Содержание
Человек, который не согласен с учением церкви.
Также слово является ответом на вопросы:
- Какого преступника судила «Огненная палата» во Франции XVI века?
- Религиозный оппозиционер.
- «Клиент» инквизиции.
- Кандидат на аутодафе.
- Узник инквизиции.
- Религиозный диссидент.
- «Топливо» идеологического костра.
- Вероотступник.
- Преступник в глазах святейшей инквизиции.
- Вальденс.
- Лодка врача Алена Бомбара, пересекшего Атлантический океан без запасов пищи и воды.
- Поэма украинского писателя Тараса Шевченко.
- Вольтер как критик религии.
- Последователь ереси.
- Последователь еретического религиозного учения.
- Правый или левый уклонист в христианском вероучении.
- Приверженец ереси.
- Средневековый атеист, каких часто сжигали на огне.
- Тот, кто не следует господствующим, общепринятым взглядам (например, в науке).
- У верующих: человек, придерживающийся взглядов, противоречащих церковным догмам.
- Лодка врача Алена Бомбара.
- Поэма украинского писателя Т. Шевченко.
- «варвар и …» в Ленкоме.
- Его сжигали на костре.
- Хулитель устоев церкви.
- Преступник у инквизиторов.
- Церковь хулил.
- Ян Гус с точки зрения церкви.
- Враг церкви.
- Инакомыслящий для церкви.
- Джордано Бруно для инквизиции.
- Сжигаемый на костре в средние века человек.
- Катар в Западной Европе.
- Инакомыслящий в глазах инквизиции.
- Инакомыслящий для инквизиции.
- Богоотступник.
- Таких сжигали на кострах.
- Объект пыток инквизиторов.
- Кандидат для идеологического костра.
- Отступник веры.
- Жертва инквизиции.
- Жертва в костре инквизиции.
- Поэма Т. Шевченко.
- Таких сжигала инквизиция.
- Религиозный отступник.
- Жертва аутодафе.
- Ярый безбожник.
- Религиозный вольнодумец.
- Отрицающий официальные церковные догмы.
- Сжигаемый на костре в ср. века человек
- «вспыльчивый» атеист
- Картинки к слову «Еретик»
Богослужебные предметы
Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.
Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.
Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.
Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.
Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.
Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.
Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.
Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.
Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.
Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.
Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.
Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.
Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).
Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.
Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.
Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.
Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.
Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.
Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.
Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.
Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.
Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.
Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).
Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.
Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.
Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.
Эссе рассуждение еа тему ,,как изобретения могут повлиять на экономику страны «???? Текст. Река Иртыш протекает по территории трех стран Китая, Казахстана и России. В Китае она носит название Черный Иртыш. Уже на территории Казахстана Иртыш впадает в озеро Зайсан. Определит основную мысль текста 1.В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок? А) более шире — более широкий — шире — шир ее Б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий В) хуже — более плохой — худший — самый худший Г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех 2.Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно. А) хороший — лучше Б) чистый — чище В) красивый — красивее Г) богатый — богатее 3.Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно. А) чистый — чистейший Б) твердый — наиболее твердый В) глубокий — глубочайший Г) умный — очень умный Что ты знаешь о выставке ЭКСПО-2017 Помогите Эссе рассуждение на тему ,, как изобретения могут повлиять на экономику страны?» ( Казахстан) Выполнить синтаксический разбор предложений в переписанном тексте 20б Коротка летняя пора на севере тундры. На берегах светлых озёр они строят свои г нёзда.Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Словосочетания с орфограммой мягкий знак после шипящих в наречиях Помогите пожалуйста! Итоговая контрольная по русскому. 60 баллов Опредили прямую речь мальчики сообщили, что рыба этом водоёме не водица. помогите пожалуйста срочна нужна
Случай в церкви
Доброго времени суток всем! Хочу рассказать вам одну интересную, на мой взгляд, историю, и в тоже время задать вопрос.
История случилась со мной буквально сегодня, я с Ромой (крестным моего брата) поехал в кинотеатр, и по возвращению домой он спросил:
— Артем, а когда последний раз ты был в церкви?
Я ответил, что уже года два в церковь не заходил.
— Зря, а я вот каждое воскресенье прихожу,- ответил он.
