«Мы хотим завести собаку-терапевта или собаку-помощника для нашего сына с аутизмом. Сотрудница нашего дневного центра считает, что ему лучше подойдет собака-терапевт. Что бы вы посоветовали? Нам важны любые идеи».
На вопрос отвечают кинолог Джанет Коул, кинолог Бетти Миллер и детский педиатр Роланда Максим Готт.
Спасибо за прекрасный вопрос. Прежде чем обсудить, какой тип собаки может подойти вашему ребенку, важно ответить на следующие вопросы, если вы еще этого не сделали:
– Ваш ребенок любит собак?
– У вашего ребенка или другого члена семьи может быть аллергическая реакция на присутствие собаки?
– Ваша семья готова и подготовлена к заботе о собаке? Помните, это потребует серьезных обязательств и финансовых затрат, в том числе, в случае болезни собаки.
– Вы готовы справляться одновременно с собакой и ребенком, находясь в общественных местах? Даже с хорошо обученной собакой-помощником, многие родители сообщают, что они были удивлены тому, насколько это сложная задача. Помните, собака будет ждать от вас (взрослого человека) инструкций и команд. И одновременно ребенок может требовать вашего полного внимания.
Содержание
Собака какого типа подходит вашему ребенку?
Вы верно указали, что есть разница между собакой-помощником и собакой-терапевтом. Мы предлагаем рассмотреть третью категорию – хорошо обученная и воспитанная собака-компаньон (то есть, просто собака как домашний питомец). На самом деле, когда к нам обращаются за подобной консультацией родители ребенка с аутизмом, мы, как правило, рекомендуем именно собаку-компаньона.
Ниже объясняется разница между типами собак с точки зрения ребенка или взрослого с аутизмом:
Собаки-компаньоны
Как мы уже говорили, хорошо воспитанный домашний питомец может оказать прекрасное влияние на человека с аутизмом и стать источником важной эмоциональной поддержки. Собаки очень эмоциональны, они выражают безусловную любовь и дружеские чувства каждый день.
Выгуливание собаки может стать хорошим физическим упражнением и «социальным магнитом» – поводом начать и поддержать разговор с другими детьми. Обучение ребенка уходу за собакой позволяет развивать у него практические навыки и ответственность. И наличие дома домашних питомцев предоставляет родителям возможность учить ребенка и моделировать для него, как заботиться и учитывать потребности твоих друзей – очень важный аспект социальных навыков.
Если вы думаете о том, чтобы купить или взять из приюта собаку, то мы можем рекомендовать такие породы как золотистый ретривер, лабрадор или лабрадудель (помесь лабрадора и пуделя), так как эти породы отличаются высоким интеллектом и спокойным характером.
Если речь идет о собаке из приюта, нужно учесть, что часто нет информации о прежних условиях жизни такой собаки. Это значит, что может быть трудно предсказать, как она будет реагировать в случае испуга или угрозы. Может ли собака укусить, если ребенок слишком грубо ее схватит? Склонна ли она преследовать кошек? Нападать на других собак? Многие такие собаки страдали от жестокого обращения, и они могут бояться определенных людей, например, мужчин.
Собаки-помощники
Собаки-помощники – это собаки, которые прошли очень интенсивное обучение и официальную сертификацию. Они обучены выполнять определенные функции для помощи человеку с инвалидностью. По закону люди имеют право беспрепятственно приводить таких собак в общественные места при наличии официальных документов, подтверждающих их специальное обучение. Часто они носят специальный «плащ» или шлейку, которые сообщают окружающим, что эта собака работает, и ее нельзя беспокоить.
Собаку-помощника обучают в соответствии с потребностями человека, которому она будет помогать. Например, она может стать собакой-проводником для человека с ограничениями по зрению, слуху или мобильности. Она может сопровождать человека с эпилепсией (предупреждение о приступах), диабетом (предупреждение о повышенном или пониженном сахаре в крови), тревожным расстройством или нарушением развития, например, аутизмом.
В случае аутизма собаку-помощника, как правило, обучают уменьшать тревожность, например, во время визитов в медицинские учреждения, посещения мероприятий, магазинов или транспорта. Некоторых таких собак учат распознавать и мягко прерывать самоагрессию или эскалацию нервного срыва. Например, собака может реагировать на признаки тревожности и нервного возбуждения и совершать в ответ успокаивающее действие, например, ложиться на колени человека или прижиматься к нему.
