Историк Ольга Эдельман рассказала, для чего революционеры заводили себе партийные клички, как их придумывали, и как Коба превратился в Сталина.
Ленин, Сталин, Троцкий – люди, носившие эти фамилии, прекрасно нам знакомы. Но мы редко вспоминаем о том, что ни один из них не родился с такой записью в паспорте, ведь все это – псевдонимы.
Впрочем, они настолько закрепились за их носителями, что знаменитые революционеры остались в истории именно под вымышленными именами: ими пестрят школьные учебники, они выбиты на памятниках, ими же, в конце концов, называют улицы и города.
В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках. 1922
Но почему Джугашвили стал Сталиным, а Ульянов – Лениным? Только ли для конспирации большевикам требовались замысловатые прозвища? Кто был образцом для подражания для будущих вождей и чьи имена они заимствовали? Об этом и многом другом в интервью порталу «История.РФ» поведала кандидат исторических наук, ведущий специалист Государственного архива РФ Ольга Эдельман.
Чтобы запутать жандармов
– Ольга, расскажите, для чего революционерам в России нужны были прозвища?
– Прозвища были нужны для конспирации. По этой же причине – конспиративной – революционер мог одновременно пользоваться несколькими кличками: одна использовалась для общения в подпольной среде, другая служила авторским псевдонимом, еще какие-то для разового общения, чтобы «не светить» основную, еще одна использовалась на партийном съезде и т. д. Их намеренно разводили, чтобы жандармам сложнее было отождествить действующего в определенном месте подпольщика с участником съезда и автором статей в партийной периодике. Кроме того, нелегалы пользовались подложными или чужими паспортами, поэтому иногда называли себя и такой, подложной фамилией.
Л.Д. Троцккий на военном параде
– А почему многие бывшие подпольщики сохраняли свои псевдонимы даже тогда, когда им уже не нужно было скрываться от полиции? Так делали известнейшие партийные деятели: Ленин, Сталин, Троцкий…
– После революции сохранялись те псевдонимы, под которыми человек стал известен, и чаще всего это авторские псевдонимы. Ленин, Троцкий стали широко известны как публицисты, поэтому предпочли сохранить эти имена в качестве фамилий. Так, «Ленин» – это прежде всего авторский псевдоним, так Владимир Ульянов подписывал статьи. Аналогично – Максим Горький, у которого вообще слиплись настоящее имя и отчество (Алексей Максимович) с фамилией-псевдонимом.
От Сосо до Сталина
– Расскажите немного про Сталина. Ведь вождь народов далеко не всегда использовал эту фамилию? Какие еще псевдонимы были у Иосифа Виссарионовича?
– Иосиф Джугашвили на ранних этапах своей нелегальной работы назывался просто Сосо. Это дружеская, домашняя форма имени Иосиф, то есть нечто вроде Коля и Саша для русских имен. Затем он придумал кличку Коба, под которой стал известен в Закавказском партийном подполье (Коба – герой приключенческой повести Александра Казбеги «Отцеубийца», считается любимым литературным персонажем Сталина. – Прим. ред.). Жил с фальшивыми паспортами на имя Кайоса Нижерадзе и проч. После революции 1905 года, когда появилось относительно много свобод, он и статьи стал подписывать «Коба», «Ко…», «К.» – читатели догадывались, кто это пишет. С 1910 года Джугашвили стал подписывать статьи вариантами – «К. Ст.», «К.С.».
И.В. Сталин. 1902 год
– Когда же Коба окончательно превратился в Сталина?
– Псевдоним «К. Сталин» закрепился только в начале 1913 года, незадолго до ареста Джугашвили и ссылки в Туруханск. На 4- и 5-м съездах РСДРП он был «Иванович», а в Петербурге в 1912 году партийная кличка была Василий, Васильев, причем только узкий круг знал, что «Василий» – это «Коба».
Романтический образ борца
– Я слышала, что иногда партийная кличка была своеобразным ключом к шифру и использовалась в тайной переписке. Это правда?
