Почитание Матери Господа Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии, началось еще при земной жизни Христа. По Его Вознесении на Небо Богородица вместе с апостолами приняла ниспосланную Христом благодать Святого Духа и учила многих людей, рассказывая им о Своем Божественном Сыне и Его учении. Евангелист Лука, врач и иконописец, по преданию, написал несколько икон Богоматери, срисовывая Ее при жизни с натуры. Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!
Традиционно считается, что чудотворные иконы Богоматери имеют особую благодать помогать в определенных ситуациях. То есть Божия Матерь одна, а типов Ее изображений и чудотворных икон — как фотографий одного человека — очень много: например, иконы Владимирская, Тихвинская, Казанская, «Взыскание погибших», «Неупиваемая Чаша» и многие другие.
Вы можете молиться Божией Матери перед любой иконой, можете самостоятельно выбрать тот лик, который вам полюбился.
Содержание
Купина Неопалимая — чудесная икона
На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду. Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.
Главной узнаваемой особенностью иконографии являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы. Все они имеют особенный богословский смысл и обозначают разные силы и явления на материальном и духовном уровнях. Цвета фигур взяты из библейских текстов. В общем смысле их символику можно описать как Всесилие, Всеведение, Благость и Милость, природную Непостижимость и Таинственность Бога.
• Фигура Матери Божией и Христа (как на образе Спас в Силах) вписана в красный ромб или в растянутый вдоль за престолом красный овал с заостренными краями. Далее идет синяя овальная или круглая сфера, помещенная в красный квадрат, обычно создающий некий фон всей композиции.
• Красный ромб вокруг Христа — это сияние Божественного огня, отсвет Божественной природы Господа.
• В синем поле круга видны абрисы или силуэты Небесных Ангельских чинов, то есть воинств Небесного Царя. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Ангелы изображаются бесполыми крылатыми существами, похожими на юношей, или просто символически — ликами в крыльях. Овал или круг как бесконечная всеобъемлющая фигура означает духовную, небесную сферу, мир бесплотных духов, небесный свод. То, что мы видим как небо, икона показывает видимым духовным зрением как наполненное Ангелами пространство. Зачастую на иконе присутствуют ангельские крылья с глазами, крылатые колеса на подножии престола и полупрозрачные изображения на престоле — все это также символы Небесных Сил, чинов Ангелов, окружающих Бога и помогающих Ему.
• Красный квадрат с вытянутыми концами означает землю, имеющую четыре стихии. На его концах — описанные в Апокалипсисе символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света.
Само цветовое решение иконы, построенное на сочетании красного и синего цвета означает объединение Божественной и человеческой, земной природы Спасителя в Нем Одном, огня Духа Святого и воды Живой учения Христова, единство Небесного царства и мира земного под Божией властью. Иногда красно-синими изображаются также одежды Спасителя.
Напоминаем Вам, дорогие Братья и Сестры, что только у нас самый большой каталог икон и фото и Вы можете купить икону Неопалимая Купина по самой низкой цене!
Неопалимая Купина — значение Звезды Богородицы
Изначально восьмиконечная звезда на иконах обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.
Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма — это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери.
Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному — символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.
Неопалимая Купина — значение, в чем помогает
Многие наши современники посещают православные храмы. Они открыли для себя силу молитвы, обращения ко Господу и Таинствам Церкви.
В молитве обращаются не только к Богу: молятся Небесным Силам — ангелам, которые после Крещения приставлены к каждому православному христианину — и, конечно Богородице, Матери Божией и Заступнице всего рода человеческого перед Богом.
Казалось бы, зачем молиться кому-то еще, кроме Бога. Однако в семье мы обращаемся с просьбами не только к отцу, но и к маме, и к братьям и сестрам. Такими родными для каждого верующего человека становится Пресвятая Богородица и святые — люди, совершавшие подвиги ради Бога и ради помощи другим людям. Они — наши заступники перед милосердным Господом.
Сегодня восьмиконечная звезда, изображенная на Неопалимой Купине, — один из наиболее красивых и светлых символов Православия. Она освещает и освящает многие иконные киоты, церковную утварь, украшения благочестивых христианок. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.
Восьмиконечная звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.
