании передаётся мудрость предшествующих поколений. Клиентка поняла, что сейчас перед ней стоит важнейшая задача, пересмотреть подход к воспитанию сына. Ребёнку нужно получить признание его личности от взрослого мужчины, установить дружеские отношения.
Как показала практика, мама нашла возможность поменять отношение к ребёнку, дело пошло на лад. Новая обстановка в семье, где воцарилось доверие, гармония, ушла гиперопека, дала возможность ребёнку полноценно развиваться, чувствовать свою значимость. Соответственно, отношение к нему сверстников начало меняться, появились друзья.
Психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У него наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.
В нашем случае, матери не удавалось сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к сыну; её разочарование и недовольство бессознательно проецировалось на ребенка. Возможна была и иная ситуация, когда бы подчёркивалась роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом, родитель стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка.
Существует ещё одна опасность. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).
К счастью, всё это не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Если психологическая атмосфера семьи удачна, то и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности. Маме, в силу обстоятельств оказавшейся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Наш опыт консультирования как раз и свидетельствует, что это вполне возможно.
Психолог высшей квалификационной категории: Хмелева Наталья
Сегодня мы поговорим о воспитании. О детстве, о юности. О воспитании девочек, вообще о девочках, девушках, женщинах. Мы много лет говорим о мальчиках, об их мамах. Мы часто ругаем своих мужчин. Они инфантильные, безответственные, не хотят жениться, а живут с мамами. И мамы таковы, мальчики сорокалетние таковы, включая православных. Нас заинтересовало, как девушки, в том числе православные, становятся такими мамами, которые, как наседки, не отпускают от себя мужчин и делают их интимофобами. Одни буквально девственники, которых мы принимаем в храме за людей благочестивых, что на самом деле необязательно, а другие — наоборот, донжуанистого типа. Об этом всём часто говорят наши психологи. В том числе Ирина Яковлевна Медведева. Вы её знаете, она писатель известный, психолог, в том числе детский, автор нашей «Православной беседы».
— Ирина Яковлевна, мы действительно все о мальчиках. Все-таки основное звено человеческой жизни, девочки, осталось у нас за бортом наших исследований и передач. А в семейной жизни это самая важная единица.
Мужчина — глава семьи. Хотелось бы до отцовства поговорить, как воспитывать девочек, о будущем целомудренном материнстве. Девочка может вырасти наседкой, а может и стервой. У девочек тоже есть конфликты.
— Ещё как.
— Мы немного об этом говорили, но был звонок, сказали, что мать всю жизнь в конфликте со своей дочерью. Какие вещи вскрываются! Нам и письма пишут. Спрашивают, в чем ходить с пирсингом или без, в брюках или нет. Что собой представляют эти замотанные в платки девицы, благочестивые, замуж не выходят, видом нестрашные — а ведут себя как монахини, ими не являясь. Часто жалуются, что нет женихов. Я даже в одной передаче вам пожаловался, а Вы ответили: как это нет женихов? их полно. Вроде бы невест больше? Нет, это не так. Значит, это наверное, действительно так? Где же невесты? Как они себя ведут? Смотрите, какая у нас масса вопросов! Или спрашивают, какой бы Вы хотели видеть современную православную девушку? Что сейчас значит «хранительница очага»? Но это потом. А сейчас — что это такое вообще? Хранят они очаг или не хранят?
— Я скажу сначала другое. Вы сказали — какие они сейчас? Я хочу прежде, чем мы начнем конкретный разговор, уточнить. Часто мы под влиянием того, что называется информационная война, манипуляция сознанием — путаем «старое» и «вечное». И «вечное» называем «старым». Это прошло, женщины были хранительницами очага. А сейчас они разве другие? Оттого, что очаг теперь газовый или это электроплита — сущность изменилась? Как была женщина хранительницей очага, так и осталась. Изменились внешние реалии, а суть человека не меняется тысячелетиями.
Когда читаешь Псалтирь — а я старюсь за день прочитывать одну Кафизму, кое-что я знаю и наизусть – так вот, я все больше чувствую, что человек не меняется, ни женщина, ни мужчина. Меняется что-то поверхностное. Сущность остается.