– Не встречала их использования как ключа к шифру, да и вряд ли такое было. Но то, что партийные клички использовались в переписке, – правда. Причем иногда Ленин и Крупская в одном и том же письме пользовались двумя прозвищами, чтобы у жандармов двоилось в глазах. Например, в письме, адресованном «Васильеву», в третьем лице давались указания «Ваське», будто бы это другой человек. Или письмо Владимиру Ивановичу Невскому (российский революционер, большевик, историк. – Прим. ред.) Ленин адресовал на его настоящую фамилию Кривобоков и в третьем лице упоминал Спицу – одна из кличек Невского (Невский – тоже кличка).
В.И. Невский
– А по какому принципу вообще выбирались псевдонимы?
– Некоторые псевдонимы имеют выраженную «рабочую» стилистику: Каменев, Молотов, да и Сталин. К тому же тут есть отсылка к романтическому образу твердого, несгибаемого борца. Троцкий уверял в воспоминаниях, что придумал эту фамилию случайно, когда во время побега из ссылки нужно было вписать какое-нибудь имя в фальшивый паспорт (согласно большинству историков, Лейба Бронштейн выбрал себе псевдоним по имени Николая Троцкого, старшего надзирателя одесской тюрьмы, где он сидел в 1898 году. – Прим. ред.). Георгий Орджоникидзе с самого начала участия в революционном движении пользовался прозвищем Серго, а Степан Шаумян – Сурен и Суренин, в обоих случаях это просто имя. О происхождении клички Камо существует легенда, восходящая к нему самому, будто в начале его поприща его так прозвал Сосо Джугашвили, потому что Семен Тер-Петросян плохо говорил по-русски и однажды вместо «кому» сказал «камо». «Эх ты, «камо”», –дразнил его Сосо.
Стоит отметить, что псевдонимы для известных людей – вполне обычное дело, и в разные времена их широко использовали писатели, музыканты, актеры и другие представители творческих профессий. При этом в большинстве случаев псевдонимы настолько «прирастали» к своим владельцам, что многие поколения поклонников их таланта воспринимают лишь эти имена, а кто-то и вовсе уверен, что они были даны при рождении.
Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, Л.Б. Каменев
Между тем, такие знаменитые поэты, как Анна Ахматова, Саша Черный, прозаик Марк Алданов, писатель и сценарист Илья Ильф, поэт и драматург Михаил Светлов и многие другие, чьи фамилии у вас на слуху – все это псевдонимы. Их можно воспринимать по-разному, так как псевдонимы – это всегда маски, и их назначения разнятся в зависимости от целей носителя. Иногда эта маска призвана скрыть какие-то потайные стороны личности или затушевать часть ее истории, иногда – приукрасить истину, создать атмосферу загадочности, иногда – подчеркнуть какие-то ключевые качества человека, с помощью которых он хочет выделиться. Так или иначе, каждый человек вправе сам выбрать себе имя, под которым он станет известен современникам и потомкам. В то время как имя, данное при рождении – навсегда остается с ним.
Высокий, соблазнительный блондин стоял на ступенях, ведущих в здание школы. Лёгкий ветерок дул ему в ебало, пока он задумчиво смотрел вдаль. — Наконец-то закончились чёртовы дополнительные! Я так заебался… А ещё и домашка, заебись вообще!.. Вдруг он заметил силуэт в кустах, напоминавший член, но тут же отвлёкся на бурчание своего жирного, по Ёхиному мнению, живота. — Бляздец! — подумал Ёха, — Жрать хочу…….. Постоял, потупил, подумал и решил: — Диета диетой, девАчки, но шаурма после школы — святое! Он собирался спуститься по ступеням, но как раз в этот момент его толкнула какая-то младшеклашка и он разъебал своё прекрасное ебало об асфальт. — Ой, ПрАсТиТе, — довольно сказал мальчик и побежал дальше, будто он бегущий в лабиринте. В то время Ёха кое как встал, снял со спины рюкзак, достал вЛаЖнЫе СаЛфЕтОчКи(Ёха очень чистоплотный мальчик) и начал вытирать кровь с лица. — Ух сука… Нос из-за него разъебал, — тихо пробормотал парень. Убрав всю кровь со своего уже не прекрасного ебала Ёха не отчаился — он всё ещё хотел шаурму! Он пошёл в сторону ещё одних ступеней, которые шли к выходу из школьной территории. Дойдя до них он внимательно осмотрелся, нет ли кого и аккуратно начал подниматься. Вдруг он услышал какая-то шорох и упал на четвереньки. До верху он добрался на своих четырёх и выдохнул с облегчением. Вдруг он вспомнил о члене, стоявших в кустах и желание узнать, реально, это большой мужской