И тогда мы отправились в церковь. Забыл сказать, что я был в гостях, а не в своем родном городе, и в церкви той я был в первый раз. Ну вот, когда мы зашли в церковь, она поразила меня своими размерами и иконами, но потом я увидел женщину, лежащую на полу, напротив иконы. Она начала очень сильно визжать, и я, стало быть, подумал, что, мол, горе у нее, умер кто-то. Но ее крик не прекращался (как мне показалось) больше минуты! Я очень удивился, как можно так долго кричать?! И тут она резко замолчала, покашляла и начала то хрюкать, то мычать, то гавкать и ощущение было, как будто это не только она издает эти звуки, а кто-то еще посторонний, тот, кого я не видел. Это меня очень напугало, и я перекрестился и вышел из церкви на улицу.
Следом вышел и Рома, он сказал, что первый раз в жизни такое видит! И вспомнив, рассказал мне-(цитирую):
— Когда я служил на Полтавщине, то нас заставили помогать строить недостроенную колокольню в церкви, к святому отцу тогда пришла женщина, вся побледневшая и заплаканная, сказала что-то батюшке, и он выгнал нас всех и запер все двери в церковь. Все стояли в недоумении, и вдруг из церкви поступил очень громкий, душераздирающей нечеловеческий крик, и продолжался долго. А вскоре начали ходить слухи, что святой отец изгнал дьявола из женщины.
Эта история меня поразила, ведь я очень скептически относился к всякой нечисти и не верил во всю эту чушь!
А теперь мой вам вопрос, знатоки потустороннего мира, что было с женщиной, издающей эти странные звуки?
(Не из которой дьявола выгоняли, а которая под иконой лежала). Кстати, забыл упомянуть, что на момент, когда кричала эта женщина, я нигде не видел святого отца.
Новость отредактировал ТЕНЬ В УГЛУ — 29-03-2013, 15:26 29-03-2013, 15:26 by ArchanПросмотров: 10 265Комментарии: 32 +23
Ключевые слова: Церковь звуки крики женщина дьявол авторская история
Другие, подобные истории:
Святитель Иоанн Златоуст
«Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? С какою, после этого, дерзостью приступишь ты к таинствам? С какою оскверненною совестью?»
«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем»
***
Преподобный Ефрем Сирин
«Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели»
***
Преподобный Исаак Сирин (550)
«Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божественной помощи, удобно впадает в руки противников своих».
***
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913)
«…верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий».
***
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
«Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим.3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская.
Церковь – надежная дорога к вечному животу: иди по ней неуклонно, держись ее, и дойдешь до Небесного Царствия; если уклонишься на распутия своемудрия и неверия, пеняй тогда сам на себя: ты заблудишься и погибнешь. Азъ есмь путь и истина и живот (Ин.14, 6)».
«В храме особенно совершается тайна очищения грехов. Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа. Сколько раз Господь подавал мне здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими: величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными! Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий! Ты очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин.2, 2)!
***
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)
«…В Писании сказано: Пою Богу моему дондеже есмь и Воздам Господеви молитвы моя пред всеми людьми Его. Кто понуждает себя ходить в храм Божий, того Господь сподобляет особенной милости Своей.
Если не можешь, — говаривал батюшка, — стоять всю службу, сиди, но не уходи из церкви; не в силах держать поста – поешь и поневоле смиришься и не будешь осуждать других».
***
Схиархимандрит Лаврентий Черниговский
«Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни». А на вопрос сестер, кто же записан в ней, ответил:»У кого влечение к церкви, тот и записан».
***
Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873)
«Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях».
***
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913)
«В церковь ходите обязательно, и всегда до начала, первым старайтесь прийти. Утреня – одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу. Утреня, по словам древних отцев, важнее обедни. За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотию и имеет такое значение».
***
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894)
«Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. …Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.
Следует понимать, что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви, ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви – что ни делай, ничего выходить не будет»
***
Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906)
«Прошу вас, не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа. Неопустительное присутствие при богослужениях со вниманием и усердной молитвой будет возгревать в вас любовь к Богу и тщательному исполнению Его святых заповедей.
***
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258):
«…Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовой, не находится в Церкви Его?..
Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа…
Вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви. А что действительно погибают непокорные, не слушающиеся спасительных наставлений пастырей и не повинующиеся им, это подтверждает Писание, говоря: Глупый пренебрегает наставлением… ненавидящий обличение погибнет (Притч.15, 5, 10)».
***
Блаженный Августин (354-430):
«Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь.
Всякий, отделившийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что он отторгся от единения с Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребудет на нем».
