В год столетия Октябрьской революции велик интерес и к ее творцу – Владимиру Ленину. Многие политики и общественные деятели время от времени предлагают убрать тело вождя пролетариата с Красной площади и захоронить. И всякий раз подобные предложения встречают шквал критики. Не удивительно: как бы кто ни хотел избавиться от памяти о советском прошлом, сделать это вряд ли удастся, а Ленин – один из ярких символов той эпохи, для многих он продолжает оставаться знаковой фигурой.
Сегодня мы не будем рассуждать о том, нужно или не нужно убирать тело Владимира Ильича из Мавзолея, – это за нас сделают более компетентные люди. Вместо этого мы расскажем нашим читателям о том, как советским ученым удалось сохранить тело Ленина на долгие десятилетия.
Интересными подробностями на эту тему с «Историей.РФ» поделился советский и российский журналист, общественный деятель, бывший помощник первого секретаря МГК КПСС Юрий Петрович Изюмов.
«В Индии Ленина сделали святым»
– Ленин – это человек, который изменил ход мирового развития, – утверждает Изюмов. – Он был положен в Мавзолей волею миллионов соотечественников. Есть такой документальный фильм – «Похороны Ленина», его можно найти в интернете. Посмотрите, и вы увидите, что на улице было минус 40 градусов, а народ по полдня стоял в очереди, чтобы проститься с вождем.
– Да, народная любовь, конечно, была огромной. К тому же Ленина ведь чтили не только в Советском Союзе, но и во многих других странах мира…
– Да, он был не простым человеком. Вы знаете, кто такие индийские махатмы?
– Так называли Ганди. Что это за титул?
– Махатмы – это святые, которые стоят во главе всей духовной жизни в Индии. К лику махатм за весь XX век были причислены только два человека. Первый – Мохандас Ганди, второй – Ленин. После его смерти индийцы написали письмо советскому правительству, где было сказано, что Ленин – «знак чуткости Космоса».
– Почему Ленина решили мумифицировать? Ведь для России такой тип захоронения нехарактерен.
– Нет, здесь существует историческая аналогия. Дело в том, что таким образом на Руси хоронили множество людей! Например, все монахи в Киевской лавре и Псково-Печерском монастыре захоронены именно так – их мощи лежат в пещерах. Кроме того, есть два знаменитых человека, которые похоронены таким образом и лежат так уже чуть ли не 200 лет, и никто их не трогает: первый – это знаменитый хирург Николай Пирогов, а второй – Михаил Барклай-де-Толли. Их захоронения – точно такие же, как у Ленина.
– Каким образом тело Ленина удается сохранять так долго? Сейчас, конечно, наука ушла далеко вперед, но я читала, что изначально ученые рассчитывали сохранить тело без изменений хотя бы на 20–30 лет…
– Существовал целый институт, который этим занимался: Институт мозга. Там работала большая группа наших выдающихся ученых. Они постепенно, шаг за шагом, открывали все новые возможности, и в конце концов у них получилось забальзамировать тело Ленина, сохранив его для потомков. Ведь у нас есть и более далекие по времени примеры таких мумификаций – это египетские мумии! Они тысячелетия пролежали в своих саркофагах.
«Было другое тело, на котором проверяли – все ли в порядке»
– Вы были лично знакомы с кем-то из тех, кто занимался бальзамированием на самом первом этапе?
–Я уже не застал никого из них в живых. Там были два выдающихся ученых – Владимир Воробьев и Борис Збарский. Они занимались бальзамированием Владимира Ильича и получили за это Ленинскую премию. Потом их опыт использовался в нескольких других странах. В частности, основываясь на их методиках, бальзамировали тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Георгия Димитрова и других ближайших к нам коммунистических лидеров.
– Строительство Мавзолея – это ведь тоже достаточно интересная тема. Многие не знают, что в истории было целых три ленинских мавзолея, и два первых – из дерева. Почему первоначально такое важное сооружение строили из столь непрочного материала?
– Первоначальный мавзолей был сооружен из дерева в самые короткие сроки, потому что народ ехал со всей страны – десятки тысяч людей приезжали, чтобы проститься с Лениным. Создателем всех трех мавзолеев был архитектор Алексей Викторович Щусев. Его творение внесено в Фонд всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО как одно из сокровищ мировой культуры. Поэтому прикасаться к нему нельзя! Сейчас его на праздники закрывают какими-то тряпками… Смешно, но что поделаешь!