Многое зависит от воспитания. Что будешь больше кормить в человеке — его низы или бессмертную душу? Человек как минимум состоит из двух сущностей: тела и души. Если те, кто воспитывает ребенка, обслуживают в основном тело — то тело и будет себя показывать, как хозяин человека. А если его сызмальства приучают отказываться от того, что хочется во имя чего-то высшего — то она, если это девочка — вырастет другой. Будет хранительницей очага, другом мужу и матерью детей. Что же изменилось? И зачем мы будем здесь, на православной передаче поддерживать эту манипуляцию и говорить, что сейчас все по-другому? Всегда есть свои разные трудности в воспитании. Да, много трудностей, когда живешь в эпоху информационной войны, но это не значит, что невозможно воспитать хорошую девочку.
— Мы не сомневаемся, что есть много хороших девочек, может быть даже больше, чем хороших мальчиков. И совершенно верно, что свято — это не то, что старо. А скажем, что это намолено. Некоторые говорят: старое — это вроде святое. Старообрядчество. Старо — значит свято. А свято — значит намолено, где есть Дух Святой. Это правда. Но разве раньше не было конфликта между родителями и детьми? Вы сказали: воспитание девушки. Мы сталкиваемся с тем, что вырастают девушки, причем сугубо в православных семьях, я с ними общаюсь — вырастают и ничего не знают, что нужно делать по дому. Тезис матери: ничего, вырастет, замуж выйдет — там и научится. Это не так. Ничему никогда уже никто не научится; как была кривая яичница — так и остается на всю жизнь. Это всегда будет создавать неуют. Или нет?
— Конечно, нет. Научится. Но ей гораздо труднее будет учиться этому во взрослом возрасте. Как и всему остальному. Легче привыкнуть с детства к чему-то. Есть некоторая опасность. Если она слишком долго будет учиться — за это время ее муж может найти ту, которая с детства научена многое делать хорошо. Раз, другой пригласит она его на обед, и все у нее в порядке — а наша пока научится, то она может и мужа потерять.
Но не только этому надо учить с детства. Сегодня девчонки даже из православных семей поддаются феминистическому духу: мол, я не просто женщина, я хочу быть бизнес- леди. Они потеряли самое главное, что должно быть в женщине. Яичница — дело десятое. В женщине должна быть милота. Я не знаю, есть ли такое русское слово. Может, я его сейчас ввела. Женщина должна быть милой и приветливой. Сегодняшние девчонки этому не научены. Я бы на месте мам прежде всего это прививала бы девочке, и это нужно делать своим примером. Нужно показывать эту милоту. Она в приветливости, ласковости, в готовности каждого выслушать, обогреть, успокоить, развеселить, покормить. И это главное, когда гость приходит — его не надо спрашивать, голоден он или сыт. Это наша дурная привычка. Есть люди, которые стесняются сказать, что они голодны. Хорошая женщина сразу сажает за стол. Даже если человек говорит, что сыт. Ничего, посидишь, что-то съешь, если захочешь. А посмотришь — он уже первое и второе ест. Вот так надо женщину оценивать.
— А что здесь важнее? Пример мамы? Но при этом она может быть и православным, и хорошим, и собранным человеком, но не директивной мамой. Так что важнее: пример или воспитание?
— Конечно, пример. Воспитание примером. Есть даже чья-то мудрость: не старайся перевоспитать своего ребенка, он все равно будет похожим на тебя. Это вроде парадокс, но в нем есть большая мудрость. Девочка невольно, даже если ее настраивают против матери, а это сейчас очень модно, особенно среди психологов…
— Стоп, кто настраивает?
— Современные психологи.
— Но не все женщины общаются с психологами!
— Эта дурная мода висит в воздухе. Подруга пошла в психологу, или прочитала в женском журнале. Говорит: все проблемы от матери, на тебя мать давит. Это очень принято сейчас. И девочка уже определенным образом настроена. Все, что ей говорит мать, и что ей являет своим примером, у нее вызывает дух противоречия. Ей уже сказали, что все ее проблемы, в том числе и то, что она никак не может себе найти пару, происходят по вине ее матери, которая давит на нее. Которая слишком авторитарна, которой хочется подражать, а этого ни в коем случае делать нельзя. У тебя своя жизнь, ты самостоятельная. Это все сегодня принято. Но я обращаю внимание, что даже такие накачанные девчонки, бедные — все равно они невольно, даже не понимая этого, подражают матери. В мимике, жестикуляции, во всем.