***
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886-1929):
«Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.
Слово «Церковь» уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает… Уверовать во Христа, сделаться христианином – значило присоединиться к Церкви.
***
Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931)
«Вне Церкви нет истинного христианства и вне Церкви нет полноты истинного спасения.
Врагу нашего спасения всегда хочется нас погубить нашими страстями и грехами, но в единый час может человек покаяться и вновь омыться Благодатью Божией в Святой Церкви; окончательная гибель наступит тогда, когда он уйдет из Церкви, когда он уже явится отрезанным, «не на лозе». Поэтому враг так и старается исторгнуть человеческие души из истинной Церкви.
***
Священномученик Ириней Лионский (130-202):
«Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы вполне положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, и всякая благодать».
***
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006):
«Время, в которое привел нас жить Господь, наисмутнейшее: смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена.
А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий.
Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель».
***
Священномученик Арсений (Жадановский) епископ Серпуховский (1874-1937):
«К неверным нужно… отнести тех, которые осмеливаются уже и суд производить над Церковью и ее установлениями: и то их соблазняет и другое, и то им не по духу и это. …А испытайте – сердце таковых далеко отстоит от веры».
***
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961):
«Сам Господь предсказал: «Будут говорить: «Вот тут Христос!» — «Нет, у нас» — «Нет там!» — Не ходите и не ищите» (см. Мф.24, 23)… А вот Церковь есть – столп и утверждение истины (1 Тим.3, 15)… Здесь – спасение, несомненное и неодоленное.
Значит, нам нужно оставаться в Церкви. Во что бы то ни стало».
***
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)(1910-2006):
«Каждый человек живет и спасается в своем звании. Ваше спасение, как православных мирян, — жить по-христиански и воспитывать детей в Боге. И это сейчас весьма трудно.
А в церковь, даже если там и сокращает что-то священник, то, во-первых, он знает, что можно сокращать и сколько, а, во-вторых, вы за него не в ответе пред Богом.
Ходите в свою церковь и старайтесь сами чаще причащаться и детей причащайте. Наша св. Православная Церковь, слава Богу, руководима Св. Патриархом и стоит в истине.
Сейчас же очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви.Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь.
И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим Патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих».
Впервые услышав в церкви слово «копие», каждый человек может удивиться и задаться вопросом: «Что такое копие в Православии? Какое отношение оружие из древнего мира имеет к христианской вере?».
Использование за богослужением
На самом деле, церковное копие – это не оружие, а специальный нож в форме наконечника копья, заострённый с обоих концов. Он необходим для совершения первой части Божественной Литургии – проскомидии (с греч. «поминовение»), во время которой священник или епископ вынимает из просфор частички в память святых, о здравии или упокоении, а также вырезает из главной просфоры Евхаристический Агнец. Агнец – это большой кусок просфоры кубической формы, который является тем хлебом, который во время литургии становится Святым Телом Христовым. Его нужно вырезать особенно искусно, так чтобы стенки и дно просфоры оставались одним целым. Именно потому для этого используется обоюдоострый нож в форме копья. С практической точки зрения он наиболее удобен для проскомидии. В зависимости от размеров просфоры и размер копия также может различаться.
Символическое значение копия
Кроме того, с копием связано и несколько символических моментов. Прежде всего, это символ того копья, которым римский сотник Лонгин проколол рёбра Спасителя после его смерти. В память этого события во время проскомидии, вынув Агнец из просфоры, священник копием колет его справа и повторяет евангельский стих, повествующий о том, как воин проколол ребро Христа — и оттуда вышла кровь и вода. Также как и Крест Христов, копие из орудия смерти и казни – стало символом спасения человечества. Потому в старых Требниках до сих пор можно встретить чин освящения воды для больного человека, где вместо креста священник освящает воду копием.
Где купить копие в Украине?
Купить копие, как и другие евхаристические предметы, в наше время можно в основном в больших городах. Это вызывает определенные неудобства. Потому интернет-магазин «Axios» дает возможность купить церковное копие прямо из дому, используя лишь свой ноутбук или мобильный телефон. Мы работаем только с лучшими производителями и обеспечиваем быструю доставку по Украине и миру. Добро пожаловать!
Виноградная лоза лишь тогда принесет хорошие плоды, если подвергнется весною обрезанию: то есть, виноградарь удаляет отмершие части и дикие побеги, а также излишние ростки, с тем чтобы сконцентрировать силу лозы на ветках, обещающих принести богатый урожай. Также во время созревания виноградарь освобождает виноградную лозу от излишней листвы, чтобы создать лучшие условия для созревания винограда.