Иногда родители спрашивают о собаке-помощнике для предотвращения побегов ребенка с аутизмом – в этом случае поводок собаки пристегивается к одежде ребенка, чтобы собака мешала ему убежать. Как правило, мы не рекомендуем подобное использование собак. Это может быть очень опасным. Собака-помощник – это не человек, а животное, она может запаниковать в случае стресса, и это может привести к трагедии. Некоторые организации утверждают, что они могут обучить собак не давать детям покидать дом или двор, но собаки не могут присматривать за детьми вместо людей. Любая собака может устать или отвлечься.
Наконец, мы хотим подчеркнуть, что очень часто люди с самыми благими намерениями берутся обучать собак для помощи людям с инвалидностью, но это может быть очень опасно. Обучение собаки-помощника требует очень много времени, сил и высокой квалификации тренера. Неправильно обученная собака – это реальная угроза и для человека, и для животного. Мы настоятельно рекомендуем обращаться по этому поводу только в аккредитованные организации.
Собаки-терапевты
Как предполагает название, это собаки, которые предоставляют эмоциональную поддержку и утешение с терапевтическими целями. Как правило, такие собаки работают в больницах, домах престарелых или других медицинских и социальных учреждениях. Они могут быть источником дополнительной поддержки во время физиотерапии, эрготерапии, или же они просто помогают успокоиться детям и взрослым, которые проходят стрессовое медицинское лечение.
Важно подчеркнуть, что собаки не могут быть лечением сами по себе – они или участвуют в каком-то процессе лечения, или просто оказывают успокоительное влияние. В области аутизма собаки-терапевты стали популярны именно потому, что они могут помочь успокоиться или облегчить нахождение в социальной ситуации.
В отличие от собак-помощников, многие собаки-терапевты не проходят никакого специального обучения. Иногда для этой роли подходят просто самые спокойные, терпимые и ласковые собаки. Для приобретения собаки-терапевта нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая специализируется на обучении таких собак. Важно, чтобы у организации был опыт работы именно с детьми и взрослыми, у которых есть аутизм.
Чаще всего собаки-терапевты работают на базе какого-то учреждения, например, на базе центра реабилитации. Дети с аутизмом могут взаимодействовать с такими собаками, если они посещают это учреждение, но для этого не требуется держать собаку дома. Владельцы собак-терапевтов иногда надевают на них специальные повязки или накидки, но по закону им не гарантирован доступ в общественные места.
Итоги: о каком бы типе собак ни шла речь, подбор животного для конкретного ребенка и конкретной семьи – это очень индивидуальный процесс, при котором очень важно, чтобы все стороны подошли друг другу. Возможно, вам стоит для начала проконсультироваться по этому поводу в местной организации, которая занимается обучением собак-помощников. В любом случае, это будет длительный и трудоемкий процесс – знакомство с животным, визиты на дом, обучение собаки и период ожидания. А если речь идет не просто о компаньоне, а о собаке-помощнике, то весь процесс в целом может занять до 2 лет.
Мы надеемся, что эта информация поможет вам сделать выбор. Помните, что ваша цель – это особая, неповторимая дружба между ребенком и собакой. И если вам удастся этого добиться – это настоящая магия!
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Из книги:
«Это могло произойти с кем угодно, только не со мной. Я была убеждена, что больные дети семье ни к чему. Я решительно не могла смириться с мыслью о том, что мой ребенок будет среди тех, на кого показывают пальцем на улицах — маленький узкоглазый толстенький уродец, который даже не соображает, что над ним смеются «.
Когда-то Лариса Горбунова жила в Барнауле. Мы с ней коллеги — она тоже журналист. В один прекрасный момент Лора бросила здесь все и рванула в Москву. Вышла вполне удачно замуж за состоятельного мужчину, нашла хорошую работу. То, о чем мечтают многие, она осуществила в два счета. «Везет же!» — говорили о ней оставшиеся в Барнауле друзья и коллеги. Прошло семь лет, и лишь совсем недавно многие узнали, что у Ларисы родилась дочка с синдромом Дауна. Полинке уже 6 лет. Сейчас эта улыбчивая девчушка живет со своей мамой в Израиле. Именно туда Лариса уехала незадолго до родов.
