ТОМСК, 1 фев – РИА Томск, Ольга Трепова. Томский театр «2+ку» за год со дня смерти своего основателя Владимира Захарова вернул на сцену два его спектакля и поставил два новых. В планах на 2020 год – открыть на базе театра школу кукольников, рассказала РИА Томск директор «2+ку» Ирина Наумова.
Ранее сообщалось, что основатель томского театра живых кукол «2+ку» Владимир Захаров 1 февраля 2019 года погиб при пожаре в домике-мастерской. Захаров был широко известен не только в Томске, но и в мире, он создал более 15 спектаклей по собственным пьесам и текстам других авторов. В них задействованы уникальные «живые» куклы на запястье особой конструкции, которая была разработана самим создателем театра.
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваВладимир Захаров и Заяц
«Мастер с нами»
«Мы открылись 1 марта, спустя месяц после этого трагического события. Захаров – это был человек-театр, он был главным, образующим театр лицом. Прошел год, но мы все четко ощущаем, что он с нами, в этом здании, в куклах и в этом мире, который он создал. Его присутствие ощущают буквально все – и те люди, кто работает в театре, и зрители», – рассказала Ирина Наумова.
За год без мастера не изменилось время показа спектаклей – в выходные дни это по-прежнему 12, 14, 16 и 18 часов. В ожидании начала спектакля зрители могут выпить травяного чая на террасе и понаблюдать за птицами за окном, слетевшимися на кусочек сала, бережно оставленный для них в кормушке.
Билеты, как и раньше, заранее не продаются, а плату за просмотр спектакля можно оставить в мешочке-кассе. Цена билета не изменилась: как говорил Владимир Захаров, «плата такая, во сколько вы оцениваете искусство».
Ирина подчеркивает: «Мы не просто живем, мы развиваем то, что он сделал».
Восстановили спектакли
За год продолжателям дела Захарова удалось вернуть на осиротевшую сцену театра два спектакля: «Про ежика» (с ним выступает Ольга Сигаль) и «Соло для медвежонка» (Анна Хомутинникова). Оба спектакля идут с большим успехом и по-прежнему собирают полный зал зрителей.
За этот период репертуар театра обогатился новой постановкой «Чемодан для моря». Начинал работать над этим спектаклем сам мастер вместе с Ольгой Гореловой, но завершить его Ольге пришлось уже одной. Кроме того, в театр пришла работать новая актриса Ксения Синегубова, которая с куклой на запястье погружает зрителей в мир своего спектакля «Муми-Тролли и волшебная шляпа».
© Таисия ВоронцоваСпектакль «Чемодан для моря» Ольги Гореловой в театре «2+ку»
Дело не в толщине запястья
Но есть постановки, которые пока «находятся на реконструкции».
«В планах, от которых мы не будем отступать, восстановить спектакли про Жана (по сценарию – маленький персонаж, выращенный из горошины – Ред.). Эта кукла в течение времени претерпевала изменения. Последние варианты, который Владимир использовал в спектаклях, это были максимально совершенные создания, в которых использовались все возможности человеческой руки», – отметила собеседница.
Жан, как и перелетный Заяц, мальчик из «Истории одной куклы» и многие другие куклы в театре-сундуке, ждут «своих» актеров.
«Кукла на запястье – это такая особенная вещь, она не со всяким артистом входит в контакт. Были попытки у профессионалов и непрофессионалов надеть куклу и пожить с ней, но не получалось. И дело тут не в толщине запястья. У куклы есть свое мнение, свой характер, с ней нужно сжиться и почувствовать друг друга», – отметила Наумова.
У кого получилось сжиться с куклой, те спектакли и вернулись сцену, объясняет собеседница: «Благодаря этому изобретению, самому зданию театра, его наработкам и созданными спектаклями, театр жив».
© Таисия ВоронцоваЗрительный зал в театре «2+ку»
Мировое признание
Кстати, уникальная кукла на запястье Владимира Захарова признана театральной общественностью во всем мире. И это мнение не только томичей.
Об этом говорилось на Международном фестивале театров кукол «Гефест», который проходил в Москве в октябре 2019 года, в нем приняли участие не только театры РФ, но и Великобритании, Японии, Франции, Италии и других стран. Фестиваль был посвящен томскому мастеру.
«Такое было удовлетворение, что все приехавшие мастера знают про куклу Захарова, даже если лично его не знали, и очень это ценят. Ведь кукла на запястье – это новый вид театра, это камерный формат с практически личным общением с каждым зрителем. Даже журналисты порой дают микрофон Ежику или Медвежонку, потому что возникает ощущение абсолютно живого существа», – пояснила собеседница.
© Таисия ВоронцоваСпектакль «Чемодан для моря» Ольги Гореловой в театре «2+ку»
Ирина отмечает, что сейчас руководство театра поставило перед собой задачу «подарить» куклу на запястье всему миру.
«Мы хотим сделать томскую школу кукольников, чтобы она базировалась в нашем театре, чтобы люди со всего мира приезжали учиться делать куклы на запястье. Не будет никакой скрытой информации, все творческие люди, которые хотели бы научиться их делать, смогут это сделать. Сам Захаров был такого же мнения. Это наша стратегическая задача на год», – сказала Наумова.