половой орган или нет, было сильнее желания пожрать. Ёха направился к кустам и заметил там своего друга — Вадима. Но вдруг он заметил, что его братан не просто стоит, а держит себя в области паха. Потом до Ёхи дошло, что Вадим ссыт. Но вдруг друг парня заметил его. — Чё смотришь?! — грозно сказал пацан, чуть ниже Ёхи, с тёмными волосами по имени Вадим. — А чё, нельзя? Может я тоже поссать пришёл… — немного обидевшись ответил Ёха. — Может…. Ты всё-таки уйдёшь? — смутившись сказал Вадим. — А, да, щас, щас…….. — покраснел Ёха, но неожиданно для себя добавил, — ты шавуху будешь? — Ох чёрт…… — подумал Ёха. — Хех, да… — довольно облизываясь сказал Вадим. Он, к слову, просто обожал шаурму. Поэтому как только Ёха напомнил Вадиму про неё, он сразу же забыл о своём смущении. Ёха нелепо улыбнулся и пошёл за шаурмой. Вот идут Лёха и Вадим довольные, с шаурмой. Подошли к рандомной лавке, на которой было куча бутылок. Вадим резко одной рукой все бутылки скинул с лавки, наклонился и проговорил: — Присаживайтесь, мой любимый чолодой меловек) Ёха покраснел, сел и отвернулся, чтобы скрыть смущение. А Вадиму было, честно говоря, насрать, Вадим ел свою любимую шаурмечку. Как вдруг соус от шаурмы капнул Вадиму прямо на футболку. — Блятб, новая футболка за сорак грiвень! — провопил Вадим. — И как ты могла, любовь всей моей жизни, так поступить со мной, с моей футболкой!? Ёха подумал, почему он дружит с этим придурком и вспомнил, что он такой же придурок. — У тебя есть сАлФеТаЧкИ? — сказал Вадим, зная о чистоплотности своего друга. — Да, конечно… — сказав это, Ёха начал рыться у себя в рюкзаке и искать сАлФеТаЧкИ. Лёха рылся, рылся. Почти залез уже в свой рюкзак, как вдруг вылез из него с победным криком: — Нашёл! Вадим испугался и выронил шаурму из своих рук, растущих чуть ниже плеч, из ребёр. А если без шуток, то руки у него расли из плеч, но реально было чувство, что немного ниже. — Ты… — прошептал Вадим. — Сначало меня обидела шаурма, а теперь ТЫ обидел мою шаурму?! Вадим был взбешён таким неуважением со стороны своего друга. Лёха почувствовал сильную вину, зная, как сильно его друг любит шаурму и протянул салфетки, из-за которых это всё и началось. Сначало разбитое ебало, теперь ссора с другом. — Слушай, ты это…. Прости меня пожалуйста, я правда не хотел…- протягивая салфетки сказал Ёха Вадим молча взял их и начал вытирать пятна от соуса. — Давай я тебе помогу? — с этими слова Ёха взял ещё одну салфетку. — Нет уж, не надо…. — обижено пробубнел себе под нос Вадим. Но Ёха не послушав его, стал помогать оттирать, уже въевшиеся пятна. — Вадим?.. — еле слышно сказал Ёха. — Ты сегодня такой… красивый? Лицо Вадима моментально покраснело и… Ёха страстно поцеловал его в губы. — Что ж, теперь ты меня простил?)) — довольно улыбаясь, сказал Ёха . — Угу…- сказал ещё очень смущённый Вадим и закрыл своё лицо руками. Мысли Вадима заполнили мысли, по типу, зачем Лёха это сделал? Это же как-то слишком по-гейски, нет! Я не пидорас! Блять, моя шаурма! Лёха пидорас, ясно! Но тут же он понял, что у него членин всталин и он был готов умереть со стыда, лишь бы Лёха этого не заметил. — Я пидорас, — нечайно озвучил он это вслух. — Что? — переспросил Лёха, не расслышав тихие слова Вадима. — Я пидорас! — уже намного громче сказал Вадим. — Получается я тоже… И… Ты мне нравишься, давно уже нравишься и очень сильно..- наконец признался Ёха. — Ээ.. Ааа… Мне надо всё обдумать! — с этими словами Вадим хотел побежать прочь, но упал и разпидорасил себе всё ебало. Лёха встал. Постоял. Потупил. Обдумал всю свою жизнь. Вспомнил, что у него валяется друг, который распидорасил своё ебало и пошёл ему помогать. Он подошёл к нему, подал руку и помог Вадиму встать. Достал салфетки и начал вытирать, на удивление, не радужную кровь с лица Вадима. — Ну ты и распидорасился конечно, — со смехом сказал Ёха. — Это ты меня распидорасил, сукин ты сын, — огрызнулся Вадим. — Хехе, — ехидно усмехнулся Ёха. — Ладно, я пошёл домой, — сказал Вадим — Ну ок… — расстроенно проговорил Ёха. И Вадим, как и сказал пару секунд назад, пошёл домой. Когда Вадим отошёл на приличное расстояние от Лёхи, тот крикнул: «До завтра!». Ёхе было обидно, что в этот вечер был только тот поцелуй, продлившийся мгновение. Но у него были уже планы на нечто большее, чем это. На то, чем он мог бы усмирить себя и своё влечение.