Из книги:
«Роды прошли успешно. Лишь через день меня вместе с мужем вызвал главврач отделения. Я держала Пол в руках, и доктор заботливо проследил, чтобы, когда я буду падать в обморок, не уронила ребенка. И сообщил, что педиатры считают, что у девочки синдром Дауна. Я не упала. Я просто начала рыдать, и рыдала с тех пор, с короткими перерывами, несколько месяцев».
Все было в порядке
Во время беременности Лариса проходила все необходимые обследования в одном из самых престижных перинатальных центров Москвы — «Мать и дитя». УЗИ показало, что все в порядке.
— Доктор более или менее удачно шутил, что УЗИ вообще не требуется — все подсказывает сердце матери, — говорит мне Лариса по телефону уже не сдавленным и обреченным голосом, а вполне спокойно. — Позже, уже после того, как я стала «специалистом» по генетическим анализам, я рассмотрела подробно УЗИ эмбриона, которому суждено было стать Полиной. Мне показалось, что и шея у него толстовата, и нос — типичный нос ребенка с СД. Странно, как этого не увидел профессор? Или просто я знала, что искать, вот все и нашлось…
Андрей Востриков. Житель Воронежа, ставший абсолютным чемпионом Европы по спортивной гимнастике
Оставить нельзя отказаться
Запятая в этой фразе могла бы кардинально изменить дальнейшую судьбу и Ларисы, и ее дочурки. И, наверное, если бы она родила ребенка в России, то все сложилось не так, как есть сейчас. Ведь в большинстве случаев у нас родители отказываются от детей с синдромом Дауна.
— Но в Израиле это не принято. Со мной никто даже разговоров не вел на эту тему, — говорит Лариса. — А при выписке педиатр спросил: «Девочка здорова?» Я ответила: «Нет, конечно!» А он мне: «Синдром Дауна — не болезнь». Я думала, он сошел с ума…
Как бы это не казалось странным, но в тот момент Ларису больше всего волновало то, как сказать всему миру, что ее ребенок родился неполноценным? Ответ на этот вопрос пришел в тот момент, когда Пол угодила в больницу.
— В нашей палате лежала девочка лет 14 с ДЦП. Она почти не двигалась, не видела, не могла сама есть. И каждый день к ней приходили родственники. Они часами сидели с ребенком, разговаривали с ней. И главное — родители и близкие гордились ее слабыми достижениями, и никто ни секунды не стеснялся своего родства с ней, — задумчиво вспоминает Лариса. — Это соседство дало мне многое. Я подумала: действительно, если не я, то кто примет моего ребенка такой, какая она есть. С этого момента началось мое душевное выздоровление.
Лариса приняла нелегкое решение не скрывать ни от кого, что у ее дочери синдром Дауна. Прежде всего, она рассказала всю правду о Полине всем своим родственникам и знакомым. Семья приняла девочку сразу и безоговорочно. И помогали, чем могли. Это, конечно, сыграло огромную роль в нынешнем душевном состоянии Ларисы.
Друзья по несчастью
И все-таки, даже смирившись с тем, что у ребенка синдром Дауна, от постоянных мыслей на эту тему можно сойти с ума. Поэтому Лариса через Интернет стала искать родителей, которые сами решились воспитывать таких детей.
— Они мне очень помогли — прежде всего, вселили уверенность, что все возможно, что жизнь не кончилась и что мамы малышей с синдромом Дауна могут быть успешными бизнес-леди, счастливыми женами и любовницами, мамами новых малышей, — говорит она.
Прошло время, и Лариса вышла из этого интернет-сообщества. Ей уже не нужна была поддержка людей, «связанных одной проблемой». Она уже твердо знала, что сделала верный шаг, оставив ребенка.
Американец Саджит Десаи. Играетна 6 инструментах!
И все-таки — как жить дальше?
Когда Полине исполнилось полгода, Лариса решила вернуться в Москву и выйти на работу.