– Уже в первые дни после смерти Ленина в народе пошли слухи о том, что тело в Мавзолее – ненастоящее. Причем даже сегодня находятся те, кто уверяет, будто Ленина подменили на другого человека или вообще на восковую фигуру. Что вы думаете об этом?
– Нет, ну что вы! В этом не было необходимости: я знаю, что в институте, который занимался хранением тела Ленина, в совершенно аналогичных условиях, в лаборатории, точно так же хранилось тело какого-то случайного человека. Ученые на нем проверяли, все ли хорошо: раз это тело лежит – значит, и там все в порядке.
– С тех пор как Ленина положили в Мавзолей, с его телом произошли какие-то серьезные изменения?
– При мне произошло только одно изменение. Когда Ленина похоронили, он был одет в военный френч защитного цвета и на груди у него был орден Красного Знамени, которым его наградили в свое время. А потом его вывозили в эвакуацию в Тюмень (когда началась Великая Отечественная война, тело Ленина было решено эвакуировать из Мавзолея на Красной площади, куда его вернули только в 1945 году. – Прим. ред.). Уже по возвращении из Сибири его переодели в штатский костюм. Сейчас раз в год на две-три недели его привозят в институт и внимательно осматривают. Подробности этого процесса покрыты тайной…
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
Cервис SuperJob выяснил отношение россиян к идее похоронить вождя революции Владимира Ленина, сообщает RT.
В частности, 40% опрошенных считают, что тело Ленина нужно скорее захоронить на кладбище. 22% поддерживают решение оставить его тело в Мавзолее.
17% выступают за захоронение тела Ленина, но только тогда, когда уйдет поколение, для которого он по-прежнему дорог.
Всего в опросе приняли участие 1,6 тысячи россиян.
Ранее Союз архитекторов России объявил конкурс на лучшую концепцию мавзолея на Красной площади на случай, если тело Владимира Ленина захоронят. Участников просили учитывать, что здание находится под охраной ЮНЕСКО и обеспечивает гармоничную связь Красной площади с Кремлем.
Общество неоднозначно восприняло такую идею. Оно разделилось на два лагеря: за захоронение и против него. После этого президент Союза архитекторов Николай Шумаков сообщил об отмене конкурса по реиспользованию мавзолея.
Президент России Владимир Путин ранее говорил, что тело вождя лучше не трогать, так как для многих людей это важная память.
Революционер, создатель СССР и теоретик марксизма скончался 21 января 1924 года. Тело Ленина после смерти было забальзамировано и помещено в мавзолей на Красной площади.
В среду, 22 апреля, исполняется 150-лет со дня рождения Владимира Ленина. На протяжении всей его жизни о нем ходили самые разные слухи. Его называли, к примеру, немецким шпионом и агентом «охранки». Но самый большой слух появился после его смерти. Разговоры о том, что находящееся в мавзолее тело Ленина ненастоящее, начались почти сразу после открытия мавзолея для посетителей. Кому в голову пришла идея сохранить тело вождя для потомков? Как получилось, что многодневное прощание растянулось на несколько десятилетий? Обо всем этом, а еще о том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак.
Фрагменты лекции «Лента.ру» впервые опубликовала в июле 2016 года. В день 150-летия со дня рождения Владимира Ленина редакция публикует их повторно
В первые годы слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, повторялись и в зарубежной прессе. Чтобы развеять их, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.
23 процента
После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».
1/1Советский биохимик академик Борис Ильич Збарский и его сын в лабораторииФото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.
В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.
Два тела
Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.
Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения.
В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.
С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.
Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.
Ленин и ленинизм
Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.
1/1Ленин в Горках, 1922 годФото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com
Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.
Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.
В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.
В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.
В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.
Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.
С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.
В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».
Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.
В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».
Смерть
Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования — с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.
В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.
Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.
1/1Деревянный мавзолей, 1924 годФото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время — в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.
Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения — его можно было оставлять открытым.
Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.
Ленин будет жить
На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.
Но другие члены руководства страны — например, Леонид Красин — утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.
Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.
В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.
Ленин жив
К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».
24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».
1/1Похороны Сталина, 1953 год. Мавзолей с трибуной, построенный в 1930 году, дополнен именем второго вождя Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com
В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.
Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.
Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.
Великий легитиматор
В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно — просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — уникального политического института.
1/1В.И. Ленин в мавзолее.1950-е годыФото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.
Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.
Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным — погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.
Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело — всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно — как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.
Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.
1/1Мавзолей ЛенинаФото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com
С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.