Икона Матери Божьей Неопалимая Купина — куда вешать икону
Этот образ можно повесить и над дверью, в прихожей, и просто в красный угол.
• Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома.
• Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» — обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом.
• На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого. Иконы можно ставить и на полку с книгами, лучше духовного содержания.
Молитва Неопалимая Купина — помощь в пожарных делах
Обратитесь к Матери Божией, если чувствуете опасность от зависти, если есть трудности:
• Посетите в ближайшее время храм, побеседуйте со священником и расскажите ему о ваших ощущениях.
• Примите Святое Крещение. Священник расскажет вам, как жить церковной жизнью.
• Ни в коем случае не обращайтесь к колдунам, целителям, экстрасенсам.
Традиционно читают молитву Пресвятой Богородице, освящая жилище или уезжая куда-то, прося оградить Ее покровом и благодатнее Ее иконы от пожара и прочих несчастий.
Можно также молиться перед этой иконой особо прося оградить от неприятностей, воров, завистников.
Читать молитву Неопалимой Купине:
Ты, Господь и Бог наш, в Купине, горящей в огне, но не сгорающей, показал пророку Моисею символически Пречистую Твою Мать, потому что Она Огонь Божества Твоего, чудом не обжегшего Ее в Свою утробу приняла и осталась нетленной Девой после Рождества Божественного Сына — Ее же молитвами от пламени страстного нас избавь, сохрани и от пожаров города и жилища наши, ведь Ты, Господи, Многомилостив!
Молитвами Матери Божией да хранит вас Господь!
Библия рассматривает неопалимую купину как чудо. Талмуд и Мидраш неоднократно обращаются к образу неопалимой купины, стремясь объяснить его смысл. «Купина, купина, не потому, что ты — выше всех деревьев, осенил тебя Бог Своим присутствием, а потому, что ты — ниже всех деревьев, вселил в тебя Бог Свой дух» (Шаб. 67а); эта интерпретация перекликается с Втор. 7:7: «Не потому, что вы — многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас: ибо вы малочисленнее всех народов». Мидраш Рабба: «Подобно тому, как купина растет как в саду, так и у воды, так же и Израиль обладает долей как в этом, так и в будущем мире»; «Как купина цветет лишь там, где есть влага, так и Израиль цветет лишь благодаря Торе, которую называют влагой»; «Подобно тому, как купина используется как изгородь, так и Израиль — это изгородь для всего мира»; «Подобно тому, как, запустив руку в купину, не чувствуешь ничего, но, извлекая ее, обнаруживаешь царапины, так и Израиль, когда отправился в Египет, не был известен никому, а когда вышел оттуда, был увенчан знамениями и чудесами» и т. п.
В науке высказывались различные предположения, какой вид местных растений мог выглядеть объятым пламенем из-за окраски цветов или ягод. Наиболее распространено отождествление сне с Rubus sanctus (латынь), буквально `святая малина` (ср. перевод Вульгаты: rubus). Указывалось и на известное на Синайском полуострове растение, выделяющее эфирное масло, способное воспламеняться на солнце.
История Куста Неопалимой Купины , растущего в Екатерининском монастыре
«Началась эта история на Рождество Христово 2001 г. Я приехал в Египет на Синай с целью посетить древний монастырь Святой Екатерины, расположенный у подножия горы Хорив, где Господь вручил Моисею Скрижали Завета.
Совсем недавно закончилась Литургия и братия отдыхала, но наш проводник договорился с охранником из местного племени, чтобы он впустил нас в монастырь, где к нам вышел один монах из Грузии, который в то время находился в монастыре. Братия монастыря по Уставу может состоять только из греков, поэтому в последующие приезды я уже не видел в монастыре вышедшего к нам русскоговорящего монаха, который провел нас по монастырю и рассказал о его истории.
Одной из святынь монастыря является растущий на его территории Куст Неопалимой Купины, в котором Моисею явился Бог. Около этого куста, в горном оазисе, по преданию христиане стали жить начиная с 1 века. Монастырь в его нынешнем виде был построен в 6 веке.
Когда наш экскурсовод – монах ушел отдыхать, мы остались в монастыре в ожидании краткой службы, которая начинается в 10 часов.