— Много часов я думала о том, как приду к своему начальству в серьезном журнале в центре Москвы и скажу, что у меня родился ребенок с СД. Не секрет, что о таких вещах говорить не принято, стыдно… Но я решила, что выбор нужно делать до конца, — говорит Лариса.
Придя к своей начальнице, она выложила все как есть. И, конечно, получила желаемое — нужный график работы и нормальную зарплату. Но проработала так всего несколько месяцев — Пол требовала неустанного внимания. Поэтому работу все-таки пришлось оставить.
— Это было единственно возможное тогда решение. Работать и заниматься с девочкой я не могла — нужно было выбрать что-то одно. Я выбрала Полину и уехала в Израиль, — рассказывает Лариса.
Второй ребенок — второе горе
Когда Пол было 10 месяцев, Лариса вновь забеременела. Боясь, что и второй ребенок родится с синдромом Дауна, она решилась на биопсию ворсин хориона (позволяет провести исследование хромосомного набора плода. — Прим. авт.). Во время анализа плацента порвалась, и воды вытекли. На 20-й неделе беременности ребеночек погиб. Как оказалось, это была девочка. Причем совершенно здоровая. После потери малышки отношения с мужем совсем разладились. Лариса развелась и осталась жить в Израиле с Полинкой.
— Я очень благодарна ее отцу за то, что он продолжал поддерживать нас материально.
Спустя шесть лет…
Сейчас Полина — симпатичная длинноволосая девица шести лет, говорящая на двух языках. Она общительна, начала учиться читать, считает до 20. Пол обожает танцевать и ходит на уроки танцев, постоянно рисует и лепит (с переменным успехом), умеет держаться на лошади. Обожает театр — от «настоящего» до домашнего, в котором сама же и играет. Она отличается от «среднестатистического» ребенка — не умеет кататься на велосипеде, прыгать на двух ногах, играть в компьютерные игры, писать и читать — она только начала учить буквы. Но в общем — девочка как девочка.
У Ларисы и Полинки каждый новый день похож на предыдущий. Лариса встает рано утром, пишет материалы для разных информационных агентств и изданий. Потом провожает дочурку в детский сад. Ну а вечерами они просто занимаются любимыми делами.
— А вернуться в Россию не хотите? — спрашиваю я Ларису.
— Только когда Полина выйдет замуж, — на полном серьезе отвечает Лариса. — Я думаю, что она рано выйдет замуж. Женихов у нас уже сейчас — хоть отбавляй.
Вообще, в Израиле браки между людьми с заболеванием «синдром Дауна» очень распространены. Причем это довольно крепкие семьи. В отличие от обычных людей они не знают, что такое предательство…
— А вообще…Ведь я сейчас счастлива намного больше, чем когда жила в Москве и была довольно успешна, — признается Лариса.
И дело тут не в стране проживания, скорее, во внутреннем состоянии души, мироощущении.
Паскаль Дюкен, актер. В 1997 году получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли на Каннском фестивале
Из книги:
«Живя в бешеном темпе, работая, как ненормальная, вдруг получила возможность остановиться. Сейчас я уже не думаю, что это наказание. Скорее, испытание. Сумею ли я сделать человека из подручного материала».
С рождением ребенка-дауна Лариса вообще очень изменилась. Стала по-другому относиться к жизни. Потребовалось немало времени, чтобы она приняла свою дочку такой, какая она есть. Сейчас она уже спокойно может сказать: «Да, у меня есть ребенок с синдромом Дауна». И ни в коем случае не считает, что это горе.
Из книги:
«Вообще, горе — понятие относительное. То, что для меня кошмар — у ребенка СД, — многими родителями детей с другими заболеваниями воспринимается как подарок судьбы. Всего-то СД: ребенок сам ходит, говорит, ест? Вот бы мне такое счастье!»