Поэтому если мать хочет девочку правильно воспитать, она должна, прежде всего, следить за собой и показывать пример благорасположенности к людям.
— А откуда берется конфликт между матерью и дочерью, помимо влияния улицы, тех самых женских журнальчиков, сайтов? Вот нет этого, так как конфликтуют? На чем это сказывается? Дочь и мать. Это вроде бы редко бывает. Не сын и отец. Но бывает. И что от этого происходит?
— Бывает. Не так уж и редко, как нам кажется. Но это не фатально. Даже когда такие конфликты бывают, они носят часто временный характер. Скажем, подростковый характер. Или ситуационные. Как ситуация переходного возраста. А бывает не возрастная, а другая. Например, девочка влюблена или в нее влюблен юноша, а то и взрослый мужик, разведенный три раза. Она объявляет маме, что у нее теперь любовь. Она выходит замуж. Или не выходит, что тоже маму настораживает. Ну, и мама не может часто сдержать эмоций: «Ты что, с ума сошла?»
Я про себя скажу. Когда мне было 18 лет, в меня влюбился один поэт. Я, естественно, ответила на его чувства. Он был на несколько лет взрослее. Но дело не в этом. Он был бездельник, алкоголик, как потом выяснилось — шизофреник. То есть полный букет. Но я так была счастлива, что в меня влюбился поэт, я могу с кем-то ходить по улицам, читать друг другу стихи день и ночь. Я его тут же привела домой. И моя мама, как человек опытный, когда он ушел, сказала: да ты что, он же шизофреник. И он тебе врет, что у него чуть ли не Нобелевская премия. Я очень обиделась на маму. Как она смеет гения, которого не признает презренная толпа, называть шизофреником! Я ушла жить к подруге. Даже так, да. Но у подруги мне тоже неудобно было торчать день и ночь. Ночевала у нее, а днем, прогуливая институт, гуляла с ним, потому что нам надо было читать стихи, говорить о Платоне, Сократе, о том, о чем я со сверстниками говорить не могла. А тут я нашла,наконец, человека. И моя стипендия за несколько дней уходила на посещение столовых, а также на его выпивки. И, в конце концов, я в 18 лет с язвой желудка оказалась в больнице. Меня увезли на скорой. Потому что я голодала. Я приходила к подруге, но мне было стыдно там столоваться, а денег не было. Из больницы меня уже забрала мама. Надо сказать, что я как-то была рада этому в глубине души. Я делала вид, что надо мной совершают насилие, но была рада, что меня забирают домой.
Так что бывают ситуации, когда девочка ополчается на свою маму, которая мешает развиваться ее лирическим чувствам. Но это не значит, что так будет всегда. Чувства ослабевают, а то и совсем проходят, девочка начинает что-то понимать, когда зрение ее не замутнено влюбленностью. И возвращаются хорошие отношения. Даже если она не говорит маме, что благодарна ей за вовремя сделанное внушение, но она это чувствует. А так конечно и маленький ребенок может обижаться на маму за то, что мама выпорола, например. Меня мама один раз выпорола. Я, живя в коммунальной квартире, воровала деньги. У меня были гланды, и мне нельзя было мороженое есть. Меня же никто не научил десяти заповедям. Я не понимала, что плохого, если я из каждого пальто — а в коммуналке висело много пальто — капельку вытащу и завтра куплю эскимо. И, слава Богу, что один раз то ли мама, то ли бабушка, поймали меня за этим делом. Одна держала за ноги, а вторая порола ремнем. Конечно, я очень обиделась на маму. Ну и что? Я же была глупым ребенком.
— Кстати, назревает вопрос. Девочек наказывать физически можно, нужно? С мальчиками толерантно обходятся даже наши православные: не можем прийти к выводу — то ли надо, то ли нет, а вот в прежние времена… А по поводу девочек?