Не в первый раз наблюдаю попытки противопоставлять Ленина и Сталина: дескать, первый — это революционер и разрушитель, второй — государственник, который превратил Советский Союз в сверхдержаву. Буквально сегодня встретил очередного «разоблачителя», цитирую:
Какие были достижения при большевиках, кроме гражданской войны, голода, утраты территорий и политики уничтожения всего русского и православного?! Все достижения Советского Союза — это достижения под руководством Сталина, благодаря ему и вопреки «ленинской политике».
То, что человек признает заслуги Сталина – это неплохо. Иосиф Виссарионович многое сделал для страны, за что ему следует быть благодарными. Но заявлять, будто Сталин действовал вопреки «ленинской политике»… Хочется спросить: граждане, а вы в ленинской политике так хорошо разбираетесь для того, чтобы делать подобные заявления? Вас интересует, какое отношение Ленин имеет к достижениям сталинского периода. Я отвечаю: имеет самое непосредственное отношение.
Выступая перед комсомольцами 2 октября 1920 года, В.И. Ленин говорит:
«Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе».
Смею заверить, это не единичная цитата. Большевики действительно считали, что коммунизм невозможно построить без передовой промышленности. Но, может быть, дело ограничивалось только декларациями?
Что ж, я уже писал об этом в статье про коллективизацию, так что цитирую фрагмент из статьи:
4 февраля 1931 года И.В. Сталин произносит историческую фразу: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут». Слова оказались пророческими – через десять лет разразилась самая страшная в истории человечества война. К счастью, страна успела сделать промышленный рывок, и армии немцев встречали потоками современной техники, а не конными армиями.
Но промышленный рывок большевики начали готовить не в начале тридцатых, а гораздо раньше. Большевики считали, что коммунизм невозможно построить без создания в стране мощной промышленности – самой современной и передовой. Еще не кончилась гражданская война, когда большевики начали проводить электрификацию страны (план ГОЭЛРО). Без энергетических ресурсов никакой промышленности создать было невозможно. (Есть, кстати, любители противопоставлять Ленина и Сталина – дескать, первый – это революционер, который только разрушал, а второй – государственник, который строил. Нелишним будет спросить этих людей – кто и зачем проводил в стране электрификацию).
Однако, для того, чтобы проводить масштабную индустриализацию требовались не только энергетические, но и рабочие ресурсы. И с этим были серьезные проблемы. Дело в том, что СССР начала 20-х – это страна, в которой 80% населения – крестьяне. По результатам переписи населения 1920-го года в стране лишь 44% людей в возрасте 9-49 лет были грамотными. Причем если в городе доля грамотных составляла 73%, то для крестьян этот показатель 37%.
Для индустриализации требовалась не просто грамотность, а полноценное образование. Без образованного населения современной промышленности не создашь. Поэтому, большевики вводят всеобщее бесплатное школьное образование, строят повсеместно школы, библиотеки, проводят кампанию по ликвидации безграмотности. К 1939 году грамотность населения составляет уже 87%.
