Содержание
Эпоха царей
До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета.
После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц. Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство.
Эпоха царей (или Израильско-Иудейского царства) продолжалась примерно с 1029-985 г. до н.э, но данные относительно точных годов правления несколько рознятся, поэтому они не приводятся здесь.
Царь Саул
Годы жизни и правления царя Саула
Согласно ТаНаХу, царь Саул был человеком высокого роста и «не было никого красивее его». Но были у него и отрицательные черты, которые сослужили ему плохую службу: подозрительность, приступы ярости, меланхолия и ревность.
После того, как Самуил помазал его на царство, Саул собрал людей в Массифе и там бросили жребий, который указал на него, и народ, для которого помазание Саула все еще оставалось тайной, провозгласил его своим царем.
Саул был достойным правителем и одержал много побед над врагами. Именно он создал в Израиле первые регулярные войска, которые успешно бились против филистимлян.
В первый период своего царствования вера Саула во Всевышнего была крепка — за богохульство он даже готов был принести в жертву собственного сына Ионафана.
Но потом наступил второй период, который был омрачен конфликтом с Самуилом. Они окончательно разорвали отношения после того, как Саул не исполнил повеление Самуила и полностью не истребил амалекитян. После этого Саул чувствовал, что Всевышний оставил его, а царские почести больше его не утешали. Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя.
Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца.
После этого Давид оказался при дворе царя Саула, где успокаивал своевольного правителя игрой на кинноре и подружился с сыном царя Ионайаном. А потом будущий правитель совершил настоящий подвиг, победив в бою великана-фелистимлянина Голиафа, сразив его камнем из пращи.
Но именно после этой блестящей победы над Голиафом царь Саул стал завидовать Давиду. В Книге Самуила сказано: «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Зависть и ревность только укреплялись в душе царя, он дважды безуспешно пытался убить Давида. А после того, как Саул метнул копье в Давида, тому только и оставалось, что бежать в Раму к Самуилу.
Саул продолжал воевать с филистимлянами, но не чувствовал поддержки Всевышнего. Перед битвой при Гелвуе он не получил ответ свыше об исходе сражения, отправился к Аэндорской волшебнице, чем еще больше разгневал Всевышнего. Да и вызванный чародейкой дух Самуила предрек Саулу гибель.
Так, собственно, и произошло. В битве с филистимлянами пали три его сына: Аминадав, Иосафан и Мелхисуа, в сам Саул, окруженный врагами, с помощью одного из своих воинов бросился на свой меч. Так закончилось царствование Саула, на смену которому пришел Давид.
Царь Давид
Свой расцвет древний Израиль пережил при царе Давиде, который мудро правил государством. Давид был младшим сыном Иессея из Вифлеема, правнуком Воза и Руфи. В книге Самуила говорится, что он был очень красноречив и красив, смел и отважен, а еще обладал огромной силой. В юности он пас овец.
От преследований царя Саула Давид был вынужден бежать сначала к Самуилу, затем к Анхусу — филистимскому царю. Какое-то время Давид укрывался в Адолламской пещере, но конец его мытарствам положило переданное через пророка Гада повеление Всевышнего идти в землю Иуды.
Тем временем филистимляне нанесли израильтянам поражение при Гелвуе. После этого Давид со своими сторонниками прибыл в Хеврон, и местные старейшины провозгласили его царем. Таким образом, Иудея отделилась от Израиля — ведь царем другой части был провозглашен сын Саула Иевосхей. Междоусобная борьба завершилась победой Давида — старейшины в Хевроне избрали его царем всего Израиля. Интересно, что частью армии нового царя командовал филистимлянин Еффей, который происходил из того же города, что и побежденный Давидом Голиаф.
Свое царское правление Давид начал с победоносной войны против иевусеев, в результате которой его армия захватила Иерусалим. Именно туда царь перенес столицу государства, именно здесь родился будущий царь Соломон.
За годы правления Давида Иерусалим был превращен в сакральный центр иудейского государства, при нем богослужения стали более экзальтированными и музыкальными. В последнем нет ничего удивительного — ведь Давид был еще поэтом и музыкантом, и сам сочинял псалмы.
Еще до воцарения в Иерусалиме Давид сумел вернуть в земли Израиля Ковчег завета с каменными скрижалями десяти заповедей и теперь собирался построить для него Храм. Но это намерение осуществил Соломон, а Давид только начал подготовку к строительству.
Давид расширил и укрепил Иерусалим. Но, увы, его царствование не было безоблачным — против царя выступил его сын Авессалом. Разгорелась новая междоусобица, приведшая к гражданской войне. И снова победа была за Давидом, который после окончания смуты продолжил войны с внешними врагами. Битвы неизменно заканчивались победой израильского войска.
А потом был мятеж Савея, после подавления которого о своих правах на царский престол заговорил следующий по старшинству сын Давида — Адоний. После этого по настоянию свой жены Вирсавии и пророка Нафана Давид передал власть Соломону. Царь Давид правил Израилем 40 лет.
Царь Соломон
В Первой книге царей (Мелахим алеф) сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.
В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны.
Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона.
Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам. За это Всевышний пообещал народу Израиля лишения, но уже после окончания царствования Соломона. Мудрый царь умер на 40 году своего правления, это случилось, кода он наблюдал за строительством алтаря. Приближенные похоронили Соломона только после того, как черви начали точить его посох.