— Девочки, как правило, более послушливые, чем мальчики. Поэтому далеко не всегда надо их шлепать. Я была непослушной. И со мной поступали так. Если ребенок понимает запретительные слова или он понимает другие наказания, кроме физических, можно его не шлепать, слава Богу. Но если он не понимает другого — его надо наказать физически, независимо от того, мальчик это или девочка. Ведь жизнь-то накажет гораздо более сурово,если не накажете вы с родительской любовью. Кто будет терпеть своенравную, грубую девочку, которая сегодня грубит бабушке, а завтра она будет грубить в более широкий социум? И вы ей сделаете плохо, потому что грубых, своенравных не любят, в том числе и капризных девочек. Как в школе, так и потом. Если не воспитаете строго своенравную девочку — она не сможет стать хорошей женой и матерью. А может, ее вообще не возьмут замуж именно за ее характер, который вы не воспитали, потому что считали, что ни в коем случае нельзя применять никакого насилия, никакого давления. Это могут говорить люди, у которых ледяное сердце, которым совершенно все равно, что будет с этой девочкой дальше.
— На самом деле не мягкие толерантные родители, а равнодушные. А откуда берутся такие женщины, с которыми невозможно наладить отношения? Те, что называются стервами? Не те кокетливые стервозные: вот, роман начался — и она начинает стервозничать, что тоже деструкция. Или она сидит приемщицей или в ином месте, обратиться к ней никто не может — ни мужчина, ни женщина. Она всегда недовольна, всегда зла, причем в любой день недели и время суток. Мало того. Вот, она в кафе. Подходит молодой человек или даже знакомый. Не подходит, не пристает. Эффект тот же. Она будет зла, несговорчива, груба. В чем дело? Откуда такие стервозные молодые женщины, как чаще всего бывает? Это же деструкция! И православные такие тоже есть – поди, заговори.
— Тут непонятно, где причина, где следствие. Часто это следствие, что ей никто, бедняжке, не признавался в любви. Родители, может быть, ее не хвалили, или считали, что не за что хвалить, или считали, что они возгревают гордыню. Понимаете, маленькая девочка — это же не монахиня — пустынница. Ее еще не надо воспитывать в монашеской аскезе, ее обязательно надо хвалить. Она сделала ерунду, чуть продвинулась, а похвалить надо так, будто она уже стала святой. Я говорю сейчас о детстве, об отрочестве. Отрочество — трагическая пора в жизни. Переходный возраст. Люди взрослые говорят, что им бы хотелось вернуться в подростковый возраст. Они какие-то беспамятные, что ли, или бесчувственные. В такой-то трагический возраст!? И тут важно, как ты выглядишь. Как раз, появляются всякие прыщи. Надо девочку тут тоже ободрять. Если она считает себя некрасивой — говорить, что на самом деле для кого-то она будет красавицей, вкусы разные. Рассказывать примеры из жизни, когда некрасивая девушка счастливо вышла замуж за красавца — и умного, и порядочного. Таких случаев действительно много. Всегда хорошие родители найдут, чем девочку утешить. А она, видите ли, не слышала этого. Так мало что мальчики на нее не заглядывались так еще и родители ее не ободряли. Вот она и выросла стервой.
Безусловно, какие-то характерологические особенности врожденные бывают. Но они могут по-разному проявиться. Они могут развиться, а могут, наоборот, заглохнуть. Душа ребенка — бутон розового цвета. И вот то ли чертополох раскроется, то ли роза? И тут многое зависит не от наследственности, но от воспитания. Наследственность играет не главную роль. Но люди часто оправдывают себя, особенно муж валит на жену, а жена на мужа, что вот, мол, что ты хочешь, какой у нас ребенок может быть, когда твой пил и в сумасшедшем доме два раза лежал? Это типичный разговор.
Я много родителей вижу. И ко мне приходят и в присутствии друг друга валят один на другого. Даже при чужом человеке могут говорить про наследственность в семье. Ведущую роль играет все же воспитание. Другое дело, что когда наследственность не очень хорошая, с любой стороны, выискивать не надо — это уже произошло, и искать бессмысленно. Если даже наследственность отягощенная, это только указание на то, что надо усилить воспитание, что там, где слабое место, туда направить воспитательную энергию. И все. Воспитание творит чудеса.