Пабло Пинеда. Стал первым человеком с синдромом Дауна, получившим высшее образование
Мнения
Почему рождаются дети с синдромом Дауна
Александр Никонов, заведующий Алтайской межрегиональной медико-генетической консультацией (АММГК):
— Причиной тому является поломка хромосом. Если у обычных людей содержится 46 хромосом, у людей с синдромом Дауна — 47. Синдром Дауна встречается у одного из 600 новорожденных. Вероятность рождения ребенка Дауна наиболее высока у рожениц старше 35 лет. Синдром Дауна не лечится. В данном случае речь может идти только о реабилитации. И чтобы она оказалась весьма удачной, родителям придется посвятить всю свою жизнь малышу. Вообще, у нас в крае, да и вообще в России человеку с синдромом Дауна стать полноценным членом общества невозможно. Увы, но у нас сложилось так, что на этого человека все будут показывать пальцем и говорить: «Дурак!». Однако за границей выстраиваются целые очереди, чтобы взять на воспитание ребенка-дауна, «слепить» из него конфетку и потом гордиться им.
Наталья Петрова, парапсихолог:
— Дети с синдромом Дауна… Они просто волшебные. У них неземное ДНК. Такой ребеночек несет в дом свет и тепло! Они очень добрые, в них живет любовь! Синдром Дауна — это хронический синдром добра. Рождение такого ребенка — это отработка кармы, как правило, по женской линии. Причиной тому является то, что любовь родителя к одному из детей намного превосходит любовь к другому. Часто папы ждут мальчика, а рождается девочка… В будущем такая девочка может родить малыша с синдромом Дауна. Но даже если родители отказываются от него, то эту карму уже вдвойне будет отрабатывать их другой ребенок своей нелегкой судьбой.
Комментарий специалиста
Наталья Корягина, специалист отдела специального образования и семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:
— Ребятишки с синдромом Дауна могут обучаться как в коррекционных школах и детских садах, так и в обычных образовательных учреждениях. Для них подбирается специальная программа с учетом их развития. Если родители посчитают нужным обучать ребенка с синдромом Дауна в обычной школе, ни один директор не вправе им отказать. Правда, в таких случаях, дети, как правило, находятся на надомном обучении. В специализированных школах есть круглосуточное пребывание детей с синдромом Дауна. Родители сами решают, когда забирать детишек домой – каждый день или на выходные. Как правило, детей с СД из деревень родители забирают домой лишь на каникулах.
Цифры
В 2009 году в Алтайском крае родилось 48 детей с синдромом Дауна. Как правило, в половине случаев родители отказываются от таких детей. Еще часть умирает на первом году жизни.
Полезные телефоны
В Барнауле родители детей с синдромом Дауна создали свой клуб, где поддерживают друг друга, делятся советами. Связаться с ними можно по телефонам: (3852) 45-42-09, 8-905-982-6848 (Наталья Ивановна Шипилова). А еще для людей, столкнувшихся с такой проблемой, есть сайт: www.downsyndrome.narod.ru.
Организация родителей детей с синдромом Дауна, тел. (3852) 45-42-09, 8-905-982-6848, (Шипилова Наталья Ивановна)
Сообщество «Много деток – хорошо!», тел. (3852) 63-87-81, 8-905-980-80-57 (Литвинова Светлана Алексеевна).
Сайт родителей, воспитывающих детей с СД: www/downsyndrome.narod.ru
Достижения людей с синдромом Дауна
Паскаль Дюкен, актер. В 1997 году получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли на Каннском фестивале.
В Москве существует «Театр Простодушных», в котором большинство актеров – с синдромом Дауна.
Пабло Пинеда. Стал первым человеком с синдромом Дауна, получившим высшее образование.
Андрей Востриков. Житель Воронежа, ставший абсолютным чемпионом Европы по спортивной гимнастике.
Мигель Томазен. Барабанщик аргентинской группы Reynols
Американец Саджит Десаи. Играетна 6 инструментах!
Канистерапия — метод лечения и реабилитации с использованием специально обученных собак. С недавних пор его начали успешно практиковать и в России. «РБК Стиль» рассказывает, как у собак появилась целебная сила и кого она может поставить на ноги. Читать в полной версии Фото: apixel / gettyimages.com
В семье Кузнецовых живет мальчик Степа. Ему почти 8 лет. Он умеет ползать на коленках, самостоятельно есть и чистить зубы. Степа уже научился читать и складывать слова из кубиков, он знает, что такое математика, химия и физика, а еще любит английский, печь пироги и нырять. Пока что Степа не умеет самостоятельно ходить — передвигается он на коляске с помощью родителей и брата. Они же ездят с ним на занятия с овчаркой Малой. Собака стала для него не только другом, но и неотъемлемой частью курса реабилитации.
