Лжица — элемент церковной утвари, который представляет собою ложку небольших размеров. Ее используют для причастий с целью достижения единства со своим покровителем. Традиционно такая ложечка имеет плоскую широкую ручку с крестом. Благодаря этому ею пользоваться удобно и она не переворачивается. Преимущественно такую утварь делают из металла, не подлежащего окислению. Но в современности мастера в процессе изготовления используют латунь и серебро. Некоторые изделия могут покрывать позолотой и декорироваться драгоценными камнями.
Содержание
История появления лжицы
По легенде лжица появилась на свет в тот день, когда во время служения Иоанна Златоуста произошло происшествие. Одна из прихожанок в процессе причащения забрала частицу Тела Господня. Придя домой, она использовала ее для колдовства. Когда святой узнал об этом — он дал приказ, что отныне причащаться прихожане будут из специальной ложечки. При этом использовать ее может только священник. Прихожане к ней прикасаться могут в том случае, когда принимают дары Божие.
Сакральное значение лжицы в православии
Лжица для причастия несет в себе глубокий посыл и считается символом сильной связи Господа с верующими людьми на Земле в момент их духовного кормления. При этом священники и церковные служители могут причащаться без использования лжицы. Это связано с тем, что они принимают дары Божие отдельно. Только диакон после проведения Литургии причащается лжицей.
Причащение мирян с помощью лжицы позволяет установить связь с Создателем через Церковь, которая питает духовной пищей верующих. Это не просто церковная утварь, а символ глубокой веры и его тесной связи со Всевышним. Также ложечка для причастий говорит о том, что верующий человек добросовестно следует Божьему пути и стремиться к вечной жизни.
Виды традиционных лжиц
В православии принято ложки для причастий делить на несколько видов:
- для использования во время проведения Божественной Литургии;
- для использования священником на дому — имеют более компактные формы, но дизайн не отличается.
Лжица в православии упоминается во многих писаниях, что говорит о ее глубокой истории и сильном влиянии. С древних времен люди веровали в Господа и боготворили его, считая творцом их долгой и счастливой жизни. Причастие служит этому подтверждением, ведь каждый раз во время обряда собирается множество прихожан, желающих получить дары Божие через лжицу.
Как правильно выбирать лжицу?
Ложка для причастия — элемент церковной утвари, который есть в каждой церкви или храме. В православии ее значимость стоит на ровне с иконами и образами святых. Но во время выбора такого атрибута важно обратить внимание на несколько критериев:
- Дизайн — чаще всего лжицу подбирают в стать посуды, которая уже есть в храме или церкви. Но в православии нет установленных правил, где указано, что все должно соответствовать.
- Эргономичность — ложечка должна быть правильной формы, которая позволит держать ее с комфортом. В продаже встречаются красивые изделия, но пользоваться ими неудобно. Ложечки нашего производства сделаны в содержании всех канонов.
- Материал изготовления — лучше всего отдавать предпочтение изделиям из прочных сплавов. Это позволит увеличить срок службы лжице. Изделия нашего производства служат долго и не теряют своих свойств.
- Устойчивость к внешним факторам — производитель должен давать гарантию, что его продукция покрыта защитным слоем, не окисляется и не теряет свою презентабельность под влиянием внешних факторов.
- Размер — ложечка должна быть подходящего размера, чтобы священнику и прихожанам, желающим причаститься, было удобно ею пользоваться.
В продажу лжица поступает как часть Евхаристического набора, но ее также можно купить отдельно. Руководствуясь вышеперечисленными рекомендациями, вы сможете приобрести качественную церковную утварь, которая полностью будет подходить под ваши предпочтения.
Где купить лжицу?
Мы предлагаем купить лжицу в нашем интернет-магазине «Терново» с доставкой в любую точку Украины. Оформив заказ уже сейчас, вы сможете забрать его в отделении почты уже через 1-3 дня. Если у вас возникли вопросы или трудности — свяжитесь с нашим менеджером для получения квалифицированной консультации.
16 (29) ноября
Преподобномученик Пантелеимон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был наречен Павлом. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возраста Павел помогал отцу, был пастухом в деревне, работал у помещика и подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину пустынь. В 1894 году Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.