— Продолжаем тему воспитания девочек. Часто говорят о мамах, которые портят мальчиков. Мальчики сидят, не стоят, с мамами живут, не женятся, и так далее. Как сами женщины такими становятся? Я знаю одну такую маму взрослого православного 40-летнего человека, окончившего семинарию. И он никак не может понять, что ему делать, то ли рукополагаться, то ли жениться, то ли стричься? Всем руководит мама. И я не раз был в гостях — это ущербная, затаенная, с недостатками и комплексами женщина. В чем дело? Как она такой стала? Она даже не особенно замужем, она просто вдова, но я не вдавался в подробности, может, они развелись? Но и православные тоже хороши. Одним словом, ясно, что сын погублен. Даже мне, мужчине, это понятно. Он абсолютно несамостоятелен. Ему ведь пятый десяток пошел! Он так и не знает, что делать. Вечера проводят с мамой, вместе поют песни, на рояле играют.
— Интересную тему Вы затронули. Ко мне на психокоррекцию ребенка ходит именно такая женщина. Вы сейчас об этом сказали, и я подумала, что существует теория парных случаев. Именно не далее, как вчера я с ней виделась. Красивая женщина, очень успешная, она адвокат, живет в закрытом поселке для новых русских. Мальчик очень трудный. Ему всего 7, а она уже с ним не справляется. Я ей тактично заметила, что мальчику в этом возрасте уже нужны сверстники. Она рассказала, что в этом поселке все остальные богаче ее, и поэтому на мальчика там смотрят, как на сына прислуги. Я спросила, есть ли другие дети. Она говорит, что есть дети обслуги, два раза пробовала их приглашать, но мамы не очень хорошо реагировали. В конце разговора характерная была фраза: ему точно нужна компания сверстников? Я ответила, что хотя бы пару приятелей. А она ответила, что жалко, потому что им так хорошо вдвоем. Это она говорит про семилетнего ребенка! Вечером она приходит поздно, укладывает его бабушка, ее мама, но она специально построила так свой график, что он учится во вторую смену и утром они принадлежат друг другу.
Ребенку семь, а она говорит о нем, как о мужчине. Она не понимает, почему с ним трудности. Красивая женщина, у нее все в порядке. Я даже решилась ей сказать, что если у ребенка нет отца, если этот человек их бросил и не интересуется ребенком — то, может быть, появится человек, который полюбит ее и ребенка. На что она ответила, что им никто не нужен. Уже сейчас понятно, какие у мальчика будут трудности при выборе жены. Да и будет ли этот выбор? Пока мама жива, нехорошо будет ее оставлять, а им никто не нужен, они принадлежат друг другу. А когда не будет мамы, то будет поздно. Уже он будет никому не нужен. Это нередкая ситуация.
— Я тоже знаю такую семью. Мама уже скончалась, а сын постепенно стал профессором. Гулял вечером с мамой. Бойкий человек, не сказать, что поведения благочестивого, незаморенный. Но мама была главным в его жизни. Маме было сто лет, но они вместе гуляли. Остался он один. Так и не женился. А куда жениться на седьмом десятке? С мамой прожил жизнь. Так откуда они, такие мамы? Вот девочка, вот у нее мама. Она понимает, что она — будущая мать. И та неущербная вроде. Да и православное воспитание — а мы о православных говорим — это же должно преодолеть. Неущербные на вид люди становятся такими же странными и также ведут себя неправильно. Как такая девочка вырастает, что она становится такой мамой?
— Думаю, в основе этого болезненное отношение к какому-то проигрышу, поражению в судьбе. Не родительского проигрыша, а самой девочки. У нее выпирающее чувство гордыни. А поскольку от мужчины можно ждать всякого — опыт часто бывает и неудачный, как у той женщины, о которой я рассказала. Ее муж бросил, когда ребенок был еще в утробе, сам же вскоре женился. У него четверо детей, все чудесно. И она, как гордая женщина, боится еще раз наколоться, и утыкается в грудь собственному ребенку. Он ее не предаст, он никуда не денется.