Иисус Христос сказал о себе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (От Иоанна 15, 1.2). Эта притча говорит о том, что последователь Иисуса должен подвергаться процессу очищения. Как это происходит?
Первое чудесное очищение всего внутреннего человека происходит через баню рождения свыше и обновления в Святом Духе, посредством таинств крещения водою и Святым Духом. Это самый лучший и надежный процесс очищения, и другого не дано. Кроме того, на каждом богослужении даруется милость из жертвы Иисуса Христа. Это дает то очищение, которое позволяет приносить больше плодов. Сын Божий сказал Своим ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое я проповедовал вам» (От Иоанна 15, 3). И в нас усиливает слово Божье процесс очищения. Давайте же придавать ему то значение, которое оно заслуживает, а не превращать его в предмет дискуссии! Ведь его очищающее действие непревзойденно.
Также допущениями и испытаниями Божьими очищается душа. Оказавшемуся в таких ситуациях становится неприятно, а то и тяжело. Но все это служит, в конечном счете, очищению. Давайте не забывать при этом слова пророка: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29,11).
Внутренняя молитвенная жизнь также способствует очищению. И постоянное ожидание, упование на скорое Пришествие Христа является самым главным импульсом к очищению. Если уж это не побудит нас очищаться, то, что тогда?
Плод лозы — виноград, из которого делают вино. Вино символизирует радость. Плодом очищения тоже должна стать радость. Осознание того, что мы дети Божьи и обладаем властью, связанную с этим усыновлением, сообщает нам радость. А из радости произрастает сила, чтобы идти все дальше по пути веры. Давайте радоваться замыслам Божьим и благоговеть, когда Господь производит в нас процесс очищения, так как это приносит плод, делающий нас достойными быть принятыми в милости при возвращении Христа.
(из богослужения первоапостола)
Более чем в половине регионов России на Пасху будут открыты храмы, выяснил РБК. РПЦ в разгар эпидемии рекомендует мирянам оставаться дома, а в Кремле рассчитывают, что местные власти сами решат вопрос с епархиями Читать в полной версии Фото: Алексей Мальгавко / Reuters
Православные пасхальные праздники в России пройдут в разгар пандемии коронавируса, когда в большинстве регионов России введен режим всеобщей изоляции.
Кремль надеется, что церковные власти на местах будут следовать имеющимся предписаниям главных санитарных врачей, но единой установки регионам не дает. РПЦ призывает молиться дома и воздержаться от посещения храмов.
РБК изучил позицию епархий и руководства всех регионов России и выяснил, где храмы будут открыты для прихожан, а где — закрыты (по данным на 15 апреля).
Где храмы будут открыты
В 43 из 85 регионов России храмы на Пасху, которая в этом году приходится на 19 апреля, будут открыты. Об этом РБК сообщили в епархиях РПЦ и в пресс-службах глав регионов. РПЦ разработала для храмов и монастырей санитарно-гигиенические нормы в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, в значительной части регионов власти и епархии в качестве альтернативы намерены организовать трансляции служб в интернете и на региональном телевидении.
Юридически епархии подчиняются светской власти наряду с любыми другими некоммерческими организациями и должны выполнять законные требования губернаторов в соответствии с нормами регулирования сектора НКО, поясняет директор правозащитного аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Другое дело, что вопрос законности требований по принудительному прекращению работы — как бизнеса, так и общественных организаций в России — сейчас открыт, считает он. «Это происходит на непонятных основаниях, поскольку в России не объявлен режим ЧС, дающий соответствующие основания», — объясняет Верховский свою точку зрения. На этом фоне губернаторы могут не решаться на жесткие меры, опасаясь за свой рейтинг, рассуждает он.
В результате решения о формате служб принимают отдельные епархии. Некоторые из них воспользовались этим, чтобы отстоять право принять прихожан в праздники.
«Мы везде предлагаем ориентироваться на местную ситуацию и находиться в тесном диалоге с местной властью, следуя предписаниям санврачей», — заявил РБК глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Самую жесткую позицию продемонстрировала поначалу Петрозаводская и Карельская епархия, которая вслед за правовым управлением Московского патриархата назвала запрет посещать церкви противоречащим Конституции, где «право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только федеральным законом».