Она добавила, что результатом следующего года могут стать гастроли учеников школы кукольников – последователей дела мастера.
* * *
1-2 февраля в театре «2+ку» покажут документальные фильмы о Владимире Захарове и видеозаписи его спектаклей. В субботу в 12.00 и 16.00 – фильм «Единственный в мире» Елены Назаровой, в 14.00 – «Уроки доброты» Юлии Ратомской. Видеозаписи спектаклей «Про ежика» и «Двое, трое» – в 13.00 и в 15.00. В воскресенье кроме документальных фильмов в театре покажут записи постановок «Как найти солнце» (в 13.00) и «История одной куклы» (в 15.00). Вход свободный.
Описание проекта.
Поселок Трудармейский является самым крупным населенным пунктом Прокопьевского района. В нем проживает около пяти тысяч. В поселке имеется школа, три детских сада. Есть и учреждения, которые позволяют с толком провести свой досуг, получить дополнительное образование. Это музыкальная и спортивная школа, дом творчества, Трудармейский развлекательные комплекс, библиотека, Дом культуры. Из всего перечня учреждений культуры не хватает театра, хотя бы кукольного для детей. Но театра в поселке никто строить не будет. Ближайший театр находится в Прокопьевске – это 40 километров от поселка. Чтобы отвезти детей в театр, нужен автобус, сопровождение, разрешение каждого родителя. Автобусы имеются только в школе, они заняты подвозом детей, предназначены на нужды школы. Коллективу Трудармейской библиотеки пришла идея создать театр самим. Но театр необычный. От кукольного театра отказались. Разве ребенка можно удивить куклой. В кукольном спектакле ребенок является пассивным зрителем. А создать театр, где каждый зритель сможет стать актером, «живые руки» или в простонародье «платковый театр». Платковые куклы или куклы «Живые руки» выполнены из ткани. Голова куклы посредством тесемок крепится к голове водящего. Ладошки куклы — пустые, туда вставляются ладони водящего куклу. Туловище — ткань треугольного вида ( как платок, отсюда и название куклы) или полукруг или прямоугольник, имитирующий одежду( туловище) куклы. Такие куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций; обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам! В такую куклу может легко нарядится как ребенок, так и взрослый. Театр может функционировать не только в здании библиотеки, но и «выезжать на гастроли» в любое учреждение или организацию, и даже показывать свои представления на улице. А актером этого театра может стать любой желающий. Проблем с аудиторией никогда не будет, как выше было сказано, в поселке три детских сада и школа, с представлениями такой театр может выступать и на общепоселковых праздниках. Для того, чтобы театр заработал, нужно сшить платочные куклы. Выкройки кукол можно взять из Интернета, ткань, поролон можно купить в магазине, ну и для шитья нужна конечно, швейная машина. К сожалению, швейной машины в библиотеке нет. Площадь библиотеки (300 кв.м) вполне позволяет разместить небольшой пошивочный цех. А так как библиотекари – это женский коллектив, проблемы с пошивом не будет возникать. Персонал обучать не надо. Основными актерами театра могут стать сами библиотекари и читатели из актива библиотеки или действующих объединений. Персонал библиотеки- 6 человек. Учить библиотекарей актерскому мастерству тоже не надо. Каждый с легкостью перевоплотится в любого героя. Для организации уличных представлений необходима портативная переносная звуковая колонка, необходим фотоаппарат для видео и фотосъемки мероприятий. Так как отчет о реализации проекта планируется размещать в социальной сети ВК в группе библиотеки, отчеты отправлять в районную газету, на сайт централизованной библиотечной системы. Необходим ноутбук для составления отчетов, отправки электронных писем. Данный проект «Мобильный театр «живые руки», решит проблему отсутствия театра в поселке. Кроме того, такая театральная деятельность будет развивать личность детей, прививать интерес к театру, литературе. Участвуя в театральных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. От представления к представлению вырастет активность детей. Таким образом, театральные игры – один из самых эффективных средств, способствующих развитию творческих проявлений детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Решено, что часть платочных кукол будут пошиты по мотивам сказок А.С. Пушкина. Такие куклы не потеряют своей актуальности никогда. Ежегодно 6 июня в России отмечается пушкинский день. В 2019 году отмечают юбилей некоторые басни И.А. Крылова, часть персонажей будут посвящены его творчеству. В его баснях встречаются персонажи- животные: лисица, заяц, медведь, собака, волк и другие. Эти персонажи могут быть задействованы при театрализации русских народных сказок, использоваться в экологическом просвещении детей. Работая по программам и проектам, в своей работе библиотекари используют театрализацию, но каждый раз приходится искать костюмы, наносить грим. Открытие «Мобильного театра «живые руки» эту проблему решит, и решит самую главную проблему- отсутствие кукольного театра в поселке. Рабочий план реализации проекта рассчитан на год. Но театр продолжит свою работу после реализации проекта.