— Что нужно делать мамам, бабушкам, чтобы у них не вырастали такие дочери? Как воспитывать? Смиренно? Об этом ли речь? Она маленькая, но не монахиня же пока еще. Что надо делать, чтобы не выросла такая?
Рассказывать, показывать? А, может, дело в отношениях женщин в семье? Это же целые поколения!
— Да, Вы правильно говорите. Я такие семьи видела, где женщины такие из себя амазонки — бабушка, мама, и дочку такой же растят. Что не нужны нам никакие мужики, мы все сами сможем. Они говорят: посмотрите на мужиков, они и на мужиков-то не похожи, кому они такие нужны? Связываться только, обузу на себя брать. Мы сами с усами. Это женщины, которые по своей воле лишают себя женственности.
Мы уже сказали, что девочка подражает маме. Если вы спросите такую маму, которая находится в психологическом браке с ребёнком, о ее родителях — они вам скажет с гордостью, что у нее мама очень самостоятельная. Она не скажет, что у нас такой вот характер, неженский. И не скажет с сожалением. Но скажет, что у них это принято, что у них сильные женщины. Они и гордятся этим, что они могут обходиться без мужчин. Это какая-то социально-психологическая патология.
А теперь, действительно, можно подкрепить свои убеждения многочисленными примерами немужественных мужчин. Можно всегда найти фактуру, как говорят журналисты, фактуры сколько угодно. Таких мужчин, которые на мужчин не похожи. Зачем? Они только висят у тебя на шее, потом тебя предают и уходят к молодой девчонке. Как вчерашняя мама сказала, на мое осторожное высказывание, что, может, найдется человек? Я не призывала пускаться в активный поиск. Но вдруг встретится человек? Хорошо ведь, когда рядом с мальчиком мужчина! Она ответила: с какой стати, кому они нужны? Вот так девочку и воспитывают.
— А она православный человек?
— Она сказала, что в церковь ходит редко, потому что ее пару раз обидел батюшка. То есть, очень типично.
— Батюшка обидел, да. Я стала исповедоваться, а батюшка сказал, что я грешная. Это современный человек так считает: обидела.
— Для современного человека путь в храм уже закрыт.
— И пошла жаловаться настоятелю, что такое за батюшки, которые говорят, что я грешная!
— Я ей сказала даже, что у ее мальчика столько страхов. Любой страх, темноты например — это трансформированный страх смерти. Избывается страх смерти только верой в вечную жизнь. То есть, я уже с точки зрения психотерапии ребенка толкала ее в храм. Но она сказала, что подумает. Переспросила: действительно ли я считаю, что надо ходить в Церковь?
— Она думала, что что-то другое надо делать.
— А приходится иногда даже и так говорить.
— А какие страхи еще есть?
— Для детей очень характерные страхи, кроме темноты — страх остаться одному дома или потеряться в магазине. Дома страшно, потому что по телевизору столько рассказывают про ограбления, пожары, затопления квартир! В учебнике ОБЖ есть глава, я помню: твой дом — не твоя крепость. Почва для детских страхов унавожена, как следует.
— Вот вопрос: одежда важна? Девочки все в брюках, джинсах ходят. И православные, и нет. На это не все родители могут повлиять. Даже и традиционные. Они с другими строги, часто бывает, а как собственный подросток — совершенное бессилие. Вы с этим сталкивались?
Есть такие девушки, которые очень уж православные по виду. Они вряд ли пойдут. Но они тоже иногда себя странно ведут. Они замкнуты, неразговорчивы, они не собираются ни в воскресную школу преподавать ни в монастырь. Какие-то замотанные. Но вот женщины в брюках, джинсах, лосинах?