Канистерапия — метод не новый, но у нас, в России, заново открытый. С 60-х годов прошлого века западные врачи утверждают, что взаимодействие с собакой способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, а также улучшению двигательных функций. Идея терапии с участием животных появилась у американского психиатра Бориса Левинсона, который опытным путем заметил, что пациенты получают заряд положительных эмоций, когда приходят на сеансы и встречаются с его собакой. С тех пор метод начал набирать популярность, и сегодня его используют для того, чтобы помочь детям с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, проблемами со зрением или слухом и с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
На данный момент в России это направление только зарождается. Глобальных центров, которые полноценно помогают детям, на территории страны лишь единицы. Нехватка научных теоретических работ объясняет то, что и на практике такой метод реабилитации знаком лишь узкому кругу специалистов и пациентов. Одна из наиболее крупных российских школ по канистерапии находится в Санкт-Петербурге. Сейчас она развивает это направление с опорой на выполнение физических нагрузок с учетом рекомендаций врачей. В Москве канистерапию практикуют в центрах «Солнечный пес» и «Сириус».
Фото: пресс-служба
В подмосковном Жуковском минувшим летом канистерапией начала заниматься Анна Ворфоломеева. Вместе с кинологом Николаем Шмаковым они решили, что могут помогать детям развиваться и социализироваться в обществе. За три месяца на их уроках побывало около двух десятков человек, и большинство учеников теперь ни за что не готовы отказаться от таких встреч. В зависимости от заболевания Анна ставит цели и определяет индивидуальные методы работы.
В итоге получается, что абсолютно каждый ребенок принимает участие в терапии, но по-своему. «Часто на уроке может показаться, что мы выполняем одни и те же действия, но для особенных детей это не так просто. Держать поводок в левой руке или в правой, идти по прямой или извилистой траектории — абсолютно разные действия», — говорит Анна.
Секрет целебных свойств канистерапии заключается в том, что для ребенка собака выполняет функцию мотиватора: она стимулирует его на активную работу и достижение успеха. «Без четкой мотивации дети не понимают, зачем им терпеть боль и неудобства, чтобы куда-то дойти. Но в компании с собакой, с пониманием, что они становятся ответственными за животное, начинают бороться с трудностями».
Приблизительно через три месяца регулярных занятий можно увидеть результат. Однако практиковаться нужно постоянно: в работе с любыми детьми важна последовательность и осторожность.
Не каждому ученику легко привыкнуть к тому, что в классе есть собака: часть детей сначала пугается, наблюдает издалека и только через некоторое время решается принять участие в терапии. Например, мальчику Егору потребовалось около двух месяцев для того, чтобы начать контактировать с собакой. Сейчас он уже самостоятельно кормит и водит ее на поводке.
Фото: пресс-служба
Пока команда работает только со среднеазиатской овчаркой Малой. Перед тем, как собака познакомилась с учениками, она прошла курс специальной подготовки и тестирование. По словам Николая, тестирование — это самый непростой этап для собаки: «Чтобы проверить, как она будет реагировать на детей, нужно создать условия максимального стресса, и убедиться, что собака не начнет проявлять агрессию. Если при раздражителях она ведет себя громко и навязчиво, ее мгновенно дисквалифицируют. Опыт показывает, что не каждая собака, с которой занимается профессиональный кинолог, может пройти такой тест с первого раза».
Недавно Мала, Анна и Николай начали сотрудничать с благотворительным фондом «Галчонок», который помогает в адресном лечении и реабилитации детям с ДЦП и другими органическими поражениями центральной нервной системы. Так у московских детей тоже появилось больше возможностей практиковать необычный метод. Вскоре, после консультации с врачами фонда, Николай составит для Малы курс специальной подготовки в соответствии с новыми задачами.
Степе Кузнецову общение с собакой приносит большое удовольствие. Но главное, оно помогает мальчику работать над собой. Когда собака подходит и начинает облизывать его руку, он невероятными усилиями пытается развернуть и раскрыть ладонь. То, что ради собаки он готов так стараться, похоже на настоящую магию.