Я подошел к Кусту и у меня появилась мысль отломить веточку и привести ее в Москву. Я засунул руку в Куст, ветви которого спускались сверху, и попытался выбрать подходящую ветку, однако не мог выбрать ни одной из них для проращивания.
Вдруг сзади меня раздалось истошное мяуканье – я оглянулся и увидел худую рыжую кошку, которая смотрела мне в глаза и «орала» по-кошачьи. Я с трудом высвободил руку из ветвей Куста и повернулся к кошке, которая сделала два шага в сторону и стала мяукать тише. Я начал медленно двигаться к ней, а она отходила от меня, все время оглядываясь, чтобы удостовериться, что я иду за ней.
Так мы дошли до высокой каменной лестницы, ведущей к вратам Храма Преображения Господня, основа которого – церковь, построенная в 6 веке.
Рыжая кошка была на третьей ступеньке лестницы, когда я на секунду отвернулся от нее, но когда я вновь посмотрел на лестницу, никакой кошки нигде не было. Преодолеть метров семь вверх по лестницы или проскочить мимо меня за секунду она точно не могла.
Я воспринял появление кошки как предостережение свыше, и решил прежде чем отломить веточку от Куста, попросить разрешения у Господа и Святой великомученицы Екатерины.Понимая, что просить эту святыню только для себя у меня нет оснований, я решил просить ее, чтобы посадить в Свято-Екатерининском монастыре в г. Видное, который я знал и который находился в полной разрухе, чтобы Куст Неопалимой Купины помог восстановить монастырь и укрепить верующих.
С этой молитвой я отстоял недолгую службу в Храме, в конце которой монахи вынесли нам Ковчег с мощами Св. Екатерины и дали по серебряному колечку. Это колечко и по сей день со мной.
Когда после службы я вновь подошел к Кусту, то сразу выбрал веточку длиной около 20 сантиметров с тремя почками и положил ее в маленькую бутылку с остатками воды. В этой бутылочке веточка и приехала в Россию.
Через неделю из каждой почки появились листики … а еще через неделю все они завяли. Я понял, что веточке не хватает молитв и поехал в храм Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке, где есть очень красивая икона Св. Екатерины.
Вернувшись домой, я внимательно рассмотрев веточку, и увидел, что под каждым увядшим листком есть «спящая» почка. Разрезав веточку на 3 части, по числу почек, я посадил их снова и начал поливать Святой водой с молитвой. Через четыре дня веточки потемнели…. Я вновь поехал в храм, понимая, что только Чудо может их оживить … На следующий день утром я увидел, что одна из спящих почек лопнула и из нее буквально изливается яркий изумрудный свет! До сих пор помню его.
Из почки начала расти новая веточка, а старая, вскоре,совсем засохла и я ее храню.
Летом 2001 г. я приехал в Видное к отцу Тихону, в то время настоятелю монастыря, и рассказал ему о Кусте и о своем обете посадить Куст в монастыре.
Я предложил посадить его прямо в храме, который внутри был практически полностью разрушен, однако Владыка Тихон предложил прежде дать Кусту подрасти в домашних условиях и перенести посадку на следующий год. В следующем году я приехал с Кустом, но обсуждая место для посадки, мы поняли, что в храме для Куста будет темновато, поэтому зиму с 2002 г.- 2003 г. Куст провел на окне в келье игумена Владимира (Маслова).
Однажды зимой, приехав монастырь, я увидел, что перед братским корпусом проходит теплотрасса и снег там растаял, значит корням Куста будет тепло – вот место для Куста! Владыко Тихон благословил сажать там.
В 2003 г. мы с Игуменом Владимиром высадили куст в грунт.На зиму я устанавливал над ним теплицу с подогревом, которую приходилось ежегодно надстраивать, т.к. Куст стал очень мощно расти.
Зимой 2007 г. в морозы случился перебой с электричеством и ветки Куста почти полностью вымерзли, однако корень остался невредим и летом Куст вырос больше чем был раньше.
Перед 350–летием Свято-Екатерининского монастыря Куст зацвел! Это было в августе и это был добрый знак для монастыря, который к 2014 г восстановил свой первоначальный облик, а может быть стал красивее, чем до 1917 года.