Разделение царства, последствия
После смерти Соломона на царский трон взошел его сын Ровоам. Он жестко проводил свою политику внутри страны, чем вызвал недовольство части населения — десять колен Израилевых отказались считать его свои повелителем.
После этого недовольные объединились вокруг Иеровоама и образовали свое государство в северной части Израиля. Столицей нового государства стал Шомрон, а цари отошли от монотеизма и начали поклоняться финикийским божествам.
В общем, цари Израиля правили двумя государствами, нередко случались междоусобицы и государственные перевороты. А через некоторое время десять колен Израилевых были уведены в рабство. Южное Царство завоевал Навуходоносор, а Северное Царство разрушили ассирийцы.
Цари Израиля совершили великие дела. И пусть те времена уже давно прошли, но следы их правления мы наблюдаем до сих пор. Кто не знает о подвиге Давида или о мудрости Соломона? Их имена навечно вписаны в историю человечества.
Меня интересует родословная царя Давида. Давид был 8-м или 7-м сыном Иессея? Нет ли тут противоречия в Библии? Я спрашиваю из-за этих двух отрывков:
«Но Господь сказал Самуилу: «Елиав высок и красив, но не смотри на него. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Елиав не тот человек». Затем Иессей позвал второго сына, Аминадава. Аминадав подошёл к Самуилу, но Самуил сказал: «Нет, это не тот, кого избрал Господь». Тогда Иессей велел Самму подойти к Самуилу, но Самуил сказал: «Нет, и этого не избрал Господь». Так Иессей подводил к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал: «Никого из них не избрал Господь». Затем он спросил Иессея: «Все ли сыновья твои здесь?» Иессей ответил, что у него есть ещё младший сын, но он пасёт овец. Самуил сказал Иессею: «Пошли за ним и приведи его сюда. Мы не сядем есть, пока он не придёт». (1 книга Царств 16:7-11)
«Иессей был отцом Елиава. Елиав был его первым сыном. Вторым сыном Иессея был Аминадав. Его третим сыном был Самма. Нафанаил был четвёртым сыном Иессея. Пятым сыном Иессея был Раддай. Оцем был шестым сыном Иессея, а Давид был его седьмым сыном. (1Паралипоменон 2:13-15)
Ответ:
Родословная царя Давида
Объяснение заключается в том, что отрывок 1 Царств 16:7-11 описывает более раннюю ситуацию в жизни Давида, чем 1 Паралипоменон 2:13-15. Похоже, что один из восьми сыновей Иессея умер, так и не родив детей, так что в генеалогии перечисляются только те, что были еще живы или те, кто оставил потомков. Из других генеалогий в Библии мы знаем, что когда ребенок умирает не оставив «следа», его имя не включается в генеалогию. Если вы спросите мою жену о том, сколько детей было в её семье, она скажет, что десять. На самом деле, было одиннадцать, один умер в достаточно раннем возрасте. Так что она и её братья и сестры скажут вам, что их всего 10. Возможно, что это объяснение кажущейся проблемы в этих двух отрывках.
Возможно, что есть и другое объяснение — ошибка при копировании, но я думаю, что это менее вероятная причина. Урок, который необходимо нам здесь усвоить, заключается в том, что когда мы видим кажущееся, на первый взгляд, противоречие, мы должны позволить самой Библии ответить на эти сомнения. Доказательства богодухновенности и безошибочности Библии очень сильные, так что до тех пор, пока мы не разберемся в кажущемся противоречии, мы должны его таковым и считать — кажущемся, но не реальным.
Вот пример — отношения с моей женой. В последние 29.5 лет она заслужила право доверять ей и наоборот. Если бы мне были предоставлены некоторые улики, которые можно было бы истолковать, что она не верна мне, то было бы очень глупо для меня прийти к заключению, что она мне изменяет. Мудро и разумно будет полагать, согласно тому, как она вела себя последние 30 лет, что она совершенно невинна.
Библия имеет гораздо более сильные основания для разрешения всех «сомнений», чем пример с моей женой. Я полагаю, что вы сможете разрешить все ваши будущие «противоречия» тем же путем. Не игнорируйте эту информацию, т. к. это вернется к вам в будущем. Исследуйте вопрос, но изначально имея в виду, что здесь нет никакого противоречия. Так мы поступили и в случае примера Давида — сына Иессея.
Джон Окс
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Примеры употребления слова соломон в литературе.
В улее Великого Белого Братства формировались Гермес Трисмегист, влияние которого на итальянское Возрождение было неопровержимым, как и на гностицизм Принстона, Гомер, галльские друиды, Соломон, Солон, Пифагор, Плотин, Иосиф Аримафейский, Алкуин, король Дагобер, святой Томас, Бэкон, Шекспир, Спиноза, Яков Беме, Дебюсси, Эйнштейн.
Своим положением Соломон в значительной степени был обязан временному ослаблению Египта, которое подстегнуло амбиции финикийского правителя, и потребности последнего приблизить к себе того, кто держал в руках ключи от альтернативного торгового пути на Восток.
Соломон, испугавшись, как бы совсем бакшиш не ушел от него, — русские, видимо, знали больше, чем надо, — схватил великого посла за рукава.
Подобно Соломону Бандаранаике, Джеявардене был по рождению христианином, который принял буддизм и нативизм, чтобы сблизиться с народом.
Просто царь Соломон, он же пророк Сулейман, издавна считался владыкой бесов, их предводителем.
Источник: библиотека Максима Мошкова