Обнародовав такую позицию на своем официальном сайте после распоряжения главы республики провести праздничные мероприятия без прихожан, представители епархии заявили, что богослужения в храмах отменяться не будут. Впоследствии руководству Карелии все же удалось согласовать с епархией решение временно закрыть храмы.
Собеседник РБК, близкий к руководству Челябинской области, признался, что вопрос о том, как проводить Пасху в регионе в условиях пандемии, вызвал «напряжение» в региональном правительстве. «Церкви никто не закрывает, потому что закрыть храмы невозможно. Чтобы люди не шли в храмы, им нужно предоставить альтернативу», — отметил он. Именно поэтому региональные власти планируют организовать онлайн-трансляцию служб на областном телевидении, уточнил собеседник.
Среди верующих есть немногочисленная, но активная часть, которая пойдет в церковь при любых запретах, считает политолог Александр Пожалов. Эти прихожане видят в обращении к Богу спасение в том числе от вирусной угрозы, считая нынешний кризис и пандемию «карой Божией» за земные прегрешения, объясняет он.
Региональным властям приходится балансировать между выполнением жестких карантинных мер и сохранением социально-политической стабильности, при этом на кону и доверие населения, отмечает эксперт. Поэтому светская власть явно не хочет портить отношения с верующими и брать на себя ответственность за «закрытие» церквей, если речь не о территориях с критическими показателями зараженности.
«Для простых людей нынешний кризис и так приводит к слому сложившегося образа жизни, жизненных планов, материальным ухудшениям. Если на этом фоне власть будет еще и принудительно пресекать сложившиеся религиозные традиции, это чревато дополнительным ростом протестных настроений», — добавляет Пожалов.
Вопрос о закрытии храмов очень болезнен, согласна политолог Екатерина Шульман. «Церковь очень неохотно идет на такого рода меры, потому что трудно препятствовать верующим, если они хотят прийти в церковь, — говорит она. — Люди это воспринимают тяжело, и само церковное руководство тут чувствует себя очень обиженным».
Как в храмах будут бороться с коронавирусом
В Тверской области пребывание в храме разрешается только в масках; свечницы могут находиться в храме в масках и резиновых перчатках, рассказали РБК в пресс-службе главы региона. Во время исповеди в маске будет священник, прихожанам рекомендуется передавать свои грехи священнослужителю в письменном виде. В храмах будет специальная разметка для соблюдения социальной дистанции.
Южно-Сахалинская и Курильская епархия инструктирует прихожан по самостоятельной процедуре благословения куличей, а также просит тех, кто все же пойдет в храмы, не прикладываться к иконам, не целовать крест и десницу священнослужителя. В нескольких регионах, в том числе в Самарской, Тюменской, Брянской областях, представители властей сообщили РБК, что пасхальные куличи освятят на производстве, чтобы прихожанам не нужно было идти в церковь.
Власти ЯНАО анонсировали акцию «#окнаПасхи», призвав православных в условиях самоизоляции зажигать свечи в окнах в пасхальную ночь, рассказали РБК в пресс-службе главы региона. Во многих регионах вне зависимости от решения о допуске прихожан в храмы до 30 апреля ограничен доступ граждан на кладбища.
Где храмы будут закрыты
Властям 42 регионов удалось договориться с представителями церкви о закрытии храмов для прихожан. Попасть в храмы смогут только священнослужители и волонтеры. Такой режим будет введен в Москве, Подмосковье и Петербурге. В большинстве случаев власти ссылаются на предписание регионального Роспотребнадзора в связи с распространением коронавируса.
Власти Приморья также пошли этим путем. «В связи с эпидемиологической обстановкой главный государственный санитарный врач по Приморскому краю Татьяна Детковская выдала предписание Приморской митрополии в лице митрополита Приморского и Владивостокского Владимира в период с 15 апреля по 19 апреля временно приостановить посещение гражданами храмов и прихрамовых территорий», — сообщили РБК в пресс-службе главы региона. В храмах продолжат службу служители церкви, также там разрешено будет находиться лицам, которые обеспечивают видеотрансляцию богослужения.
При этом юридически у губернаторов нет полномочий контролировать соблюдение предписания храмами.