Итак, электрификация и всеобщее образование. Но и этого недостаточно. Для масштабных строек, которые велись в эпоху индустриализации, требовались миллионы рабочих рук. Взять их в короткие сроки было неоткуда, кроме как из деревни. Та задача, которую решала коллективизация – повысить эффективность сельского хозяйства настолько, чтобы меньшим числом людей можно было прокормить страну. Освободившиеся крестьяне смогут уехать в город, чтобы учиться, строить, и работать на построенных заводах.
За счет чего предполагалось увеличивать эффективность сельского хозяйства? За счет организации самых передовых методов ведения хозяйства с использованием науки и техники. Чем обрабатывал землю крестьянин? Волом и плугом. Что должно было прийти на смену? Трактор.
Подумайте над таким фактом: в 1913 году США выпущено 7000 тракторов. В России, где зерновой экспорт составлял львиную долю всего экспорта , в этот же период на всю многомиллионную страну 150 тракторов (да и то, немалая их часть предназначена для нужд армии). Разве Россия не могла себе позволить иметь передовую сельскохозяйственную технику? Или до этого никому не было дела?
О том, чтобы наладить массовое производство собственных тракторов большевики говорят еще в 1917 году. В 1918 Ленин посылает конструктора Я. В. Мамина за границу закупать оборудование для тракторного завода. Страна начинает производить собственные трактора, к началу тридцатых их количество уже измеряется десятками тысяч.
Получается следующее:
1. Ленин и большевики изначально планировали в стране промышленный рывок.
2. Ленин и большевики начали готовить промышленный рывок еще до окончания гражданской войны.
Если бы к началу 30-х не были созданы значительные энергетические ресурсы, если бы большевики не переломили ситуацию с безграмотностью и необразованностью, если бы в СССР не обзавелся собственной сельскохозяйственной техникой – никакая сталинская индустриализация 30-х годов была невозможна.
* * *
Далее хочу ответить на высказывание по поводу «политики уничтожения всего русского и православного». Я хочу спросить тех, кто утверждает, будто большевики уничтожали все русское: культуру тоже уничтожали?
Отношение партии большевиков к культуре и культурному просвещению зафиксировано в резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года: «Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».
Большевики повсеместно создавали библиотеки — даже при воинских частях Красной армии. Красноармейцы, которые в большинстве своем были вчерашними крестьянами, охотно читали произведения русских классиков. Интересовала их также научная литература, особенно то, что связано с сельским хозяйством. Можно привести такой показатель: в 1921 году доля неграмотных красноармейцев составляет 5-7% (а то же самое время неграмотных в целом по стране 50-60%).
Но не только через литературу просвещали бойцов-красноармейцев. В местах скопления войск повсеместно создавались клубы, в которых кроме политической работы — дискуссий, лекций и пр. большое внимание уделялось культурному просвещению. При клубах открывались различные секции: музыкальные классы, хоровое пение, изобразительное искусство, проводились театральные постановки, в том числе силами самих красноармейцев.
Скажите, если большевики все русское разрушали, то откуда взялся великолепный (и это признано во всем мире!) русский театр, русский балет, русская консерватория, откуда взялись ансамбли народной музыки и танцев? Откуда появились построенные повсеместно дома культуры, музеи, картинные галереи? Почему советский кинематограф создавал шедевры, на фоне которых современные российские поделки смотрятся довольно таки бледно? Предпосылки для культурного и образовательного прорыва были заложены не в 30-х годах, а раньше. Выходит, не все русское уничтожали большевики. А что-то вовсе даже не уничтожали, а, напротив, превозносили и развивали.
По сути, большевики взяли образцы светской дворянской культуры и передали их в народные массы. И это, как видите, не является заслугой лично Сталина.
* * *
Подводя итог: успехи и достижения Сталина по строительству мощной промышленной державы, по укреплению образовательного и культурного уровня страны вовсе не противоречат курсу Ленина, а, напротив, являются его логическим продолжением. Да и сам Сталин с большим уважением относился к основателю советского государства.
P.S. Кстати, насчет уничтожения Лениным всего православного – это тоже неверно.Вопрос об отношении большевиков и церкви гораздо сложнее, чем его пытаются представить оголтелые верующие или воинствующие атеисты. Могу порекомендовать статью Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924).