В 1898 году Павел был уволен из армии и поступил фельдшером в житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся на родину. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда от серьезных ошибок можно и нужно было бежать. Семьи не было, а житейского опыта, сложившегося из наблюдений окружающей жизни во время службы в армии и работы фельдшером в губернской больнице, было достаточно. Вспомнились тогда посещения и молитвы в Оптиной пустыни. И хотя и строго в монастыре, но за четыре года армейской службы он привык к дисциплине.
В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл здесь послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послушание фельдшера в монастырской больнице.
В 1915 году отец Пантелеимон был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители безбожниками в 1918 году. Некоторое время он работал в образованном властями на территории монастыря племхозе и музее, а затем служил в храмах в Лихвине, Мещовске и Одоеве. В 1925 году он приехал в Козельск и стал служить в Никольской церкви. 26 июня 1926 года епископ Малоярославецкий, викарий Калужской епархии Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) возвел иеромонаха Пантелеимона во игумена, назначив его настоятелем Мещевского Георгиевского монастыря; но поскольку монастырь в это время был советской властью закрыт, отец Пантелеимон вернулся в Козельск и служил в Никольской церкви.
В Козельске тогда жило около сотни монахов и монахинь из закрытых монастырей – Оптинского и Шамординского; они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.
На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 18 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
После предъявления следователем обвинения, игумен Пантелеимон сказал: «Организатором и руководителем, как подпольного монастыря, так и контрреволюционной монархической группы города Козельска я не был. По этой линии никаких указаний и директив никому не давал и никакого участия в этой деятельности не принимал. Работы, направленной против советской власти, никогда не вел… В Козельске подпольного монастыря нет, и не было… Чем вызвана концентрация монашествующих в городе Козельске, мне неизвестно, но думаю, что непосредственная близость монастырей Оптина пустынь и Шамординского после их ликвидации вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и монастырей приезжали просто потому, что в Козельске жили старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монашествующих в Козельск».
27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игумена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Панетелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец. По окончании срока, в 1935 году он устроился псаломщиком в Введенском храме в Ельце.
Здесь его застало беспощадное гонение 1937 года. Игумен Пантелеимон был арестован 16 сентября 1937 года, заключен в липецкую тюрьму и на следующий день допрошен.
– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.
– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник.
30 октября следователь допросил дежурных свидетелей, один из которых показал, будто бы отец Пантелеимон жаловался, что «крестьянам в колхозе стало жить невозможно… пахать не на чем – лошади все подохли с голоду… сеять нечем, так как в колхозе нет семян; люди мрут с голода и… едят павших лошадей, в скором будущем всем грозит голодная смерть, вот до чего довели коммунисты и советская власть. Где ни посмотришь, всюду обман при этой власти, обманным путем согнали крестьян в колхозы, обещали, что дадут им богатую жизнь, а вместо этого дали им голод, разорение, нищету и муки».
Другой свидетель показал, что идя с работы домой, он зашел 14 мая 1937 года в Введенскую церковь. Шла вечерня. В конце службы игумен Пантелеимон выступил с проповедью, в которой сказал, что «сегодняшний день – день скорби, день, который мы посвящаем нашему дорогому и любимому великомученику Петру Крутицкому, погибшему от руки врага – замученному в ссылке тяжкими муками – нашими злейшими врагами, врагами Русской Церкви и веры православной… которые ведут человечество в ад на радость антихристу. Этот человек показал нам, как должен жить и бороться истинный христианин – за веру православную в такое смутное время, какое протекает у нас на Руси. За что же его замучили и казнили? Его замучили враги веры православной, потому что чувствовали его превосходство над собой, превосходство религии над коммунизмом. Сперва они уговаривали его отказаться от Бога и от веры православной, перейти на их сторону, на службу к антихристу, но когда митрополит Крутицкий от этого отказался, то враги наши стали его мучить и замучили. Несмотря ни на какие пытки, ни на какие мучения, митрополит Петр Крутицкий отказался пойти на службу к сатане и остался верен Богу и вере православной. Я вас призываю, православные, быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры православной, как боролся он…»
После этих показаний свидетелей следователь снова вызвал на допрос игумена Пантелеимона и снова спросил, признает ли тот себя виновным в контрреволюционной деятельности, на что отец Пантелеимон ответил, что не признает, контрреволюционной деятельностью он не занимался.
15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеимона к расстрелу. Игумен Пантелеимон (Аржаных) был расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)