Например, на вопрос, будут ли в Томской области закрыты храмы в соответствии с предписанием регионального Роспотребнадзора, пресс-секретарь губернатора Сергея Жвачкина ответил РБК следующее: «Роспотребнадзор выписал предписание епархии. Как епархия будет его исполнять, а Роспотребнадзор — контролировать, я не могу прокомментировать».
«Храмы и прихрамовые территории в Псковской области сейчас закрыты для посещения, — сказал РБК губернатор Псковской области Михаил Ведерников. — Мы с владыкой Тихоном до последнего пытались уйти от этого решения. Псковская митрополия разработала все необходимые меры, чтобы на пасхальную неделю люди могли безопасно принять участие в богослужениях. Однако отдельные настоятели храмов грубо нарушали все предписания и подвергали прихожан необоснованному риску. Из-за них, к нашему большому сожалению и разочарованию, запрет посещения религиозных организаций стал неизбежен». Поэтому в храмах сейчас можно находиться только священнослужителям и людям по предварительной записи, например, если есть необходимость отпеть родственника.
Какая позиция у РПЦ и Кремля
Патриарх Кирилл во время проповеди в храме Христа Спасителя 29 марта призвал православных не посещать храмы до особого патриаршего благословения. 8 апреля глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда повторил РБК позицию церкви: РПЦ призывает верующих в ближайшие недели, а также на Пасху молиться дома и воздержаться от посещения храмов.
Кремль рассчитывает, что церковь в регионах будет следовать имеющимся предписаниям главных санитарных врачей, говорит федеральный чиновник. В качестве примера он приводит предписание главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой, согласно которому с 13 по 19 апреля в храмах смогут присутствовать лишь священнослужители, а также лица, чье участие нужно для проведения служб и онлайн-трансляций. После этого РПЦ рекомендовала руководству приходов и монастырей Москвы и Подмосковья обеспечить богослужения без прихожан. Пасхальная служба в храме Христа Спасителя также будет проходить без прихожан, сказал собеседник РБК.
При этом для губернаторов нет общей установки по поводу богослужений в пасхальную неделю, рассказывают два источника, близких к Кремлю. Запрещать службы точно никто не будет, но дальнейшие шаги власти регионов должны предпринимать по согласованию с местными владыками, подчеркивают оба собеседника РБК. Идеальный сценарий, если владыка обращается к прихожанам с просьбой не посещать церковные службы, поясняет один из источников. Но если в каких-то регионах или населенных пунктах взаимопонимания не будет найдено, то разгонять прихожан никто не будет — в таких случаях в храмах должны быть соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы, говорят оба источника.
Федеральный Роспотребнадзор не делал однозначных заявлений на эту тему.
Опасно ли оставлять храмы открытыми
Любое скопление людей, особенно в небольшом пространстве, несет угрозу заражения, уверен профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн. «Не исключена возможность, что в храмах будут люди уже инфицированные, ведь в конце инкубационного периода больной опасен, он уже выделяет возбудитель», — отмечает главный внештатный эпидемиолог Минздрава Николай Брико.
При этом в разных регионах России ситуация с распространением заболевания сильно различается, поэтому меры, принимаемые региональными епархиями, могут не совпадать, рассуждает врач. Например, в Москве, Подмосковье, Петербурге количество инфицированных очень высоко. Но есть и Алтай, где пока нет ни одного случая, Камчатка, Карелия, где мало заболевших, продолжает эпидемиолог.
Полная версия материала доступна только на сайте
Принимаемые в некоторых церквях меры, такие как протирание икон и ложечки для причастия спиртом, не гарантируют полную защиту от коронавируса, говорит эксперт. Тем более, напоминает врач, вирус обладает определенной устойчивостью к внешней среде, от нескольких часов до нескольких дней он может сохраняться на металле, картоне, текстиле, хотя боится дезинфектантов. «Опасно и то, что большая часть контингента храмов — люди пожилого возраста. Такие люди рискуют перенести болезнь хуже, чем более молодые, так как иммунитет у них уже не тот и, как правило, есть хронические заболевания», — предупреждает Брико.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Если Бог Всемогущий, то почему Он не избавит нас от пагубного влияния со стороны темных сил? Как должны вести себя начальники и подчиненные? Можно ли любить детей только земной любовью? Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью «Церковной православной газете», в котором на эти вопросы отвечает Блаженнейший Владыка Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины.
Призвание к небожительству
— Ваше Блаженство, посоветуйте: как правильно жить христианину в современном мире?