В 2012 г. пришлось построить для Куста большой павильон, который стал ему мал уже в следующем году и теперь приходится ежегодно обрезать Куст пред зимой.
В 2012 г. мы с игуменом Владимиром отсадили отросток Куста на новое место в монастыре, где он растет без всякого обогрева.
Несмотря на то, что зимой ветви вымерзают полностью, корни уже третий год весной дают новые побеги и ветви за лето вырастают на 1,5 метра.
Слава Господу, история Куста продолжается, и я ожидаю новых Чудес!»
Владимир Соколов
Икона Божией Матери «Неопалимая купина»
Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.
Стихира на праздник Благовещения
Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.
Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.
Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.
Часовня «Неопалимая Купина»
Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.
История Образа БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.
Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А” от звезды «Анатоли”, Архангел Гавриил — букву «Д” от Западной звезды «Дисис”, Архангел Рафаил — букву «А” от Северной звезды «Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии” букву «М”.
Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения” с Предвечным Эммануилом в лоне. Пророк Иезекииль перед закрытыми вратами «видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими” (Иез. 44: 1-2).
Богоматерь «Царица Небесная”, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). В руках архангела Михаила жезл, Гавриил изображается с ветвью, Рафаил — с алавастром, Уриил — с огненным мечом, Селафиил — с кадилом, Варахиил — с виноградной гроздью. Вверху иконы — Ветхий Деньми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В левом верхнем углу — Моисей с Неопалимой Купиной, в правом верхнем углу — Исаия с горящим углем, слева снизу — Иезекииль с вратами, справа внизу — Иаков с лествицей. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века.
Святая Великомученица Екатерина
Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.
Первая икона «Неопалимой Купины” была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390 г. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления”. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина” произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.
В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона «Неопалимая Купина”. Она написана по следующему случаю. В 1820-21 г. в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ «Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.
Синайский монастырь
Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.
Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Обитель святой Екатерины на святой горе Синай
Святая Великомученица Екатерина
Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала.
Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы — Купины Неопалимой. В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства — мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи. Поэтому церковь и получила название «Преображение Христа-Спасителя». Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал и имел охранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число их стало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельников обители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке. С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло.
Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю — Св. Екатерины (Santa Catarina). Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство.
После крещения она получила имя Екатерины и, побывав в Иерусалиме, дала обет стать невестой Христовой. Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. После казнисв. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви монастыря. Историю мученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайский монастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известен также как монастырь св. вмц. Екатерины. После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных. Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. Сегодня возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране. Католиков и западных туристов — на богослужение в храм монастыря не пускают, только на экскурсию утром. Храм Преображения Господня очень древний, намоленный святыми и благодатный. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь насчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески:
Вот врата Господа;
праведные войдут в них Пс. 117, 20). Вдоль базилики установлены двенадцать колонн — по числу месяцев в году. Над каждой — византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним — часовня Неопалимой Купины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, как обычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви — мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию.
Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы
можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела. В храме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят мощи св. вмч. Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебряными колечками, и маленькая головка св. вмч. Екатерины. Все молятся, совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждому дарит серебряное колечко с ее именем АГ. АIKATERINA. Выйдя из храма, можно отправиться к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. Рекомендуется посмотреть древнюю библиотеку монастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки. Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого и Нового Завета.
Синайский монастырь
Жизнь Моисея резко изменилась. Первые сорок лет своей жизни он провел в Египте, воспитываемый как сын дочери фараона. После этого, следующие сорок лет, Моисей был пастухом у Иофора, своего тестя. Спустя долгое время умер царь египетский (т. е. фараон). И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли к… Богу. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста, и увидел он, что терновый куст горит огнем, во куст не сгорает. Моисей сказал: «Пойду и посмотрю на сие великое явление отчего куст не сгорает». Господь увидел‚ что Моисей идет посмотреть и воззвал к нему из горящего куста: «Моисей! Моисей!… Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога. Господь сказал ему из куста: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его. Я знаю скорби его; и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне. Итак, пойди: Я посылаю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Но Моисей сомневался. Он считал себя недостойным такой великой задачи. Он сказал Богу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» На что Бог ответил ему: «Я буду с тобою».
Читайте более подробно: Исход 3:1-12.