— Я скажу, что можно и без них. Это очень влияет на пластику. В юбке одна пластика, в брюках другая. Девочка в брюках более мужеподобная. Широкий шаг, не только быстрый. Можно быстро семенить, это может быть очень женственно. А можно идти широким военным шагом, быть совершенно неженственной. А пластика и душу меняет потихоньку. Ладно, если б только пластика. Не только от содержания зависит форма, но есть и обратная зависимость. Когда форма неженственная, то потихоньку и содержание меняется. Многое зависит от одежды. Совсем необязательно заматываться в платки. Девочка должна выглядеть приятно, красиво. У нее надо формировать вкус. Она должна быть привлекательной для будущего жениха, не надо этого стесняться. Она должна выглядеть, как девушка — не как старуха, и не как монахиня, даже молодая. Если она собирается в монастырь — то пусть привыкает, ходит в черной юбке и платке. Если готовится в послушницы. Но если хочет стать женой и матерью — пусть одевается красиво, некричаще, как должна одеваться молодая девушка. Есть же какие-то возрастные особенности — в том числе и в одежде.
— Про татуировки и пирсинг я уже и не спрашиваю.
— Это очень уродливо. Девочке надо говорить, что это уродливо. И можно не бояться говорить, что это специально придумали, чтобы отвратить мужской пол от женского. Так же, как и многие элементы молодежных стрижек и моды придуманы этими дядями часто нетрадиционной ориентации, которых называют кутюрье. Они создают эту антидемографическую моду. Сейчас многие вещи, которые обывателю непонятны – на самом деле представляют собой технологии сокращения населения. Молодежная мода, прически, разодранные на ляжках и коленях джинсы, пирсинги в языке, губе и у глаза — это все чтобы от девочки тошнило, чтобы сокращать рождаемость. Пар становится все меньше. Так что матери могут девочкам так объяснять это. Это нельзя назвать модой. Мода — это по определению то, что быстро меняется. А брюки- это уже как женская одежда. А мальчикам-то хочется женственную девочку! Они такую обычно хотят видеть своей невестой и женой. Так что девочки очень обманываются, думая, что обтянутая попа привлекает. Она привлекает, но это привлечение другое. Физиологическое. Таких обычно не жаждут брать в жены.
— Родителям, маме в первую очередь, надо быть понастойчивее. Недопустимо, чтобы ребенок в пубертатном возрасте вертел родителями. Как хвост вертит собакой.
— Это ужасно и уродливо. Обычно это бывает в подростковом возрасте. А в это время на прямые нотации реагируют агрессивно, демонстративно, это особенности возраста. Если учесть, что и воспитывают слабо, а тут и гормоны разыгрываются.
Это надо высмеивать. Говорить. Потому что девочку в этом возрасте как раз волнует, как она выглядит, будет ли она нравиться противоположному полу. Надо на этом играть. Надо говорить, что это будет страшное уродство, что это подражание племенам мумба-юмба или уголовникам. А еще это психиатрия. Это называется порча образа. Или если говорить о пирсинге — малая аутоагрессия. Большая — это суицид, а малая бывает при юношеских психозах, когда прокалывают части лица и тела. Налысо подстриженные- это то же самое. Уродливые прически — с боку все выстрижено, челочка болтается. И бедная девочка думает, что если она будет модно, но уродливо пострижена, то она привлечет мальчиков. Мама ей должна объяснить, что ей так только кажется. Есть такая шуточная пословица — женщинам только кажется, что мужчины любят худых женщин и сухое вино. Девочкам надо примерно то же говорить.
— Нас интересуют православные дети. Много ли в этой среде родителей, которые разрешают девочкам быть такими?
— Не так много, как в неправославных. Намного меньше. Слава Богу. Но все равно бывает. Говорят же: отбилась от рук. Такое же не только про мальчика говорят.
— Откуда берутся девочки? Мальчики — просто, рогатка, компания нехорошая. Но агрессивные девочки бывают и распутные. Не мальчики, которые вроде в подъезде курят, это понятно. Это и в православных семьях есть.
— Давайте разговор оставим на потом. Это разговор грустный и сложный.
— Прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Сегодня мы с вами говорили о важной теме — воспитании девочек. Девочки — это будущие мамы и те самые хранительницы очага, который, как сказала совершенно справедливо Ирина Яковлевна, не меняется. И надо думать не о временном, а о вечном. Плита или костер — это внешнее. Давайте больше обращать внимание на суть воспитания наших детей, тем более в православных семьях. Спасибо! Мир Вам!