— На протяжении всей истории человечества правильно жили те люди, кто жил по Божественному закону. Это правило действует и в современном мире. Закон Божий делает человека способным наслаждаться дарами и благами, которые исходят от Бога. Человек должен заставлять себя жить по заповедям Божиим и уклоняться от зла, неправды, от гордости, которые в Церкви называются одним словом – грех. Независимо от того, чем человек на земле занимается – строитель ли он, портной, врач, художник, земледелец… он должен так трудиться, чтобы через его труд прославлялось имя Божие. Тогда эти дела благоприятны перед Господом и полезны для человека. Иными словами выражаясь, можно сказать, что наши дела, слова и помыслы должны быть наполнены любовью, терпением и уважением друг к другу. Важно помнить: кто прославляет Бога на земле, тот будет прославлен Богом на Небе.
– Почему человек подпадает под власть диавола?
– Злые силы всегда воюют против людей, пытаются сбить их с пути и ввести в грехи. Тех людей, которые заставляют себя отвращаться от диавола и идти за Богом, Бог охраняет и не попускает им таких испытаний. Если же человек прямо или косвенно слушает диавола, то Господь позволяет сатане властвовать над таким человеком, чтобы человек понял, кто такой диавол – холодный, жуткий и злой, – и через это отвратился от него и, как блудный сын, обратился к Небесному Отцу.
– Но ведь Бог – Всемогущий. Почему же Он не сделает так, чтобы полностью оградить нас от пагубного влияния со стороны темных сил?
– Бог может все. Если Господь насильно оградит нас от диавола, то Господь ограничит свободу и нашу, и у диавола. Ограничить свободу у творения – это значит отнять у него способность насладиться таким даром, как счастье. Бог хочет, чтобы мы были счастливыми и в земной жизни и в вечности. Кроме того, Господь в земной жизни людей сделал так, что борьба человека с искушениями диавольскими вознаграждается Богом. Борясь с наваждениями диавольскими, человек духовно совершенствуется и возрастает в добродетели. Так что при правильном отношении к диавольским браням человек получает духовную пользу.
– Что можно сказать тем, которые хотят стать монахами, но страшатся тяжести монашеского подвига?
– Когда человек ступает на путь монашеской жизни, Бог дает ему особую благодать. Без Божией благодати невозможно преодолеть этот путь. Ведь монах должен воздерживаться и обуздывать себя, отсекать свою волю. Это тяжело. В миру мы привыкли жить так: хочу – сделал, не хочу – не сделал. В монастыре все по-другому. Жить в послушании, ради Бога, постоянно – это огромный труд. Но с помощью укрепляющей благодати даже самый сложный путь становится легким и желанным. Если христианин идет путем, который Бог нам указал в Священном Писании, то он – блажен. Вкушая сладости Божественной благодати, можно вытерпеть то, что иной выдержать не в силах. Благодать утешает человека в его земной жизни и возводит на Небо – в вечную жизнь во Иисусе Христе Господе нашем. Для тех, кто хочет стать монахом, но боится, что он не выдержит – скажу: быть неуверенным в себе – это нормально, так и должно быть у человека. Нужно надеяться не на себя, а на Бога. Поэтому – не бойтесь, идите в монастырь, и Бог вас укрепит. Возложите упование свое на Бога, а надеющиеся на Господа вовек не подвижутся, – так говорит Священное Писание.
«Мир держится только не верных»
– Почему необходимо хранить нашу веру Православную? Существует множество разных конфессий, называющих себя христианскими…
– Господь Иисус Христос создал Церковь, а не конфессии. Полнота веры и все то, что нужно для спасения, хранится только в Православии. Только Православие учит правильно славить Бога. Эта вера сделала наш народ сильным, красивым и благородным. Основа нашего вероучения – соблюдение двух заповедей: любовь к Богу и ближнему. Нужно строить свою жизнь на этих принципах. Обратите внимание: мир держится не на преступниках или людях с низким нравственным уровнем. Мир держится только на верных Господу, чистых душою, сердцем и телом. Все испытания, которые Бог посылает или попускает им, они принимают с благодарностью, терпением и смирением.
– Как следует относиться ко всевозможным заблуждениям и ересям?
– Необходимо их остерегаться. Враг рода человеческого в великом множестве распространяет заблуждения и ереси, начиная со времен первых христиан. Еще в те далекие времена апостол Павел предупреждал: тайна беззакония уже в действии (2 Фес. 2: 7). Нет ничего удивительного в том, что сегодня, как и раньше, пытаются подменить истинную веру. Вспомним слова Самого Спасителя: тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24: 23, 24). Господь предостерегает от ложного понимания о Нем Самом. Христос не прячется ни в пустыне, ни в потаенных комнатах. Он всегда с нами и среди нас. А мы, в свою очередь, должны сохранять верность Ему, отсекать всякие лжеучения и заблуждения, которые приносят лишь вред. Необходимо заботиться о сохранении чистоты своей веры Православной.
– Получается, что угодить Богу можно только так – жить в Православии…
– Угодить Богу можно только тогда, когда мы знаем, Кто Он, когда понимаем Его волю относительно нас и исполняем Его волю. Живя по вере Православной, мы готовим себя к блаженной вечности. Поэтому в вопросах вероисповедания никаких компромиссов быть не может. Иногда нам говорят: дескать, подайте друг другу руки и примиритесь со всеми конфессиями. Такой подход изначально неприемлем. Руку можно подать, когда надо договориться в делах торговли, бизнеса и т. д. Если в сфере человеческой между людьми возник спор, кто-то кому-то должен уступить. Но в духовных вопросах так поступить нельзя. В противном случае, принимая неправильное учение, мы поступаем, как в известной пословице: в бочке меда – ложка дегтя. Мед веры должен быть чистым, тогда он будет полезным для человека. Сохраняя чистоту Православия, мы привлекаем Божественную благодать – на себя, окружающих и все Отечество наше.
Власть любви
– Посоветуйте: как нужно вести себя по отношению к окружающим?
– Нельзя быть излишне требовательным к другим. Если у людей есть какие-то небольшие слабости, то мы можем помочь им исправиться. К примеру, применять строгие меры, обличить или объявить выговор. Но если речь идет о больших недостатках, то их врачует лишь любовь. Настоящая любовь способна преобразить душу человека, она злого человека делает добрым, светлым.
– А как должны вести себя начальники и подчиненные?
– В духе любви. В этом состоит правильное управление: быть не деспотом, а примером для подчиненных. Они, в свою очередь, должны с любовью подчиняться своему начальнику и молиться друг за друга. Это и есть тот путь, который низводит на человека Божественное благословение и ведет его к высшему спасению – на небе.
– Что нужно делать, если ближние не принимают наш выбор – исполнять волю Божию?
– Волю Божию надо исполнять всегда, даже если нас никто не поймет. Бывает, что на определенном этапе ближние не понимают и не принимают такого пути. Но если мы будем со смирением, без надменности над теми, кто нас не понимает, исполнять волю Божию, то со временем поймут, что то, что воля Божия, или жизнь по воле Божией, приносит благо для всех.
– Православные родители часто спрашивают: как воспитывать своих детей? Просто любить?
– Детей нужно любить, но любовью духовной. Чтобы по-настоящему полюбить ребенка, нужно полюбить Бога. Иного пути нет. А чтобы иметь любовь к Богу, необходимо соблюдать Его заповеди. От жизни по этим заповедям рождается благоговение перед Господом. Тогда человек получает удовлетворение, мир, радость и покой. Познавая, что Бог является источником всех благ, мы начинаем Его любить. От этой любви и рождается правильная любовь к любому живому существу, тем более – к собственному ребенку.
– А разве нельзя любить, так сказать, чисто по-земному – телесно?
– Телесная любовь чем-то похожа на медаль, с обратной стороны которой находится злоба. Земная любовь очень легко может обернуться ненавистью. А вот духовная – вечна: ее ничто не может ни пошатнуть, ни уничтожить. К примеру, только любовью можно врачевать такие серьезные проблемы, как наркотическая зависимость или алкоголизм. Если сыну или дочери, страдающим этими недостатками, каждый день говорить, что это плохо, то ничем хорошим такое воспитание не закончится. В подобных случаях нужно проявлять любовь и сострадание. Нужно изредка, очень осторожно напоминать, что, мол, то-то лучше оставить, то-то – нехорошо. Не нужно забывать: совершая какое-то беззаконие, человек уже обличается собственной совестью. А если мы начинаем «дублировать» его совесть, тогда мы усугубляем мучения, и человек может и не вынести такого двойного удара. Настоящая любовь поддерживает: она не давит, а лишь помогает вылезти из ямы греха, в которую очень легко упасть.